Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

Если хорошо поискать в Сети, то окажется, что сам вопрос давно разобран по косточкам, но здравый смысл тонет в огромном количестве мнений «экспертов», цитирующих заблуждения 60-летней выдержки.

Так что мы для удобства поступим следующим образом: сначала я опишу только основные моменты, про которые нужно помнить, без серьезных теоретических выкладок, а примеры и прочие «почему» вынесу в отдельную часть, для самых стойких.​

Начнем с главного вопроса любого спора на эту тему – необходимости прогрева без нагрузки вообще, которую, например, часто ставят под сомнение автопроизводители. С любой точки зрения нужно сохранять мотор в исправном состоянии – в частности, не допускать преждевременных отказов катализаторов и перерасхода топлива.

Отказом от прогрева вы просто переносите все экологические риски на следующие периоды – следующему владельцу. Ну или машина отправляется в утилизацию, что с точки зрения экологии – такая же катастрофа. Сам факт того, что прогрев нужен двигателю для сохранения ресурса пока примите как данность.

Ниже я более подробно расскажу об этом. В долгосрочной перспективе нет никаких аргументов в пользу отказа от прогрева совсем. Рекомендация производителя «не греть» – это его наивная попытка одновременно сократить срок эксплуатации техники до гарантийного и при этом вроде как уменьшить выбросы на начальном этапе.

Вот только его почему-то не очень волнует более отдаленное будущее.

Как прогревать мотор

раздел для тех, кто не хочет читать материал целиком

Поговорим о самой методике. В целом понятно, что надо завести машину, но нельзя сразу ехать и сразу давать высокую нагрузку. Надо сначала дать мотору поработать на холостых без нагрузки вообще, максимум с кондиционером, пока обороты не упадут с прогревочных до холостых. Это соответствует моменту прогрева лямбда-зондов и начального прогрева катализаторов.

Потом можно включить «Drive», если коробка автоматическая, и подождать, когда с малой и равномерной нагрузкой разогреются мотор и коробка (о прогреве АКП мы тоже выпускали подробный материал). В общей сложности этот статичный прогрев потребует несколько минут ожидания в зависимости от температуры, времени простоя и мотора. И вот затем уже можно не торопясь и очень плавно ехать.

Лучше бы первый километр проехать очень не спеша. А на маленьких моторах, не имеющих дополнительных конструктивных особенностей для быстрого прогрева – и второй, и третий. Ну а после прогрева до 70-80 градусов уже можно нажать на педаль посильнее. Правда, надо помнить, что масло еще холодное, и на высоких оборотах оно идет мимо фильтра на многих двигателях.

Поэтому лучше не повышать обороты надолго.

Более точные временные рамки для полного прогрева ставить сложно. Моторы различаются по конструкции, имеют разные системы смазки, требования к давлению в ней, скорость прогрева масла и вспомогательных систем, таких как ГУР, пневмокомпрессоры, вакуумные насосы и так далее.

Очень важный фактор – это наличие догревателей в виде автономных котлов (топливных, электрических или вязкостных), а также встроенные в ГБЦ выпускные коллекторы. Подобные конструктивные особенности сильно повышают скорость прогрева.

И, само собой, в этом материале мы не будем учитывать возможные неисправности, снижающие скорость прогрева.

Стоит отметить, что у дизельных моторов процессы протекают очень похоже. Но есть нюанс: без нагрузки такие двигатели не прогреваются вовсе, да и с малой нагрузкой могут остывать только за счет работы системы обогрева салона.

Но они конструктивно рассчитаны на работу с недогревом: имеют длинные юбки поршней, сажевые фильтры, часто – сложные системы стабилизации температуры ГБЦ для нормальной работы до полного прогрева в виде отключаемой помпы и двух- или трехконтурной системы охлаждения.

Все это заметно снижает для дизелей риск повышенного износа ЦПГ при работе в непрогретом состоянии.

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

Зачем мотор вообще прогревать

переходим к скучной теории

Если с методикой прогрева у большинства «наставников» сильных расхождений нет, то в части аргументации того, для чего все это нужно, определенно есть сложности.

Довод насчет плохого смесеобразования, который был самым главным фактором со времен появления термостатированного ДВС, уже не очень актуален.

После первой минуты работы современного бензинового мотора со впрыском его система питания работает с достаточной точностью, чтобы обеспечить заранее заданные параметры топливной смеси.

Правда, производителям машин приходится уходить от оптимального состава смеси ради ускорения прогрева катализаторов и сажевых фильтров, да и моторы с непосредственным впрыском до сих пор при низких температурах могут иметь проблемы из-за разжижения топливом слоя масла на стенках цилиндра. И, надеюсь, вам уже не придется столкнуться с карбюраторами и моновпрыском, для которых нормализация смесеобразования была главным фактором, ради которого мотор прогревали, иначе машина попросту не могла нормально передвигаться.

https://www.youtube.com/watch?v=OZVBJejKZ6k\u0026pp=ygVx0J3QsNC00L4g0LvQuCDQv9GA0L7Qs9GA0LXQstCw0YLRjCDQtNCy0LjQs9Cw0YLQtdC70Ywg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70Y8g0LfQuNC80L7QuSDQv9C10YDQtdC0INC_0L7QtdC30LTQutC-0Lk%3D

Ускоренный же прогрев катализатора, который обычно является аргументом для отказа от прогрева, сказывается на долговечности его основы. Да и в режимах с малой нагрузкой нет необходимости обогащения смеси, а значит, снижаются риски выгорания активного содержимого нейтрализатора.

Прогрев свечей, лямбда-зондов и прочих датчиков, обеспечивающих качество смеси, еще менее важен, и рассматривать его смысла нет. Эти элементы действительно в холодном состоянии работают хуже, но прогреваются буквально в течение минуты.

А если они до прогрева не выполняют свои функции, то считаются неисправными и подлежат замене.

А вот нестабильность зазоров при прогреве для современных моторов с их очень короткими юбками поршней и высокими нагрузками на стенку цилиндра при перекладке очень важна. Минимальные зазоры в ЦПГ требуют очень стабильного и равномерного прогрева всех механических элементов.

И очень желательно, чтобы температура поршня и стенки цилиндра к моменту появления значимых перегрузок была близка к расчетной.

Это позволит сохранить оптимальный зазор, оптимальные условия работы масляного клина, хороший контакт поршневых колец со стенкой цилиндра, хорошее уплотнение, нормальный теплоотвод с поршня на стенку цилиндра и отсутствие ударных нагрузок при перекладке.

Чем ближе температуры к расчетным, тем лучше поршень переносит боковые нагрузки, и тем лучше условия работы всех компонентов цилиндропоршневой группы. Боковые нагрузки на поршень зависят прежде всего от оборотов и крутящего момента – собственно, нагрузки на мотор. Именно по этой причине нельзя сильно повышать обороты непрогретого мотора и перегружать его.

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

К сожалению, никакие технические ухищрения не могут радикально снизить влияние изменения рабочих зазоров.

Ни переход на заэвтектические алюминиевые сплавы для изготовления поршней с низким коэффициентом расширения, ни алюминиевые блоки без чугунных гильз, ни сложная форма поршневых колец, ни очень качественные материалы с упрочнением, ни использование дополнительного охлаждения поршней маслом.

А длинная юбка, которая позволяет снизить влияние зазоров на работу поршня, сейчас применяется только в дизелях и низкооборотных стационарных моторах. В современные двигатели поршни с длинной юбкой банально не поставить: у них минимальная высота блока для снижения массы конструкции, да и с тяжелым поршнем мотор получился бы менее экономичным и заметно менее мощным, особенно без наддува.

Небольшое значение имеет зазор в системе «поршень – поршневое кольцо»: при недогреве он больше расчетного, что вызывает поступление в зазор продуктов сгорания топлива и образование более толстого слоя масла для теплопередачи с поршня на кольцо (и через него на стенку блока). Можно предположить, что такого рода процессы не лучшим образом скажутся на работе узла.

В системе смазки основным фактором выступает такая ее особенность, как сильная зависимость вязкости масла от температуры и наличие редукционного клапана как в масляном насосе, так и в масляном фильтре.

Из-за этого масло может поступать в двигатель из картера не отфильтрованным даже при полнопроточном фильтре, а еще высокое давление масла и высокая его вязкость не всегда положительно сказываются на работе таких узлов, как гидрокомпенсаторы и фазорегуляторы.

Они могут работать не вполне штатно, в итоге медленнее реагируя на управляющие действия и не обеспечивая нужную плотность посадки клапанов в седлах. В свою очередь, это может приводить к перегреву клапанов.

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

А вот нежно любимое «экспертами» масляное голодание маловероятно – если речь не идет о крайне низких температурах запуска, ниже минус 30, за пределами порога текучести и порога прокачиваемости масел. И, разумеется, никаких «слишком узких масляных каналов» в моторе попросту нет. Под давлением масло отлично продавливается в любой зазор.

Небольшое ухудшение смазки поршневой группы возможно, если смазка на верхнюю головку шатуна и на зеркало цилиндра подается по старинке, разбрызгиванием из зазора шатунного вкладыша. В этом случае масло сильно остывает в контакте с коленвалом и разбрызгивается плохо. Но на малой нагрузке там много масла и не нужно.

А времена буквально льющих бензин в цилиндр моторов давно прошли.

В современных двигателях почти всегда используются масляные форсунки для охлаждения поршней, сверление нижней головки шатуна для той же цели и сверление шатуна для смазки поршневого пальца.

  На старых моторах возможны неприятности из-за подсоса воздуха в уплотнениях маслозаборников, да в некоторых есть сложности со слишком тонкими сетками на маслозаборнике.

Читайте также:  Технические характеристики д-260

При вязком масле и загрязненной сетке они препятствуют забору масла, из-за чего может возникнуть масляное голодание. Но таких двигателей – считанные модели.

Наверное, стоит упомянуть еще такой фактор, как работа уплотнений. Всяческие сальники, прокладки и мембраны при температурах меньше рабочей имеют большую жесткость и работают хуже. Казалось бы, мелочь, но мотор хорошо работает, только будучи чистым.

Масло разрушает проводку и пластик, его наличие сказывается на точности работы ДМРВ и ДАД, а мусор нарушает качество работы различных датчиков позиционирования.

Мало внимания уделяется и работе ремня ГРМ при низких температурах: скорее всего, повышенные обороты мотора и высокие нагрузки на ремень до его прогрева могут уменьшить его ресурс.

У дизельных моторов ремни применяются для привода ТНВД, и нагрузка на насос при холодном запуске тоже значительно выше обычной. В меньшей степени это касается всех приводных ремней. Но никаких исследований по этой теме я не встречал.

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

Есть еще несколько факторов, которые также могут ухудшать условия работы двигателя до прогрева. Например, механические напряжения из-за неравномерного прогрева конструкции.

Из-за разогрева блока в основном в центральной части блока и большего нагрева ГБЦ на этапе прогрева может наблюдаться небольшое искривление конструкции, из-за которого изменяется форма цилиндров и зазоры в подшипниках коленвалов и распредвалов.

Большие температурные перепады между элементами выхлопа и блока цилиндров с ГБЦ создают предпосылки для старения материалов, вытягивания шпилек и резьб в металле ГБЦ.

Да, все эти факторы в совокупности дают неприятный эффект в виде приличной потери ресурса двигателя по сравнению с условиями, где моторы не остужаются до температур менее 20-30 градусов, и избежать этих потерь можно только применением систем предпускового подогрева.

Вредные советы при прогреве

Как ни странно, любители прогревать иногда скорее вредят мотору, чем помогают. В первую очередь к вредным советам я отношу все варианты «поднимите обороты до двух тысяч» – цифра может варьироваться, иногда «эксперты» называют обороты выше.

Именно низкие обороты на начальном этапе прогрева позволяют избежать повышенного износа поршневых колец при нерасчетном контакте, прохождения смазочного масла мимо фильтра, перегрузки привода маслонасоса. Да, на более высоких оборотах мотор прогреется быстрее, ведь нагрузка выше, выше потери и выше поток тепла.

Но скорость прогрева – не самоцель, важнее именно сохранение конструкции двигателя.

https://www.youtube.com/watch?v=OZVBJejKZ6k\u0026pp=YAHIAQE%3D

Длительный прогрев без нагрузки – тоже не самый полезный вариант. При длительном прогреве на холостых мотор в разы дольше прогревается до рабочей температуры, а масло может не прогреваться вовсе. Катализаторы в таком режиме тоже прогреваются долго. Даже на моторах Евро-4 и Евро-5 при минусовых температурах они греются десятки минут.

При этом нагарообразование идет интенсивно и долго, а система вентиляции картера работает в самом сложном для неё режиме – с большими объемами картерных газов, осаждением масла на холодных элементах и интенсивной конденсацией воды в картере.

А если двигатель оснащен наддувом, то масло подсасывает через зазоры турбины во впуск, поскольку там зазоры больше нормальных рабочих. 

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

Но все равно стоит отметить, что ошибки такого прогрева проявляют себя только при регулярном повторении и не так губительны для «железа», как игнорирование прогрева вовсе.

Я очень надеюсь, что затронул все аспекты и был достаточно убедителен, чтобы вы отказались от идеи следовать «рекомендации производителя», если она предписывает вообще не прогревать мотор.

К сожалению, слишком часто производители рекомендуют излишне маловязкие масла, избыточно большие интервалы замены масла в моторе и АКП, откровенно переоценивают технические жидкости и делают крупные узлы расходным материалом из-за внедрения в них какой-нибудь ломучей мелочи вроде мембраны ВКГ или наличия встроенного фильтра.

Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой?

Вопрос, нужно ли прогревать машину перед поездкой, делит водителей на два непримиримых лагеря.

Одни утверждают, что «холодный старт» губительно действует на важнейшие узлы автомобиля, а вторые отвечают, что современная техника достаточно умна, чтобы приспособиться к любым условиям.

Интересно, что каждый из них по-своему прав. Рассказываем, в каких ситуациях греть мотор обязательно, а когда это будет лишним. 

Особенности холодного запуска

При низких температурах масло густеет. Его прокачка по внутренним каналам двигателя занимает больше времени. Кроме того, смазывающие, противоизносные и антикоррозийные свойства холодной жидкости значительно ухудшается. 

При холодном запуске двигатель испытывает повышенные нагрузки. Даже на холостом ходу увеличивается трение, ускоряя износ высоконагруженных деталей. Если же дать полный газ через пару секунд после старта, могут проявиться скрытые повреждения металла. 

Отсюда и следуют рекомендации прогревать двигатель перед поездкой — нужно дать ему плавно дойти до рабочей температуры, постаравшись снизить трение. Но многие производители автомобилей настоятельно рекомендуют отказываться от прогрева. Выясняем, почему их советы отличаются от мнения опытных водителей. 

В чём минусы прогрева?

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

В современных машинах двигатель работает под управлением компьютера. Тот непрерывно следит за окружающими условиями, подбирая оптимальные настройки. При низкой температуре электронный блок управления повышает обороты холостого хода, меняет угол опережения зажигания и подаёт в цилиндры обогащённую смесь. 

Долго прогревая двигатель перед поездкой на холостом ходу, вы подвергаете его всем опасностям неправильного смесеобразования. На внутренних стенках цилиндров, поверхности поршней, клапанах и свечах образуется нагар, который мешает нормальной работе мотора. Итог — падение мощности и сокращение интервала до капитального ремонта. 

А ещё прогрев двигателя — это ущерб для окружающей среды и живущих поблизости людей. Обогащённая смесь насыщает выхлоп вредными веществами.

Поэтому во многих странах действуют штрафы за долгий прогрев мотора в жилой зоне. Рекордную сумму придётся уплатить в Австрии — до 5 000 евро (свыше 400 тысяч рублей).

В России штраф за прогрев мотора дольше 5 минут — 3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге, 1 500 рублей в остальных регионах. 

Наконец, двигатель — не единственный высоконагруженный узел автомобиля. Коробку передач и редукторы можно прогреть только на ходу, когда они приводятся в действие. Свои нюансы есть и у дизельных моторов, которые очень медленно набирают температуру. 

Прогревать или не прогревать? 

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

Получается, что прогрев двигателя приносит автомобилю как пользу, так и вред. У каждого варианта есть свои преимущества и недостатки. Чтобы получить больше плюсов и меньше минусов, стоит действовать по простой схеме:

  1. Сразу после запуска дать двигателю поработать на холостом ходу до 5 минут. 

  2. Когда обороты снизятся, медленно тронуться с места. Оптимальные обороты прогрева для бензинового двигателя — 2000–2200 об/мин, для дизельного — 1200–1500 об/мин. 

  3. Первые 5 километров не разгоняйтесь более 40–60 км/ч, чтобы плавно прогреть трансмиссию.

  4. После прогрева по такой схеме пользуйтесь автомобилем в обычном режиме. 

Понятно, что в каждой ситуации есть свои нюансы. Разбираемся, когда обязательно греть машину перед началом движения, а когда этого делать не нужно. 

Летом

Когда температура воздуха превышает +15…20°, пусковые нагрузки на двигатель невысоки. Масло прокачивается быстро, нормальная смесь подаётся в цилиндры уже через несколько секунд. И всё же вам стоит подождать хотя бы полминуты, пока смазка пройдёт через все магистрали блока цилиндров. При повторном запуске горячего мотора этой рекомендацией можно пренебречь. 

Весной и осенью

Ориентируйтесь на обороты холостого хода. Когда они достигают 1500–2000 об/мин у бензинового мотора и 1100–1500 об/мин у дизельного, лучше повременить с началом движения. По мере прогрева обороты снизятся, и тогда вы можете плавно стартовать. Соблюдайте указанные выше рекомендации, чтобы безопасно прогревать автомобиль на ходу. 

Зимой

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

При температуре ниже -10° двигатель подвергается повышенным нагрузкам. Не ленитесь тратить по 2 минуты на прогрев холодного мотора. Когда морозы достигают -20°, лучше использовать всё разрешённое законом время — до 5 минут. Начинайте движение максимально аккуратно, держите малые обороты и ограничивайтесь скоростью в 40 км/ч, пока охлаждающая жидкость не достигнет рабочей температуры. 

Турбомоторы

В некоторых автомобилях турбина раскаляется до 400–800°. Резкие перепады температуры сильно сокращают срок её службы.

Поэтому летом бензиновые и дизельные двигатели с турбинами желательно греть перед поездкой хотя бы пару минут. Зимой рекомендации такие же, как и для атмосферных агрегатов — прогрев до 5 минут и медленный старт.

Не забывайте и о плавном охлаждении. После завершения поездки дайте мотору поработать ещё пару минут на холостом ходу. 

Ретроавтомобили

Машины старше 30 лет требуют особенного ухода. Качество изготовления сплавов и обработки металла в те времена было ниже, поэтому холодный старт наносим старым моторам особенно сильный урон.

К тому же, естественный износ снижает прочность силовых агрегатов. У карбюраторных двигателей есть свои нюансы — бензин может смывать холодную смазку со стенок цилиндров.

Поэтому греть ретроавтомобили обязательно — хотя бы по 2–3 минуты летом и в межсезонье, не меньше 5 минут зимой. 

Предпусковые подогреватели

Дополнительные «печки» могут работать как на жидком горючем, так и от розетки. Они позволяют прогреть двигатель до рабочей температуры, не рискуя ускоренным износом и поломками. Но даже с ними нужно стартовать плавно — все остальные узлы автомобиля остаются холодными.  ​

Читайте также:  Индекс скорости шин и нагрузки шины: расшифровка

04.10.2021

Сколько нужно прогревать двигатель зимой? Или можно не прогревать?

Для многих автомобилистов прогрев двигателя — это обычная практика, но у автоэкспертов мнения на этот счет различаются. Производители порой тоже дают разные рекомендации. Попробуем разобраться, зачем прогревать машину, а главное — как это правильно делать.

Аргументы за:

  1. Прогрев двигателя зимой необходим, чтобы обеспечить правильную работу мотора. Проблема в том, что в морозную погоду масло в двигателе загустевает и плохо смазывает детали.

    https://www.youtube.com/watch?v=x9KfWX9axtE\u0026pp=ygVx0J3QsNC00L4g0LvQuCDQv9GA0L7Qs9GA0LXQstCw0YLRjCDQtNCy0LjQs9Cw0YLQtdC70Ywg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70Y8g0LfQuNC80L7QuSDQv9C10YDQtdC0INC_0L7QtdC30LTQutC-0Lk%3D

    После прогрева до рабочей температуры моторное масло заполняет все полости, улучшая работу трущихся деталей. Благодаря этому, расход топлива снижается, а детали медленнее изнашиваются. Автомобиль дольше не ломается.

  2. При холодном запуске двигатели многих современных автомобилей самостоятельно выставляют «прогревочные» обороты на 1 500 – 2 000 в минуту. В цилиндры поступает топливная смесь с увеличенным количеством бензина.

    Постоянная езда на такой смеси приводит к закоксовыванию свечей, поршней, цилиндров, клапанов. Появляются нагар и сажа, что плохо сказывается на катализаторе.

Аргументы против:

  1. При холодном запуске и последующей стоянке с включенным двигателем машина прогревается долго и не так эффективно, как при движении.

  2. Коробка передач и узлы ходовой части не прогреваются вовсе, если машина стоит.

До скольких градусов нужно прогревать двигатель машины: мнения автопроизводителей

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

Производители автомобилей по-разному относятся к необходимости прогрева двигателя зимой.

За прогрев. Одни компании рекомендуют водителям прогревать двигатели в течение нескольких минут перед поездкой. Большинство согласны с тем, что важно дать двигателю прогреться постепенно и избегать резкого увеличения оборотов, пока мотор еще холодный.

Против прогрева. Другие считают, что в прогреве нет необходимости, так как современные моторы с помощью электроники самостоятельно регулируют подачу топлива. Однако во многом последние соображения основаны на требованиях экологических норм.

Важно следовать рекомендациям производителя, которые могут быть разными в зависимости от типа двигателя. Чтобы понять, сколько нужно прогревать машину, лучше пользоваться руководством по эксплуатации конкретной модели.

Итог: двигатель все-таки лучше прогреть

Прогрев двигателя зимой не обязателен, но настоятельно рекомендуется.

Какая температура двигателя считается рабочей. Для бензиновых двигателей 90-100 градусов Цельсия, для дизельных моторов 85-90 градусов. Но это не означает, что нельзя начинать движение, пока мотор не прогреется так сильно.

Тогда же до какой температуры прогревать двигатель перед началом езды? Эксперты советуют подождать, пока она не достигнет хотя бы 50 градусов.

Максимальная температура двигателя не должна превышать 105 градусов, хотя в некоторых случаях показатель даже в 110 градусов считается рабочим.

Сколько нужно прогревать машину. По мнению большинства экспертов, достаточно 3–5 минут.

Как понять, что машина прогрелась

Надо ли прогревать двигатель автомобиля зимой перед поездкой

Как понять, что двигатель автомобиля достаточно прогрелся? Вот несколько признаков:

  • Разгон без задержек. Если двигатель не прогрет, то у автомобиля может быть недостаточно мощности для быстрого разгона, также возможны задержки при переключении скоростей.
  • Показатель температуры двигателя на приборной панели достиг значения, указанного в инструкции к автомобилю.
  • Нет белого дыма из выхлопной трубы — он свидетельствует о недостаточном сгорании топлива.
  • Двигатель не шумит и не вибрирует.

Нужно ли греть машину летом

Летом греть двигатель не нужно. В теплое время года температура агрегатов будет примерно такая же, как температура воздуха. Стоит лишь подождать минуту-другую, пока температура двигателя не дойдет до рабочей.

Перегрев машины летом — это плохо. Повышается расход охлаждающих жидкостей, а из-за работы кондиционера растет нагрузка на двигатель, снижается мощность мотора.

Кратко

  • Сколько греть машину? Летом минуту. Зимой — пять.
  • При какой температуре двигателя можно начинать движение? Не меньше 50 градусов.
  • Сразу после начала движения стоит ехать плавно, без резких ускорений и торможений — это продлит срок эксплуатации автомобиля.
  • Двигатель эффективнее прогревается на ходу, чем на холостых оборотах.
  • Слишком долгий прогрев двигателя бессмысленен, а к тому же грозит штрафом, если автомобиль с включенным двигателем стоит во дворе жилого дома более 5 минут. Размер штрафа — 1 500 рублей.

Андрей Пермяков

На каких автомобилях не нужно прогревать мотор, а на каких нужно — Российская газета

Виновата экология

https://www.youtube.com/watch?v=x9KfWX9axtE\u0026pp=YAHIAQE%3D

Однако возьмите любое руководство современной модели, что там будет написано про прогрев? Вот один из примеров — «Прогрев двигателя на месте не только законодательно запрещен в ряде стран, но и излишен с технической точки зрения».

К тому же, пункт 17,2 ПДД РФ не разрешает стоять в жилых зонах с заведенным мотором свыше пяти минут. Соответственно, и греть дольше пяти минут, получается, нарушение. Эксперты тем не менее не раз объясняли, что такие рекомендации и запреты связаны в первую очередь с экологией.

Дело в том, что прогрев холодного мотора на стоянке увеличивает вредные выбросы. Соответственно, рекомендуется греть движок в движении, плавно на небольших скоростях. Как бы то ни было, мы обозначим категории автомобилей, чьи двигатели имеет смысл прогревать в холода в наибольшей степени.

Греем турбомоторы

Моторы, оснащенные одной или несколькими турбинами, требуют более длительного прогрева на месте, нежели «атмосферники». За холодную ночь турбина сильно охлаждается, а после пуска двигателя горячие выхлопные газы проходят через «улитку» турбины, разогревают ее до 1 000 и больше градусов.

Между тем, этот элемент очень чувствителен к резкому перепаду температур. Поэтому, если завести турбированный мотор и начать движение, тем более сразу дать «газу», механизм турбины будет активно изнашиваться.

Отсюда вывод — грейте турбомоторы, пока все его детали и рабочие жидкости не вышли на рабочие температуры, то есть при фиксированном режиме работы перестали меняться. Причем, такая рекомендация относится как к турбоагрегатам прошлых поколений, так и к современным «движкам», к примеру, Skoda Octavia, Audi A4, Renault Arkana или, скажем, Chery Tiggo 7 Pro.

Греем «древние» двигатели

Не секрет, что силовые агрегаты 70-х, 80-х и даже 90-х годов, особенно если речь идет об изделиях отечественного автопрома, гораздо требовательнее к прогреву, нежели современные двигатели.

Дело прежде всего в более низком качестве металлообработки и отсутствии таких передовых технологий, как ныне применяемое хонингование (абразивная обработка поверхностей цилиндров при помощи хонов, иначе — хонинговальных головок).

Из за более грубой обработки трущихся элементов старые моторы необходимо подолгу греть, дожидаясь, пока они не достигнут рабочих температур.

Кроме того, в 90-е годы произошел массовый переход с карбюраторных двигателей на инжекторные, электроника стала готовить топливно-воздушную смесь более скрупулезно, соответственно такой сценарий, когда горючее сгорало не полностью, и бензин стекал по стенкам цилиндров и смывал масло, ушли в историю. Таким образом, если вы владелец раритета, в морозы прогрейте мотор вашего автомобиля до рабочей температуры в течение 15 — 20 минут.

Греем моторы с «минералкой» и полусинтетикой

Чем более качественное масло залито в двигатель вашего автомобиля, тем меньше нужды в длительном прогреве, если только температура не опустилась ниже 20 — 25 градусов.

Иными словами, если залита бюджетная минералка или полусинтетика, а также масла с высокой вязкостью, уделите прогреву повышенное внимание.

К зимним (маловязким) можно отнести моторные жидкости с индексами вязкости 0w20, 0w30, 5w30, 5w40.

Скажем, масло с вязкостью 0w30 обладает повышенной текучестью даже при температуре от -30°C до -40°C. Такое рекомендуется для северных регионов и эффективно минимизирует вредные последствия холодного пуска и минимального прогрева двигателя.

Однако у маловязких масел есть и неприятная оборотная сторона. Жидкие смазки создают более тонкое защитное пленочное покрытие.

Соответственно, при повышенных нагрузках на мотор (например, долгая работа на высоких оборотах) ускорится износ его трущихся элементов.

В том числе поэтому в средней полосе при не очень холодных зимах в ходу все же более сбалансированные масла — скажем, вязкостью 10w40 и 5w30.

Как долго греть современный двигатель

После запуска холодного мотора следует дать ему поработать примерно минуту, чтобы он прогнал масло по внутренним магистралям головки цилиндров. С началом работы современные моторы программно повышают обороты — так насос эффективнее прокачивает смазку. Поэтому — слушайте, а также смотрите на тахометр!

Как только моторный рокот ослаб, а обороты упали, это сигнал к тому, что автомобиль в принципе готов к началу движения. Можно аккуратно трогаться и двигаться первые 10 минут, сильно не газуя.

https://www.youtube.com/watch?v=EBLoCHlMhw8\u0026pp=ygVx0J3QsNC00L4g0LvQuCDQv9GA0L7Qs9GA0LXQstCw0YLRjCDQtNCy0LjQs9Cw0YLQtdC70Ywg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70Y8g0LfQuNC80L7QuSDQv9C10YDQtdC0INC_0L7QtdC30LTQutC-0Lk%3D

Иными словами — осуществляем основной прогрев в движении, как это и рекомендуют современные мануалы. Однако все же лучше, даже если у вас современный автомобиль, дать двигателю поработать после пуска на холостых оборотах примерно 5 минут. Как мы уже заметили выше, российское законодательство разрешает такую «пятиминутку».

Нужно ли прогревать двигатель и как это делать правильно

Your browser does not support the audio element.

Читайте также:  Газораспределительный механизм: принцип работы

За последнее десятилетие правила эксплуатации автомобилей с двигателем внутреннего сгорания претерпели значительные изменения.

Уроки, которые нам настойчиво преподавали, такие как пропуск процесса прогрева, пренебрежение проверкой масла и игнорирование контроля давления в шинах благодаря современным датчикам, оказались оторванными от реальности.

По сути, преобладало мнение, что для начала движения достаточно вставить ключ в замок зажигания.

Естественно, такой подход был обусловлен скорее рекламным мастерством, чем логическим мышлением — до сих пор.

То же самое можно сказать и о заводских гарантиях, от которых даже такие уважаемые бренды, как Mercedes-Benz, просто отмахнулись.

С этого момента тем, кто оказался в мутной воде, придется самостоятельно искать пути спасения, а это значит, что мы должны помнить проверенные истины прошлого.

Удобно расположенный на приборной панели указатель температуры охлаждающей жидкости служит наглядным индикатором для водителя, показывая готовность двигателя к тяжелым нагрузкам в определенные моменты.

Однако пресловутые законы физики, от которых никому не уйти, диктуют, что металл при нагревании расширяется. Достижение необходимых зазоров в компонентах двигателя в определенный момент становится решающим.

Только тогда можно уверенно нажать на педаль газа.

Нет необходимости ждать, пока указатель температуры достигнет статического положения. Как только он отсоединится и достигнет нижней отметки на шкале, можно начинать плавное движение.

К моменту выезда из помещения автомобиль полностью прогреется и войдет в рабочий ритм. Однако бывают и исключения.

В некоторых случаях двигатель может не достичь необходимой температуры из-за таких факторов, как холодная погода, неисправности и случайные аварии. Что происходит в таких случаях?

Термостат, простой механический клапан, ожидает, пока температура охлаждающей жидкости достигнет желаемой отметки, прежде чем перенаправить поток жидкости из меньшего контура охлаждения в больший.

К счастью, из-за отсутствия карбюраторов электроника заставляет двигатель поддерживать более высокие обороты, пока этот момент не наступит. Ведь двигатель еще прогревается, а зазоры еще не соответствуют заводским спецификациям.

Даже в классические «Жигули» встроены датчики, сигнализирующие о том, что двигатель еще не достиг необходимого состояния. Каковы же последствия длительной езды в таких условиях?

  • Во-первых, водителя может ожидать непомерный расход топлива. Во время прогрева двигатель расходует значительно больше топлива по сравнению с обычными условиями эксплуатации.
  • Во-вторых, отопитель будет обеспечивать лишь слабо теплый воздух.
  • И, в-третьих, двигатель испытывает значительное увеличение нагрузки.

При слишком сильном нажатии на педаль газа можно ожидать повышенного износа различных компонентов, от ремней до поршней и цилиндров. Почему это происходит? Прежде всего необходимо проверить термостат. Этот клапан регулирует поток охлаждающей жидкости в радиатор. Следовательно, если шланги горячие, а радиатор остается холодным, это смертный приговор.

Сняв его, можно диагностировать состояние всей системы. Например, если внутри накопились ржавчина и отложения, то под угрозой и экономия, и охлаждающая жидкость. Однако не только охлаждающая жидкость влияет на температуру двигателя, но и моторное масло.

Более того, внешние погодные условия также играют свою роль. Сильный холод и сильный ветер могут мгновенно охладить радиатор, через который проходит антифриз.

Помните бесчисленные шутки про размещение картона перед решеткой радиатора? Так вот, это не просто так.

Прогрев двигателя. Нужно ли прогревать двигатель и как это делать правильно?

Греть или не греть мотор: пора развеять все сомнения

Большинство русских водителей твёрдо убеждены: хочешь куда-поехать – сперва прогрей мотор. Иначе и быть не должно, особенно зимой. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.

Деды плохого не посоветуют

Деды, как известно, плохого не посоветуют. Этим правилом, похоже, как раз и руководствуется большинство отечественных водителей, памятуя о том, что и отцы, и деды, и, быть может, даже прадеды никогда и никуда не ехали, предварительно не прогрев движок своего авто до рабочей температуры.

В их действиях, безусловно, была логика – в те времена. Но годы идут, да и технологии ушли далеко вперёд. Почти во всех инструкциях всех современных автомобилей чёрным по белому сказано: прогревать мотор на холостом ходу нежелательно; лучше всего сразу после запуска начинать движение.

В чём же подвох?

Что есть рабочая температура

Для начала напомним, что под рабочей температурой понимается такое состояние агрегата, когда все его рабочие компоненты и жидкости выходят на заданный конструкторами режим. Для двигателя автомобиля такая температура, как правило, варьируется в диапазоне от 90-100 градусов Цельсия.

После запуска холодного мотора сперва прогреваются камеры сгорания, затем – все остальные детали, через которые идёт поток охлаждающей жидкости.

Последняя играет роль своего рода теплоносителя и, благодаря работе помпы, равномерно нагревает весь агрегат.

А вот картер двигателя и находящееся в нём моторное масло, которое, к слову, также играет важную роль в процессе охлаждения, прогреваются заметно позже большинства других компонентов.

Чего боятся россияне

Основная масса страхов и страшилок, связанных с прогревом мотора, так или иначе связана именно с системой смазки: холодный мотор, мол, плохо смазывается загустевшим маслом, поэтому мгновенно или очень быстро выходит из строя.

Определённая логика в этом утверждении, конечно же, есть: чем холоднее и гуще масло, тем хуже оно прокачивается по каналам и подаётся к парам трения. Именно этот момент может ускорять износ подшипников, цилиндров и вкладышей.

Второй момент связан с неравномерностью нагрева только что запущенного мотора: компоненты расширяются неравномерно, что, в сочетании с нагрузками, приводит к деформациям и поломкам цилиндропоршневой группы и всей головки блока цилиндров.

Обоснованный страх, спорить здесь не с чем: рвать с места на только что запущенном движке уж точно не стоит. Но сколько тогда греть мотор и когда ехать?

Хвала святому инжектору

В стародавние времена автомобили, как некоторые из вас ещё помнят, были карбюраторными и не умели самостоятельно настраивать смесь под конкретную температуру силового агрегата – состав смеси регулировался водителем, с помощью подсоса. Управлять этим устройством на ходу было, как минимум, неудобно. В процессе прогрева движка заслонку нужно было постепенно закрывать. Придушил подсос чуть раньше или слишком сильно – почти гарантированно позорно заглох.

С приходом впрысковых систем и хитроумной электроники потребность в механическом подсосе полностью исчезла: автомобиль самостоятельно, на основании данных с датчиков, регулирует состав топливовоздушной смеси и не даёт холодному мотору заглохнуть – не важно, едет автомобиль или стоит. Ехать на таком можно сразу, учитывая пару важных моментов.

Если в нормальных условиях двигатель внутреннего сгорания работает на максимально обеднённой смеси, то в режиме холодного пуска и прогрева ему нужна совсем иная смесь с большим количеством топлива.

Чем холоднее на улице, тем плотнее воздух и тем хуже испаряется бензин, что компенсируется его количеством.

В режиме прогрева мотор потребляет максимально много топлива, работает на повышенных оборотах и выбрасывает в атмосферу большое количество вредных веществ, поскольку холодный катализатор не способен эффективно выполнять свои прямые обязанности.

Иными словами, в мотор попадает достаточно много топлива, и большая его часть сгорает неэффективно. Избыток бензина смывает со стенок цилиндров и без того не слишком хорошо поступающее масло, а значит, движок действительно испытывает повышенные нагрузки и изнашивается быстрее, чем в прогретом состоянии.

Значит ли это, что прогревать движок надо не на ходу? Нет! Ведь чем дольше вы молотите мотором вхолостую, тем быстрее он изнашивается, не принося взамен никакой отдачи. Более того, чтобы выйти на рабочую температуру, мотору надо сжечь много топлива, а хозяину авто – потратить массу времени впустую.

Лучше – ехать?

Производители автомобилей неспроста рекомендуют сразу ехать, а не жечь понапрасну бензин. И дело вовсе не в желании подзаработать на ремонте. По большому счёту при прогреве на ходу режим работы мотора ничем не отличается – агрегат всего лишь немного нагружается, что приводит к более быстрому нагреву силового агрегата и сокращению временных и финансовых трат.

Пожалуй, единственное, что действительно может навредить вам при прогреве мотора на ходу, — сильное запотевание стёкол транспортного средства. Впрочем, с этим «недугом» уже научились бороться даже весьма бюджетные модели, оснащённые электрическим подогревателем воздуха и стёкол.

Аргументов в пользу ездового прогрева движка несоизмеримо больше, чем в пользу дедовского метода – это и скорость, и меньшие траты, и сохранность собственного здоровья (ехать куда лучше, чем дышать выхлопными газами, гуляя вокруг машины), и даже увеличение ряда жизненно важных компонентов двигателя (к примеру, топливных форсунок и свечей зажигания).

Словом, не доверять инструкциям автопроизводителей сегодня нет никаких реальных оснований. Безопасно ехать, не боясь за ресурс двигателя, можно смело сразу после того, как машина начнёт сбрасывать повышенные обороты до нормальных.

Как правило, при исправном термостате, этот момент наступает весьма быстро. Одновременно с этим начинает отдавать тепло салонная печка.

Не стоит забывать, что любой двигатель прекрасно подготовлен к таким режимам, бояться совершенно не за что.

Тег:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector