Как притереть клапана в домашних условиях

Такая операция, как притирка клапанов входит в перечень работ по капитальному ремонту двигателя.

Направлена она на обеспечение как можно плотной посадки тарелки клапана к седлу, тем самым по максимуму снижая возможность пропускания топлива в цилиндры или прорыв выхлопных газов.

Про нагар

  • После длительной эксплуатации автомобиля на поверхностях фаски клапана и седла оседает нагар, появляются микрораковины, задиры.
  • Как притереть клапана в домашних условиях
  • В итоге пятно контакта между поверхностями уменьшается, клапан неплотно прилегает к седлу, из-за чего он начинает пропускать и у двигателя снижается компрессия.
  • Для удаления нагара, раковин, задиров и применяется притирка клапанов, вследствие чего восстанавливается пятно контакта между клапаном и седлом.
  • Помимо выполнения данной операции в рамках капитального ремонта притирку клапанов проводят еще в ряде случаев.
  • Так, данные работы проводят:
  1. При подгорании клапана или седла;
  2. При прогорании тарелки клапана;
  3. При замене их в случае повреждения, в общем, всегда, когда возникли проблемы с данными элементами.

Требуемый инструмент

  1. Работы по притирке клапанов не особо сложные, но выполнение их занимает длительное время, особенно, если делать это своими руками.
  2. На автомобиле выполнить их невозможно, придется частично разбирать силовую установку, а именно снимать головку блока цилиндров.
  3. Поэтому при решении произвести притирку клапанов сразу следует позаботиться о наличии новой прокладки ГБЦ.

  4. Как притереть клапана в домашних условиях
  5. Из инструментов для выполнения этой операции понадобится:
  • Набор ключей и головок;
  • Приспособление для разсухаривания клапанов;
  • Приспособление для выполнения притирки;
  • Пасты для притирки;
  • Ветоши;
  • Керосин.

Приспособления для выполнения работ, пасты для притирки

Пройдемся по приспособлениям для клапанов.

Для вытаскивания сухарей, которыми удерживается головка клапана в посадочной тарелке, есть специальные приспособления.

Конструкций их много, описывать все не будем. Отметим только, что все они действуют по одному принципу.

  • Этим приспособлением пружины клапана сжимаются, тарелка крепления клапана опускается вниз, высвобождая сухари, и они извлекаются.
  • Как притереть клапана в домашних условиях
  • Как притереть клапана в домашних условиях

Но можно поступить и простым методом. Потребуется отрезок трубки, по диаметру чуть меньше тарелки крепления.

Эту трубку наставляют на тарелку резко по ней бьют молотком. Из-за удара пружины сжимаются, тарелка проседает и сухари выскакивают.

  1. Как притереть клапана в домашних условиях
  2. При этом лучше отверстие с той стороны, по которой будет наноситься удар, чем-нибудь закрыть, чтобы через него не вылетели сухари.
  3. Теперь о приспособлении для притирки.
  4. Его можно приобрести, обычно такое приспособление состоит из гаечного зажима, штанги и воротка.
  5. Как притереть клапана в домашних условиях

Но можно сделать его и самому. Для этого понадобится стержень диаметром, равным диаметру клапана. К нему приваривается вороток так, чтобы получилась Т-образная конструкция.

  • С другой от воротка стороны на стержень одевается отрезок резиновой трубки.
  • Как притереть клапана в домашних условиях
  • 1 – металлический стержень диаметром 5 – 8 мм, в зависимости от диаметра стержня клапана, 2 – резиновая трубка, 3 – зажимные хомуты.
  • Внутренний диаметр трубки нужно выбирать такой, чтобы она плотно садилась на стержень.
  • Понадобится также еще один хомут, им будет зажиматься край резиновой трубки, который будет одеваться на стержень клапана.
  • Пасты.
  • Для притирки клапанов одних приспособлений мало, так как данная операция производится с применением специальных паст.
  • Найти их несложно, можно приобрести как дешевые притирочные пасты, так и весьма дорогие.
  • Для притирки лучше приобретать комплекты, состоящие из двух паст или же просто две пасты – для первичной черновой обработки и для вторичной чистовой.
  • Как притереть клапана в домашних условиях

Возможно также понадобиться применение шарошки. Она представляет собой конусную головку для дрели с вставленными в нее резцами по металлу.

  1. Как притереть клапана в домашних условиях
  2. Как притереть клапана в домашних условиях
  3. Используют ее для того, чтобы обработать поврежденную поверхность седла.

Процесс притирки

Вначале снимаем с двигателя головку. Далее с головки снимается распредвал, регулировочные шайбы или гидрокомпенсаторы.

Следующим этапом является разсухаривание клапанов. Для этого применяют либо приспособление, либо же они выбиваются проставкой.

После этого снимаются крепежные тарелки и пружины. Сам клапан извлекается из головки для оценки его состояния и состояния седла.

Если он не имеет следов подгорания и не изогнут его стержень, то менять его необязательно, он подойдет и для дальнейшего использования.

Седло тоже нужно осмотреть на наличие следов подгорания. Если следы подгорания седла имеются, его поверхность вначале обрабатывается шарошкой.

  • После удостоверения, что подгорания на поверхностях нет, начинают процесс притирки.
  • Для этого на фаску клапана наносится немного пасты для первичной обработки.

Далее он ставится на место, а на его стержень надевается приспособление для притирки. Если оно самодельное, то резиновую трубку на стержне нужно зажать хомутом.

  1. Затем приспособлением клапан поджимается к седлу и начинается притирка.

Для этого за вороток клапан проворачивается на 180 град., после проворачивается в обратную сторону. Такими движениями и производиться притирка.

На обработку поверхности одним типом пасты уходит примерно 5-7 мин. времени.

Периодически положение клапана меняется. То есть, его нужно провернуть примерно на 90 град. от крайнего положения при притирке, после чего снова продолжается процесс с проворотом его на 180 град. и возвратом обратно.

Механизировать процесс путем использования дрели с насадкой на стержень клапана не желательно.

Дрели обычно имеют большие обороты, поэтому при притирке ею существует вероятность перегрева седла и фаски клапана.

В таком случае лучше подойдет шуруповерт. Но круговое движение, которое будет обеспечиваться дрелью или шуруповертом, при притирке не рекомендуется, данную операцию лучше производить путем полуоборота клапана с последующим проворотом в обратную сторону, то есть ручную притирку.

  • После притирки черновой пастой, поверхности тщательно очищаются ветошью, чтобы удалить остатки пасты.
  • Затем на фаску клапана наноситься паста для чистовой обработки и процесс притирки повторяется.
  • Успешным результатом проведенной притирки будет являться равномерный серый матовый цвет притираемых поверхностей без каких-либо следов раковин или царапин.

Так по одному притираются все клапаны как впускные, так и выпускные. Особой разницы в том, на каком двигателе автомобиля выполняется данная операция — нет.

Процесс притирки клапанов одинаков как для ВАЗ-2106, так и для ВАЗ-2109 и более поздних моделей.

Разницу в сложности работ у этих авто может составлять разве что процесс снятия ГБЦ, подготовка к притирке, ну и удобства доступа приспособлением к клапанам из-за несколько отличающихся форм головки блока цилиндров.

Проверка качества притирки

  1. После притирки всех клапанов рекомендуется провести проверку плотности прилегания их к седлам.
  2. Для этого сначала нужно все клапаны установить на место, установить пружины с крепежными тарелками и засухарить их.

  3. Вот здесь уже без приспособления для разсухаривания не обойтись.
  4. Далее головка устанавливается на ровную поверхность тарелками клапанов вверх.

В камеры сгорания наливается керосин, поскольку он обладает высокой текучестью.

Уровень его замеряется и ГБЦ оставляется на сутки.

  • Если по прошествии времени уровень керосина не снизился или снизился очень незначительно – притирка выполнена хорошо и можно двигатель собирать.
  • Также читайте по каким причинам на двигателях гнет клапана.
  • Если же замечена утечка керосина, операция по притирке клапанов производится еще раз, но только тех, на которых отмечена утечка.

Притирка клапанов своими руками: инструкция, как притереть в домашних условиях дрелью, шуруповертом, машинкой

Для того, чтобы привести клапана в норму, необязательно ставить автомобиль на долгий ремонт, можно отремонтировать поломку самостоятельно. Главное — чтобы у человека в руках был необходимый инструмент.

Как притереть клапана в домашних условиях

Что такое притирка клапанов

У большинства машин старых марок в системе предусмотрены четырехцилиндровые и восьми клапанные моторы. Это означает, что на каждый цилиндр предусмотрено несколько клапанов: Впускной — впускающий в двигатель сгорающую смесь, а также клапана выпускного типа, которые предусмотрены для выпуска отработанных клапанов.

  • Каждый клапан машины походит на гвоздь с шапочкой, который и является элементом для затыкания отверстия в камере сгорания.
  • Шляпка или по-другому тарелочка плотненько прилегает к краям камеры сгорания. Чем правильнее обработаны края клапана, тем больше уверенности в том, что клапан закроет отверстие.
  • Это также будет обозначать, что мощность работающего двигателя будет целенаправленно перераспределяться между поршнями.

Как притереть клапана в домашних условиях

Из-за того, что двигатель постоянно находится в рабочем состоянии, края тарелки и седла постоянно покрывают копотью и нагаром, что приводит к разгерметизации системы. Любые потери в коэффициенте герметичности системы ухудшают работу мотора. Потери в показателях герметичности сильно влияют на уровень масла.

Как притереть клапана в домашних условияхКак притереть клапана в домашних условияхКак притереть клапана в домашних условияхКак притереть клапана в домашних условияхКак притереть клапана в домашних условияхКак притереть клапана в домашних условияхКак притереть клапана в домашних условияхКак притереть клапана в домашних условиях

Технология притирки клапанов

В работе возможно использовать ручную фрезу. Под ней понимают палочку с присоской на одном из концов. Такое приспособление помещают на поверхность клапана и надежно закрепляют. Нужно принимать во внимание, что фаска тарелки, а также седло всегда смазываются притирочными компонентами.

Палочку нужно вращать ладонями. Многим достаточно 15-20 минут времени для качественной прочистки клапанов. Данная методика используется теми, кто по-настоящему ценит марку автомобиля.

Читайте также:  Лада Калина: замена топливного фильтра Калина своими руками

В специализированных мастерских применяют специальные станки, на которых проводится протирка клапанов. Это аппараты типа VM1150, VM1200, VM1350, VM1500 или VM1600.

Главное отличие каждого аппарата — это возможность обработки тарелки определенной площади. Также различаются они глубиной погружения. Возможно применять и специальные тенды для протирки клапанов. К примеру, Р-23.74, которые способные обрабатывать сразу же до 8 клапанов.

Те, кто собирается заняться притиркой клапанов, должны подготовить для работы слесарные ключи, отвертки, ветошь. Для запрессовки головки обратно в полость цилиндра применяют динамометрический ключ.

Он помогает закрутить болты с правильным моментом. Необходимый инструментарий:

  • Ручной держатель клапана. Этот рабочий инструмент возможно изготовить и собственноручно;
  • Паста для притирки. Конечно, лучшим вариантом будет применение готовой пасты, но очень часто пасту изготавливают собственноручно;
  • Дрель или шуруповерт. Рабочая дрель должна иметь функцию реверса;
  • Шланг и пружинка. Такие элементы обеспечивают оптимальную комфортность процессу прочистки. Степень сжатия пружины не должна превышать цифры заявленные в нормативных актах. Шланг необходимо вплотную надеть на стержень. Для правильного закрепления шланга его необходимо плотно стянуть хомутиком. Также в работе можно использовать металлический стержень небольшой длины, который по диаметру будет аналогичен диаметру стержня поршневой тела поршня;
  • Керосин. Его возможно заменить бензином или маслом. Он необходим для очистки тела поршня, а также для проверки устранения неполадки в системе;
  • «Шарошка». Инструмент нужен для ликвидации поврежденного слоя металла в посадочном гнезде. Подобные элементы продаются в специализированных магазинах;
  • Ветошь. Этим компонентом на заключительном этапе необходимо протирать насухо обработанные элементы;
  • Растворитель. Им обрабатывают рабочие поверхности;
  • Скотч. Помогает выполнить работу более качественно.

Притирка клапанов дрелью

Притирка клапанов дрелью является наиболее оптимальным решением. Она позволяет значительно экономить время и усилия.

Технология притирки клапанов схожа с технологией притирки клапанов ручной дрелью.

  • Сначала берут металлический стержень и одевают его на шланг из резины. Чтобы рабочие элементы теснее прилегали друг к другу применяют хомутики.
  • Металлический стержень с резиновой присоской помещают в патрон электрической дрели.
  • После этого на тело стержня помещают пружинку, помещают ее на посадочное место.
  • Фаску головки цилиндра обильно смазывают притирочной пастой по всей площади тарелки.
  • Далее необходимо поместить стержень клапана в полость шланга из резины. Для прочного скрепления элементов между собой нужно взять хомутик.

Притирка осуществляется включенной дрелью на низких оборотах. После того, как рабочий процесс закончится, необходимо протереть полости клапанов от использованных остатков пасты. Лучший помощник в этом — растворитель.

Лучшая паста для притирки клапанов

Как только начали строить автомобили, в качестве смазки при притирки применяли смеси паст, содержащие частички пыли от алмазных кругов. Эту пыль смешивали с машинным маслом.

Сегодня подобные растворы активно вытесняются пастами для притирки. Отличие многих смесей и в количестве содержащихся абразивных элементов. Выбирают пасту относительно года выпуска автомобиля, размеров клапанов и степени загрязнения. Важно также учитывать метод протирки — ручной или механический.

  • При выборе пасты большую роль играет опыт мастера. Неопытный человек имеет больше шансов нанести вред рабочему клапану или седлу системы. По этой причине все начинающие мастера применяют пасту, содержащую мелкие зерна.
  • Но применение мелкой пасты очень часто может навредить гладкой поверхности клапана. В магазинах продают пасту, в состав которой входят крупные зерна. Чаще всего ее называют «Алмазной» или «Классической».
  • В качестве финишной притирки часто применяют «ФАБО» — финишную антифрикционную бозаброзивную пасту. Возможно применять и другие профессиональные пасты. К примеру, «ABRO Grinding Paste GP-201». Такой пастой часто очищают металл от ржавчины.
  • Некоторые применяют такую пасту, чтобы заточить режущую поверхность предметов, к примеру, рубанков. «PERMATEX» или «Done Deal» применяют для очистки хромированных элементов.

В составе таких паст находятся не алмазные грубые компоненты, а карбид кремния. Для экономных людей отлично подойдет для прочистки смесь моторного масла и счищенных со шкурки абразивных элементов.

Проверка качества притирки клапанов

Исключительно мастер своего дела способен по-настоящему осознать, насколько грамотно была сделана работа.

  • Проверка проводится посредством залива в область, подготовленную для сгорания, бензина, керосина или же масла.
  • Чтобы провести операцию правильно, головку цилиндра нужно устанавливать строго в горизонтальном положении.
  • Далее в цилиндр заливают жидкость, необходимую для проверки качества исполненной работы.
  • Когда в одном из клапанов системы выявляется протечка, необходимо повторять процедуру для полной ликвидации проблемы.

Существуют взгляды, что притирка клапанов необходима для того, чтобы приводить в норму мотор на каждые 50000 — 60000 км пробега. Особенно важно следить за протиркой клапанов на спортивных болидах.

В подобных ситуациях любые неисправности в системе проверяются программой не только в условиях гаража, но и в пределах гоночного корта.

Фото-инструкция, правильной притирки клапанов

Притирка клапанов: способы и устройства

Устройства для притирки клапанов двигателя, участвующие в сравнении:

  • Электрическая дрель. Притирка клапанов дрелью — технология, вызывающая самое большое количество споров на тему правильности использования.
  • Приспособление для притирки клапанов своими руками.
  • Пневмоинструмент для притирки клапанов вращением.
  • Пневмомашинка для притирки клапанов пристукиванием.

Какое из этих приспособлений быстрее, эффективнее, выгоднее, правильнее — лучше всех остальных? Какую притирку клапанов выбрать? Сейчас мы будем это выяснять.

Способ №1: с помощью дрели

Как притереть клапана в домашних условиях

Способ с дрелью получил распространение ввиду отсутствовавшего ранее инструмента для притирки.

Как притереть клапана в домашних условиях

Притираем клапаны с помощью шланга и дрели: сначала подбирается подходящий по размеру шланг. Один конец крепится на стебель (стержень) клапана, другой — на дрель.

Как притереть клапана в домашних условиях

Подготавливаем дрель и шланг к притирке клапана: на клапан и седло наносится необходимое количество притирочной пасты, клапан устанавливается на свое место в ГБЦ.

Если используется присоска, ее устанавливают на тарелку клапана.

Существуют рекомендации, согласно которым инструмент обязательно должен работать на малых оборотах — предпочтение следует отдавать низкооборотной дрели или шуруповерту.

Отпускайте курок дрели при соприкосновении клапана с седлом, касание должно производиться при сбросе. Не надо прикладывать никаких усилий, это значительно повышает риск неправильной притирки.

Как притереть клапана в домашних условиях

Полезный совет. Очень важно использовать минимальное количество притирочной пасты. Сама паста бывает разной — с крупным и мелким абразивом. Чаще всего применяют алмазную. Для правильной притирки следует применять пасты разной зернистости и начинать с абразива для грубой обработки.

После притирания обязательно смывайте притирочную пасту и очищайте детали. Попадание абразивной пасты в ГБЦ и двигатель недопустимо! Это приведет к разрушению деталей и дорогому ремонту.

При притирке дрелью ключевую роль имеет опыт. Не обладая необходимыми навыками, очень легко получить канавы и риски или сместить пятно контакта клапана с седлом. Все это приводит к очень скорой поломке.

Как притереть клапана в домашних условиях

  • Есть приспособления, которые подходят для притирки клапанов намного лучше приспособы из дрели и шланга
  • Профессионалы часто сходятся во мнении, что применять дрель допустимо, но неправильно. Это мнение мы поддерживаем и смотрим на дрель с недоверием
  • Главное преимущество способа: высокая скорость притирки.

Способ №2: ручная притирка клапанов авто

Как притереть клапана в домашних условиях

Ручная притирка — дедовский способ, проводится с использованием присоски. Как и в случае с дрелью, очень важен опыт человека, который осуществляет процедуру.

Как притереть клапана в домашних условиях

Обратите внимание, что в специализированных магазинах продаются ручные приспособления для притирки клапанов, представляющие собой деревянный стержень и набор присосок

Притирка клапанов своими руками неудобна и утомительна, она занимает много времени — в среднем, 15 — 20 минут на один клапан. Риск что-то испортить или сделать неправильно минимален, но он присутствует.

Как притереть клапана в домашних условияхОщущение от ручной притирки клапанов без применения современных приспособлений

Главное преимущество: низкая стоимость ручных приспособлений для притирки клапанов.

Способ №3: пневмоинструмент для притирки клапанов вращением

Как притереть клапана в домашних условияхПневмоинструмент для притирки клапанов — полный набор

Пневмомашинка — автоматизированный, упрощенный и многократно ускоренный метод ручной притирки. Двигатель соединен со штифтом, который приводится в движение энергией сжатого воздуха.

Как притереть клапана в домашних условияхПодключаем специальный пневматический инструмент для притирки клапанов

Для работы потребуется подключение к источнику сжатого воздуха

На штифт устанавливается присоска подходящего размера, которая затем крепится на тарелку клапана.

Устройство для притирки клапанов с комплектом присосок различного размера, выберем нужную

В комплект, как правило, входит целый набор присосок различного размера

https://www.youtube.com/watch?v=4MSzlzBq7MU\u0026pp=ygVN0JrQsNC6INC_0YDQuNGC0LXRgNC10YLRjCDQutC70LDQv9Cw0L3QsCDQsiDQtNC-0LzQsNGI0L3QuNGFINGD0YHQu9C-0LLQuNGP0YU%3D

Под воздействием сжатого воздуха двигатель обеспечивает возвратно-вращательное движение штифта с присоской, вследствие чего вращается и клапан — происходит притирка. Перед сменой направления вращения клапан успевает провернуться примерно на 75 градусов.

Читайте также:  Бортовой компьютер для карбюраторных двигателей: что нужно знать

Вот как работает самое эффективное пневматическое приспособление для притирки клапанов в работе

Это самый простой и доступный способ притереть клапан, не требующий никаких специальных навыков. Устройство само контролирует угол и частоту вращения, которые являются оптимальными. Скорость работы еще выше, чем у дрели — для притирки одного клапана достаточно всего нескольких минут.

Также отметим, что тестируемый нами набор для притирки клапанов имеет очень удобную для хранения упаковку — пластиковый противоударный кейс. Это может стать дополнительным плюсом, например, для применения в условиях автосервиса.

Главные преимущества: очень высокая скорость работы, простота и удобство использования, отсутствие требований к навыкам и заведомо гарантированное качество.

Метод №4: пневмомашинка для притирки клапанов пристукиванием

Пневмомашинка для притирки клапанов, имитирующая работу двигателя

Принципиальное различие между этим и предыдущим устройством — способ притирки. При помощи данной машинки клапан притирается не вращением, а пристукиванием, что имитирует реальную работу двигателя.

Подбираем присоску на пневмомашинку для притирки клапанов

На шток приспособления устанавливается одна из присосок набора, которая затем закрепляется на тарелке клапана

Скорость пневматической притирки клапанов регулируется с помощью колесика

Инструмент оснащен колесиком для настройки частоты оборотов

Если купить притирку клапанов пристукиванием, можно добиться самого точного притирания. Притирка осуществляется многократным повторением возвратно-поступательных движений клапана.

Пневмомашинка для пристукивания имеет минимальные требования к навыкам использования. При отсутствии опыта обучение происходит прямо в работе, за первые же минуты. Также приспособление полностью исключает риски повредить детали и испортить что-либо.

Главные преимущества: заведомо гарантированное качество, самое точное притирание за счет имитации работы клапана в двигателе.

Итоговая таблица, результаты и выводы

Для объективной комплексной оценки каждого из методов мы выбрали шесть параметров, которые имеют наибольшее значение:

  • Скорость.
  • Удобство использования. Этот параметр также оказывает влияние и на общую скорость работы.
  • Отсутствие требований к опыту и навыкам. Чем выше оценка, тем легче пользователю провести правильную притирку клапана.
  • Отсутствие рисков. Чем выше оценка, тем меньше вероятность что-то сделать неправильно или испортить детали.
  • Качество притирки. Чем выше оценка, тем точнее выполнена операция.
  • Стоимость. Чем меньше расходов на тот или иной способ, тем выше бал.

Выдающиеся показатели и наибольший итоговый бал по результатам тестов у машинки для притирки клапанов вращением. Максимальное количество баллов не сумел набрать ни один из участников — что же, идеального во всем инструмента не существует. Места распределились следующим образом:

Последнее место — ручной способ, который прогнозируемо позади всех остальных. В настоящее время клапаны притираются ручным способом либо для получения удовольствия от процесса (да-да, бывает и такое), либо при полном отсутствии доступа к современному инструменту.

Предпоследнее место — дрель. Несмотря на высокую скорость работы, дрель опережает ручной метод всего на несколько пунктов. Прежде всего это связано с высокими рисками неправильной притирки и порчи деталей, а также с повышенными требованиями к специальным навыкам.

Второе место — машинка для пристукивания. Несильно уступает первому месту, зато обеспечивает самую точную и правильную притирку клапана.

Первое место — машинка для вращения. Лидирует практически по всем показателям и является оптимальным решением для притирки.

  1. Для испытаний использовалось следующее оборудование:
  2. Ручная притирка клапанов — Licota ATA-0003A
  3. Электрическая дрель Hitachi — модель D10VC2
  4. Пневматическая машинка для притирки клапанов вращением — Licota ATA-1100
  5. Пневматическое приспособление для притирки клапанов пристукиванием — Licota ATA-1401

В ГАРВИН вы можете купить профессиональное оборудование для притирки клапанов. Цены и подробные характеристики смотрите в нашем каталоге.

Пневматические приспособления для притирки клапанов в первую очередь будут интересны сотрудникам автосервисов. Оборудование значительно снижает затраты времени на ремонт ГБЦ и повышает само качество притирки. На нашей практике ни один мастер, испытавшей в работе профессиональный инструмент, не вернулся затем к ручному методу или дрели.

Невысокая цена инструмента делает его доступным также для частного применения. При желании самостоятельно провести притирку клапанов, а не доверять эту операцию стороннему сервису — приспособление станет оптимальным решением.

Как правильно сделать притирку клапанов с помощью несложных инструментов

При большом пробеге двигателя одна из проблем, которая возникает, – разгерметизация клапанов. Это связано с появлением нагара и микроповреждениями на его поверхности в виде раковин. В результате в камеру сгорания заходит воздух и топливо даже тогда, когда клапан находится в закрытом состоянии, а из выпускного клапана вырываются раскаленные газы.

Как притереть клапана в домашних условиях

Со временем двигатель начинает хуже работать, дергаясь на холостых оборотах, снижаются его тяговые характеристики, а клапан может прогореть и вовсе выйти из строя. Чтобы избежать серьезных поломок, делается притирка клапанов, возвращающая им герметичность в закрытом виде.

Для чего нужна притирка

В любом двигателе внутреннего сгорания имеются впускные и выпускные клапана, через которые втягивается топливно-воздушная смесь и выводятся продукты сгорания топлива.

Притирка клапанов – это технологический процесс, позволяющий обеспечить идеальное прилегание тарелки клапана к его посадочному месту, который называется седлом.

В результате повышается компрессия в цилиндрах, мотор работает в номинальном режиме, выдавая максимальный КПД.

Если не притиреть клапан вовремя, часть энергии, образовавшейся при сгорании топлива, теряется, выходя через закрытый клапан.

Расход топлива увеличивается, мощность двигателя снижается, а раскаленные газы приводят к прогару клапанов.

При разгерметизации впускного клапана он постоянно пропускает топливно-воздушную смесь, что нарушает баланс давления в цилиндрах, приводя к неравномерной работе двигателя и его ускоренному износу.

Подготовительные работы и проверка клапанов

Чтобы правильно притереть клапана, потребуется выполнить целый ряд подготовительных работ, для выполнения которых потребуется определенный инструмент и навыки:

  1. Демонтируется головка блока цилиндров.
  2. Клапан тщательно очищается от масла, нагара, сажи и других загрязнений.
  3. Все элементы головки БЦ проверяются на целостность от механических повреждений и деформаций.
  4. Производится контроль герметичности клапанов.

Чтобы проверить степень прилегания, в выхлопной колодец, при полностью закрытом клапане, из шприца аккуратно заливается бензин, керосин, ацетон или любая другая жидкость с высокой проникающей способностью. Если, несмотря на это, на его поверхности расходится влажное пятно, значит, герметичность нарушена, и требуется притирка.

Как притереть клапана в домашних условиях

Когда клапан рассухарен и его можно вынуть из направляющей, чтобы проверить притирку, он снимается и осматривается, если в месте контакта с седлом видны раковины, это однозначно сигнализирует о необходимости притирки. Когда клапан прогорает полностью, при заливании жидкости она сразу выливается из-под седла, а на поверхности тарелки видны серьезные выбоины.

Как притереть клапана в домашних условиях

Перед выполнением работы не лишним будет вставить клапан в направляющий канал и проверить, нет ли люфта при его движении, если он все же есть, потребуется замена клапана или ремонт направляющего канала.

Инструменты и материалы для притирки

Существует специализированное оборудование для притирки клапанов, но для самостоятельного выполнения работы пользуются простым подручным оборудованием.

Один из таких способов – притереть клапан дрелью, когда клапан вращается в седле при помощи этого инструмента.

Преимущество этого способа – экономия времени, но он требует сноровки и не годится для автолюбителей, которые не имеют достаточного опыта.

Для ручной притирки используют обычную резиновую толстостенную трубку, которая плотно садится на нижнюю часть клапана. Например, при диаметре хвостовика клапана в 7 мм рекомендуют брать трубку диаметром 6 мм. Это позволит плотно удерживать его при выполнении работы.

Как притереть клапана в домашних условиях

Более надежный способ – специальное приспособление, заживающее ножку клапана путем затягивания гайки. В этом случае он будет хорошо удерживаться и не проскальзывать, а процесс притирки ускорится. Важно знать, что использование ручного инструмента позволяет избежать повреждения клапанной системы двигателя.

Как притереть клапана в домашних условиях

Основным материалом, использующимся при работе, является притирочная паста, которая наносится на край клапанной тарелки. Она представляется собой пластичный состав с мелким алмазным абразивом. При работе она снимает тонкие слои металла, обеспечивая плотную установку на посадочное место.

Процесс притирки

Клапан рассухаривается и снимается, после чего на край его тарелки, в месте, где он упирается в седло, наносится тонкий слой притирочной пасты. Обработанный таким образом клапан вставляется в направляющую и полностью утапливается в седло.

С обратной стороны его хвостовик зажимается фиксирующим приспособлением или трубкой и начинается процесс притирки.

Для этого он проворачивается приблизительно на пол-оборота, потом поднимается вверх, с легким усилием снова опускается в седло, при этом должен быть слышен легкий шлепок, и проворачивается на пол-оборота в обратную сторону. Этот процесс продолжается около 2 минут, после чего требуется проверить притирку.

Нужно отметить, что паста имеет специально подобранную консистенцию, которая идеально проявляется при обработке поверхности в течение не менее 2 минут, ее элементы разбиваются, обеспечивая более высокое качество притирки.

Читайте также:  Сел аккумулятор: как открыть машину с разряженным аккумулятором

Как притереть клапана в домашних условиях

Сделать проверку степени притертости достаточно просто. Сначала снимается приспособление, удерживающее хвостовик клапана, он снимается, промывается и внимательно осматривается. Снятая фаска на тарелке не должна иметь никаких видимых изъянов – царапин или раковин. Если видны такие повреждения, операцию нужно повторять до тех пор, пока не появится ровная гладкая поверхность.

Как притереть клапана в домашних условиях

После визуальной проверки нужно провести тест на протекание. Для этого клапан тщательно промывается бензином, таким же образом вымывается седло, чтобы можно было максимально плотно усадить в него тарелку.

Далее в выхлопной колодец вновь заливается жидкость, правильно притертый клапан не будет пропускать ее, на поверхности не появятся разводы, он должен остаться полностью сухим в течение не менее 2 минут.

При работе резиновой трубкой процесс производится таким же способом, но при этом затрудняется хлопок клапана об седло, поэтому притирка производится вращательными движениями при натяжении трубки.

Более опытным автолюбителям можно посоветовать подсоединить конец трубки к дрели и проворачивать клапан в седле на сниженных оборотах.

При этом через каждые 10 секунд нужно включать реверс, чтобы выработка металла на тарелке проходила равномерно.

В случае повреждения посадочного седла для его восстановление требуется специальный инструмент – шарошки. Он сделан по его форме и надевается на дрель, с помощью которой и обрабатывается вся область. Данная работа требует определенной квалификации, а разрушение поверхности седла чаще всего встречается при прогаре клапана, до чего лучше не доводить.

Видео:как притереть клапан и проверить качество притирки

Заключение

Чтобы притереть головку клапанов, опытному автолюбителю не придется обращаться в специализированное СТО. При работе понадобится простое приспособление, с помощью которого надежно зажимается хвостовик клапана.

Это позволяет одновременно притирать и пристукивать его к седлу, что повышает эффективность процедуры. Нужно знать, что процедура притирки потребуется при установке новой детали и при капитальном ремонте двигателя.

Правильно проведенная притирка повысит динамические характеристики двигателя, позволит экономить топливо, при этом раскаленные газы не повредят клапанную систему и двигатель проходит намного дольше.

Притирка клапанов: как притереть шуруповертом, дрелью, машинкой

После капремонта двигательной системы, снятия нагара с клапанов или при их замене на новые обязательно проводится притирка клапанов.

Как притереть клапана в домашних условиях

Благодаря процедуре удаляются мелкие неровности и повреждения, возникшие в процессе эксплуатации, а также повышается герметичность ДВС.

Новые клапаны притираются для лучшего прилегания к посадочному месту. В процессе эксплуатации на клапанной системе образуется нагар, вследствие чего герметичность прилегания тарелки клапана к седлу нарушается.

Это приводит к нарушению работы топливной системы.

Когда выпускной коллектор утрачивает свои первоначальные характеристики, это провоцирует прогар клапанной системы, падение мощности двигателя, износ направляющей втулки, повреждения посадочного седла и другие неприятности.

Чтобы наладить четкую работу ГБЦ и снизить риск образования нагара, после очистки клапанов проводится их притирка — как следствие, клапаны и седла хорошо прилегают один к одному.

Чтобы понять, необходима ли притирка, можно использовать разные методы проверки — с их помощью можно уточнить степень разгерметизации клапанной системы.

Как проверить притирку:

  1. Производится демонтаж ГБЦ.
  2. Головка очищается от сажи, маслянистой пленки и загрязнений.
  3. Проводится проверка головки БЦ и подшипников. Они должны быть без каких‐либо деформаций и механических повреждений.
  4. Проверяются опоры распределительного вала. Они также не должны иметь повреждений, заусенцев и металлических наплывов.
  5. Для контроля герметичности клапанной системы необходимо установить ГБЦ на ровную поверхность, налить в камеры сгорания немного керосина или бензина и оставить на некоторое время. Если уровень керосина начнет понижаться, значит, есть утечка и герметичность клапанной системы нарушена.

При появлении утечки (то есть разгерметизации) мотор работает неравномерно, поэтому необходимо провести притирку.

Самым важным инструментом является абразивная, или алмазная паста. Ее необходимо наносить на кромку клапана — паста создаст эффект наждачки и позволит быстрее притереть тарелку к седлу.

По типу обработки пастообразный состав отличается размером абразивных элементов — от крупнозернистого до мелкозернистого. Крупноабразивная используется для первичной притирки. Финишная притирка осуществляется с помощью мелкозернистой пасты — тогда головка компонента будет плотно установлена на посадочное место.

Пасты различаются и по цене — от недорогих для личного использования до фирменных составов для профессиональной притирки. Провести самостоятельную обработку можно составом средней стоимости. Важно следить за состоянием самих клапанов и корректностью процесса притирки.

Как притереть клапана в домашних условиях

Следующим шагом будет выбор инструмента для работы. Притирка может осуществляться посредством:

  • Электродрели.
  • Деревянного приспособления с присосками.
  • Пневматического инструмента.
  • Специальной пневмомашинки для пристукивания.

У мастером‐любителей наибольшей популярностью пользуется электродрель для притирки — из‐за своих доступности и универсальности. В ремонтных мастерских может быть использован специальный станок для шлифовки фаски.

Обработка седел и их восстановление требуют применения особого инструмента. Это шарошка для удаления выработки — приспособление, сделанное по форме посадки клапана. Шарошка надевается на дрель, так как сверло обычно имеет некрупные размеры.

  • Инструмент используется в том случае, если головки клапанов повреждены вследствие прогара.
  • Также потребуется рассухариватель, чтобы снять «сухари» — детали, соединяющие тарелки пружины с клапаном.
  • Существует четыре основных метода обработки.

Для проведения работ потребуется кусок шланга. Один его «хвост» закрепляется на стержне клапана, а второй — на дрели. На сам клапан и посадочное место следует нанести небольшое количество притирочного состава, после чего деталь устанавливается на свое рабочее место в ГБЦ.

Процесс имеет несколько особенностей:

  • Притирка осуществляется на малых оборотах — рекомендуется использовать дрели, способные работать на таких оборотах, или шуруповерты.
  • В момент соприкосновения тарелки и седла необходимо сделать сброс — отпустить курок электродрели.
  • В процессе притирки нельзя прикладывать усилия — это может спровоцировать повреждение элементов клапанной системы.
  • Притирку рекомендуется проводить в несколько этапов — сначала крупнозернистой пастой, затем средне‐, а в конце провести финишную обработку мелкозернистым составом.

Важна практика — если такого рода работы будет выполнять любитель, есть риск, что его неквалифицированные действия приведут к тому, что машине понадобится дорогой ремонт.

Такой способ представляет собой что-то вроде процесса добывания огня первобытными людьми – на деревянную палочку крепятся присоски, ими фиксируется стержень, а сама палочка вращается руками.

Этот так называемый «дедовский» метод был в ходу, когда не было электроинструмента. Его плюс — минимальный риск испортить клапанную систему.

Но времени занимает очень много — до получаса на каждый клапан.

Как притереть клапана в домашних условиях

Притирка клапанов своими руками при использовании пневмоинструмента проходит быстро, просто и с минимальными затратами сил. Устройство представляет собой двигатель, соединенный со штифтом. На последний крепится специальная присоска, которой фиксируется клапан. В рабочее состояние система приводится с помощью сжатого воздуха.

Достоинство способа в том, что риск сделать ошибку практически отсутствует, даже если вы не имеете опыта. Инструмент контролирует весь процесс — угол вращения, частоту оборотов и их интенсивность. И все это происходит даже быстрее, чем при использовании электродрели — на один клапан уходит всего пара минут.

Отличие пневмомашинки от предыдущего инструмента — технология притирки. Инструмент работает не вращательными движениями, а имитирует работу клапанов в реальных условиях.

Инструмент прост в использовании и делает притирку наиболее точной и качественной.

Важно! После притирки абразивный состав должен быть тщательно удален. Если он попадет в двигатель, то это выведет из строя цилиндры и другие детали.

После того как клапаны были притерты, следует проверить качество притирки. Существует несколько вариантов.

Самый простой и распространенный способ проверки — это положить ГБЦ на ровную поверхность тарелками кверху и налить в камеру сгорания бензин или керосин. Клапан должен удерживать жидкость собственным весом. Засухаривать компонент в этом случае не нужно.

Второй метод аналогичен первому, только клапаны необходимо засухарить, перед тем, как наливать керосин.

Как притереть клапана в домашних условиях

Проверка качества притирки третьим способом проводится несколько иначе. Клапаны засухаривают, ГБЦ укладывают на бок, в камеры наливают керосин/бензин. Правильно притертый компонент будет удерживать жидкость только усилием пружины.

Сделать притирку самостоятельно не так уж и трудно – главное, правильно рассчитать усилие при работе с дрелью и частоту вращений. Если же вы опасаетесь нанести вред топливной системе автомобиля, обратитесь к квалифицированным мастерам автосервиса DDCAR. Вам не придётся переживать по поводу того, что вашему любимому «железному коню» будет причинён непоправимый ущерб!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector