Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятора

Аккумуляторная батарея — один из основных узлов любого автомобиля. Если она неисправна или в плохом состоянии, то уже никто никуда не едет. В этой статье мы выясним, как проверить аккумулятор при помощи обыкновенного мультиметра и разберём достоинства и недостатки этого способа.

Как замерить силу тока и напряжение

Для начала небольшой ликбез по использованию наиболее популярного и недорогого цифрового мультиметра (само собой, от дядюшки Ляо).

С его помощью можно измерить величину постоянного и переменного напряжения, силу тока и сопротивление цепи.

Некоторые приборы дополнительно позволяют проверить исправность радиоэлементов — диодов, транзисторов, конденсаторов. Сегодня мы его будем использовать для измерения постоянных напряжения и тока.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораЦифровой мультиметр (тестер)

На фото цифрами обозначены:

  1. цифровой дисплей;
  2. секция измерения постоянного напряжения (DCV);
  3. секция измерения сопротивления;
  4. секция измерения переменного напряжения (ACV);
  5. секция измерения постоянного тока (DCA);
  6. переключатель режимов;
  7. гнездо для измерения постоянного тока на пределе 10 А;
  8. гнездо для работы во всех остальных режимах;
  9. общее гнездо.

Для того чтобы провести измерения, подключаем к соответствующим гнёздам щупы, переключателем-крутилкой устанавливаем необходимый режим и предел измерений. Всё просто.

Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопросВажно! Всё очень просто, но требует внимательности при выборе режима и предела измерения.

Стоит ошибиться, выставив, к примеру, режим измерения тока или сопротивления, и замерить напряжение, как прибор будет безвозвратно испорчен. Вроде очевидно, но практически каждый хоть раз, но ошибался.

Попробуем при помощи этого прибора проверить напряжение аккумулятора автомобиля. Вставляем провода со щупами в гнёзда 9 и 8. При этом щуп, установленный в гнездо 9, будет минусовым. Устанавливаем переключатель режимов в секцию 2. Автоматически загорается дисплей.

Теперь нужно выбрать диапазон измерений. Точнее, верхний предел измерения. Он должен быть не ниже измеряемого напряжения. АКБ автомобиля выдаёт примерно 12 В, поэтому нас вполне устроит предел 20. На нём мы прибор точно не перегрузим. Устанавливаем крутилку на 20 DCV.

Касаемся щупами клемм батареи и считываем показания с дисплея. При этом полярность подключения щупов можно не соблюдать. Если мы перепутали полярность подключения, перед показаниями на дисплее высветится «-». Это нормальный режим работы мультиметра.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораНапряжение на клеммах этой АКБ составляет 12,44 В, щупы подключены в правильной полярности

Важно! Если мы не знаем, какое напряжение в измеряемой цепи, выставляем самый большой предел и при необходимости после контрольных измерений его уменьшаем. На фото ниже идёт проверка генератора, поэтому на всякий случай был выставлен заведомо более высокий предел измерений — 200 В.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораДля проверки работы генератора был выбран предел 200 В  Как заряжать айкос с держателем или без

Как измерить силу тока мультиметром? В качестве примера произведём замер утечки тока во время стоянки автомобиля при выключенном зажигании. Поскольку мы не знаем, насколько велик будет ампераж, устанавливаем прибор в режим измерения максимального тока — 10 А. Секция, естественно, DCA (поз. 5 на первом фото). Измерительный щуп переставляем из гнезда 8 в гнездо 7. Щуп в гнезде 9 оставляем.

Выключаем зажигание, обесточиваем дополнительное нештатное электрооборудование, если оно есть (навигатор, видеорегистратор и т. п.). Сбрасываем с одной из клемм аккумулятора наконечник и в разрыв включаем мультиметр. Закрываем двери, ставим автомобиль на охрану.

То есть паркуем его для длительной стоянки. Через некоторое время машина «уснёт», и можно считать показания тока утечки с дисплея тестера. На фото ниже ток составляет 330 мА. Это очень много. Либо мы забыли что-то отключить, либо бортовая сеть автомобиля неисправна.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораТок утечки составляет 330 мА, полярность подключения щупов обратная

Важно! Ни в коем случае не пытаемся запустить двигатель при подключенном тестере. Ток, потребляемый стартером в момент запуска, составляет сотни ампер и мгновенно сожжёт прибор, который и 10 А выдерживает с трудом и лишь в течение короткого времени.

Проверка работоспособности АКБ мультиметром — особенности и недостатки способа

Как проверить аккумулятор мультиметром? Для определения степени заряженности достаточно измерить напряжение на клеммах, при этом АКБ должна быть полностью отключена от нагрузки и выдержана в таком состоянии не менее 2 часов. Выставляем на мультиметре нужный режим и предел измерения (см. раздел выше). Подключаем, измеряем напряжение и сверяемся с табличкой, приведённой ниже.

Зависимость напряжения на клеммах от степени заряженности АКБ

Напряжение на клеммах без нагрузки, В Уровень заряда, %
малосурьмянистые (Sb/Sb) и гибридные (Sb/Ca) кальциевые (Ca/Ca) и AGM/Gel (Ca/Ca)
12,51–12,66 12,66–12,81 100
12,31–12,46 12,46–12,61 75
12,1–12,25 12,26–12,41 50
11,92–12,07 11,86–12,01 25
11,75–11,90 11,66–11,81

На фото ниже на клеммах батареи напряжение составляет 12,83 В, АКБ кальциевая, а значит, она заряжена на 100 %.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораЭтот аккумулятор полностью заряжен

Метод достаточно прост, но работает лишь в том случае, если аккумуляторная батарея заведомо исправна и мы просто решили оценить степень её заряженности. Если АКБ старенькая, то измерение «холостого» напряжения ничего не даст. Без нагрузки оно может быть нормальным, но достаточно включить, скажем, фары головного света, как те же 12,8 В превратятся в 9–10.

Таким образом, для более-менее качественной проверки АКБ одного мультиметра мало. Нужно измерять напряжение на нагруженном аккумуляторе. Как говорится, проверить его на амперы. В качестве нагрузки будем использовать лампу головного света мощностью 55 Вт.

Прежде всего, измеряем напряжение на ненагруженной АКБ (см. выше), показания записываем. Теперь подключаем нагрузку и ждём 2–3 минуты. Не отключая нагрузку снова измеряем напряжение. Если оно снизилось не более чем на 0,3–0,4 В, то есть вероятность, что АКБ исправна.

  Расшифровка маркировки автомобильных аккумуляторовКак проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораАКБ под нагрузкой (использованы 2 лампы по 24 Вт каждая)Мнение экспертаАлексей БартошСпециалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.Задать вопросВажно! Всё вышесказанное справедливо для заряженного не менее чем на 75 % аккумулятора. Если заряд меньше, то снижение напряжения может быть больше. Это не повод для паники. Полностью заряжаем АКБ и проводим повторный тест.

Как проверить ёмкость аккумулятора

Итак, проверить степень заряда аккумулятора мультиметром вполне возможно и не особо сложно. Но можно ли этим же прибором измерить ёмкость аккумулятора? Вполне, хотя это и займёт определённое время.

Для работы нам понадобится собственно мультиметр, нагрузка и обыкновенные часы. В качестве нагрузки будем использовать две лампы головного света, включённые параллельно.

Суммарная мощность ламп составит 110 Вт, а ток через них будет порядка 8,5–9 А.

Для того чтобы точно определить ёмкость аккумуляторной батареи, её нужно полностью зарядить. Теперь подключаем к клеммам нагрузку и мультиметр, включённый в режиме измерения напряжения.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораАккумулятор под нагрузкой из двух ламп, 55 Вт каждая

Засекаем время и ждём, пока напряжение на клеммах АКБ не упадёт до величины 10,3 В. Снова смотрим на часы и вычисляем время, за которое батарея полностью разрядилась. Предположим, за 6,5 часов.

Как определить реальную ёмкость? Элементарно: умножаем время в часах на разрядный ток в амперах, получаем ёмкость батареи в ампер-часах. В нашем случае ёмкость составит 6,5 х 8,5 = 55 А·ч. Читаем на корпусе паспортную ёмкость — 60 А·ч.

Что ж, пациент, скорее, жив, чем мёртв. Всё в порядке.

Важно! Автомобильные батареи не терпят глубокой разрядки. Постоянно контролируем напряжение, не допуская его снижения менее чем 10,3 В. Кроме того, свинцовые АКБ нельзя хранить в разряженном состоянии. После проведения измерений аккумулятор сразу же полностью заряжаем. В противном случае через неделю её можно будет выбросить.

Нагрузочная вилка — точный способ проверки

Есть ещё один, более точный способ проверки аккумулятора автомобиля. Здесь в качестве инструмента используется специальный прибор — нагрузочная вилка.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораНагрузочная вилка для проверки автомобильных АКБ

Прибор представляет собой достаточно точный вольтметр, параллельно которому встроена нагрузка, обеспечивающая ток 100–200 А. Подключая вилку к аккумулятору, мы заставляем её отдавать большой ток и одновременно измеряем напряжение на клеммах. Использование большого разрядного тока позволяет точно оценить текущее состояние АКБ.

Важно! Нагрузочные вилки выпускают на разные токи и напряжения. Для легковых автомобилей любого класса отлично подойдёт прибор, рассчитанный на напряжение 12 В и обеспечивающий разрядный ток 100–120 А.

Как проверить батарею при помощи этого прибора? Отключаем АКБ от нагрузки и выдерживаем в таком состоянии не менее 4–6 часов. Первый этап измерения — контроль напряжения без нагрузки.

Подключаем кабель вилки (обычно оканчивается «крокодилом») к положительной клемме АКБ. Щупом вида толстого острого штыря касаемся минусовой клеммы АКБ. Считываем показания с прибора (может быть стрелочным или цифровым).

Сверяемся с табличкой, приведённой ниже, и выясняем степень заряженности батареи.

  Как зарядить батарейку от телефона без телефона

Зависимость напряжения от степени заряженности АКБ

Степень заряженности, % Напряжение без нагрузки, В Напряжение под нагрузкой 100 А, В Степень заряженности, % Напряжение без нагрузки, В Напряжение под нагрузкой 100 А, В
100 12,7 10,8 44 12,12 9,46
94 12,6 10,66 37,5 12,06 9,3
87,5 12,54 10,5 31 12 9,14
81 12.48 10,34 25 11,94 9
75 12,42 10,2 19 11,88 8,84
69 12,36 10,06 12,5 11,82 8,68
62,5 12,3 9,9 6 11,76 8,54
56 12,24 9,74 11,7 8,4
50 12,18 9,6
Читайте также:  Белаз 130 тонн: характеристики, стоимость

Отсоединяем прибор, подключаем нагрузку. Как это сделать, описано в инструкции к конкретной вилке. В одних приборах она коммутируется мощными переключателями и кнопками, в других устанавливается в ножевые соединители. Снова подключаем. На этот раз щуп устанавливаем быстро и с силой, чтобы уменьшить искрение при подсоединении.

Ждём 4–5 секунд, считываем показания с вольтметра и тут же отключаем нагрузочную вилку.

Пока она остывает, а батарея приходит в себя после токового удара, сверяемся с табличкой и смотрим, не выходит ли полученный результат за допустимые пределы.

Если измеренное напряжение будет ниже заданного, то с аккумулятором явно что-то не так. На фото ниже под нагрузкой напряжение АКБ просело до 7 В. Батарее явно пора на пенсию.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораАКБ явно неисправна или очень глубоко разряжена, что, по сути, одно и то же

Важно! Время измерения под нагрузкой не должно превышать 5 секунд. Перед повторным измерением необходимо выждать не менее 4–6 часов, чтобы АКБ восстановилась. В противном случае повторная проверка будет необъективной.

Возможно ли проверить работоспособность без специальных приборов

Как проверить исправность аккумулятора автомобиля, если под рукой вообще нет никаких приборов? К сожалению, чудес не бывает, и оценить состояние «батарейки» голыми руками при помощи бубна и варёного яйца не удастся.

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятораБубен тут не поможет

Единственный, более-менее реальный метод — попытаться запустить двигатель. Если стартер крутит бодро — всё отлично. Если с трудом — проблема. Вот такая точность в пол-лаптя, а эту проверку даже проверкой назвать сложно. Чего его проверять, если заводится? Сел и поехал.

Можно, конечно, включить фары при заглушённом двигателе, посмотреть, как ярко светят, не тускнеют ли через пяток минут. Потускнели. Проблема. Причём после нашей «проверки» ещё и проблема завестись. Но опять-таки никакой точности. Яркость оцениваем на глаз, да ещё и при дневном свете. Ну и последний вариант — спросить у бортового компьютера.

Если он достаточно умный, то ответит. Не особо умён – на нет и суда нет.

Вот мы и выяснили, как проверить состояние аккумуляторной батареи при помощи тестера, пары лампочек и нагрузочной вилки. Ничего сложного, с такой задачей справится любой автолюбитель.

Как проверить аккумулятор авто на работоспособность?

Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность: напряжение аккумулятора

Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА АВТО С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕТРА

Необходим мультиметр — прибор для измерения напряжения. Если его нет, можно попросить у знакомых или купить в магазине. Прибор не дорогой, и если не раз будете проводить ремонтные работы с электрооборудованием, то он пригодиться. Рекомендую покупать цифровой мультиметр, т.к. он удобнее в работе.

Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ РАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Измеряем напряжение сначала на заведенном двигателе. Нормальное напряжение должно показывать от 13,5 до 14,0 В.

https://www.youtube.com/watch?v=C5I-TKUzfRw\u0026pp=ygWcAdCa0LDQuiDQv9GA0L7QstC10YDQuNGC0Ywg0LDQutC60YPQvNGD0LvRj9GC0L7RgCDQsNCy0YLQvtC80L7QsdC40LvRjyDQvdCwINGA0LDQsdC-0YLQvtGB0L_QvtGB0L7QsdC90L7RgdGC0Yw6INC90LDQv9GA0Y_QttC10L3QuNC1INCw0LrQutGD0LzRg9C70Y_RgtC-0YDQsA%3D%3D

Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше величины в 14,2 В — это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к.

аккумулятор мог разрядиться немного за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого.

Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора.

Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.

Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В — это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается.

Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.

Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже — это говорит, что не работает генератор автомобиля. Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.

Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.

Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет.

Напряжение АКБ должно чуть упасть — на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители.

Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.

Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.

При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше — аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ, а как это проверить поговорим ниже.ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ

Проверяем напряжение аккумулятора при неработающем двигателе с помощью мультиметра. Если напряжение менее 11,8-12,0 — аккумулятор разряжен, автомобиль может не завестись и придется его прикуривать от другого автомобиля.Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.

Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора. Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 — на 50%, а 12,1 — на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.

Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро — будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.

Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет.

В противном случае, если батарея машины разряжена — напряжение будет падать быстро и заряд аккумулятора продержится не долго.Мы рассказали о простой методике измерения напряжения на аккумуляторе — она является приблизительной, хотя и вполне действующей.

Если хотите стопроцентно узнать о работоспособности аккумулятора, то об этом поговорим в следующем разделе.

ПРОВЕРКА АККУМУЛЯТОРА С ПОМОЩЬЮ НАГРУЗОЧНОЙ ВИЛКИ

Данная методика проверки аккумулятора с помощью нагрузочной вилки — действенный способ проверки работоспособности батареи автомобиля. Именно по его результатам можно заявлять, заряжен аккумулятор или нет.

Как проверить заряд аккумулятора? Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт.

Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.

Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным. В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.

Всем правильного напряжения в бортовой сети;)

Проверяем самочувствие аккумулятора автомобиля разными способами

Если мотор — сердце автомобиля, то аккумулятор — та самая сила, оживляющая машину. В его подчинении запуск двигателя и питание бортовой сети, если он выключен.

Способы проверки аккумулятора

Какие аккумуляторы есть на рынке? Свинцово-кислотные, литиевые и щелочные. Аккумуляторная кислотная батарея, или АКБ, чаще всего используется в авто- и мототехнике. Проверенные временем устройства долго держат заряд и хорошо переносят постоянные нагрузки.

Недостатком свинцово-кислотных аккумуляторов является их уязвимость к холоду. Отрицательная температура в сочетании с низким зарядом аккумулятора влияют на плотность электролита внутри батареи.

Чтобы не допустить замерзание и разрядку АКБ, необходимо знать как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Существует несколько способов проверки состояния АКБ:

  1. с помощью индикатора;
  2. с использованием мультиметра;
  3. нагрузочной вилкой;
  4. зарядным устройством.

Проверка по индикатору

Проще всего оценить уровень заряда с помощью индикатора, который некоторые производители устанавливают на крышку своего аккумулятора. Технически индикатор заряда аккумулятора представляет собой своего рода поплавок, который перемещается в зависимости от уровня жидкости в АКБ. Как чувствует себя батарея определяют по цвету индикатора:

  • зеленый — аккумулятор полностью заряжен, уровень электролита оптимален;
  • белый (иногда серый) — батарея почти разряжена, электролита недостаточно для работы в полную мощь;
  • черный — аккумуляторная батарея разряжена, требуется её зарядка, долив электролита, либо замена устройства.
Читайте также:  Коренной сальник двигателя: что это такое и какие неполадки возникают с данным элементом

На вопрос как проверить емкость аккумулятора ответят специальные приборы — тут простым индикатором не обойдешься, тем более он есть не у всех батарей.

Проверка аккумулятора автомобиля с помощью мультиметра

Специальный прибор может измерить заряд и предупредить об утечке тока. Купить его можно в любом большом автомобильном магазине, или в отделе «все для электриков» где-нибудь в строительном супермаркете. Как это делается — по пунктам:

  1. Удостовериться, что зажигание автомобиля выключено.
  2. Переключить мультиметр в режим вольтметра и установить выключатель на значении 20 Вольт.
  3. Подключить провода в соответствующие разъемы устройства.
  4. Приложить металлические щупы на концах проводов к клеммам аккумулятора: красный цвет соответствует клемме «плюс», черный — «минус».
  5. Зафиксировать показания прибора.
Показания вольтметра (без нагрузки), В Уровень заряженности АКБ, %
12.6 Вольт и больше 100%
12.5 — 12.3 Вольт 75% — 50%
12,1-11.7 Вольт и меньше 25% — 0%

Данные таблицы показывают, что если напряжение на клеммах меньше 12.7 В, то АКБ заряжена не полностью, а если мультиметр выдает менее 11,7В — это признаки неисправности или глубокого разряда.

Использование нагрузочной вилки при проверке аккумулятора

Метод нагрузочной вилки — один из самых эффективных и используется в процессе диагностики работоспособности АКБ под нагрузкой в профессиональных сервисных центрах. Сама по себе нагрузочная вилка представляет собой устройство, включающее мультиметр (вольтметр), нагрузочное сопротивление, а иногда и амперметр. Проверка исправности аккумулятора при этом проводится в два этапа:

  1. Оценка состояния и степени заряженности батареи. Проверка происходит путем измерения напряжения на клеммах без нагрузки в режиме вольтметра. Если батарея полностью заряжена, на приборе появятся показания от 12,6 до 12,9 В. В противном случае, АКБ необходимо зарядить, либо найти причину неисправности.
  2. Проверка аккумулятора под нагрузкой. Если АКБ заряжена, а плотность и уровень электролита оптимальны, параллельно вольтметру подключается нагрузочное сопротивление, передающее ток и имитирующее работу стартера при запуске двигателя машины. Спустя 5 секунд показатели вольтметра, а затем нагрузка отключается. Важно, чтобы напряжение при этом вернулось к начальному показателю. Полученные данные позволяют сделать правильное заключение о состоянии батареи.
Показания вольтметра (с нагрузкой), В Уровень заряженности АКБ, %
10,2 Вольт и больше 100%
9.6 — 9.0 Вольт 75% — 50%
8,4-7,8 Вольт 25 — 0%

При проверке таким способом нужно соблюдать температурный режим. Если в месте проведения диагностики температура воздуха ниже 20 градусов, холодная батарея может быстро разрядиться.

Применение зарядного устройства при проверке АКБ

Если необходимо срочно провести проверку аккумулятора, а мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки под рукой нет, можно воспользоваться стандартным зарядным устройством.

Шкала для определения напряжения батареи подскажет состояние источника питания после нажатия специальной проверочной кнопки. Нужно только подключить ЗУ к клеммам АКБ.

Обратите внимание, включение устройства в электрическую сеть в момент проверки недопустимо.

Проверка электролита в аккумуляторе

Уровень электролита в аккумуляторе играет важную роль при эксплуатации устройства. Его проверка может проводиться по-разному в зависимости от конструкции конкретной АКБ. Традиционно автомобилисты оценивают уровень электролита визуально через отверстия под крышками банок аккумулятора.

Некоторые модели оснащены шкалой для определения меры заполнения батареи с указанием максимума и минимума, допустимого для безопасной работы устройства. В лучшем случае производители делают часть пластикового короба прозрачным. Для еще более точного определения уровня используются стеклянные измерительные трубки, опускаемые на дно каждой банки.

Если вы решите проводить замеры таким способом, не забудьте о мерах безопасности, ведь в состав электролита входит серная кислота.

Немаловажно при оценке состояния электролита в аккумуляторе измерить его плотность. Для исследования этого показателя понадобится специальный прибор ареометр, или денсиметр. Сложная конструкция состоит из двойной стеклянной колбы, груши и пробирки, наполненной ртутью или дробью. Ареометр позволяет установить точное соотношение частей воды и серной кислоты, содержащихся в электролите.

Процедура оценки плотности проводится не менее чем через 2 часа после полной зарядки аккумулятора путем взятия проб из каждой банки.

Результат измерения считается достоверным, если набрано достаточное количество электролита (до поднятия поплавка). Оптимальный показатель плотности — 1,27-1,29 г/см3.

При превышении нормы электролит можно разбавить дистиллированной водой, а при занижении необходимо добавить аналогичный раствор с нормальным показателем плотности.

Возможна ли зарядка АКБ в домашних условиях?

Зарядку аккумуляторной батареи желательно проводить в нежилых, хорошо проветриваемых помещениях. Если вам все же пришлось заряжать АКБ дома, лучше делать это на балконе. Дело в том, что в процессе зарядки аккумулятора выделяется опасный для здоровья человека сернистый газ, а также хлористые соединения кислорода.

Подобные летучие вещества могут вызывать недомогание. Необходимо отслеживать продолжительность зарядки и состояние электролита. Не допускайте его «закипания», поскольку это может существенно снизить ресурс батареи. Сила тока ЗУ во время зарядки должна быть минимальной.

Помните, для полной зарядки аккумулятора емкостью 60 ампер нужно 7-8 часов.

Специалисты официальных сервисных центров ГК FAVORIT MOTORS оказывают полный спектр услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей любых марок. Квалифицированные мастера в короткие сроки устранят любые неисправности электрооборудования и проведут тщательную диагностику всех систем Вашего автомобиля. Обращайтесь к профессионалам!

«Аккумулятору полгода, но он почти мертвый». Проверяем минчанам АКБ и удивляемся — Авто Onlíner

 Вероника Сайко.  Александр Ружечка

Не бейте копилочку! Оплачивайте покупки частями без первого взноса с Minipay

Зима для аккумулятора — особенно стрессовое время. В холодную пору АКБ гораздо быстрее теряет свои технические параметры, чем в теплый сезон. При краткосрочных поездках косвенно на разрядку влияют также не выключающиеся дворники и ближний свет, печка на полную мощность и другие радости жизни.

Если аккумулятор новый и качественный, то с большой долей вероятности он вас не подведет даже в самый лютый мороз (хотя мы нашли исключение). Но в случае когда срок эксплуатации подходит к концу, есть шанс застрять где-нибудь за городом без возможности даже прогреть салон.

Вместе со специалистами мы отправились на одну из столичных парковок, чтобы проверить аккумуляторы минчан и предостеречь от возможных неприятностей.

В руках у наших аккумуляторных экспертов из компании 1akb.by — Алексея и Александра — электронный тестер Exide EBT-965P и нагрузочная вилка LEWANDA-A600.

Эти приборы нужны для того, чтобы определить ориентировочные остаточные характеристики АКБ — пусковой ток, емкость и степень износа.

Зачем вообще их знать? Например, чтобы понимать, как скоро придется доставать заначку ради покупки новой АКБ.

Кстати, о покупке. Специалисты поделились: большинство импортеров снизили стоимость аккумуляторов после вступления в законную силу постановления «О системе регулирования цен».

В общем, сейчас можно сэкономить как минимум 10%. Но есть и плохие новости: в связи с событиями этого года некоторые премиальные бренды белорусский рынок покинули.

Тот же Bosch со свежей датой поставки вы, скорее всего, в продаже не найдете.

С этого бренда мы, к слову, и начали наш эксперимент. В качестве первого подопытного кролика был выбран тот самый Nissan Almera 1999 г. в., про который мы недавно писали.

Специалисты, взглянув на машину, усмехнулись: «Если после проверки с помощью нагрузочной вилки машина не заведется (такое может быть, когда аккумулятор в плохом состоянии), то у нас с собой есть пусковые провода». Но под капотом оказался Bosch.

Возникли сомнения по поводу маркировки АКБ: вроде как батарея 2017 года, но слишком уж хорошее состояние у нее для такого возраста.

В случае с не успевшей остыть после дороги «Альмерой» приборы показывают 12,7 В без нагрузки. С нагрузкой — 10,58 В. Это хорошие показатели: аккумулятор будто свежий, эксплуатационный износ незначителен. Включаем тестер Exide, вводим заводские параметры батареи, которые указаны на этикетке.

Емкость — 60 А·ч, «ток холодного пуска» — 540 А. Прибор показывает: батарея работает исправно. Остаточный пусковой ток — 443 EN. Это нормально: батарея не новая, есть износ, на улице холодно. Специалисты резюмировали: 2—3 года аккумулятор проживет.

Правда, кузов у машины может рассыпаться гораздо раньше, но это уже другая история.

Стоянка ТЦ Green City — любимое место приставучих попрошаек разного калибра. Поэтому, даже не дослушав предложение о бесплатной проверке аккумулятора, большинство автолюбителей пугаются и, не опуская стекла, спешат перепарковаться. А мы в поисках следующей «жертвы» обсуждаем мифы, связанные с уходом за АКБ зимой.

— Вечером снять аккумулятор и занести его на ночевку домой, а утром поставить обратно — для некоторых автолюбителей старой закалки это уже своего рода традиция. Но нужно ли так заморачиваться? — спрашиваем у представителей компании.

— Я часто наблюдаю за соседями, которые любят так делать, и про себя усмехаюсь, — рассказывает Александр. — Если аккумулятор исправен, то этот ритуал не имеет никакого смысла.

В мороз батарея теряет около 10% пускового тока и оставшихся пусковых характеристик достаточно для заводки автомобиля. А если АКБ имеет значительный эксплуатационный износ и низкие показатели, то через неделю-две вам все равно придется покупать новую.

В чем смысл мучиться, если результат один? Лучше сразу приобрести подходящий для вашего автомобиля аккумулятор.

Читайте также:  Проставки для увеличения клиренса автомобиля: что нужно знать, плюсы и минусы

— А теперь к советам из интернета. «Чтобы не утруждать себя переносом АКБ, можно сбросить одну из клемм бортовой сети с источника питания. Это значительно уменьшает разряд аккумулятора». Бред или имеет право на жизнь?

— Бред. Совет может работать в двух случаях. Первый — автомобиль неисправен по электрической части (есть утечка тока) и потому постоянно разряжает АКБ в момент стоянки.

Второй вариант — аккумулятор уже свое отработал, и его давно пора заменить на новый. Тогда скидывание клеммы минимально продлит ему жизнь.

Но мы снова возвращаемся к тому же вопросу: зачем мучиться, если в ближайшее время вы все равно пойдете в магазин за новой АКБ?

Наконец есть желающие: тестируем аккумулятор у Suzuki SX4 2014 года с родной батареей такого же возраста. «Точно придется менять», — еще не заглянув под капот, предупреждают эксперты.

Прибор под нагрузкой показывает напряжение в 10,24 В. Пусковой ток — 436 А (заводской параметр — 620 А). Данная батарея имеет существенный износ, но это и понятно, учитывая длительный период эксплуатации.

— Началось разрушение активной массы, — констатируют специалисты. — Внутри, скорее всего, мы обнаружим электролит со взвесью частиц активной массы. Процесс необратимый. Хотя, бывает, приходят люди и говорят, мол, сделайте что-нибудь. Но все попытки реанимировать такой аккумулятор бессмысленны.

Эксперты предупреждают владельца Suzuki: если этот сезон АКБ еще отслужит, то к следующему батарею в любом случае придется менять. Но расстраиваться не стоит: аккумулятор отработал свой потенциал на 100% и достаточно долго служил верой и правдой.

— Дешевые батареи живут до 3 лет. Средней ценовой категории — около 3—4 лет. Премиальные — до 6 лет. Но стоит отметить, что эта градация условная. Все напрямую зависит от того, насколько правильно подобрана АКБ для конкретного автомобиля и его технического состояния, — подмечают эксперты.

— Часто бывают ситуации, когда к нам в магазин приезжают владельцы энергоемких премиальных машин (BMW, Mercedes-Benz и др.) и хотят купить дешевый аккумулятор экономсегмента, изначально изготовленный и предназначенный для совсем простых автомобилей, имеющих минимальное количество энергопотребителей.

Но для премиума нужно брать премиум, иначе он не прослужит даже отведенное время и АКБ не удастся поменять по гарантии.

Более того, в таких энергоемких машинах из-за неподходящего или выработавшего свой ресурс аккумулятора могут быть последствия. Например, автомобиль уйдет в аварийный режим.

Реальный случай: ехали мы на Mercedes-Benz Е200 с системой «старт-стоп», стартерную и вспомогательную батареи не меняли до последнего. Остановились на светофоре за другой машиной, я нажал AUTO HOLD — включился ручной тормоз. Ногу с педали по привычке убрал.

Через две секунды машина покатилась, потому что заряда аккумулятора попросту не хватило на дополнительные опции. Повезло: я вовремя нажал на тормоз.

Пятилетний аккумулятор оказался лучше некоторых новых. Как такое возможно?

В очереди на тест — Mazda 2 и ее владелец Виктор, который поменял аккумулятор летом. В эксперименте решил поучаствовать, чтобы убедиться: под капотом нет какой-нибудь подделки с этикеткой Exide.

— Как выбирал АКБ? Просто поставил такую же, как была раньше. По стоимости не знаю — супруга покупала, когда я был в командировке. Со старой АКБ случилась не очень приятная история: автомобиль демонстрировал неоднозначные симптомы — то заводился, то не заводился. Мы долго не могли понять, в чем дело. К правильному выводу пришли методом научного тыка, — рассказал мужчина.

С помощью нагрузочной вилки мы получили значение в 10,65 В (напомним: при минимальной необходимой планке в 10,4 В). На тестере — 537 А (изначальное значение — 580 EN). В общем, автолюбителя в магазине не обманули. Прослужить аккумулятор должен около четырех лет.

Следующий желающий узнать всю правду о своем аккумуляторе — Евгений на Kia Cee'd. После покупки машины в 2017 году аккумулятор (тоже премиальный — Varta) не менялся. Под нагрузкой получили 10,43 В. Что касается остаточного пускового тока, то прибор показал 500 А при заявленных 440.

— Батарея оригинальная и с толстой качественной пластиной, поэтому выдает такие показатели. Это хороший пример для тех, кто не может определиться — покупать аккумулятор получше или сэкономить. Дорогая АКБ переживет 2—3 дешевых. У машины нетребовательный мотор, поэтому такой батареи хватит еще не на один год, — резюмировали эксперты.

А у этой Honda Civic аккумулятор оказался не в самом презентабельном виде: клеммы окислились. Хотя отъездили на нем только два года. Тестер выдал показатель в 262 А при заявленном пусковом токе в 330. Батарея исправна, а значит, прослужит еще столько же. Автомобилисту посоветовали лишь протереть ее тряпкой с водой и содой.

Аккумулятору полгода, но он почти мертв. Как так вышло?

И снова мы в поисках подопытного кролика. Прогуливаясь между рядами, постоянно наблюдаем картину: водитель, включив фары и печку, не спеша наслаждается творением местной кулинарии и ждет, пока машина прогреется.

Но в сети советуют: после запуска двигателя нельзя сразу включать теплый обдув и осветительные приборы. Мол, надо дать раствору электролита прогреться, чтобы аккумулятор безболезненно воспринял дополнительную нагрузку.

Рабочая схема или, начитавшись интернета, впору издавать «Вредные советы» — как у Григория Остера, только для автомобилистов?

— Я думаю, что совет бредовый, — отвечает на вопрос Алексей. — Аккумулятор действительно не принимает заряд от генератора, пока немного не прогреется (в зимнее и морозное время). Но так заморачиваться не вижу смысла.

Когда на улице минус 15 градусов и ниже — тогда можно, наоборот, сначала включить фары (то есть дать АКБ небольшую нагрузку и прогреть ее), а потом только заводиться.

Благодаря этому химические процессы ускорятся и отдача у аккумулятора увеличится.

Если же машина на долгом простое где-нибудь во дворе под открытым небом, то имеет смысл периодически выходить и заводить ее минут на 10—20, чтобы «взбодрить» аккумулятор, а лучше по возможности снимать клеммы с АКБ. Бывают случаи, когда люди оставляют машину на 2—3 недели.

За это время батарея разряжается, плотность электролита снижается и, как следствие, АКБ замерзает. В большинстве случаев такой аккумулятор «реанимировать» уже не имеет смысла, так как он потерял значительную часть своих первоначальных параметров.

Некорректная работа АКБ и преждевременный износ также зачастую вызваны тем, что автомобилисты не следят за техническим состоянием стартера и генератора в своей машине.

Мы долго пытались уговорить на эксперимент владельца «Жигулей» года эдак 1990-го. Но увы: пришлось довольствоваться 21-летним Opel Corsa. Машина куплена недавно, поэтому год выпуска АКБ неизвестен.

Более того, этикетка где-то потерялась, но эксперты узнали Exide. Напряжение — 10,36 В, остаточный пусковой ток — 391 А (при заводских 540 А). Аккумулятор исправен, но нужно выполнить полную зарядку.

В лучшем случае год он еще проживет.

Мы уже хотели сворачивать свою «аккумуляторную лавочку», как заприметили Peugeot 307. Владелец Артем заверил: ничего интересного под капотом мы не найдем, потому что новую АКБ он поставил всего лишь полгода назад. Оказалось, ошибается.

— До Varta, к слову, стоял полностью «просевший» Zubr, который перед заменой подпортил настроение. Я тогда приехал в супермаркет и решил немного посидеть в машине, подзарядить телефон. Потом сходил в магазин на 10 минут, вернулся — машина не заводится. Успел поднять по тревоге друга с просьбой приехать на помощь, но по итогу автомобиль сам встал с колен, — рассказал мужчина.

В этот момент тестер выдал абсолютно непредсказуемый результат: «Конец срока службы АКБ». Как такое возможно, если аккумулятор практически новый? На всякий случай повторно провели замеры.

Но нет: на экране снова 456 А вместо заводских 610 EN. Хотя нагрузку держит нормальную.

Причиной столь низких показателей пусковых токов может быть низкая плотность электролита, но проверить это невозможно.

Специалистов удивил еще один факт: стенки АКБ на ощупь «мягкие», легко прогибаются. Эксперты сразу поинтересовались у автомобилиста, не оставлял ли он аккумулятор разряженным на морозе. Но тот лишь пожал плечами.

— Через год, скорее всего, АКБ выйдет из строя. Сейчас по гарантии аккумулятор сдать не получится: нагрузочная вилка показывает удовлетворительные результаты. Нужен полный цикл зарядки, тогда батарея еще поживет, — посоветовали специалисты.

Кстати, а как проверить АКБ перед покупкой? Среднестатистическому покупателю — никак. Поэтому единственная действенная рекомендация — покупать батарею в крупных торговых сетях, где хранение товара регламентируется и есть гарантийный отдел, который в случае чего будет готов идти навстречу. И, конечно, не стоит банально экономить на аккумуляторе.

Что ж, результаты эксперимента неплохие. У большинства автолюбителей, с которыми нам удалось пообщаться, стоят премиальные АКБ в хорошем состоянии. Еще с десяток людей отказались участвовать в эксперименте, сославшись на то, что под капотом абсолютно новая батарея. Так что, надеемся, автопомощь в ближайшие заморозки никому не понадобится.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector