Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Некоторые граждане живут в полной убеждённости, что если на коробке передач нет щупа, то и масло в ней менять не надо. Мол, производители как бы намекают: не лезь, ты купил машину, которой все законы физики и химии «до лампочки дальнего света». Действительно, иногда маркетологи пытаются убедить нас, что масло в КПП вечное, и даже в регламенте ТО у дилера такой работы нет.

На практике почти так всё и есть: гарантийный срок службы коробка проездит на том самом масле, которое было залито на заводе. То есть, тысяч 150 километров.

Но производителям абсолютно всё равно, что будет с коробкой после окончания гарантийного срока. Я даже подозреваю, что им хочется, чтобы вместе с гарантией «закончилась» и коробка – так можно заработать на запчастях, а если повезёт – то и на официальном сервисе.

Ну а нам, чтобы не допустить такого развития событий, масло менять всё же надо. Как правило, говорят о пробеге в 80 тысяч километров. Обычно этого вполне достаточно, ведь масло в коробке работает не в таких агрессивных условиях, как в двигателе.

По своему желанию этот интервал можно и сократить, но вот увеличивать его не стоит. Почему – увидим ниже.

Иногда замена масла может быть обусловлена не только пробегом, но и условиями эксплуатации автомобиля. Например, в холодных регионах ездить на заводской «минералке» в КПП не только вредно для самой коробки, но и просто некомфортно. Тут хочешь – не хочешь, а придётся слить минеральное масло и залить синтетическое.

Но не стоит забывать, что сильно возрастным агрегатам (пригнанным из Германии в 2007 году и «обслуживаемым у официального дилера») неожиданный переход на синтетику может не пойти на пользу: менее вязкое масло потечёт из всех щелей.

Поэтому прежде чем делать машине добро, необходимо убедиться, что сальники и уплотнения находятся в хорошем состоянии – иначе можно остаться сначала без масла, а затем и без коробки.

Так как масло не гигроскопично и находится в закрытом объёме, делать поправки на его возраст не обязательно. Это не значит, что можно в гараже американского дедушки найти брутальный Cadillac DeVille 1978 года, запустить мотор и уехать в Аризону – тут без замены никак не обойтись.

Речь идёт о более приземлённых ситуациях: нет разницы, проедете вы 80 тысяч за три года или пять лет, менять масло всё равно лучше на этом пробеге, так как разница в пару лет не имеет никакого значения. Зато если за год получится проехать 160 тысяч, то масло придётся менять два раза. Думаю, логика понятна.

Перейдём ко второму вопросу: что такое датчик заднего хода и при чём тут масло.

Когда «поёт» парктроник

Основная задача датчика заднего хода – включать лампочку под белым плафоном при движении назад. Происходит это просто, как и положено всему, что есть в Логане: путём нажатия на шток датчика при переводе рычага КПП в положение «R».

То есть, весь этот датчик – не более, чем обычный концевой выключатель, который, по правде, стоит чуть больше, чем должен бы стоить на этой машине. «Ну и как он может сломаться?» – спросят некоторые. Вообще-то, никак. Но есть два фактора, которые его всё же губят, причём с обидной периодичностью.

Во-первых, это как раз-таки загрязнённое масло, которое вызывает повышенный износ штока. Плюс к этому, в зазор между корпусом и штоком старое масло щедро заталкивает металлическую пыль, которая когда-то была шестернями КПП. И шток ходит всё хуже и хуже, пока не начинает попросту клинить.

Разумеется, происходит это в момент включения задней передачи, поэтому поломка в своем классическом виде проявляется не как отказ включить огонь заднего хода, а как отказ его выключить. То есть, заметить на дороге Логан с умирающим датчиком легко: он врет вам прямо в глаза, двигаясь вперед с горящими огнями заднего хода.

Есть и ещё один повод для преждевременной кончины датчика: это установка парктроника.

Он подключается через этот же датчик, а так как у не слишком качественных и дешёвых внештатных устройств потребление тока может периодически соревноваться с Большим адронным коллайдером, то контактная группа датчика может подгорать.

Нельзя сказать, что это – незыблемое правило, но такая тенденция существует, и она ярко выраженная. В этом случае тяжелее будет тому, кто сидит внутри машины: парктроник будет «орать благим матом» в пробках, на светофорах и во всех остальных случаях, когда сзади подъезжает другой автомобиль.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод: старое масло с содержанием бывших шестерёнок и тяга к плохим нештатным парктроникам – очевидное зло для датчика заднего хода. И когда он начинает «погибать смертью храбрых», волей-неволей приходится задуматься о его замене.

Как менять датчик?

Тем особо злостным «логаньерам», чьи убеждения не позволяют менять масло в КПП, переживать не стоит: имея определённую ловкость рук, масло из коробки можно и не сливать, хоть датчик и вкручен именно в коробку.

Кто-то умудряется выкрутить старый, держа наготове новый датчик. Масла выливается совсем немного, и чисто теоретически такая замена имеет право на существование.

Тем, кому эту каплю масла жалко, приходится чуть сложнее: они наклоняют машину, максимально приподнимая левую сторону. Тогда масло из отверстия датчика не выливается вовсе.

И тут начинается следующая серия триллера с элементами эротики «Тяга к экономии»: владелец автомобиля пытается реанимировать полумёртвую детальку. И опять же: теоретически это возможно.

Разобрать её не получается, но чистка штока иногда может помочь. Как правило, ненадолго. Да и вероятность такого исхода минимальна. Ну, а уж если подгорели контакты, то занятие и вовсе становится увлекательным, но бессмысленным.

Утрите слёзы, господа: датчик лучше покупать новый. Какой и почём – чуть ниже.

Строго же говоря, менять датчик, оставляя старое масло, – не лучший выход из ситуации.

В 99% случаев датчик выходит из строя как раз из-за загрязнённого масла, поэтому даже установив новый, вы заранее обрекаете его на смерть. Вполне возможно, мучительную.

Так как срок жизни датчика и масла приблизительно одинаков, то лучше вытащить заначку и сделать всё сразу, после чего можно спать спокойно ещё несколько лет.

У нашего подопытного Логана датчик стал периодически давать сбои на пробеге 93-95 тысяч. Сейчас пробег автомобиля составляет 112 тысяч. По-хорошему, масло стоило поменять тысяч 30 назад. Но эта процедура всё как-то откладывалась, и последней каплей стал как раз окончательно «сложивший голову» датчик заднего хода.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Можно, конечно, поехать к дилеру. Там вас встретят с радостью, но выставят очень приличный (точнее, неприличный) счёт. Мы же попытаемся сэкономить, не навредив Логану, поехав в «Логан Шоп» – компанию, где владельцев Логанов любят не меньше, чем сами автомобили. Там же купим и запчасти, и масло – так получится дешевле.

Что будем брать?

Разумеется, нам понадобится трансмиссионное масло. Мы не будем пытаться на нём экономить (экономить на масле – подло по отношению к автомобилю) и купим то, что рекомендует производитель – синтетическое масло для механических коробок Elf Tranself 75W-80. Остаётся решить вопрос с объёмом.

На Рено Логан бывают механические коробки двух моделей: JH1 и JH3. Определить тип именно вашей коробки просто: если мотор на 1,4 л, то коробка – JH1. Если рабочий объем 1,6 – то JH3.

Но если честно, то абсолютно всё равно, какая КПП стоит на вашем автомобиле: они одинаковые, отличаются только размеры картера сцепления. Поэтому в любом случае потребуется ровно три литра масла.

И мы берём три литровые бутылки по 670 рублей за каждую.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Теперь решаем вопрос с датчиком заднего хода. Нежадные и богатые люди могут себе позволить оригинальную деталь, которая стоит 1 750 рублей. Более практичным вполне подойдёт датчик испанской фирмы FAE, который стоит всего 750 рублей – мы именно его и возьмём.

И последнее: надо будет заменить одноразовую уплотнительную шайбу сливной пробки. Они бывают двух видов, обе видны на фотографии. Специалист советует выбрать медную. Мы так и сделаем – но отмечу, что если медной нет, можно поставить и второй вариант – главное, не использовать старую.

Читайте также:  Покраска литых дисков своими руками: как самому покрасить диски автомобиля

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

А теперь самое важное. Если бы у нас не было среди друзей Алексея Телешова, хорошего мастера сервиса, то нам бы пришлось выполнять работу своими руками. И тогда в эти руки надо было бы взять инструменты. Это ключ (лучше головка) на 10 мм для снятия защиты, квадрат для сливной пробки и головка для датчика.

Датчики использовались разные, на 24 мм и на 27 мм – наш вот оказался на 24. Помимо этого понадобится ключ-«баллонник» (будем снимать колесо) и приспособа для заливки свежего масла. Её можно сделать из обычной воронки и сантиметров пятидесяти гибкого шланга диаметром 1,5 см.

Можно обойтись и без неё – мы такой вариант тоже рассмотрим. Ну, приступим!

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Ход работы

Начинаем со снятия защиты и сразу же сталкиваемся с первой сложностью. Зачастую болты прикипают намертво, и так как они тоненькие, а силы у нас обычно много, то сорвать им головы очень просто.

Если есть желание высверливать их и нарезать новую резьбу, то пожалуйста, крутим со всем фанатизмом. Но есть и другой способ: можно вырезать совсем небольшой «лючок» по линиям, указанным на фотографии. Она должна быть как раз под сливной пробкой.

Варварство, конечно – но защита от этого многим хуже не станет, а работа упростится. Однако мы идём традиционным путём и всё же снимаем защиту.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Теперь можно забрызгать пробку любым спреем-очистителем – так её проще будет вывернуть. Ослабляем пробку квадратом, но не выкручиваем до конца, пусть пока стоит на месте. Перед тем, как сливать масло, открутим заливную пробку.

Тут ключ не нужен: она пластиковая, причём имеет форму барашка. После того, как она выкручена, подставляем пустую ёмкость (не менее трёх литров) и открываем сливную пробку. То, что течёт у нас на фотографии, маслом назвать можно только с натяжкой.

Да, затягивать с заменой дальше было нельзя – а лучше было бы провести её тысяч на 30 раньше.

Мы тем временем меняем шайбу на сливной пробке, ждём, пока сольётся всё масло, и закручиваем пробку на место, после чего можно ставить защиту картера.

Прежде чем закручивать болты, желательно смазать их хотя бы литолом – в следующий раз откручивать будет значительно проще. Защита установлена, теперь пора браться за датчик.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

О том, как снять колесо, рассказывать не буду – приступим сразу к подкрылкам. Их не нужно демонтировать полностью. Смотрим внимательно и находим на локере защёлку в виде барашка, которую надо повернуть. После этого локер можно отогнуть в сторону и даже закрепить на переднем бампере – теперь нам ничего не мешает.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Датчик стоит в таком месте, что даже у самого аккуратного водителя он обязательно будет грязным. Мы опять использовали очиститель и сжатый воздух, но можно просто хорошенько протереть искомое тряпкой.

Ближе к КПП на разъёме есть язычок, который надо слегка подцепить отвёрткой, после чего потянуть весь разъём на себя. Вот он – сам датчик! Надеваем на него головку на 24 мм и выкручиваем как обычный болт.

Обратите внимание на приобретённый нами датчик: его резьба уже имеет обмотку. И она должна там быть: если её нет, то этот датчик какой-то не такой. Не нужно его покупать.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Новый датчик вкручиваем на место, защёлкиваем разъём. Как видите, ничего сложного тут нет, и если действовать очень быстро и ловко, можно сделать это и с заполненной маслом коробкой. Хотя, как я уже говорил, это нежелательно.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Теперь остаётся поставить назад локер и колесо. Всё – с датчиком вся работа закончена.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Заливать масло можно двумя способами. Сначала расскажу о лёгком, каким пользовались мы. Снимаем воздушный патрубок и опускаем шланг нашего приспособления с воронкой вниз.

Сверху заливное отверстие не видно, но вычислить его местонахождение несложно: находим кронштейн, к которому подходит тросик сцепления. Прямо под этим кронштейном есть разъём – сразу за ним и располагается заливное отверстие.

На самом деле только читать это объяснение страшно, найти его получится сразу.

Вставляем в отверстие конец нашего шланга и льём в воронку масло. Оно уходит потихоньку, поэтому потребуется чуточку терпения. Одну за другой выливаем все три литровые канистры, после чего за уровень можно не переживать – дозировка точная. Если, конечно, масло текло в коробку, а не на пол.

А что делать, если воронки со шлангом под рукой не оказалось? Выход, конечно, есть – правда, сделать все так же просто уже не получится. Берём большой шприц и мучительно медленно переливаем с его помощью масло из канистр в коробку. Все три литра. Причём работать придётся снизу. В общем, я бы лучше поискал воронку.

Итак, масло у нас залито, датчик стоит новый. Не забываем закрыть заливное отверстие, после чего вытираем руки, даже не пытаясь скрыть счастливую улыбку: всё сделано собой, любимым.

Самый приятный момент: считаем, сколько мы смогли сэкономить. Замена масла в КПП – 550 рублей, замена датчика – 400. Что ж, почти тысяча. Хорошая экономия – хоть многим владельцам новеньких Ауди и БМВ нас не понять.

За помощь в подготовке материала благодарим сеть специализированных магазинов и автосервисов «Логан-Шоп» (СПб, ул. Химиков, 2, тел.: 928-32-22, 928-32-82).

Рекомендации по проверке уровня масла в МКПП

Коробка передач механического типа – это устройство, которым оборудовано большинство классических и базовых комплектаций автомобилей, считается стандартным для многих машин.

В отличие от автомата, МКПП более подвержена эксплуатационному влиянию, которое зависит от манеры вождения автовладельца, для бесперебойной работы нуждается в регулярном техническом обслуживании. Одним из главных пунктов ухода за МКПП считается систематическая проверка уровня масла в коробке, его замена при первой же необходимости.

В этой статье расскажем, как проверить уровень масла в механической коробке передач, с учётом разных модификаций устройств, рассмотрим особенности этой процедуры, которые влияют на корректность полученных результатов.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автоматРегламент проверки уровня масла в МКПП.

Оптимальный объём масла для коробки передач механического типа

Необходимый объём масла в МКПП – это понятие сугубо индивидуальное для каждого транспортного средства. Машины различных моделей существенно отличаются друг от друга не только внешним видом, но и конструктивными особенностями.

Не являются исключением и узлы трансмиссии, в частности, коробка передач, отвечающая за приведение в движение транспортного средства и переключение скоростей.

Соответственно количество смазывающей жидкости в МКПП для каждой машины индивидуально, а посмотреть его можно в инструкции пользователя к автотранспорту, где производитель указывает точный литраж трансмиссионного узла, вид рекомендуемого масла, а также его оптимальный уровень в системе.

Почему же так важно, чтобы уровень масла в МКПП точно отвечал стандартам, указанным автопроизводителем? Дело в том, что трансмиссионная жидкость выполняет важные для корректного функционирования коробки задачи: отводит тепло от работающих поверхностей, облегчает работу контактирующих деталей, удаляет шлаковые компоненты, которые образовываются в процессе трения. Если масла в МКПП меньше нормы, оно перестаёт справляться со своими функциональными обязанностями. Маленький уровень масла сначала выражается в ухудшении управляемости транспортного средства, снижении его безопасности на дороге, а впоследствии без принятия мер по устранению неполадки грозит автовладельцу выходом коробки из строя и дорогостоящим ремонтом.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

О том, что масла в МКПП мало, могут сигнализировать следующие симптомы:

  • проскальзывание коробки при переключении передачи;
  • рычаг очень тяжело фиксируется в определённом положении, может не включаться с первого раза какая-либо из передач, или сразу несколько;
  • при попытке переключить передачу машина начинает вибрировать, или даже глохнуть.

Среди признаков низкого уровня масла также отмечаются внимательными водителями нехарактерные шумы и вибрации со стороны трансмиссии, снижение скорости реакции машины на переключения передачи. Избыток масла, как и низкий его уровень, не менее опасен для коробки передач.

Если в коробку залить масла свыше допустимого объёма, жидкость начнёт в процессе интенсивной работы выдавливать уплотнительные элементы и вытекать наружу. В результате утечки система вернётся снова к проблеме низкого уровня смазки, что чревато вышеописанными последствиями.

Читайте также:  Почему в системе охлаждения двигателя повышенное давление

Недолив, как и перелив жидкости в результате приводит к плачевным последствиям в виде обязательного ремонта МКПП.

Не допустить неполадок со стороны МКПП можно, внимательно прислушиваясь к своему транспортному средству и реагируя на малейшие отклонения от нормы в работе функционирующих узлов, выполняя сервисные работы согласно регламенту производителя.

При этом важно диагностировать уровень масла в МКПП не реже, чем через каждые пять тысяч километров, при отклонении от нормы уровня трансмиссионной эмульсии незамедлительно осуществлять доливку смазки или слив лишней жидкости при её избытке.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Специфика проверки уровня масла в МКПП разной модификации

Проверка уровня трансмиссионного масла – это несложная задача, которая может быть выполнена любым автовладельцем самостоятельно. Сама процедура занимает несколько минут, если знать, как её осуществить, чтобы получить результаты, соответствующие действительности.

Механические коробки передач, устанавливаемые на транспортные средства, имеют различные технические особенности, что обуславливает специфику выполнения задачи. Чаще всего машины оборудованы МКПП, которые имеют специальный щуп, предназначенный для контроля уровня смазочной жидкости, однако, есть и такие модификации, где щуп не предусмотрен с завода.

В этом случае осуществить проверку значительно сложнее, так как производитель не предусматривает необходимости в такой процедуре, гарантируя службу трансмиссионного масла на весь период эксплуатации транспортного средства. Рассмотрим подробно, как выполнить проверку показателей смазочной эмульсии на разных модификациях коробок в домашних условиях.

Диагностика уровня трансмиссионной жидкости в МКПП, оборудованной щупом

Мониторинг уровня смазочной жидкости в МКПП осуществляется очень легко, однако, для получения достоверных результатов необходимо придерживаться некоторых правил. Первым делом установите машину на максимально ровную плоскость.

Отыщите щуп, который чаще всего располагается с левой стороны от двигателя по ходу машины или в районе ближе к перегородке моторного отсека. Распознать щуп можно по красочной рукоятке зачастую красного или ярко-оранжевого окраса.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Прежде чем производить замер смазки, нужно чтобы масло немного отстоялось и стекло со стенок системы. Лучше проверять уровень перед осуществлением поездки или же дать машине постоять около пятнадцати минут после езды.

 Дальше необходимо вытянуть щуп – на этом этапе ориентироваться на замеры нет смысла, так как в режиме эксплуатации машины масло колебалось, результат будет заведомо ложным.

Протрите насухо щуп чистой ветошью или салфеткой, позаботьтесь чтобы ткань не оставляла на приспособлении ворса или ниток, которые при попадании в систему могут навредить ей.

Вставьте щуп до предела в посадочное гнездо. Повторно извлеките щуп – визуально оцените, до какой отметки доходит масляная плёнка. Ориентироваться необходимо на стандартные зазубрины на щупе, которые являются предельными максимальными и минимальными показателями уровня.

Оптимальным критерием смазки считается её достижение предельного максимального значения, которое на щупе чаще всего маркируется символикой MAX.

Если уровень жидкости находится на границе минимального значения MIN или ниже, необходимо с помощью специального технического шприца или воронки долить жидкость до нормы через маслоналивной проём, при этом масло должно быть идентичным тому, что имеется в системе. После доливки осуществите ещё раз контрольную проверку уровня согласно вышеописанному регламенту.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Специалисты советуют оценивать не только уровень смазочной жидкости в системе, но и визуальные её критерии.

Если смазка имеет тёмный, близкий к чёрному цвет, визуально видны в ней грубые частицы, то вместо доливки жидкости рекомендуется осуществить её полную замену. Более редкой является ситуация с избытком жидкости.

В таком случае необходимо отобрать излишки жидкости или осуществить частичный её слив. После проверки уровня не забудьте установить на место щуп и зажать его до предела.

Контроль уровня масла на коробке без щупа

Немного сложнее проверить уровень масла в МКПП, которая не модифицирована щупом. Профессионалы советуют осуществлять контроль жидкости на станциях технического обслуживания, где для выполнения этой задачи имеются специальные приспособления.

Однако выполнить эту задачу можно и в домашних условиях. Для этого, как и в предыдущем случае, установите машину на горизонтальной поверхности.

Дальше отыщите крышку маслоналивного проёма, которая чаще всего располагается на фронтальной стороне коробки, по ходу транспорта.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Открутите пробку: при нормальном уровне масла оно должно доходить до края резьбовой части горловины. Если масла не видно визуально, попробуйте его достать чистым куском проволоки или отвёрткой.

Оцените визуально качество масла, чтобы принять правильное решение: осуществлять доливку в случае низких критериев смазки или полную замену жидкости.

Не вздумайте проверять пальцем – это небезопасно для кожи рук, так как смазка является продуктом, в составе которого имеются химические компоненты.

Если масло не доходит до кромки проёма, однако, визуальный осмотр не даёт поводов для сомнения в его качественных характеристиках, долейте смазку до уровня – нижнего края горловины, с помощью технического шприца или другого удобного приспособления. Будьте предельно осторожны, чтобы масло не разбрызгалось на рабочие поверхности. После проверки уровня очистите пробку от возможных металлических частиц и закрутите её с рекомендованным усилием в посадочное место.

Подведём итоги

Ремонт МКПП – это довольно дорогостоящее удовольствие, а неисправности в работе коробки передач при несвоевременном обнаружении проблемы могут повлиять и на другие работающие узлы машины.

Обезопасить себя от такого прецедента на самом деле несложно: достаточно всего лишь проводить мониторинг уровня смазки согласно регламенту от производителя, реагировать на несоответствия в работе трансмиссионных узлов мгновенным поиском неисправности и её устранением.

Проверяйте масло регулярно, избегайте сильных нагрузок на МКПП, предпочитая спокойный режим вождения, заливайте в трансмиссионные узлы только жидкости достойного качества – и коробка передач будет надёжно служить вам на протяжении всего эксплуатационного периода машины.

Как проверить масло в коробке МКПП и АКПП?

Коробка передач – промежуточный агрегат между силовой установкой и колесами. С её помощью регулируется скорость вращения главной пары, и задается крутящий момент. Как и любой механический узел, КПП нуждается в смазке. Как проверить масло в любой коробке и понять, что требуется доливка или замена, расскажем подробно.

Кроме того, в автоматической коробке, жидкость выполняет не только смазывающую роль. В традиционном «автомате», передачи включаются с помощью сложной системы клапанов.

Дополнительная гидравлическая жидкость не заливается, трансмиссионка – единственный расходный материал в АКПП. Этот же состав используется в гидротрансформаторе, выполняющем роль сцепления.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

В механике, масло тоже может использоваться не по прямому назначению (не только для смазки). Так называемое «мокрое» сцепление, требует наличия рабочей жидкости.

Уровень масла в коробке передач

Помимо контроля качества масла и его своевременной замены, необходимо следить за уровнем. Несмотря на герметичность коробки передач, жидкость может постепенно уходить из механизмов. Это происходит по причине естественного износа сальников, прохудившихся прокладок, и даже трещин в корпусе КПП.

Механическая и автоматическая коробки, по сути, являются мощными редукторами с изменяемым передаточным числом. Универсального показателя количества смазки или её уровня нет.

В зависимости от типа шестерен, различается и способ смазывания:

  • цилиндрические прямозубые и косозубые шестерни должны быть погружены в масляную ванну на глубину от 5 мм до трети диаметра (тихоходные и скоростные);
  • конические шестерни погружаются на глубину нижнего зуба в картере коробки;
  • планетарные ступени касаются масла на глубину нижнего зуба (внешняя обойма).
    Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Избыток масла в картере КПП приводит к нарушению этой системы смазки. Кроме того, лишняя жидкость повышает сопротивление вращению.

Применительно к коробке-автомату: недостаток или избыток жидкости может стать причиной утраты работоспособности. Управление происходит с помощью клапанов.

Для правильной смены передач необходимо обеспечить тарированное количество гидравлической жидкости, поэтому регулярная проверка масла в АКПП жизненно необходима.

Как проверить масло в коробке?

Большинство коробок переключения передач (и механика, и автомат) оснащены специальным щупом – указателем уровня. Как правило, это прочный трос с индикатором на конце.
Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Коробка передач расположена в глубине моторного отсека, а в автомобилях с задним приводом и вовсе под салоном. Именно по этой причине щуп выполнен столь необычным способом.

Сам процесс измерения прост: необходимо извлечь индикатор, протереть его чистой ветошью, затем снова вставить и вынуть щуп. Оценить уровень согласно инструкции по регламентному обслуживанию автомобиля (отметка жидкости располагается между метками MIN и MAX), и визуально определить состояние масла.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Перед измерением следует подготовить коробку передач – выполнить ряд несложных процедур.

Читайте также:  Как прокачать топливную систему дизельного двигателя: доступные способы

Проверка масла в АКПП

На некоторых индикаторах есть отметки проверки уровня «на холодную» и «на горячую». Однако в большинстве случаев требуется не только прогреть коробку передач, но и заполнить все каналы и клапана трансмиссионной жидкостью.

Для этого необходимо завести двигатель, и прогреть его в течение 5-10 минут. Затем, удерживая педаль тормоза нажатой, перевести рычаг АКПП поочередно во все положения на 15-30 секунд. Вернуть селектор в положение «parking», выключить двигатель и дать отстояться маслу в течение 10 минут.

Если коробка передач не оснащена щупом (так бывает, если производитель считает АКПП необслуживаемой), оценить уровень трансмиссионной жидкости можно по заливному отверстию. Для этого достаточно открутить пробку и проверить наличие масла пальцем, или ватной палочкой. Жидкость должна быть по нижнему срезу отверстия.

Инструкция по проверке масла в 4х ступенчатой АКПП — видео

Как проверить масло в МКПП

Перед измерением уровня коробка передач должна быть прогрета. Требуется проехать 3-5 км, или дать двигателю поработать 10-15 минут на холостых оборотах. После чего, с выжатой педалью сцепления, необходимо выполнить переключение нескольких передач, и вернуть рычаг в «нейтраль».

Проверяем уровень масла в коробке МКПП — видео

Заглушив мотор, надо дать маслу стечь на дно картера, в течение 10 минут. Проверить уровень можно любым из перечисленных способов: щупом (при его наличии) или с помощью заливной пробки.

Полезная информация

Если при проверке масла в коробке вы обнаружили «недостачу», кроме восстановления объема необходимо найти причину. Чаще всего достаточно произвести внешний осмотр коробки передач. Подтекание локализуется заменой сальников, прокладок, восстановлением целостности корпуса.

Чтобы оценить состояние смазки по цвету – необходимо сравнить образец на указателе уровня с каплей свежего трансмиссионного масла. Жидкость не должна содержать сажу, твердые частицы, водяную эмульсию.

Как правильно проверить уровень масла в АКПП с щупом и без

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Уровень масла в АКПП необходимо периодически проверять. В процессе эксплуатации авто жидкость испаряется (потери на угар), загрязняется, перестает выполнять свои функции. Своевременное обслуживание – залог бесперебойной работы автоматической коробки передач. Рассмотрим варианты, как проверить масло в АКПП.

Если масла в трансмиссии меньше, чем нужно, нарушается теплообмен, узел перегревается, ускоряются процессы окисления и распада активных присадок. В таком режиме эксплуатации ресурс жидкости снижается в разы.

Масляный насос может захватывать воздух – масло превратится в эмульсию. Жидкость с пузырьками легко сжимается, что нарушает давление в системе.

При длительной работе АКПП с дефицитом масла возможны серьезные поломки.

Чем опасен избыток

Вращающиеся детали коробки передач захватывают масло с верхней границы уровня. Жидкость вспенивается и увеличивается в объеме. Излишки получившейся эмульсии выбрасываются через сапун. В результате вся АКПП будет испачкана маслом, а внутри узла возникнет дефицит со всеми вытекающими последствиями.

Как проверить масло в коробке со щупом

В автомобилях с АКПП ручка масляного щупа обычно хорошо заметна на крышке. Производители обозначают ее красным или желтым цветом. На самом щупе с помощью парных отметок MIN и MAX выделены две зоны. Нижний уровень – COLD, верхний – HOT.

«Холодный» и «горячий» методы

Существует два варианта, как правильно замерить уровень масла в АКПП:

  • На холодной незаведенной машине. Водитель заглядывает под капот, убеждается, что количество масло нормальное, и после этого стартует двигатель. Температура окружающей среды должна быть выше 0 °С.
  • На прогретой заведенной машине. Авто оставляют работать на холостых оборотах на 10–15 минут или проезжают несколько километров. Затем проверяют уровень масла в АКПП.

Порядок действий

  1. Автомобиль устанавливают на ровную поверхность, чтобы капот располагался горизонтально.
  2. Рычаг переключения АКПП переводят в положение «Р» (Parking).

  3. Если двигатель работает, щуп достают, обтирают от остатков масла, снова погружают в коробку и выполняют замер. На холодном моторе уровень можно посмотреть сразу.

Отмечают полученный уровень и делают вывод о количестве масла.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Результаты замеров

Если вы правильно проверили масло в АКПП, то в норме должны получиться следующие результаты:

  • Уровень выше зоны HOT. Норма для машины в холодном состоянии с незаведенным двигателем.
  • Уровень в зоне COLD между отметками MIN и MAX. Норма для холодной заведенной машины.
  • Уровень в интервале зоны HOT. Норма для прогретого автомобиля с работающим двигателем.

Водители считают третий метод самым точным. Если результаты проверки отличаются от перечисленных, коробка-автомат требует обслуживания.

Контроль проводят периодически, с интервалом в несколько дней. Уровень может быть каждый раз разный – это нормально. Вычисляют среднее значение и ориентируются на него в дальнейшем. Замер также делают после замены масла, проехав на авто несколько километров.

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Как проверить масло в АКПП без щупа

В авто некоторых европейских марок нет щупа для масла. В поддоне картера производители устанавливают защитную трубку, по которой отводятся излишки жидкости из трансмиссии.

Водитель может проконтролировать качество масла по его цвету, запаху и консистенции. Чтобы оценить количество, нужно доливать в АКПП жидкость до тех пор, пока из трубки не начнет капать.

Если характеристики материала сильно отличаются от первоначальных, стоит произвести замену.

Существуют автомобили без щупа и без трубки. Если вам достался именно такой Mercedes, то на контроль придется ехать в салон. Только там смогут правильно проверить уровень масла в АКПП.

РОЛЬФ ЛУБРИКАНТС ГМБХ

Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат

Для работы коробок автомат и механика правильное масло также играет важную роль и позволяет увеличить ресурс коробки. Автомат в Весте представлен роботом.

В Весте можно встретить три варианта исполнения коробок:

  1. механика GFL11;
  2. механика GFL13 – вариант от Рено;
  3. GFL12 – робот.

Коробка-робот

Для начала, необходимо убедиться в наличии специальной маркировке на емкости с маслом, маркировка ATF означает, что масло подходит для коробки-робот. В данном случае большую роль играет сезонность масла.

Класс API Вязкость
Летнее GL-5 90-250 (ATF)
Зимнее GL-4 70-85 (ATF)
Всесезонное GL-4/GL-5 75-95 (ATF)

Среди масел, которые чаще всего использую пользователи можно выделить следующие:

  • Mobil1 SHC 75W90;
  • Castrol Syntrans Transaxle 75W90;
  • Mobil GX 80W;
  • Лукойл ТМ5 75W90 или 85W90;
  • Лукойл ПСНТ 75W90.

С завода производитель заливает в коробки-робот всесезонную полусинтетику, в состав которой входят разнообразные качественные импортные присадки. Используется масло класса ТМ-4-12 SAE 76W85 GL-4.

Механическая коробка

Здесь все еще проще, так как пропадает необходимость вналичии маркировки для роботов. Сам производитель заливает в механические коробки Веста полусинтетику ТМ-4-12 SAE 76W85 GL-4. Она способна работать при внешней температуре от минус сорока градусов до плюс сорка пяти градусов.

В мануале производитель указывает, что допустимо использование синтетического масла, но исключает использование минеральных масел.

Аналоги заводского масла, которые можно использовать в механической коробке:

  • полусинтетическое Liqui Moly LM-Getriebeoil 75W90;
  • полусинтетическое ZIC GFF 75W85;
  • синтетическое ZIC GFT 75W85;
  • синтетическое Motul 75W80;
  • синтетическое Hochleistungs Getriebeoil 75W90;
  • синтетическое TRANSELF NFJ 75W80.

Последствия повышенного или пониженного уровня масла

Повышенное количество смазки опасно такими последствиями:

  1. Объем масла при нагревании станет большой. А поскольку из-за перелива ему будет некуда деться, то оно начнет выдавливаться в лучшем случае через выход для щупа, в худшем — через сапун и сальники.
  2. В функционировании АКПП возникнут сбои. Это проявится западанием рабочих скоростей или невозможностью переключить передачу. Кроме этого, на приборной панели загорится индикатор ошибки Check Engine.
  3. При попадании смазки на датчик расхода воздуха увеличится потребление горючего.
  4. Если масло окажется на свечах зажигания, это приведет к неисправности блока цилиндров.
  5. Из-за лишней смазки выйдут из строя сальники.
  6. Если не приняты своевременные меры по устранению перелива, то возникнет перегрев отдельных узлов коробке. Это приведет к неисправности фрикционных дисков и других компонентов агрегата.

Недостаток масла в АККП спровоцирует такие последствия:

  1. Смазка закипит, в ней начнут пробуксовывать фрикционные элементы. Во время переключения АКПП это проявится рывками, при этом машина не будет двигаться с места.
  2. Выйдет из строя гидротрансформатор.
  3. Будут пробуксовывать муфты во время переключения передач.
  4. При недостатке масла насос начнет захватывать вместе с жидкостью воздух, произойдет вспенивание смазки. Эксплуатация машины в данной ситуации выведет коробку автомат из строя.
  5. От нехватки масла усилится трение движущихся компонентов агрегата, что приведет к их неисправностям.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector