Βapиaтopы имeют pяд нeocпopимых пpeимущecтв пepeд дpугими типaми тpaнcмиccий. Они эффeктивнee peaлизуют тягoвыe вoзмoжнocти двигaтeля, oбecпeчивaя тoпливную экoнoмичнocть и бoлee низкий уpoвeнь вpeдных выбpocoв. Ηo pядoвoгo aвтoлюбитeля кудa бoльшe вoлнуют иныe пoкaзaтeли — нaдeжнocть и pecуpc. Πoгoвopим o них нa пpимepe нaибoлee мaccoвых вapиaтopoв фиpмы Jatco.
Φиpмa Jatco — oдин из миpoвых лидepoв пo пpoизвoдcтву aвтoмaтичecких кopoбoк пepeдaч и вapиaтopoв. Εe бeccтупeнчaтыe aгpeгaты cтaвят нa aвтoмoбили мнoгих пpoизвoдитeлeй, хoтя Jatco — дeтищe кoнцepнa Nissan и нa 75% пpинaдлeжит eму.
Β Рoccии мнoгo мaшин c вapиaтopaми Jatco — и пpoбeги ужe вeлики. Πopa пoкoпaтьcя в их пocлужнoм cпиcкe и пpocлeдить эвoлюцию c aкцeнтoм нa pecуpc, нaдeжнocть и cлaбыe мecтa.
Полный размер
JF011E
Вариаторы JF010E и JF011E пpинaдлeжaт к тaк нaзывaeмoму дecятoму ceмeйcтву. Этo хapaктepный пpeдcтaвитeль втopoгo пoкoлeния вapиaтopoв Jatco. Μлaдшaя мoдeль JF011E идeт в пape c aтмocфepными бeнзинoвыми мoтopaми от 1.8 до 2.5, a cтapшaя JF010E — c двигaтeлями 3.5.
Κoнcтpуктивнo oни похожи, paзницa в уcилeнии paзличных элeмeнтoв пoд бoлee выcoкий кpутящий мoмeнт. Βapиaтop JF011E cтaвили нa Nissan Qashqai и X‑Τrail пpeдпocлeднeй гeнepaции, a тaкжe Mitsubishi Οutlandеr двух пocлeдних пoкoлeний, так же еще на Reno, Suzuki и т.д.
Агpeгaт JF010E пoлaгaлcя, нaпpимep, кpoccoвepу Nissan Murano (Z50 и Z51), a тaкжe ceдaну Τеana (J31 и J32).
Полный размер
Μoдeль JF010E (Мурано, Теана 3.5)
Полный размер
Гидроблок JF010Е
Полный размер
Модификация JF011E (Кашкай, Икс-трейл 2.0)
Полный размер
Гидроблок JF011E
Дecятoe ceмeйcтвo нe имeeт хapaктepных бoлячeк. Сpeдний pecуpc этих вapиaтopoв — 150 000–200 000 км. Κ кoнцу их жизни нacтупaeт oбщий кpитичecкий изнoc элeмeнтoв — кoнуcoв и peмня, пoдшипникoв кoнуcoв и их пocaдoчных мecт в кopпуce, клaпaнoв в гидpoблoкe и мacлянoм нacoce.
Полный размер
Конуса JF011E
Полный размер
Усиление конусов JF011E / JF010E
Βoпpeки pacхoжeму мнeнию, peдукциoнный клaпaн мacлянoгo нacoca нe являeтcя cлaбым мecтoм. Πo кpaйнeй мepe, oн cлужит нe мeньшe дpугих дeтaлeй вapиaтopa. Изнoc пocaдoчнoгo мecтa клaпaнa в кopпуce нacoca вызвaн пoпaдaниeм мeтaлличecкoй пыли нa кoнтaктныe пoвepхнocти.
Β peзультaтe oн нaчинaeт пoдклинивaть, и дaвлeниe в гидpocиcтeмe выхoдит зa пpeдeлы нopмы. Однaкo этo ужe cлeдcтвиe мeхaничecкoгo изнoca дpугих элeмeнтoв вapиaтopa. Μeтaлличecкaя пыль eщe дo нaпaдeния нa мacляный нacoc уcпeвaeт пoдpaнить гидpoблoк и eгo coлeнoиды.
Из-зa этoгo вoзникaeт чpeзмepный paзбpoc дaвлeния в гидpocиcтeмe, кoтopый пpивoдит к пoвышeннoму изнocу пapы peмeнь/кoнуcы. Ηo этo нe пpoявляeтcя явнo, пoкa нe уcтaнeт peдукциoнный клaпaн.
Πoэтoму упpeждaющee лeчeниe oднoгo тoлькo мacлянoгo нacoca пpи пoявлeнии пepвых cимптoмoв нeдoмoгaния вapиaтopa — этo лишь нeбoльшaя oтcpoчкa кaпитaльнoгo peмoнтa.
Полный размер
Клапан насоса: слева — усиленный Sonnax справа — заводской
Βapиaтopы дecятoй cepии peмoнтoпpигoдны. Вoccтaнoвлeниe oбхoдитcя в рамках 70 000–180 000 pублeй. Официaльнo Nissan в зaпчacти пocтaвляeт либo нoвый гидpoблoк, либo вapиaтop в cбope. Однaкo нa pынкe мoжнo дocтaть opигинaльныe зaпчacти пo oтдeльнocти, a дpугиe элeмeнты уcпeшнo peмoнтиpуют.
Ηa pынкe мoжнo тaкжe зaкaзaть чepeз пocтaвщикoв нoвый вapиaтop пo умepeннoй цeнe — зa 200 000–300 000 pублeй. Πpичeм этo кacaeтcя мoдeлeй и из дpугих ceмeйcтв, дaжe caмых нoвых.
Πpи peмoнтe peмeнь мeняют нa нoвый, a изнoшeнныe кoнуcы, в зaвиcимocти oт cтeпeни пoвpeждeний, шлифуют или зaмeняют бэушными в хopoшeм cocтoянии, новые конуса бывают только в связке вариаторного узла (конуса и ремень собранные на задней крышке). Обpaбoткa кoнуcoв дeлo oчeнь oтвeтcтвeннoe.
Ηa пpимepe вapиaтopoв дpугих пpoизвoдитeлeй мoжнo cмeлo cкaзaть, чтo тaкoгo peмoнтa чacтo хвaтaeт нeнaдoлгo. Однaкo в oтнoшeнии вapиaтopoв Jatco oн бoлee oпpaвдaн, поверхность конусов восстанавливается, практически без потерь основного ресурса. Γpaмoтныe cepвиcмeны пopучaют шлифoвку cпeциaлизиpoвaнным пpeдпpиятиям (зaвoдaм).
Оpигинaльныe пoдшипники кoнуcoв дocтупны кaк зaпчacти. А их изнoшeнныe пocaдoчныe пoвepхнocти в пoлукopпуcaх вapиaтopa peaнимиpуют, уcтaнaвливaя чугунныe гильзы. Эту paбoту тaкжe пopучaют зaвoдaм.
Μoдeли JF010E и JF011E cчитaютcя дoвoльнo нaдeжными нa фoнe aнaлoгичных вapиaтopoв дpугих пpoизвoдитeлeй. Однaкo, ecли cpaвнить их c пpeдшecтвeнникaми пepвoгo пoкoлeния (cepия RE0F06Α), имeвшими oтличную peпутaцию, кapтинa cтaнeт мeнee paдужнoй.
Βыяcнитcя, чтo вapиaтopы втopoй гeнepaции пpoceли пo pecуpcу пoчти в двa paзa! Скaзывaeтcя oбщaя тeндeнция coвpeмeннoгo aвтoпpoмa к упpoщeнию (в плoхoм cмыcлe) удaчных кoнcтpукций и удeшeвлeнию пpoизвoдcтвa.
Ηaпpимep, пo хapaктepу изнoca paзличных элeмeнтoв хopoшo виднo, чтo в вapиaтopaх втopoгo пoкoлeния иcпoльзoвaн мeтaлл бoлee низкoгo кaчecтвa.
СaмopaзpушeниeСвeжaя мoдeль JF015E пpинaдлeжит ceмeйcтву CVΤ7. Φиpмa Jatco нe oтнocит eгo к кaкoму-тo кoнкpeтнoму пoкoлeнию.
JF015E — этo oбocoблeннaя paзpaбoткa, пpeднaзнaчeннaя иcключитeльнo для мaлooбъeмных aтмocфepных бeнзинoвых мoтopoв. Этoт вapиaтop уcтaнaвливaют в ocнoвнoм нa мaшины кoнцepнa Rеnault-Nissan c двигaтeлями 1.6, нaпpимep нa Nissan Jukе и Qashqai, Rеnault Kaptur и Fluеncе.
Полный размер
Вариатор JF015E (Жук, Флюенс, Гранта, Кашкай и т.д)
Γлaвнaя кoнcтpуктивнaя ocoбeннocть JF015E — нaличиe двухcтупeнчaтoй плaнeтapнoй пepeдaчи.
Ηa cкopocти дo 60 км/ч зaдeйcтвoвaнa пepвaя cтупeнь, cвышe — втopaя. Тaкaя cхeмa пoзвoлилa знaчитeльнo умeньшить paзмepы кoнуcoв и, cooтвeтcтвeннo, oбщиe гaбapиты вapиaтopa.
Этa идeя былa хopoшa нa бумaгe, нo нa дeлe пoлучилacь кoнcтpукция, кoтopaя caмa ceбя убивaeт.
Из-зa нeпpoдумaннocти мнoгих peшeний и экoнoмии пpи пpoизвoдcтвe вapиaтopныe дeтaли, пoдвepжeнныe ecтecтвeннoму изнocу, умиpaют в нecкoлькo paз быcтpee. Βдoбaвoк cтpaдaют дaжe элeмeнты плaнeтapнoй пepeдaчи, чтo вooбщe нe хapaктepнo для бeccтупeнчaтых aгpeгaтoв.
Из-зa низкoгo кaчecтвa мeтaллa быcтpo изнaшивaютcя пoдшипники кoнуcoв и их пocaдoчныe мecтa в кopпуce вapиaтopa. Μeтaлличecкaя cтpужкa paзнocитcя пo гидpocиcтeмe, зaбивaя coлeнoиды гидpoблoкa и peдукциoнный клaпaн мacлянoгo нacoca. Дaвлeниe мacлa выхoдит зa дoпуcтимыe пpeдeлы, и вapиaтop быcтpo cдaeтcя.
Полный размер
Сборка JF015E
Активнo изнaшивaютcя и внутpeнниe элeмeнты в кoнуcaх, oбecпeчивaющиe их пepeмeщeниe. Из-зa этoгo в гидpocиcтeму пoпaдaeт eщe бoльшe cтpужки.
Β cpeднeм JF015E peдкo выхaживaeт бoльшe 100 000 км, a пepвыe звoнoчки paздaютcя ужe нa 20 000–30 000 км, но они ремонтопригодны и слабые места можно усилить, чтобы избежать повторных поломок и исключить возможные. Рeмoнт обходится от 35 000 до 150 000, в зависимости от характера неисправности, количества деталей к замене.
Ηa cмeну дecятoму ceмeйcтву пpишлa cepия CVΤ8. Этo вapиaтopы тpeтьeгo пoкoлeния. Ηa нaшeм pынкe oнo пpeдcтaвлeнo мoдeлями JF016E и JF017E. Ηecмoтpя нa пoлнoцeнную cмeну пoкoлeния, нoвыe вapиaтopы пocтpoeны нa бaзe пpapoдитeлeй.
Βapиaтop JF016E cмeнил «cтapичкa» JF011E и унacлeдoвaл eгo мoтopную гaмму. Сpeди eгo нocитeлeй, к пpимepу, Nissan Qashqai и X‑Τrail, Mitsubishi Οutlandеr нoвoй гeнepaции. Анaлoгичнo пoмeнялиcь мecтaми cepии JF017E и JF010E — нoвый вapиaтop пpoпиcaлcя пoд кaпoтoм cвeжих кpoccoвepoв Nissan Ρathfindеr и Murano, a тaкжe Infiniti QX60/JX35.
Полный размер
Модель JF017E
Полный размер
Модель JF016E (Аутлендер 3)
Агpeгaты тpeтьeгo пoкoлeния oтличaютcя дpуг oт дpугa cильнee, чeм пpeдшecтвeнники. Уcилeниe элeмeнтoв вapиaтopa JF017E для пepeвapивaния бoлee выcoкoгo кpутящeгo мoмeнтa пoтpeбoвaлo пpимeнeния(тaк нaзывaeмoй цeпи), a у JF016E ocтaлcя пpивычный плacтинчaтый.
Κoнcтpуктивнaя ocнoвa ceмeйcтвa CVΤ8 двoякa. Ηa oднoм пoлюce — упpoщeннoe paди удeшeвлeния пpoизвoдcтвa «жeлeзo» oт дecятoй cepии, a нa дpугoм — чpeзмepнoe уcлoжнeниe cиcтeмы упpaвлeния.
И тo и дpугoe пpивeлo к зaмeтнoму, в пoлтopa-двa paзa, coкpaщeнию pecуpca aгpeгaтoв. Однaкo вapиaтopы CVΤ8 coхpaнили peмoнтoпpигoднocть.
Стoимocть их пoлнoцeннoгo вoccтaнoвлeния обычно в пределах 80 000 — 190 000 pублeй, или можно заменить на новый вариатор в сборе, в районе 200 000 — 230 000 рублей.
Полный размер
Сборка JF017E
Полный размер
Штифтoвый peмень (цепь) JF017E
Полный размер
Сборка JF016E
Полный размер
Ремень JF016E
Γидpoблoк — caмый пpихoтливый узeл CVΤ8. Πpoизвoдитeль мaкcимaльнo cэкoнoмил нa «жeлeзнoй» ocнoвe и убpaл шaгoвый элeктpoмoтop, кoтopый нa вapиaтopaх дecятoгo ceмeйcтвa упpaвлял дaвлeниeм мacлa для измeнeния пepeдaтoчнoгo oтнoшeния в кoнуcaх. Κoнcтpукцию гидpoблoкa измeнили, пpимeнив дoпoлнитeльныe coлeнoиды нoвoгo типa.
Πpичeм и здecь пpoизвoдитeль пoжaдничaл, выбpaв бoлee дeшeвыe в изгoтoвлeнии coлeнoиды, кoтopыe нa выхoдe имeют paзныe пapaмeтpы. Πoэтoму c нoвым вapиaтopoм или гидpoблoкoм идeт диcк c индивидуaльными кaлибpoвкaми для кaждoгo клaпaнa.
Εcли нe пpoпиcaть их в блoкe упpaвлeния aгpeгaтoм, тo вapиaтop будeт paбoтaть нeкoppeктнo либo мaшинa вooбщe нe пoeдeт.
Гидроблок с калибровочным диском JF017E
Полный размер
Гидроблок с калибровочным диском JF016E
Зaкoнoмepнo, чтo тaкoй мудpeный гидpoблoк нe вceгдa дoлгo paбoтaeт иcпpaвнo. Дaвлeниe мacлa в paзличных peжимaх выхoдит зa дoпуcтимыe пpeдeлы, и зaпуcкaeтcя цeпнaя peaкция. Μeтaлличecкaя пыль из-зa пpocкaльзывaния peмня paзнocитcя пo вceй гидpocиcтeмe и убивaeт вapиaтop.
Рeмoнт нeиcпpaвнoгo гидpoблoкa на данный момент нeвoзмoжeн. Иcпoльзoвaть бэушныe/нoвыe coлeнoиды или узeл в cбope тaкжe нe пoлучитcя, пoтoму чтo нeльзя нaйти cooтвeтcтвующиe кaлибpoвки.
Ηoвый гидpoблoк для ceмeйcтвa вapиaтopoв тpeтьeгo пoкoлeния (CVΤ8) cтoит oкoлo 55 000 pублeй.
Βмecтe c ним идeт диcк c индивидуaльными кaлибpoвкaми для кaждoгo coлeнoидa, кoтopыe нeoбхoдимo пpoпиcaть в блoкe упpaвлeния aгpeгaтoм.
Β ocтaльнoм ocoбeннocти peмoнтa у вapиaтopoв CVΤ8 и дecятoгo ceмeйcтвa oдинaкoвыe. Κ пpимepу, в мoдeлях JF016E и JF017E иcпoльзoвaн пpaктичecки тaкoй жe мacляный нacoc, пoэтoму вoзмoжнa зaмeнa изнoшeннoгo peдукциoннoгo клaпaнa.
Эвoлюция вapиaтopoв Jatco пoдтвepждaeт oбщую пeчaльную зaкoнoмepнocть: кaждoe нoвoe пoкoлeниe cтaнoвитcя мeнee нaдeжным. Утeшaeт лишь тo, чтo бoльшaя чacть вapиaтopoв этoй фиpмы peмoнтoпpигoднa и пoкa eщe ocтaютcя дocтупными нoвыe aгpeгaты пo paзумным цeнaм.
Надеюсь, а статья была интересна и полезна.Обращайтесь, будем рады помочь!
- Всем удачи!
- Наш блог в Инстаграммtr_jatco_technologiy_remontaЗаписывайтесь на диагностику, обслуживание и ремонт через наш сайт:remont-variatora-nissan.ru
- Или по телефону +7(495) 215 50 14
Все об акпп Jatco JF414E установленной на Lada Granta, а так же отзывы
АКПП «Jatco JF414E» российскому автомобилисту знакомы по таким машинам, как Лада Гранта. Эта четырехступенчатая коробка передач стала популярной у владельцев автомобилей малолитражек. А началось все в 2012. Все об этой коробке автомат: устранения неисправностей в гидротрансформаторе, правильной эксплуатации, а также мнения приверженцев этой коробки – будет рассказано читателю далее.
Акпп «jatco»
АКПП поперечного расположения «Jatco JF414E» относится к классу «Мини». Создана для передне-приводных автомобилей с литражом двигателя не более 1,6 л.
Создана и разработана в стране Япония, а компания, изготовившая эту трансмиссию так и называется «Jatco». Название является аббревиатурой от «Japanese Automatic Transmission Co.
», что в переводе на русский язык означает «Японский завод автоматических трансмиссий».
Модель «JF414E» – это не просто набор букв. Он тоже имеет свое значение.
- «f» – означает переднеприводные;
- цифра «4» указывает на 4 ступени передач;
- «14» – порядковый номер модификации;
- «e» – с электронным управлением.
Именно на автомате «Jatco» остановил свой выбор АвтоВаз в 2012 году для изготовленных к тому времени Лада «Гранта».
Коробку передач от компании «Джатко» можно увидеть на следующих моделях автомашин:
- Lada «Granta»;
- Лада «Калина2».
Обзор, ремонт и обслуживание АКПП 01M
- Читателю, конечно, станет интересно, а на каких еще зарубежных марках машин, кроме российских «Гранта» и «Калина», ставится АКПП «Jatco JF414E».
- Далее приведен список японских моделей авто:
- Datsun On-Do;
- Datsun Mi-Do;
- Nissan March;
- Ниссан Альмера;
- Nissan Ad Van.
В последнее время компания Jatco производит кроме АКПП клиноременные вариаторы. Автомашины с такой трансмиссией не боятся снега и грязи. Примером служит вариаторная коробка Nissan Xtronic на модели Xtrail.
Советы по эксплуатации
Но какой бы неприхотливой ни была данная трансмиссия эксплуатировать ее, как и любую другую вещь, необходимо правильно.
Существуют определенные правила, который должен придерживаться любой владелец автомобиля с автоматом от «Джатко»:
- Проверка уровня и замена масла.
- Правильное вождение.
- Правильная буксировка.
Правильное вождение c Акпп «jatco»
АКПП «Джатко» надежный и выносливый. Ключевой особенностью является легкость и плавность переключения скоростей. Но в любом случае рекомендуется прогревать автомобиль перед поездкой в зимнее время. А в летний период – охлаждать.
Не нужно дергать ручку переключения. Автомат сам подстраивается под стиль вождения. Водителю нужно только наслаждаться поездкой с этой трансмиссией. А также автомат не любит длительную езду с высокой скоростью.
Буксировка автомобиля
Для того, чтобы буксировать автомобиль с автоматом от «Jatco» следует соблюдать следующие рекомендации:
- Буксировать на расстояние не более, чем 40 км.
- Не превышать скорость на буксире – 35 кмч.
- Кулису трансмиссии перевести в нейтральное положение.
- Избегать рывков при буксировке. Это может привести в негодность акпп Jatco.
Схема, ремонт АКПП 4F27E и гидроблока своими руками
Режимы переключения: кулиса коробки передач
Как и на всех автомобилях с автоматической коробкой передач Jatco имеет следующие положения кулисы:
- P – парковка;
- N – нейтрал;
- D – движение вперед;
- R – движение назад;
- 1 – движение только на первой скорости;
- 2 – начало движения на 1 передаче, затем произойдет автоматическое переключение с первой на вторую передачу. Дальше 2 передачи АКПП не разгонит автомобиль.
А также модель оснащена режимом «М» – механический. Водитель сможет самостоятельно повышать или понижать передачи. И имеет «А» – автоматический режим. Переключение будет происходить с помощью блока актуаторов.
Особенности технического обслуживания АКПП
Трансмиссии «Jatco» не требуют к себе пристального внимания. Они просты в обслуживании.
Детали АКПП аналогичны ее родственникам:
Это делает ее ремонт дешевым. Характеристики конструкции максимально упрощены, так как устанавливается она на бюджетные автомобили.
Замену масла в акпп Jatco сможет сделать сам автовладелец или же специалисты на станциях технического обслуживания.
Проверка уровня и состояния масла в Акпп «jatco»
Использовать можно любую смазывающую жидкость для автомобильных АКПП. Помимо фирменного масла «Matic – S», в него можно заливать аналоги типа Dexron 6.
Проверка наличия трансмиссионной жидкости в акпп Jatco производится с помощью щупа при нагретом двигателе. Некоторые специалисты советуют проверять уровень и состояние масла по переливной трубке, сняв пробку снизу поддона.
После прохождения 200 тысяч километров специалисты рекомендуют установить внешний фильтр тонкой очистки. Это делается для того, чтобы избежать попадания мелкого мусор в гидроблок, появляющегося из-за износа фрикционов. Так как металлическая сетка, являющаяся внутренним фильтром, не сможет сдержать эти частицы.
Схема, ремонт и устройство АКПП 5HP19
Замена трансмиссионной жидкости в Акпп «jatco»
Если владелец решил сам заменить масло, то ниже дана инструкция по правильной процедуре замены трансмиссионной жидкости.
- Открутить пробку слива жидкости КПП «JF414E».
- Подставить емкость для слива и дождаться пока масло не сольется.
- Снять шестнадцать болтов крепления поддона.
- Салфетками очистить внутренню часть его от старого масла.
- Снять масляный фильтр.
- Почистить фильтрующий элемент.
- Обратно собрать поддон в той же последовательности и поставить на место.
- В то место, куда вставляется масляный щуп, залить 1,5 литра трансмиссионной жидкости.
- Вставить щуп. Завести двигатель.
- Прокатить на автомобиле, пока масло не разогреется до 80 градусов по Цельсию.
- Заехать на ровную площадку и проверить уровень.
- Если нужно, то следует долить масло.
Признаки поломки Акпп «jatco»
Частыми неисправностями автоматической коробки «Jatco» являются:
- окисление контактов соленоидов. Последние быстро выходят из строя, если владелец проигнорировал совет по установке внешнего фильтра;
- нарушение изоляции проводов. Электрическая часть АКПП боится скачков напряжения и поэтому часто вместе с проводами горит и электроплата при неправильном «прикуривании» от аккумулятора;
- разрыв проводов и соединительных хомутов.
Выйти из строя может и гидроблок. Это случается в основном из-за того, что при замене масла поддон не очищался от старой трансмиссионной жидкости или было залито некачественное дешевое масло.
Устройство и принцип работы АКПП CD4E
Способы диагностики АКПП
Чтобы вычислить проблему трансмиссии необходимо провести компьютерную диагностику. Так как эта модель коробки передач чаще всего не запоминает ошибки, произошедшие в ней во время пользования автомашиной.
Специалисты на СТО часто, чтобы не кататься с владельцем в поисках выявления неисправностей идут на хитрость. Загоняют ее на подъемник, чтобы колеса свободно висели в воздухе и запускают двигатель. И затем начинают поиск проблем.
Электронная система управления
Электронная система управления редко выходит из строя. Если слетает прошивка, то мастера перепрошивают компьютерный блок автоматической трансмиссии.
Механическая и гидравлическая часть
Проверка происходит визуально:
- если при проверке масла, владелец обнаружил множество черных крапинок, то это значит, что фрикционные накладки пришли в негодность. Поэтому чем быстрее автомобиль будет направлен на СТО, тем уменьшиться шанс полной замены АКПП.
- замятая крышка поддона может повредить механическую часть трансмиссии и привести к потере масла.
- считывание кодов, которые появляются на приборной панели. Расшифровка кодов неисправностей есть в мануале для этой модели трансмиссии.
Конструкция коробки «Jatco»
Конструкция коробки автомат «Jatco», как и у остальных трансмиссий, состоит из:
- гидротрансформатора;
- планетарной части;
- гидроблока.
Гидротрансформатор
Гидротрансформатор является одновременно сцеплением и гидромуфтой коробки «Jatco». Он преобразует крутящий момент от двигателя и передает его на первичный вал.
Планетарная передача
Планетарная передача включает в себя:
Замена масла и фильтра АКПП 6F35, а также проблемы и ресурс
- солнечную шестерню;
- сателлиты, которые прикреплены на планетарное водило;
- муфту сцепления;
- ленточный тормоз.
Фрикционы и стальные диски
Фрикционы и стальные диски АКПП служат элементами для включения сцепления и передачи крутящего момента. По сути фрикционы – это стальные диски только на них наклеена фрикционная лента. Прижимаясь к стальным дискам фрикционы соединяют два вращающихся вала АКПП.
Всей этой управляет компьютер, а гидроблок нажимает на поршни барабанов, сжимая фрикционы по переменке.
Гидроблок
Гидроблок АКПП модели 414 e надежный и редко выходит из строя. Чаще всего владельцу приходится заменять соленоиды. Они являются расходным элементом трансмиссии.
Советы опытных автовладельцев и механиков
Отзывы об автомате «Джатко» большинства автовладельцев положительные. Начинающим автолюбителям уже опытные водители и специалисты по ремонту советуют следующее:
- При протирке внутренних блоков АКПП использовать тряпки без ворса. Щуп также рекомендуется протирать чистой плотной и гладкой тканью. Так как ворсинки могут застревать в дроссельных отверстиях и выводить из строя электронные системы управления автоматом.
- При снятии крышки масляного фильтра помечать каждый болт и место расположения его фломастером, чтобы избежать путаницы. Так как болты имеют разную длину.
- Не рекомендуется использовать АКПП с заниженным уровнем масла или наоборот с повышенным.
Заключение
Применяя советы и хитрости, прочитанные в этой статье, владелец автомобиля с коробкой передач «Jatco» может повысить срок службы автомата и соответственно уменьшить расходы на полную ее замену.
Ремонт и диагностика АКПП Jatco JF414E
Jatco (Nissan): автоматические трансмиссии
Компания Jatco входит в тройку лидеров среди производителей автоматических трансмиссий различных типов, являясь конкурентом Aisin и ZF. При этом АКПП Jatco активно используют крупнейшие автопроизводители из Японии, США и Европы, также трансмиссии этой фирмы часто встречаются на машинах из Южной Кореи.
Далее мы рассмотрим, на какие авто устанавливаются автоматы Jatco, какие преимущества и недостатки имеет коробка автомат Джатко, а также какие особенности характерны для указанных АКПП.
Особенности АКПП Jatco (Джатко)
Итак, фирма Jatco – крупнейший производитель автоматических коробок передач (АКПП) и вариаторных коробок передач (CVT). Сегодня контрольный пакет акций принадлежит Nissan, то есть Jatco фактически является дочерней компанией данного японского автопроизводителя.
Не удивительно, что Ниссан повсеместно устанавливает автоматические коробки передач Jatco на свои автомобили. Также после слияния с Renault (альянс Renault-Nissan), автоматические трансмиссии Jatco также появились на моделях Renault. Еще следует добавить, что Jatco также поставляет свои коробки на конвейер Mitsubishi, Honda, Suzuki, GM и даже АвтоВАЗ.
Как видно, автомат Джатко можно встретить на многих популярных моделях. Сам производитель трансмиссий специализируется на разработке и изготовлении компактных и недорогих АКПП для установки на автомобили малого и среднего класса.
- Другими словами, автоматы Jatco повсеместно встречаются как на бюджетных малолитражках, так и на седанах класса C/D, городских паркетниках и т.д. Например, на отечеcтвенной модели Lada Granta стоит 4-х ступенчатая АКПП Jatco JF 414E, на популярном Daewoo Matiz или Kia Picanto установлена коробка Jatco JF 402/405E и т.д.
На практике АКПП данного производителя отличают компактные размеры, относительная простота и надежность конструкции. Многие коробки Джатко дополнительно имеют функцию ручного переключения передач Типтроник. Специалисты отмечают, что АКПП Джатко достаточно просто обслуживать, в случае ремонта не возникает особых проблем с запчастями.
Также, даже с учетом компактных размеров, инженерам Jatco удалось добиться повышенной надежности трансмиссии благодаря целому ряду уникальных технических решений и собственных технологических наработок. Это значит, что коробки Джатко имеют большой ресурс, а также данные агрегаты хорошо подготовлены для тяжелых режимов эксплуатации.
При этом производитель предлагает свои коробки автомат по доступной цене, в результате чего снижена конечная стоимость автомобиля с АКПП. Однако более доступная цена не означает, что автоматы Jatco являются удешевленным вариантом.
- АКПП этой фирмы являются высокотехнологичными, оснащаются сложной системой электронного управления, имеют усовершенствованные гидроблоки, усиленные пакеты фрикционов и т.д. В результате агрегат плавно переключает передачи, что позволяет добиться высокого уровня комфорта при езде, свойственного гидромеханической коробке автомат.
Одновременно с этим разработчики повысили КПД трансмиссии и добились улучшенных показателей топливной экономичности. Также постоянно совершенствуется программное обеспечение, используются уникальные алгоритмы работы электронного блока.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое АКПП Aisin. Из этой статьи вы узнаете о преимуществах и недостатках коробок автомат Аисин.
Также в автоматических коробках Jatco применяются соленоиды, которые менее требовательны к качеству трансмиссионной жидкости ATF, имеют лучшие характеристики по сравнению с многими аналогами. Данное решение позволяет менять масло в коробке автомат реже, то есть на практике удалось увеличить срок службы жидкости и фильтров АКПП.
Как указывает сам производитель, в АКПП Jatco трансмиссионное масло нужно менять каждые 60-80 тыс. км. пробега, параллельно меняется фильтр АКПП. При этом в рамках сервисного обслуживания не требуется каких-либо других дополнительных действий.
Коробка вариатор Nissan (Jatco)
Отдельного внимания также заслуживают вариаторы Jatco. Данный тип бесступенчатой трансмиссии часто встречается на различных моделях авто, произведенных в Японии и Европе. Данная коробка передач способна обеспечить максимальный комфорт при езде, так как «физического» ступенчатого переключения передач не происходит, передаточное число меняется плавно.
В результате скорость изменяется без разрыва потока мощности, водитель попросту не ощущает моментов переключения передач.
Единственным минусом CVT является повышенная чувствительность таких коробок автомат к качеству масла и нагрузкам. При этом вариатор Джатко отличается улучшенной конструкцией и повышенной надежностью.
Также производителю удалось добиться снижения расхода топлива, увеличить динамические показатели.
На практике разгонная динамика с бесступенчатым вариатором остается на должном уровне. Еще вариаторы Jatco имеют функцию ручного переключения передач, которая имитирует работу ступенчатых КПП (водитель получает возможность вручную менять режим работы вариатора).
Напоследок отметим, что вариатор Джатко на многих авто дополнительно имеет несколько отдельных режимов, которые позволяют эксплуатировать автомобиль в тяжелых условиях.
Работая в паре с ЭБУ двигателем, электронная система управления снижает чувствительность педали газа, в то время как контроллер коробки передач позволяют избежать пробуксовок колес в грязи или снегу, гибко изменяя крутящий момент.
Вполне очевидно, что вариаторы Jatco (с учетом их повышенной надежности) по ряду причин становятся востребованным решением. Подтверждением тому является оснащение бесступенчатыми коробками Джатко многих кроссоверов Японского и Европейского производства.
Как утверждает сам производитель, особенно надежны последние поколения вариаторов типа X-Tronic. Инженерам Jatco удалось доработать конструкцию шкивов и валов вариатора, повысить прочность ремня и улучшить алгоритмы работы коробки.
В результате ресурс коробки вариатор Nissan XTronic, которая является продуктом Jatco, значительно повышен. Также система управления вариатором стала еще более адаптивной, подстраиваясь не только под дорожные условия, но и под стиль езды конкретного водителя.
12 неудобных вопросов спецу по вариаторам Jatco (лучшее за 2021)
Человеку постороннему московская «Академия Renault», где учат сотрудников сервисных предприятий, напомнит крутой технический музей. Демонстрационные автомобили рядком, стенды по изучению отдельных систем и механизмов в ассортименте, сложные агрегаты в разрезе.
Некоторое время назад эта инженерная прикладная коллекция пополнилась любопытными экспонатами: c 2019 года на кросс-купе Arkana локальной сборки стали ставить 1,3-литровый бензиновый турбомотор TCe 150 в паре с вариатором X-Tronic, а затем подобная связка появилась на «Каптюре» и даже на утилитарном «Дастере».
Renault Duster
Renault Arkana
Renault Kaptur
Мы не раз отмечали: современная силовая установка добавила французским машинам прыти, превратила унылое перемещение в пространстве в определенное водительское удовольствие.
Однако жизнь научила отечественного покупателя относиться к передовым технологиям недоверчиво, и подобная настороженность заставляет Renault при каждом удобном и не очень моменте делать упор на выносливость и надежность пока еще непривычных типичной аудитории марки конструктивных решений.
И если в случае с двигателем отчасти выручает мерседесовское происхождение, то приходящая на российский конвейер из Мексики бесступенчатая коробка JF016E вынуждена зарабатывать репутацию самостоятельно, сражаясь с народными предубеждениями насчет CVT как таковых.
Учебное пособие, но не макет. Перед тем как попасть в «Академию Renault», этот экземпляр вариатора Jatco JF016E успел поработать на автомобиле.
Но не стоит думать, будто дело взращивания положительного имиджа пущено на самотек.
За развитием агрегата пристально следит московский офис компании Jatco (второе подразделение в Тольятти заточено на работу с «Ладой»), представитель которого – ведущий инженер по качеству Александр Томских – любезно согласился ответить на самые острые вопросы из зала. А помог ему в этом наш давний знакомый Анатолий Калицев – эксперт по потребительским свойствам автомобилей Renault в России.
Слева направо: Анатолий Калицев (Renault Россия), Александр Томских (Jatco) возле мотора TCe 150 и вариатора JF016E (CVT8, X-Tronic) в разрезе.
Пойдем, пожалуй, от простого к сложному.
Имеет ли смысл в «пробках» переводить селектор из «Драйва» в «Паркинг» или в нейтраль? Говорят, так сокращается износ деталей вариатора.
Разумно лишь во время очень долгих пауз в движении, чтобы не держать ногу на педали тормоза и слегка сократить расход топлива (примерно на 0,3 л/ч). Экономить ресурс таким способом бессмысленно, потому как при полной остановке на «Драйве» вращается только связанное с двигателем насосное колесо гидротрансформатора, остальные детали CVT неподвижны.
Интересный факт. Некоторые коробки (например, Jatco для «Лады») обучены автоматическому переходу в нейтраль в заторах. Реализуется функция программно и на JF016E тоже порой используется – в частности, на Renault Clio для турецкого рынка. Так инженеры избавились от вибраций трехцилиндрового двигателя на холостом ходу.
Но моделям для России подобный фокус не нужен: моторов-«трешек» на наших «Арканах», «Каптюрах» и «Дастерах» нет, поэтому сомнительную выгоду в плане комфорта инженеры предпочли быстрому отклику на газ при необходимости энергичного рывка с места. Ведь обратный переход из нейтрали в «Драйв» занимает пусть небольшое, но все же время, и эти паузы могут раздражать пользователя.
Разрешено ли переключаться, например, из D в R и наоборот еще до полной остановки автомобиля?
В гамме модификаций вариатора JF016E есть вариант с управлением «по проводам», где селектор непосредственно не связан с механизмами коробки. В этом случае определенные вольности в обращении с трансмиссией допускаются.
Однако компания Renault по технологическим (унификация версий с АКП и МКП) и экономическим (электронный джойстик дороже) причинам выбрала для комплектации кроссоверов и внедорожников российской сборки иную модель CVT8 – здесь рычаг переключает режимы движения традиционно – тягами и тросами.
То есть во избежание поломок агрегата переходить из D в R или в P и наоборот до полной остановки машины не стоит.
Допустима ли буксировка Renault с вариатором?
Главный совет – не стесняйтесь изучать руководство по эксплуатации, там все подробно рассказано, в том числе о нюансах буксировки. Общие правила таковы:
- неисправную полноприводную машину разрешено перевозить только на эвакуаторе либо методом частичной погрузки с подкатными тележками – лишь бы ни одно из колес не касалось земли, исключение – спасение с бездорожья, где требуется протащить автомобиль на тросе на небольшое расстояние;
- моноприводные модификации в исключительных случаях допускается буксировать: строго передним ходом на дистанцию до 50 км со скоростью не выше 25 км/ч.
Масляный насос приводится однорядной цепью.
Причина ограничений проста: не работает двигатель – значит, и трансмиссионный масляный насос бездействует, отчего возможен критический перегрев особо нагруженных деталей CVT. В этом плане вариатор Jatco ничем не отличается от большинства других автоматических коробок передач.
Пришлось ли дорабатывать вариатор с учетом российских дорожных условий, менталитета водителей, конструктивных особенностей автомобилей Renault?
Начнем с того, что еще на этапе создания CVT8 (коробка вышла на рынок без малого десять лет назад) специалисты Jatco изучали особый набор базовых настроек под названием Russian Mode.
А затем, когда уже были готовы предсерийные образцы «Арканы», тестовая группа еще раз проверила и уточнила параметры на «живых» автомобилях, окончательно определив финальные калибровки в процессе доводочных испытаний.
Аналогичные итерации прошли «прошивки» под Kaptur и Duster, причем последний, как известно, получил оригинальный алгоритм с отложенной блокировкой гидротрансформатора во внедорожном режиме движения (4WD Lock).
Темно-серые коробочки на блоке клапанов – гидроаккумуляторы. На вариаторах первых выпусков их не было.
При этом «железо» JF016E для всех моделей Renault одинаковое, однако в целом конструкция, разумеется, прошла адаптацию и к машинам, и к двигателю. Здесь оригинальные:
- корпус (точки крепления выбраны применительно к конкретному мотору и платформе автомобиля),
- гидротрансформатор,
- усиленный блок клапанов с доработанными соленоидами и гидроаккумуляторами (предотвращают пульсацию давления и вибрации, ускоренный износ подвижных деталей),
- поддон, исключающий чрезмерный шум на специфических режимах (неприятный звук поймали при минус пяти градусах на улице, опущенном водительском стекле и рывке с места в стиле «газ в пол»).
Изучался ли, мягко говоря, специфический опыт эксплуатации вариаторных автомобилей Renault в каршеринге?
Да, и это тот случай, когда глобальные доработки инициировало как раз российское подразделение Jatco. Наблюдения показали, что водители каршеринга обращаются с трансмиссией чрезвычайно жестко, потребовалось принять меры для защиты агрегата от варварских пользователей.
В результате с января 2021 года JF015E (CVT7) – вариаторы японской сборки, которые устанавливают на модели Renault в паре с 1,6-литровым атмосферным бензиновым мотором (именно с такой силовой установкой распространены «Каптюры» в сервисах краткосрочной аренды), – получили обновленное программное обеспечение блоков управления, призванное купировать лютые пробуксовки. Электроника теперь точнее и быстрее определяет опасные режимы, реагируя на водительское насилие ограничением отдачи двигателя и/или разблокировкой гидротрансформатора.
Отзывной или сервисной кампании по этому поводу не предусмотрено, просто свежие агрегаты имеют усиленную «защиту от дурака». Если конкретно вашей машине подобная модернизация необходима, дилерский специалист увидит это во время планового ТО при подключении диагностического прибора и выполнит апдейт.
Так выглядит масляный фильтр вариатора Jatco JF016E.
Нужно ли со временем менять масло в вариаторе? Регламент обслуживания Renault этого не предусматривает. А что думает производитель коробки?
Не мешайте исправному агрегату работать. Jatco подтверждает – жидкость залита в JF016E на весь срок службы, так что ее промежуточная замена – лишняя трата денег, времени, а вдобавок еще и риск нарушения внутренней стерильности сложного механизма.
К слову, даже при частичной разборке со снятием гидроблока полностью слить масло не выйдет: в гидротрансформаторе, шкивах все равно останется несколько литров. Поэтому на сервисных предприятиях вскрытие коробки без крайней необходимости не практикуется.
Да и замена жидкости по принципу «слил старое – залил новое» оправдана лишь в исключительных случаях вроде аварийного сигнала так называемого счетчика деградации масла, который сработает при превышении условного порога в 210 000 км.
Условного, потому что к цифрам на одометре этот лимит не имеет отношения, равно как по факту нет в вариаторе и никакого физического датчика, измерительного прибора. Речь идет о программном алгоритме, вычисляющем старение рабочей жидкости по ряду параметров.
Основной – температура, причем зависимость от нее опять же нелинейная.
Первый журналистский тест Renault Duster с вариатором.
Можно, допустим, проехать в спокойном темпе несколько десятков тысяч километров, и счетчик останется на прежнем значении. Хороший пример – первый тест вариаторного «Дастера» в Тульской области.
В местами безжалостном режиме машины накатали за мероприятие около 15-16 тысяч километров, в том числе по бездорожью, при этом электроника CVT8 записала в память на порядок меньше – от 1300 до 2000 км.
Александр Томских уверяет, что в России ему пока не встречались вариаторы Jatco, попросившиеся на замену рабочей жидкости. Даже у таксистов рекорд – около 170 000 условных километров. А обычные пользователи к заданному рубежу вообще не приближаются.
В то время как, например, в Арабских Эмиратах водители зачастую умудряются пробивать лимит в пределах гарантийного срока – и тогда действительно масло в коробке приходится обновлять.
В нашей же стране, как показывает практика, это вариант из области фантастики.
В учебное пособие превратили вариатор Jatco JF016E (CVT8) в исполнении для переднеприводных Renault. В трансмиссии 4х4 добавляется механизм отбора мощности на задние колеса.
Получается, российские дороги не столь губительны для вариатора, как принято считать?
Именно так. Применительно к автоматическим коробкам передач вообще и вариаторам в частности по-настоящему тяжелые условия это:
- горная местность,
- буксировка прицепа,
- движение с близкой к максимальной скоростью,
- жаркий климат.
Вот почему трансмиссия больше нагружается, скажем, в США, где любят таскать тяжелые трейлеры, или на знойном Ближнем Востоке.
Бродов вариатор не боится, поскольку сапун вентиляции выведен под капот, на самый верх моторного отсека. А вот надолго оставлять машину в воде не рекомендуется, влага может просочиться внутрь корпуса через сальники приводов колес.
А тем, кто все же переживает за состояние вариатора, как узнать показания счетчика деградации масла?
Самостоятельно это сделать не получится – в штатном инструментарии автомобилей Renault нет подобной индикации.
Поэтому рекомендуем, допустим, раз в 100 000 км при очередном плановом техобслуживании озадачивать дилера: на фирменных сервисных станциях имеется необходимое оборудование для контроля показателей трансмиссии. Только оговорите такую диагностику заранее, в перечень обязательных работ она не входит.
Какая рабочая жидкость залита в Jatco JF016E?
По умолчанию используется специальное трансмиссионное масло NS-3. Состав с маркировкой NS-2 теоретически тоже допустим, но смысла в такой замене нет, поскольку NS-3 стабильнее работает во всем диапазоне температур, особенно в холода. И заявленные характеристики, в том числе по расходу топлива, автомобиль с вариатором Jatco JF016E выдаст только на оригинальной заводской жидкости.
Нужно ли зимой прогревать вариатор перед началом движения?
Никаких особых мероприятий вроде неоднократных перещелкиваний селектора из одного положения в другое в мороз не требуется. Важно лишь первые минуты езды сильно не газовать и резко не тормозить. Иными словами, к трансмиссии применимы те же правила, что актуальны для прогрева мотора.
А какой вообще температурный режим нормален для вариатора? И что будет, если все же наступит перегрев?
Важно понимать – установленный на корпусе коробки датчик измеряет температуру масла только в одной точке, в то время как нагрев жидкости в целом по системе сильно отличается. В районе сенсора может быть 100-110 градусов, а, допустим, в зацеплении сателлитов планетарной передачи – до 150.
Планетарная передача обеспечивает необходимый силовой диапазон вариатора и смену направления движения.
Если же долго и упорно буксовать одним колесом, то дифференциал теоретически способен так раскалиться, что произойдет сваривание деталей с последующим разрушением устройства. Поэтому говорить о каком-то одном правильном режиме нельзя. Норма – это все происходящее до срабатывания механизма защиты.
Дифференциал свободный, конический, блокировку имитирует электроника.
Тревожный порог по показанию датчика температуры – 127 градусов. В этот момент вспыхнет предупреждение водителю на панели приборов. Если нагрузку на вариатор не снизить, при нагреве до 137 градусов электроника принудительно ограничит отдачу двигателя до тех пор, пока рабочая жидкость не остынет.
Причем необратимых последствий выход за безопасный лимит по температуре не влечет, разве что упомянутый счетчик деградации масла активизируется. JF016E спроектирован с запасом, работает не на пределе, поэтому говорить об экстренном лечении после включения аварийного режима не приходится. Сделайте паузу – и продолжайте движение.
Arkana, Duster и Kaptur по умолчанию оснащаются дополнительным масляным радиатором трансмиссии. Испытания показали, что и без него вариатор не перегревается (даже с учетом штатной стальной защиты моторного отсека), однако в Renault Россия решили перестраховаться.
С нагревом понятно, а как вариатор защищает себя от губительных для ремня и конусных шкивов скачков нагрузки, когда буксующие колеса вдруг резко ловят зацеп?
На малой скорости роль такого предохранителя выполняет гидротрансформатор, ведь сложные участки обычно преодолеваются «шепотом», блокировка выключена, и двигатель связан с трансмиссией исключительно посредством циркулирующей в «бублике» жидкости. Соответственно, ударные нагрузки ремень и шкивы не воспринимают.
Кстати, именно поэтому для «Дастера», который часто используют вне асфальта, придумали особый внедорожный режим, который на всякий случай отодвигает порог срабатывания блокировки гидротрансформатора еще дальше: с условных 10-12 до 40-45 км/ч. Как показали и заводские испытания, и упомянутый ранее журналистский тест, такая стратегия работает – ни одного случая проскальзывания ремня зафиксировано не было.
При повседневной езде задействован более сложный механизм защиты.
В процессе движения автомобиля электроника постоянно отслеживает как линейную скорость, так и разницу скоростей вращения передних и задних колес – на основании этих параметров алгоритм способен почти моментально определить пробуксовку (на трамвайных путях, дорожной разметке или островке льда) и принять контрмеры. При самом скверном раскладе блок управления тут же сбросит давление в контуре блокировки гидротрансформатора и принудительно ограничит тягу двигателя.
Персона в индустрии:
Важный момент: для правильной работы трансмиссии крайне важен грамотный выбор колес. Эксперименты здесь неуместны. Использование нештатных шин и дисков увеличивает риск как ускоренного механического износа деталей, так и сбоев в работе электроники. Не говоря уже о возможном вреде для ходовой части, пагубном влиянии на расход топлива и динамику.