Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностикаДвухмассовый маховик неисправность

На двухмассовом маховике симптомы поломки нередко путают со сбоями сцепления. Полноценная диагностика маховика помогает окончательно убедиться в том, что элемент неисправен. Однако нельзя игнорировать основные симптомы поломки, которые, несмотря на некую прозрачность, имеют и свою конкретику.

Про 2-массовый маховик немного

В наше время практически 80 процентов всех новых автомашин оснащены 2-массовым видом маховика. Узел данный эксплуатируется большей частью в автомобилях с дизельными установками, однако – не редки они и в бензиновых агрегатах.

2-массовый маховик может обозначаться, как DMF. Инсталлируется в тандеме с КПП, одинарным или двойным сцеплением. Не редкость он и в вариаторных системах.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностикаКак работает двухмассовый маховик

Полезно будет знать, что DMF начали использовать еще с середины 80-х гг. прошлого столетия, однако популярными они стали 10 годами позже. Однако в первое время 2-массовые балансиры практически не выходили из строя.

Впоследствии ситуация изменилась. 2-массовые маховики стали выходить из строя все чаще и чаще. Конструкторам удалось выявить определенную причину этой проблемы. Оказывается, двигатели старых машин имели невысокую мощность, что и становилось причиной долголетия DMF.

С течением времени моторы становились намного производительнее, по всему миру ужесточили допустимые нормы выбросов ЭКО.

Современные 2-массовые маховики выдерживают в таких условиях от силы 150-200 тыс. км пробега. Любая замена механизма трансмиссии вынуждает ремонтника провести работу и с DMF. Это дополнительные финансовые затраты.

При замене сцепления выявляется, что маховик так прохудился, что никакой объективной возможности продержаться такое же время, как новый механизм, нет. В тандеме они работать не могут, вот и приходиться владельцу решаться на установку нового 2-массового маховика.

В денежном эквиваленте замена DMF обходится россиянину в 20-50 тыс. рублей. Окончательная стоимость зависит от конкретной модели авто. Такие денежные затраты происходят в отместку за уют и агрессивную манеру вождения, ведь во многих случаях именно водитель бывает причастен к досрочной сработке элемента.

Симптомы и причины сбоя в работе

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностикаЛюфт двухмассового маховика

Рассмотрим подробнее симптомы выхода из строя маховика этого типа, признаки неисправности:

  • появление нехарактерных звуков – это первый симптом, на который рекомендуется обратить внимание (это может быть скрип при заводе мотора или скрежет);
  • второй симптом, который в 90 случаях из 100, дает возможность определить неисправность маховика, подразумевает троение ДВС на малых оборотах (при этом троение исчезает, как только обороты увеличиваются).

Звуки при неисправном маховике всегда отличаются по своему характеру. Как и было написано выше, сбои в DMF являются источником и причиной сильнейших вибраций и дрожаний, ощутимых в салоне машины. Инородние звуки и колебания возникают при заводе ДВС, остановке автомобиля и, конечно же, при переходе коробки с низов на высокие обороты.

Выход из строя DMF обусловлен несколькими причинами: образованием царапин или трещин на поверхности, утечкой смазки или разрушением пружин.

Причиной номер 1 износа 2-массового маховика принято считать большой КМ современных моторов. Сравнительно высокое давление, царящее в топливной системе, вносит свои отрицательные моменты. Помимо этого, современные двигатели собираются из легких сплавов, хуже подавляющих вибрации.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностикаПроверка и замена двухмассового маховика

Специалисты отлично знают, как проверяется 2-массовый маховик, сломана ли у него пружина, есть ли люфт или причина в другом. Мастера учитывают целый ряд мелочей, прежде чем снимать 2-массовый маховик, отлично понимая сложность и временные затраты мероприятия.

  • Собственно говоря, диагностика маховика осуществляться может в трех известных случаях: при демонтаже элемента, без демонтажа и во время проведения ремонтных работ с другими узлами (конкретно с трансмиссией).
  • Следует знать, что предварительное тестирование DMF базируется в первую очередь на описании поведения машины.
  • Состояние 2-массового маховика можно диагностировать путем измерения осевого люфта, путем визуального осмотра или с помощью измерения угла поворота.
  • Существует также один известный способ проверки:
  • КПП автомобиля во время езды ставится на высокую передачу;
  • обороты мотора доводятся до 1300-1500 об/мин, скорость замедляется;
  • педаль акселератора вдавливается в пол.

В ходе этого теста диагностируется поведение машины. Если никакого постороннего шума не появляется, то в большинстве случаев, DMF в полном порядке.

Рекомендованные сроки проверки

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностикаСтроение двухмассового маховика

Всем автовладельцам, машины которых оснащены DMF, рекомендуется проводить диагностику узла в сервисах периодически. Срок определяется самостоятельно, в зависимости от наличия времени (примерно 1-2 раза в год).

Если в ходе эксплуатации транспортного средства выявляются явно ощутимые дребезжания или сильные вибрации, особенно при функционировании мотора на холостую, визит к мастерам на СТО откладывать нельзя. Перед вами точно неисправный узел, имеющий два диска DMF.

Важно понимать, что эксплуатация автомашины с неисправным DMF грозит полным уничтожением маховика.

Нужен ли DMF машине?

2-массовый узел являет собой конгломерат пружин сокрушительной силы, гасящих крутильные колебания коленвала (ККК) легко и просто. Система полностью заменила архаичные амортизирующие пружины, бывшие в применении ранее (инсталлировались в диск КПП, функционирующего в тандеме с 1-массовым маховиком).

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностикаНужен ли автомобилю 2-массовый маховик

В 1-массовом маховике просто нечему ломаться, не считая зубьев венца. Тем не менее после эскалации мощностных характеристик ДВС и их максимального КМ, с ужесточением норм ЭКО, автопроизводителям пришлось адаптироваться к новым условиям. Старые системы более не справлялись с такой задачей.

Новый 2-массовый маховик призван сглаживать работу сцепления даже в самых незадачливых ситуациях. К примеру, в автомобилях со стандартным маховиком форсирование с низов вызывает сильные дрожания мотора.

В таких условиях просто не реально бывает ускориться, пока не переключишься на более низкую передачу. А вот современные DMF такими проблемами страдают редко, хотя мотор и в данном случае входит в «резонанс».

Это обеспечивается благодаря мощны пружинам, демпферной системе DMF, поглощающей львиную долю шумовибраций.

Но, как говорится, а не пьян, так хмелен. Новый маховик стал чаще выходить из строя. Однако и это еще не все. Когда нет никаких сомнений в том, что 2-массовый маховик пришел в негодность, надо подготовиться к большим расходам.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностикаГашение колебаний маховиком

Наладка маховика 1-массового куда более проста и удобна, а вот производители 2-массовых DMF не предусмотрели варианта регенерации. В автомагазины запчасти от 2-массовых маховиков не поставляют, что исключает возможность их разобрать и реставрировать.

Не стоит забывать, что важное значение, от которого зависит срок эксплуатации 2-массового маховика, оказывает манера вождения самого владельца. Как известно, различают несколько стилей езды.

  1. Эконом езда или частые переключения скоростей (прерогатива электропомощников) в своей регулярности крайне опасны для маховика. Особенно страдает этот узел при форсаже с низов.
  2. Спортивная манера езды тоже не выход. Резкие ускорения вызовут сильные рывки, которые тоже чрезмерно нагрузят пружинную систему маховика.
  3. Крайне не рекомендована автомобилям с DMF частая буксировка, грузоперевозка тяжестей и т.д. Такой стиль езды разрушит не только DMF, но и механизм трансмиссии.
  4. Городская манера езды – это наибольшие испытания для 2-массового маховика. Регулярные старты и форсажи, заглушение и завод ДВС – непосильное испытание для DMF.

Не стоит относиться к 2-массовому маховику, как к злу. Не надо избавляться от него при первой возможности, ведь умалять достоинства DMF, реально повышающих комфорт при вождении, тоже не стоит.

Двухмассовый маховик: отличие от одномассового, принцип работы, как проверить, ремонтировать или реставрировать

Основная функция маховика – передача через сцепление крутящего момента от коленчатого вала к трансмиссии. Также на его торцевую часть устанавливается зубчатый венец, за который стартер вращает КВ в момент запуска.

Но не менее важен эффект сглаживания неравномерности вращения коленчатого вала, с которым лучше всего справляется двухмассовый маховик (Dual Mass Flywheel).

Давайте рассмотрим его устройство, принцип работы, неисправности и методы их диагностирования.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

LUK 415007510 (017415007510 / 028105266A / 038105266AB) двухмассовый маховик zms

Простейший маховик представляет собой чугунный диск с фрикционной площадкой для подвода ведомого диска сцепления, ступицей для крепления к фланцу коленвала и отверстиями для прикручивания корзины.

На торец напрессовывается стальной зубчатый венец, с которым в момент пуска зацепляется шестерня бендикса стартера.

Для лучшего сглаживания неравномерности вращения и снижения ударных нагрузок при подводе нажимного диска, в нем устанавливаются демпфирующие пружины.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

Конструкция двухмассового маховика сложнее и включает в себя следующие элементы:

  1. ступица для крепления к задней части КВ;
  2. радиальный подшипник. Обеспечивает взаимное вращение первичного и вторичного дисков;
  3. ведущий диск (первичный), который соединен с коленвалом;
  4. дуговая пружина;
  5. фланец. Именно через фланец крутящий момент передается от ведущего на ведомый диск;
  6. зубчатый венец (приварен либо напрессован методом горячей посадки);
  7. ведомый диск (вторичный). Соединен с первичным валом КПП;
  8. вентиляционные отверстия для рассеивания тепла;
  9. мембрана. Герметизирует полость с консистентной смазкой.
  10. кольцевая камера, заполненная смазывающим материалом. Смазка необходима для снижения трения между дуговыми пружинами и направляющими.

Природа пульсаций крутящего момента

Чем меньшее количество цилиндров, тем большей массы должен быть маховик. Связанно это с соотношением общего времени рабочего хода поршней к остальным тактам работы двигателя. Коленвал ускоряется только в момент рабочего хода поршня.

Накопленная за это время кинетическая энергия маховика позволяет нивелировать замедление коленчатого вала при подходе поршня к Н.М.Т. после такта рабочего хода. Именно сглаживанием пульсаций крутящего момента достигается равномерная работа двигателя на низких оборотах.

С увеличением количества цилиндров или повышением оборотов в единицу времени процентное соотношение эффективного ускорения коленвала к другим тактам увеличивается.

На низких и средних оборотах ДВС описанная неравномерность вращения коленчатого вала резонансными колебаниями отражается на узлах трансмиссии. На авто с МКПП крутильные колебания приводят к соударению контактных пар шестерен первичного, промежуточного и вторичного валов. Поэтому в движении на кузов передается низкочастотный звон, гул.

Читайте также:  Ресурс АКПП: срок службы автоматической коробки передач

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

На втором графике видно, что коробка передач испытывает куда меньшие резонансные колебания. Помимо увеличения ресурса деталей трансмиссии, Dual Mass Flywheel повышает плавность хода и снижает шумовую нагрузку.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

Как это работает?

Первичный и вторичный диски представляют собой две расцепленные массы. Они соединяются с помощью пружинно-демпфирующего механизма, закрепленного на подшипнике скольжения или шарикоподшипнике. Крутящий момент передается с помощью соединенного с ведомым диском фланца. Его выступы упираются в площадки торцов дуговых пружин.

Благодаря свободной посадке на подшипнике, диски могут вращаться относительно друг друга. Угол поворота ограничивается ходом пружины. Именно благодаря этому на ведомом диске гасятся крутильные колебания. При такой конструкции нажимной диск сцепления МКПП не требует установки демпфирующих пружин.

Усовершенствование конструкции

При возрастании крутящего момента двигателя для эффективного гашений крутильных колебаний необходимо утолщать либо увеличивать количество витков дуговых пружин.

Но в случае неизменной величины установочного пространства ужесточение пружин снизит эффективность гашения колебаний на низких оборотах. Поэтому конструкторы прибегли к установке внутренних демпферов. Вмонтированные во фланце жесткие пружины работают только в зоне средних и высоких оборотах.

В конструкции сохраняются мягкие дуговые пружины, которые сглаживают пульсации крутящего момента на холостом ходу и в зоне низких оборотов.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

Последним усовершенствованием, получившим массовое распространение, стало включение в конструкцию маятникового гасителя колебаний. Как и в обычном Dual Mass Flywheel, в конструкции имеется первичная вращающаяся масса (связана с коленвалом) и вторичная (связана с трансмиссией).

Но помимо витых дугообразных пружин, со стороны вторичной массы устанавливаются подвижные пластины – грузы центробежного маятника. Его принцип работы заключается в создании противофазных колебаний, которые на низких оборотах должны накладываться на инерционные колебания двигателя.

Таким образом, происходит взаимное гашение колебаний и выравнивание скорости вращения коленчатого вала.

В режиме низких оборотов из-за естественных вращательных пульсаций грузы маятника раскачиваются. С повышением оборотов увеличивается центробежная сила, действующая на грузы. Под ее действием амплитуда раскачиваний уменьшается, а грузы замирают в наиболее отдаленной от оси вращения точке. В зависимости от производителя и модели маховика, в конструкцию включат 4-6 плавающих грузов.

Набор автомобилиста, 20х50х10 см «главдор» GL-63 + провода прикуривателя

Главный катализатор массового внедрения двухмассовых маховиков – современное стремление к даунсайзингу (та же мощность при меньшем объеме) и даунспидингу (больше крутящего момента на меньших оборотах двигателя).

Справедливо заметить, что в прошлом было достаточно как дизельных ДВС с большим крутящим моментом, так и мощных бензиновых моторов; и все они прекрасно ездили с одномассовыми маховиками.

Но те дизели проектировались с огромным запасом прочности, а атмосферные бензиновые ДВС оживали только на высоких оборотах.

Увеличение до 3 тыс. Атм.

давления впрыска в системах Common Rail, внедрение непосредственного послойного впрыска на бензиновые моторы, впускные коллекторы переменной длины, турбины с изменяемой геометрией и прочие эффективные разработки повысили мощностные характеристики двигателей. Но возможность с самых низов получить от сгорания ТПВС большое количество энергии привела к колоссальным нагрузкам на КВ и трансмиссию.

Но чтобы двигатель мог потреблять меньше топлива, двигаясь на как можно более низких оборотах, необходимо эффективно гасить неравномерность вращения коленвала. Главная причина появления двухмассового маховика не комфорт водителя, а продление ресурса коленчатого вала и коробки передач в условиях жестких экологических норм.

Внимание! Не рекомендуем менять демпферный маховик на одномассовый, если производитель не регламентирует допустимость такой замены.

Возможные неприятные последствия:

  • треснувший коленчатый вал. Будьте уверены, что в таком случае сэкономленных на замене маховика денег не хватит на покупку нового КВ, вкладышей, прокладок и оплату работы мастеров;
  • ускоренный износ синхронизаторов, шестерен КПП;
  • ухудшение плавности переключения передач, подергивания при старте.

Возможные неисправности и симптомы их проявления

  • Разрушение демпфирующих пружин, чрезмерные люфты между подвижными элементами. Симптомы: посторонние шумы, скрежет со стороны маховика, характерное бряканье при запуске и остановке двигателя. Вибрации, потряхивание на холостом ходу, в режиме низких и средних оборотов. В начальной стадии износа указанные симптомы проявляются только после холодного пуска. Характерно, что при выжиме педали сцепления работа мотора нормализуется. На малообъемных моторах изношенный DMF может стать причиной загорания лампочки Check Engine по причине многочисленных пропусков зажигания.
  • Износ шарикоподшипников. В случае работы подшипника скольжения на сухую металл корпуса возле посадочного места синеет.
  • Протечка смазки. Можно определить по следам смазывающего материала на стыке колокола КПП и блока двигателя. Из-за трения на сухую в скором времени вы услышите скрежет и громыхание со стороны маховика.
  • Износ шлицев ведомого диска и первичного вала КПП. Симптомом такой поломки будут щелчки и едва ощутимые удары при переключении передач.
  • Перегрев рабочей плоскости ведомого диска. Происходит при длительном проскальзывании ведомого диска сцепления. Можно определить по сине-фиолетовому оттенку и трещинах фрикционной поверхности.
  • Глубокие проточки на рабочей плоскости ведомого диска. Появляются от заклепок чрезмерно изношенного ведомого диска сцепления. Неисправность проявляется несоответствием роста оборотов двигателя и динамике разгона автомобиля. Двухмассовый маховик придется заменить.
  • Износ зубчатого венца стартера. Причина в неисправном либо неподходящем стартере.

  Скрипят сайлентблоки, что делать?

Как правильно проверить?

Чтобы проделанная работа по снятию навесного оборудования и КПП не оказалась напрасной, в первую очередь проверьте систему питания, зажигания, навесное оборудование. Вполне вероятно, что причина неравномерной работы и посторонних шумов именно в них. Если основное подозрение упало на двухмассовый маховик, проверьте следующие характеристики:

  • усилие свободного хода ведомого диска относительно ведущего. Маховик для теста откручивать от двигателя необязательно. Руками проверните ведомый диск. Если он проворачивается только в одну сторону, или необходимое для поворота усилие отличается, неисправна дуговая пружина. Некоторые мастера замеряют усилие динамометрическим ключом. Чтобы применить полученные данные, их необходимо сравнить с характеристиками нового либо исправного демпферного маховика. Невозможность провернуть диск говорит о разрушении демпфирующего механизма, заклинивании подшипника;
  • угол взаимного проворота. Luk, Sachs – основные производители оригинальных комплектующих для многих марок автомобилей. Их технические специалисты регламентируют проверку по количеству зубьев венца стартера. Для измерения зафиксируйте маховик от проворачивания. Руками поверните ведомый диск до упора влево, сделайте пометку на вторичном диске и венце стартера. Затем поверните его в противоположную сторону и сделайте отметку на венце напротив уже имеющейся на диске. На исправном узле производства Luk должно быть не больше 7 зубцов, на маховиках Sachs не более 3. Рекомендуем уточнять этот параметр для каждой модели DMF;

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

  • радиальный и продольный люфт. Небольшой люфт в обеих плоскостях – вполне нормален для исправного демпферного маховика.

Обязательно осмотрите корпус, уплотнительную мембрану и фрикционную поверхность на предмет описанных выше признаков перегрева и критичного износа.

Ремонт или реставрация?

Заводом-изготовителем не предполагается разборка и восстановление демпферных маховиков, поэтому части корпуса соединены заклепками. Соответственно, запчастей и деталей с ремонтными размерами для такого узла в общественном доступе нет.

Но ввиду немалой стоимости оригинальных демпферов, услуга по восстановлению становится все популярней. Многие остаются довольны, но и тех, кто спустя пару десятков тысяч пробега повторно сталкивается с симптомами неисправности, также хватает.

Однозначный ответ на вопрос – реставрировать или менять, пока что дать сложно. Перед обращением в профильные мастерские, найдите реальных клиентов, которые после восстановления проехали как минимум 20-30 тыс. км.

Если вы склоняетесь к замене, устанавливайте только узлы, которые поставляются производителем на конвейеры.

Luk и Sachs – крупнейшие поставщики демпферных маховиков для Skoda, Volkswagen, Ford, BMW и многих других марок.

Внимание! При первых симптомах неисправного маховика его необходимо заменить. Если игнорировать признаки поломки, изношенный маховик быстро убьет сцепление, разобьет шлицы первичного вала и может стать причиной поломки коробки передач.

Что сокращает срок службы маховика?

Езда в натяг на низких оборотах – наиболее вредоносный для демпферного маховика режим работы. На авто с АКПП о балансе между сохранностью узлов и экономией топлива заботится ЭБУ коробки передач. На авто с МКПП вся ответственность лежит на водителе.

Поэтому рекомендуем держать низкие обороты только для поддержания постоянной скорости. При обгоне либо подъемах обязательно переключайтесь на пониженную ступень. Из-за обилия крутящего момента, который доступен с самих низких оборотов, на современном авто вы можете даже не почувствовать возросшую нагрузку.

Но детали КШМ и DMF при разгоне в натяг переживают сильнейшие нагрузки.

Не прибавят маховику ресурса и резкие старты с места, постоянное бросание педали сцепления и значительная форсировка двигателя. Износ подушек крепления КПП, двигателя, неисправность в системе зажигания или питания, при которой двигатель работает неровно, также значительно уменьшают срок службы демпферного маховика.

Чехлы для хранения автомобильных колес, от 13″ до 20″, 4 шт

Как вам?

#113 Двухмассовый маховик – зачем нужен и почему ломается?

Сегодня почти 75 процентов новых автомобилей уже имеют двухмассовый маховик (DMF). Этот элемент применяется, прежде всего, в машинах с дизельными двигателями, но в последнее время он все чаще используется и в автомобилях с бензиновыми моторами. DMF устанавливается в паре с коробками с двойным сцеплением и с некоторыми вариаторами.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

Двухмассовые маховики начали использоваться еще в середине 80-х годов, а широко стали применяться в конце 90-х годов ХХ века. Когда-то водители даже и не подозревали, что их автомобили уже оснащены виброгасителями данного типа, так как благодаря невысокой мощности двигателей двухмассовые маховики служили долго.

Читайте также:  Регулировка клапанов ВАЗ 2107: как отрегулировать клапана

Но с ростом производительности и ужесточением допустимых норм выбросов в выхлопных газах, ДМФ превратился в настоящий бич. Сегодня, в зависимости от стиля вождения, двухмассовые маховики выдерживают в среднем 150-250 тыс. км.Практически каждая замена сцепления в современном автомобиле означает дополнительные инвестиции и в двухмассовый маховик.

Часто после разборки выясняется, что узел настолько истощен, что у него нет никаких шансов продержаться столь же долго, как и второй комплект сцепления. А так как для замены DMF придется вновь все разбирать, то и приходится устанавливать новый маховик. К сожалению, эта операция увеличивает счет на 20-30 тыс. рублей, а некоторых случаях даже на 50 000 рублей.

Такова цена комфорта и расплата за агрессивное вождение. Да, да, во многом водители виноваты сами в преждевременном износе маховика.Зачем машине двухмассовый маховик?

Двухмассовый маховик – это не что иное, как мощный демпфер крутильных колебаний. Он заменил собой несколько небольших амортизирующих пружин, интегрированных в диск сцепления, который, в свою очередь, работал в паре с обычным одномассовым маховиком.

Последний представлял собой массивный литой диск, в котором просто нечему было ломаться. А тем временем, с увеличением мощности и максимального крутящего момента, все более и более жесткие нормы выбросов в выхлопных газах вынудили адаптировать современные силовые агрегаты для движения на очень низких оборотах.

Старые решения с такой задачей справиться уже не могли.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

Двухмассовый маховик позволяет сгладить работу трансмиссии даже в самых неблагоприятных условиях. В машинах с обычным маховиком ускорение на высокой передаче с низкой скорости, как правило, вызывает сильные вибрации. Дальнейшее ускорение без переключения на низшую передачу практически невозможно.

В современных же автомобилях с DMF такие симптомы заметить сложно, даже, несмотря на то, что мотор входит в «резонанс». Все благодаря мощным пружинам в двухмассовом маховике, поглощающим большую часть шума и вибраций.

Почему двухмассовый маховик изнашивается?Вопреки расхожему мнению, главной причиной является не низкое качество изделия. Да, производители допускали ляпы. Один из самых громких, связан с оппозитными дизелями Subaru. Двухмассовый маховик разваливался вместе с диском сцепления при пробеге всего 40-80 тыс. км.

Производитель до сих пор утверждает, что во всем виноваты сами водители. Не очень прочный двойной маховик в начале XXI века достался Фордам с двигателем 2.0 TDCi и автомобилям группы VAG с 7-ступенчатой коробкой DSG.Тем не менее, главный враг двухмассовых маховиков – большой крутящий момент современных двигателей.

Они отличаются более высоким давлением, господствующим в камере сгорания. Кроме того, силовые агрегаты созданы из легких сплавов, которые хуже подавляют вибрации.

https://www.youtube.com/watch?v=MNODsVubhPw\u0026pp=ygXNAdCU0LLRg9GF0LzQsNGB0YHQvtCy0YvQuSDQvNCw0YXQvtCy0LjQujog0YPRgdGC0YDQvtC50YHRgtCy0L4g0Lgg0L_RgNC40L3RhtC40L8g0YDQsNCx0L7RgtGLLCDQv9GA0LjQt9C90LDQutC4INC90LXQuNGB0L_RgNCw0LLQvdC-0YHRgtC4INC00LLRg9GF0LzQsNGB0YHQvtCy0L7Qs9C-INC80LDRhdC-0LLQuNC60LAsINC00LjQsNCz0L3QvtGB0YLQuNC60LA%3D

Симптомы неисправности.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

Обычно сначала появляются характерные звуки, которые отличаются в зависимости от типа повреждения. Например, разбалансировка в результате отрыва груза сопровождается громким жужжанием или гудением, нарастающим с увеличением оборотов.

Стрекотание на холостом ходу, меняющее свою тональность, при нажатии педали сцепления, тоже является признаком неисправности маховика. А при износе демпфера появляются ощутимые подергивания и вибрации во время разгона с низких оборотов на высокой передаче.

Посторонние шумы, возникающие при пуске и остановке двигателя, тоже не сулят ничего хорошего.Однако с постановкой диагноза торопиться не стоит. Схожие симптомы могут проявлять и другие элементы, например, выхлопная система, тепловая защита, опоры двигателя и коробки передач, навесное оборудование.

Состояние DMF можно определить путем измерения осевого люфта, угла поворота и визуальной оценки состояния маховика. Правда, для этого придется демонтировать коробку, а это уже не просто и будет стоить дорого.

Впрочем, прежде можно выполнить довольно простой тест: включить высокую передачу, замедлиться до скорости, соответствующей 1300-1500 об/мин, а затем нажать педаль газа в пол. Если никаких странных звуков не появилось, то, скорей всего, демпфер крутильных колебаний находится в хорошей форме. Не повторяйте данный тест слишком часто, так как в этот момент Вы сильно перегружаете маховик.

Восстановление маховика – за и против.

Двухмассовый маховик: устройство и принцип работы, признаки неисправности двухмассового маховика, диагностика

Если Вы уверены в том, что двухмассовый маховик рассыпался, то не остается ничего другого, как подготовиться к большим расходам. Если Вам не повезло и замена маховика для вашего автомобиля окажется слишком дорогой, то есть более дешевый вариант – регенерация (около 10 000 рублей). Но этот вариант имеет много противников, что неудивительно.

Производители двухмассовых маховиков не предусматривают восстановительного ремонта, поэтому и не поставляют на рынок запасных частей для своих компонентов. Впрочем, в пользу сервисов, специализирующихся на подобном ремонте, говорит большой накопленный опыт и все более длинные гарантии (до 24 месяцев без ограничения пробега).

Для многих владельцев в условиях кризиса – это наиболее экономически оправданное решение. Однако следует помнить, что гарантия действительна, если будет заменено и сцепление.Что сокращает срок службы двойного маховика?Большое влияние на длительность жизни ДМФ оказывает сам владелец, и прежде всего, его стиль вождения. Но это не все.

Факторов, влияющих на долговечность этого узла, намного больше.«Эко езда». Слишком частые переключения передач (что любят предлагать электронные помощники) и езда на границе «тряски» двигателя в долгосрочной перспективе смертельно опасны для маховика. Еще больше узел страдает во время разгона с очень низких оборотов.Спортивная езда.

То, что экономичный стиль вождения приканчивает маховик, не означает, что радикально иной стиль вождения будет полезнее. Резкие ускорения вызывают сильные рывки, которые тоже сильно нагружают демпфер крутильных колебаний.Движения с нагрузкой. Буксировка прицепа или регулярные перевозки тяжестей в конечном счете разрушают не только сцепление, но и маховик.

Происходит перегрев ДМФ, что в свою очередь приводит к утечке смазки из камеры, где работают пружины.Городская езда. Больше всего нагрузок двухмассовый маховик испытывает при движении в рванном городском ритме. Постоянные трогания с места и разгоны – это настоящий вызов для маховика.

Не менее вредным является постоянное выключение и запуск двигателя, поэтому систему «старт-стоп» рекомендуется использовать с головой и в меру.Чип-тюнинг. Двухмассовый маховик спроектирован с учетом конкретных нагрузок. Стандартный DMF может не выдержать более высоких нагрузок.Техническое состояние автомобиля.

Неровная работа двигателя, например, из-за неисправной системы впрыска – еще один источник вибраций, отягчающий жизнь маховика. Длительная эксплуатация с неисправным двигателем сокращает срок службы ДМФ.Заключение.

Владельцы зачастую относятся к двухмассовому маховику, как к нечто плохому, от чего лучше избавиться при первой возможности. Однако, после установки комплекта с обычными маховиком, они в полной мере осознают, насколько хорошо DMF повышает уровень комфорта при вождении.

Что такое двухмассовый маховик: устройство, неисправности и диагностика

Подавляющее большинство современных авто сегодня оснащаются двухмассовым маховиком, который пришел на замену обычному классическому маховику.

Основная причина внедрения такой конструкции связана с тем, что современные моторы стали более мощными и одновременно более экологичными.

При этом моторы часто работают на обедненной смеси, сама работа двигателя на такой смеси неравномерная. В результате возникает много колебаний, которые нужно гасить. 

Основное отличие двухмассового маховика от обычного — наличие двух корпусов. Пространство между корпусами заполнено специальной смазкой, при этом допускается смещение этих корпусов относительно друг друга. Такая конструкция позволяет дополнительно демпфировать крутильне колебания, что необходимо для повышения комфорта при переключении передач и увеличения ресурса самой трансмиссии.

При этом двухмассовый маховиком по ряду причин считается менее надежным решением с ограниченным ресурсом по сравнению с традиционным маховиком. Также можно выделить достаточно высокую стоимость такой детали. Подробнее об устройстве, принципах работы, ресурсе и неисправностях двухмассовго маховика читайте в нашей статье.  

Почему начали устанавливать двухмассовый маховик вместо обычного

Начнем с того, что раньше на машины повсеместно устанавливался обычный маховик с зубчатым венцом. Такой маховик по сути  является тяжелой круглой шестерней, которая крепится на заднем конце коленвала. Основные функции маховика:

  • при запуске мотора шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, коленчатый вал проворачивается и мотор запускается;
  • за счет большого веса и высокого инерционного момента маховик подталкивает поршни при движении из ВМТ (верхняя мертвая точка), благодаря чему удается компенсировать те неравномерности, которые могут возникать при  вращении коленвала.
  • на плоскость маховика устанавливается ведущий диск сцепления, крепление достаточно надежное.

Долгое время обычный маховик в полной мере справлялся со всеми поставленными задачами, деталь отличается большим ресурсом (400-500 тыс. км. и более) и высокой надежностью. Казалось бы, дорабатывать данный элемент нет никакой необходимости. Однако позже сначала на дизельных моторах, а затем и на бензиновых появился двухмассовый маховик.   

Все дело в том, что мощность современных двигателей заметно выросла, сами по себе моторы стали легче и меньше по размеру и одновременно ужесточились экологические нормы и стандарты. Чтобы сделать двигатель экологичным и экономичным, производители настраивают ЭБУ на подачу обедненной смеси. На разных режимах работы при подаче «бедной» смеси двигатель закономерно начинает работать «рвано».

Результат – крутильные колебания передаются на трансмиссию, что значительно снижает ее ресурс. На машинах с классическим маховиком колебания гасятся за счет демпферов ведомого диска сцепления, однако в случае с мощными современными моторами, которые отличаются повышенной частотой таких колебаний, этого решения оказывается недостаточно.  

По этой причине возникла необходимость в установке дополнительных элементов для демпфирования, которые интегрировали в устройство маховика. В результате появились двухмассовые маховики, которые вполне совместимы со всеми видами КПП (МКПП, АКПП, вариатор CVT, коробка «робот» с одним или двумя сцеплениями).

Устройство и принцип работы двухмассового маховика

Сегодня у разных производителей можно встретить различные виды двухмассовых маховиков. При этом общая конструкция обычно схожа, а отличия зачастую сводятся к количеству демпфирующих пружин, месту их расположения и т.д.  В качестве примера рассмотрим устройство простого двухмассвого маховика.  

Читайте также:  Система питания дизельного двигателя

Двухмассовый маховик имеет два корпуса. Первым корпусом является обычный маховик с зубчатым венцом, который крепится на коленчатом валу. Второй корпус опирается на подшипник скольжения, к этому корпусу крепится сцепление или с гидротрансформатор. Как первый, так и второй корпус могут смещаться относительно друг друга свободно, пространство между ними заполняется консистентной смазкой.

Каждый из корпусов имеет внутри пакеты пружин и сепараторы. В каждом пакете имеется до 3-х пружин, причем эти пружины имеют разную жесткость. Сепараторы (выполнены из пластика) не дают пружинам блокироваться при  работе за счет сцепления друг с другом, а также выступают в роли направляющих. Направляющие обеспечивают пружинам возможность свободно перемещаться внутри маховика по окружности.

  • Теперь рассмотрим принцип работы двухмассового маховика. Чтобы понять, как работает двухмассовый маховик, нужно рассмотреть момент запуска двигателя, момент остановки ДВС и момент, когда автомобиль начинает движение.

Запуск двигателя считается тяжелым режимом для маховика, так как крутящий момент не передается и трансмиссия в этом момент не работает. При этом в момент пуска ДВС шестерня стартера входит в зацепление с зубчатым венцом, который выполнен на корпусе, установленном на коленчатом валу.

При этом передача крутящего момента на сцепление произойдет только после того, как сработают демпферы (пружины), размещенные в корпусах двухмассового маховика. Срабатывание пружин происходит ступенчато, так как сначала задействуются более слабые пружины (имеют витки меньшего диаметра).

Если же такого демпфирования окажется недостаточно, происходит сжатие более жестких пружин. После гашения колебаний крутящий момент от двигателя будет передаваться на трансмиссию. Кстати, аналогичным образом осуществляется работа двухмассового маховика в момент остановки мотора.

Что касается самой езды, наиболее сильными являются нагрузки на маховик  в начале движения и вплоть до момента, пока трансмиссия не выйдет на прямую передачу. Фактически, пока машина начинает движение на первой, второй и третьей передаче, крутильные колебания от двигателя нарастают и являются достаточно сильными.

В отличие от простого классического маховика и сцепления, двухмассовый маховик позволяет получить более высокую плавность работы трансмиссии в момент переключения передач, что значительно повышает комфорт. Фактически, рывки сведены к минимуму, даже если водитель несвоевременно включает передачу на МКПП.

В целом, плавность переключений напрямую зависит от степени подвижности корпусов двухмассового маховика, то есть свободы их перемещения относительно друг друга, а также от  особенностей работы пакетов демпфирующих пружин.  Например, классический маховик в связке с простым сцеплением (демпферные пружины находятся на ведомом  диске сцепления) способен погасить всего лишь около 12-15° колебаний.

В свою очередь, даже простейший двухмассовый маховик расширяет диапазон до 20-25°. Что касается современных разработок, которые допускают значительно расширенные возможности перемещения второго корпуса маховика по отношению к первому, этот показатель может доходить до 70-75° относительно центра.

Шумит или стучит двухмассовый маховик: диагностика шума маховика и ремонт

Как правило, основным признаком проблем с двухмассовым маховиком  можно считать следующие симптомы:

  • после запуска двигателя маховик щелакает на холодную и/или на горячую;
  • появился шум двухмассового маховика, маховик стучит как на холостых, так и при езде;
  • после запуска мотора, а также во время езды при переключении передач на трансмиссию передаются повышенные вибрации.

Как показывает практика, шум двухмассового маховика  обычно может быть вызван как естественным износом его пакетов, так и преждевременной поломкой.  При этом в рамках диагностики неисправности двухмассового маховика важно исключить другие возможные причины.

Диагностика двухмассового маховика начинается с прослушивания участка его расположения автомобильным стетоскопом. Часто бывает так, что щелчки в трансмиссии при запуске мотора, переключении передач или в режимах изменяющихся нагрузок не связаны с маховиком.

Такие звуки могут возникать по причине износа и люфтов зубьев шестерен КПП, во время работы шарнирного/карданного вала с износом, дифференциала.  Также в рамках диагностики оптимально сравнить шумы работы трансмиссии с заведомо исправным автомобилем.

Еще отметим, что если маховик сняли с автомобиля и при проверке заметны посторонние шумы, важно понимать, что два корпуса маховика могут перемещаться относительно друг друга. При этом шумы могут исходить от фланца, который ударяется об дуговые нажимные пружины, или же происходят удары об фрикционную муфту. В таком случае подобные шумы не указывают на неполадки, маховик исправен.

Гул двухмассового маховика (маховик гудит), может указывать как на проблемы с трансмиссией (резонанс), так и на неисправности самого маховика (дисбаланс). Если биение маховика сильное, (например, имеет место обрыв балансировочных грузов на задней стороне, произошел износ подшипника скольжения и т.д.), в этом случае нужно знать, как проверить двухмассовый маховик.

Делается это следующим образом:

  • нужно завести двигатель и дождаться появления гула, если он не проявляется сразу;
  • далее следует медленно и плавно нажимать на педаль газа, фиксируя уровень вибраций;

В том случае, если вибрация при увеличении оборотов усиливается (гул маховика может стать более явным и интенсивным), это зачастую указывает на дефект двухмассового маховика.  Еще один симптом – неестественный посторонний шум при пуске двигателя, далее не пропадающий и при движении автомобиля.

При этом важно понимать, что замена двухмассового маховика является трудоемкой и дорогостоящей процедурой. Дело в том, что цена двухмассового маховика намного выше классических аналогов, а также для его замены нужно снимать сцепление.

По этой причине важно точно определить причину повышенной вибрации и шума, так как в ряде случаев уже после снятия маховика выясняется, что элемент полностью работоспособен и исправен, а источником шума, гула или вибраций была сама трансмиссия, подушки КПП, детали выхлопной системы и т.д.

Ресурс двухмассового маховика: от чего зависит и как увеличить

Сразу отметим, что средний ресурс двухмассового маховика обычно составляет около 150-200 тыс. км.  При этом у одних водителей никаких проблем может не возникать и после преодоления отметки в 200 тыс. км пробега, тогда как у других маховик требует замены вместе со сцеплением уже на 100-120 тыс. км. пробега.

Чтобы увеличить срок службы маховика, нужно обращать внимание на следующие рекомендации:

  1. С учетом того, что двухмассовый маховик подвержен наибольшим нагрузкам при запуске двигателя (во время его вращения стартером), важно, чтобы при запуске силового агрегата не возникало проблем, сам пуск был максимально облегчен. Простыми словами, следует не допускать длительного вращения стартером. Если двигатель заводится с трудом или не запускается, необходимо определить и устранить причину как можно скорее.

При этом возможных  причин, по которым мотор плохо заводится и/или работает с перебоями, может быть достаточно много. Чтобы точно определить неисправность, нужна комплексная профессиональна диагностика.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроено и работает сцепление в коробке автомат. Из этой статьи вы узнаете, как реализовано сцепление на автомате, какая деталь в автоматической трансмиссии является сцеплением АКПП, а также какие особенности и отличия имеет данное решение по  сравнению с обычным сцеплением.

В одних случаях проблемы с запуском мотора могут быть связаны с аккумулятором или стартером, в других с системой питания, системой электронного управления, общим состоянием самого двигателя (например, низкая компрессия) и т.д. Важно понимать, что нестабильная работа двигателя означает повышение уровня вибраций, разрушающих маховик.

  1. Сильные нагрузки на двигатель и трансмиссию также заметно сокращают ресурс маховика. К таким нагрузкам относится агрессивная езда, пробуксовки колес, преодоление сложных препятствий, сильная загрузка машины, буксировка других авто, прицеп и перевозка тяжелых грузов и т.д.

Также следует отметить увеличение мощности двигателя без дополнительной доработки трансмиссии. Если просто, на многих современных авто с турбомотором  только за счет  изменений заводских программных настроек (чип-тюнинг двигателя) можно ощутимо увеличить мощность и крутящий момент.

При этом производитель изначально рассчитывает максимальные нагрузки на маховик  с тем или иным типом двигателя. В результате увеличение мощности мотора прошивкой неизбежно сокращается ресурс маховика, так как данный элемент после чип-тюнинга всегда работает в режиме повышенных нагрузок, при этом для водителя это становится обычными штатными режимами эксплуатации авто.  

Что в итоге

С учетом приведенной информации становится очевидно, что двухмассовый маховик повышает комфорт при эксплуатации авто и в ряде случаев даже несколько увеличивает ресурс КПП за счет более эффективного демпфирования и поглощения вибраций. При этом важно помнить, что сам маховик двухмассовый менее надежен, чем классический вариант.

Это значит, что при эксплуатации автомобиля с двухмассовым маховиком следует избегать повышенных нагрузок на трансмиссию, а также внимательно следить за стабильностью работы мотора. Следует безотлагательно устранять любые неполадки, приводящие к повышению уровня вибраций, причем как при запуске, так и во время работы двигателя автомобиля.

Игнорирование рекомендаций, рассмотренных выше, может привести к тому, что дорогостоящий двухмассовый маховик может потребоваться менять уже на 80-100 тыс. км пробега даже на новых автомобилях. Если добавить к этому необходимую замену сцепления на подобных пробегах, а также общий объем работ, стоимость обслуживания трансмиссии с заменой маховика и сцепления получается достаточно высокой.

По этой причине оптимально эксплуатировать автомобиль, избегая резких и постоянно меняющихся нагрузок, избегать буксировки других авто и перевозки тяжелых грузов, отказаться от резких разгонов с места и т.д.

В этом случае ресурс маховика и других элементов значительно увеличивается, что позволяет владельцу автомобиля избегать дополнительных затрат на внеплановое обслуживание и/или ремонт на относительно небольших пробегах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector