Основные неисправности системы охлаждения двигателя

Добрый день! На днях, на страницах блога, вышла статья — система охлаждения автомобиля. И сегодня я расскажу, как произвести ремонт системы охлаждения любого автомобиля. Расскажу про неисправности системы, и как их диагностировать.

Основные неисправности системы охлаждения двигателяРемонт системы охлаждения двигателя

   Выявление неисправностей системы охлаждения

Как выявить неисправность в системе охлаждения? И вообще какие существуют поломки данной системы?  Система охлаждения, как и любая другая система, ей свойственно ломаться. В связи с этим, ниже составлен список неисправностей системы охлаждения.

  • Не герметичность системы охлаждения
  • Вышел из строя термостат
  • Отказ помпы (водяного насоса)
  • Система имеет загрязнение
  • Вышел срок службы охлаждающей жидкости
  • В системе присутствует воздух

Ремонт системы охлаждения

  1.    Не герметичность  — подтеки в соединениях, пробит радиатор, люфт в помпе или трещина в расширительном бочке. Если, есть наличие подтеков в соединительных шлангах, то меняем шланг. Так же возможная протечка может возникнуть из-за пробитого радиатора. И если нет возможности или средств купить новый.

    Достаточно купить герметик для радиаторов и залить в систему. Он закупорит все отверстия и можно спокойно доехать до ближайшего сервиса или гаража, для дальнейшего капитального ремонта.

  2.   Термостат — причина замены термостата могут заключаться в его заклинивании. То есть, как известно в системе 2 контура, большой и малый.

    Если термостат заклинило по малому кругу, то стрелка температуры поползет активно вверх. Если же по большому, то печка просто перестанет греть.

  3.    Неисправности помпы — сопровождаются подтеками либо заклиниванием. На некоторых моторах заклинивание помпы приводит к загибу клапанов. И последующему дорогостоящему ремонту.

    Метод устранения заменой на новую.

  4. Система охлаждения загрязнена. Поскольку неисправность, влечет за собой забитый радиатор или патрубки. Вследствие чего происходит рост температуры двигателя. Двигатель начинает кипеть, происходит перегрев. Устранить такую  неисправность можно методом промывки радиаторов, внутри  и снаружи.

    Или его следует заменить.

  5. Вышел срок службы охлаждающей жидкости. Обычно, в автомобилях залит антифриз или тосол. Чаще конечно же антифриз. Срок замены антифриза составляет от 2 до 8 лет, в зависимости от класса.

    Метод устранения данной неисправности  — замена охлаждающей жидкости с промывкой системы.

  6. В системе охлаждения присутствует воздух — пагубно сказывающийся на отопителе салона. Короче говоря, в салон автомобиля поступает холодный воздух.

    Метод устранения выпустить воздух из системы, путем заезда на горку и прогревание автомобиля до включения вентилятора. Разумеется, воздушная пробка выйдет быстрее, если шлангам системы охлаждения придать, некий,  импульс в виде сжимания и разжимания.

Инструмент для ремонта системы охлаждения

Для этого нам понадобятся рожковые ключи, отвертка, трещотка. Дополнительно прикупите хомуты. Современные хомуты имеют свойство ржаветь и отваливаться. Из-за, некачественных хомутов возможна банальная утечка атифриза.

Для промывке охлаждающей системы вам потребуется тара для слива старой жидкости и последующей промывке двигателя.

Так же опрессовку двигателя возможно сделать специальным инструментом. Она нужна для выявления мест утечек антифриза, путем создания давления в системе. Если есть не герметичность, она сразу проявится.

Заключение

Прежде всего, не игнорируйте уход и проблемы связанные с охлаждением. Так как,  мотор автомобиля может выйти из строя. Вероятнее всего это повлечет за собой большие капиталовложения в автомобиль. В конце концов своевременно меняйте Антифриз и время от времени залезайте под капот своего автомобиля. Визуальный осмотр может помочь предотвратить некоторые неприятности.

Основные неисправности системы охлаждения

Диагностика
системы охлаждения позволяет выяснить
причину неисправности данной системы.
Основная неисправность — повышенная
температура двигателя, указатель
температуры находится в красном диапазоне
шкалы, что указывает на перегрев
двигателя. Основные причины перегрева
двигателя:

  • Недостаточное количество жидкости в системе
  • Перегрузка двигателя
  • Слабое натяжение ремня вентилятора
  • Недостаточная производительность водяного насоса
  • Неисправность термостата
  • Засорение трубок
  • Закрыты жалюзи радиатора вследствие заедания троса управления жалюзи или оси створок
  • Большое отложение накипи в системе охлаждения

Основные
способы устранения в зависимости от
причины: долить охлаждающую жидкость
до нормы, отрегулировать натяжение
ремня вентилятора, произвести ремонт
водяного насоса, проверить термостат
(при необходимости заменить), промыть
радиатор сильной струей воды при
засорении трубок, при наличии накипи в
системе охлаждения произвести химическую
чистку, очистить от ржавчины и смазать
графитной смазкой жалюзи радиатора.

https://www.youtube.com/watch?v=SSDpwOQSPN4\u0026pp=ygVi0J7RgdC90L7QstC90YvQtSDQvdC10LjRgdC_0YDQsNCy0L3QvtGB0YLQuCDRgdC40YHRgtC10LzRiyDQvtGF0LvQsNC20LTQtdC90LjRjyDQtNCy0LjQs9Cw0YLQtdC70Y8%3D

Иная
неисправность — не сливается охлаждающая
жидкость из сливного отверстия рубашки
блока цилиндра. Причина — скопление
накипи и продуктов коррозии в зоне
сливного отверстия. Основной способ
устранения — прочистить проволокой и
продуть сжатым воздухом сливное
отверстие.

Повышенный
расход охлаждающей жидкости может
указывать на неисправность клапана
пробки радиатора, повреждение прокладки
пробки радиатора, повреждение радиатора,
утечку через соединения в системе
охлаждения двигателя и в системе
отопления. В зависимости от повреждения
устраняется и основная причина
неисправности.

Следующей
неисправностью в системе охлаждения
двигателя может быть переохлаждение
двигателя, что происходит по двум
причинам:

  • вследствие неисправности термостата
  • заедания привода жалюзи в открытом положении.

В
этих случаях необходимо заменить
термостат либо смазать графитной смазкой
привод жалюзи, предварительно очистив
его от ржавчины.

При
ЕО проверяют осмотром герметичность
системы смазывания и ее соединений.
Контролируют уровень масла в картере
двигателя масломерным щупом. При
необходимости доливают масло до верхней
метки. Контролируют давление масла в
системе при пуске двигателя и в процессе
работы автомобиля.

При
ТО-1 проверяют крепления маслопроводов
и приборов системы смазывания. При
ослаблении креплений гайки и болты
подтягивают. Отстой из фильтров сливают
на прогретом двигателе.

При
ТО-2 заменяют масло в картере двигателя.
После слива отработавшего масла
рекомендуется промыть систему с
использованием специальной установки
и промывочного масла.

Проверка
уровня масла в двигателе.
Через
3 – 5 мин после выключения двигателя
вынуть
масляный щуп, вытереть его насухо тканью
(не оставляющей волокон), вставить щуп
обратно, вынуть щуп для определения
уровня масла: он должен находиться между
метками «МАХ» и «MIN», ближе к
метке «МАХ».

Рис.
1. Проверка уровня масла

Если
уровень близок к метке «MIN»,
то необходимо долить свежее масло до
нормы. Перед дозаправкой очистите
заливную горловину от пыли и грязи.

При
проверке уровня масла необходимо
обратить внимание на его качество.
Загрязненность можно определить по
цвету и прозрачности на маслоизмерительном
указателе или капельной пробой на
фильтровальную бумагу.

Промывка
системы смазки и замена масла в двигателе.

В процессе работы в смазочной системе
накапливаются осадки, состоящие из
продуктов неполного сгорания топлива
и окисления масла. Присадки масел также
способствуют отложениям.

Новые масла,
заливаемые при ТО, обладают моющими
свойствами и частично вымывают отложения,
загрязнения тем самым маслом. Длительная
работа двигателя на холостом ходу при
низких температурах воды и масла
способствует интенсивному осадкообразованию.

Последующая работа двигателя на при
высоких нагрузках и температурах
вызывает превращение мягких отложений
в твердые. Осадкообразование вызывает
забивку маслопровода, задиры вкладышей,
залегание колец и т. д.

Удаление
осадков, т. е. промывка системы смазки,
является необходимой технологической
операцией, особенно при сезонном переводе
работы двигателя на масло другой марки.

Промывка замедляет ухудшение физико –
химических показателей моторного масла,
повышает компрессию двигателя (при
более 100 тыс. км.

) за счет более свободного
расположения колец на поршне, уменьшает
расход топлива и угар масла, обеспечивает
лучшее функционирование смазочной
системы. Промывку системы проводят
масловязкими маслами (6 – 8 мм2/с)
со специальными присадками.

Последовательность
промывки системы:

  1. слить отработанное масло при горячем двигателе;

  2. залить промывочное масло до нижней метки щупа;

  3. запустить двигатель (избегая резких ускорений) и дать поработать примерно 20 мин. на малой частоте вращения;

  4. слить промывочное масло;

  5. очистить и промыть керосином фильтры, заменить их элементы;

  6. залить свежее масло, завести двигатель и дать ему поработать на малой частоте, чтобы масло заполнило всю систему;

  7. проверить уровень масла и при необходимости довести его до нормы.

Промывочное
масло после отстаивания можно еще
использовать 1 – 2 раза. При отсутствии
промывочных масел, как исключение, можно
использовать летнее дизельное топливо.
Промывочное время в этом случае не более
5 мин.

https://www.youtube.com/watch?v=SSDpwOQSPN4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Периодичность
замены масла назначают в зависимости
от марки масла и модели автомобиля.
Уровень масла проверяют через 2 – 3 мин
после остановки двигателя.

Надежность
работы смазочной системы во многом
зависит от состояния фильтров. Большинство
современных двигателей имеет два
фильтра: полнопоточный (грубой очистки)
и центробежный (тонкой очистки).

При
ТО-2 у полнопоточных заменяют фильтрующие
элементы, а центробежные разбирают,
осматривают и промывают.

Смена
фильтрующих элементов полнопоточного
масляного фильтра.
Выверните
сливные пробки (см. рис.2) на колпаках и слейте масло из фильтра в подставленную
посуду.

Рис.
2. полноточный масляной фильтр.


1
— стержень; 2 — стопорное кольцо; 3 — шайба;
4 — уплотнительное кольцо; 5 — пружина
колпака; 6 — уплотнительная чашка; 7 —
шайба; 8 — пружина перепускного клапана;
9 — винт сигнализатора; 10 — пробка
перепускного клапана; 11, 18, 20, 26 — прокладки;
12 — регулировочная шайба; 13 — корпус
сигнализатора; 14 — подвижной контакт
сигнализатора; 15 — пружина контакта
сигнализатора; 16 — перепускной клапан;
17 — пробка; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка
корпуса; 22 — уплотнительное кольцо; 23 —
фильтрующий элемент; 24 — колпак; 25 —
сливная пробка.

Выверните
болт крепления колпака фильтра и снимите
колпак вместе с фильтрующим элементом,
затем выньте его из колпака. Аналогично
снимите второй колпак и фильтрующий
элемент. Промойте дизельным топливом
колпаки фильтров, используя кисть и
ванну. Замените фильтрующие элементы
и соберите фильтр в обратной
последовательности.

проверти.

Проверьте
нет ли течи масла в соединениях фильтра
при работающем двигателе; при обнаружении
течи по уплотнению клапанов подтяните
болты крепления клапанов или измените
резиновые уплотнительные прокладки.

Промывка
фильтра центробежной очистки масла.

Отверните гайку (см. рис. 3) и снимите
кожух.

Рис.
3. Центробежный масляный фильтр  
(центрифуга)

/
— трубка отвода масла, 
корпус, 3
— 
колпак
ротора, 
ротор, 
колпак фильтра, 
гайка крепления
колпака ротора, 7 — гайка крепления
колпака фильтра, 8 — гайка крепления
ротора, 
упорная шайба, 10
— 
упорный
подшипник, II 
верхняя втулка ротора, 12 
ось ротора, 13
— 
маслоотражатель, 14 
нижняя втулка ротора, 15
— 
стопор, 16 
предохранительный клапан, 17
кран
включения масляного радиатора, А,
Б, В, Г, Д 

каналы

Поверните
ротор вокруг своей оси так, чтобы
стопорные пальца вошли в отверстие
ротора. Отверните гайку крепления
колпака ротора и снимите колпак, промойте
его в дизельном топливе, используя кисть
и ванну. Соберите фильтр в обратной
последовательности, проверив состояние
уплотняющей прокладки клапана фильтра;
при необходимости прокладку заменить.

Проверка
сапуна вентиляции картера.

При смене масла в системе смазки двигателя
необходимо снять с картера маховика
двигателя сапун лабиринтного типа с
газоотводящей трубкой (см. рис. 4) и
промыть его в дизельном топливе,
используя для этого Ванну и кисть.

После
промывки сапун установите на место.

Рис.
4. Сапун лабиринтного типа

1
– газоотводящая трубка; 2 – внутренний
стакан; 3 – средний стакан;

4
– внешний стакан; 5 – полость установления
в гнездо картера маховика.

Проверка
герметичности соединений системы
смазки.
Осмотрите
места соединений приборов системы
смазки (см. рис.5): поддона картера ,
уплотнений масляных фильтров , масляного
радиатора, маслопроводов, наличие и
надежность крепления пробки поддона,
проверяя нет ли течи масла при неработающем
двигателе.

Рис.
5. Схема системы смазки

1—компрессор;
2—топливный насос высокого давления;
3—выключатель гидромуфты; 4—гидромуфта;
5, 12—предохранительные клапаны; 6—клапан
системы смазки; 7—насос масляный;
8—перепускной клапан центробежного
фильтра; 9—сливной клапан центробежного
фильтра; 10—кран включения масляного
радиатора; 11—центробежный фильтр;
13—лампа сигнализатора засоренности
фильтра очистки масла; 14—перепускной
клапан полнопоточного фильтра;
15—полнопроточный фильтр очистки масла;
16—маслоприемник; 17—картер; 18—главная
магистраль

Пустите
двигатель, установите среднюю частоту
вращения коленчатого вала и осмотрите
все соединения. При обнаружении течи
остановите двигатель и подтяните
крепление ослабленных соединений.

Типовые поломки системы охлаждения двигателя и их признаки

Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме.

Нормальное функционирование системы охлаждения – одно из важных условий продолжительной службы автомобильного двигателя и профилактики его поломок. Система охлаждения обеспечивает работу двигателя в оптимальном температурном режиме, ее основные функции:

  • отвод излишков тепла, профилактика перегрева;
  • ускорение прогрева двигателя при запуске.

В цилиндрах двигателя внутреннего сгорания в процессе его работы создается очень высокая температура, обычно она поддерживается на уровне 80–95 °С, но иногда достигает 200 °С.

Длительный перегрев чреват повреждением отдельных деталей, заклиниванием цилиндров, деформацией коробки двигателя. Переохлаждение двигателя, когда он не может прогреться и завестись, тоже не идет на пользу автомобилю.

Увеличивается расход бензина, холодное топливо не задерживается на стенках цилиндров, что приводит к их коррозии и преждевременному износу.

Поэтому регулярное квалифицированное обслуживание системы охлаждения, своевременная замена охлаждающей жидкости и износившихся комплектующих крайне важны. При появлении первых признаков неисправности системы охлаждения необходимо проводить ее ремонт, используя качественные детали взамен изношенных.

Основные неисправности системы охлаждения

Неполадки в работе системы охлаждения могут проявляться такими признаками, как:

  • перегрев двигателя (закипание);
  • переохлаждение двигателя (недостаточный прогрев);
  • утечка охлаждающей жидкости (антифриза).

Как перегрев, так и переохлаждение двигателя легко заметить по показаниям приборов. Ряд моделей автомобилей, помимо указателя температуры, оснащен сигнальной лампочкой аварийного перегрева. Следует иметь в виду, что датчик температуры и температурный указатель тоже могут выйти из строя, в этом случае своевременно заметить проблему сложнее.

Перегрев двигателя – типичное проявление неисправности системы охлаждения

Перегрев двигателя возможен и при полностью исправной системе охлаждения в связи с чрезмерной нагрузкой. Обычно перегрузка двигателя возникает при медленном движении автомобиля, обусловленном плохим качеством дорожного покрытия или пробками. Для профилактики закипания охлаждающей жидкости при таком режиме движения необходимо периодически останавливаться и глушить двигатель, давая ему возможность отдохнуть до полного охлаждения.

Утечка может быть наружной и внутренней, первая проявляется характерными признаками: появлением потеков на двигателе и под днищем автомобиля, специфическим запахом. Внутреннюю утечку распознать сложнее, ее позволяет заподозрить неоправданно высокий расход охлаждающей жидкости.

Если над выпускной системой прогретого двигателя даже в теплый сезон виден белый дым, это тоже признак утечки (в норме такой дым появляется только в момент прогрева двигателя, а также при низкой температуре окружающей среды).

При подозрении на внутреннюю утечку рекомендуется осмотреть масляный щуп: если он покрыт светлой пеной, это свидетельствует о затекании охлаждающей жидкости в масло.

Причины неисправностей охлаждающей системы

Система охлаждения двигателя – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Низкое качество, износ, поломка любой из этих деталей могут привести к неполадкам в работе системы. Одна из распространенных причин ее поломок – использование некачественной охлаждающей жидкости, а также отсутствие регулярного контроля ее уровня.

Поломка системы охлаждения двигателя может быть вызвана неисправностью любого из ее узлов

Для каждой детали системы охлаждения двигателя характерны свои неисправности.

  • Радиатор, по которому циркулирует антифриз, часто страдает от загрязнений сердцевины или наружной поверхности, что приводит к перегреву двигателя, а нарушение герметичности радиатора вследствие износа чревато наружными утечками антифриза.
  • Центробежный насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости, достаточно быстро изнашивается, особенно страдают уплотнители и подшипники. Распространенными поломками является нарушение его герметичности, обрыв или слабое натяжение ремня передачи. Все это может привести к перегреву.
  • Вентилятор дополняет работу радиатора и обеспечивает охлаждение двигателя в моменты, когда автомобиль стоит. Вентилятор может приводиться в движение приводами разного типа: механическим, гидравлическим, электрическим. Для каждого из них характерны свои поломки, угрожающие перегревом или переохлаждением двигателя.
  • Термостат – важная деталь системы охлаждения, оснащенная клапаном и регулирующая поступление охлаждающей жидкости в контуры радиатора. При его поломках возможно переохлаждение или перегрев двигателя, а вот неисправность датчика и/или указателя температуры обычно приводит к его переохлаждению.
  • Охлаждение блока цилиндров и его головки осуществляется за счет циркуляции охлаждающей жидкости по многочисленным каналам рубашки охлаждения, в которой иногда возникают трещины. Нарушения в функционировании системы охлаждения могут быть связаны с прогоранием прокладки головки блока цилиндров. Эти проблемы провоцируют внутренние и наружные утечки антифриза.
  • Расширительный бачок, из которого в систему охлаждения поступает жидкость, закупоривается пробкой с воздушным и паровым клапанами. Если ее герметичность нарушена или один из клапанов неисправен, охлаждающая жидкость активно испаряется, что приводит к снижению ее уровня и чревато перегревом двигателя.

Профилактика проблем

Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:

  • при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max);
  • если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше. При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра;
  • еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.

Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.

Для профилактики поломок системы охлаждения необходимо использовать качественный антифриз

Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.

Утечку антифриза иногда принимают за безобидное скопление конденсата под капотом. Поэтому при обнаружении влаги не лишней будет проверка шлангов, если при попытке их сжать или согнуть оказывается, что они утратили эластичность, нужно их как можно скорее заменить для предупреждения или устранения утечки.

Как устранить неисправности

Если причина поломки выявлена, можно приступать к ее устранению. Проблемы с пробкой расширительного бачка обычно решаются путем замены неисправного клапана. Если клапаны исправны, а герметичность бачка нарушена, попробуйте заменить в крышке прокладку, которая быстро изнашивается.

Для ликвидации протечек также может понадобиться замена отвердевших шлангов новыми эластичными, а хомуты нужно подтянуть поплотнее, но не пережимать, чтобы не повредить патрубки. Если поврежден сам бачок, небольшие трещины запаиваются, крупные закрываются латками, вмятины рихтуются.

Засорившийся радиатор нуждается в прочистке струей воды под напором или сжатым воздухом, наружная поверхность очищается с помощью специального растворителя, механические повреждения запаиваются. При серьезных повреждениях отдельной трубки ее можно исключить из контура, полностью запаяв сверху и снизу, но в одном радиаторе нельзя запаивать более трех трубок.

В случае масштабных повреждений радиатор рентабельнее заменить. Не подлежат ремонту новые радиаторы с пластмассовой бочкой и алюминиевой сердцевиной. Треснувший с краю патрубок можно обрезать, если позволяет его длина, а если трещина ближе к центру – нарастить с помощью металлической трубки.

Но это временные меры, поэтому после таких операций рекомендуется обратиться в сервис для профессионального ремонта.

Остальные неисправности системы охлаждения двигателя, как правило, устраняются в мастерских. Если необходима замена изношенных, поврежденных деталей, можно значительно сэкономить, заказав качественные запчасти с разборок в компании JapZap.

При использовании качественной охлаждающей жидкости и регулярном контроле ее уровня, для поддержания работоспособности системы охлаждения двигателя обычно достаточно планового сервисного обслуживания и своевременной замены деталей с отработанным ресурсом.

Неисправности системы охлаждения

При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:

  • неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
  • неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
  • неисправности термостата;
  • неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода — ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
  • трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров;
  • прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
  • неисправность датчика температуры;
  • неисправность указателя температуры;
  • низкий уровень охлаждающей жидкости.

Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:

  • нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
  • применение некачественных комплектующих;
  • предельный срок службы элементов системы;
  • неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.

Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока цилиндров, а также появлению трещин.

Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:

  • перегрев двигателя;
  • переохлаждения двигателя;
  • наружная утечка охлаждающей жидкости;
  • внутренняя утечка охлаждающей жидкости.

Для того, чтобы не пропустить зарождающуюся неисправность водитель должен систематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление.

Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.

Внешние признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения

перегрев двигателя
  • низкий уровень охлаждающей жидкости;
  • ослабление привода водяного насоса;
  • нарушение герметичности водяного насоса;
  • неисправности привода вентилятора;
  • неисправности термостата;
  • засорение сердцевины радиатора;
  • загрязнение наружной поверхности радиатора;
  • засорение патрубков
переохлаждения двигателя
  • неисправность термостата;
  • неисправность привода вентилятора;
  • неисправность указателя температуры;
  • неисправность датчика температуры
наружная утечка охлаждающей жидкости
  • нарушение герметичности крепления патрубков;
  • повреждение патрубков;
  • нарушение герметичности центробежного насоса;
  • нарушение герметичности радиатора;
  • трещины в рубашке охлаждения;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров
внутренняя утечка охлаждающей жидкости
  • трещины в рубашке охлаждения;
  • прогорание прокладки головки блока цилиндров

 За предоставленную информацию благодарим информационный портал системы современного автомобиля.

Основные неисправности системы охлаждения двигателя

При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима.

  • Различают следующие неисправности системы охлаждения:
  • · неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхности, нарушение герметичности);
  • · неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметичности, износ);
  • · неисправности термостата;
  • · неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода — ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
  • · трещины в рубашке охлаждения головки блока или блоке цилиндров;
  • · прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности патрубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
  • · неисправность датчика температуры;
  • · неисправность указателя температуры;
  • · низкий уровень охлаждающей жидкости.
  • Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:
  • · нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлаждающей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
  • · применение некачественных комплектующих;
  • · предельный срок службы элементов системы;
  • · неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.
  • Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются:
  • · перегрев двигателя;
  • · переохлаждения двигателя;
  • · наружная утечка охлаждающей жидкости;
  • · внутренняя утечка охлаждающей жидкости.
  • Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внутренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе.

Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым — нормальное явление. Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа.

В результате соединения масла и охлаждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

  1. Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.
  2. Техническое обслуживание системы охлаждения двигателя.
  3. Система охлаждения двигателя обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме, равном 85-90 °С, при различных условиях эксплуатации.

Диагностирование системы охлаждения двигателя заключается в определении ее теплового состояния и герметичности, проверке натяжения ремня вентилятора и работы термостата. Разность температур между верхним и нижним бачками радиатора при полностью прогретой системе охлаждения должна быть в пределах 8-12°С.

Герметичность системы контролируют на холодном двигателе. Течь охлаждающей жидкости может быть обнаружена по следам подтеканий через сальник жидкостного насоса, в местах соединения патрубков и т.д. Герметичность проверяют под давлением 0,06 МПа происходить соответственно при температурах 65-70 и 80-85'С.

Неисправный термостат заменяют.

При ЕО проверяют герметичность системы охлаждения тщательным осмотром всех соединений. При необходимости подтягивают соединения. Уровень жидкости в радиаторе должен быть на 20- 30 мм, ниже верхней кромки заливной горловины. При необходимости жидкость доливают

При ТО-1, выполняя уборочно-моечные работы, тщательно промывают двигатель, удаляя грязь и масляные пятна с его поверхности, промывают радиатор сильной струей, направив ее из подкапотного пространства через радиатор наружу.

Проверяют натяжение ремней вентилятора и водяного насоса и при необходимости регулируют, используя точки 2 регулировки, предусмотренные конструкцией данного автомобиля. Проверяют работу парового и воздушного клапанов, пробки радиатора.

Смазывают подшипники водяного насоса и шкива вентиля торного устройства (у двигателейЯМЗ-236и ГАЗ-53А). Проверяют действие жалюзи радиатора и его привод

При ТО-2 подтягивают крепления гайки ступицы шкива вентилятора. Проверяют работу датчика и указателя температуры охлаждающей жидкости. Проверяют работу гидромуфты или электромуфты включения вентилятора

При СО (через 40-60 тыс. км пробега) для удаления шлама систему охлаждения промывают струей воды под давлением 0,15-0,2 МПа (при снятом термостате) раздельно (сначала рубашку охлаждения, а потом радиатор) в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости. Промывку выполняют до появления чистой воды

Для удаления накипи, приводящей к снижению мощности двигателя, увеличению расхода топлива (на 5-6 %), возникновению детонации интенсивному износу деталей цилиндропоршневой группы, систему охлаждения промывают различными растворами.

Наиболее эффективным является раствор соляной кислоты с ингибитором, смачивателем и пеногасителем. Раствор заливают в систему охлаждения, пускают двигатель и прогревают раствор до температуры 60 °С (термостат должен вить снят). Через 10-15 мин.

раствор сливают, а систему промывают горячей водой

Сливные краники прочищают мягкой проволокой.

Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо использовать воду малой жесткости. Смягчение воды можно О беспечить предварительным кипячением, добавлением соды, извести или пропуская ее через магнитные фильтры, а также добавлением в воду различных антинакипинов

Наиболее опасно в зимнее время размораживание системы охлаждения. Для повышения надежности работы системы применяют антифризы (жидкости с низкой температурой замерзания — минус 40°С). У антифриза больше коэффициент объемного расширения, поэтому наполнять систему надо на 90-95% (если нет расширительного бачка).

  • Текущий ремонт системы охлаждения двигателя.
  • Проверка радиатора
  • Если при проверке радиатор оказывается теплым только в верхней части, а нижний шланг радиатора не прогревается, значит, радиатор засорен маслом, накипью или ржавчиной, что является причиной снижения теплоотдачи радиатора и перегрева двигателя.

При утечке охлаждающей жидкости из радиатора, если найти место утечки не удается, радиатор проверяют на герметичность непосредственно на автомобиле или снимают его. Проверяя радиатор на автомобиле, его заполняют водой, закрывают патрубки заглушками, оставляя один открытым, через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 1 кгс/см2). Место утечки определяют по месту появления воды.

Если радиатор необходимо снять, из него сливают охлаждающую жидкость. Для этого со шлангов снимают хомуты и, если имеется отдельный расширительный бак, с него снимают соединительный шланг.

Далее снимают шланг с патрубка головки блока цилиндров; при автоматической коробке передач снимают с радиатора масляные шланги; отключают провода от термовыключателя и вентилятора; отвинчивают кронштейн радиатора и вынимают радиатор вместе с кожухом вентилятора.

В некоторых моделях радиатор вынимают из отсека двигателя, предварительно отсоединив от кожуха.

Заменяя радиатор, необходимо переставить кожух вентилятора и термовыключатель на новый радиатор. Проверяют состояние кронштейнов радиатора и поврежденные заменяют. Радиатор закрепляют на кронштейнах и затем действуют в последовательности, обратной снятию.

После снятия радиатора с автомобиля закрывают его заливную горловину и патрубки, оставив один патрубок открытым. Через этот патрубок в радиатор подают воздух под давлением 1 кгс/см2. Радиатор помещают в емкость с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые подскажут место утечки.

Частыми дефектами у радиаторов бывают пробоины, вмятины, трещины на бачках, поломки и трещины на пластинах каркаса, нарушение герметичности в местах пайки, повреждение охлаждающих пластин или трубок, отложения накипи.

Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса заменяют текстолитовую шайбу и резиновые манжеты или сальник.

Сальник жидкостного насоса, прокладки и зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при ремонте насоса нужно заменить. Производить? разборку и сборку насоса с применением ударов молотка нельзя.

Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно удалить, так как оно может попасть на приводной ремень.

При попадании в картер двигателя воды из системы охлаждения прежде всего нужно заменить прокладку головки/ блока. Однако случается, что причина не в ней, а в трещине во внутренней стенке головки блока. Когда после остановки двигателя клапан открыт, вода проникает через него в цилиндр и далее в картер. В этом случае для устранения неисправности головку блока заменяют.

Если жидкостный насос при работе издает шум, необходимо проверить его осевой люфт. В автомобилях ВАЗ жидкостный насос порой при снижении оборотов двигателя начинает издавать резкий скрипучий прерывистый звук. Появляется он в результате износа двигателя. Нагнетание смазки в подшипник лишь на время может этот звук устранить.

Причиной неисправности, как правило, бывает стопорящий винт, ненадежно закрепляющий подшипник в корпусе. Слегка покачиваясь, он издает резкий звук от трения наружной обоймы. Чтобы избавиться от звука, можно заменить штатный стопорящий винт болтом длиной 17 мм с резьбой М6 и головкой под ключ на 10 мм.

Стержень болта стачивают на конус, тогда появляется возможность подтягивать стопорящий винт ключом без снятия крыльчатки насоса и шкива ремня.

При ремонте расширительного бачка системы охлаждения двигателя обычно отдельные небольшие трещины на шве, который соединяет нижнюю и верхнюю половины бачка, можно заварить, используя паяльник для нагрева пластмассы, из которой сделан бачок. Если трещины более 20 мм или размеры бачка увеличены, такой бачок подлежит замене. Вздутие расширительного бачка может произойти из-за залипания выпускного клапана в его пробке, что приводит к повышению давления в системе охлаждения.

Для предотвращения возможных неисправностей системы охлаждения двигателя необходимо помнить, что заливать холодную воду в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров.

После слива охлаждающей жидкости запрещаются запуск и кратковременная работа двигателя, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок и короблению головок блоков цилиндров.

Частая смена воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образование накипи. При засорении сердцевины радиатора системы охлаждения ее следует прочистить струей воды или сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора.

Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков нужно промыть систему охлаждения. При незначительном отложении накипи систему охлаждения промывают чистой водой.

Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки нового автомобиля и при сезонных технических осмотрах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector