Agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

25.02.2022 13:10:43

Большинство компаний и частных лиц эксплуатируют свои транспортные средства, рабочее оборудование или системы возобновляемой энергии, используя перезаряжаемые батареи. Чаще всего используются свинцово-кислотные аккумуляторы. Эта зрелая технология известна своей надежностью, долговечностью и экономичностью.

Однако в категории свинцово-кислотных аккумуляторов есть много разных типов, о которых следует знать. В этой статье мы поговорим о различиях между батареями Absorbed Glass Mat (AGM) и обычными классическими аккумуляторами.

Аккумуляторы с абсорбированным стекловолокном (AGM) и аккумуляторы с жидким электролитом (EFB) считаются свинцовыми аккумуляторами и содержат раствор электролита, который вызывает химическую реакцию и производит электроны. Эти батареи перезаряжаются при контакте с обратным током.

Но, учитывая то, как они спроектированы, у каждого типа есть свои плюсы и минусы, и это следует учитывать перед использованием.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Так что же такое AGM?

Аккумуляторы с абсорбированным стекломатом или аккумуляторы AGM стали популярными в 1980-х годах.

Они использовались для питания мотоциклов, военных, самолетов и подводных лодок, но теперь вы можете найти их в обычных автомобилях, грузовиках.

Аккумуляторы AGM являются необслуживаемой альтернативой традиционным свинцово-кислотным аккумуляторам. Они предназначены для обеспечения мощных импульсов пускового тока и работы электроники в течение более длительного периода времени.

Аккумулятор AGM — устройство, предназначенное для выполнения двух задач: выдача мощных импульсов пускового тока и длительная работа электроники. Аббревиатура расшифровывается как «впитывающий стеклянный мат», и это одно из многих улучшений, внесенных в оригинальную батарею.

Стеклянные маты, амортизирующие ультратонкие свинцовые пластины, будут работать как губка. Производители могут добавить в одну батарею больше стекломатов и свинца. Больше свинца — больше мощность. Кроме того, этот фактор сжатия означает, что внутренности батареи упакованы плотно.

Срок службы — 5 лет, в некоторых моделях 10 лет.

Аккумуляторы AGM имеют клапаны, регулирующие количество водорода и кислорода, выделяемых во время зарядки. Они относятся к более широкой категории свинцово-кислотных аккумуляторов с клапанным регулированием (VRLA), которые обычно используются для хранения большого количества энергии в течение длительного времени.

Как работают аккумуляторы AGM?

Аккумулятор AGM (абсорбированный стекломат) содержит специальный сепаратор из стекломата, который впитывает раствор электролита между пластинами аккумулятора. Конструкция позволяет пропитать стекловолокно электролитом и хранить электролит в «сухом» или взвешенном состоянии, а не в свободной жидкой форме.

При работе батареи электролит переносится со стекломата на пластины батареи по мере необходимости. В коврике содержится достаточно электролита, чтобы аккумулятор мог работать на полную мощность, а в случае повреждения корпуса аккумулятора или опрокидывания на бок электролит не прольется.

Это главное отличие от свинцово-кислотных аккумуляторов.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

В чем разница между agm и обычным автомобильным аккумулятором?

Автомобильные аккумуляторы AGM имеют свои достоинства и некоторые преимущества перед стандартными. Плюсы AGM:

  • Больше пусков на батарею.
  • Быстрая перезарядка.
  • Более прочная конструкция.
  • Безопасность в обращении.
  • Специальные клапаны, продлевающие срок службы батареи.

В течение срока службы аккумуляторы AGM могут запускать двигатель более 60 000 раз. Это более чем в три раза превосходит возможности обычной батареи. Аккумуляторы AGM перезаряжаются быстрее, чем обычные. Запуск двигателя разряжает аккумулятор лишь на небольшую величину, прежде чем генератор вступает в работу.

Когда это происходит, генератор заряжает аккумулятор и поддерживает работу всех электрических компонентов автомобиля. Из-за поглощающих матов аккумуляторы AGM выдерживают тряску и вибрацию лучше, чем обычные аккумуляторы.

Они также указаны как защищенные от проливания, что означает, что правила более лояльные в отношении их транспортировки по воздуху или по дороге — соответственно, делать это дешевле.

Возможности AGM

Достоинства аккумуляторов AGM обусловлены двумя новыми дополнениями к изобретению Планте и множеством небольших конструктивных изменений технологии, которые существенно расширяют возможности автомобильных аккумуляторов.

Клапан предотвращает выход испарившейся воды из корпуса батареи. Может показаться, что это не более чем плюс односторонних клапанов, но такая особенность определяет долговечность устройств.

Преимущество аккумулятора, в сравнении с EFB в том, что его фундаментальная технология функционирования по-прежнему основана на свинце, серной кислоте и воде. Когда вы потребляете энергию, молекулы кислоты перемещаются к свинцовым пластинам, оставляя воду и сульфат свинца. Вы удаляете серную кислоту из раствора, чтобы обеспечить химическую реакцию между пастой на пластинах.

Этот процесс происходит в обратном порядке, когда вы заряжаете аккумулятор. Тем не менее всегда есть вероятность потери воды, когда электричество расщепляет H2O на газообразный водород и кислород. Потеря этих молекул воды означает, что электролит остается более кислым, чем обычно, что снижает потенциальную силу химической реакции на пластинах и в итоге сокращает срок службы.

Клапан AGM предотвращает выход этих газов. За исключением случаев, когда вы перезаряжаете аккумулятор и используете неправильное зарядное устройство. Это означает разрушение большего количества молекул воды и накопление внутри слишком большого количества газа.

В этот момент срабатывает предохранительный механизм, выпуская небольшое количество газа, чтобы уменьшить давление внутри батареи. Ультратонкие стеклянные волокна впитывают весь электролит (воду и серную кислоту) в тонкие подушки, амортизирующие свинцовые пластины.

Вместо свободно текущей жидкости внутри обычного автомобильного аккумулятора AGM несет заряд в пропитанных губках, покрывающих свинцовые пластины. Полное покрытие стеклянными матами облегчает получение большей мощности от аккумулятора AGM и упрощает его перезарядку.

По мощности, скорости, долговечности батарея AGM превосходит стандартные батареи, в этом и заключается существенная разница.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Недостатки устройств

Несмотря на многочисленные преимущества, AGM-аккумуляторы, как и другие свинцово-кислотные аккумуляторы, имеют и свои минусы. К ним относятся:

  1. Высокая стоимость производства

В отличие от аккумуляторов с жидким электролитом (АКБ), аккумуляторы AGM имеют более высокую стоимость производства. Несмотря на то, что стоимость производства этих батарей снизилась с момента их появления на рынке в 80-х годах, она по-прежнему выше по сравнению с некоторыми другими типами батарей на рынке. Тем не менее, они все еще дешевле в производстве, чем батареи гелевого типа.

Несмотря на то, что AGM-батареи обладают высокой выходной мощностью, они имеют низкую удельную энергию. Как правило, аккумуляторы, которые спроектированы, чтобы работать в течение длительного времени при умеренной нагрузке, должны иметь высокую удельную нагрузку. Это означает, что эти батареи нельзя использовать на нескольких устройствах.

  1. Снижение емкости с течением времени

Хотя батареи AGM сохраняют заряд дольше, чем другие батареи, они постепенно снижают свою зарядную емкость с течением времени.

  1. Чувствительность к перезарядке

AGM-аккумуляторы, по сравнению с EFB-моделями, имеют низкую устойчивость к перезарядке и высоким напряжениям. Если они подвергаются этим условиям, сокращается их продолжительность службы

Стоит обратить внимание на все детали, так как они имеют значение при покупке устройства.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Аккумуляторы GEL: сравнение

Аккумуляторы с гелевыми ячейками так же герметичны, как и аккумуляторы AGM. На этом сходство технологии не заканчивается.

В GEL-моделях роль сепаратора, заполняющего пространство между пластинами, выполняет силикагель. Он занимает все свободное пространство, за счет чего осыпание свинцовых пластин становится практически невозможным.

Соответственно, сводится к минимуму вероятность преждевременного выхода из строя.

Если AGM аккумуляторы являются более дешевыми, выдерживают до 200 циклов разряда с глубиной 100%, то гелевые стоят дороже, рассчитаны на 350 циклов разряда с глубиной 100%.

Обзор популярных моделей

Автомобильный аккумулятор SOLITE AGM agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Модель с пусковым током 640А и обратной полярностью. Производитель уделяет много внимания контролю качества. На каждом устройстве есть маркировка с уникальным штрих-кодом, по которому вы можете сделать проверку, чтобы убедиться в подлинности вашего агрегата. Модель подойдет для большинства современных автомобилей со стандартным набором штатной электроники. Ее преимущества:

  • низкое сопротивление пластин — за счет добавления кальция и полимеров в свинец;
  • высокие антикоррозийные свойства;
  • низкий саморазряд;
  • стабильный запуск при низких температурах.

Батареи необслуживаемые, поставляются готовыми к установке и эксплуатации.

TUDOR AGM 60 А·ч Start – stop

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

За счет плотного расположения пластин внутри корпуса удается достичь высоких пусковых токов и стабильной работы, в том числе при низкой температуре.

Компания производит аккумуляторы с 1899 года по специальной технологии с использованием высококачественных материалов.

Данная модель идеально подходит для эксплуатации в условиях города на внедорожниках, микроавтобусах, транспортных средствах с энергоемким электрооборудованием.

AlphaLINE AGM 60 А·ч L2 AX 560680 Start – stop

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Аккумулятор южнокорейского производства, подходящий для легковых и грузовых транспортных средств, которые эксплуатируются в Америке, Европе, Азии. Модель привлекает высокой пусковой мощностью, что достигается за счет большого количества пластин.

EXIDE Start-Stop AGM 60 А·ч EK600

Читайте также:  Двигатель tsi и dsg коробка: надежность такой «связки»

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Данная модель подходит для автомобилей премиум-класса, на которых установлено дополнительное электрооборудование (навигатор, система старт-стоп и т. п.). Не требует обслуживания, может эксплуатироваться в цикличном режиме. У аккумулятора увеличенный срок эксплуатации без значительной деградации. Он герметизирован, что обеспечивает стопроцентную безопасность при переворачивании.

TOPLA AGM STOP&GO 60 А·ч 114060

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Необслуживаемая батарея для легкового транспорта с повышенным сроком службы и высокими пусковыми токами. Предусмотрен клапан сброса давления.

Преимущества:

  • низкое потребление воды за счет внутренней̆ рекомбинации кислорода;
  • быстрая зарядка при движении;
  • высокая коррозионная устойчивость и долгий срок эксплуатации;
  • стойкость к вибрации;
  • система с пламегасителем, предохраняющая от взрыва.

VARTA SILVER AGM 60 А·ч 560901 Start — stop Обратная полярность D52 agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Надежная и долговечная батарея, подходящая для легковых автомобилей, в том числе с большим разнообразием дополнительного оборудования, поддержкой рекуперативного торможения.

Преимущества:

  • низкое энергопотребление;
  • сокращенный выброс парниковых газов;
  • высокая пусковая мощность;
  • защита от протечек даже в случае аварии/повреждения.

ZUBR AGM 70 А·ч ZA700

Надежное и долговечное устройство, предусмотрено для автомобилей последнего поколения с системой рекуперативного торможения и опцией Старт-стоп. Выдерживает свыше 220 циклов перезарядки.

В данной модели, если сравнивать со стандартной батареей, увеличено количество пластин и повышена их компрессия, что препятствует быстрой сульфатации и выпадению активной массы. Аккумулятор не требует обслуживания.

На протяжении всего срока эксплуатации не потребуется проверять или доливать электролит или дистиллированную воду.

AlphaLINE AGM 60 А·ч AX D23L

Батареи южнокорейского производства с долгим сроком службы. У них малое внутреннее электрическое сопротивление, за счет чего способны отдавать более высокие токи в сравнении с обычными кальциевыми батареями. Даже при экстремально низкой температуре гарантирован плавный и быстрый пуск двигателя.

Вы надеетесь заменить существующую батарею или впервые покупаете новую — важно понимать разницу между AGM и обычными классическими батареями.

Если вы используете свой автомобиль каждый день и ищете экономичный вариант, если вам нужен аккумулятор для вашего квадроцикла, снегохода или спортивного транспорта, на котором вы ездите только сезонно, аккумулятор AGM, вероятно, будет лучшим вариантом.

На нашем сайте вы можете заказать и купить надежную модель с гарантией, предварительно получив грамотную консультацию менеджера.

Преимущества и недостатки AGM аккумуляторов – Основные средства

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Зимний сезон в России – суровое испытание для коммерческих автомобилей и дорожно-строительной техники. Одна из основных трудностей – пуск холодного двигателя. Любой эксплуатационщик знает, что для надежного пуска двигателя нужен мощный и емкий аккумулятор.

По назначению различают два вида аккумуляторных батарей (АКБ): стартерные, которые используются для пуска двигателя, и тяговые (многократного цикла глубокого заряда-разряда, англоязычное наименование deep cycle), которые применяются как самостоятельный источник энергии в электрокарах, железнодорожных поездах, самолетах, на судах, в шахтах, электростанциях и т. д.

По конструкции различают кислотные и щелочные АКБ. Свинцово-кислотные батареи более широко распространены. Хорошо известны как их достоинства, так и недостатки. Щелочные батареи также давно применяются и неплохо знакомы потребителю.

К аккумуляторам нового поколения относятся так называемые свинцово-кислотные VRLA аккумуляторы (Valve Regulated Lead Acid, свинцово-кислотные с предохранительными клапанами) двух типов: гелевые и AGM-батареи. Они имеют герметизированный корпус с предохранительными клапанами для выпуска избыточного газа и являются необслуживаемыми.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Основной задачей при создании необслуживаемой аккумуляторной батареи является снижение объема газов, выделяющихся на конечной стадии заряда. Одним из способов, которым это достигается, является сокращение объема электролита в батарее.

Технология свинцово-кислотных аккумуляторов AGM (англ. absorbent glass mat, абсорбирующая прокладка из стекловолокна) известна специалистам уже около 40 лет – они были разработаны в начале 1970-х годов, а производить их начали в США в 1985-м первоначально для военной авиации, в качестве автономных источников энергии для телекоммуникационных систем и сигнализации – аварийной и транспортной.

Сначала были созданы АКБ небольших типоразмеров – от 1 до 30 А.ч. А недавно аккумуляторы AGM стали применяться на коммерческих автомобилях и спецтехнике, и интерес к ним постоянно растет.

В отличие от обычной АКБ внутри AGM нет свободного жидкого электролита. Между положительными и отрицательными пластинами расположены изолирующие прокладки из ультратонкого стекловолокна и бумажных волокон, обладающие большой пористостью. Весь электролит содержится в пористой прокладке (сепараторе) и в активном материале пластин.

При этом количество электролита дозируется таким образом, чтобы мелкие поры оказались заполнены, а крупные остались свободными для циркуляции выделяющихся в результате химических процессов газов. В конструкцию входит система рекомбинации выделяющихся газов: образующиеся при работе аккумулятора водород и кислород не успевают покинуть аккумулятор до того, как снова превратятся в воду.

Сепараторы и пластины плотно прижаты друг к другу.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Преимущества AGM

Аккумуляторы AGM лучше справляются с повышенными нагрузками. Основная проблема при использовании обычных АКБ – сокращение срока их службы вследствие высоких электрических нагрузок, потому что в современных машинах гораздо больше потребителей электрической энергии, чем раньше (бортовой компьютер, предпусковой подогреватель и т. д.

), из-за этого к аккумуляторной батарее предъявляются дополнительные требования. К тому же AGM могут разряжаться, не повреждаясь, до 40% и до 30% – без серьезного сокращения срока службы. Для сравнения: аккумуляторы традиционной конструкции будут серьезно повреждены при многократных разрядах ниже 50% – их емкость упадет до 15…20% от первоначальной величины.

Поскольку пластины и прокладки в аккумуляторах AGM гораздо плотнее прижаты друг к другу, а корпуса герметизированы, эти аккумуляторы более устойчивы к воздействию вибрации и ударных нагрузок, от которых страдают на отечественных дорогах и бездорожье АКБ магистральных грузовиков и дорожно-строительных машин.

Благодаря всем перечисленным выше качествам срок службы батарей AGM гораздо больше, чем обычных АКБ.

Аккумуляторы AGM менее чувствительны к колебаниям температуры и способны работать при более низких температурах – от –40 и до +70 °С, поскольку не содержат свободной воды, которая бы могла замерзнуть и расшириться, соответственно срок их службы при низких температурах гораздо больше, чем обычных аккумуляторов.

Батареи AGM совершенно не нуждаются в обслуживании, корпус батареи полностью герметичен, и открывать банки, проверять или доливать дистиллированную воду и тем более электролит не требуется в течение всего срока службы. Благодаря этому они быстрее окупаются, несмотря на высокую стоимость. Благодаря увеличенному сроку службы стоимость эксплуатации аккумуляторов AGM будет меньше, чем традиционных.

У батарей AGM внутреннее электрическое сопротивление гораздо меньше, чем у традиционных, и благодаря этому они способны отдавать более высокие токи за короткое время (что особенно важно при холодном пуске двигателя) и быстрее заряжаться (до 4 раз быстрее), выделение тепла при этих процессах значительно меньше, чем у обычных батарей (у AGM превращается в тепло 4%, а у обычных аккумуляторов 15…20% энергии при заряде-разряде). Для зарядки такого аккумулятора требуется меньше энергии генератора (так как потери при зарядке меньше), следовательно, расход топлива двигателем будет меньше.

Аккумуляторы AGM не содержат свободного электролита и герметичны, поэтому утечка электролита из них в принципе исключена, они безопасны при переворачивании. AGM могут работать в любом положении, даже «лежа на боку». Батареи AGM можно использовать практически на любой машине.

Процесс саморазряда у AGM идет значительно медленнее (1…3% в месяц), чем у традиционных батарей, т. е. их можно хранить целый год, и потом даже не потребуется подзаряжать. Вообще батареи AGM могут храниться более долгое время, чем обычные аккумуляторы.

Уже освоено серийное производство аккумуляторов AGM, а это значит, что стоимость их значительно снижается. Тем не менее преимущества батарей AGM не обеспечивают им всеобщего признания.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Что сдерживает распространение AGM

Ежегодно в мире производят 110 млн. аккумуляторных батарей, но AGM составляют в этом объеме лишь незначительную часть.

Во-первых, далеко не все производители АКБ занимаются изготовлением AGM, потому что эта технология сложнее традиционной. К тому же батареи AGM стоят дороже традиционных примерно в 2,0…

2,5 раза, поскольку дороже технологии их производства и используемые материалы. AGM приблизительно на 30% больше и тяжелее, чем обычные аккумуляторы такой же емкости.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Батареи AGM более чувствительны к перезарядке. Зарядные устройства, которые сейчас используют в машинных парках для зарядки обычных аккумуляторов, непригодны для зарядки AGM и могут вывести их из строя за несколько часов.

Для AGM требуются зарядные устройства, обеспечивающие нестабильность напряжения заряда не более ±1%. Специальные приборы для зарядки батарей AGM могут стоить более 30 тыс. руб. каждый.

Тестеры для проверки батарей также могут быть непригодны для AGM и потребуют замены или перенастройки. Видимо, потребуется заменять реле-регулятор генератора на машине на более точный прибор. Вероятно, и обслуживающий персонал придется специально обучать работе с AGM.

Читайте также:  Антизапотеватель автомобильных стекол своими руками: как сделать антифог для стекол дешево

В общем, процесс зарядки аккумуляторов AGM в любом случае потребует больше внимания по сравнению с традиционными аккумуляторами.

Не рекомендуется использовать батареи AGM при температурах выше 50 °С, так как их срок службы существенно сокращается при высоких температурах. Аккумуляторы AGM категорически нельзя применять вместе с обычными свинцово-кислотными батареями. Они могут работать только с такими же по сроку службы и емкости аккумуляторами AGM.

Если на обычные АКБ производители обычно дают гарантию 18 месяцев, то на AGM гарантия не более 24 месяцев, т. е. при увеличении цены вдвое гарантийный срок возрастает лишь на 25%.

В настоящее время много батарей AGM производится в Китае, они дешевле аккумуляторов американского и европейского производства, но об уровне их качества достоверных сведений в печати пока не публиковалось, возможно, он соответствует оригинальному, а возможно, и нет.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Гелевые аккумуляторы

«Все новое – это хорошо забытое старое». В этой поговорке немалая доля истины, в чем я в очередной раз убедился, ознакомившись с устройством гелевых АКБ. Когда-то в детстве из мальчишеского любопытства я разбил молотком батарейку от карманного фонарика и обнаружил внутри едкое желеобразное вещество, а позже я узнал, что это электролит.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Аккумуляторы AGM иногда путают с гелевыми батареями (англоязычное обозначение GEL), также относящимися к необслуживаемым.

Однако между ними существует принципиальная разница: в AGM электролит содержится в виде жидкости, абсорбированной прокладками, а в гелевых, как следует из их названия, электролит находится в состоянии геля. В качестве загустителя электролита применяют силикагель (SiO2), алюмогель и др.

Сегодня мы не будем подробно рассматривать электролитические «гелевые» элементы, потому что они практически не применяются на тяжелой технике и лишь иногда – на садовых косилках и других малых машинах.

Интересное исследование провели американские маркетологи (см. графики). Они сравнили удельные экономические показатели нескольких АКБ разного типа: традиционной конструкции, AGM и гелевой. Как видно из графиков, по выбранным исследователями параметрам у батарей AGM и гелевой показатели «средние» – не оптимальные, но и не самые худшие.

Итак, что же выбрать: сэкономить при покупке обычной батареи или потратиться на AGM?

AGM, конечно, не лучший выбор для любой сферы применения, но в определенных тяжелых условиях эксплуатации, где их преимущества будут приносить наибольшую выгоду, их можно и надо использовать.

Одна из самых больших ошибок, которую допускают владельцы машин при покупке АКБ, это то, что они выбирают ее по единственному критерию – цене.

Следует проанализировать, какие нагрузки должна будет выдерживать батарея во время эксплуатации и какое техническое обслуживание для нее потребуется.

Именно по этим параметрам аккумуляторы AGM могут значительно превосходить аккумуляторы традиционной конструкции и в случае использования принесут владельцу ощутимую выгоду.

Плюсы и минусы AGM аккумулятор | Блог интернет-магазина 1ak.ru

Главная особенность AGM аккумуляторов — их практически не нужно обслуживать.

Это более усовершенствованные модели обычных свинцово-кислотных аккумуляторов или аккумуляторов VRLA, имеют улучшенные показатели и характеристики.

В этой статье рассказываем, что такое AGM, для чего предназначены такие батареи, в чем их преимущества и недостатки. Разберемся, как выбрать устройства и как их обслуживать, чтобы продлить срок службы.

Что такое свинцовый аккумулятор AGM

AGM — это технология производства аккумуляторных батарей. Расшифровывается как Absorbent Glass Material и переводится как «абсорбированное стекловолокно». 

Абсорбировать — значит впитывать. В данном случае используется пористая прокладка из стекловолокна, которая пропитывается электролитом и устанавливается между свинцовыми пластинами.

Такая технология позволяет сократить количество серной кислоты в аккумуляторах, тем самым снизить объем газов, выделяющихся в процессе заряда.

Получается, что электролит есть, но он находится в этих матах, как в губке, он там заперт — не вытекает.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

С одной стороны этой прокладки размещается положительно заряженная 

пластина, а с другой стороны — отрицательная. Сепаратор между ними предотвращает короткое замыкание и увеличивает проводимость. Блок несильно сжимается, припаивается и получается прочно соединенный «сендвич». Благодаря плотному прилеганию к микропористому материалу свинцовые пластины не рассыпаются, поэтому глубокие разряды им не страшны. 

Сами пластины изготавливаются из высокочищенного свинца, который обладает наименьшим сопротивлением. Эта особенность повышает характеристики заряда и разряда АКБ.

Внутреннее наполнение может быть двух видов: плоские банки или спиральные. 

Специфика AGM батареи    

Батарея AGM полностью герметична. Эти модели не выделяют никаких газов и могут использоваться в бытовых и жилых помещениях. Применяются в промышленном оборудовании, спецтехнике, мототехнике, машинах с двигателями «старт-стоп» и большим количеством электрооборудования на борту. 

Срок службы АКБ достигает 7-10 лет, при правильной эксплуатации. Это почти в 2 раза выше, чем период эксплуатации без потери качества свинцовых аккумуляторов. Гелевые разновидности до сих пор вне конкуренции, их срок службы составляет больше 8 — 12 лет.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Работать АКБ может в любом положении, но только не в перевернутом состоянии, чтобы клеммы не оказались внизу и случайно не произошел контакт с металлическими деталями. AGM-аккумуляторы стабильно работают при низких температурах и очень устойчивы к вибрациям.

Как зарядить аккумулятор AGM

AGM-аккумуляторы, как и батареи других типов, заряжаются от стационарных зарядных устройств. При этом срок зарядки гораздо меньше, чем в случае с кислотно-свинцовыми модификациями. Конструкция и принцип работы АГМ позволяет подзаряжать устройство еще в момент торможения двигателем.

Сначала устройство вынимают, дают «остыть» не менее 5-6 часов, если перед этим автомобиль использовался. Далее подключают з/у согласно инструкции. Для безопасной зарядки следует придерживаться следующих параметров:

  • выбирать напряжение в пределах 14,2-14,4 В;
  • когда аккумулятор почти заряжен, выставляют сниженный зарядный ток вдвое от первоначально установленного 
  • на третьем этапе выбирают заряд стабилизированным током: сила тока должна быть в пределах 10% от емкости батареи;
  • не допускать нагрева корпуса АКБ, при нагревании сразу же отключать зарядку.  

Большинство автоматических зарядных устройств имеют специальный режим зарядки AGM, который и нужно выбирать. 

Обратите внимание, не разрешается «прикуривать» от другого автомобиля.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Достоинства и недостатки AGM батареи

Технология AGM известна с 1970-х годов. Аккумуляторы хорошо зарекомендовали себя, поэтому многие крупные автопроизводители устанавливают их в новые автомобили.

Среди достоинств AGM-аккумуляторов можно выделить следующие:

  • Выдерживают большое количество циклов полного разряда. Производители заявляют до 300.
  • Устойчивы к температурам. Допустимый диапазон от -30 до +60 градусов.
  • Безопасны для использования внутри помещения.
  • Быстрая зарядка. Заряжаются в 2-3 раза быстрее, чем обычные кислотные.
  • Устойчивы к глубокому разряду.
  • Высокий пусковой ток, диапазон от 550 до 900 А/ч
  • Долгий срок службы. Средний — 7 лет.

Недостатков у АГМ не много, но они есть. Например, нельзя допускать их перезаряд . При превышении тока заряда более 30% номинальной емкости он может выйти из строя. Высокая цена, если сравнивать с обычными кислотными АКБ, тоже относится к минусам, однако стоимость обычно оправдана. 

Как и все аккумуляторы, AGM нельзя хранить в разряженном состоянии. Также автовладельцы называют еще один недостаток – большой вес, но этим грешат все аккумуляторные батареи для авто и крупной техники.

Как правильно выбрать?

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

АГМ-аккумуляторы следует выбирать так же, как и любые другие модификации. В первую очередь берут во внимание технические параметры:

  • полярность (прямая, обратная);
  • пусковой ток;
  • емкость АКБ.

Нужно смотреть на характеристики, допустимые для вашего авто. Воспользуйтесь системами подбора АКБ по марке автомобиля или его vin-коду.

Требуется обратить внимание на габариты устройства, они должны подходить под штатное место аккумулятора в авто.

Если параметры устройства будут меньше, то для его установки понадобятся дополнительные прокладки, чтобы появилась возможность подсоединить клеммы. Конструкция не всегда получается прочной.

В противной ситуации, если аккумулятор большой, он просто не поместится на штатное место. Покупать устройство «впритык» не нужно, батарея должна вентилироваться.

На корпусе добросовестные производители указывают значки стандартов качества: ГОСТ, SAE, EN и другие). Если их нет, лучше выбрать другой аккумулятор. Кроме того, так удается выявить подделку: например, на корпусе устройства, отвечающего стандарту SAE не фиксируют емкость модели.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Аком Ultimatum AGM (70 A/h), 760А R+ один из самых востребованных AGM-аккумуляторов российского производства. Несмотря на высокий процент брака, пусковые значения его и незначительный саморазряд привлекают автовладельцев.

Из моделей европейского производства выделяют Banner Running Bull AGM 58001 (80 A/h), 800А R+. Он подходит для иномарок и отличается долговечностью. Из недостатков только цена, которая выше по сравнению с аналогами.

Читайте также:  Польский погрузчик l 34 stalowa wola (сталева воля)

Exide Dual AGM EP800 (95 A/h), 800Wh, 850A – еще один популярный аккумулятор европейского производства. Отличается возможностью использования как тяговый или стартерный АКБ.

Обратите внимание, эксперты советуют не покупать устройства, дата выпуска которых превышает 6 месяцев на дату покупки.

Режимы работы аккумуляторов AGM

Аккумуляторные батареи AGM обычно эксплуатируются в двух режимах: буферном и циклическом:

  1. Буферный режим. АКБ подключается к сети и постоянно подзаряжается. Если источник энергии отключается, то батарея отдает свой заряд оборудованию. Такая система может использоваться в качестве бесперебойного источника питания или в качестве накопителя в солнечных электростанциях.
  2. Цикличный режим. Устройство проходит регулярные циклы зарядки и разрядки, откуда и название. В ситуации, когда батарея полностью разряжена, ее заряжают и снова устанавливают в авто до разряда.

Чтобы продлить срок службы аккумулятора, необходимо периодически проверять уровень заряда.

Обслуживание батареи AGM

Хоть и AGM-аккумуляторы позиционируют себя как «необслуживаемые» батареи, это не совсем так. В такие устройства просто не требуется долив воды, поскольку она не предусмотрена технологией и конструкцией.

То есть владелец не сможет заглянуть внутрь и посмотреть уровень электролита. Однако обслуживать АКБ все-таки нужно — стоит следить за уровнем заряда, не допускать долгого хранения в разряженном состоянии.

 

Но следить за чистотой клемм все-таки придется. Если их поверхность загрязнена,  или окислена, токопроводимость ухудшается или прекращается, батарея будет быстро разряжаться и выйдет из строя.

agm аккумулятор: что это такое, плюсы и минусы АГМ АКБ

Заключение

Теперь автовладельцы знают, что это – AGM. Этот тип аккумуляторных батарей, которые пользуются значительным спросом в последнее время.

Недостатков у таких модификаций минимум, а преимуществ достаточно для полноценной эксплуатации длительный срок.

АГМ-аккумулятор требует минимального обслуживания: внутрь устройства заглядывать не обязательно, уровень электролита проверять не нужно, главное – не допускать сильного разряда и перезарядки. 

Особенности батарей AGM

AGM-аккумуляторы становятся всё популярнее. Ещё недавно такие стартерные батареи встречались лишь на мотоциклах и катерах, а сегодня — под капотами многих автомобилей, и не только гибридных.

Аккумуляторы AGM привлекают автомобилистов мощными показателями, но отпугивают высокой ценой.

Стоит ли менять старый добрый «свинцово-кислотник» с жидким электролитом на новомодный AGM, или это очередной маркетинг? Давайте разберёмся.

Технология AGM. Первым делом — самолёты

На поверку «новой» технологии AGM уже полвека. В 70-х годах инженеры американской Gates Rubber Company усовершенствовали классический свинцово-кислотный аккумулятор, заменив жидкий электролит абсорбированным (т. е.

впитанным, поглощённым). Между пластинами батареи разместили специальные пористые вставки — маты из стекловолокна, пропитанные кислотой.

Такая конструкция и дала название технологии AGM: Absorbent Glass Mat — абсорбирующий мат из стекловолокна.

«Губки» из стекловолокна не только удерживают электролит, но и играют роль сепараторов между свинцовыми пластинами, позволяя компоновать их более плотно. Благодаря этому в AGM-аккумуляторе того же размера, что и обычный жидкостный, пластин больше, а его ёмкость — выше. Правда, больше и масса: AGM-батареи, имея внутри больше свинца, весьма увесисты.

Аккумулятор для мотоцикла. Как выбирать, чем заряжать

Оценили AGM и на воде: в катерах и гидроциклах такие аккумуляторы используют давно и успешно. Вибростойкость, устойчивость к раскачке и герметичность АКБ — то, что нужно для водно-моторников.

По-настоящему массово аккумуляторы AGM применяют в промышленных и бытовых электроприборах, где герметичная конструкция, не требующая обслуживания, оказалась как нельзя кстати.

К тому же, AGM-батареи выдерживают множество циклов разряда-заряда и могут отдавать ток продолжительное время, не боясь глубоких разрядов, губительных для классических АКБ.

Именно по технологии AGM сделаны аккумуляторы большинства аварийных источников питания: от компьютерных «бесперебойников», автоматических ворот и шлагбаумов до резервного питания электростанций.

Аккумуляторы AGM в автомобилях

Почему же под капотами большинства машин до сих пор трудятся аккумуляторы с жидким электролитом? Конечно же, из-за их доступности.

Цена автомобильного AGM-аккумулятора примерно в 2 раза выше из-за сложной технологии производства и дорогого свинца высокой чистоты.

Автопроизводители не хотят переплачивать и комплектуют машины обычными батареями, которые неплохо справляются с типовыми задачами.

Всё изменилось с появлением гибридных автомобилей, а также системы «Старт-стоп», которая глушит двигатель при каждой остановке для экономии топлива.

При этом вся бортовая электрика (включая освещение, климат-контроль и аудиосистему) продолжает работать — нагрузка на аккумулятор возрастает в разы! И здесь обычные батареи уже не справляются, ведь они на подобные издевательства просто не рассчитаны: быстро начинается сульфатация пластин и осыпание активного вещества, и аккумулятор отправляется на свалку. 

Когда пора менять аккумулятор? И как утилизировать старый

В таких тяжёлых условиях преимущества AGM-аккумулятора раскрываются в полной мере. Во-первых, он быстрее заряжается, успевая восполнить запасы тока даже при коротких городских поездках. Во-вторых, AGM выдерживает в 3 раза больше циклов разряда-заряда, чем обычная жидкостная батарея.

В-третьих, аккумулятор AGM намного менее чувствителен к глубоким разрядам и не так подвержен сульфатации. Поэтому на автомобилях с системой Start-stop AGM отлично работает: как на гибридных, так и с классическим ДВС.

Большинство гибридов (включая самый популярный — Toyota Prius) с завода оснащены стартерным аккумулятором AGM 12V.

Однако аккумуляторы для систем Start-stop и гибридов бывают не только AGM, но и EFB — Enhanced Flooded Battery. Это более доступные аккумуляторы с жидким электролитом, адаптированные для частых разрядов и зарядов. Не стоит путать их, это разные технологии. EFB — это «усиленная классика», но преимуществ AGM у них нет.

Аккумулятор для автомобиля с системой «Старт-Стоп»: подбираем с умом

Причина путаницы понятна: «гелевый аккумулятор» — удобный термин для обозначения батареи без жидкого электролита внутри. А вдаваться в особенности конструкций и запоминать непонятные аббревиатуры никто не хочет.

Настоящие гелевые (Gel Cell или просто GEL) аккумуляторы выполнены по другой технологии: в них используется твёрдый электролит — застывшая смесь кислоты и силикагеля. Гелевые свинцово-кислотные аккумуляторы обычно применяются в качестве тяговых батарей в промышленности и на различной спецтехнике, и очень редко в качестве стартерных — иногда их можно встретить на мотоциклах и скутерах.

И AGM, и гелевые аккумуляторы относятся к классу VRLA: Valve-Regulated Lead-Acid Battery, «свинцово-кислотная батарея с регулирующим клапаном».

Их объединяет герметичность корпуса (все газы остаются внутри) и наличие аварийного клапана сброса давления при сильном перезаряде.

В остальном конструкции AGM и GEL-аккумуляторов разные, но это не мешает их путать: большинство стартерных батарей, которые автомобилисты называют гелевыми, на поверку оказываются AGM.

Как заряжать аккумулятор AGM

AGM-аккумуляторы заряжают стационарными зарядными устройствами. На большинстве цифровых ЗУ есть отдельный режим зарядки AGM, который и стоит выбрать, — обратите внимание: именно AGM, а не GEL!

Особенность аккумуляторов AGM — их повышенная чувствительность к перезаряду. Поэтому при использовании аналогового ЗУ максимальное напряжение не должно превышать 14,1–14,4 V. Сила тока выбирается стандартно — 10% от ёмкости АКБ. На некоторых батареях параметры зарядки указаны прямо на корпусе — в этом случае просто следуйте этим рекомендациям, чтобы зарядить AGM безопасно.

С машинами с системой «Старт-стоп» и гибридами всё понятно: им аккумулятор AGM необходим и «прописан» с завода. При необходимости сэкономить можно рассмотреть более доступную альтернативу — EFB, но скажем честно, батарея AGM будет лучше во всём.

  • А что до обычных автомобилей — если ли смысл ставить в них дорогой AGM-аккумулятор? Чтобы определиться, перечислим основные плюсы и минусы аккумуляторов AGM:
  • ✔️ Высокий пусковой ток ✔️ Ускоренная зарядка ✔️ Морозостойкость ✔️ Устойчивость к глубоким разрядам ✔️ Герметичность и отсутствие испарений ✔️ Возможность установки в любом положении
  • ✔️ Долгий срок службы
  • ⛔ Высокая цена ⛔ Больший вес
  • ⛔ Чувствительность к перезаряду

Купить AGM-аккумулятор стоит, если возможностей штатного АКБ недостаточно. Например, батарея AGM отлично работает на морозе, выдавая на 30% больший пусковой ток, чем жидкостный АКБ того же размера — неплохое подспорье при зимнем запуске в суровом климате.

Срок службы аккумулятора AGM — около 10 лет, что в 2–3 раза превышает стандартные показатели.

А если в машине есть мощные потребители энергии (автономный подогреватель, дополнительный свет, электрическая лебёдка, продвинутая аудиосистема), то установка AGM-батареи точно имеет смысл.

Из недостатков AGM, помимо высокой цены, стоит отметить лишь чувствительность к перезаряду — но при исправной системе зарядки автомобиля никаких проблем эта особенность не доставит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector