Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

На всех автомобильных рынках мира растут продажи машин с автоматической коробкой передач. Ими легче управлять, и во многих случаях они обеспечивают лучшую топливную экономичность, чем их аналоги с ручным управлением. Однако настоящий энтузиаст всегда скажет, что механическая коробка передач намного лучше, чем любой другой тип трансмиссии.

Большинство водителей-ветеранов, предпочитающих механическую КПП, знакомы с принципом ее работы. Им она представляется простой и интуитивно понятной, но даже у них порой возникают сложности.

Существует немало ошибок, которые люди совершают при вождении автомобиля с «механикой», независимо от того, как долго они ее используют.

Это происходит, когда ручное переключение передач не понимается должным образом.

Чтобы оптимизировать преимущества механических коробок, следует избегать некоторых запрещенных действий. Остановимся на самых распространенных.

Неправильное использование сцепления

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Один из самых базовых навыков при обучении вождению с механической коробкой передач (МКПП) – переключение сцепления. Водители «старой школы» знакомы с этим, потому что раньше это была самая популярная трансмиссия.

Автомобили с механической коробкой задействуют водителя более активно из-за постоянной работы со сцеплением, и оно очень важно. Это связующее звено между двигателем и трансмиссией. Его безупречная работа обеспечивает больший пробег, долгий срок службы двигателя, КПП и самого механизма сцепления.

Многие выжимают его только наполовину; положение усугубляется, когда сопровождается резким переключением передач. Нередко пользователи просто неспособны оказать необходимое давление, особенно если педаль не слишком информативна и имеет длинный ход. Происходит ли это случайно или намеренно, в любом случае наносится ущерб.

Недонажатие приводит к неполному разъединению коробки и двигателя, тогда как первичный вал трансмиссии продолжает вращаться под нагрузкой.

Следствие – шлифование зубьев синхронизатора, повышенный износ кулисы рычага, блокировочных колец и значительное сокращение срока службы других вовлеченных в процесс деталей.

При разовом стечении обстоятельств это не критично, но если резкое переключение скоростей вкупе со слабо выжатым сцеплением входит в привычку, со временем это приводит к нечеткому переключению передач, хрусту, проскальзыванию и общему ненормальному поведению КПП.

Другая вредная привычка – держать машину на передаче с нажатым сцеплением в течение длительных промежутков времени. Оно предназначено для кратковременного включения и выключения, поэтому вы не должны долго жать на него.

Терзая педаль каждый раз, вы портите подшипники и другие детали: при всей прочности покрывающих их фрикционных материалов они стираются быстрее обычного. Детали ждет быстрый износ, а владельца – преждевременная ревизия КПП со всеми вытекающими расходами.

Разумнее проявить мудрость и поставить машину на нейтраль, пока горит красный свет. Дайте сцеплению передохнуть.

На педали сцепления не должно быть места для ноги

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Многие механические автомобили не имеют «мертвой» педали, и их водители постоянно держат левую ногу на сцеплении. Несмотря на то, что у дизельных машин оно чуть более жесткое и вы можете позволить себе опустить на педаль ногу (при условии, что на нее вообще не производится давление), с бензиновыми моделями ситуация иная.

Сцепление в них очень легкое, и даже малейший вес на педали способен вызвать его частичное проскальзывание и максимально быстрый износ. Еще один неприятный момент, возникающий при частых кратковременных нажатиях на педаль сцепления (например, при задевании ногой) – это нагрев. Страдает и вилка, и выжимной подшипник.

Неправильный стиль вождения рано или поздно приводит к нарушению работы всего механизма, размыканию дисков, повышенному сжиганию топлива наряду с падением производительности двигателя и снижению сцепления машины с дорогой из-за потери тяги. Особенно хорошо это чувствуется на обледенелой трассе зимой.

Проблему можно преодолеть, взяв за правило убирать стопу на пол кабины, а к сцеплению переходить только тогда, когда нужно переключить передачу. Со временем это станет привычкой, и первоначальный дискомфорт исчезнет. То же самое относится и к вождению с АКП – там приходится работать с двумя педалями вместо трех, но все действия должны выполняться одной ногой.

Использование рычага переключения передач в качестве опоры

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Многие бюджетные автомобили не имеют подлокотников, и водителя часто кладут руку на рукоятку передач. Они объясняют это тем, что хотят быть готовы переключиться в любой момент, на самом деле это просто удобное место. Привычка кажется безобидной, но этот рычаг соединен со множеством элементов, помогающих ему менять положение. Положить на него руку – значит оказать внешнее давление и дать дополнительную нагрузку на трущиеся детали трансмиссии, включая вилку переключения передач и муфту. Сила веса вашей руки со временем ослабит механизм и ускорит шлифование трущихся элементов. Это снижает срок службы всей трансмиссии, а ремонт обойдется недешево.

Если не собираетесь переключать передачи, всегда отпускайте рычаг и держите обе руки на рулевом колесе. Это лучше для трансмиссии, и в любом случае так водить правильно.

Включение заднего хода в движении

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Крайне важно понимать, что включение задней передачи без полной остановки чревато серьезными последствиями. У многих водителей есть привычка включать передачу заднего хода, пока машина продолжает катиться вперед. Частая картина на тесных парковках, когда водитель торопится поскорее завершить манёвр. Даже если пользователь в обычных условиях делает все правильно, в спешке его координация нередко нарушается, что приводит к непреднамеренному запуску задней передачи без предварительной полной остановки машины.

Переходя на задний ход, включите малую передачу, называемую холостым ходом. Он изменяет направление движения шестерни, переводя его в обратное.

Включение задней передачи, когда машина все еще скользит вперед, может серьезно повредить трансмиссию, ибо одно зубчатое колесо продолжает крутиться, а другое пытается попасть в его пазы – в этот момент происходит слизывание, стирание торцевой части зубьев шестеренок, и можно услышать характерный хруст.

Сломать зубья достаточно трудно, но если таким поведением злоупотреблять изо дня в день, они будут скрежетать и стираться, вызывая вылетание задней передачи вплоть до того, что ее потребуется удерживать рукой.

Чтобы этого избежать, перед движением назад машина должна быть остановлена полностью.

И когда вы выжали сцепление для включения задней скорости, подождите 2-3 секунды: после этого все сработает беспрепятственно, без скрежета и толчков.

Вождение на высокой передаче при низких оборотах

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Существует распространенное мнение, что вождение автомобиля на более высокой передаче продлевает срок его службы. Хотя в некоторой степени это верно, многие люди пытаются повышать передачу на малых оборотах. Удержание передачи в более высоком положении при движении автомобиля на низкой скорости отрицательно скажется на трансмиссии. В этот момент на подшипники и шестерни коробки подается чрезмерная нагрузка, плюс изнашивается поршневая система, поскольку надолго задерживается в верхней мертвой точке. Если вы постоянно пытаетесь так делать, в перспективе это может нанести непоправимый ущерб механике вашего автомобиля.

Если вы едете по ровной поверхности или спускаетесь с пологого склона на 5-й передаче при 40-50 км/ч, положив при этом ногу на газ (не нажимая, а просто поддерживая скорость), ничего страшного не произойдет.

Другое дело, когда вы решаете обогнать попутку или впереди вас горка, и вы утапливаете педаль газа в пол, не понижая передачу, возникают проблемы. Вы наверняка почувствуете вибрации, вызванные детонацией двигателя.

Они могут вызвать перегрев, нарушить синхронизацию силового агрегата и вообще пагубно влияют как на элементы самого двигателя, валы, подшипники, цилиндры, поршни и т.д., так и на детали, находящиеся вне его – например, опоры.

Кроме того, происходит повышенный износ компонентов двигателя вследствие недостаточной смазки, поскольку работа масляного насоса напрямую зависит от частоты вращения коленвала. Чем она больше, тем выше давление масла, поэтому работающий на низких оборотах двигатель испытывает масляное голодание.

Естественно, неправильно подобранное передаточное отношение плохо влияет и на компоненты трансмиссии. Двигатель пытается прокрутить все, что находится внутри нее. Каждая деталь рассчитана на определенную нагрузку, и та, что является адекватной для 2-й передачи, может оказаться пагубной для шестерни, отвечающей, к примеру, за 5-ю или 4-ю передачу.

Если вам нужно ускориться, но вы находитесь на высокой передаче и низких оборотах, переключитесь на пониженную, прежде чем начать ускорение. Двигатель и трансмиссия будут работать лучше, и, что более важно, вы их не повредите.

Активация сцепления при движении по склону

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Вождение машины по наклонной плоскости – головная боль для тех, кто не умеет это делать. С механической коробкой передач может быть трудно заставить машину двигаться в гору, но большинство современных автомобилей имеют систему автоматического удержания тормозов, и вам не нужно делать ничего особенного.

Однако некоторые автомобилисты для удержания автомобиля на уклоне задействуют сцепление, ненамеренно повреждая его. Оно действительно срабатывает – но лишь за счет усиленного трения.

Вы держите его на грани зацепления с двигателем; часть мощности передается на трансмиссию, но большая часть уходит в виде потерянной энергии трения.

Она оказывает существенное давление на компоненты сцепления и способствует его преждевременному выходу из строя вкупе с нарушением всего процесса переключения передач. Порой и одного раза достаточно, чтобы потрепать систему сцепления и вызвать проблемы во время движения.

Читайте также:  Когда менять масло в коробке передач автомат

Пропуск передач

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Понижение передачи на более чем 1 вниз или переход на более низкую позицию при резком увеличении скорости – плохая идея для автомобилей с невысокими характеристиками. Это сжигает слишком много топлива и перегружает двигатели, неспособные обрабатывать минимумы RPM вкупе с более высокой скоростью вращения колес.

«Прощупывание» двигателя и скоростных режимов, варьирующихся от машины к машине, подскажет, когда нужно переключиться в правильное положение. Делайте это последовательно, дожидаясь перехода стрелки тахометра в зону 2-2,5 тысяч оборотов.

Манипуляции с понижением передач сразу на 2 пункта вниз, особенно на высоких начальных оборотах, достаточно аварийноопасны: в этом случае ведущая ось начинает активно затормаживаться, и машину может резко «повести» на дороге, вплоть до серьезных ДТП с переворачиванием.

Положение передач на стоянке

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Покидая машину, оставлять ее на первой передаче – не лучший вариант. Переключитесь на нейтраль. Позже, когда потребуется ехать, пристегнитесь, нажмите на тормоз, блокируя колеса и обеспечивая безопасность в случае любых последующих неправильных действий.

Следующим шагом проверьте положение рычага передач. Оптимальная позиция, как мы говорили выше – нейтральная (поводите рычагом влево-вправо: он должен иметь достаточно большую амплитуду, это свидетельствует о «выключенном» состоянии, нулевой передаче). Включение сцепления без перехода в нейтральное положение приводит к преждевременному износу диска.

Пренебрежение уровнем и качеством масла

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Водителям стоит внимательнее относиться к качеству и количеству масла, используемого для механической трансмиссии. Такие машины могут оснащаться щупами и датчиками, однако у некоторых нет ни этих инструментов, ни даже сливной пробки (масло там залито на весь срок эксплуатации). Откройте инструкцию по эксплуатации автомобиля или какой-либо сервисный мануал и проверьте, нужно ли менять трансмиссионное масло в вашей коробке, а если да, через какой промежуток времени.

Кроме того, при каждом удобном случае обращайте внимание на потеки в области трансмиссии: масло может сочиться из сальников или каких-либо трещин, образовавшихся от пойманных вами кочек и ям.

Все это надо устранить как можно быстрее, герметизировать и долить жидкость до нормального уровня, чтобы обеспечить всем элементам должную смазку. Внутри трансмиссии практически постоянно происходит движение. Даже когда машина стоит на нейтральной передаче в полном покое, первичный вал трансмиссии вращается, задействуя и промежуточный вал.

Если же автомобиль движется, крутится выходной вал, а вращение первичного прекращается, только когда выжато сцепление. Учитывайте это и помните о первоочередной потребности всех трущихся/крутящихся элементов в должном уровне смазки и охлаждения.

Заключение

Идеальное вождение – это искусство, которым владеют немногие.

Идет ли речь о «механических» или «автоматических» моделях, есть определенные привычки, которые могут превратить любую поездку в удовольствие или, наоборот, вызвать кучу проблем.

Если потратить некоторое время на практику и отточить свою технику переключения передач, можно вплотную приблизиться к тому, чтобы стать настоящим асом.

Видео о езде на МКПП:

Описание основных ошибок вождения на «механике»: что не нужно делать, используя на автомобиле механическую коробку передач. Видео о езде на МКПП.

||list|

||rss|Описание основных ошибок вождения на «механике»: что не нужно делать, используя на автомобиле механическую коробку передач. Видео о езде на МКПП.__NEWL__На всех автомобильных рынках мира растут продажи машин с автоматической коробкой передач.

Ими легче управлять, и во многих случаях они обеспечивают лучшую топливную экономичность, чем их аналоги с ручным управлением. Однако настоящий энтузиаст всегда скажет, что механическая коробка передач намного лучше, чем любой другой тип трансмиссии.

__NEWL__Большинство водителей-ветеранов, предпочитающих механическую КПП, знакомы с принципом ее работы. Им она представляется простой и интуитивно понятной, но даже у них порой возникают сложности.

Существует немало ошибок, которые люди совершают при вождении автомобиля с «механикой», независимо от того, как долго они ее используют.

Это происходит, когда ручное переключение передач не понимается должным образом.__NEWL__Чтобы оптимизировать преимущества механических коробок, следует избегать некоторых запрещенных действий. Остановимся на самых распространенных.__NEWL__Неправильное использование сцепления__NEWL__Один из самых базовых навыков при обучении вождению с механической коробкой передач (МКПП) – переключение сцепления.

Водители «старой школы» знакомы с этим, потому что раньше это была самая популярная трансмиссия.__NEWL__Автомобили с механической коробкой задействуют водителя более активно из-за постоянной работы со сцеплением, и оно очень важно. Это связующее звено между двигателем и трансмиссией. Его безупречная работа обеспечивает больший пробег, долгий срок службы двигателя, КПП и самого механизма сцепления.

Механическая коробка передач — принцип работы для чайников

Этот агрегат предназначается для передачи и изменения крутящего момента от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам механическим способом.

МКПП является самым популярным механизмом, который отличается надежностью, эффективностью, выносливостью, долговечностью. Практичность такой конструкции доказало время.

С другой стороны, управлять автомобилем с механической трансмиссией достаточно сложно для новичков. Для этого требуются определенные навыки, умения.

Что такое МКПП – конструкция устройства и как выглядит

Механическая коробка передач является центральной частью трансмиссии, которая с минимальными затратами передает энергию вращения от силового агрегата на колеса.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Переключение скорости осуществляется с помощью сцепления, которое соединяет или разъединяет крутящиеся шестерни, расположенные на параллельно расположенных валах. Эти детали имеют разные размеры и количество зубьев, соотношение которых в паре определяет передаточное число.

В зависимости от типа, МКПП имеет следующие составляющие части:

  • ведущий, ведомый, промежуточный вал с шестернями разных размеров;
  • картер для трансмиссионной смазки;
  • синхронизаторы внутри муфт;
  • дифференциал;
  • ручку переключения.

Все МКПП может оснащаться двумя или тремя валами.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Оси валов коробки передач располагаются параллельно друг другу. Первичный вал присоединяется к маховику мотора через корзину сцепления. На его противоположном конце расположен подшипник, через который присоединяется вторичный (ведомый) вал.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке
Мифы о DSG-коробках — стоит ли с ними связываться?
О коробках переключения передач DSG среди водителей существует множество мифов, легенд, ложных мнений. Роботизированная трансмиссия у многих ассоциируется со сложностью конструкции, неизбежными…

Принцип работы механической коробки передач для чайников – просто о сложном

Данный агрегат предназначается для включения вручную выбранной передачи. За счет изменения передаточного числа энергия работающего двигателя максимально приспосабливается к ведущим колесам. Сами валы вращаются внутри подшипников, чувствительно реагируя на изменения работы двигателя при переключении передачи.

Как работает двухвальная МКПП

Данная коробка характеризуется наличием только двух валов. Один из них через маховик и корзину сцепления соединяется с двигателем, а другой передает крутящий момент непосредственно ведущим колесам. Такого типа компактными коробками оснащается большинство современных автомобилей, тяжелых мотоциклов. Оба вала располагаются параллельно друг другу.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Передаточное число выбирается ручкой, которая связана с шестернями системой из троса, штоков с вилкой, рычагов, синхронизаторов.

Именно этими элементами нагрузка передается непосредственно на рычаг, который включает выбранную скорость. Это происходит с помощью синхронизаторов, которые выравнивают угловые скорости оси и конкретной шестерни, блокируя ее.

Такие условия необходимы для плавной передачи вращения с ведущего на ведомый вал. При нейтральном положении коробки шестеренки обоих валов в сцепленном состоянии свободно вращаются вокруг своих осей.

Особенности работы трехвальной МКПП

Здесь используется три вида валов. Появляется промежуточный элемент с жестко закрепленными шестернями. Ведущая шестерня первичного вала раскручивает его. На ведомом валу располагаются синхронизаторы с муфтами, которые двигаются в продольном направлении. При включении скорости они блокируют нужную шестерню. Все валы входят в зацепление и начинают вращаться. Машина начинает движение.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Что делает синхронизатор

Синхронизаторы обеспечивают снижение шумности, нагрузки на шестерни. Во время переключения передачи муфта синхронизатора смещается продольно по направлению к нужной шестеренке.

Усилие направляется на ее блокировочное кольцо, которое останавливает этот элемент. Таким образом, главное предназначение синхронизатора – это выравнивание угловых скоростей шестерни и вала. За счет этого и происходит включение скорости без резких ударов.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

О преимуществах и недостатках

Машины с механической трансмиссией до сих пор являются популярными благодаря следующим преимуществам:

  • отличная динамика автомобиля, возможность самостоятельно выбирать манеру езды;
  • легкий запуск двигателя «с толкача»;
  • машину можно буксировать с выключенным двигателем на большие расстояния;
  • компактные размеры, небольшой вес по сравнению с автоматической коробкой;
  • простота и надежность конструкции;
  • большой эксплуатационный ресурс;
  • относительно недорогое обслуживание и ремонт;
  • экономия топлива.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Наряду с видимыми преимуществами, механическая коробка переключения передач имеет и видимые недостатки:

  • вероятность снижения ресурса двигателя из-за неправильного переключения скоростей на неправильных оборотах;
  • сложности управления авто для начинающих водителей;
  • потеря мощности силового агрегата при медленном переключении скоростей;
  • высокая вероятность выхода из строя сцепления при пробуксовках;
  • более низкая плавность хода, комфортабельность по сравнению с АКПП.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке
Отказы при переключении передач без других признаков: причины
Механические поломки автомобиля сопровождаются различными проявлениями в виде посторонних вибраций, звуков. Неисправности внутри коробки переключения передач не всегда сопровождаются посторонними…

Читайте также:  Большой расход масла в двигателе: основные причины «масложора»

Как новичку научиться управлять механикой

При обучении вождению на автомобиле с  механической трансмиссией требуется тренировать определенные навыки и умения. В первую очередь это касается умения плавно отпускать педаль сцепления, одновременно добавляя газ. При этом перемещать ручку переключения передач следует достаточно быстро. Схема переключения передач находится на внешней стороне ручки селектора.

Начинать можно с выработки привычки правильного запуска двигателя машины с механикой. Здесь нужно придерживаться такой последовательности:

  • выжать до упора педаль сцепления, перевести рычаг в нейтральное положение, когда ручка будет свободно двигаться в разных направлениях;
  • при необходимости поставить авто на ручной тормоз или нажать педаль для исключения произвольного движения под уклон;
  •  при выжатом сцеплении повернуть ключ внутри замка зажигания и отпустить его.

Перед началом езды нужно усвоить некоторые теоретические моменты. Например, при переключении скоростей нужно ориентироваться на тахометр. При переключении на более высокую передачу нужно раскрутить обороты дизельного мотора до 1500-2000 оборотов, а бензинового двигателя до 2000-2500 оборотов в минуту.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Нужно потренироваться переключать передачи, придерживаясь следующего алгоритма:

  • отпустить педаль акселератора;
  • выжать сцепление до упора;
  • переместить рычаг переключения передач в выбранное положение;
  • аккуратно и плавно отпустить педаль сцепления, одновременно добавляя газ.

В процессе эксплуатации автомобиля важно регулярно проверять уровень трансмиссионного масла внутри коробки переключения передач. Кроме того, нужно вовремя менять смазку.

Для начала движения нужно медленно и плавно отпускать сцепление, нажимая потихоньку на педаль газа. Следует помнить, что первая скорость нужна только для того, чтобы тронуться с места.

Можно ли заменить АКПП на МКПП и наоборот
Современные автомобили оснащаются механической или автоматической трансмиссией. Оба варианта имеют свои преимущества, а также недостатки. Автомат ассоциируется с комфортом при езде по загруженным…

Таким образом, традиционная механическая коробка передач и сегодня не теряет своей популярности. Она имеет свои недостатки и преимущества, поэтому каждый автомобилист может сделать свой выбор.

Для любителей комфорта при постоянной езде в городском режиме лучше подойдет современный автомобиль с АКПП.

С другой стороны, механика является более практичной, выносливой для машин, которые эксплуатируются в более жестких режимах.

Как управлять механической коробкой передач

Научится грамотно управлять автомобилем – задача непростая. Выучить правила дорожного движения, научится крутить руль, и переключать передачи – это лишь полдела.

Настоящий водитель – это человек, который чувствует свой автомобиль как часть своего тела, это тот, кто управляет с помощью рефлексов.

Разумеется, достичь мастерства невозможно без знания устройства вашего автомобиля и, конечно же, теории управления.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Существует несколько разновидностей МКПП

  1. Традиционная МКПП – наиболее распространенный тип коробки, о ней и пойдет речь в статье.
  2. МКПП секвентального типа – отличаются от предыдущей тем, что в ней нельзя перешагнуть через одну передачу (только последовательно).

Управление МКПП

Управление МКПП осуществляется при помощи сцепления, а также рычага переключения скоростей. Каждой из передач соответствует определенное положение рычага. Начинающему водителю нужно запомнить соответствие передач – положениям рычага. Необходимо научится переключать передачи, не отвлекаясь от дороги, и не задумываясь над тем, какая передача включена в настоящий момент.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке Заведите авто, но прежде удостоверьтесь, что ваш рычаг переключения скоростей находится в нейтральном положении. Выжмите до упора в пол сцепление, и переведите рычаг в положение первой передачи. Затем слегка надавив на педаль акселератора, быстро, но не резко отпускаете сцепление, задержав его на несколько секунд в середине хода педали. Если вы выполнили инструкцию точно, ваше авто поедет ровно, не трясясь и без моторного рева.

Развив скорость необходимую для переключения передачи, опять выжимаете сцепление, переключаете передачу, после чего отпускаете сцепление. Включив передачу, одновременно отпускаете сцепление и плавно давите на акселератор. Сменять передачи следует по очереди (с первой на вторую, и так далее).

Снижая скорость, следует переключаться в соответствии со скоростным режимом. Рабочий интервал для большинства МКПП такой: первая передача от 0 до 20 км/ч; вторая от 20 до 40 км/ч; третья от 40 до 60 км/ч; четвертая от 60 до 80 км/ч; пятая от 80 до 150- 200 км/ч.

Как самому выбрать скорость и обороты двигателя, на которых будет включена необходимая передача?

Приведем пример, на первой передаче вы можете ускорить автомобиль до 30 км/ч, а переключится на вторую, вам следует на скорости от 10 км/ч до 30 км/ч. Например, при 18 км/ч, вы можете плавно переключиться на вторую передачу, и ваше авто при этом не будет дергаться.

Также при эксплуатации авто с МКПП помните: чем ниже передача – тем она мощнее, но тем ниже ее максимально и минимально допустимые скорости. Вот почему двигаясь с места и поднимаясь на возвышенность, следует включать 1-ю или 2-ю передачи.

Следовательно, 3-ю, 4-ю, 5-ю следует использовать при передвижении на более высоких скоростях, при выезде со спуска.

Правильное переключение передач сделает вашу поездку приятной, лишенной неприятного дерганья и оглушающего моторного рева на высоких оборотах.

Чем ниже передача – тем она мощнее, но тем ниже ее максимально и минимально допустимые скорости

Главное, что следует помнить — это то, что ни в коем случае нельзя включать заднюю передачу во время движения вперед. Это непременно приведет к аварии или выходу МКПП из строя. Чтобы не допустить этого в большинстве современных авто, установлены блокираторы задней передачи.

Преимущества МКПП

Водить машину с механической коробкой передач гораздо сложнее, чем с коробкой автоматической, тем не менее, МКПП имеет множество преимуществ:

  • Прежде всего, можно управлять стилем езды (от «эконом», до спортивного стиля).
  • Можно завестись с раздраженным аккумулятором (подтолкнув автомобиль), можно снизить скорость не используя тормоза, т.е. тормозить двигателем.
  • При старте с места МКПП заметно опережает АКПП. В любых погодных условиях МКПП предоставляет гораздо больше возможностей контролировать автомобиль на дороге.

Давайте рассмотрим перечисленные преимущества механической коробки подробней:

Торможение двигателем

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке
Неисправности механической коробки передач

Опасный способ применяется тогда, когда скорость слишком высока и требуется срочно ее скинуть. В этом случае придется постепенно переключать передачи, от повышенной к более низкой. Быстрее всего скорость будет снижаться при включенной первой передаче. Однако не пытайтесь переключиться с пятой передачи сразу на первую или вторую передачу. В этом случае вас, скорее всего, занесет, и вы попадёте в аварию. В лучшем случае выйдет из строя коробка передач.

Начинающим водителям, следует помнить, что использование торможения двигателем не только опасно, но и может способствовать повышенному износу деталей МКПП и даже привести к их поломке.

Экономичный стиль вождения

Вторым по важности (после торможения двигателем) преимуществом МКПП является возможность значительно уменьшить свой расход топлива. Для этого нужно придерживается экономичного стиля езды, вот его основные правила:

  1. Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке Основной расход горючего происходит в момент разгона вашего авто, когда оно набирает скорость. Из этого следует, что в населенном пункте не следует разгоняться быстрее 60 км/ч, ведь через пару минут вы должны тормозить перед пешеходным переходом. Выработайте привычку «подкатывать» к месту вашей остановки с выключенной скоростью. Это также позволит сократить расход топлива. Старайтесь избегать «перегазовок» во время переключения передач (что сэкономит ваши деньги, а также поможет сберечь МКПП).
  2. Нельзя удерживать машину, стоящую на пригорке, при помощи выжатого сцепления и тормоза, это повышает расход бензина и изнашивает сцепление, вырабатывайте привычку переводить рычаг в нейтральное положение во время остановок.
  3. Правильная работа с МКПП при экономичном стиле. Стоит переключать передачи МКПП заранее, не доводя стрелку тахометра до 3000 оборотов, лучше всего переключиться на 2500 оборотов. Продолжительная езда на повышенных оборотах приводит к перерасходу бензина. Экономия может составить вплоть до 40 процентов бензина!
  4. Движение в многокилометровых заторах является главной причиной перерасхода горючего. Нет методики минимизировать расход, находясь в пробке. Поэтому обязательно следует продумывать свой маршрут, стараясь избегать пробок. В этом вам поможет автонавигатор с функцией прокладки маршрута.

Следуйте этим простым правилам, и вы сможете снизить расход топлива до 50 процентов!

Что делать в случае поломки?

Разумеется, смена стиля управления, поможет достичь экономии только на полностью исправном автомобиле. Любая поломка приведет к уменьшению КПД вашего автомобиля, и как следствие, к увеличению расхода топлива.

Часто начинающие автолюбители даже не знают о такой вещи, как переключение передач с двойным выжимом сцепления при работе с МКПП. Этот способ применялся в те времена, когда еще небыли изобретены синхронизаторы (небольшое устройство, которое выравнивает скорость шестерен и не дает им блокироваться).

До изобретения синхронизаторов, водителям приходилось совершать процедуру двойного выжима по несколько десятков раз за поездку.

Применительно к МКПП, одной из самых частых поломок – является выход из строя синхронизаторов. Если с вами произойдет такая неприятность, не спешите вызывать эвакуатор. В случае если передачи не переключаются либо хрустят при переключении, вы сможете самостоятельно добраться до гаража, используя двойной выжим сцепления или перегазовку.

Метод «Двойного выжима»

Читайте также:  Застучал (стуканул) двигатель: что это такое?

Нужно увеличить обороты, затем отжать сцепление, отпустив акселератор. Затем переводите рычаг в нейтральное положение, и отпускаете сцепление. Маленькая пауза, и опять выжимаете сцепление, после чего переходите на повышенную скорость.

Метод «Перегазовки»

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке
Система сцепления автомобиля

Механическая коробка переключения передач не зря пользуется уважением отечественных автолюбителей. Она проста и надежна как титановый шарик, и благодаря этому, дешева в обслуживании. Единственный ее недостаток – низкий уровень комфорта в управлении, полностью компенсируется повышенным уровнем контроля над автомобилем.

Что выбрать водителю: автомат или механику?

При выборе автомобиля многие водители в первую очередь обращают внимание на тип установленной коробки передач.

Это может быть «механика», при использовании которой скорости переключаются вручную, или «автомат», повышающий удобство управления за счёт автоматического выбора передаточного числа. У каждой трансмиссии есть множество особенностей, как при вождении, так и при обучении.

И водителю, особенно начинающему и ещё не определившемуся с выбором, стоит познакомиться с плюсами и минусами АКПП и МКПП, а также отличиями в водительских правах.

Плюсы вождения на МКПП

Список причин для выбора транспортного средства с механической коробкой передач включает такие особенности вождения:

  • самостоятельный выбор стиля езды водителем, выбирающим момент перехода на пониженные или повышенные обороты;
  • возможность получить достаточно большие обороты даже на автомобилях с маломощными силовыми агрегатами;
  • отсутствие проблем при случайном сбое в работе автомобильной электроники;
  • улучшение динамики разгона за счёт высокого КПД при передаче крутящего момента;
  • отличная маневренность при спуске или подъёме, в сложных дорожных ситуациях и во время спортивной езды.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Есть несколько важных для начинающего водителя плюсов и при обучении на автомобиле с механической коробкой передач.

В первую очередь, это возможность получить универсальные водительские права, с которыми получится водить машину и с АКПП, и с МКПП, независимо от количества ступеней.

Кроме того, у освоившего «механику» водителя в будущем вряд ли появятся проблемы при поездке по обледеневшей и заснеженной дороге.

Стоит отметить и более простую конструкцию механической коробки передач. Потому достаточно опытный водитель может самостоятельно выполнять мелкий ремонт такой трансмиссии, не обращаясь к специалистам. Ресурс МКПП в среднем выше, а потребление топлива ниже примерно на 10–15%, что приводит к дополнительной экономии для автовладельца.

Минусы вождения на МКПП

Список недостатков вождения автомобилей с механическими коробками передач включает:

  • значительные промежутки между переключением скоростей из-за того, что при изменении передаточного числа двигатель временно теряет мощность;
  • быстрая утомляемость водителя из-за специфики управления машиной с «автоматом» – особенно при поездке в городских условиях;
  • возможность забыть, что передачи обязательно переключать при снижении или увеличении скорости – такую ошибку чаще всего допускают начинающие водители.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Недостатки обучения на авто с «механикой» заключаются в сложности управления. Новичкам непросто одновременно переключать скорости и следить за ситуацией на дороге. Иногда они, пытаясь выбрать нужную передачу и нажимать педаль сцепления, отвлекаются, что приводит к снижению уровня безопасности. Кроме того, привыкать к МКПП придётся дольше, чем к «автомату».

Плюсы вождения на АКПП

Несмотря на множество преимуществ механических коробок передач, у «автоматов» тоже достаточно плюсов. Главный – высокий комфорт управления, который отмечают и начинающие водители, и те, кто выбрал машину с АКПП после «механики».

Заметнее всего это на дорогах крупного города, когда приходится часто снижать скорость и стоять в автомобильных пробках. Благодаря АКПП, водитель не дёргает всё время за рычаг и избегает постоянных нажатий на педаль сцепления.

А ещё – не переживает из-за того, что такой режим движения может привести к быстрому износу коробки передач. Снижается усталость и уровень стресса, что заметно повышает безопасность поездки.

Машины с «автоматом» позволяют водителям допускать небольшие ошибки и неточности управления. Отсутствует риск включения неправильной передачи, из-за которой могут выйти из строя элементы трансмиссии.

Водитель-новичок быстрее осваивается, уделяет больше внимания дороге, не отвлекаясь на ручное переключение передаточного числа.

Нажимать приходится на одну педаль меньше, а стартовать с места, особенно при движении в гору, становится намного проще.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

У некоторых автомобилей с АКПП есть специальный спортивный режим. При переключении на него водитель увеличивает динамику транспортного средства до уровня, сравнимого с механической коробкой.

Это позволяет ускоряться в нужный момент, в том числе, при необходимости обогнать другое транспортное средство.

Правда, выбор режима Sport заметно увеличивает потребление топлива и нагрузку на двигатель, потому использовать его слишком часто не рекомендуется.

Учиться вождению на машине с автоматической КПП намного проще. Во время такой учёбы не приходится знакомиться с информацией о ручном переключении скоростей. Не нужно учиться трогаться с места и выбирать подходящие передачи на поворотах. Новичок быстрее осваивается, уделяя больше внимания непосредственно управлению во время движения, манёвров и парковки.

Минусы вождения на АКПП

Главный недостаток поездки на автомобиле с автоматической коробкой передач – ухудшение динамики. Частично компенсировать его помогает спортивный режим, но использовать его постоянно не получится.

Хуже всего динамика у вариаторов – зато такой «автомат» отличается максимальной плавностью переключения скоростей. Более динамичными являются автомобили с гидротрансформаторный и роботизированными трансмиссиями.

Хотя динамика таких машин может намеренно ограничиваться производителем для снижения потребления топлива.

Среди других недостатков вождения автомобилей с «автоматом» стоит отметить:

  • повышение риска застрять в снегу или грязи – хотя у некоторых авто с АКПП, особенно внедорожников, для этого есть специальные режимы L и Snow; Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке
  • невозможность выполнения некоторых манёвров – в том числе, силового скольжения и прохождения поворотов в управляемом заносе;
  • проблемы с переходом от «автомата» на «механику» для начинающего водителя, который обучался вождению на машинах с АКПП.

После обучения вождению на транспортном средстве с автоматической коробкой передач водитель получает права со специальной отметкой.

Водить машину с МКПП он может только после того, как переучится и сдаст дополнительный экзамен.

Небольшой КПД при передаче крутящего момента приводит к повышению расхода топлива, а особенности конструкции автоматических коробок увеличивают частоту и стоимость ремонта.

Насколько обучение на автомате дороже механики?

Перед началом обучения в автошколе начинающий водитель может обратить внимание на разницу в ценниках между машинами с АКПП и МКПП. Возникает она по таким причинам:

  • стоимость транспортных средств с автоматической коробкой передач и их ремонта выше, чем машин с «механикой»;
  • наличие «автомата» увеличивает потребление топлива – иногда до 10–15% по сравнению с МКПП;
  • чтобы компенсировать разницу в расходах на содержание авто с АКПП, автошколы увеличивают стоимость.

Стоимость обучения на машине с «автоматом» выше примерно на 8–10%, в зависимости от города и автошколы. В среднем, разница составляет 2,5–3 тыс. рублей. И это добавляет ещё одну причину для выбора обучения на авто с механической коробкой передач.

Отличаются ли права на машины с АКПП и МКПП?

Раньше водительское удостоверение было одинаковым, независимо от того, проходил водитель обучение на машине с МКПП и АКПП.

В 2014 году вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми на обороте водительских прав, в левом нижнем углу, появилась отметка «AT».

Это показывает, что владелец удостоверения обучался на машине с автоматической коробкой передач. Лицевая сторона удостоверения осталась без изменений.

Механическая трансмиссия и вождение: МКПП и особенности езды на такой коробке

Причины наличия такой отметки можно легко объяснить. После установки коробок-«автоматов» на большинстве современных легковых авто, от седанов до минивэнов, требования к учащимся автошкол смягчились.

И, если будущий водитель не хочет учиться на машине с МКПП, теория и практика вождения касаются только автоматических коробок.

Привыкнуть к управлению будет проще, но водить машину с «механикой» запрещается – даже если тип ТС соответствует категории прав.

Для того, чтобы водитель, на удостоверении которого есть отметка «AT», смог управлять автомобилем с «механикой», он должен будет переучиться. Кроме обращения в автошколу, понадобится ещё и переэкзаменовка в ГИБДД.

Права без отметки «AT» являются универсальными. Их владелец, который проходил обучение в автошколе на машине с МКПП, может управлять любыми соответствующими категории удостоверения авто.

В том числе, моделями с любыми видами «автоматов».

Подведение итогов

Подводя итоги, стоит отметить, что обучение в автошколе на машинах с «автоматом» стоит выбирать только тем водителям, которые в будущем собираются пользоваться только такими авто. Это позволит ему быстрее пройти обучение и проще сдать экзамен.

Но, если нет уверенности в том, что 100% всех автомобилей будут оборудованы автоматической КПП, лучше учиться вождению на машине с «механикой». Права без отметки «АТ» дают возможность управления автомобилями с любыми коробками и даже сэкономить на обучении.

В будущем водитель, который научился управлять МКПП, может легко перейти на машины с автоматической трансмиссией.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector