Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Опции, которыми оборудуются современные автомобили, нацелены на безопасность водителя, пассажиров, облегчают управляемость транспорта. Полезная система пассивного или активного действия – Cruise Control, разработанная в США, агрегирует с МКПП и «автоматом». В нашей компании можно заказать автомобили с указанной функцией непосредственно с официальных аукционов Японии и Южной Кореи.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Что представляет собой круиз-контроль

Указанная система автоматически поддерживает скоростной режим ТС, установленный водителем.

Модернизированные варианты адаптивного типа отслеживают безопасную дистанцию, притормаживают и разгоняют машину автономно, с учетом ситуации на дороге.

Чтобы понять, что такое круиз-контроль в автомобиле, нужно учитывать – поддержание скорости без частых нажатий педалей способствует повышению комфорта и снижению усталости при длительных поездках.

Полезность конструкции обусловлена фактами ее сотворения. Разработал автоматизированную подачу топливной смеси на ТС Ральф Титор, потерявший зрение в детстве.

Водителем инженера выступал адвокат ученого, при управлении машиной не мог поддерживать стабильную скорость перемещения. После выхода изобретения, оно получило несколько наименований, в том числе «Автопилот».

Впервые конструкцию внедрили на «Крайслер» Imperial 1958 г.в., массовый выпуск начался с 62-го года прошлого столетия.

Круиз-контроль: как работает

Понять схему, как работает круиз-контроль, несложно. Узел – серверный привод с отрицательно-обратным взаимодействием. При включении системы происходит запоминание позиции педали и текущего режима скорости. Если интенсивность перемещения падает при заезде на подъем или по другой причине, электроника посылает импульс на сервопривод, повышая газовое поступление.

Если скорость резко увеличивается, автоматикой подается команда на снижение поставки смеси, вплоть до ее полного блокирования. На приспособлении Р.

Титора регулировка позиций осуществлялась отслеживанием интенсивности оборотов кардана и кручения тросового элемента спидометра.

Электрический двигатель после обработки сведений корректировал положение перегородки дросселя, обуславливая стабильную интенсивность перемещения ТС. В большинстве современных машин для этих целей применяется вакуумная конструкция с электроникой.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

В техническом плане дополнить круизным контролем доступно авто в любое время, преимущественно эта манипуляция выполняется на сборочной стадии. Кроме выполнения основной задачи, система способствует экономии горючего. Электроника подает топливо дозировано, уменьшая «аппетит» на 5-7 %.

Как действует на АКПП

В ТС с трансмиссией-автоматом переход между передачами выполняется без человеческого участия. Он эффективен в непростых условиях на дорогах, не требует водительского вмешательства.

На подъеме — авто переключится на пониженный диапазон для поддержки скорости. На спуске автоматика включается, если стандартного закрытия заслонки дросселя недостаточно для торможения.

Как работает на МКПП

«Механика» ограничивает работу системы, водителю нужно участвовать в переключении между режимами. Машина не всегда самостоятельно реализует автоматический переход к необходимой скорости.

Если круиз не в состоянии вытащить ТС на крутом подъеме при повышенной передаче, водителю понадобится перевести КПП вниз.

На спуске наблюдается иной эффект: при увеличении скорости заслонка закрывается, однако замедление происходит малоэффективно.

Для дополнительного снижения интенсивности перемещения нужно начать тормозить, или включить пониженный диапазон. При операциях с педалями и КПП схема выключается.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Как пользоваться круиз-контролем

Понимая, что такое круиз контроль в машине, уместно изучить правила пользования приспособлением. Электронное оборудование контролируется кнопочными указателями на рулевом колесе или рычажными переключателями. Функционирование и управление системой схоже на разных типах автомобилей, отличия – в незначительных нюансах.

Как включить круиз

Блок контроля отличается особенностями, указанными в руководстве, прилагающегося к ТС. Для активации круиз-контроля стандартно выполняют ряд действий:

  1. Находят на руле, под ним или в консольной части клавишу, отвечающую за включения (OFF/ON). В штатном положении она деактивирована. Сведения о работе приспособления выводятся на панель приборов.
  2. Набирают нужную скорость, в большинстве случаев функционирование системы не предусмотрено при движении менее 41 км/ч.
  3. Запускают систему в работу, выбрав клавишу SET.
  4. Отпускают газ, автомобиль начнет поддерживать скорость автоматически.

Изготовители часто оснащают систему разными опциями. Они позволяют корректировать узел напрямую с рулевого колеса. При кратком нажатии символа «+» повышается интенсивность перемещения на 1 км, долгом удержании – на 5 км. Идентично, значком «–» замедляют машину, возврат к исходному значению – через клик Resume.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Выключение круизного контроля

Отключается система путем проведения несложных манипуляций:

  • утоплением тормозной педали или сцепления (на МКПП);
  • удержанием кнопки «Pause»;
  • срабатыванием функций ASR либо ESP;
  • переключением селекторного рычага АКПП в позицию N.

При применении круиз-контроля водителю доступно в любое время повысить заданный скоростной режим, утопив акселератор. Значок системы на табло начнет мигать, после отпускания педали газа устройство вернется к ранее указанным параметрам.

Разновидности круиз-контроля

Рассматриваемая система бывает неактивной и адаптивной (РСС или АСС). Отличаются они функциональностью и дополнительными возможностями.

Пассивный

Упрощенная система устанавливается на машины более 50 лет, подходит для различных транспортных средств. Возможности подобного оборудования минимальны, оно контролирует выставленную скорость при любых внешних условиях. Конструкция не отключается, если впереди автомобиля возникает препятствие.

Круиз-контроль адаптивного типа

Активный круиз-контроль, что это в современных машинах? Модернизированная конструкция не только поддерживает скоростной режим, но и следит за интенсивностью движения идущего впереди ТС, с анализом отдаления и приближения.  

При помощи цифровых радарных и процессорных устройств авто начинает отставать от впереди идущего ТС. Скорость корректируется автоматически, когда помеха «уходит», система возвращается к прежним настройкам. Усовершенствованные приспособления адаптивного действия отслеживают правильность положения на дороге. Основное преимущество – повышенная степень безопасности.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Когда нельзя использовать круиз-контроль

В городских условиях из-за прерывистого трафика применение круизного контроля невозможно по причине частых остановок и стартов.

В автомобильных инструкциях указано, что эксплуатировать систему запрещено в следующих случаях:

  • в критически уплотненном потоке;
  • на отрезках в аварийном состоянии;
  • на скользких дорогах;
  • при усложненных условиях на трассе;
  • в период плохой видимости из-за погоды;
  • на подъездных, извилистых путях, съездах.

Как и прочие автомобильные системы, круиз-контроль не вечен, иногда ломается. О неисправности свидетельствует оранжевый символ, загорающийся на панели приборов. Искать причину рекомендуется при помощи диагностической аппаратуры. Выявив и прочитав шифры ошибок, удастся понять, какой индикатор или цепь требует проверки.

Мастера советуют изучить предохранитель на целостность, проверить вакуумную часть, визуально осмотреть на целостность кабели, идущие к рычагам и клавишам управления узлом. Не лишним станет очистка контактов на сопрягаемых элементах, проверка концевого выключателя на педали. Чаще всего система выходит из строя по причине механических повреждений проводки или вакуумного блока.

Некоторые серии автомобилей, которые можно заказать у нас уже сегодня прямо из Японии, оборудованы самодиагностикой.

После активации зажигания систему включают клавишей ON, после чего на «приборке» загорится лампа-индикатор. Если этого не произошло, нужно заменить световой датчик.

Нажимают кнопку Resume с 3-секундным удержанием. При отсутствии неисправностей лампочка засветиться на 3 и погаснет на 2 секунды.

При поломках датчик отобразит их коды. Выходят из режима самодиагностики, набрав скорость до 17 км/ч или отключив систему клавишей OFF. Расшифровывают коды ошибок при помощи эксплуатационной инструкции ТС или используя специальную литературу. Учитывайте, что универсального решения для проверки Cruise Control не предусмотрено.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Плюсы и минусы круиз-контроля

Большинство автолюбителей соглашаются, что система полезна и удобна. Это обусловлено рядом преимуществ:

  1. В течение длительного путешествия водитель устает намного меньше.
  2. Круиз контроль подходит для автомобилей с «автоматом» и МКПП, независимо от типа ДВС (бензин или дизельное топливо).
  3. При перемещении с заданной скоростью обеспечивается экономия горючего (по статистике – до 7 %).
  4. Эффективность пассивной безопасности. Использование системы способствует формированию дистанции между транспортными средствами, сводя к минимуму вероятность ДТП. Ограничение скорости дает возможность ехать в одном режиме, пока педаль газа не будет полностью выжата

К минусам системы причисляют возможность случайной ошибки. При засоренном индикаторе или поломке радара, электроника может посчитать, что впереди идущее ТС едет на опасном расстоянии.

Происходит резкое торможение или полная остановка. Автомобилист не всегда готов к подобной ситуации.

Еще один недостаток – потеря водителем бдительности, поскольку он менее внимательно относится к изменениям на дороге, рассчитывая на срабатывание круизного корректировщика.

Наша компания предлагает машины с указанной опцией непосредственно с аукционов Японии. В цену услуги входит доставка модели в порт Владивостока и сопутствующие расходы. Поможем рассчитать честную стоимость автомобиля, учитывая марку и год выпуска транспортного средства. На цену машины влияет объем движка, техническое состояние, внедренные опции.

Читайте также:  Замена рулевой рейки ваз 2114-2115 своими руками

Что такое круиз-контроль и когда им лучше пользоваться

Система круиз-контроля помогает автомобилю продолжительное время поддерживать заданную скорость без участия водителя. Управление системой осуществляется кнопками или переключателями, расположенными возле рулевого колеса. Система помогает водителю комфортно преодолевать длительные расстояния, а электроника плавно дозирует подачу топлива, снижая расход.

Как включить круиз-контроль?

  • активация режима осуществляется нажатием на кнопку круиз-контроля, находящуюся либо на рулевом колесе, либо на приборной панели;
  • затем надо разогнать автомобиль до желаемой скорости;
  • зафиксировать значение кнопкой или рычагом;
  • потом можно убрать ногу с педали газа;
  • изменить скорость движения автомобиля можно нажатиями на кнопки “+” и “-”, расположенные на рулевом колесе.

Информация об активации системы обычно отображается на приборной панели. Во время движения водитель может брать контроль над круизом, нажимая на педали, например, когда требуется совершить обгон другого участника движения или резко затормозить.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Как работает круиз-контроль?

Установка круиз-контроля обычно происходит на заводе при сборке автомобиля и является штатной опцией, однако его можно установить дополнительно.

Система поддерживает постоянную скорость транспортного средства, увеличивая подачу газа при движении в гору и в иных ситуациях, когда скорость начинает падать, а на спуске в электронном режиме уменьшается подача газа для торможения автомобиля.

У каждого автомобиля имеются свои особенности работы круиз-контроля, которые указаны в инструкции.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Типы круиз-контроля

Круиз-контроль подразделяют на два типа: пассивный и активный (адаптивный).

Пассивный круиз-контроль (PCC) поддерживает заданную водителем скорость и не меняет ее при возникновении препятствий на дороге во время движения.

Адаптивный (активный) круиз-контроль (ACC) работает в совокупности с информацией, получаемой от датчиков и радаров, установленных на автомобиле.

Система анализирует внешние факторы, измеряет скорость других участников движения и расстояние до транспортных средств, корректируя подачу топлива.

Если впереди медленно движется автомобиль, то система подстраивается под него, а возвращается к заданной изначально скорости, когда дорожная полоса становится свободной.

https://www.youtube.com/watch?v=M7ucVGw6U88\u0026pp=ygVY0JrRgNGD0LjQty3QutC-0L3RgtGA0L7Qu9GMOiDRh9GC0L4g0Y3RgtC-INGC0LDQutC-0LUg0Lgg0LrQsNC6INC_0L7Qu9GM0LfQvtCy0LDRgtGM0YHRjw%3D%3D

Адаптивный круиз-контроль подразделяется на лазерный и радарный (в зависимости от того, каким образом считывается информация о движении рядом находящихся транспортных средств).

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Обслуживание системы

При возникновении неполадок в работе системы на приборной панели зачастую загорается соответствующая индикация. Компьютерная диагностика автомобиля поможет определить, где неисправность и какая электрическая цепь нуждается в проверке. Некоторые модели транспортных средств оснащены системой самодиагностики.

Для корректной работы круиз-контроля желательно своевременно проходить диагностику и ремонт электронных систем автомобиля, а также проверять датчики и провода на предмет загрязнения и поломок.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Плюсы и минусы круиз-контроля

Плюсы Минусы
экономичный расход топлива система может перестать работать или работать некорректно
водителю проще проехать большие расстояния сенсорам нужна калибровка после ДТП и ремонтных работ вблизи датчиков
не надо длительное время держать ногу в неподвижном положении на педали в условиях ограниченной видимости и на поворотах может неправильно работать
повышается безопасность (при адаптивном круиз-контроле) водитель может перестать внимательно следить за дорожной обстановкой
улучшается контроль скорости неудобно использовать в городских условиях при постоянно меняющейся скорости потока
уменьшается вероятность случайного превышения скоростного режима увеличивается время реагирования водителя
система удобна при движении по прямой дороге увеличивается тормозной путь автомобиля
увеличивается риск аквапланирования на мокрой дороге или заноса на льду

На извилистой дороге, а также при затяжных подъемах и спусках опасно полагаться на систему, движение на таких участках желательно регулировать самостоятельно акселератором и тормозом, чтобы автомобиль не ускорился на спуске или в повороте быстрее, чем это требует дорожная обстановка. Круиз-контроль может давать ложное чувство безопасности, что приводит к снижению внимания на дороге и скорости реакции. На мокрой и скользкой дороге поддержание ускорения системой может привести к потере сцепления с дорожным покрытием, а резкое выключение контроля или нажатие на педаль тормоза тоже может привести к потере управления автомобилем.

Использование круиз-контроля удобно в поездках на дальние расстояния, но предполагает более ответственное отношение водителя и своевременное обслуживание электронных систем автомобиля.

Как устроен круиз-контроль и как правильно его использовать :

Рассказываем, как устроен круиз-контроль, как правильно и безопасно им пользоваться.

Круиз-контроль (cruise control) — это система, позволяющая автомобилю самостоятельно поддерживать заданную водителем скорость движения.

Продвинутая версия — адаптивный круиз-контроль — умеет не только поддерживать скорость, но и соблюдать безопасную дистанцию, самостоятельно замедлять автомобиль при необходимости, а затем разгонять машину вновь до заданной скорости.

Автоматическое поддержание скорости избавляет водителя от управления педалью акселератора и делает долгое путешествие менее утомительным.

Пользу круиз-контроля наглядно демонстрирует сама история создания этой системы. Идея автоматизации процесса управления подачей газа на автомобиле пришла в голову ослепшему в 5-летнем возрасте инженеру-механику Ральфу Титору. Адвокат изобретателя, выступавший в тот момент в роли водителя, часто непроизвольно замедлял и ускорял автомобиль и не мог поддерживать постоянную скорость движения.

Вскоре увидевшее свет изобретение Ральфа, получившее сразу несколько названий — Speedostat, Conrolmatic, Pressomatic, Touchomatic — быстро нашло применение в автопроме. Первым автомобилем с круиз-контролем стал Chrysler Imperial 1958 года выпуска, а сам «круиз» именовался на нём ни много ни мало как Auto-pilot. Уже в 60-х годах XX века система стала по-настоящему массовой.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

Chrysler Imperial 1958 ( grautogallery.com)

Как работает круиз-контроль

По сути «круиз» — это обычный сервопривод с отрицательной обратной связью. Когда водитель активирует систему, то она запоминает положение педали акселератора и актуальную скорость.

Если скорость по какой-то причине начинает падать (к примеру, при движении в гору), электроника даёт команду на специальный сервопривод и увеличивает подачу газа. Когда скорость напротив становится высокой (к примеру, на спуске), электроника даёт команду на уменьшение подачи газа вплоть до полного перекрытия топливовоздушной смеси — происходит торможение двигателем.

На устройстве Ральфа Титора для поддержания постоянной скорости движения отслеживались скорость вращения карданного вала автомобиля и скорость вращения троса спидометра.

Специальный электродвигатель, ориентируясь на получаемые данные, регулировал положение дроссельной заслонки и тем самым обеспечивал постоянную скорость движения автомобиля.

Во многих современных авто для открытия и закрытия дроссельной заслонки используется вакуумная система с электронным управлением.

С технической точки зрения дооснастить круиз-контролем можно любой автомобиль, однако в абсолютном большинстве случаев эта операция осуществляется ещё на этапе сборки транспортного средства на конвейере.

Помимо своей основной функции (поддержания заданной скорости), круиз-контроль прекрасно выполняет ещё одну задачу — экономит топливо. В отличие от человека, электроника дозирует подачу топлива более грамотно и плавно, тем самым снижая потребление на 4–7%.

Система круиз-контроля может применяться как на автомобилях с механической трансмиссией, так и на моделях с автоматом.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

 Shutterstock

На «автомате»

В автомобилях с любым типом автоматической трансмиссии переключение передач осуществляется без участия водителя, что значительно упрощает функционирование системы круиз-контроля. Она может работать без вмешательства со стороны человека в сложных дорожных условиях.

Например, при движении в гору автомобиль для поддержания скорости самостоятельно перейдёт на одну или несколько передач вниз. То же самое случится на спуске, когда простого закрытия дроссельной заслонки для эффективного замедления до заданной скорости будет недостаточно.

На «механике»

Механическая трансмиссия ограничивает функционирование системы круиз-контроля. Поскольку автолюбителю приходится принимать непосредственное участие в процессе переключения передач, автомобиль не всегда может самостоятельно реализовать возможности по ускорению или замедлению в автоматическом режиме.

К примеру, круиз-контроль может не вытянуть машину в крутую горку на высокой передаче — для этого со стороны водителя потребуется переключение коробки вниз.

При движении с горы происходит другой эффект: система полностью закрывает дроссельную заслонку при превышении заданной скорости, но машина замедляется недостаточно эффективно.

Чтобы дополнительно погасить скорость, водитель должен самостоятельно нажать на тормоз или перейти на пониженную передачу. Однако при осуществлении манипуляций с педалями и коробкой передач система круиз-контроля деактивируется.

Читайте также:  Когда и почему удаляют катализатор, нужно ли вырезать катализатор, рекомендации

Как пользоваться круиз-контролем

Современный автомобильный круиз-контроль — это электронная система, управляемая посредством кнопок на руле или отдельных подрулевых переключателей. Вне зависимости от марки и модели транспортного средства функционирует и управляется система похоже, хотя возможны нюансы. Чтобы активировать систему, обычно нужно выполнить следующую последовательность действий:

  1. Найти на руле, подрулевом переключателе или консоли кнопку, отвечающую за активацию «круиза» и включить систему (кнопки ON/OFF). По умолчанию она обычно отключена. Информация о работе круиз-контроля отображается на приборной панели.
  2. Разогнать автомобиль до нужной вам скорости движения. Учтите, что в большинстве случаев работа «круиза» невозможна на скоростях менее 40 км/ч.
  3. Запустить работу системы, нажав на кнопку или рычажок с надписью SET/- или просто SET (в зависимости от конкретной модели название может отличаться).
  4. Отпустить педаль акселератора — машина начнёт поддерживать скорость без вашего участия.

Круиз-контроль: что это такое и как пользоваться

 favorit-motors.ru

Управление системой круиз-контроля может обладать индивидуальными особенностями, с которыми стоит ознакомиться в инструкции по эксплуатации. Нередко производитель закладывает в систему множество возможностей.

К примеру, увеличить или уменьшить заданную скорость можно непосредственно с руля. При коротком нажатии на «+» скорость увеличивается на 1 км/ч, при более длительном — на 5 км/ч. Аналогичным образом с помощью кнопки «–» можно замедлять автомобиль.

Нажатием на кнопку Resume систему можно вернуть к ранее заданному значению.

Включить «круиз» на автомобиле и начать им пользоваться — это лишь полдела. Важно ещё и понимать, как его выключить.

Отключение круиз-контроля обычно происходит при:

  • Нажатии на педаль тормоза или сцепления (если машина с МКП).
  • Нажатии на кнопку «пауза».
  • Срабатывании систем ESP или ASR.
  • Переводе селектора «автомата» в положение N.

Во время использования круиз-контроля водитель может в любой момент превысить запрограммированную скорость, нажав на педаль акселератора. К примеру, для совершения обгона. В этом случае значение скорости «круиза» на дисплее начнёт мигать. Когда водитель отпустит педаль газа, система вернётся к поддержанию ранее заданной скорости.

Виды круиз-контроля

Системы круиз-контроля принято делить на два вида — пассивный (PCC) и адаптивный, он же активный (ACC). По своим возможностям они сильно отличаются.

Пассивный

О принципах работы и возможностях пассивного круиз-контроля мы уже рассказали выше.

Эта система эксплуатируется на протяжении более чем полувека на самых разных транспортных средствах, но её способности по современным меркам достаточно скромны.

По сути такой «круиз» всего лишь поддерживает скорость вне зависимости от внешних факторов. Он не отключится сам, если перед машиной возникнет препятствие. Совсем иное дело — «круиз» адаптивный.

Адаптивный

Активный или адаптивный «круиз» — гораздо более умная и совершенная система. Этот вид круиз-контроля не просто поддерживает заданную скорость, но и отслеживает скорость впередиидущего автомобиля, держит безопасную дистанцию от него. По сути — преследует автомобиль-лидер, оценивая расстояние до него и анализируя скорость сближения и отдаления.

Круиз-контроль: что стоит знать о нюансах работы и безопасности

Круиз-контроль – из числа тех опций, которые здорово повышают комфорт управления автомобилем, особенно в загородных поездках. Устроен просто, работает так же – какие могут быть вопросы? Но нюансов хватает. В том числе и с куда более продвинутыми системами.

Зачем нужен и как работает обычный круиз-контроль

Основная задача устройства – поддерживать заданную скорость без участия водителя, что очень удобно в дальних трассовых поездках. Впрочем, и в населенных пунктах с малой интенсивностью движения круиз-контроль может быть полезен: выставил нужное значение, и точно не нарушишь скоростной режим (спойлер: это не всегда так).

На старых моделях устройство управляло дроссельной заслонкой при помощи отдельного тросика, на современных с электронной педалью газа все уже идет по проводам, но суть не меняется: заданная скорость обеспечивается путем поддержания или изменения (увеличения или уменьшения) оборотов двигателя.

https://www.youtube.com/watch?v=M7ucVGw6U88\u0026pp=YAHIAQE%3D

При этом в случае с механической коробкой передач все происходит в пределах выбранной водителем передачи.

А если коробка – автоматическая (гидромеханическая, роботизированная, вариатор), блок управления сам определяет нужную передачу.

И даже может ее менять, причем не только при разгоне (когда водитель увеличивает задаваемую скорость), но и, например, при движении в гору, когда нагрузка на двигатель возрастает, поэтому необходимо увеличить его обороты.

Логика и эргономика

Управляется круиз-контроль обычно с клавиш на руле или подрулевого переключателя (отдельного или, как в случае с моделями Volkswagen, того, что отвечает за сигналы поворотов).

В любом случае устройство можно включать/выключать, устанавливать скорость, увеличивать или уменьшать ее, сбрасывать или возвращать выбранное значение. То есть принцип работы у всех систем примерно одинаковый, но есть нюансы.

И, как показывает наш опыт езды на разных автомобилях, одни устройства в управлении более удобны, другие, как минимум, требуют привыкания к расположению клавиш и логике работы.

Есть нюансы и по части того, как задается и как выдерживается задаваемая скорость. В большинстве случаев каждое нажатие на «+» или «-» изменяет скорость на 1-2 км/ч, более длительное удержание клавиши дает шаг в 5 или 10 км/ч. При этом выставлять или изменять скорость в одних системах проще / удобнее, в других – почему-то нет.

То же и с управлением скоростью. Взять так называемый разгон на «круизе», когда вы не нажимаете на педаль газа, а щелкаете кнопками на руле, выставляя новое значение.

Так вот, разные автомобили разгоняются совершенно по-разному, особенно в случае с автоматической коробкой. Одни машины пытаются вытягивать на текущей передаче, другие охотно переключаются вниз.

И вообще, у одних разгон на «круизе» очень плавный, у других – вполне динамичный. Все зависит от настроек.

Но это еще ладно.

Как показывает практика, системы могут по-разному и с различной точностью поддерживать заданную скорость, особенно в сложных ситуациях, например, когда начинается довольно крутой и затяжной спуск и автомобиль постепенно разгоняется.

Как правило, в таком случае система лишь убирает подачу газа, даже не пытаясь никак иначе замедлить автомобиль. А это значит, что в какие-то моменты скорость движения будет выше, чем была задана – вот как раз в тогда и можно попасть на радар!

Собственно, это рождает вопрос о том, насколько безопасна система круиз-контроля. Не с точки зрения работы (тут все надежно), а в части психологического воздействия на водителя.

Давайте начистоту: подобный помощник расслабляет: не надо регулировать скорость, не надо ее контролировать, и зачем правую ногу на педали газа держать? Так и концентрацию внимания недолго потерять! Соответственно, использование круиз-контроля не рекомендуется или прямо запрещено производителями на сложных участках дорог (с большим траффиком или поворотами малого радиуса).

Интересные особенности разных систем

В любой момент режим движения на «круизе» можно прекратить, выключив его или просто нажав на педаль тормоза. В этом отношении все устройства работают одинаково. Но у некоторых систем есть интересные особенности.

Например, в большинстве случаев круиз-контроль не станет поддерживать скорость при переключении передач на «механике», а вот в случае с некоторыми моделями Lada он продолжит свою работу!

На «Газели» Next круиз-контроль, похоже, держит не скорость, а обороты двигателя, чем пользуются водители зимой по утрам: заведут автомобиль, чуть газанут – и фиксируют повышенные обороты, чтобы мотор быстрее прогревался, пока они снег с машины счищают.

На большинстве легковых автомобилей круиз-контроль не работает на скорости ниже 40 км/ч. Но на современных внедорожниках и кроссоверах может применяться система поддержания заданной скорости на офф-роуде, как раз в диапазоне от 2-3 до 10-15 км/ч. Это позволяет водителю не отвлекаться на работу «газом» при движении по сложному участку бездорожья.

С ним экономичнее?

Принято считать, что круиз-контроль экономит топливо. С одной стороны, это так, ведь он обеспечивает постоянное равномерное движение, обходится без лишних разгонов и в целом управляет подачей газа плавно.

Читайте также:  Что выбрать-дизельный или бензиновый мотор?

С другой стороны, опытный водитель, знакомый с принципами экономного вождения, автоматическое устройство наверняка обыграет – ведь он не будет во что бы то ни стало выдерживать заданную скорость на затяжных подъемах (а увеличение подачи газа неминуемо ведет к перерасходу) и может заранее сбрасывать газ там, где не имеет смысла ехать в прежнем темпе. Впрочем, счет будет идти на десятые доли литра на 100 км пути, а с круиз-контролем, как ни крути, комфортнее.

На скользкой дороге

А вы знали, что пользоваться круиз-контролем на снегу или на льду потенциально небезопасно? Некоторые автопроизводители в руководстве по эксплуатации даже прямо об этом предупреждают, запрещая (или не рекомендуя) использовать систему на скользких покрытиях.

Причина, опять же, в том, что главная задача круиз-контроля – поддержание заданной скорости, не взирая на степень сцепления колес с дорогой и курсовую устойчивость автомобиля.

Да, с одной стороны, система обеспечивает постоянную равномерную тягу.

Но, с другой, на том же снежном покрытии возможны ситуации, когда колеса встречают повышенное сопротивление, скорость падает – и круиз-контроль будет пытаться ее поддержать, увеличивая обороты двигателя.

На старых моделях, не оснащенных ESP, но имеющих трекшн-контроль, даже иногда наблюдается конфликт двух систем: «круиз» пытается добавить газа, противобуксовочная система этому противодействует.

В итоге автомобиль просто начинает елозить на скользком покрытии! Впрочем, в современных автомобилях с ESP подобные ситуации маловероятны, так как при первом же срабатывании тормоза круиз-контроль отключается.

Адаптивный круиз-контроль

Его еще иногда называют «активным» и даже «интеллектуальным», но суть одна: в отличие от обычного «круиза» такая система не столько поддерживает заданную скорость, сколько автоматически регулирует ее таким образом, чтобы обеспечивать безопасное расстояние до впереди идущего автомобиля.

Фактически, водитель выставляет два значения: желаемую скорость и условную дистанцию (обычно предлагается три-четыре варианта без привязки к точным цифрам), все остальное делает автоматика. Нет впереди машин, будет выдерживаться заданная скорость, едет впереди кто-то медленнее, чем вы бы хотели, система будет выдерживать дистанцию до этого автомобиля, который и будет задавать вам темп.

Расстояние оценивается при помощи специального радара, блок управления постоянно анализирует скорость и расстояние, обеспечивая безопасную дистанцию.

Скорость при этом регулируется подачей газа, а при необходимости активного замедления – и рабочей тормозной системой. Вплоть до полной остановки.

В последних версиях систем возможно даже возобновление движения, что заметно повышает удобство пользования системой в городе. Но пока такая функция еще редкость.

Адаптивный круиз-контроль в современных автомобилях означает и наличие системы автоматического торможения – она сработает при возникновении препятствия даже при выключенном «круизе», если водитель в этой ситуации не применяет торможения. То есть она работает по умолчанию и страхует от грубых ошибок.

Еще один шаг к полной автономности

Вкупе с системой удержания в полосе адаптивный круиз-контроль обеспечивает условия для движения автомобиля с минимальным участием водителя (второй уровень автономности), но все-таки он относится к вспомогательной системе и на роль полноценного автопилота не претендует.

И это правильно! Ведь в ряде ситуаций адаптивный круиз-контроль теряется или, наоборот, слишком «нервничает».

Например, впереди идущий автомобиль он видит при движении по прямой или по плавной дуге, а вот в более крутом повороте (например, на развязке, при движении по кругу) может терять ушедшую в сторону машину из виду – и начинать ускорение! Ну а если кто-то слишком близко от вас начинает перестроение в ваш ряд, система порой распознает этот автомобиль, как вдруг появившееся препятствие – и активно тормозит.

В общем, в некоторых ситуациях «интеллектуальный» круиз-контроль ведет себя как водитель-новичок, который смотрит строго перед собой, на изменение дорожной обстановки реагирует или с опозданием или слишком нервно, а главное, не умеет анализировать и предвидеть развитие ситуации. И в этом – основная причина, почему опытный водитель, не теряющий бдительности, будет на шаг впереди.

Но в том-то и дело, что быть начеку надо всегда, а человек может расслабиться или просто допустить ошибку.

Поэтому, несмотря на некоторые нюансы в работе, большой плюс адаптивного круиз-контроля, дополненного системой автоматического торможения, как раз в том, что он способен подстраховать зазевавшегося водителя. Это, безусловно, придает уверенности, но всецело полагаться на технику все же пока не стоит.

Датчики круиз-контроля в базе объявлений Автобизнеса

Что такое круиз-контроль?

Продолжительные поездки на автомобиле для многих водителей становятся настоящим испытанием. Усталость и напряжение за рулем превращают долгожданный семейный отдых в мучительное ожидание покоя.

Настоящим спасением является наличие в автомобиле круиз-контроля. Устройство, придуманное в 50-х годах прошлого столетия в США, постепенно завоевало популярность во всем мире.

Однако, что такое круиз контроль, знают не все.

Круиз-контролем называют специальное устройство в автомобиле, способное без участия водителя поддерживать заданную скорость при автоматическом нажатии педали газа в случае снижения скорости, а также её увеличении на спусках. Удобнее всего пользоваться круиз-контролем в поездках на дальние расстояния, поскольку в городских условиях водителям редко удается передвигаться с постоянной скоростью.

Правила пользования круиз-контролем

Система управления круиз-контролем обычно расположена на рулевом колесе, либо под ним в виде отдельного лепестка с кнопками, включающими:

  • On (включает круиз-контроль);
  • Off (выключает круиз-контроль);
  • SetAccel (устанавливает скорость движения/увеличивает скорость на 2-5 км/ч при каждом нажатии в случае необходимости ускорения);
  • Resume (возврат к движению с заданной скоростью после временного отключения круиз-контроля),
  • Coast (снижение скорости).

По правилам безопасности круиз-контроль мгновенно отключается после того, как вы нажали педаль тормоза, а если скорость движения составляет менее 40 км/ч круиз-контроль просто не включится.

В сердце круиз-контроля спрятан настоящий компьютер, объединённый в единую систему с дросселем и специальными датчиками.

Качество работы круиз-контроля определяется по тому, как быстро увеличивается скорость при нажатии соответствующей кнопки, а также по возможности поддержания постоянной скорости на склонах и подъемах во время движения автомобиля.

При установке контроля скорости компьютер учитывает пропорции расстояния и ускорения. Подобный принцип работы заложен в так называемый пассивный круиз-контроль.

Адаптивный круиз-контроль

По мере развития идеи контроля скорости во время движения автомобиля, разработчики интеллектуальных систем предложили качественно новое устройство – адаптивный или активный круиз-контроль.

Усовершенствованная система способна осуществлять слежение за скоростью впереди идущего автомобиля и удерживать на соответствующем уровне скорость движения вашего автомобиля с целью сохранения безопасной дистанции.

Возможность контролировать расстояние между движущимися объектами стала возможной благодаря установке специального радара и мощного цифрового процессора сигнала.

Например, вы следуете за определенным автомобилем, так называемым лидером. Чтобы не сбиться с пути, видеокамера вашего автомобиля находит уникальный номерной знак впереди идущего транспортного средства и следует за ним в любом направлении при условии, что ведущий автомобиль не поменяет полосу движения, а дорога не представляет собой крутоизогнутый серпантин в горах.

Такая технология «преследования» функционирует в диапазоне скорости 30 — 200 км/ч. С целью безопасности адаптивный круиз-контроль мгновенно отключается, если водитель снимает руки с рулевого колеса.

Новейшие системы круиз-контроля способны также отслеживать корректность движения машины относительно дорожной разметки.

Датчик мгновенно определяет, движетесь ли вы в пределах одной и той же полосы, или находитесь в поисках другого автомобиля-лидера.

Меры предосторожности

Каким бы совершенным ни было электронное устройство вашего автомобиля, помните, круиз-контроль запрещено использовать при:

  • при обледенении дорожного полотна;
  • при движении по мокрой дороге;
  • при недостаточной видимости (ночью, во время дождя, снегопада, тумана).

В описанных случаях производители автомобилей рекомендуют водителям взять управление транспортным средством на себя.

Круиз-контроль действительно упростил жизнь дальнобойщиков и автопутешественников во время утомительных поездок по ровной и прямой дороге. И все же «беспилотным» такое управление назвать нельзя, будьте внимательны!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector