Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Масса автомобиля – важный фактор, влияющий на тормозной путь, расход топлива, динамику. Разберем понятие «массы автомобиля», объясним, в чем разница между снаряженной массой и полной.

Где узнать массу автомобиля

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Вес это важный фактор, влияющий на многие показатели транспорта:

  • расход топлива
  • динамику
  • маневренность
  • проходимость
  • грузоподъемность
  • управляемость.

Также тяжесть оказывает сильнейшее влияние на работу и износостойкость многих узлов конструкции. Следовательно, знание массы является обязательным для правильной эксплуатации техники. Очевидно, что пренебрежение подобными вещами несет в себе угрозу как для техники, так и для жизни окружающих.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Вернемся к текущему вопросу: «где узнать массу автомобиля?». Главным источником информации о любой технике является ее паспорт. В данном документе указано сразу два вида массы: полная и снаряженная.

При этом показатели данных характеристик имеют существенные различия. Таким образом, для того, чтобы ответить на вопрос «где?» необходимо для начала выяснить смысл каждого из понятий.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полнаяТабличка Киа Рио 3. 3 — разрешенная максимальная или полная масса. 4 — вес с прицепом

Еще масса машины указывается на информационных табличках в дверном проеме авто. Но и там чаще всего указывают два показателя. Еще плашка с весовыми характеристиками может находиться под капотом машины.

Если говорить коротко, то полная масса – это вес снаряженного для эксплуатации автомобиля, включая водителя, пассажиров и предельно допустимого груза.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Общий вес транспортного средства, включающий стандартную комплектацию и эксплуатационные материалы – это и есть снаряженная масса автомобиля.

При этом из показателя исключается шофер, пассажиры и грузы. Таким образом, под данное понятие не попадает груженая или не заправленная, а также не содержащая технических жидкостей машина.

Тем не менее двумя этими понятиями дело не ограничивается.

 Загрузка …

Масса автомобиля

Как выясняется, существует несколько видов массы авто:

  • снаряженная
  • полная
  • сухая.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Все три вида терминов активно используются в сообществе водителей, производителями, сервисными центрами и правоохранителями. Следует различать эти понятия, так как в каждом конкретном случае указываются различные параметры, характеризующие вес автомобиля. О них мы поговорим ниже.

Снаряженная масса автомобиля

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Данное понятие отличается от собственного веса и предельной нагрузки.

Снаряженная масса автомобиля — это вес самого транспортного средства, плюс следующие факторы: бак полностью заправленный топливом, жидкости и вещества, содержащиеся в смазочной и охладительной системах, емкости содержащие различные технические расходники: тормозную жидкость, масло ГУРа, комплект инструментов для замены колеса, проектное оснащение, заложенное производителем: аптечка, огнетушитель, запасное колесо, домкрат, знак аварийной остановки.

Таким образом, в понятие входит вес автомобиля, укомплектованного и подготовленного к езде.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Часть производителей включают в состав снаряженной массы и водителя, резонно полагая, что без шофера машина не может быть практически применена.

Если исходить из данной точки зрения, то к общей массе авто и перечисленных элементов, следует добавить еще 75 килограмм, в среднем приходящимся на вес водителя.  В любом случае отметим, что обсуждаемый показатель не является константой.

Однако в случае ДТП или проверки автоинспекцией, данный параметр будет учитываться обязательно, следовательно, выпускать его из внимания нельзя.

Полная

К этому понятию относится общая масса машины вместе с максимально допустимой нагрузкой. При вычислении данного параметра учитываются: вес снаряженного транспорта, пассажиры (по количеству соответствующих мест в салоне), перевозимые в салоне или багажном отделении предметы.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

В эталонном понятии «полная масса» предполагается, что количество перевозимых пассажиров и предметов не приводит к перегрузке. Превышение допустимой к транспортировке массы груза чревато следующими неприятностями:

  • деформация конструкции кузова;
  • критическая нагрузка на узлы, приводящая к их поломке;
  • критическое увеличение тормозного пути;
  • повышение вероятности возникновения аварийных ситуаций.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Как правило, на кузов авто (например, на внутреннюю поверхность дверей) производитель помещает шильдик с указанием предельно допустимой нагрузки, иногда расписывая нагрузку на переднюю и заднюю оси.

Сухая

Также в ходу и третье понятие.

Сухая масса машины – весовой показатель именно самого авто без грузов, топлива, масла, антифриза и прочих жидкостей технического назначения.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Автомобиль массой с таким определением сходит с конвейера завода. К ежедневной эксплуатации такое явление имеет минимальное отношение.

Следует также упомянуть и о полезной нагрузке. Сюда относят тяжесть, которая может перевозиться автомобилем. Зачастую параметр приравнивают к полной массе, однако это не совсем верно. Напомним, что полная – это максимально допустимый груз, а полезная – это перевозимый груз.

Первые разновидности являются переменными величинами. Например, вес полного бака и полупустого существенно разниться. Третий же вид массы – величина постоянная.

Снаряженная и полная масса, в чем разница

Разобравшись с понятиями, можно вывести главные различия:

Снаряженная предполагает, что автомобиль полностью заправлен и укомплектован всем необходимым для поездки. Сюда не относится багаж, килограммы пассажиров и водителя.

Полная представляет собой вес снаряженного по первому пункту транспорта, а также предельно допустимый вес перевозимых людей и багажа.

Не следует думать термин «полная» тождественен понятию максимальная масса автомобиля. В случае перегрузки, машина будет иметь вес гораздо больше тех норм, которые заложены в проекте.

Считаем грузоподъемность (калькулятор)

Практическое применение знаний о полной и допустимой массах автомобиля пригодится при расчетах грузоподъемности. В этом случае из максимального веса необходимо вычесть снаряженный (массу авто без нагрузки). Калькулятор для расчетов.

Как это работает? Представим, что речь идет о продаже сметаны на разлив (когда-то давно так происходило очень часто). Для такой покупки необходима своя тара, например, бидончик. Продавец предварительно взвешивает сам бидон, после чего наполняет его и снова взвешивает. Вычитая из второго результата первый, мы получим реальный вес самой сметаны, без учета массы тары.

Проведя аналогичную операцию относительно авто и груза, мы получим некоторое число. Это и будет грузоподъемность.

Нагрузка расчетная и номинальная

Существуют два типа нагрузок: расчетная и номинальная. При расчетной учитывается максимальный вес груза, который может выдержать автомобиль. Номинальная нагрузка также учитывает качество дорог, по которым будет ездить транспорт.

Когда рассчитывается масса грузовой машины, учитывается ее вес в полностью снаряженном состоянии и максимальный допустимый вес, нагрузку которого должны выдерживать дороги общего пользования. В России этот показатель не должен превышать 44 тонны для трасс и магистралей.

Какой штраф за перегруз

В отечественном административном кодексе предусмотрены две статьи, которые предписывают правила перевозки грузов и пассажиров. Подразумевается, что разрешенная масса автомобиля не должна быть превышена. За нарушения, в обоих случаях, выплачивается штраф, составляющий пятьсот рублей. Подчеркнем, что в случае неправильной перевозки детей и т.п., сумма может быть ощутимо увеличена.

Следует помнить, что штраф не является главным стимулом для соблюдений административных предписаний. Перегруженный автомобиль являет собой серьезную опасность как для людей, находящихся внутри, так и для прочих участников движения.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Таблица масс популярных автомобилей

Марка автомобиляМасса снаряженного автомобиля ( кг)
Ока
Ока 1111 635
Ока 1113 645
ВАЗ
ВАЗ 2101 955
ВАЗ 2102 1010
ВАЗ 2103 965
ВАЗ 2104 1020
ВАЗ 2105 1060
ВАЗ 2106 1045
ВАЗ 2107 1049
ВАЗ 2108 945
ВАЗ 2109 915
ВАЗ 2111 1055
ВАЗ 2112 1040
ВАЗ 2113 975
ВАЗ 2114 985
ВАЗ 2115 1000
ВАЗ 2116 1276
ВАЗ 2117 1080
Нива 2121 1150
ГАЗ
ГАЗ ( волга), волги 24 1420
ГАЗ 2402, ГАЗ 2403, ГАЗ 2404 1550
ГАЗ 2407 1560
Москвич
Москвич 314 1045
Москвич 2140 1080
Москвич 2141 1055
Москвич 2335, 407, 408 990
УАЗ
УАЗ 3962, УАЗ 452, УАЗ буханка 1825
УАЗ 469 1650
УАЗ Патриот 2070
УАЗ Хантер 1815
Шевроле
Круз 1285-1315
Нива 1410
Ниссан
Х-Трейл 1410-1690
Кашкай 1297-1568
Жук 1162
Альмера Классик 1160-1185
Альмера G15 1177
Форд
Фокус 965-1007
Фокус 2 1345
Фокус 3 1461-1484
Куга 1608-1655
Эскорт 890-965
Рено
Логан 957-1165
Дастер 1340-1450
Сандеро 941
Меган 2 1165-1305
Опель
Мокка 1329-1484
Астра 950-1105
Мазда
Мазда 3 1165
Мазда CX-5 1365-1765
Мазда 6 1245-1565
Фольксваген
Тигуан 1469-1705
Туарег 2165-2577
Поло 1173
Пассат 1260-1747
Тойота
Камри 1312-1610
Королла 1215-1435
Селика 1000-1468
Ленд Крузер 1896-2715
Рав 4 1150-1715
Шкода
Октавия 1210-1430
Фабия 1015-1220
Йети 1505-1520
Кадиак 1500-1895
Карок 1345-1590
Киа
Спортейдж 1418-1670
Сид 1163-1385
Рио 1160-1240
Читайте также:  Стук в передней подвеске: на мелких кочках или при проезде неровностей

Весовые характеристики грузового автомобиля

Опубликована27 октября 2022

Весогабаритные характеристики – важные параметры, знание которых обеспечивает грамотную эксплуатацию грузового автомобиля, позволяет продлить эксплуатационный, в том числе безремонтный, период, избежать нарушений правил дорожного движения и штрафов ГИБДД. От соблюдения/несоблюдения весовых параметров, рекомендованных производителем, зависит скорость износа узлов и деталей, топливная экономичность, разгон и торможение, устойчивость и удержание курса транспортным средством.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Снаряженная масса транспортного средства – что значит это понятие

Снаряженная масса грузового автомобиля – это его вес вместе со стандартизированным оборудованием. Иначе этот показатель называют весом грузовика без нагрузки. В европейской директиве и ГОСТе 33987-2016 указывается, что в эту характеристику входит средний вес водителя, поскольку без него движение ТС невозможно.

Методика определения снаряженной массы в разных странах может быть разной, но в большинстве случаев в эту характеристику, помимо веса авто и водителя (принимают равным 75 кг), входит вес ключей, аптечки, запасного колеса, огнетушителя, домкрата, технических жидкостей и смазочных материалов, полностью заправленного топливного бака. Существует также понятие «сухая масса», которая равна весу транспортного средства без учета заливаемых технических жидкостей. Этот параметр не относится к перечню важных характеристик.

Снаряженную массу вычисляют взвешиванием на специальных весах. А затем сравнивают полученное значение с величиной, которая указывается заводом-изготовителем в сопровождающей техдокументации. Если разница между этими параметрами составляет более 5%, то актуальной считается вновь полученная величина.

Грузоподъемность или полезная нагрузка автомобиля

Этот параметр показывает, какую максимальную массу груза может перевозить ТС. Иначе это разность между весом автомобиля в полностью загруженном состоянии и снаряженной массой. Различают 2 вида грузоподъемности:

  • Номинальная. Устанавливается предприятием-изготовителем и отображается в техдокументации. Принимается в качестве базы при проведении различных расчетов, например, при определении категории авто, которая влияет на величину налога. Учитывается при составлении маршрута, поскольку на определенных участках автодорог существуют ограничения по полной массе транспортных средств. Это постоянная величина, которая не корректируется в течение всего эксплуатационного периода.
  • Реальная. Немного колеблется в зависимости от качества автодорожного покрытия. На автодорогах, находящихся в плохом состоянии, обычно перевозят грузы, вес которых меньше максимально допустимой полезной нагрузки ТС.

Существенное превышение значения, рекомендованного производителем, приводит к возникновению неисправностей моста, двигателя, ходовой части, повреждениям кузова, а также к штрафам от ГИБДД. Кроме того, перегруженный автомобиль тяжело разгоняется и медленно тормозит, что приводит к возникновению нештатных ситуаций на дороге.

Важный весовой параметр – полная масса грузового автомобиля

Сумму снаряженного веса ТС и веса груза называют полной массой авто, эта характеристика учитывает массы:

  • снаряженную;
  • полностью заправленного топливной емкости;
  • заполненных систем смазки и охлаждения;
  • инструментов и запаски;
  • водителя и пассажиров;
  • груза.

Предельная или максимально разрешенная масса грузового автомобиля

Этот параметр характеризует вес, максимально допустимый для автодорог конкретного региона или страны. Реальное значение вычисляют сложением осевых нагрузок.

Для российских автодорог наибольший допустимый вес грузового авто составляет 44 т. Но этот параметр устанавливается для групп ТС в зависимости от количества осей:

  • 2 оси – 18 т;
  • 3 оси – 25 т;
  • 4 оси – 32 т;
  • 5 осей – 35 т.

К отдельной группе относятся автопоезда различных габаритов, для которых этот показатель может достигать 44 т.

Превышение максимально разрешенной массы авто приводит к быстрому повреждению дорожного покрытия и получению штрафов от сотрудников ГИБДД. Размер штрафных санкций зависит от того, насколько был превышен допустимый показатель.

Взвешивание может осуществляться стационарным и динамическим способами:

  • Статический. Средство для взвешивания находится в крупногабаритном фургоне, в который въезжает транспортное средство. Статические автомобильные весы оборудуются аналоговой или цифровой весоизмерительной системой.
  • Динамический. Осуществляется на специальных весах, на которые авто заезжает со скоростью 5 км/час. Они состоят из грузоприемной части и электронного блока, который обрабатывает и отображает поступающие к нему сигналы. В конструкцию грузоприемного устройства входят фундамент и металлорама с платформой, которая опирается на измерительные тензорезисторные датчики. В электронную систему входят комплектный динамический преобразователь и персональный компьютер.

Взвешивание может быть общим и поосным. Поосные результаты суммируются с получением полной массы авто.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Для каких целей определяется вес, приходящийся на каждую ось грузового автомобиля

На автодорогах имеются знаки, на которых указывается ограничение максимальной осевой нагрузки – то есть нагрузки от полной массы ТС, приходящуюся на самую загруженную ось или тележку. Для вычисления этого параметра востребованы автомобильные весы для поосного взвешивания, которые монтируются возле постов ДПС и мостовых конструкций.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

В процессе поосного взвешивания также проверяется соблюдение допустимой осевой нагрузки для конкретного автомобиля. Это значение отображается заводом-изготовителем в техпаспорте.

Развесовка, характеризующая, в каком процентном соотношении полная масса ТС распределяется на каждую ось, влияет на многие эксплуатационные характеристики автомобиля:

  • Некоторое смещение нагрузки на ведущую ось обеспечивает хороший разгон и предотвращение прокручивания колес на мягком грунте.
  • Смещение нагрузки на переднюю ось повышает устойчивость при движении на высокой скорости, при котором встречный поток воздуха стремится приподнять авто.
  • Разгрузка передней оси замедляет износ автошин при торможении.

Грамотная развесовка положительно влияет на устойчивость курса, управляемость, медленный и равномерный износ покрышек, безопасность во время передвижения. Распределение массы корректируют с помощью изменения угла наклона кузова, перераспределения расположения груза, замены стабилизаторов.

Знание весовых параметров грузового автомобиля и соблюдение характеристик, разрешенных производителем и правилами дорожного движения, обеспечивают безопасную эксплуатацию авто, увеличивают его эксплуатационный период и предотвращают проблемы с представителями ГИБДД.

Масса автомобиля: снаряженная, полная и разрешенная

Весовые характеристики — группа параметров, по которым можно делать выводы о собственной / снаряженной / неснаряженной массе, максимально разрешенном весе, грузоподъемности, нагрузке на ось и другим важным показателям.

Читайте также:  Выбор задней подвески: балка или многорычажка

Знание этих моментов позволяет правильно эксплуатировать транспортное средство, продлить его срок службы и избежать нарушения ПДД и, соответственно, получения штрафов. Ниже подробно рассмотрим, какие параметры бывают, как и для чего они определяются.            

Виды весовых характеристик грузовика, как они определяются

Весовые характеристики — комплекс параметров, характеризующих массу, грузоподъемность и другие параметры грузового автомобиля. К основным стоит отнести:

  • снаряженная масса;
  • полный вес;
  • разрешенная / максимальная масса;
  • грузоподъемность;
  • допустимая нагрузка на ось и другое.

В зависимости от ситуации подходы к расчетам могут отличаться. К примеру, снаряженная масса определяется путем взвешивания на специальных весах в испытательной лаборатории и последующего сравнения с данными завода-изготовителя. Если отклонение превышает 5%, используются вновь измеренные параметры.

Максимальный вес вычисляется путем сложения осевых нагрузок, а именно веса, который передается через ось автомобиля на поверхность трассы. При этом величина осевой нагрузки может отличаться в зависимости от типа покрытия. 

Полный вес определяется с учетом типажа и назначения транспортного средства. При этом учитывается максимальная загрузка с учетом пассажиров, заявленной грузоподъемности, заполненного бака и других параметров. Как правило, основные весовые характеристики приводятся заводом-изготовителем в официальной документации.

Именно на них нужно ориентироваться при расчетах. При возникновении подозрений к точности данных или при необходимости получения более точной информации проводится проверка в специальной лаборатории (об этом упоминалось выше).

Снаряженная масса

Под определением «снаряженная масса» понимается вес грузовика с учетом его стандартного оборудования и материалов. Иными словами, в процессе взвешивания учитываются те вещи, которые идут в комплекте.

Во многих странах к этому параметру добавляется вес водителя. Это обусловлено тем, что без человека машина все равно ехать не может.

Тая особенность оговорена в директиве 95/48 ЕС для Европы и ГОСТ 33987-2016 для России.

Второе название снаряженного веса —масса автомобиля без нагрузки. Ее определение и способ расчета может меняться в зависимости от позиции уполномоченных органов в каждой конкретной стране. 

Чаще всего при расчете учитываются следующие данные:

  • масса машины;
  • стандартное оснащение: ключи / инструменты, аптечка, запаска, огнетушитель и подъемник;
  • полный бак с горючим;
  • технические жидкости и смазка;
  • масса водителя (принимается — 75 кг).

Полученный показатель указывается в технических характеристиках транспортного средства.

Грузоподъемность, понятие массы полезной нагрузки

Термин «грузоподъемность» показывает, какой вес может перевозить конкретный транспорт. Простыми словами, это разница между полной массой грузового автомобиля и его снаряженным весом.

Нарушение требований завода-изготовителя в этом вопросе влечет за собой повреждение кузова, нарушение целостности моста и иных элементов, которые крепятся к подвеске.

Условно масса полезной нагрузки (или грузоподъемность) бывает двух видов:

  1. Номинальная. Определяется производителем и указывается в паспорте технического средства. Она не меняется в процессе эксплуатации и берется за основу при проведении расчетов.
  2. Реальная. Этот параметр может колебаться в зависимости от качества дорожного покрытия. При движении на хорошей дороге грузовик, как правило, сможет увезти больший вес, чем это прописано в документации. 

Грузоподъемность имеет ключевое значение, ведь превышение установленной нормы чревато разрушениемнекоторых элементов с необходимостью их замены и даже аварией. Кроме того, превышение допустимого веса может привести к штрафу ГИБДД.

Параметр грузоподъемности учитывается и при прокладывании маршрута, ведь некоторые дороги не рассчитаны на тяжелые грузовики. Нельзя забывать, что ошибки в определении грузоподъемности часто приводят к неправильному определению категории авто. Как результат, приходится платить неправильный налог.

Полная масса

Не менее важный весовой параметр грузовика —полная масса, представляющая собой вес транспортного средства при учете полной загрузки. В процессе расчета учитывается:

  • Снаряженный вес транспортного средства.
  • Полный бак топлива.
  • Заполненная система охлаждения / смазки разных узлов.
  • Запасное колесо.
  • Инструмент.
  • Водитель и пассажиры.
  • Груз (с учетом разрешенной грузоподъемности).

По сути, это разрешенная производителем максимальная масса грузовика, превышение которой является нарушением и может привести к неисправности: деформации кузовной части и ряда узлов. 

Предельная или максимально разрешённая нагрузка (масса)

При эксплуатации грузового автомобиля необходимо учитывать такой параметр, как разрешенная масса автомобиляили нагрузка, допустимая для дорог страны. В случае превышения этого параметра грузовик считается перегруженным, а это несет опасность.

В первую очередь это касается дорожного покрытия, которое быстрее разрушается под действием большого веса. Кроме того, перегруженное транспортное средство имеет другие характеристики: оно медленнее разгоняется и тяжелее управляется.

Нельзя исключать разрушения каких-либо узлов из-за чрезмерных нагрузок.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Разрешенная масса для грузового автомобиля рассчитывается с учетом снаряженного параметра для транспорта и максимально допустимого веса для российских дорог (до 44 тонны). Для каждого авто предусмотрены свои требования с учетом числа осей.

Так, для 2-осных авто этот параметр составляет 18 тонн, для 3-осных — 25 тонн, для 4-осных — 32 тонны, а для 5-осных — 35 тонн. В отдельную группу входят автомобильные поезда, для которых этот показатель от 28 до 44 тонн.

Для контроля этих параметров используется два типа проверки:

  1. Динамическая. Проводится на скорости до 5 км/час. Машина заезжает на специальные весы, которые и показывают нагрузку.
  2. Стационарные. Контроль проводится в большом фургоне, в который въезжает транспортное средство для проведения измерений.

Если полученный параметр превышает разрешенную массу грузового автомобиля для движения по российским дорогам, водителю выписывается штраф.

Размер выплат зависит от превышения допустимого уровня. К примеру, в случае увеличения допустимого параметра на 2-10 процентов размер штрафа будет незначительным и ограничится 10-15 тысячами рублей. Если же норма увеличена на 50% и более, тогда штраф достигает 45-50 тысяч рублей.

Для чего определяется развесовка по осям

В вопросе максимальной допустимой массы грузового автомобилянеобходимо ориентироваться на параметр развесовки. По этому показателю можно судить, как снаряженная масса транспортного средства распределяется по осям в процентном отношении. Этот параметр во многом влияет на управляемость и вероятность получения штрафа при отклонении от действующих ограничений.

Распределение массы можно изменить посредством корректировки углов наклона, заменой пружин / стабилизаторов или утяжелением определенной части машины. Оптимальным считается показатель, когда груз распределяется равномерно до двум осям грузовика. К примеру, если машина весит 3 тонны, то на каждую ось придется по 1,5 тонны.

Масса автомобиля: снаряженная, максимальная и полная

Но такого равенства трудно добиться на грузовиках, ведь на этот фактор влияет объем и местонахождение бака, комплектация машины, расположение груза и его характер, внесенные изменения и другие параметры. В любом случае, правильная развесовка гарантирует хорошую управляемость, увеличение скорости, меньший износ резины и большую безопасность в процессе эксплуатации.

Если говорить в целом, развесовка влияет на следующие параметры:

  • Разгон. Если нагрузка смещена на ведущую ось, это позволяет избежать прокручивания колеса на мягком грунте.
  • Устойчивость. Во время движения грузовик встречается с мощным потоком воздуха, который прижимает или поднимает машину. В последнем случае может потребоваться утяжеление передней оси для достижения лучшей устойчивости.
  • Износ шин при торможении. При нажатии на тормоз нагрузка идет на переднюю ось, поэтому может потребоваться ее разгрузка.
Читайте также:  Экскаватор komatsu pc300

Для определения развесовкиприменяются специальные автомобильные весы. Они используются для измерения веса по каждой оси грузовика. Такое оборудование встречается возле мостов или на стационарных постах ДПС.

В процессе измерений обращается внимание на максимальную и допустимую осевую нагрузку. Первый параметр подразумевает разрешенный вес для проезда каких-то участков (часто указывается на знаках), а второй — отображает паспортные данные. Если водитель не знает принципов развесовки и превысил максимальную грузоподъемность, могут быть неприятные сюрпризы в процессе измерений.

Заключение

Важность весовых характеристик грузовика трудно переоценить, ведь от понимания этих параметров и готовности следовать заявленным требованиям зависит безопасность эксплуатации и срок службы транспортного средства. Кроме того, при следовании требованиям в вопросе разрешенной массы можно избежать многих проблем с представителями ГИБДД.

Сколько тонн груза может перевозить фура | Как не перегрузить фуру

Поиск запроса «масса автомобиля» по информационным материалам и форуму

Весовые характеристики грузовых автомобилей Полезные статьи и новости грузоперевозок

Одни из основных характеристик грузового автомобиля – показатели массы. От них зависят – работа многих узлов и систем авто, расход топлива, стоимость эксплуатации.

К таким показателям относятся: снаряженная и полная масса, грузоподъемность, максимальная и допустимая нагрузка на ось.

Знание этих параметров обеспечивает правильную эксплуатацию авто, продление безремонтного периода и общего срока службы ТС, отсутствие нарушение ПДД и, следовательно, штрафов.

Виды весовых характеристик грузовых автомобилей и способы их определения

Методы расчетов весовых показателей транспортного средства зависят от конкретной ситуации:

  • Снаряженная масса. Ее вычисляют взвешиванием на специальных весах и сравнением с величиной, указанной в техдокументации заводом-изготовителем. Если расхождение в характеристиках превышает 5%, то в дальнейшем актуальной считается вновь измеренная величина.
  • Предельная или максимально разрешенная масса грузового автомобиля. Равна сумме нагрузок на каждую ось. Величина этого параметра зависит от типа автодороги.
  • Полный вес. Его определяют с учетом пассажиров, груза, полного топливного резервуара и других факторов.

Весовые характеристики отражаются в техдокументации, предоставленной предприятием-производителем. Если возникают основания считать эти данные неактуальными, проводят их измерения в сертифицированной лаборатории.

Снаряженная масса грузового автомобиля

Это понятие соответствует весу грузового авто без нагрузки, включающей стандартные инструменты и материалы. В директиве 95/48 ЕС для стран Европы и ГОСТе 33987-2016 для РФ указывается, что в снаряженную массу грузовика включается вес водителя. Такое решение аргументируется тем, что грузовое авто без водителя не эксплуатируется.

В различных странах подход к расчету этого параметра разный. Чаще всего вычисляется сумма весов: машины, инструментов, аптечки, запасного колеса, огнетушителя, домкрата, заправленного топливом бака, технических жидкостей и смазочных материалов, водителя (в среднем – 75 кг).

Грузоподъемность грузовых авто

Грузоподъемность (или масса полезной нагрузки) равна весу груза, разрешенному для перевозки на конкретном ТС. Ее можно определить как разницу между полной массой и снаряженным весом.

Превышение установленной производителем величины приводит к неисправностям кузова и элементов, закрепляемых к подвеске, проблемам с Госавтоинспекцией, возникновению аварийных ситуаций на дороге.

Перегруженная машина медленно разгоняется и имеет протяженный тормозной путь.

Грузоподъемность модели учитывают при планировании маршрута, поскольку на некоторых участках автодорог установлены ограничения по весу перевозимого груза. Эту характеристику условно разделяют на номинальную и реальную.

  • Номинальной грузоподъемностью считают величину, указанную предприятием-производителем в техпаспорте. Ее используют при проведении расчетов. При эксплуатации этот показатель не изменяется.
  • Реальная грузоподъемность определяется в зависимости от типа и состояния дорожного покрытия. На качественной дороге транспортное средство может перевозить грузы, вес которых немного превышает нормативный показатель.

Допустимая общая или полная масса и максимально разрешенная нагрузка для грузового автомобиля

Полным считается вес полностью загруженного авто. В эту величину входят массы: снаряженная, пассажиров, груза. Превышение этого параметра, установленного предприятием-изготовителем, может стать причиной поломок узлов и систем грузового авто, возникновения нештатных ситуаций на дороге.

При планировании маршрута поездок необходимо учитывать такой показатель, как максимально разрешенная нагрузка, равная сумме масс на всех осях грузового автомобиля. Превышение этой величины угрожает целостности дорожного покрытия и приводит к начислению штрафов.

При расчете максимально разрешенной нагрузки учитывают снаряженный вес, количество осей и вес, максимально допустимый для отечественных дорог, он равен 44 т. Значения этой характеристики в соответствии с числом осей в ТС:

  • 2 оси – 18 т;
  • 3 оси – 25 т;
  • 4 оси – 32 т;
  • 5 осей – 35 т.

Для автомобильных поездов величина этой характеристики находится в диапазоне 28-44 т. Контролировать показатель можно двумя способами – динамическим и стационарным. В первом случае машина со скоростью 5 км/час проезжает по специальным весам, определяющим нагрузку.

Стационарный метод осуществляется в специальном фургоне, в который машина заезжает для проведения замеров.

При превышении величины, полученной в результате замеров, над установленным показателем водителю грозит штраф, величина которого определяется коэффициентов превышения нормы.

Максимальная и допустимая масса (нагрузка) на ось грузового автомобиля

При определении максимально разрешенной нагрузки для всего ТС ориентируются на развесовку, которая демонстрирует, в каком процентном соотношении полная масса распределяется по осям. Оптимальный вариант – равномерная развесовка на все оси грузового автомобиля.

В этом случае при соблюдении установленной грузоподъемности для ТС характерны: хорошая управляемость при движении, возможность безопасно передвигаться на высоких скоростях, медленный износ автошин.

Развесовка оказывает существенное влияние на следующие параметры:

  • Разгон. Если планируются поездки на мягком покрытии, то небольшое смещение нагрузки на ведущую ось облегчает разгон и предотвращает пробуксовку колес.
  • Устойчивость. Если движение осуществляется при сильном встречном ветре, повышение массы на передней оси обеспечивает устойчивое положение машины.
  • Изнашивание автошин при торможении. Снижение нагрузки на переднюю ось позволяет замедлить износ автопокрышек при остановке.

На равномерность распределения нагрузки по осям влияют: положение топливного бака, размещение груза, комплектация грузовика и другие факторы. Этот показатель можно отрегулировать заменой пружин или стабилизаторов, изменением схемы размещения груза, дополнительным утяжелением определенной части транспортного средства.

Вблизи мостов и других дорожных инфраструктурных объектов устанавливаются весы для поосного взвешивания.

Перед таким весовым оборудованием стоит знак, на котором указывается максимальная нагрузка на самую нагруженную ось, разрешенная на определенном участке дороги.

На таких весах также проверяется допустимая осевая нагрузка, указываемая в техдокументации на конкретное авто. При нарушении одного или обоих показателей водитель получает штраф.

Все водители должны знать весовые характеристики управляемого ими автомобиля и не превышать разрешенные параметры. Только в этом случае возможны: правильная эксплуатация грузового авто, повышенная безопасность пассажирских и грузоперевозок, соблюдение правил дорожного движения, отсутствие штрафов.

+ Создать заказ Стать исполнителем + Создать заказ Стать исполнителем

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector