Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Изучение устройства жидкостной системы охлаждения

Операции Технология выполнения
1. Разобрать насос 1.1. Ослабить натяжение ремня привода венти- лятора. 1.2. Отвернуть болты крепления и снять венти- лятор и шкив его привода. 1.3. Отвернуть болты крепления и снять перед- нюю крышку насоса вместе с крыльчаткой и прокладкой. 1.4. Визуально проверить внутреннюю полость насоса и крыльчатку на предмет наличия по- вреждений
2. Собрать насос Выполнить сборочные операции, обратные опе- рациям 1.4, 1.3, 1.2, 1.1
3. Снять термостат 3.1. Отвернуть гайки крепления шпилек верхне- го патрубка к головке блока. 3.2. Снять патрубок с двигателя. 3.3. Извлечь термостат из полости
4. Проверить исправность термостата 4.1. Поместить термостат в ванну с водой, уста- новленную на электроплитку. 4.2. Нагревать воду, перемешивая и контроли- руя термометром ее температуру. 4.3. Определить с помощью индикатора и тер- мометра моменты и температуру начала и окон- чания открытия клапана термостата. 4.4. Отключить плитку. 4.5. Определить моменты начала и окончания закрытия клапана термостата и соответствую- щие значения температуры жидкости
5.      Установить термостат Выполнить сборочные операции, обратные опе- рациям 3.3, 3.2, 3.1
6. Проверить и от- регулировать натяжение           ремня привода вентиля- тора 6.1. Приложить рейку к шкивам вентилятора и генератора. 6.2. Установить линейку перпендикулярно рейке на равном расстоянии от шкивов вентилятора и генератора. 6.3. Нажать линейкой на ремень с усилием 40 Н (≈ 4 кг); определить по линейке прогиб ремня и сравнить с нормативом. 6.4. Отрегулировать натяжение ремня

Регулировка натяжения ремня вентилятора осуществляется в следующей последова- тельности: 1) отпустить болт на планке генератора; 2) отклонив монтировкой генератор до необходимого натяжения ремня, затянуть болт на планке генератора.

Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения

1. Каково назначение системы охлаждения?

2. Опишите устройство системы охлаждения.

3. Опишите принцип действия системы охлаждения.

Неисправности системы охлаждения

При работе двигателя система охлаждения обеспечивает оптимальный температурный режим. Неисправности системы охлаждения приводят к нарушению температурного режима. Различают следующие неисправности системы охлаждения:

  • · неисправности радиатора (засорение сердцевины, загрязнение наружной поверхно- сти, нарушение герметичности);
  • · неисправности центробежного насоса (ослабление привода, нарушение герметично- сти, износ);
  • · неисправности термостата;
  • · неисправности привода вентилятора (в зависимости от типа привода – ослабление механического привода, неисправность термореле или электродвигателя в электрическом приводе, низкое давление масла в гидравлическом приводе);
  • · трещины в рубашке охлаждения головки блока или в блоке цилиндров;
  • · прогорание прокладки и коробление головки блока цилиндров; неисправности па- трубков (нарушение герметичности крепления, механические повреждения, засорение);
  • · неисправность датчика температуры;
  • · неисправность указателя температуры;
  • · низкий уровень охлаждающей жидкости.
  • Основными причинами неисправностей системы охлаждения являются:
  • · нарушение правил эксплуатации двигателя (применение некачественной охлажда- ющей жидкости, нарушение периодичности ее замены);
  • · применение некачественных комплектующих;
  • · предельный срок службы элементов системы;
  • · неквалифицированное проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту системы.

Возникающие неисправности системы охлаждения могут послужить причинами более серьезных неисправностей. Так, загрязнение наружной поверхности радиатора приводит к увеличению температуры охлаждающей жидкости и дальнейшему перегреву двигателя. Это, в свою очередь, может привести к прогоранию прокладки и короблению головки блока ци- линдров, а также появлению трещин.

  1. Внешние признаки неисправностей системы охлаждения:
  2. · перегрев двигателя;
  3. · переохлаждения двигателя;
  4. · наружная утечка охлаждающей жидкости;
  5. · внутренняя утечка охлаждающей жидкости.

Для того чтобы не пропустить появляющуюся неисправность, водитель должен си- стематически следить за показаниями указателя температуры на панели приборов. Многие автомобили вместе с указателем оснащены сигнальной лампой.

Наружные утечки сопровождаются появлением специфического запаха антифриза, а также подтеками под автомобилем и на двигателе.

Внутренние утечки охлаждающей жидкости не столь очевидны. О появлении внут- ренних утечек свидетельствует белый дым (испарение охлаждающей жидкости) из выпускной системы на прогретом двигателе. Правда, при прогреве двигателя и в холодное время года белый дым – нормальное явление.

Другим проявлением внутренней утечки является наличие охлаждающей жидкости в масле. Определяется путем осмотра масляного щупа. В результате соединения масла и охла- ждающей жидкости образуется масляно-водная эмульсия – пена светлого цвета.

Необходимо отметить, что и наружные и внутренние утечки приводят к нарушению температурного режима и перегреву двигателя.

Диагностирование системы охлаждения

Первичная диагностика системы охлаждения проводится по внешним признакам. В таблице представлены основные внешние признаки и соответствующие им неисправности системы охлаждения.

Признаки Неисправности
  Перегрев двигателя Низкий уровень охлаждающей жидкости. Ослабление привода водяного насоса. Нарушение герметичности водяного насоса. Неисправности привода вентилятора. Неисправности термостата. Засорение сердцевины радиатора. Загрязнение наружной поверхности радиатора. Засорение патрубков
  Переохлаждение двигателя Неисправность термостата. Неисправность привода вентилятора. Неисправность указателя температуры. Неисправность датчика температуры
    Наружная утечка охлаждающей жидкости Нарушение герметичности крепления патрубков. Повреждение патрубков. Нарушение герметичности центробежного насоса. Нарушение герметичности радиатора. Трещины в рубашке охлаждения. Прогорание прокладки головки блока цилиндров
Внутренняя утечка охлаждающей жидкости Трещины в рубашке охлаждения. Прогорание прокладки головки блока цилиндров

При диагностировании системы охлаждения контролируют герметичность, натяжение ремня привода вентилятора, уровень жидкости в бачке радиатора, действие термостата, а также парового и воздушного клапанов радиатора.

Герметичность системы охлаждения проверяют при внешнем осмотре, однако для обнаружения негерметичности (с подтеканием жидкости во внутренние полости двигателя) применяют опрессовку, используя специальный прибор (например, К-437), с помощью кото- рого оценивают также состояние парового и воздушного клапанов пробки радиатора (рис. 41). Прибор устанавливают на горловину радиатора вместо снятой пробки и насосом прибо- ра создают избыточное давление 0,06…0,07 МПа, не допуская просачивания жидкости из системы. Затем пускают двигатель и устанавливают минимальную частоту вращения колен- чатого вала. При работающем двигателе стрелка манометра не должна колебаться, т.е. дав- ление в системе охлаждения должно быть постоянным. Затем проверяют работу парового и воздушного клапанов пробки радиатора. Номинальные значения давления открытия парово-

го и воздушного клапанов пробки радиатора указываются в инструкции по эксплуатации ав- томобиля.

Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Рис. 41. Прибор для проверки герметичности и давления в системе охлаждения: 1 – рас- ширительный бачок; 2 – прибор для проверки герметичности системы охлаждения

Существуют также многофункциональные установки для проверки систем охлажде- ния, позволяющие проверять герметичность и давление в системе охлаждения.

О неисправности жидкостного насоса свидетельствует шум в подшипниках вала крыльчатки и подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.

Натяжение ремня привода насоса и вентилятора проверяют при помощи линейки и рейки или специальных линеек-динамометров (КИ-8920, К-403 и др.). Рейку прикладывают к шкивам, между которыми находится проверяемая ветвь ремня.

Линейку устанавливают пер- пендикулярно рейке в ее середине и надавливают ею на ремень с усилием 40 Н и определяют прогиб ремня (рис. 42).

Прогиб ремня сравнивают с требуемым значением (указанном в ру- ководстве по эксплуатации автомобиля).

Эффективность действия радиатора оценивают по перепаду температур в верхнем и нижнем бачках, который должен составлять 8…12 ˚С. Засорение трубок радиатора и обра- зование накипи вызывает отклонение перепада температур от этих значений.

Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

а                                             б

Рис. 42. Привод генератора и жидкостного насоса: а – устройство привода; б – проверка натяжения ремня привода; 1 – гайка крепления генератора к регулировочной планке; 2 – гайка пальца шарнирного крепления генератора; 3 – генератор; 4 – термостат; 5 – жидкостный насос

Проверка работы термостата осуществляется при замедленном прогреве двигателя после его пуска или при его перегревании. Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний бачок радиатора остается холодным. Его нагрев должен ощущаться тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигнет 70 ˚С (по указателю). Для более точ-

ной проверки термостат вынимают, очищают от накипи и помещают в емкость с водой, по- сле чего воду нагревают, контролируя температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата (определяемые с помощью специального индикатора) должны соответствовать 65…70 ˚С и 80…85 ˚С.

Диагностирование и ТО системы охлаждения двигателя

Необходимость ремонта системы охлаждения возникает в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости (ОЖ), снижения уровня ОЖ в системе в результате утечки, возникновения электролиза в ОЖ и др.

Перегрев ОЖ вызывает детонацию двигателя, которая резко увеличивает износ цилиндров и поршневых колец, приводит к прогоранию поршней и снижению долговечности подшипников скольжения (вкладышей).

Нарушение процесса сгорания топливновоздушной смеси при перегреве, увеличение сил трения приводят к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя. Понижение температуры ОЖ в рубашке охлаждения двигателя повышает износ деталей ЦПГ вследствие смывания со стенок цилиндров масла топливом.

Происходит разжижение масла топливом, попадающим в масляный картер, более интенсивное образование смоляных и лакообразных отложений на поршнях и поршневых кольцах.

  • Понижение температуры ОЖ на каждые 10 °С от номинального значения уменьшает мощность двигателя на 1,5 % и увеличивает расход топлива на 2 %.
  • Перегрев двигателя может быть вызван: недостатком ОЖ в системе охлаждения из-за ее утечки или выкипания, засорением системы, обрывом или пробуксовкой ремня привода вентилятора, отказом в работе электро- либо гидромуфты вентилятора, заклиниванием термостата в закрытом состоянии или жалюзи в закрытом положении, неправильной установкой угла опережения зажигания.
  • Переохлаждение двигателя возможно при заклинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности гидро- или электропривода вентилятора.
  • Одной из неисправностей современных систем охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминия, и температурным датчиком включения вентилятора (термовключателем), находящимся под напряжением, является возникновение электролиза.

Электролиз — это реакция разложения раствора химических веществ при прохождении через них электрического тока.

Читайте также:  Масляный радиатор двигателя: для чего нужен и как работает

Характерные признаки протекания электролиза: засорение трубок радиатора, наличие белого налета возле его негерметичных мест и отложений зеленоватого цвета возле термовключателя.

В случае появления таких симптомов необходимо тщательно проверить соединения электрических приборов системы охлаждения.

Для радиаторов, изготовленных из алюминия, не рекомендуется использовать в качестве ОЖ воду, так как при этом происходит коррозия трубок.

Подтекание ОЖ может быть вызвано негерметичностью соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотностью соединений фланцев патрубков, негерметичностью сливных пробок и краника отопителя, повреждением шлангов, трещинами в бачках и сердцевине радиатора, износом самоподжимного сальникового уплотнения жидкостного насоса.

2. Диагностирование системы охлаждения двигателя

Общее диагностирование технического состояния системы охлаждения заключается в определении ее герметичности и теплового баланса.

Заключение о герметичности системы делают, визуально убедившись в отсутствии утечки ОЖ при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля.

О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверку производят с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости.

Работа системы охлаждения считается удовлетворительной, если температура двигателя удерживается в пределах 85…95 °С при движении нагруженного автомобиля со скоростью около 90 км/ч.

Проверить общее состояние системы охлаждения и найти конкретные места утечки ОЖ можно при подаче воздуха под небольшим давлением в систему охлаждения.

Для проверки герметичности системы охлаждения можно использовать воздушную сеть (рис. 1, а), а в случае ее отсутствия, воздушный насос (рис. 1, б), которые подсоединяют к пробке расширительного бачка или радиатора.

С помощью редуктора или насоса поднимают давление до величины давления открытия пробки расширительного бачка (0,09…0,13 МПа) в течение 2 мин. Следят за показанием манометра: давление должно быть стабильным, в противном случае визуально определяют утечки ОЖ или проверяют охладители отдельных составных частей двигателя (системы рециркуляции, радиатор охлаждения масла и т.д).

Причиной быстрого убывания ОЖ в системе может быть неправильная работа клапана пробки расширительного бачка и ее недостаточная герметичность. При появлении этой неисправности необходимо проверить состояние клапана пробки и давление его открытия (значение давления указано в технических характеристиках данного двигателя).

Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Рис. 1. Проверка герметичности системы охлаждения с использованием воздушной сети (а) и воздушного насоса (б): 1 — пневморедуктор; 2 — манометр; 3 — герметизирующая насадка; 4 — радиатор; 5 — насос; 6 — пробка расширительного бачка

Работоспособность радиатора определяют по разности температур ОЖ в его верхней и нижней части, которая должна быть в пределах 8…12 °С. Уменьшение разности температур указывает на наличие накипи в трубках радиатора или на его загрязнение.

При проверке термостата его снимают с двигателя и помещают в емкость с жидкостью, имеющей температуру окружающего воздуха. Можно использовать обычную воду, но, учитывая, что температура ОЖ в современных двигателях может превышать 100 °С, желательно применять технический глицерин, температура кипения которого выше.

В случае же использования воды можно установить только начало открытия клапана. Жидкость постепенно нагревают; при температуре 70…80 °С (в зависимости от модели двигателя) должно начаться открытие клапана термостата.

За температуру начала открытия принимается та, при которой ход клапана, расположенного со стороны входного патрубка радиатора, составляет 0,1 мм. Для более точного определения величины хода можно использовать индикатор часового типа на кронштейне.

Дальнейшее повышение температуры до 90…110 °С (в зависимости от модели двигателя) должно привести к полному открытию клапана (6…8 мм). Если после проведения вышеописанной проверки установлено, что термостат не удовлетворяет указанным условиям, его заменяют новым, так как ремонту он не подлежит.

При появлении утечки ОЖ из радиатора, если найти место утечки не представляется возможным, радиатор проверяют на герметичность. Существуют два способа проверки: непосредственно на автомобиле и при снятом радиаторе.

При проверке на автомобиле радиатор заполняют водой, все патрубки закрывают заглушками, оставив один открытым (через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 0,1 МПа). По месту появления воды и определяют место утечки.

Однако из-за сложности доступа к радиатору удобнее проверять его, сняв с автомобиля. После снятия закрывают заливную горловину и все патрубки радиатора, оставив один открытым, через него подают в радиатор воздух под давлением примерно 0,1 МПа. Радиатор помещают в ванну с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые и укажут точное место утечки.

Жидкостный насос проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие. Если при работе насос издает шум, проверяют также его осевой люфт. При появлении утечки ОЖ из жидкостного насоса, шума при работе и увеличенного осевого люфта насоса, его снимают с двигателя, разбирают, проверяют и при необходимости ремонтируют или заменяют насос.

Проверку электрических элементов системы охлаждения проводят с помощью сканеров и тестеров.

3. ТО системы охлаждения

В настоящее время систему охлаждения заполняют специальными незамерзающими жидкостями (антифризами), которые представляют смесь этиленгликоля и воды (плотность раствора 1067…1085 кг/м3) с добавлением антипенных и антикоррозионных присадок. Возможно использование и воды, но при этом на внутренних поверхностях элементов системы охлаждения образуются отложения солей кальция, магния и других металлов, содержащихся в воде.

Накипь имеет низкую теплопроводность и затрудняет теплообмен между водой и элементами системы охлаждения, уменьшает сечение трубок радиатора, ухудшает циркуляцию воды. Например, слой накипи толщиной более 1 мм способствует увеличению расхода топлива до 20…25 %, масла — до 25…30 %, снижению мощности двигателя до 10…20 %.

Для уменьшения слоя накипи в систему охлаждения заливают умягченную воду с малым содержанием солей, получаемую электромагнитной обработкой воды (воду многократно прокачивают через силовое магнитное поле в направлении, перпендикулярном к силовым линиям).

В результате вода приобретает новые свойства: содержащиеся в ней соли не образуют накипи и выпадают в виде шлама. Кроме того, она способствует растворению ранее образовавшейся накипи, превращая ее в легко смываемый порошок.

Умягчать воду можно также: кипячением; добавлением соды, извести, нашатырного спирта; очисткой от солей пропусканием воды через минеральные, глауконитные или натрий-катионовые фильтры.

Если накипь все же есть, то ее удаляют, используя специальные вещества, которые подразделяются на щелочные и кислотные.

Основа щелочных составов — каустическая или кальцинированная сода (1 кг соды и 0,15 кг керосина на 10 л воды). Щелочные составы заливают в систему на 5…10 ч, затем на 15…20 мин запускают двигатель и сливают раствор.

После этого целесообразно провести промывку системы охлаждения водой, так как щелочные растворы вызывают коррозию цветных металлов (алюминиевых сплавов головки цилиндров, латунных элементов радиатора и мест их спайки).

В качестве кислотных составов используют 5…10%-ный водный раствор соляной кислоты с добавлением 3…4 г/л утропина для предохранения черных металлов от коррозии. Шлам смывают водой, пропуская ее в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости.

После ремонта или замены элементов системы охлаждения, а также через каждые 60 тыс. км пробега, через три года или согласно предписаниям предприятия — производителя автомобиля ОЖ следует заменить.

Необходимость замены обусловлена тем, что антикоррозионные компоненты, содержащиеся в системе, в процессе ее заполнения осаждаются на новых или отремонтированных и очищенных деталях с образованием стойкого антикоррозионного слоя.

Замена ОЖ должна производиться на непрогретом двигателе или подогретой жидкостью на прогретом двигателе во избежание его повреждения из-за резкого охлаждения металлических деталей: регулятор отопления в салоне устанавливают на максимальную степень нагрева, чтобы ОЖ заполнила радиатор отопителя, снимают крышку с расширительного бачка и открывают краники бачка радиатора и блока цилиндров (при их наличии).

Во многих современных автомобилях имеются специальные пробки для удаления воздуха из системы охлаждения; пробок может быть несколько или одна, расположенная обычно у корпуса термостата.

Перед заполнением системы пробки отворачивают медленно непрерывной струей и заполняют систему жидкостью до тех пор, пока она не начнет вытекать через пробки. Затем пробки или краники затягивают, а жидкость доливают до отметки «MAX» расширительного бачка или, при его отсутствии, до нижней части горловины радиатора.

Если уровень жидкости в расширительном бачке перестал понижаться, следует энергично 2–3 раза сжать нижний шланг радиатора.

После заполнения системы двигатель запускают, прогревают до рабочей температуры и дают поработать в течение 3…5 мин, периодически меняя частоту вращения коленчатого вала от минимальной до 3000 об/мин. Останавливают двигатель и при необходимости доливают охлаждающую жидкость.

В настоящее время для замены ОЖ применяются специальные установки (рис. 2). С помощью такой установки можно производить:

  • замену ОЖ без завоздушивания системы;
  • проверку системы охлаждения двигателя на герметичность;
  • проверку работоспособности клапана избыточного давления на крышке радиатора или расширительного бачка;
  • проверку работоспособности термостата автомобиля;
  • проверку реальной температуры жидкости в системе охлаждения двигателя;
  • проверку температурных датчиков;
  • контроль давления в системе охлаждения двигателя;
  •  проверку напряжения аккумулятора и генератора автомобиля.

Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Рис. 2. Общий вид установки для замены охлаждающей жидкости

Установку подключают к системе охлаждения автомобиля в верхний патрубок радиатора охлаждения. Замена ОЖ происходит на прогретом и заглушенном двигателе при подаче под давлением (0,3 МПа) новой охлаждающей жидкости.

Вышеописанная установка может применяться и для замены ОЖ в системе охлаждения автоматической коробки передач (АКП).

3.1. Основные работы, выполняемые при ТО системы охлаждения

Во время проведения ТО системы охлаждения выполняются работы, описанные ниже. ЕО. Проверить: действие системы отопления и обогрева стекол (в холодное время года), системы вентиляции; уровень ОЖ в системе охлаждения.

Читайте также:  Мини экскаватор своими руками

ТО‑1. Проверить осмотром герметичность системы охлаждения двигателя (в том числе пускового подогревателя), а также крепление на двигателе оборудования и приборов.

ТО‑2. Дополнительно к работам ТО-1 проверить: осмотром герметичность системы отопления и пускового подогревателя; состояние и действие привода жалюзи (шторки) радиатора, термостата, сливных кранов; крепление радиатора, его облицовки, жалюзи, капота, вентилятора, жидкостного насоса.

СО (сезонное обслуживание). Проверить состояние и действие кранов системы охлаждения и сливных устройств.

Диагностика системы охлаждения автомобиля кратко

Обновлено: 05.06.2023

Причин поломки системы охлаждения автомобиля может быть множество. Например, сломалась лопасть вентилятора радиатора или заклинил термостат. Самостоятельно найти и устранить неполадки бывает трудно, для этого нужны опыт работы и диагностические инструменты.

Рассказываем, что делать и куда обращаться, если не работает система охлаждения двигателя.

Что нужно сделать в первую очередь при появлении неисправности

Прежде чем ехать в автосервис на диагностику системы отопления и охлаждения автомобиля, нужно удостовериться, что причина не в естественном испарении охлаждающей жидкости. Для этого откройте капот и загляните в расширительный бачок антифриза. На нём есть отметка min — уровень охлаждающей жидкости не должен быть ниже неё.

Пример на автомобиле LADA Granta. Красная стрелка указывает на отметку min

Если уровень антифриза меньше допустимого, долейте его максимум до отметки max на расширительном бачке. На следующий день проверьте уровень охлаждающей жидкости: если он не уменьшился, виновато испарение. А если уменьшился, нужно ехать в автосервис на диагностику: скорее всего, где-то есть протечка.

О пробоине в системе также может говорить приторно-сладкий запах из-под капота, пятна антифриза на деталях или на земле после длительной стоянки.

Как выбрать автосервис

Если уровень антифриза нормальный, значит, поломка скрывается в других деталях авто. В этом случае лучше обратиться к специалистам в автосервисе.

Не рекомендуем идти к мастерам, которые чинят машины неофициально у себя в гараже. Они обычно работают без договора и могут сделать ещё хуже, а гарантии у вас не будет никакой — тогда ремонт выйдет дороже, чем мог бы.

Лучше обращаться в официальные сервисы, которые занимаются обслуживанием машин вашей марки. Узнать их несложно: обычно всегда будет большая вывеска, плакат с перечнем услуг, а после ремонта вам выдадут чек, гарантийный талон и акт выполненных работ.

Найти специалистов в своём городе можно на Яндекс.Услугах — вы увидите отзывы клиентов, рейтинг, контактные данные и цену на услуги.

Вот пример объявления на Яндекс.Услугах. С сервисом можно связаться по телефону или в онлайн-чате

Вы не рискуете, что в автомобиле заменят какую-либо деталь на старую, потому что мастера на Яндекс.Услугах дорожат репутацией и не будут её портить незаконными схемами.

Как доехать до автосервиса и можно ли заводить двигатель

Рекомендация всех автопроизводителей однозначная: нельзя заводить автомобиль со сломанной системой охлаждения и тем более ездить на нём. Это может привести к серьёзной поломке двигателя, ремонт которого обойдётся в несколько десятков или даже сотен тысяч рублей.

Исключение: можно проехать не больше километра в экстренных ситуациях. Например, авто сломалось зимой на морозе и, пока ждёте помощи, есть риск получить обморожение.

При неисправности в системе охлаждения машины можно вызвать эвакуатор. Его стоимость зависит от класса вашего авто, типа кузова, города, расстояния эвакуации. В Москве, например, за транспортировку легковой машины среднего класса в пределах МКАД возьмут примерно 1 500 рублей за километр.

Дешевле выйдет попросить друга взять вас на буксир до автосервиса: в этом случае, скорее всего, придётся только компенсировать его затраты на бензин.

Какие распространённые причины поломок системы охлаждения

Засорилась система охлаждения. Со временем во всех узлах системы охлаждения оседает соль, накипь и нагар. Когда уровень загрязнения становится слишком высоким, антифриз начинает плохо циркулировать либо происходит закупорка на одной из деталей. В этом случае в автосервисе сделают аппаратную промывку системы охлаждения.

Не работает термостат. Термостат отвечает за распределение антифриза во всей системе охлаждения. Внутри него есть клапан, и иногда его может заклинить в двух положениях:

  • открытом — мотор будет долго прогреваться до рабочей температуры;
  • закрытом — мотор будет перегреваться.

Неважно, в каком положении заклинило термостат, его в любом случае нужно менять на новый. Можно ли это сделать своими руками, рассказали в статье.

Есть протечка антифриза. Антифриз циркулирует в системе охлаждения по множеству шлангов и патрубков и проходит через радиатор, помпу, термостат и двигатель. В любом из этих узлов может случиться протечка, и тогда уровень жидкости будет уменьшаться.

В автосервисе специальными диагностическими приборами найдут причину протечки и устранят её. Например, заменят патрубок или шланг или сделают пайку радиатора.

Не работает вентилятор системы охлаждения. Он находится за радиатором и отвечает за охлаждение антифриза, который циркулирует в системе. В случае его поломки двигатель будет перегреваться. Причин неисправности может быть много: сгорел предохранитель, оборвалась проводка, рассыпался подшипник.

В автосервисе сделают диагностику вентилятора системы охлаждения и устранят поломку.

Сломалась помпа. Это водяной насос, который перекачивает антифриз по всей системе охлаждения. Если он сломается, жидкость не будет циркулировать, а двигатель начнёт перегреваться.

Восстановить помпу системы охлаждения в большинстве случаев невозможно, её просто меняют на новую.

Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Система охлаждения двигателя предназначена для того, чтобы силовой агрегат работал в строго определенном температурном диапазоне. Другими словами, не допускается как перегрев, так и слишком интенсивное охлаждение мотора, которое не позволяет ДВС выйти на рабочую температуру.

Далее мы поговорим о том, как проводится диагностика системы охлаждения двигателя, а также чему следует уделить внимание, если двигатель не выходит на рабочую температуру (остается холодным) или перегревается, возникли утечки охлаждающей жидкости (ОЖ) и т.д.

Диагностика системы охлаждения двигателя

Диагностирование системы охлаждения двигателя: основные приемы и рекомендации

Не трудно догадаться, что основной задачей охлаждающей системы становится сначала обеспечение скорейшего выхода на рабочие температуры, после чего реализуется дальнейшее поддержание этой температуры и эффективный отвод избытков тепла в атмосферу.

При этом не допускается, чтобы мотор оставался слишком холодным, так как непрогретый до рабочих температур двигатель под нагрузками изнашивается быстрее, а сильно перегретый ДВС может заклинить.

Становится понятно, что поддержание строго определенной рабочей температуры двигателя необходимо для того, чтобы зазоры между деталями после нагрева были оптимальными, горючее в цилиндрах сгорало полноценно, снижалась токсичность выхлопных газов и т.д. Температура охлаждающей жидкости в норме должна быть в диапазоне около 85-90 ºС.

Система охлаждения на современных автомобилях является решением комбинированного типа, то есть двигатель охлаждается как за счет жидкостного, так и за счет воздушного охлаждения.

С учетом того, что данная система включает в себя целый ряд составных элементов, а также в замкнутом контуре циркулирует специальная охлаждающая жидкость (тосол или антифриз), в процессе эксплуатации ТС нередко возникают неисправности.

На практике в рамках диагностики необходимо проверять всю систему, а не только отдельные элементы на предмет различных дефектов или износа. Еще важно учитывать, что современные авто зачастую имеют весьма ограниченное пространство под капотом.

Это значит, что шланги системы охлаждения могут иметь изгибы, несколько мест соединений, отличаются по размерам и форме. Хотя срок службы шлангов достаточно большой, со временем изнашиваются даже изделия высокого качества.

Важно помнить, недолив антифриза приводит к тому, что двигатель может начать перегреваться, в то время как высокий уровень нередко становится причиной выдавливания ОЖ через крышку расширительного бачка.

Также помутнение ОЖ, наличие примесей и т.д. обычно указывает на то, что антифриз или тосол нужно менять. Как правило, охлаждающие жидкости рассчитаны на 2-3 года службы, затем происходит потеря полезных свойств.

  • Идем далее. Если заметно, что уровень охлаждающей жидкости даже после того, как был приведен в норму, все равно достаточно быстро понижается, следует проверять систему охлаждения на герметичность. Все соединения нужно осмотреть. Как правило, антифриз подтекает из:
  1. расширительного бачка;
  2. резиновых шлангов;
  3. патрубков или помпы;
  4. термостата; ;

Бачок имеет свойство растрескиваться, в негодность часто приходит его крышка. Также течи в местах соединения возникают в том случае, если ослабевают стяжные хомуты. Радиатор охлаждения также может быть поврежден механическим путем, в нем возникают трещины и т.д. Часто ОЖ подтекает из-под корпуса термостата, течи можно обнаружить и в области установки водяного насоса системы охлаждения.

В любом случае, на заглушенном ДВС герметичность системы охлаждения определяют путем подачи воздуха в систему. Также вместо крышки радиатора ставится приспособление, через которое воздух нагнетается до 100 кПа. Снижение давления укажет на разгерметизацию.

После обнаружения места утечки (в зависимости от проблемного элемента) меняются соответствующие патрубки, ремонтируется радиатор, заменяется помпа, расширительный бачок или его крышка, термостат или корпус термостата и т.д.

  • Теперь давайте представим, что система герметична, состояние ОЖ нормальное, антифриз не уходит, однако тепловой режим работы ДВС все равно нарушен. В подобной ситуации мотор может как перегреваться, так и не выходить на рабочую температуру.

Обычно такие проблемы связаны с термостатом. Его быструю проверку можно выполнить прямо на машине без снятия. Сначала холодный ДВС запускают, затем следует дать мотору поработать на ХХ. Если термостат в норме, нижний бачок радиатора также начнет нагреваться по мере прогрева силовой установки. Это говорит о том, что при нагреве охлаждающей жидкости до 80–85 ºС термостат срабатывает.

Однако не следует забывать, что термостат может работать, но со сбоями. Речь идет о подклинивании устройства.

Читайте также:  Как промыть гидрокомпенсаторы не снимая двигатель

Например, после прогрева ОЖ до заданной температуры термостат открывается, чтобы пропустить жидкость из малого круга в большой. При этом открытие происходит не полностью.

В результате патрубки большого круга нагреваются, однако двигатель все равно склонен к перегреву, так как ОЖ не может циркулировать по большому кругу в полном объеме.

Проблемы возникают и в том случае, если термостат не закрывается при остывании ОЖ. Это проявляется долгим прогревом ДВС, двигатель прогревается, но только частично или же мотор все время остается холодным. Данные признаки говорят о том, что термостат все время открыт, охлаждающая жидкость постоянно циркулирует по большому кругу через радиатор.

Как в первом, так и во втором случае термостат нужно или сразу менять, или же помещать устройство в горячую жидкость, после чего замерять температуру его открытия и определять работоспособность элемента.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как устранить течь антифриза или тосола из системы охлаждения. Из этой статьи вы узнаете о том, что делать, если течет антифриз или тосол, понижается уровень охлаждающей жидкости в бачке, а также как найти причину и обнаружить место утечки.

Кстати, если термостат все же оказывается исправным, тогда проблема перегрева или недогрева мотора может крыться в неполадках вентилятора системы охлаждения или датчика температуры (вентилятор радиатора может как не включаться, так и работать постоянно, срабатывание может происходить несвоевременно и т.д.).

  • Отдельного внимания при диагностике системы охлаждения заслуживает водяной насос (помпа) и состояние указанного элемента. На проблемы с помпой обычно указывают такие симптомы:
  1. Быстрое повышение температуры холодного двигателя после запуска;
  2. Появление посторонних шумов во время работы ДВС в области помпы;
  3. Заметное осевое и радиальное биение вала помпы при проворачивании;
  4. Появление течи через сальник водяного насоса.

Как правило, шумная работа помпы говорит о том, что подшипник водяного насоса пришел в негодность. Быстрый нагрев мотора является признаком того, что если других причин не обнаружено, помпа может не работать (нет циркуляции ОЖ). Нарушения работы могут быть связаны как с приводом помпы, так и с разрушением ее крыльчатки.

Течи в области установки водяного насоса укажут на то, что уплотнитель или сальник вышел из строя. Так или иначе, специалисты рекомендуют регулярно проверять состояние привода водяного насоса. Также лучше сразу менять помпу на новую в том случае, если с водяным насосом системы охлаждения возникли какие-либо проблемы.

Полезные советы

Обратите внимание, не всегда снижение уровня антифриза или тосола указывает на проблемы именно с системой охлаждения. Охлаждающая жидкость может уходить прямо в цилиндры в том случае, если имеется повреждение прокладки ГБЦ, в головке или в блоке возникли трещины и т.д.

В подобной ситуации двигатель часто дымит белым дымом, так как ОЖ в виде пара выходит через выпуск. В этом случае головку или блок необходимо снимать, в рамках диагностики производится опрессовка головки блока.

Затем принимается решение о ремонте ГБЦ или замене элемента. Также антифриз или тосол может течь в том случае, если проблемы возникли с заглушками блока двигателя.

Течи через заглушки укажут на необходимость замены заглушек двигателя.

  • Еще следует добавить, что с наступлением холодного времени года очень важно не только наличие ОЖ, залитой строго по уровню, но и плотность антифриза. Помните, если в процессе эксплуатации приходилось доливать дистиллированную воду, плотность раствора понижается. Простыми словами, при понижении температуры жидкость может замерзнуть. Результатом замерзания часто становятся как повреждения элементов системы охлаждения, так и самого ДВС.

Плотность ОЖ измеряется ареометром, при необходимости концентрацию антифриза следует повысить путем доливки концентрата. При этом смешивать антифризы и тосолы разных марок настоятельно не рекомендуется.

Также важно помнить, что концентрат ОЖ является сильнейшим ядом! Не допускайте попадания вещества на кожу, в глаза, не принимайте внутрь!

  • Еще раз отметим, что тосолы или антифризы на основе этиленгликоля имеют в своем составе пакет активных присадок, которые препятствуют образованию коррозии, обладают антиокислительными и противовспенивающими свойствами. Однако со временем присадки срабатываются и перестают работать.

Чтобы не допустить возможных последствий и избежать целого ряда проблем, охлаждающую жидкость нужно менять один раз в 2 года. Особенно это справедливо, если речь идет о ТОСОЛе. Замену желательно производить с промывкой системы охлаждения. Также сегодня существуют антифризы нового поколения типа G12+, которые рассчитаны на 3-4 года службы.

  • Если возникли сомнения в эффективности работы системы, а также под подозрением термостат и т.д., при первичной диагностике измерить температуру шлангов и патрубков позволяет инфракрасный термометр. Для быстрой проверки достаточно включить печку в салоне, затем замеряется температура подводящего и отводящего шлангов отопителя. Температура должна быть практически на одинаковой отметке. Если заметны явные отклонения, это может указывать на необходимость ремонта.

Рекомендуем также прочитать статью о том, почему моторное масло попадает в бачок системы охлаждения двигателя. Из этой статьи вы узнаете о различных причинах попадания моторного масла в антифриз или тосол.

Напоследок отметим, что шланги при размещении в подкапотном пространстве следует обязательно проверять на отсутствие перегиба. Прежде всего, например, после замены патрубков, следует убедиться, что шланг не перегибается. Также важно, чтобы шланг не касался горячих поверхностей, не задевал за движущиеся элементы или острые кромки.

Перегибы ухудшают циркуляцию ОЖ, что под нагрузкой может стать причиной перегревов. Что касается механический повреждений, движущиеся детали могут перетереть шланг, острые края вызывают порезы, контакт с нагретыми поверхностями становится причиной ускоренного растрескивания патрубков. Результат — утечка охлаждающей жидкости, которая может стать причиной перегрева ДВС.

Система охлаждения двигателя:ремонт,диагностика

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания разработана для поддержания температурного режима и для эффективного использования двигателя автомобиля. Она крайне необходима потому что во время своей работы узлы двигателя контактируют с сильно раскаленными газами, что вызывает их большой нагрев.

Неисправности в выводе лишнего тепла от внутренних узлов двигателя могут спровоцировать их перегревание, что приводит к сгоранию смазочных веществ между механизмами и к дальнейшему неотвратимому заеданию. Стандартный температурный режим двигателя равняется 80-98˚C .

74. Диагностирование системы охлаждения двс легкового автомобиля. То системы охлаждения двс. Применяемое оборудование

Общее
диагностирование технического состояния
системы охлаждения заключается в
определении ее герметичности и теплового
баланса.

Заключение о герметичности
системы делают, визуально убедившись
в отсутствии утечки ОЖ при работающем
и неработающем двигателе, а также по
скорости убывания жидкости из
расширительного бачка в процессе
эксплуатации автомобиля.

О тепловом
балансе системы судят по времени прогрева
двигателя и поддержанию его номинальной
рабочей температуры при нормальной
нагрузке. Проверку производят с помощью
указателя температуры охлаждающей
жидкости.

Работа системы охлаждения
считается удовлетворительной, если
температура двигателя удерживается в
пределах 85…95 °С при движении нагруженного
автомобиля со скоростью около 90 км/ч.
Проверить общее состояние системы
охлаждения и найти конкретные места
утечки ОЖ можно при подаче воздуха под
небольшим давлением в систему охлаждения.

Для проверки герметичности системы
охлаждения можно использовать воздушную
сеть , а в случае ее отсутствия, воздушный
насос, которые подсоединяют к пробке
расширительного бачка или радиатора.
С помощью редуктора или насоса поднимают
давление до величины давления открытия
пробки расширительного бачка (0,09…0,13
МПа) в течение 2 мин.

Следят за показанием
манометра: давление должно быть
стабильным, в противном случае визуально
определяют утечки ОЖ или проверяют
охладители отдельных составных частей
двигателя (системы рециркуляции, радиатор
охлаждения масла и т.д). Причиной быстрого
убывания ОЖ в системе может быть
неправильная работа клапана пробки
расширительного бачка и ее недостаточная
герметичность. При появлении этой
неисправности необходимо проверить
состояние клапана пробки и давление
его открытия (значение давления указано
в технических характеристиках данного
двигателя).

Во
время проведения ТО системы охлаждения
выполняются работы. ЕО.

Проверить:
действие системы отопления и обогрева
стекол (в холодное время года), системы
вентиляции; уровень ОЖ в системе
охлаждения.

ТО‑1.
Проверить осмотром герметичность
системы охлаждения двигателя (в том
числе пускового подогревателя), а также
крепление на двигателе оборудования и
приборов.

ТО‑2.
Дополнительно к работам ТО-1 проверить:
осмотром герметичность системы отопления
и пускового подогревателя; состояние
и действие привода жалюзи (шторки)
радиатора, термостата, сливных кранов;
крепление радиатора, его облицовки,
жалюзи, капота, вентилятора, жидкостного
насоса.

СО
(сезонное обслуживание). Проверить
состояние и действие кранов системы
охлаждения и сливных устройств.

Термометр
аналоговый:
Для
измерения температуры охлаждающей
жидкости, термостата, датчиков,
помпы. Рефрактометр универсальный:
Портативный оптический — это точный
инструмент для определения точки
замерзания охлаждающей жидкости. Прибор
предназначен для определения: Температуры
замерзания антифриза на основе
этиленгликоля.

  • Тестер
    утечки СО2 в систему охлаждения: Тестер
    утечки СО2 в систему охлаждения позволяет
    моментально определить на ранних стадиях
    утечку СО2 в систему охлаждения через
    прокладку головки блока цилиндров. Тестер
    для проверки герметичности системы
    охлаждения: Укомплектован высокоточным
  • манометром,
    насосом для создания избыточного
    давления в системе, универсальным
    адаптером, а также индивидуальными
    адаптерами для различных автомобильных
    систем.
  • Ареометр:
    Применяется для определения плотности
    автомобильной охлаждающей жидкости
  • В
    настоящее время для замены ОЖ применяются
    специальные установки. С помощью такой
    установки можно производить:
  • замену
    ОЖ без завоздушивания системы; проверку
    системы охлаждения двигателя на
    герметичность; проверку работоспособности
    клапана избыточного давления на крышке
    радиатора или расширительного бачка;
    проверку работоспособности термостата
    автомобиля; проверку реальной температуры
    жидкости в системе охлаждения двигателя;
    проверку температурных датчиков;
    контроль давления в системе охлаждения
    двигателя.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector