БелАЗ 75131 – карьерный самосвал с колесной формулой 4 на 2, предназначенный для перевозки грузов большой массы. Серийный выпуск модели начался в 1996 году, а сама она стала родоначальником нового семейства с электромеханической трансмиссией.
Первыми сверхтяжелыми автомобилями Белорусского завода стали МАЗ 525 и МАЗ 530, способные перевозить до 25 и 40 тонн груза соответственно. Карьерные самосвалы БелАЗ появились в 1961 году, грузоподъемность начальной версии БелАЗ 540 составляла 27 тонн.
В начале 1980-х годов, опираясь на громадный опыт в производстве подобного рода техники, Белорусский автозавод запустил несколько передовых проектов по разработке самосвалов-супертяжеловесов. БелАЗ 75131 оказался в числе первых моделей данной серии и получил всемирное признание.
Автомобиль мог перевозить груз массой до 130 тонн.
Основным предназначением модели стала перевозка горных пород в рассыпной форме по дорогам карьеров и открытых разработок полезных ископаемых.
По заказу БелАЗ 75131 мог оснащаться определенными типами кузова для транспортировки пород, имеющих различную плотность.
Основное применение автомобиль нашел в технологических цехах, перерабатывающей отрасли, комбинатах, также применялся при строительстве производственных объектов. БелАЗ 75131 был адаптирован для эксплуатации в неблагоприятных и сложных климатических условиях.
Модификации
Модель БелАЗ 75131 считается частью серии БелАЗ 7513, в настоящее время представленной 7 модификациями, отличающимися типом применяемых тяговых электромоторов, силовых агрегатов и кузовов. БелАЗ 75131 выпускается в единственной версии.
Видео
Технические характеристики
Габаритные размеры:
- длина – 11500 мм;
- ширина – 6400 мм;
- высота – 5900 мм;
- коленная база – 5300 мм;
- дорожный просвет – 600 мм;
- радиус поворота – 13000 мм.
Весовые показатели:
- снаряженная масса – 107100 кг;
- грузоподъемность (диагональные шины/радиальные шины) – 130000/136000 кг;
- полная масса – до 243100 кг.
Нагрузка между осями автомобиля (при полной загрузке) распределялась в соотношении 1:2. На заднюю часть приходилась большая масса (именно там устанавливались спаренные колеса).
Эксплуатировать машину разрешалось исключительно на дорогах с твердым покрытием, максимальный уклон при этом не должен был превышать 8%.
Автомобиль оснащался платформами различного типа с объемом от 40 до 103,8 куб.м. Высота погрузки составляла 4800 мм. Масса падающей горной породы не должна была превышать 2500 кг, высота падения – 2500 мм. Предельная скорость достигала 50 км/час, на участках с уклоном – 25 км/час.
Характеристики шин:
- размерность – 33.00 R51;
- давление – 7 атмосфер.
Двигатель
На БелАЗ 75131 устанавливается 16-цилиндровый агрегат Cummins КТА50–С. Мощный V-образный дизель с газотурбинным наддувом, непосредственным впрыском горючего и промежуточным охлаждением воздуха обеспечивает необходимые для эксплуатации огромного самосвала условия.
Для пуска мотора используется пневматический стартер, разработанный специалистами Белорусского автозавода.
Дизель Cummins КТА50–С оборудован электронным управлением и отключаемой крыльчаткой охлаждающей системы для обеспечения лучшей топливной экономичности и стабильной скорости.
Очистка воздуха выполняется 3-ступенчатыми фильтрами сухого типа, выпуск газов – через кузов. В двигателе применяется одноконтурная жидкостная система охлаждения с принудительным механизмом циркуляции.
Стабильный пуск мотора в холодное время достигается за счет предпускового разогревателя. Благодаря этому разрешается использование БелАЗ 75131 в районах Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
На модели тропического исполнения разогреватели не ставятся.
Характеристика агрегата Cummins КТА50–С:
- рабочий объем – 50,3 л;
- номинальная мощность – 1195 (1623) кт (л.с.);
- максимальный крутящий момент – 6292 Нм;
- диаметр цилиндра – 159 мм;
- удельный расход горючего – 208 г/кВт в час;
- емкость топливного бака – 1900 л.
Устройство
Основу конструкции БелАЗ 75131 составляет сварная рама из низколегированной стали. В местах наибольших нагрузок используются литосварные элементы.
Кузов автомобиля имеет сварную ковшовую конструкцию и оборудован механизмом обогрева отработанными газами и защитным козырьком.
Также присутствует система механического застопорения, камневыталкиватели и камнеотбойники. В начальной комплектации устанавливаются:
- система отопления и кондиционирования;
- система комбинированного пожаротушения, дополненная дистанционным включением;
- система видеообзора;
- сигнализация, оповещающая о приближении к высоковольтной линии;
- система контроля загрузки;
- система контроля давления в шинах.
БелАЗ 75131 – заднеприводный самосвал с 2 тяговыми электромоторами, воздействующими на ведущие колеса. Мотор и колесо фактически представлены одной конструкцией (неслучайно их называют электромотор-колесо).
Задняя подвеска является зависимой с продольными рычагами с центральным шарниром. Передняя подвеска также зависимая с поворотными кулаками, закрепленными на передней балке посредством шкворней.
В задней и передней подвеске присутствуют цилиндры-амортизаторы, но спереди они не взаимозаменяемые и отличаются по габаритам.
В сочетании с зависимым механизмом направляющего аппарата подвеска БелАЗ 75131 обеспечивает плавный ход и устойчивость на дороге. Используемая в конструкции кинематическая схема позволяет направлять усилие к ступицам колес сразу от первого и второго рядов редуктора, что сокращает нагрузки и увеличивает ресурс работы.
В автомобиле используется бесступенчатая электромеханическая трансмиссия, в состав которой входят электропривод переменно-постоянного тока, дополненный тяговым генератором, микропроцессорная система управления, редукторы связки электромотора и колеса (двухступенчатые с прямозубыми шестернями), элементы регулирования и приборы контроля. Конструкция трансмиссии исключает элементы и узлы, подвергающиеся механическому износу.
Гидравлическая система БелАЗ 75131 сочетает в себе гидросистемы рулевого управления, опрокидывающего механизма и тормозов. За счет этого удалось унифицировать гидропривод и уменьшить число узлов.
Использование регулируемых насосов, оборудованных автоматами разгрузки, позволяет отказаться от радиаторов охлаждения.
Эффективность работы гидросистемы впечатляет: опускание платформы выполняется за 18 секунд, поднятие – за 20 секунд.
На всех колес автомобиля установлены дисковые тормозные элементы с гидравлическим приводом. В системе присутствуют 2 раздельных контура и система авторегулировки величины зазора. Помимо традиционных тормозов, имеется вспомогательный электродинамический тормоз, где торможение выполняется системой «электромотор-колесо».
БелАЗ 75131 сделан в классическом для аналогичной техники форм-факторе, предусматривающем массивную головную часть, кабину с высокой посадкой, смещенную в левую часть, и объемный кузов.
Кабина БелАЗ 75131 оборудована каркасом безопасности и отвечает нормам стандарта ROPS, что позволяет использовать самосвал не только в России, но и в зарубежных странах. Двери открываются в обратную сторону. Водительское пневмо-подрессоренное кресло имеет несколько механизмов настройки и отличается высоким уровнем комфорта.
Дополнительное кресло предельно простое с возможностью складывания. Рядом с сиденьем водителя находится столик, позволяющий принимать пищу. КПП в салоне отсутствует, но есть селектор выбора режима эксплуатации (реверсор). Также присутствует третья педаль, являющаяся электродинамическим тормозом.
Рулевое управление – 2-контурное гидрообъемное.
Цена нового и б/у
Официальные цены на БелАЗ 75131 не разглашаются. Приблизительная стоимость новой модели начинается от 478 тысяч долларов.
Аналоги
К аналогам БелАЗ 75131 можно отнести другие модели серии БелАЗ 7513.
Источник: https://gruzovo.com/belaz-75131.html
Белаз 75131 — технические характеристики, устройство, цена и фото
Автомобиль БелАЗ 75131 разработан для перемещения горных пород от места их добычи в сложно климатической местности.
По заказу клиента самосвал может выпускаться для работы в разных условиях климата и комплектуется определёнными кузовами для перевозки пород с различной плотностью.
Самосвал используется в перерабатывающей отрасли, на комбинатах и в технологических цехах, а также в строительстве больших производственных объектов.
Достоинства тяжёлого карьерного самосвала БелАЗ 75131
После глубокой модернизации предприятия, выпускающего карьерные самосвалы, модель БелАЗ 75131 была усовершенствована и получила улучшенные технические характеристики, значительно повысилось качество его основных силовых элементов и агрегатов. Основные изменения затронули систему трансмиссии, управление которой теперь осуществляется с помощью переменного тока с применением микромодульных электроблоков.
Модернизированный тяжелый самосвал
Преимущества использования трансмиссии нового типа
Основные плюсы трансмиссии нового типа включают в себя:
- улучшенные тягово-динамические и скоростные параметры автомобиля, в том числе на дороге, идущей под уклоном;
- увеличенный масштаб действия под нагрузкой динамичного торможения, который не имеет лимита по времени и используется вплоть до начальной скорости движения автомобиля;
- управление трансмиссией при помощи микропроцессоров, что обеспечивает автономную работу и повышенную манёвренность карьерного самосвала;
- эффективная защита от скольжения, улучшенная техника трогания и ускорения на дороге, идущей на подъём;
- улучшенные ходовые характеристики тяжеловесного карьерного самосвала и уменьшенная степень износа шин.
Автомобиль БелАЗ 75131 идеально подходит для работы в условиях сурового климата
Изменениям подверглись практически все системы устройства самосвала. Он стал более надёжным, приобрёл модернизированную усиленную раму, современную систему управления приводом, что позволило снизить время и стоимость проведения технического обслуживания автомобиля.
Основные технические характеристики
Новые технологии, используемые в производстве БелАЗ 75131
При создании БелАЗ 75131 использовались следующие технологии:
- механизм электроуправления впрыском горючего, на котором установлен стержневой импеллер и модернизированная охладительная система промежуточного типа;
- автоматизированный механизм смазки;
- усовершенствованная пневматическая гидроподвеска с улучшенным направляющим механизмом;
- автоматическая диагностическая система;
- гибридная система тушения пожара, имеющая пульт управления;
- удобная 2-х местная кабина, сертифицированная по нормам международного стандарта, со сниженным уровнем вибрации, шума и вредных веществ, что позволяет гарантировать безопасные условия труда водителя.
Карьерный самосвал оборудован сухой дисковой тормозной системой с гидравлическим приводом, который способен обеспечить отличную устойчивость автомобиля во время торможения.
Тормозной путь тяжёлого карьерного самосвала составляет всего 21 метр с плавным замедлением вплоть до полной остановки. Такого успеха удалось достигнуть при помощи модернизированного механизма электродинамического тормоза.
Основные рабочие элементы тормозной системы имеют наружное вынесение, что значительно упростило процедуру технического обслуживания и ремонта тормозной аппаратуры.
Устройства карьерного самосвала
Фотогалерея БелАЗ 75131
Автомобиль БелАЗ 75131
Самосвал БелАЗ 75131 с поднятым кузовом
БелАЗ 75131 работает в самых тяжёлых условиях эксплуатации
Самосвал БелАЗ 75131
Карьерный богатырь БелАЗ 75131
Видеообзор
Цена самосвала
Стоимость карьерного самосвала БелАЗ-75131 является оптимальной по соотношению цена-качество и составляет порядка $478 200 .
Использование карьерных самосвалов БелАЗ 75131 в горнодобывающей промышленности показало высокую эффективность и функциональность использования грузовиков этого типа.
Оптимальное возможное соотношение цены и качества, надёжность и безопасность эксплуатации, небольшой расход топлива и хорошая производительность позволили получить автомобилям БелАЗ 75131 широкое распространение на больших производственных объектах.
Уважаемые посетители сайта мы всегда рады вашим комментариям, оставляйте их чаще, это побуждает нас писать новые, интересные статьи на животрепещущие темы сферы грузоперевозок, так же не забывайте ставить «лайки/нравится». Ваш блог «Диспетчер грузоперевозок».
- Дмитрий Турон
- Распечатать
Источник: https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/karernyj-bogatyr-belaz-75131/
БелАЗ 75131: технические характеристики
Серийный выпуск этого автомобиля начался в 1996-м. Данная машина является очень мощным самосвалом для карьеров, а также родоначальником новой генерации грузовых авто, имеющих электромеханическую передачу.
Конструктивные особенности, область использования
Специфическая черта грузового авто БелАЗ-75131, а также аналогичной белорусской спецтехники — электромеханическая трансмиссия. Таким образом, тяговое усилие формируется в этой спецтехнике не с помощью крутящего момента мотора, а с помощью электродвигателей, которые встроены в колёса. Используется трансмиссия электромеханического типа, выпускаемая заводом БелАЗ.
- Данный карьерный тяжеловес рассчитан на перевозку полезных ископаемых в рассыпной форме на технологическом пути карьера либо открытой разработки ископаемых, включая те, которые находятся в местах с тяжёлыми условиями климата.
- Технические характеристики БелАЗа 130 тонн дают возможность эффективно использовать этот автомобиль для крупного проекта строительства производственного либо гидротехнического объекта, а также для строительства масштабной магистральной линии либо для технологического цеха на перерабатывающем комбинате-гиганте.
БелАЗ-75131 технические характеристики
Данная модель самосвала имеет грузоподъёмность до 136 тонн. На основании личного заказа авто может иметь в своей комплектации централизованную смазочную систему, кондиционер, автоматическую систему тушения пожара и взвешивающее устройство.
Цифровые показатели БелАЗ-75131
Весьма наглядным и красноречивым образом масштабы этого «богатыря» можно выразить посредством его габаритов и массы. Ещё один важный показатель — объём рабочей жидкости: в бак для топлива входит 1900 л дизельного топлива. В мотор — 195 л масла. В охлаждающую систему — 410 л антифриза. Ёмкость гидросистемы — 510 л.
Другие численные характеристики:
- Длина кузова — 11,5 м.
- Ширина кузова — 6,4 м.
- Высота кузова — 5,9 м.
- Вес авто в снаряжённом состоянии — 107100 кг.
- Полный вес авто — 243100 кг.
- Грузоподъёмность авто — 130 тонн (при наличии диагональных шин) либо 136 тонн (при наличии радиальных шин).
- Ёмкость кузова составляет 104 куб. м.
- Максимальная высота загрузки — 4,8 м.
- Размер колёсной базы — 5,3 м.
- Клиренс — 60 см.
- Тяговой генератор имеет мощность 1000 кВт.
- Тяговой электромотор имеет мощность 420/520/590 кВт.
- Уровень давления внутри шин — 7 атм.
К особенностям этого авто относится также разделение нагрузки между колёсными осями в пропорции 33 на 67 (когда машина нагружена).
Мотор
Это авто оснащено мотором иностранного производства фирмы Cummins. Он является достаточно мощным, имеет V-образную форму, 16 цилиндров, объём 50,3 л, мощность 1 623 л. с., прямой впрыск горючего, газотурбинный наддув и промежуточное охлаждение.
Этот мотор обладает крутящим моментом, равным 6292 Нм, когда количество оборотов в минуту составляет 1500.
Цилиндры дизельного двигателя Cummins КТА50–С имеют диаметр 159 миллиметров, ход поршня составляет 19 см.
Запускается этот мотор с помощью не электростартера, а пневмостартера, созданного разработчиками предприятия БелАЗ. Уровень удельного расхода горючего мотором, обладающим номинальной мощностью — 208 г/кВт*ч.
Ходовая и подвеска
БелАЗ-75131 относится к заднеприводным грузовым авто. Тяговые электродвигатели, входящие в его комплектацию, распределены по одному на каждое ведущее колесо (итого их 2).
По сути двигатель с колесом — одно целое, которое называется «электродвигатель-колесо».
Главные элементы этого соединения — электродвигатель тягового типа, редуктор, тормозная ступица и датчик скоростного ограничения.
Технические характеристики БелАЗа самосвала включают пневмогидравлическую подвеску, в составе которой имеются встроенные гидроамортизаторы. Для создания редуктора были использованы решения, исключающие воздействие эксплуатационных деформаций на функционирование таких узлов, как шестерни и подшипники.
Трансмиссия
Поскольку данное авто является родоначальником серии самосвалов для карьеров, оснащённых трансмиссиями электромеханического типа, то характеристики приводной системы оптимизирует алгоритм управления.
Электромеханическая трансмиссия включает электрический привод, имеющий тяговой генератор, 2 тяговых электрических двигателя, редукторы электродвигателей-колёс, регулирующие аппараты, управляющую систему на основе микропроцессора и контрольные приборы. Редуктор двигатель-колеса 2-ступенчатый, имеет шестерни с прямыми зубами.
Кузов, рама, специальное оборудование
Рама этого авто является сварной, её материал — низколегированная сталь особой прочности, в местах максимальных нагрузок используются сварные элементы. Лонжероны продольного типа имеют коробчатое сечение и переменную высоту, их соединяют друг с другом специальные поперечины.
Кузов является стандартным для БелАЗа, сварным, относится к ковшовому типу, имеет козырёк для защиты и обогревательную систему, использующую отработанные газы мотора. Ещё кузов имеет устройство, осуществляющее механическое застопорение в приподнятой позиции, а также камне-отбойники и камне-выталкиватели.
Стандартный комплект подразумевает наличие таких систем:
- комбинированного тушения пожаров (имеет дистанционное включение, а также подсистему, местом расположения которой служит задний мост);
- смазочная централизованная;
- отопительная;
- кондиционирования;
- контролирующая загрузку и горючее;
- видеообзора;
- телеметрическая — контролирует уровень давления внутри шин;
- сигнализации — срабатывает в случае приближения к высоковольтным линиям;
- тормозного и рулевого управления.
Гидросистема
Является объединённым узлом для управления тормозами и опрокидывающим механизмом. Благодаря этому гидравлический привод стал унифицированным, а число его гидравлических узлов уменьшилось.
Использование насосов с регулировкой, имеющих автоматы разгрузки, позволяют уменьшить уровень потерь мощности приводом, а также обеспечивают требуемое охлаждение машинного масла вне зависимости от климатической зоны и особенностей природы. С помощью гидросистемы довольно оперативно поднимается и опускается грузовая платформа: двадцать секунд уходит на подъём кузова, восемнадцать — на опускание.
Кабина
Площадка, служащая местом размещения водительской кабины, на БелАЗе имеет название «палуба». Для попадания туда требуется довольно высоко залезть наверх с помощью лестницы, почти на 4 метра.
Первый объект, бросающийся в глаза на палубе — особый шкаф управления, содержащий комплекс механизмов, посредством которых осуществляется управление трансмиссией электромеханического типа.
«Башенка» впереди этого шкафа имеет вид верхушки бачка расширения. Позади неё расположены части гидросистемы.
У кабины имеется каркас безопасности, она целиком отвечает европейским требованиям относительно безопасности, предусмотренным стандартом ROPS. Последний является довольно сложным.
Помимо наличия каркаса безопасности как обязательного условия, в нём содержатся и другие многочисленные требования. Компания БелАЗ выполняет их в полном объёме.
Поэтому, кроме России, автомобили БелАЗ экспортируют во множество других стран.
Отзывы
Отзывы об автомобилях этого производителя отсутствуют во всемирной паутине.
Ведь этих машин вообще не так уж много, а их водители и владельцы, по всей видимости, не любят писать отзывы в интернете.
Доступны лишь отзывы, написанные журналистами, ездившими на этих самосвалах (исключительно как пассажиры-наблюдатели, ведь для того, чтобы допустили к рулю, нужно пройти соответствующее обучение).
По их отзывам можно сделать вывод, что 130 и больше тонн — довольно серьёзный показатель. Настолько сильно нагруженный автомобиль нереально «вытянуть» в случае заноса на ледовом покрытии либо на скользкой почве, его нельзя мгновенно остановить в экстремальной ситуации. По этой причине даже в случае уклона в 12% на спуске максимальная допустимая скорость езды не превышает 24 км/ч.
Таблица: технические характеристики БелАЗ-75131
Двигатель Cummins КТА 50-C | |
Номинальная мощность при 1 900 об/мин | 1 194 кВт (1 600 л.с.) |
Максимальный крутящий момент при 1 500 об/мин | 6 292 Н*м |
Удельный расход топлива | 208 г/кВт*ч |
Количество цилиндров | 16 |
Рабочий объем цилиндров | 50,3 л |
Диаметр цилиндра | 159 мм |
Ход поршня | 159 мм |
Максимальная скорость | 50 км/ч |
Передаточное число редуктора мотор-колеса | 30,36 |
Ход поршня переднего цилиндра | 320 мм |
Ход поршня заднего цилиндра | 190 мм |
Гидросистема | |
Время подъема кузова | 20 с |
Время опускания кузова | 18 с |
Максимальное давление в гидросистеме | 18 МПа |
Максимальная производительность насосов при 1 900 об/мин | 474 дм3/мин |
Степень фильтрации | 10 мкм |
Тормозные резисторы | УВТР 2х600 |
Габариты и масса | |
Длина | 11,5 м |
Ширина | 6,4 м |
Высота | 5,9 м |
Радиус поворота | 13 м |
Габаритный диаметр поворота | 28 м |
Угол поворота управляемых колес | 42° |
Ширина колесной базы | 5,3 м |
Масса без груза | 107,1 т |
Полная масса | 237,1-243,1 т |
Грузоподъемность | 130-136 т |
Объем кузова | |
Геометрический | С «шапкой» |
40 м3 | 67 м3 |
45,5 м3 | 71,2 м3 |
50,1 м3 | 75,5 м3 |
55 м3 | 80 м3 |
59,6 м3 | 84 м3 |
103,8 м3 | 134,8 м3 |
Заправочные емкости | |
Топливный бак | 1 900 л |
Система охлаждения двигателя | 320 л |
Система смазки двигателя | 195 л |
Гидравлическая система | 510 л |
Редукторы мотор-колес | 92 л (46х2) |
Передние цилиндры подвески | 63,2 л (31,6х2) |
Задние цилиндры подвески | 58,2 л (29,1×2) |
Обзор БелАЗа-75131
Источник: https://gruzovik.biz/articles/belaz-75131-tekhnicheskie-kharakteristiki
БелАЗ
Холдинг «БелАЗ» – крупнейший на постсоветском пространстве производитель карьерных самосвалов и сопутствующей спецтехники. История предприятия началась в 1948 году, но первый грузовой автомобиль сошел с конвейера лишь в 1958 году… а с 1961 года было запущено производство тяжелых карьерных самосвалов под брендом «БелАЗ».
На сегодняшний день холдинг реализует свою продукцию в странах СНГ, Азии, Африке и Южной Америке… но около 50% всех выпускаемых машин поставляется в Россию.
Высокотехнологичный БелАЗ-75320
290-тонный карьерный самосвал, предназначенный для транспортировки горной массы в карьерах и по технологическим дорогам. Он может «похвастать» комфортабельной и безопасной кабиной, 2850-сильным дизелем V16 и высокопрочной рамной конструкцией.
Отзывы Подробнее «Десятитонные» погрузчики БелАЗ-7822
Это карьерные фронтальные погрузчики с грузоподъемностью до десяти тонн и полной адаптацией к суровым дорожно-климатическим условиям. Серия включает две модели, различающиеся маркой установленного силового агрегата.
Отзывы Подробнее
Это полноприводные карьерные бульдозеры на колесном шасси, разработанные для проведения работ по подготовке территорий к добыче полезных ископаемых открытым способом. Линейка включает две модификации с дизельными моторами и гидромеханической трансмиссией.
Отзывы Подробнее
Это одни из самых востребованных белорусских карьерных самосвалов – семейство включает 7 модификаций, а их максимальная грузоподъемность достигает 136 тонн. Они подготовлены к эксплуатации в любых климатических условиях, надежны, просты в управлении и эффективны.
Отзывы Подробнее «Полукилотонный» БелАЗ-7571
Это сверхтяжелый карьерный самосвал белорусского производства с гарантированной грузоподъемностью до 450 тонн. Разработан он для эксплуатации в суровых климатических условиях на карьерах и иных объектах с открытым типом добычи полезных ископаемых.
Отзывы Подробнее
Сверхтяжелые карьерные самосвалы для эксплуатации в местах добычи полезных ископаемых открытым способом. Эти машины адаптированы к суровому климату, прошли испытания на действующих разрезах Кузбасса и способны перевозить до 360 тонн груза.
Отзывы Подробнее
В рубрике размещены подробные обзоры модельного ряда «BelAZ» (включая новинки 2018-2019 года) с фотографиями. Указаны основные технические характеристики всех рассматриваемых моделей «BelAZ», а так же цены на новые (для представленных на российском рынке).
Источник: https://truck.ironhorse.ru/category/by/belaz
БелАЗ 75710: технические характеристики, цена в рублях, грузоподъемность и стоимость
Карьерные самосвалы в семействе грузовых автомобилей стоят особняком. Эти гиганты не ездят по общим дорогам. Они явно отличаются от своих собратьев внешним видом — характерным ковшеобразным кузовом и защитным козырьком над кабиной.
И конечно же, в первую очередь карьерная техника выделяется грузоподъемностью (даже у самых «маленьких» она составляет порядка 30 тонн), мощностью и вместимостью кузова. Прочитайте статью про карьерные экскаваторы.
Есть среди этих машин и вовсе циклопические, поражающие воображение случайного обывателя. Это самосвалы с грузоподъемностью свыше 200 тонн, размерами сравнимые с многоэтажным домом.
Человек, далекий от горного дела, может увидеть такое чудо техники только на специализированной выставке, ведь перемещаются вне карьера они в разобранном виде на паре десятков железнодорожных платформ.
На сегодняшний день самым большим из гигантских самосвалов является БелАЗ 75710 (см. рейтинг самых больших карьерных самосвалов тут). Этот автомобиль, выпущенный белорусским заводом в 2014 году (читайте про завод тут), поднял порог грузоподъемности до 450 тонн, победив, таким образом, ближайшего конкурента в лице Liebherr T 282B, способного везти 363 тонны породы.
Любопытно, что на фото БелАза 450 тонн, сделанных снизу, грузовая платформа кажется совсем небольшой.
Описание и сфера применения карьерного самосвала
БелАЗ грузоподъемностью 450 тонн представляет собой самосвал для работы в глубоких открытых карьерах. Движение такого автомобиля по дорогам общего пользования практически неосуществимо, так как грозит разрушением дорожного полотна и потребовало бы масштабной работы по перемещению инженерных сооружений.
Эксплуатация БелАза возможна в любых климатических условиях на нашей планете, от -50 до +50°С. Работа при экстремально низких температурах обеспечивается благодаря предпусковому подогреву масла и охлаждающей жидкости.
Двигатель и трансмиссия
За движение грузовика отвечают два дизельных V16 по 1750 кВт (2300 л.с.) каждый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом (у самого гигантского тягача МАЗ-7907 – 1200л.с). Их работу контролирует электронная система управления DDEC. От частиц грунта и породы защищает трехступенчатая очистка и фильтрация воздуха.
От перегрева агрегаты спасает двухконтурная система охлаждения с принудительной циркуляцией, предусмотрен и теплообменник для охлаждения масла. Передача крутящего момента осуществляется посредством гидравлической муфты с автоматическим управлением.
Работа системы охлаждения требует почти 900 литров антифриза!
Трансмиссия самосвала электрическая. Генераторы переменного тока, специально спроектированные Siemens для тяговой установки, имеют мощность 1704 кВт. Каждое из четырех мотор-колес — 1200 кВт.
Неоспоримым достоинством такой системы является плавная регулировка тягового усилия и отсутствие изнашивающихся узлов, и за счет этого — низкие эксплуатационные затраты при высокой производительности. А вот и видео:
При повреждении одного мотор-колеса БелАз способен доехать до места ремонта самостоятельно!
Рулевое управление
Рулевое управление самосвала
Рулевое управление БелАЗ 75710 весьма удобно для столько тяжелого грузовика и соответствует требованиям стандарта ISO 5010, а именно:
- имеет независимый рабочий контур и приоритет над другими узлами
- гидравлическая система рассчитана исходя из четырехкратного запаса прочности
- за работой рулевого механизма следит электронная система контроля
Гидроусилитель руля с давлением 16,5 МПа управляется насосом с переменной подачей и оснащен пневмогидравлической аварийной системой. Современный рулевой механизм и две независимые колесные оси позволяют уверенно говорить, что БелАЗ 450 тонн является легко управляемым и весьма манёвренным автомобилем в своем классе.
Кузов и кабина машины
Изготовленные из высокопрочной легированной стали сварной кузов и рама защищены от коррозии и по праву считаются предметом гордости конструкторов, создавших БелАз 450 тонн. Технические характеристики системы опрокидывания позволяют двум телескопическим гидроцилиндрам поднять многотонную платформу всего за 26 секунд.
Кабина самосвала оснащена климатической установкой. Безопасность водителя гарантируется не только козырьком и ребрами жесткости, но и системой безопасности ROPS, которая раскидывает подушку безопасности над водителем и пассажиром при превышении допустимых значений крена.
Уровень вибрации в кабине не превышает 80 дБ. Вклад в безопасную эксплуатацию вводит и электродинамическая система стояночного тормоза, способная переключиться с тяги на торможение всего за 1 секунду при любой скорости автомобиля.
Технические характеристики – грузоподъемность, расход топлива, максимальная скорость, масса
Габаритные размеры и масса
- Д х Ш х В — 20,6 х 9,9 х 8,2 м
- Колесная база — 8,0 м
- Собственная масса — 360т
- Грузоподъемность — 450 т
- Полная масса — 810 т
Распределение нагрузки по осям
- 60/40 в порожнем состоянии
- 50/50 в загруженном виде
Двигатель (каждый)
- Мощность — 2300 л. с. на 1900 об/мин
- Крутящий момент — 9313 Нм на 1500 об/мин
- Общий объем — 65 л
Эксплуатационные характеристики и объемы
- Расход топлива — 330 л/час
- Максимальная скорость — 64 км/ч
- Объем кузова — 158 м3, максимальная загрузка до 269м3
- Объем топливного бака — 2х2800 л
- Максимальный преодолимый уклон — 18%
- Радиус поворота — 19,8 м
- Колесная формула — 4х4
Для сравнения характеристик можете также ознакомиться с самосвалом ГАЗон НЕКСТ.
Один из самых известных заводов, производящим грузовики является Камаз. Сравнить модели Камаза по габаритам можно в этой статье.
О недавних разработках завода можно прочитать тут.
А истории развития завода Камаз описана в этой статье.
Диаметр шин на колесах
Бескамерные 59/80R63 с радиальным протектором. Диаметр колеса – 4 метра.
Стоимость одной покрышки Bridgestone Titan для БелАЗ 450 тонн – 42500 $. Цена, вполне соответствующая шине с габаритами и массой среднего африканского слона.
Сколько стоит новый самый большой автомобиль БелАз 450 тонн?
Цена карьерного гиганта на сайте производителя, разумеется, не указана. Различные источники в интернете расходятся в оценке от 2 до 9 миллионов долларов США за новый БелАз 450 тонн. Цена в рублях, соответственно может составить порядка 600 миллионов при актуальном на начало 2016 года валютном курсе.
Исходя из стоимости покрышек, «обувка» на БелАз 75710 стоит 340 тыс. долларов, так что цифра 2 млн кажется заниженной.
Вне всякого сомнения, БелАз 75710 с грузоподъемностью 450 тонн является уникальным автомобилем. Он надолго установил новый стандарт для карьерных самосвалов сверхбольшой грузоподъемности и дал толчок к разработке экскаваторов с ковшом более 70 кубов, которые смогут в полной мере проявить потенциал белорусского атланта.
Прочитайте статью про экскаваторы Катерпиллер.
И пусть в мире немного карьеров, где может работать такая техника, само ее существование является доказательством конструкторского гения и, конечно, радует многочисленных фанатов гигантских машин. У нас на сайте вы можете прочитать и про гигантский аэродромный тягач МАЗ-541.
Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей про асфальтоукладчик.
Источник: https://MachinSpec.com/str/samosval/belaz-75710.html
130-тонные самосвалы БелАЗ в карьерах России — Журнал Горная промышленность
И.Ф.Бондарев, заместитель директора РПСУП «БелАЗ-сервис»
Новое поколение карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 130 тонн серии 7513 уверенно пришло на смену выпускаемым с 1994 г. самосвалам грузоподъемностью 120 тонн (серия 7512).
В машине нового поколения применена электрическая трансмиссия переменно-постоянного тока с пуско-регулирующей аппаратурой на базе микроэлектроники, установлен более мощный, надежный и экономичный двигатель КТА-50С фирмы Cummins, установлены объединенная гидросистема, дисковые тормоза с гидроприводом, кабина с элементами системы ROPS.
Значительно повышена эффективность системы электродинамического торможения, которая позволяет замедлить движение самосвала вплоть до полной остановки. В электроприводе БелАЗ-75131 внедрены электронные блоки, упрощающие обнаружение неисправности электропривода и их устранение.
Вынос наружу рабочих тормозных механизмов обеспечил удобство замены и обслуживания деталей тормозных систем, как рабочей, так и стояночной. С применением системы автоматической смазки Lincoln значительно повышена надежность ходовой части и рулевого управления.
Необходимо отметить значительное улучшение условий труда водителя в новом самосвале: значительно снижен уровень вибрации и шума в кабине, все машины снабжены кондиционерами, надежно работают отопители. Более высокая производительность и низкий удельный расход топлива в сочетании с высокой надежностью выгодно отличают их от ранее выпускавшихся БелАЗов.
В зависимости от комплектации 130-тонные самосвалы в настоящее время выпускаются двух модификаций – 75131 и 75132, хотя их модельный ряд предусматривает до десятка исполнений.
По требованию заказчика самосвалы могут выпускаться для различных климатических условий, комплектоваться кузовами для перевозки пород различной плотности, оснащаться системой компьютерной диагностики. Предусматриваемое оснащение отвечает требованиям диспетчеризации карьеров, разработки по которым ведутся как отечественными, так и зарубежными компаниями.
Все модели самосвалов серии 7513 комплектуются системами централизованной смазки и контроля загрузки.
В конце 2002 года объединение отгрузило заказчику сотый номер шасси БелАЗ-75131. География поставок этих машин весьма обширна – от Мурманска (шасси №1) до Хабаровска (шасси №100).
В таблице приведены предприятия России, эксплуатирующие БелАЗ-75131 и 75132, а также данные по региональным предприятиям «БелАЗ-сервис», осуществляющим техническое сервисное обслуживание машин.
Системой сервисной поддержки техники региональными предприятиями «БелАЗ-сервис» во всех районах поставки обеспечивается коэффициент технической готовности (КТГ) машин на уровне 0.9. Спектр сервисных услуг, определяемый системой менеджмента качества, включает в себя:
- консультации покупателей перед приобретением ими техники;
- подготовка персонала предприятия к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
- приведение техники в рабочее состояние на месте ее эксплуатации (руководство сборочными и монтажными работами, наладка систем, испытания и демонстрация её покупателю в действии);
- сбор и систематизация информации об эксплуатации техники, в том числе зарубежных аналогов, (условия, продолжительность, «плюсы и минусы» конструкции, отказы в работе, КТГ, себестоимость перевозок, квалификация персонала и т.д.) и какие при этом высказываются замечания, жалобы, предложения и доведение до соответствующих служб объединения собранной информации;
- обеспечение полной технической готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока нахождения его у потребителя;
- планирование производства и оперативная поставка запасных частей и содержание для этого необходимой сети складов, тесный контакт с изготовителями запасных частей и смежниками;
- разработка и реализация схем оптимального размещения технических центров, опорных пунктов и представительств, а также зон их обслуживания;
- организация рассмотрения рекламаций и претензий потребителей к качеству продукции в гарантийный период;
- организация обучения и повышения квалификации работников службы технического сервиса и персонала эксплуатирующих предприятий;
- сбор и систематизация информации о том, как ведут сервисную работу конкуренты, какие новшества сервиса они предлагают клиентам.
Ниже приводятся отзывы руководителей некоторых региональных предприятий «БелАЗ-сервис» о карьерных самосвалах грузоподъемностью 130 тонн серии 7513, экплуатирующихся в подведомственных им регионах.
Геннадий Черванёв, директор ООО «Кольский Белавтосервис»
На Ковдорском ГОКе в течение почти трех лет эксплуатируется БелАЗ-75131 с номером шасси 15. Машина не потерялась на фоне одного из лучших зарубежных аналогов (самосвал САТ-785С грузоподъёмностью 136 тонн), которые также эксплуатируются на комбинате, и показатели производительности на тонну грузоподъёмности у них были практически равными.
Приведем некоторые годовые технико-экономические показатели работы самосвала БелАЗ-75131 №15:
- грузооборот – 5772.7 тыс.ткм;
- коэффициент технической готовности – 0.9;
- коэффициенты использования:
- парка – 0.87;
- пробега – 0.472;
- грузоподъёмности – 0.976;
- плечо перевозки – 4.13 км;
- сменность работы – 2.7;
- среднесуточное время в наряде – 21.7 ч;
- уд. расход топлива – 95.4 г/ткм;
- годовой пробег – 96.5 тыс.км;
- средняя эксплуатационная скорость – 14.0 км/ч;
- среднесуточная производительность – 181.46 тыс.ткм.
Следует отметить, что среднесуточная производительность аналога САТ-785 С при грузоподъёмности 136 т и плече перевозки 4.19 км выше только на 7%, а показатель фактической себестоимости 1 ткм у БелАЗ-75131 лучше на 6.2%.
Анализируя в целом показатели, характеризующие эффективность использования самосвалов, можно сделать вывод: эксплуатация БелАЗ-75131 обеспечивает качественно высокие технико-экономические показатели. В условиях Ковдорского ГОКа с практической высотой подъёма груза около 450 метров, самосвал САТ-785С не имеет какого-нибудь значительного преимущества перед 130-тонником, производимым ПО «БелАЗ».
В настоящее время на предприятие поставлены еще две машины БелАЗ серии 7513.
При этом практически все замечания и предложения специалистов комбината и нашей сервисной службы учтены в конструкции вновь поставленных машин.
Модернизация коснулась таких основных узлов как рама, корпус редуктора электро-мотор колеса, рулевого управления. Сборка, наладка и запуск самосвалов проведены под руководством специалистов ПО «БелАЗ».
Вот как отозвался о новой машине старший экипажа Иван Сабуров: «Машина в целом неплохая. Двигатель надёжный – 16-цилиндровый дизель Cummins английской сборки. Сделан двигатель с большим запасом мощности, достаточной и для машины, способной перевозить за одну ходку до 150 тонн груза.
Конструкторы большинство замечаний и предложений эксплуатационников учли, и на новых машинах раму значительно усилили, внесли в конструкцию машины и другие изменения по нашим просьбам. Гидравлика, к примеру, стала надёжнее.
Все машины этой серии оборудованы электронными весами и внешней световой сигнализацией, предупреждающей экскаваторщиков о перегрузе. Словом, техника на вполне приличном уровне».
Евгений Морозов, директор ЗАО «Кузбасс-БелАЗ-сервис»
Анализируя результаты работы 130-тонников в регионе Кузбасса, хотелось бы на основе отчётных данных ХК «Кузбассразрезуголь» отметить, что благодаря внедрению в технологию добычи угля в 2001–2002 гг. новой, современной карьерной техники производства ПО «БелАЗ», существенно повысились показатели работы компании.
Новые самосвалы выгодно отличаются от ранее поставленных производительностью и экономичностью. В целом по парку за девять месяцев объём перевозок одним среднесписочным самосвалом составил 1.613 млн.т, удельный расход топлива – 92.38 г/ткм, коэффициенты использования: парка – 0.87, грузоподъёмности – 0.81, средняя эксплуатационная скорость – 12.
1 км/ч, коэффициент технической готовности – 0.91–0.93. Простои самосвалов по техническим причинам составляют менее 10% от общих внутрисменных простоев. По мнению водителя БелАЗ-75131 (шасси №39) ОАО «Разрез Кедровский» Александра Наумова, самосвал в сравнении со 120-тонником БелАЗ-7512, на котором он отработал более шести лет, более надёжен в работе.
Особенно это касается дизель-генераторной установки и гидравлических систем.
Константин Мирошник, директор ООО«БелАЗ-сервис-Айхал»
АК «АЛРОСА» в 1999 и 2001 году были приобретены два самосвала БелАЗ-75131 шасси №11 и №35, которые в настоящее время эксплуатируются автобазой технологического транспорта Айхальского ГОКа в карьере трубки «Юбилейная».
Климатические условия этого региона характеризуются продолжительным периодом с низкими температурами окружающего воздуха, достигающими –65°С. Снежный покров сохраняется на протяжении 8–9 месяцев в году.
В летнее время температура может достигать 30–35°С.
Парк автобазы составляют 58 карьерных самосвалов грузоподъемностью 120–136 тонн. Объем грузоперевозок в 2001 году достиг 38.6 млн. тонн, грузооборот 157.9 млн.ткм. Глубина карьера в настоящее время составляет 250 м.
Необходимо отметить, что ПО «БелАЗ» поставляет карьерные самосвалы для АК «АЛРОСА» по согласованным техническим требованиям, в разработке которых принимают участие специалисты обеих сторон.
На эксплуатируемых АГОКом самосвалах БелАЗ-75131 установлен дизельный двигатель КТА-50С фирмы Cummins, мощностью 1500 л.с.
, который оборудован гидромуфтой привода вентилятора с автоматическим включением и более мощным генератором зарядки аккумуляторных батарей.
Внешние системы двигателя оснащены предпусковым подогревателем и топливным фильтром с подогревом от системы охлаждения, установлено боковое и нижнее капотирование двигателя.
На шасси №35 применен тяговый электродвигатель ТЭД-6 мощностью 520 кВт производства АО «Электросила» вместо японского TDK 8940A, установленного на шасси №11. В гидросистеме рулевого управления установлен насос-дозатор фирмы Danfoss, более надежный, по сравнению с применяемым ранее.
По опыту эксплуатации шасси №11 с целью повышения долговечности была значительно изменена конструкция рамы и усилена грузовая платформа, внедрен целый ряд мероприятий по улучшению качества и повышению надежности узлов ходовой части и тягового электропривода.
Самосвалы были укомплектованы централизованной системой смазки
Lincoln, обеспечивающей снижение трудоемкости технического обслуживания, системой пожаротушения СКП и хорошо зарекомендовавшими себя шинами 33.00-51 фирмы Bridgestone.
Самосвал, который был введен в эксплуатацию в августе 2001 года, отработал с достаточно высокими показателями.
За прошедший год эксплуатации, имея пробег 94.5 тыс.км, самосвал заслужил положительную оценку водителей и обслуживающего персонала. Ими особенно отмечаются высокая плавность хода, превышающая не только зарубежные аналоги, но и характеристики БелАЗ-75125, а также высокие тягово-динамические качества.
В ходе эксплуатации самосвала выявилась недостаточная надежность установки вентилируемых тормозных резисторов и элементов пускорегулирующей аппаратуры. Отмечены случаи заклинивания насосов цилиндров передней подвески, что объясняется некачественным изготовлением деталей.
В условиях низких температур оказалась недостаточной термоизоляция кабины и эффективность отопителя. С руководством Айхальского ГОКа имеется договоренность о замене поворотных рычагов и тормозных механизмов на усовершенствованные, будут проведены работы с целью улучшения температурного режима на рабочем месте водителя.
Эти меры будут реализованы силами ПО «БелАЗ».
При выборе модели карьерного самосвала, для замены парка устаревших машин у специалистов имелись сомнения в работоспособности БелАЗ-75131 при увеличении глубины карьера до 500 м и более. Поэтому было принято решение о проведении оценочных испытаний в условиях карьера «Удачный» с участием специалистов ПО «БелАЗ» и ОАО «Электросила».
Карьер характеризуется большими уклонами в нижней части, имеет глубину более 500 м и находится примерно в 100 км от карьера «Юбилейный». Испытания были проведены в июне 2002 г. в течение 4-х смен работы самосвала БелАЗ-75131 на линии.
Загрузка производилась на нижней отметке карьера. При контрольных взвешиваниях дважды на весах Удачнинского ГОКа масса перевозимого груза составила 129.1 и 135.3 тонны.
Один рейс был выполнен для определения предельных возможностей самосвала с загрузкой 160 тонн.
Разгрузка производилась на рудном складе, при въезде на который имелся небольшой по протяженности участок с уклоном более 15% (движение самосвала в течение 25 секунд осуществлялось на предельных значениях токов тяговых электродвигателей).
Самосвал эксплуатировался в одном потоке с самосвалами CAT 785C грузоподъемностью 136 т и имел более высокую скорость во время движения с грузом вверх. Проведенные замеры температур узлов тяговых электродвигателей показали наличие запаса по нагреву обмоток возбуждения 45–50°C и по коллектору 70°С.
- Результаты проведенных испытаний показали, что самосвал БелАЗ-75131 по тягово-динамическим характеристикам превосходит CAT 785 C, и подтвердили, что он может эффективно эксплуатироваться в карьерах, имеющих глубину более 500 м.
- Опыт эксплуатации машин и проведенные оценочные испытания шасси №35 позволили специалистам Айхальского ГОКа с уверенностью заявить о целесообразности ежегодного приобретения новых партий таких самосвалов.
- Владимир Черных, директор ООО «КМА-БелАЗ-сервис»
На территории Белгородской и Курской областей находятся три крупнейших горнорудных предприятия – ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Михайловский ГОК».
Это огромные производственные комплексы, в технологической цепочке которых (от добычи кварцитов до производства железорудного сырья – окатышей) существенную роль играют карьерные самосвалы.
На их долю приходится до 80% всех перевозок на карьерах, включая перевозку горной массы, специальные и вспомогательные работы.
В настоящее время на трех комбинатах парк БелАЗ-75131 насчитывает 11 самосвалов выпуска 1999–2002 гг. В результате опыта, который приобрели на сегодняшний день предприятия при эксплуатации БелАЗ-75131, можно отметить высокий уровень конструктивной разработки, позволяющий успешно конкурировать этому самосвалу с зарубежными аналогами.
По предложениям специалистов транспортных служб ГОКов заводчанами постоянно проводятся совершенствование конструкции самосвала и улучшение его эксплуатационных характеристик, а именно:
- установлен, зарекомендовавший себя с лучшей стороны, электродвигатель ТЭД-6 производства АО «Электросила» (Санкт-Петербург);
- доработан шкворневой узел передней оси;
- увеличена ходимость тормозных накладок тормозной системы;
- осуществлен более тщательный технический контроль сборки узлов гидросистемы и редуктора мотор-колеса;
- выполнена доработка контролирующих датчиков системы взвешивания перевозимого груза, давления в гидросистеме рулевого управления, уровня масла в гидробаке;
- производится установка системы учета и контроля уровня топлива в баке.
Все это выводит наш 130-тонный «богатырь» на самый высокий мировой уровень, обеспечивая постоянное увеличение наработки на отказ по узлам агрегатам и повышение надежности в целом.
Сегодня можно сказать, что БелАЗ-75131 является современным самосвалом с выразительной внешностью и индивидуальным характером, воплотившим в себя прогрессивные технические решения.
Журнал «Горная Промышленность» №6 2002
Источник: https://mining-media.ru/ru/article/transport/1629-130-tonnye-samosvaly-belaz-v-karerakh-rossii