Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Масляный фильтр двигателя — важная деталь в работе силового агрегата, осуществляющая очистку смазывающей жидкости от примесей, металлических элементов и прочего «мусора».

Наличие устройства позволяет сохранить характеристики масла и продлить срок службы автомобильного мотора. Ниже рассмотрим, какие бывают виды таких узлов, как они работают, где находятся, и как правильно обслуживать.

Назначение масляного фильтра

Задача масла в двигателе —покрытие смазывающей пленкой трущихся элементов и помощь в отводе тепла. Рабочая жидкость контактирует с шатунными и коренными подшипниками, элементами ГРМ, поршневыми кольцами, цилиндрами и иными элементами. 

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Контактирующие узлы работают через масло, которое должно соответствовать требованиям завода-изготовителя и быть чистым. Масляный фильтр пропускает через себя смазку и задерживает мелкие частицы. Последние появляются в результате износа двигателя и накопления в рабочей жидкости множества мелких металлических элементов. 

Масляные фильтры двигателя нового типа удаляют до 95% «мусора» размером до 25-45 мкм. Отсутствие, плохая работа или загрязнение узла приводит к пропусканию абразивных элементов и повреждению деталей мотора.

Дополнительная функция фильтра — задержка потока смазки, подающейся в систему после остановки мотора. Такая особенность обеспечивает наличие масла внутри двигателя в момент пуска.

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Если бы фильтрующий элемент пропускал через себя рабочую жидкость в обратном направлении, она вся стекала бы в поддон, а двигатель оставался сухим. Масляные фильтры устанавливаются на машины с 20-х годов прошлого века. Появление этих узлов привело к продлению срока службы масла и мотора.

Для сравнения в двигателях без фильтрующего элемента замена смазки проводилась через 600-800 км, а после его появления через 6000-10000 км. В некоторых случаях работа выполняется еще реже — через 20 000 км.

Типы и устройство фильтров

Несмотря на видимую простоту, масляный фильтр дизеля и бензинового двигателя состоит из многих элементов. Внутри цилиндрического корпуса находится фильтрующая часть, группа клапанов, крышка с отверстиями для впуска / выпуска, прижимная пружина и другие.

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

В зависимости от конструкции масляные фильтры могут быть разбираться для замены основного элемента или иметь цельную структуру.

Рассмотрим основные элементы фильтров:

  1. Кожух с крышкой. Смазывающая жидкость поступает через специальные отверстия и направляется в полость между корпусом и «шторкой». Дальше смазка идет через фильтр, очищается и выходит через главное отверстие. В крышке предусмотрена резьба, предназначенная для подключения устройства к двигателю. Для изготовления корпуса используется высокопрочная сталь, ведь во время работы фильтр должен выдерживать от 2 до 16 атмосфер.
  2. Штора (фильтрующая часть). Главная деталь устройства, от которой зависит эффективность очистки. Делается с применением картона или бумаги с последующей пропиткой специальными составами. Для большей эффективности элемент складывается и закручивается, чтобы увеличить рабочую поверхность. Фильтрующая деталь находится между металлическими кольцами, имеет форму цилиндра и надежно зафиксирована. В некоторых устройствах, кроме бумажного основания, применяется войлок. В его функции входит фильтрация крупных элементов и повышение срока службы детали.
  3. Перепускной клапан. Предусмотрен сверху и снизу устройства. Обеспечивает защиту двигателя от вытекания масла, дефицита смазки при пуске или загрязнении узла. Открытие клапана осуществляется при увеличении давления выше определенного уровня. При установке детали разработчики ориентировались на следующий принцип: пусть в двигателе будет грязное масло, чем не будет вообще. Противосливной клапан. Обеспечивает удержание смазки в фильтрующем элемента во время замены рабочей жидкости в двигателе.
  4. Противодренажный клапан. Имеет вид кольца, изготовленного из резины и закрывающего отверстия выпуска в крышке. Исключает вытекание смазки после отключения зажигания.
  5. Пружина прижимная. Фиксирует обратный клапан в нужном положении при выключении мотора.
  6. Резиновая прокладка. Обеспечивает герметичность и защищает от вытекания.

Рассмотренная конструкция характерна для большинства фильтров, но они могут отличаться по типу. Сегодня применяются полнопроточные, частично проточные и комбинированные детали.

Проточные

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Фильтр двигателя с простотой конструкцией, пользующийся наибольшим спросом. Устанавливается последовательно с другими узлами. Название «проточный» свидетельствует о прохождении 100% масла через шторку и максимально качественную очистку. После удаления загрязнений смазка направляется в мотор. Главный элемент проточного фильтра — перепускной клапан, применяемый для регулирования давления масла.

Если упомянутый параметр повышается до определенной отметки, клапан открывается для достижения безопасного уровня. Дополнительной функцией клапана является открытие в случае загрязнения и невозможности пропускать масло. В таком случае рабочая жидкость поступает в мотор без очистки.

Частично проточные

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

В отличие от рассмотренных выше, через такие устройства проходит лишь часть рабочей жидкости двигателя

Особенность схемы состоит в качественной очистке, но за более длительный период. Смазка свободно движется по системе, и какая-то часть параллельно очищается от посторонних элементов. Такой подход обеспечивает быстрое возвращение рабочей жидкости в систему, исключив колебания давления.

Комбинированные фильтры

В большинстве случаев применяются на дизельных моторах и предусматривают совмещение рассмотренных выше фильтрующих элементов. Полнопроточный фильтр берет на себя 90% масла, а частично проточный —10%. Такой подход обеспечивает лучшую очистку и одновременно продлевает срок службы.

Центробежный масляный фильтр

В дополнение к рассмотренным типам стоит отнести центробежные фильтры. Устанавливаются на внедорожниках, спецтехнике и строительном транспорте. Состоят из кожуха, внутри которого находится роторная часть и ось.

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Подача рабочей жидкости проводится через продольные и радиальные отверстия, обеспечивающие попадание смазки на роторную часть. Масло подается с высокой скоростью, что приводит к удару по крышке центрифуги и обеспечению вращения роторной части

Появляющаяся при этом центробежная сила выдавливает посторонние элементы из смазки. В дальнейшем они остаются на крышке и не проходят в двигатель. После очистки смазка направляется в общую магистраль.

Где находится масляный фильтр

Расположение фильтрующего элемента может отличаться в зависимости от конструкции двигателя и размещения узлов в подкапотном пространстве. Чаще всего устройство находится возле защиты картера в нижней части силового агрегата. Если открыть капот, можно увидеть масляный фильтр слева внизу. Это правило действует для переднеприводных машин.

Определить, где находится масляный фильтр, не составляет труда. Более того, для замены не обязательно загонять машину на яму, но на практике из-за прикипания могут возникнуть сложности. Работы по замене лучше выполнять снизу автомобиля, когда есть нормальный доступ к устройству.

Особенности эксплуатации и неисправности фильтров

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Обслуживание масляного фильтра не вызывает трудностей, ведь в случае необходимости его можно просто поменять. При этом есть ряд особенностей, которые должны быть учтены:

  • Используйте только оригинальные фильтры. Выбирайте только те устройства, которые рекомендованы заводом-изготовителем. Каждая модель рассчитана на определенное давление и пропускную способность. Соответствие устройства по размеру и резьбе еще не означает, что оно подходит для вашего авто.
  • Грамотно подходите к замене масляного фильтра. Устройство просто прикрутить к мотору с помощью штуцера. Главная сложность — создание соответствующего момента при закручивании. Для этого потребуется специальный ключ и небольшие навыки. Также при замене важно обработать штуцер и кольцо-уплотнитель смазкой и тем самым улучшить контакт.
  • Своевременно меняйте фильтрующий элемент. В мануале к автомобилю даются рекомендации по срокам установки новой детали. Как правило, обновление проводится одновременном с заменой рабочей жидкости через 10-20 тысяч километров. Использование авто в сложных условиях, применение низкокачественного горючего, а также частого пуска и остановок требует более частых замен.
  • Не допускайте воздушных пробок. Иногда после обновления масла в системепоявляется воздух, который нарушает давление. Для удаления пробки достаточно слегка открутить фильтр и вращать стартером коленчатый вал мотора. После выпускания воздуха давление масла нормализуется.
  • Во многих моторах применяются фильтры без перепускных клапанов. В таких устройствах нужно осматривать фильтрующий элемента после замены. Если кожух поврежден или деформирован, это свидетельствует об отклонении давления от нормы. 

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Автовладельцы должны знать признаки неисправности масляного фильтра, при которых может потребоваться замена:

  • сбои в работе мотора;
  • зажигание лампы, сигнализирующей об ошибке;
  • колебания давления масла;
  • черный выхлоп и т. д. 

Главная сложность при замене — поиск подходящего инструмента. Проблемы демонтажа часто вызваны «прилипанием» кольца-уплотнителя из-за действия высоких температур. Для устранения трудностей могут потребоваться следующие ключи:

  • специальный съемник масляного фильтра необходимого размера (самый правильный и простой метод);
  • накидной ключ с подвижным захватом и зубцами;
  • ключ в виде краба — универсальный девайс с тремя «ножками», которые захватывают и зажимают корпус;
  • размерный ключ — хомут с зубцами, имеет определенный размер и подходит для конкретной модели фильтрующего элемента.
Читайте также:  Минитрактор чувашпиллер: модельный ряд, характеристики

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Второй вариант — пробитие кожуха отверткой, которая в дальнейшем применяется для рычага при выкручивании. Своевременная замена фильтра позволяет решить следующие задачи: обеспечить правильность работы мотора, продлить срок службы двигателя и сэкономить деньги на возможных ремонтах в будущем. 

Заключение

Масляный фильтр — «печень» двигателя, которая принимает на себя наибольшую нагрузку в плане очистки смазывающей жидкости от загрязнений.

Неправильная работа, ошибки в выборе или несвоевременное обслуживание может привести к повреждению силового агрегата и необходимости капитального ремонта. В таком случае расходы будут несоизмеримы с теми, которые приходится нести при очередной замене фильтрующего элемента и масла.

Как работает масляный фильтр

Поиск запроса «масляный фильтр автомобильного двигателя, типы и устройство» по информационным материалам и форуму

Назначение, устройство и принцип работы масляного фильтра

Масляный фильтр является частью системы смазки двигателя, главная задача которого – очистка поступающего в насос масла от твердых частиц и осадочных отложений, накапливающихся в поддоне картера.

https://www.youtube.com/watch?v=M6eUvze0mJ0\u0026pp=ygVq0JzQsNGB0LvRj9C90YvQuSDRhNC40LvRjNGC0YA6INGD0YHRgtGA0L7QudGB0YLQstC-LCDQv9GA0LjQvdGG0LjQvyDRgNCw0LHQvtGC0Ysg0Lgg0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuA%3D%3D

В современных автомобилях используются различные конструкции фильтров: полнопоточные, частичнопоточные и комбинированные. Каждая из них имеет свои особенности применения и срок службы.

Назначение фильтра в системе смазки двигателя

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенностиРасположение фильтра на двигателе

В процессе работы системы смазки масло циклично проходит через основные узлы и механизмы двигателя, смывая с них нагар, сажу и другие продукты износа деталей. Удаленные загрязнения вместе с излишками масла попадают в поддон (в системах с мокрым картером) или в специальный бак (в конструкциях с сухим картером). Чтобы такое масло могло использоваться в последующих циклах, очень важно предотвратить повторное попадание отходов в систему.

Определить, где находится в системе масляный фильтр, несложно. Как правило, он расположен в нижней части корпуса двигателя таким образом, чтобы его можно было легко заменить. Внешне он представляет собой цилиндрический корпус с резьбой (черного, синего, белого или зеленого цветов), внутри которого находится фильтрующий элемент.

Устройство масляного фильтра

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенностиУстройство масляного фильтра

Конструктивно фильтры для моторного масла состоят из следующих элементов:

  • Цилиндрический корпус с крышкой. Он имеет несколько входных отверстий и одно выходное с резьбой для крепления.
  • Фильтрующий элемент. Задерживает частички загрязнений, пропуская далее в систему только очищенное масло. Чаще всего его изготавливают из специального картона. Чтобы увеличить полезную площадь фильтрующего элемента, его складывают в форме гармошки или скручивают в рулон. Для более эффективной службы картон также имеет специальную пропитку, не дающую ему разрушаться под воздействием масла.
  • Перепускной клапан (нижний) масляного фильтра. В экстренных случаях он выполняет перенаправление потока масла напрямую в систему, минуя фильтрующий элемент. Логика проста – пусть лучше двигатель работает на неочищенном масле, чем вовсе без него. Такая ситуация может возникнуть, например, зимой: из-за действия пониженных температур масло становится более вязким, а потому не может пройти через фильтрующий элемент до момента выхода двигателя на рабочую температуру. Либо клапан срабатывает, если фильтрующий элемент “забит” и не справляется с объемом проходящего масла.
  • Обратный клапан (противодренажный). Препятствует сливу масла из системы назад в фильтр. Это сделано для мгновенной подачи масла к вращающимся деталям при запуске двигателя.
  • Прижимная пружина. Удерживает обратный клапан при отключенном двигателе.
  • Уплотнитель (резиновая прокладка). Необходим для того, чтобы масло не вытекало в местах крепления.

На практике принцип работы стандартного масляного фильтра заключается в следующем: в момент запуска двигателя насос начинает всасывать из поддона (бака) моторное масло, которое проходит в отверстия фильтрующего элемента и затем поступает в магистраль системы смазки. Частицы нагара, сажа и другие отходы задерживаются в фильтре.

Виды фильтров для моторного масла

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенностиПолнопоточная и комбинированная схемы смазки

Основными параметрами при выборе фильтра являются пропускная способность (сколько масла пройдет за единицу времени) и его объем (размер). Эти характеристики определяют, как быстро и насколько эффективно будет выполняться очистка. В зависимости от конструкции масляного фильтра и схемы его установки выделяют три группы устройств:

  • Проточный (полнопоточный). Наиболее распространенный вариант. Он имеет простую конструкцию и устанавливается последовательно с другими элементами системы смазки. Это означает, что через него проходит все масло, всасываемое насосом, и очистка осуществляется максимально быстро. Когда такой фильтр засоряется, срабатывает перепускной клапан и неочищенное масло в полном объеме поступает в двигатель.
  • Частично проточный (частичнопоточный). Он подключается в систему таким образом, чтобы через него проходила только часть масла. Преимущество данной схемы установки – в более качественной очистке. С другой стороны, скорость прохождения масла в систему уменьшается.
  • Комбинированная схема фильтрации. Она используется преимущественно на дизельных двигателях. В этом случае в системе устанавливается и полнопоточный, и частичнопоточный фильтры. Через первый проходит до 90% смазки, а второй выполняет очистку лишь 10%. Это позволяет получить преимущества обеих схем: высокое качество очистки и защищенности мотора.

Помимо этого различают:

  • одноразовые конструкции (неразборные);
  • разборные масляные фильтры со сменным фильтрующим элементом.

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенностиОдноразовый и разборной масляный фильтр

Внешне такие конструкции почти не отличаются, но у разборного на верхней крышке расположена специальная гайка. Она откручивается и позволяет выполнить промывку или замену внутренней части фильтра.

Центробежный масляный фильтр

Кроме перечисленных типов в системе смазки тяжелых машин (тракторов, внедорожников, строительной техники) могут применяться центробежные масляные фильтры. Конструктивно они состоят из корпуса, внутри которого находится ротор и ось. Нагнетание масла внутрь центрифуги осуществляется через отверстия в оси (радиальные и продольные). Это обеспечивает попадание смазки на ротор.

Поскольку скорость подачи масла достаточно высока, оно ударяется о крышку центрифуги и провоцирует вращение ротора под действием реактивных сил.

Возникающая в этот момент центробежная сила выталкивает из масла примеси и загрязнения, которые задерживаются в виде осадков на крышке фильтра. После этого очищенное моторное масло подается в основную магистраль системы.

Особенности обслуживания

Как правило, замена масляного фильтра (фильтрующего элемента) осуществляется одновременно с заменой масла, но это необязательное условие.

Согласно рекомендациям производителей, менять масло и фильтр необходимо каждые 10-15 тысяч километров пробега автомобиля. На практике лучше делать это чаще: примерно каждые семь тысяч.

При эксплуатации в сложных условиях, а также при использовании некачественного топлива или масла интервал замены следует сократить на 30%.

Для легковых автомобилей нормальной фильтрацией считается удержание 50% твердых фракций размером свыше 45 мкм или 0,05 мм.

Чтобы точно определить сроки эксплуатации, нужно учитывать тип масляного фильтра, а также его марку.

Неоригинальные комплектующие прослужат значительно меньше, а иногда потребуется осуществлять замену поддельного масляного фильтра каждые 2-3 тысячи километров.

Проблема кроется в качестве, а также в количестве фильтрующего элемента, на которых стараются экономить нелегальные производители. Конечно, оригинальный масляный фильтр стоит дороже, но и служит он намного дольше.

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенностиКлючи для снятия масляного фильтра

Для замены фильтра моторного масла его необходимо снять с двигателя, что бывает нелегко сделать, поскольку уплотнительное кольцо под действием высоких температур нередко “прикипает” к картеру двигателя. Для решения этой проблемы используются специальные ключи:

  • Специальная накидная головка (имеет определенный размер) – наиболее правильный способ.
  • Накидной ключ – имеет подвижный округлый захват с зубьями.
  • Ключ в размер – представляет собой округлый хомут с зазубринами фиксированного размера. Такой ключ подбирается под конкретную модель фильтра.
  • Ключ-краб – универсальный вариант, имеющий три ножки, обхватывающие и зажимающие корпус.

Помимо ключей, могут применяться съемники ленточного и цепного типа, которые накидывают на корпус и плотно затягивают. Если специальных приспособлений нет, существуют способы, как открутить масляный фильтр без использования ключа:

  • Веревка (ремень) и рычаг. Первой обматывают фильтр и привязывают рычаг, в качестве которого может быть использована отвертка или гаечный ключ.
  • Отвертка и молоток. Этот способ применяют для одноразовых конструкций. Корпус просто пробивается отверткой, которая далее используется как рычаг для отвинчивания.
Читайте также:  Купить б/у и новый трактор т-30

Нормальное состояние фильтра для очистки моторного масла обеспечит правильность работы и длительный срок эксплуатации двигателя автомобиля. Не стоит пренебрегать своевременной заменой и использованием оригинальных деталей.

(4

Устройство и принцип работы масляных фильтров. Основные элементы и детали масляных фильтров | Интернет-магазин запчастей TopDetal.ru

Система смазки — одна из важнейших в двигателе автомобиля. И от ее функционирования напрямую зависит ресурс мотора. В этой статье мы рассмотрим устройство масляного фильтра автомобиля, а также кратко разберем принцип его работы.

Содержание:

  1. Устройство масляного фильтра двигателя
  2. Принцип работы масляного фильтра

Устройство масляного фильтра двигателя

Все двигатели внутреннего сгорания оснащаются масляными фильтрами. За последние несколько десятилетий этот элемент системы смазки стал максимально унифицированным — общая конструкция современного масляного фильтра одинакова для всех авто.

Основные элементы масляного фильтра:

  1. Корпус. Сейчас подавляющее большинство автомобильных масляных фильтров изготавливаются в собственном металлическом корпусе. Устройство корпуса масляного фильтра довольно простое: он состоит из металлической чаши с гранями под ключ на тыльной стороне и передней крышки с монтажной резьбой и отверстиями. На крышке крепится уплотнительная резинка.
  2. У некоторых моделей масляных фильтров корпус несъемный, и при ТО меняется только картридж.

  3. Фильтрующий элемент изготавливается в основном из картона, армированного синтетическими волокнами, и укладывается в корпус «гармошкой». Подобный способ позволяет при небольшом объеме самого фильтра максимально увеличить его фильтрующую поверхность.
  4. Перепускной клапан служит для аварийного сброса избыточного давления, которое может образоваться в фильтре. Клапан перенаправляет поток масла в обход фильтрующего элемента при достижении определенного давления внутри корпуса.
  5. Противодренажный клапан удерживает масляный столб в заборной магистрали после остановки двигателя. Это предотвращает стекание смазочного материала в поддон при прекращении работы насоса и позволяет системе смазки полноценно функционировать с первых секунд после пуска.

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Перечисленные детали масляного фильтра универсальны. В том или ином исполнении они есть во всех конструкциях современных автомобильных фильтров.

Принцип работы масляного фильтра

Устройство и работа масляных фильтров довольно просты. Проследим за масляным потоком от насоса до подачи в систему после прохода фильтра.

После забора масла из поддона насос под давлением подает его в фильтр. Масло поступает внутрь корпуса через периферийные отверстия в передней крышке. Под напором жидкости открывается противодренажный клапан.

Смазка заполняет полость корпуса и под давлением просачивается от периферии через фильтрующий элемент к центральному каналу. Картон задерживает мелкодисперсные частицы размером приблизительно до 3 мкм; более мелкие засоры фильтр пропускает, но они не способны нанести значимый ущерб двигателю.

После прохождения через фильтр масло подается через центральное резьбовое отверстие в систему и распределяется по участкам, требующим смазки.

В морозы, когда смазка загустевает, или в случае критического засорения фильтрующего элемента масло не может полноценно проходить через картон. Чтобы не возникло масляное голодание, в фильтре предусмотрен перепускной клапан. Он открывается при превышении определенного давления (для каждого двигателя этот порог индивидуален) и запускает масло в обход фильтра.

Масляный фильтр: устройство, принцип работы и особенности

Логика проста: лучше подать неочищенное масло к пятнам контакта, чем не подать его вообще. Проблемы с перепускным клапаном могут привести к серьезным последствиям.

После остановки двигателя противодренажный клапан закрывается. Он удерживает масло в фильтре и не дает ему стечь в поддон, тогда сразу после пуска двигателя система смазки работает полноценно.

Если же клапан пропускает масло, то затрачивается некоторое время на наполнение опустевшей системы смазкой.

Поэтому при использовании некачественных фильтров после пуска двигателя некоторое время горит лампочка давления масла.

От того, из чего состоит масляный фильтр, зависит качество фильтрации и в целом работоспособность системы смазки. Поэтому к выбору масляного фильтра следует подходить с особой тщательностью.

Помощь эксперта

В интернет-магазине TopDetal.ru вы найдете масляные фильтры от ведущих мировых производителей по лучшим ценам. На нашем сайте вы также можете прочитать о том, как правильно поменять масляный фильтр.

Принцип работы масляного фильтра

Система смазки — одна из важнейших в двигателе автомобиля. И от ее функционирования напрямую зависит ресурс мотора. 

Основные элементы

  1. Корпус. Сейчас подавляющее большинство автомобильных масляных фильтров изготавливаются в собственном металлическом корпусе. Устройство корпуса масляного фильтра довольно простое: он состоит из металлической чаши с гранями под ключ на тыльной стороне и передней крышки с монтажной резьбой и отверстиями. На крышке крепится уплотнительная резинка.

  2. Фильтрующий элемент изготавливается в основном из картона, армированного синтетическими волокнами, и укладывается в корпус «гармошкой». Подобный способ позволяет при небольшом объеме самого фильтра максимально увеличить его фильтрующую поверхность.

  3. Перепускной клапан служит для аварийного сброса избыточного давления, которое может образоваться в фильтре. Клапан перенаправляет поток масла в обход фильтрующего элемента при достижении определенного давления внутри корпуса.
  4. Противодренажный клапан удерживает масляный столб в заборной магистрали после остановки двигателя.

    Это предотвращает стекание смазочного материала в поддон при прекращении работы насоса и позволяет системе смазки полноценно функционировать с первых секунд после пуска.

Устройство и работа масляных фильтров довольно просты. Проследим за масляным потоком от насоса до подачи в систему после прохода фильтра.

После забора масла из поддона насос под давлением подает его в фильтр. Масло поступает внутрь корпуса через периферийные отверстия в передней крышке. Под напором жидкости открывается противодренажный клапан.

Смазка заполняет полость корпуса и под давлением просачивается от периферии через фильтрующий элемент к центральному каналу. Картон задерживает мелкодисперсные частицы размером приблизительно до 3 мкм; более мелкие засоры фильтр пропускает, но они не способны нанести значимый ущерб двигателю.

После прохождения через фильтр масло подается через центральное резьбовое отверстие в систему и распределяется по участкам, требующим смазки.

В морозы, когда смазка загустевает, или в случае критического засорения фильтрующего элемента масло не может полноценно проходить через картон. Чтобы не возникло масляное голодание, в фильтре предусмотрен перепускной клапан. Он открывается при превышении определенного давления (для каждого двигателя этот порог индивидуален) и запускает масло в обход фильтра.

Логика проста: лучше подать неочищенное масло к пятнам контакта, чем не подать его вообще. Проблемы с перепускным клапаном могут привести к серьезным последствиям.

После остановки двигателя противодренажный клапан закрывается. Он удерживает масло в фильтре и не дает ему стечь в поддон, тогда сразу после пуска двигателя система смазки работает полноценно.

Если же клапан пропускает масло, то затрачивается некоторое время на наполнение опустевшей системы смазкой.

Поэтому при использовании некачественных фильтров после пуска двигателя некоторое время горит лампочка давления масла.

Видео: Принцип работы масляного фильтра

Нзначение масляного фильтра

Моторное масло выполняет важные функции:

  • создает между гильзами цилиндров и поршнями масляную пленку, снижающую трение;
  • отводит излишек тепла;
  • снижает шумность работы двигателя;
  • очищает компоненты мотора от металлической пыли, нагара и прочего.

Принцип работы

Несмотря на свою простую конструкцию, масляные фильтры имеют довольно сложный принцип работы, состоящий из нескольких этапов:

  1. Моторное масло проходит через фильтрующий элемент и затем возвращается в смазочную систему.
  2. Обводной клапан пускает жидкость в обход фильтрующего элемента в случае, когда фильтр чрезмерно загрязнён. Машина начинает плохо двигаться, и это — напоминание о необходимости замены фильтра.
  3. Обратный клапан предотвращает вытечку машинного масла из резервуара при выключенном двигателе. Это очень важный момент, так как при неисправности этого механизма возникает риск утечки масла из поршневой группы. В таком случае возникает эффект сухого трения поршней. Через 3-4 секунды такой работы двигателя он попросту останавливается, так как повреждаются практически все его комплектующие. Это очень серьёзная поломка, иногда даже капитальный ремонт не способен возобновить работу мотора.

На сегодняшний день все мировые производители выпускают масляные фильтры следующих типов:

  1. Неразборный тип. При его поломке нужно приобретать целую конструкцию.
  2. Сменный вариант. В данном случае вам не понадобится покупка нового фильтра – достаточно купить только сменный картридж (съемник масляного фильтра).

Конструкция

  1. Противодренажный (обратный) клапан. Нужен, чтобы масло не сливалось с него в двигатель, когда он заглушен
  2. Фильтрующий элемент. Название говорит само за себя
  3. Перепускной клапан.

    Необходим, чтобы при повышении давления масло поступало в двигатель помимо фильтрующего элемента. Это происходит, когда забивается отложениями фильтрующий элемент и при пуске холодного двигателя.

    Таким образом, он не допускает масленого голодания ДВС

Как работает масляный фильтр

  1. Масло через отверстия в торцевой крышке фильтра проходит через противодренажный клапан и попадает вовнутрь
  2. Проходит через фильтрующий элемент и возвращается через отверстия внутреннего цилиндра обратно в двигатель
  3. Если масло густое или сильно забит фильтр, повышается давление внутри корпуса и открывается перепускной клапан. Часть масло проходит через него, не проходя фильтрации.

Работа и устройство масляного фильтра

Автомобильные двигатели состоят из различных металлических деталей, которые постоянно трутся друг о друга. Если оставить все как есть, то во время работы это трение нагреет мотор, и он выйдет из строя. Чтобы решить эту проблему, или хотя бы отсрочить ее, в двигатель заливают смазочное масло, благодаря которому уменьшается трение. Однако со временем грязь и кусочки металла засоряют эту смазку, а с ним и двигатель. Для того, чтобы масло как можно дольше сохраняло свою «свежесть», необходим масляный фильтр.

Как устроен масляный фильтр

Для начала рассмотрим, из каких деталей состоит масляный фильтр. — Корпус не оказывает большого влияния на работу масляного фильтра. Однако эта деталь позволяет сохранять целостность всех его внутренних элементов.

— Отверстия предназначены для входа и выхода масла в фильтр. Небольшие дырочки по краям служат для свободного перемещения масла в контейнер. С помощью резьбового отверстия в центре фильтр крепится к двигателю и по нему вытекает масло.

Противодренажный клапан перекрывает большое резьбовое отверстие. Так как масляный фильтр расположен в середине или нижней части двигателя, то в выключенном состоянии все масло может слиться обратно в фильтр. Такому повороту событий и препятствует противодренажный клапан, который имеет резиновую крышку.

Пружина работает вместе с противодренажным клапаном. Она давит на клапан, чтобы в нерабочем состоянии двигателя, масло не вытекло. В последнее время многие производители отдают предпочтение не классической пружине, а пластинчатой, которая занимает меньше места.

Фильтрующий материал имеет множество мелких пор, состоит он в основном из микроскопических волокон целлюлозы и синтетических материалов.

Нередко применяют стекло и полиэстер, которые повышают эффективность и долговечность фильтрации. Материал в некоторых случаях насыщают смолой, которая придает ему дополнительную жесткость и прочность.

Складки имеют практические все фильтры. Такое расположение материала позволяет увеличить общую площадь его поверхности.

— Центральная стальная трубка является остовом всего фильтра, который к тому же отвечает за возврат отфильтрованного масла в двигатель.

— Предохранительный клапан расположен с другой стороны фильтра, напротив резьбового отверстия. В некоторых случаях давление внутри может повыситься, в результате некоторые внутренние элементы фильтра могут повредиться. Предохранительный же клапан в таких случаях открывается, чтобы стабилизировать давление.

— Крышка фильтра вместе с уплотнительным кольцом обеспечивают законченность и герметичность всей конструкции.

Как работает масляный фильтр

Теперь рассмотрим принцип работы масляного фильтра. Масляный насос прогоняет масло через фильтр, прежде чем оно попадет в двигатель. В начале неочищенная смазка проходит под давлением через фильтрующий материал, в котором задерживается большинство загрязнений. Масляный фильтр состоит из двух медиа-типов: первичных и вторичных.

Первичные предназначены останавливать крупные частицы размером свыше 20 микрон. Вторичные же фильтруют и улавливают более мелкие загрязняющие элементы размером от 5 микрон. Обратно масло вытекает через центральное отверстие в двигатель. Чем дольше фильтр установлен в автомобиле, тем больше загрязнений он в себе содержит.

При прохождении масла через такой фильтр процедура очистки происходить не будет.

Симптомы загрязненного масляного фильтра

Если масляный фильтр работает неисправно, то Вы об этом, наверное, и не узнаете.

Фильтр устроен таким образом, что даже при его загрязнении в двигатель будет поступать нефильтрованное масло, которое в любом случае лучше, чем полное его отсутствие.

Чтобы проверить, исправно ли работает масляный фильтр, необходимо обратиться за помощью к автомеханику или снять фильтр самостоятельно. Однако в некоторых случаях необходимо просто прислушаться к своей машине.

Перегрев

Когда автомобильные части трутся друг о друга без качественного смазочного материала, возникает чрезмерное тепло. Элементы двигателя за счет этого быстро изнашиваются, что в свою очередь вызывает дополнительную нагрузку на систему охлаждения.

Плюс ко всему неотфильтрованные загрязнения превращаются в осадок и задерживаются в двигателе. Эти залежи становятся причиной пониженной теплопроводности. В результате этих факторов двигатель перегревается. Нормальный температурный режим работающего двигателя составляет 90-100 С.

Если это значение выше, то одной из причин неисправности двигателя может быть загрязненный масляный фильтр.

Утечка

Забитый или поврежденный масляный фильтр плохо реагирует на изменение температуры внутри мотора. Неисправные фильтры могут лопнуть или разорваться, что может привести к утечке масла, которое очень опасно для окружающей среды. Если Вы заметили, что какая-либо жидкость просачивается из автомобиля, то незамедлительно обращайтесь к профессиональным автомеханикам.

Как выбрать масляный фильтр

Масляный фильтр тоже нужно уметь выбирать, ведь некачественная запчасть может привести к поломке двигателя автомобиля.

— Для начала необходимо узнать, какие фильтры подойдут именно для Вашей модели машины и двигателя. На этот вопрос может ответить инструкция или руководство к вашей машине. В ней, как правило, описано, какого размера, типа и материала фильтр необходимо устанавливать именно для вашего железного коня.

— Покупать фильтры необходимо только в фирменных магазинах, в которых представлены оригинальные запчасти от крупнейших производителей.

— Проверьте складки на фильтре: чем они глубже, тем больше загрязнений в себе задержат.

— Выбирайте фильтры с металлическими заглушками. Картонные заглушки быстрее изнашиваются и их необходимо чаще менять.

— Обходные клапаны также должны быть изготовлены из металла, а не из пластика.

— Корпус фильтра должен быть достаточно жестким и прочным, чтобы при высоком давлении он не деформировался.

— Некоторые производители предлагают инновационные фильтры с магнитами, которые притягивают к себе мельчайшие металлические частички. Однако их эффективность еще не доказана и многие эксперты не советуют приобретать такие устройства.

— Обратите внимание на маркировку. Если она смазана, содержит грамматические ошибки и неточности, то это подделка.

Резиновое кольцо должно плотно прилегать к корпусу фильтра.

Как заменить масляный фильтр

Регулярная замена масла и масляного фильтра – самый дешевый способ продлить жизнь двигателю автомобиля. Делать это рекомендуется раз в полгода. Далее мы рассмотрим пошаговую инструкцию по замене фильтрующих и смазочных элементов в авто.

Сливаем старое масло

Сливать масло необходимо при еще теплом двигателе, к примеру, после поездки. В противном же случае его необходимо прогреть. 2-3 минуты на холостом ходу будет достаточно. Пока мотор греется, приготовьте все необходимые инструменты и материалы:

  • новое масло,
  • новый фильтр,
  • емкость для старого масла,
  • газету,
  • фонарик,
  • гаечный ключ.

Когда двигатель прогреется до рабочего состояния, поднимите капот и открутите масляный колпачок в верхней части двигателя. В это отверстие Вы будете заливать новое масло, а пока давление воздуха поможет старому маслу стечь.

Следующим шагом найдите масляный поддон, который расположен под автомобилем ближе к двигателю. На нем необходимо открутить болт. Непосредственно под заглушкой расстелите газеты и емкость для сбора масла.

Жидкость будет вытекать несколько минут, после чего закрутите болт снова при помощи ключа.

Меняем масляный фильтр

Для начала найдите масляный фильтр, который может располагаться в передней, задней либо боковой части двигателя. Мы уже говорили о том, как устроен масляный фильтр. Ищите 10-15-и сантиметровый цилиндр, который окрашен обычно в черный, белый или синий цвет. Его необходимо медленно открутить. Наверняка он будет скользким, поэтому используйте тряпки или перчатки.

А чтобы после удаления фильтра не разлилось много масла, оберните его полиэтиленовым пакетом. Также убедитесь, что вместе с фильтром была удалена и резиновая прокладка. Если она прилипнет к машине, то новый фильтр будет работать неисправно. Теперь пришло время установить новый фильтр.

Смажьте уплотнительное кольцо новым маслом и прикрутите фильтр на место.

Заливаем новое масло

На последнем этапе заливаем новое масло и закручиваем масляный колпачок. После этого запустите двигатель и дождитесь, когда давление в фильтре стабилизируется.

Проверьте также автомобиль на наличие утечки масла, которая будет свидетельствовать о том, что фильтр был установлен неправильно.

После проведенных работ рекомендуется старый фильтр и масло утилизировать в специальных пунктах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector