Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Аккумуляторная батарея (АКБ) в автомобиле работает в так называемом буферном режиме. То есть подключена параллельно бортовой сети без отдельного контроллера заряда-разряда, разносящего эти процессы во времени. Когда напряжение генератора превышает ЭДС батареи, то идет зарядка, и наоборот.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Если же все условия для пополнения энергии имеются, но АКБ не получает ток от генератора, то по прямым или косвенным признаком это будет замечено системой контроля.

На панели перед водителем загорится предупреждающая красная лампочка в виде стилизованного изображения аккумулятора.

Световая индикация АКБ на панели приборов

Задача контрольной лампы – зажечься сразу после включения зажигания, а затем погаснуть после пуска мотора, когда генератор начнет вырабатывать напряжение, достаточное для питания потребителей и зарядки АКБ, если на это хватает текущей мощности.

По теме: Расшифровка значков на приборной панели автомобиля

Возможно заряд придется отложить, если батарея в хорошем состоянии, имеет приемлемую ЭДС, а обороты двигателя не обеспечивают питание большого числа потребителей, нужных водителю.

Но все исправно, генератор работает, поэтому лампа не горит. Разве что при сильных перегрузках сети, но это скорее аварийная ситуация, свечение красного индикатора здесь будет уместным.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Схемы подключения контрольной лампы могут быть разными. Наиболее устоявшийся случай – когда для питания обмотки возбуждения генератора через электронное реле-регулятор используется отдельный относительно маломощный трехфазный выпрямитель.

Просто три диода, по одному на каждую фазную обмотку. Лампа будет гореть, если напряжение на выходе этого выпрямителя, ничем дополнительным не нагруженного, значительно меньше текущего значения в бортовой сети, то есть при питании от АКБ. Значит генератор не работает, зарядки нет, надо принимать меры.

Почему загорается лампочка заряда аккумулятора

Генератор с аккумулятором образуют мини-электростанцию с источником резервного питания. То есть возможные неисправности типичны для подобных систем.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Причина в проводке (плохой контакт)

Нарушение контакта – обычное явление для старых или побывавших в ремонте машин. Провода обрываются, окисляются в месте заделки клемм, корродируют контакты разъемов и зажимов.

Если обрыв постоянный, то проводка прозванивается мультиметром или пробником с лампочкой. При хаотичном проявлении (мерцающий дефект) помогает шевеление проводов в подозрительных местах. Если контакт восстанавливается на короткое время, то участок надо разобрать, очистить, пропаять или восстановить заменой.

Неисправность генератора

Отказ генератора вызовет постоянное свечение лампы, показывающее отсутствие зарядки. Для проверки убеждаются в наличии напряжения питания реле-регулятора и обмотки возбуждения, если эти цепи подходят на данной модели снаружи, а также замеряют выход генератора при работающем на средних оборотах моторе и минимуме нагрузки.

При отказе оно равно напряжению АКБ под нагрузкой и выключенном двигателе. Генератор потребует диагностики и ремонта.

Дело в АКБ

Состояние батареи лампой практически не контролируется. Для этого есть вольтметр на панели, в составе бортового компьютера или в багажнике предусмотрительного водителя.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Но иногда лампа может загореться на холостых при полном отказе АКБ. Хотя непонятно, как в таком случае удалось завести мотор и при этом не заметить катастрофу с аккумулятором. Общий вывод – лампа не для того предназначена, это контроль генератора.

Реле индикации панели

Некоторые схемы подачи тока на возбуждения генератора задействуют дополнительное токовое или разгрузочное реле в цепи контрольной лампы приборной панели. Отказ этого элемента приведет к непредсказуемому поведению лампочки.

В любом случае это будет отход от штатного алгоритма, она либо вообще не станет светиться, даже после включения зажигания, либо не погаснет после запуска. Если замер напряжения покажет норму, есть смысл заняться прозвонкой цепей лампы.

Поиск неисправности и ремонт

Порядок диагностики и устранения поломок, наверное, самый типичный из практики автоэлектриков. Проверка генератора и поиск пропавших контактов.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Способы проверки генератора

Для начала надо убедиться, что его шкив вращается, а приводной ремень не проскальзывает. В начальных стадиях это сопровождается писком. Но после окончательного обрыва ремня наступит тишина.

Прочитай: Как проверить генератор на работоспособность

Затем приступают к электрическим проверкам.

Дефектовка генератора

Если не считать типичных для электрики дефектов в виде замыканий и обрывов, проблемных мест в генераторе три – щеточный узел со встроенным реле-регулятором, кремниевый мостовой выпрямитель и подшипники ротора.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Последние не дадут электрического отказа, но вынудят вмешаться громким воем. Иногда при больших пробегах стирается коллектор и разрушается изоляция обмоток. В таком состоянии генератор практичнее заменить в сборе на новый.

Щетки

Два угольных контакта обеспечивают передачу тока возбуждения через коллектор на обмотку ротора. После полного истирания запаса подпружинивания не хватит, узел придется заменить. Что полезно делать профилактически при любой разборке генератора.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Регулятор напряжения

Электронное реле-регулятор обычно встраивается в корпус щеточного узла и меняется вместе с ним. Для проверки вместо коллектора подключается лампочка, а на вход подается регулируемое напряжение.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

После превышения порогового значения порядка 14-14,5 Вольт лампа гаснет. Можно подбирать реле по высокому или низкому порогу по сезону или применительно к типу аккумулятора.

Диодный мост

В состав обычно входят шесть основных диодов и три дополнительных. В случае сомнений после инструментальной диагностики (перекос фаз) лучше не тратить время на прозвонку диодов, а сменить мост в сборе.

Подшипники

Передний подшипник часто страдает из-за перетянутого ремня, больших оборотов при езде и низкого качества детали. Меняются оба после несложных слесарных работ или в сборе с пластиковой втулкой либо крышкой, в зависимости от модели генератора.

Обрыв цепи питания

Для самовозбуждения генератора, то есть подачи тока от вспомогательного выпрямителя на ротор, нужен начальный толчок питания. Цепь проходит через контрольную лампу и другие участки. Место обрыва определяется прозвонкой.

Силовой контакт может нормально звониться, но на больших токах не работать. Цепь от выхода диодного моста до клеммы аккумулятора проверяется при работе двигателя вольтметром на участки с нештатным падением напряжения. Ремонт состоит в зачистке металла, смазке и подтяжке резьб.

Горит лампочка аккумулятора: причины и последствия

Каждый автовладелец время от времени проводит диагностику своей машины для выявления неполадок. В настоящее время сделать это становится практически невозможно, особенно во время движения.

Инструментария для проверки становится все меньше. Так, например, на щитке приборов больше не устанавливают вольтметры, а о проблемах с зарядкой можно узнать только после уведомления сигнальной лампы.

В данном материале мы расскажем, почему горит лампочка аккумулятора на панели приборов.

Как устроена сигнальная лампочка аккумулятора на приборной панели

Когда водитель вставляет ключ в замок зажигания, на панели горит красная лампочка аккумулятора. Затем запускается мотор, и значок гаснет. Так должно быть в норме, индикатор АКБ горит до момента, когда начинает работать ДВС.

В этот промежуток времени, когда включается зажигание, но мотор еще не запущен, происходит самодиагностика систем авто перед стартом двигателя. Кроме лампочки аккумулятора загораются и другие индикаторы.

После проверки часть из них гаснет почти сразу, остальные отключаются после запуска ДВС.

Если все в порядке с аккумулятором, то при заведенном двигателе на него поступает зарядка, и на панели значок горит несколько секунд, а затем тухнет.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт Shutterstock

По-другому устройство сигнальной лампочки можно описать следующим образом: включается зажигание, затем напряжение подается через предохранитель на АКБ на приборной панели.

Затем ток проходит через диоды, реле-регулятор, щетки, контактное кольцо и обмотку. После запуска ДВС напряжение выравнивается на выводах лампы, и значок гаснет. При этом происходит зарядка АКБ. Если в системе автомобиля есть какая-либо неисправность, лампочка аккумулятора не гаснет после проверки либо ее значок периодически появляется на приборной панели.

Работа контрольной лампы завязана на генератор, хотя он и является отдельным элементом. Систему устроена довольно просто. К лампочке аккумулятора подключаются две электрические цепи.

Выглядит эта схема так:

  1. Лампа – блок предохранителей – зажигание – генератор – аккумулятор.

  2. Генерирующее устройство – контрольная лампа (соединение происходит напрямую).

Работа АКБ зависит от напряжения на обоих входах. Если ток поступает одинаково, лампочка аккумулятора гаснет, а если по-разному, загорается. Это объясняет, почему должны быть присоединены две цепи.

Как это работает. Водитель включает зажигание. При этом в первую цепь идет ток от аккумулятора на лампу, а во второй напряжения от генератора нет, потому что двигатель еще не работает.

На щитке приборов загорается красный индикатор. После этого автовладелец заводит мотор, начинает работать генератор, во второй цепи появляется напряжение. Лампочка гаснет.

При этом в первую сеть тоже начинает поступать ток от генерирующего устройства.

Когда горит лампочка аккумулятора, в системе автомобиля происходит проверка: все ли в порядке с зарядкой, есть ли напряжение. Некоторые считают, что в этот момент происходит полная диагностика машины перед запуском двигателя, но это не так.

При поломке генератора во время движения напряжение перестает поступать во вторую цепь. Зарядка идет только от аккумулятора в первую цепь. На панели снова появляется красный значок сигнальной лампы.

Почему горит лампочка аккумулятора

Автомобильный аккумулятор и генератор тесно связаны между собой. Чтобы запустить двигатель, ток от АКБ поступает на стартер. После этого напряжение начинает поступать уже от генератора, который работает от работающего двигателя.

Зарядка АКБ происходит от генератора. Чем больше количество оборотов двигателя, тем выше напряжение, которое поступает от источника. Чтобы не произошло перезарядки и уровень тока не был слишком высоким, на генерирующее устройство устанавливают реле-регулятор.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт Shutterstock

Основная функция реле-регулятора – это поддержание оптимального напряжения на АКБ, так как подача тока не зависит от количества оборотов двигателя.

Лампочка аккумулятора горит на приборной панели чаще всего из-за того, что на АКБ не поступает зарядка от генератора. То есть, автомобиль завели от аккумулятора, ДВС начинает работать, но значок не гаснет.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Поломки, которые возникают чаще всего:

  • неисправность реле-регулятора;
  • выход из строя диодного моста;
  • ремень генератора оборван, плохо натянут или проскальзывает;
  • сильные люфты подшипников генератора и подклинивание.
  • перегорание предохранителей;
  • плохие контакты на клеммах аккумулятора, на выходе генератора, на проводе массы;
  • обрыв цепи генератора;
  • износ щеток генератора или щеткодержателей;
  • проблемы с выключателем зажигания.

Когда на панели горит лампочка аккумулятора при работающем ДВС, в первую очередь проверьте, какой уровень зарядки на клеммах АКБ. Диагностику можно сделать быстро, для этого используется мультиметр. В норме должно быть 13.5-14.3 V. Если ток не поступает, напряжение будет 12V.

Для более тщательной проверки вам понадобятся: нож, плоскогубцы, плоская и крестовая отвертки, контрольная лампа на 12V, мультиметр, мелкая наждачка.

Причины, почему горит лампочка аккумулятора

Первый вариант – ток от генератора поступает, на клеммах АКБ напряжение 12V, батарея разряжена. В этом случае нужно провести зачистку клемм и проводов. После этого нужно снова измерить уровень напряжения.

Читайте также:  Вилочные погрузчики linde, дизельные и газовые

Если этот способ не помог, проверьте зарядку на клемме генерирующего устройства. Присоедините один щуп мультиметра к ней, а второй на массу. Если напряжение выше, чем на АКБ, нужно зачистить клеммы генератора. Кроме того, возможно, будет необходимо заменить провод от генератора на аккумулятор.

Второй вариант – аккумулятор разряжен, уровень тока на АКБ составляет 14V, но под нагрузкой просаживается. Такая ситуация возможна из-за проблем со шкивом, плохого натяжения ремня генератора, износом или поломками его подшипников.

Среди причин также могут быть проблемы с диодным мостом. Неисправность даже одного диода может привести к сбоям в напряжении. Поэтому нужно проверять его состояние. Также в данной ситуации следует провести диагностику обмотки статора. 

Для этого нужно выключить зажигание и проверить мультиметром генератор, его диоды и другие элементы. Одновременно с этим проверяются щетки генератора. Они должны быть не менее 5 мм. Если длина меньше, их необходимо будет заменить.

Перегорание предохранителя тоже может привести к тому, что на батарею перестает поступать зарядка. Как правило, это Ф10 с номиналом 10 А. Проблема в большинстве случаев решается его заменой. Неисправности также могут быть в реле или замке зажигания. Для диагностики нужно провести прозвон мультиметром.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Иногда случается, что приборы работают после поворота ключа в замке зажигания, хотя зарядка не идет. Это решается снятием провода с клеммы генерирующего устройства и подключением его на кузов или минус. Если лампочка аккумулятора горит, то причины в неисправности обмотки возбуждения генератора.

Плохой контакт в разъеме для АКБ также может быть причиной загорания индикатора на приборной панели. Чтобы исключить появления такой проблемы, нужно проводить зачистку всех контактов и разъемов.

Когда лампочка светит слабо, с перебоями или вовсе не горит, то нужно посмотреть на другие индикаторы. Если все значки светятся неярко, то проблема не в лампе.

Если же плохо светит только индикатор АКБ, то это может быть связано с неисправностью ее контактов.

Бывают случаи, что лампочка аккумулятора горит после поворота ключа в замке зажигания, но после этого не гаснет или мигает после запуска мотора. Значок показывает, что зарядка идет с перебоями или отсутствует. Самая частая причина – плохой контакт провода с разъемом на приборной панели.

Если вы провели все рекомендуемые проверки, но причину выявить не удалось, то нужно проводить диагностику реле-регулятора. Для этого подается ток на контакты, затем проверяется его уровень на щетках. Если напряжение 12В, то устройство в порядке. В противном случае реле-регулятор надо заменить.

Почему может не гореть лампочка аккумулятора при включении зажигания

Мы разобрали причины, почему горит лампочка аккумулятора при работающем ДВС. Теперь рассмотрим противоположную ситуацию, когда при включенном зажигании и отключенном двигателе лампочка не загорается.

Когда батарея разряжена, перестает гореть лампочка аккумулятора, приборы щитка не включаются или светят слабо. Для решения проблемы нужно зарядить АКБ.

Стоит отметить, что иногда разрядка батареи может происходить не из-за того, что водитель забыл ее зарядить или не отключил фары. Причиной может стать выход из строя генерирующего устройства. В этом случае эта проблема становится опасной, так как аккумулятор заряжается во время движения автомобиля от генератора. Если происходит его поломка, то батарея не заряжается.

Подробнее

  • Перегорание лампочки аккумулятора

Это типичная ситуация. Со временем индикаторы на панели приборов перегорают и заменяются новыми.

Но если вовремя не поменять лампочку, то можно не заметить неисправность генератора. Из-за этого может произойти разрядка АКБ в самый неподходящий момент. Например, вы поехали в магазин, остановились, выключили мотор. Затем возвращаетесь, а автомобиль не заводится.

  • Неисправность предохранителя

Это довольно частая причина, почему при зажигании не горит лампочка аккумулятора. Когда происходит перегорание предохранителя, это влияет на работу нескольких элементов. Находится предохранитель в «черном ящике», а на монтажном блоке изображена схема, как можно его найти.

Чтобы легко провести проверку предохранителя, поставьте вместо него работающее устройство, в исправности которого вы уверены. Если все остальные приборы и лампочка начнут работать, необходимо заменить его.

Рассмотрим основные причины неполадок с цепью, которая питает лампочку аккумулятора.

Самая распространенная из них – проблема с контактами. В основном это происходит в весеннее время. В течение зимнего периода на разъемах скапливается влага, из-за которой образуются окислы. Контакт становится хуже. Это приводит к тому, что контрольная лампа перестает включаться.

Обычно такая проблема возникает не сразу и не является постоянной. Значок может то гореть, то нет.

Чтобы исправить эту проблему, нужно произвести очистку разъемов. Для обработки применяют специальную пластичную смазку.

Бывает, что происходит разрыв цепи, и лампочка аккумулятора может перегореть из-за этого. Нужно проверить цепь, чтобы выявить поврежденный участок. Для диагностики используйте мультиметр.

Еще одна причина – неисправность реле. В некоторых автомобилях устройство устанавливают с контролем лампочки заряда АКБ на приборной панели. Индикатор в случае выхода из строя реле тоже гореть не будет.

Диагностируют неполадки реле мультиметром. С его помощью замеряют уровень тока на положительном выходе. Если он меньше 6 В, то проблема определенно в генераторе. Более высокое значение указывает на неисправность реле. В этом случае его необходимо будет заменить.

Если «то горит, то гаснет» — дело в контакте. Вибрация, нагрев. Проверяйте соединения. Начните с щитка приборов.

  • Особая проблема со щетками

Щетки могут не только изнашиваться. Они могут туго ходить в направляющем гнезде и временами подвисать.

  • Замена генерирующего устройства

Недостаточно указывать только серию и номер кузова, когда вы собираетесь покупать генератор. На некоторые авто, даже одного года выпуска, могут быть установлены разные генераторы: с более «простой» и более «сложной» интегралкой. Вторые стоят, конечно, дороже.

  • Расположение генератора – это важно

Еще одна возможная причина – генератор установлен слишком низко. Он набирает на клеммы соль и воду. В мороз все это хорошо окисляется. Двигатель работает – генератор греется, не работает – остается холодным.

Почему горит лампочка аккумулятора на панели приборов?

Горящая лампочка аккумулятора на приборной панели свидетельствует об отсутствии зарядки с генератора.

Расходуемый бортовой сетью запас электроэнергии не восполняется, а дальнейшая работа потребителей возможна только на остаточном заряде АКБ.

Давайте рассмотрим основные причины по которым загорается или моргает индикатор аккумулятора, как отличить неисправность генератора от проблем с проводкой, расскажем о самостоятельной диагностике.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Причины горящей лампочки аккумулятора

Причин для загорания значка АКБ всего несколько:

  1. Генератор не дает зарядки.
  2. Отсутствие зарядки из-за проблем с проводкой, нарушения контакта на клеммах и жгутовых коннекторов.
  3. Неисправность системы контроля уровня зарядки.

Чтобы правильно определить причину, из-за которой загорелась лампа аккумулятора на панели приборов, не нужно досконально изучать принцип работы генератора. Но важно иметь представление об устройстве агрегата и знать факторы, без которых в автомобиле не будет зарядки.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Как проверить зарядку?

Первым делом, если горит лампа зарядки аккумулятора, проверьте фактическое бортовое напряжение мультиметром.

  1. Переведите тестер в режим измерения постоянного тока (-V).
  2. Подключите диагностические щупы в разъемы COM (общий минусовой вывод) и VQmA.
  3. Щуп, подключенный к выводу COM, приложите к минусовой клемме АКБ, а второй к плюсовой.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора находится в пределах 12,7-12,9 В. Нормальный уровень зарядки на холостых оборотах и выключенных потребителях – 13,9-14,5 В. Повторите измерения после включения нескольких мощных потребителей (ближний/дальний свет, подогрев стекла, вентилятор печки и т.п.). Напряжение бортовой сети не должно опускаться ниже 13,8 В.

Контрольная лампа аккумулятора загорается, если потенциал на выводе В+ генератора становится равным потенциалу минусовой клеммы АКБ.

Паразитное сопротивление

Чтобы сразу исключить паразитное сопротивление, аналогичные измерения проводят непосредственно с генератора. Для этого один из щупов мультиметра следует приставить к выводу B+ генератора. Разница в 0.1-0.2 В между измерениями на генераторе и АКБ считаются нормой. В случае большего перепада надо понять, потеря происходит на плюсовом выводе или в контакте генератора с массой.

Приложите один из щупов к плюсовой клемме АКБ, а второй к выводу B+ генератора (мультиметр остается в режиме измерения постоянного напряжения). Если показания тестера превышают 0.1-0.2 В, просадка происходит в плюсовой цепи от генератора к АКБ. Осмотрите целостность провода и клеммы крепления его к генератору, аккумулятору.

На многих авто  постоянный + от батареи к генератору имеет разветвление, уходящее к стартеру. Чаще всего в этом месте и происходит просадка напряжения.

Если просадки между выводом В+ и положительной клеммой АКБ нет, а разница между замерами напряжения с аккумулятора и непосредственно с генератора есть, осмотрите качество соединения минусового вывода аккумулятора с кузовом и двигателем.

Почему нет зарядки?

Когда мы выяснили, что на АКБ не идет зарядка от генератора, следует установить: проблема в агрегате либо в проводке автомобиля. Для этого проверьте наличие напряжения на коннекторе управления генератором..

В зависимости от устройства и принципа работы, в колодке может быть 1,2,3 и даже больше контактов. С помощью контрольной лампы для диагностики электрических цепей вы не сможете проверить генераторы с цифровым управлением. Но без труда определите наличие постоянного «+» после включения зажигания и «+», который подается от монтажного блока через индикатор на приборной панели.

Для грамотной диагностики найдите модель и номер генератора, установленного на вашем авто. Информация поможет отыскать вам в сети распиновку разъема. Неправильные действия при проверке генератора могут вывести его из строя и повредить элементы бортовой сети автомобиля.

Наличие управляющего напряжения и хорошее состояние контактов говорит о том, что проблема в генераторе. Если же вы определили, что неисправность в проводке, а индикатор аккумулятора загорелся при движении и вам нужно добраться до ближайшего СТО, можете поступить следующим образом:

  • постоянный + после зажигания можно продублировать отдельным проводом от АКБ. В цепь обязательно включите предохранитель номиналом 5А;
  • штатную лампочку возбуждения на приборной панели можно заменить лампочкой с подсветки номера, бардачка или габарита. С помощью провода один из выводов лампы подключите к плюсовой клемме аккумулятора, а второй к выводу L генератора. В цепь включите предохранитель номиналом 5А.

Такие меры не только послужат временным решением, но и могут помочь убедиться в правильности диагностики. Если зарядка в итоге появилась, значит, генератор исправен и проблему следует искать в проводке.

Неисправности генератора

  1. Износ меднографитовых щеток.
  2. Выработка контактных колец ротора. Между щетками и кольцами в таком случае нарушается контакт, нередко щетки на некоторое время подвисают, из-за чего периодически пропадает возбуждение обмоток ротора.
  3. Замыкание/обрыв обмотки статора.

  4. Поломка выпрямительного моста.
  5. Неисправность реле-регулятора (еще называют шоколадкой).
  6. Замыкание/обрыв обмотки статора.
  7. Нарушение контакта в местах крепления реле-регулятора, диодного моста.

    В таких случаях иногда лампочка батареи горит на холодный двигатель, но тухнет после прогрева. При нагреве детали расширяются, из-за чего контакт и зарядка восстанавливаются.

Мы рассмотрели те электрические неисправности, из-за которых генератор не выдает зарядки.

Существует ряд механических поломок, которые могут вызывать посторонние звуки в работе двигателя и стать причиной выхода из строя агрегата. 

Как работает система контроля напряжения?

На большинстве авто реализована система мониторинга напряжения бортовой сети на основе контрольной лампочки, подключенной к выводу L (также обозначается как D) генератора.

Когда автомобиль заглушен, вывод L через регулятор напряжения соединен с минусовой клеммой аккумулятора. При включении зажигания (Ignition – ON) через лампочку плюсовой вывод АКБ соединяется с клеммой L. Загорается индикатор заряда аккумуляторной батареи и происходит предварительное возбуждение обмотки ротора.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

После запуска двигателя дальнейшее возбуждение обмотки ротора происходит за счет тока, вырабатываемого генератором. Переменное напряжение в обмотках статора выпрямляется диодным постом и подается на обмотку возбуждения и лампу контроля зарядки. Разность потенциалов становится незначительной и она гаснет.

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Лампочка горит, а зарядка есть

Если на вашем авто лампа аккумулятора горит постоянно, но проверка тестером показала исправность генератора, диагностируйте систему контроля зарядки. В некоторых случаях из-за остаточной намагниченности ротора при повышении оборотов двигателя происходит первичное самовозбуждение. Поэтому генератор может начать вырабатывать ток даже при отсутствии возбуждающего напряжения на выводе L.

При замыкании перетертого или надломанного провода цепи возбуждения на «массу» значок аккумулятора на приборной панели будет гореть постоянно. Поэтому сразу после замера фактической зарядки на клеммах АКБ следует проверить, появляется ли «+» после включения зажигания со стороны разъема клеммы L генератора.

Видео: Горит лампа «АККУМУЛЯТОР» на приборной панели!

Почему индикатор аккумулятора горит в половину накала или моргает?

Тусклое свечение и мигание индикатора свидетельствует о недозаряде. Нередко в таком случае лампочка АКБ горит красным на холостых, но тухнет при повышении оборотов. Если же лампа горит тускло постоянно, проверьте диодный мост, который в конструкции генератора необходим для преобразования переменного напряжения в постоянное.

На некоторых автомобилях при неисправности диодного моста лампочка загорается, но генератор при этом еще выдает зарядку. К примеру, столь нехарактерная неисправность знакома многим владельцам Шевроле Авео. При наличии зарядки на приборной панели тускло горит одновременно красный значок аккумулятора и индикатор стояночного тормоза

.

Чаще всего  лампа зарядки мигает в случае неисправности диодного моста, нарушении места пайки обмоток статора и выводов моста (нередко в таком случае лампочка тухнет после нажатия педали газа).  Помимо поломки генератора, мигание и тусклое свечение индикатора отсутствия зарядки могут вызвать:

  • паразитное сопротивление на выводе B+ генератора, нарушение соединения минусового вывода АКБ с кузовом и/или двигателем;
  • плохой контакт в монтажном блоке. Обратите внимание на предохранители, защищающие силовую цепь генератора и цепь возбуждения обмотки якоря, состояние клемм АКБ и гибкой «массы».

Что делать, если загорелась лампочка аккумулятора на приборной панели

Индикатор появился среди автомобильных приборов во 2-й половине прошлого века, до того его роль выполнял стрелочный прибор, амперметр или вольтметр.

До сих пор на некоторых моделях они иногда дополняют и дублируют информацию лампочки.

Цель индикации – предупредить о неисправностях в цепи зарядки аккумулятора, которые могут привести к его разрядке, следовательно, и к потере электроснабжения автомобиля.

РЕЖИМЫ ИНДИКАЦИИ

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Единственный штатный режим, в котором горящая лампочка аккумулятора не сигнализирует о неисправности – это промежуток между включением зажигания и полным пуском двигателя.

Это естественно: генератор, пока не пущен ДВС, не вращается, а аккумулятор уже расходует энергию. В автомобиле с исправным электрооборудованием при работе двигателя на устойчивых оборотах индикатор должен погаснуть.

Иная ситуация – показатель неисправностей. Примеры:

  1. Лампа не гаснет при любых оборотах. Это может говорить как о том, что аккумулятор не заряжается, так и о проблемах в цепи.

  2. Лампа мигает, горит не во всех режимах. В этом случае причин может быть несколько:

    • ток, выдаваемый генератором, недостаточен для зарядки;
    • в цепи плохой контакт;
    • в автомобиле включено слишком много потребителей;
    • малы обороты двигателя.
  3. Лампа индикации аккумулятора не горит во всех режимах (в том числе, при включенном зажигании и неработающем двигателе). Кроме случаев полной разрядки аккумулятора, возможно перегорание лампочки или предохранителя в цепи.

Как видим, в каждом из этих случаев индикация может указывать на несколько неисправностей. Рассмотрим основные из них.

НЕИСПРАВНОСТИ ГЕНЕРАТОРА

Наиболее часто лампочка аккумулятора загорается из-за неисправностей, связанных с работой генератора – устройства, вырабатывающего электрический ток.

В исправном автомобиле аккумулятор отдает ток только при запуске ДВС, дальнейшее электроснабжение обеспечивает генератор.

Он представляет собой как бы «электромотор наоборот»: соединенный постоянно со шкивом коленчатого вала (обычно посредством приводного ремня), генератор вырабатывает электричество при вращении двигателя.

Самыми распространенными проблемами генератора являются:

  • ослабление натяжки приводного ремня, его растяжение или обрыв;
  • износ токосъемных щеток;
  • неисправность реле-регулятора напряжения;
  • неисправность диодного моста (выпрямителя);
  • износ токосъемных колец;
  • замыкание витков обмотки статора;
  • износ или деформация шкива.

Об ослаблении ремня может свидетельствовать свист (шум высокой частоты) при работе двигателя, иногда при этом чувствуется запах жженой резины и даже виден дым. Впрочем, звуки может издавать и намокший ремень генератора (например, после мойки или во влажную погоду), в этом случае свист, как правило, быстро прекращается, а также ремни другого навесного оборудования – кондиционера, насоса ГУР.

  • Если проблемы, связанные с приводом генератора, вполне возможно установить визуально или тактильно, не снимая оборудование с двигателя, то для диагностики электрической части часто необходимы демонтаж и разборка генератора.
  • ДРУГИЕ ПРИЧИНЫ ОТСУТСТВИЯ ЗАРЯДКИ АККУМУЛЯТОРА
  • Кроме проблем с генератором, лампочка на панели приборов может загореться в случаях
  • окисления клемм;
  • обрыва или откручивания проводов в цепи генератора и аккумулятора;
  • перегорания предохранителя.

В некоторых случаях проблему можно устранить самостоятельно, причем при этом не потребуется особенных навыков или специальных инструментов. Однако в случаях, когда конструкция автомобиля сложна или нестандартна, места под капотом мало или же вы просто не уверены в своих силах, лучше обратиться на станцию технического обслуживания.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ЗАГОРЕЛАСЬ ЛАМПОЧКА

Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Строго говоря, с горящей лампочкой индикации аккумулятора автомобиль способен двигаться – по крайней мере, чаще всего с нею вполне можно доехать до места, где разрешена стоянка и можно безопасно провести осмотр.

Начать его нужно с проверки натяжки ремня привода генератора, не перепутав его с ремнями другого навесного оборудования. При нажатии ремень должен прожиматься максимум на 1-1,5 см. Также при этом нужно обратить внимание на целостность шкивов на генераторе и двигателе и отсутствие их люфтов.

Дальше проверяем целостность предохранителей. Силовой предохранитель (10 А и выше), как правило, находится в отдельном блоке под капотом, чаще – на стенке моторного отсека.

В случае, если генератор доступен для осмотра, проверяем крепление проводов. На аккумуляторе проверим затяжку клемм, при наличии на них налета окисления, очистим при помощи шкурки или напильника.

При помощи мультиметра (тестера) проверим ток, выдаваемый генератором. При запущенном двигателе он должен быть в пределах 13,5-14,5 вольт.

Обратите внимание на обороты двигателя на холостом ходу. Для бензинового двигателя они должны составлять не менее 800-900 об/мин, дизельного – 400-500. Моргание индикатора зарядки (лампочки аккумулятора) при меньших оборотах не является неисправностью – генератор просто не может развить расчетной мощности.

ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Если устранить неисправность собственными силами не удалось, необходимо следовать к месту ремонта. В некоторых случаях это можно сделать своим ходом, максимально ограничив электропотребление автомобиля. Например, это возможно в теплую погоду и светлое время суток, если автомобиль оснащен дневными ходовыми огнями, не потребляющими большого количества энергии.

Избегайте не только лишних пусков двигателя, но и продолжительного нажатия на педаль тормоза, если задние фонари оснащены обыкновенными лампами накаливания (в этом случае они расходуют энергии ненамного меньше, чем фары). Дизельный двигатель в этом случае предпочтительнее бензинового, поскольку не использует электричество для зажигания смеси.

Даже если автомобиль с неисправным генератором кажется вам надежным и предсказуемым, для устранения неисправности двигайтесь на ближайшую из подходящих вам СТО. Лучше, если это будет одна из станций сети умных автосервисов Wilgood.

После успешного ремонта генератора или решения других проблем, не забудьте полностью зарядить или заменить аккумулятор, чтобы избежать в дальнейшем проблем с пуском двигателя.

Почему загорается лампочка аккумулятора во время езды

Современные автомобили снабжены электронной системой контроля за состоянием всех узлов и механизмов, с помощью которой диагностируют нарушения в работе и устраняют причины поломок. Символы индикации на приборной панели подсказывают водителю о возможной проблеме в определённой цепи, предупреждая более серьёзные последствия.

https://www.youtube.com/watch?v=BHdW4K4AcO0\u0026pp=ygV20JfQsNCz0L7RgNC10LvQsNGB0Ywg0LvQsNC80L_QvtGH0LrQsCDQsNC60LrRg9C80YPQu9GP0YLQvtGA0LA6INC_0YDQuNGH0LjQvdGLLCDQtNC40LDQs9C90L7RgdGC0LjQutCwINC4INGA0LXQvNC-0L3Rgg%3D%3D

Лампочка аккумулятора сигнализирует о сбоях в системе питания, генератора или проводки с электронными компонентами управления. АКБ при этом может находится в исправном состоянии и заряжена на 100%.

Схема подключения сигнальной лампочки состоит из двух электрических цепей: одна из них подсоединена напрямую к генератору, вторая замыкает аккумуляторную батарею, замок зажигания и блок предохранителей через генератор.

Принцип работы лампочки АКБ на схеме

Важно понимать! Контрольная лампа АКБ отвечает за оба выхода – генератора и аккумулятора: когда напряжение на обоих узлах одинаковое, то индикации нет (исправное состояние), если возникает разница, то лампа горит (сбой).

Почему горит лампочка аккумулятора

При включении зажигания и запуска силового агрегата генератор должен вырабатывать ток, заряжая АКБ во время движения.

В случае поломки одного из элементов цепи, напряжение поступает на контрольную лампочку, и она загорается. Диагностировать причину сбоя становится достаточно просто.

Все они делятся на два типа: механическое повреждение какого-либо компонента или проводки, либо отказ электрики.

Нет зарядки

Напряжение от генератора не поступает. Причина в отказе механизма (изношенные щётки, замыкание на витках обмоток, сгоревшая обмотка, поломка подшипника, либо других передаточных узлов). Контрольная лампа при этом может непрерывно мигать.

  Как избавиться от запаха сигарет в машине?

Перегорел реле-регулятор генератора

Аккумулятор заряжается с включённой индикацией неисправности.

Проблемы в ремне генератора

Обрыв или слабое натяжение ремня привода. Во время работы можно услышать посторонний гул, либо обнаружить обрыв визуально.

Перегорел предохранитель или плохой контакт

Окисление клемм на контактах приводит к падению напряжения. В таких случаях лампочка может мерцать или включаться на время. В случае сгоревшего предохранителя в блоке, сигнал будет постоянным.

Износ выключателя зажигания

Индикация может гореть после глушения двигателя.

Другие причины

Нарушение электропроводки в общей цепи, окисление клемм АКБ или низкий заряд, короткие замыкания, пробой «на массу», отказ работы диодов, либо ослабление контактов в приборной панели.

Внимание!

В случае выхода из строя генератора происходит быстрая разрядка АКБ во время движения. При отключённых основных потребителях тока (ближний свет фар, габаритные огни, кондиционер, аудиосистема, дворники) автомобиль проедет около 3-4 часов, после чего батарея полностью разрядится.

Включённая контрольная лампочка АКБ может свидетельствовать о серьёзной проблеме, поэтому необходимо выяснить причину нарушений и устранить неисправность.

Рассмотрим разные ситуации, при которых загорается лампочка аккумулятора

  1. Ситуация первая — бортовой вольтметр демонстрирует заряд, лампочка аккумулятора не горит, мультиметр показывает 12V на клеммах АКБ, при этом сам аккумулятор полностью разряжен.

Лечение: Производим зачистку клемм и проводов высокого напряжения, после чего снова производим измерение напряжения.

Если это ни к чему не привело, проверьте напряжения на «30» клемме генератора. Один электрод мультиметра подсоедините к клемме генератора, второй к массе. Если в этом случае напряжение будет несколько выше, нежели на аккумуляторе, выполните «зачистку» «30» клеммы.

В случае необходимости поменяйте провод, который идет от генератора к аккумулятору.

    Ситуация вторая — воль, а также лампочка говорят о зарядке, при этом аккумуляторная батарея разрядилась. Напряжение на АКБ при этом в норме (

14V), но при нагрузке (сигнал, фары и. т.) стрелка зарядки дергается в крайнее левое положение. Причина — слабая натяжка ремня генератора, либо проблема с самим шкивом или подшипником.

  • Кроме того, причиной вышеописанной ситуации может стать пробой одного из диодов или обрыв в обмотке статора. Сделайте следующее — выключите зажигание, затем проверьте диоды при помощи мультиметра, если обнаружится пробой – произведите замену.
  • Не лишним будет проверить щетки генератора. Чтобы сделать это достаточно достать щетки и проверить их длину, если длина менее пяти мм. рекомендую заменить щетки генератора.
  1. Ситуация третья — после поворота ключа в замке зажигания, лампа аккумулятора не горит, при этом датчик заряда не срабатывает, и зарядка на батарею не поступает. Вероятнее всего причина заключается в перегорании предохранителя. Он имеет обозначение «F10», его номинал равен – 10 Амп. Если после замены нового предохранителя вы не увидели результата, причина может заключаться в самом замке или реле зажигания.
  1. Ситуация четвертая — после поворота ключа нет зарядки, однако все приборы при этом функционируют, лампочка аккумулятора не горит.

Лечение: Снимите проводок с клеммы «61» генератора, после чего подключите его непосредственно к минусу (то есть к кузову). Если после этого лампа загорелась, причина в обмотке возбуждения генератора.

  Почему потеют стекла в машине? Причины, что делать и фото

  • Также причина может заключаться в плохом контакте в разъеме. Необходимо все как следует зачистить и проверить результат, если его нет, очень возможно, что перегорела лампа. Если проблема не в лампочке (горит тускло или с перебоями), то и другие индикаторы будут гореть также тускло или с перебоями, если это происходит только с индикатором АКБ, то, возможно, причина именно в самой лампочке.
  1. Ситуация пятая— после включения зажигания горит лампа АКБ, и после запуска мотора не гаснет, зарядка при этом, либо прерывистая, либо ее нет вообще. Причиной такого поведения может быть плохой контакт провода с разъемом на приборной панели.

Как установить причину

Отказавший узел или электрическую поломку в цепи находят методом исключений, последовательно тестируя каждый отрезок и механизм. Для диагностики понадобится набор инструментов:

  • Лампочка на 12 Вольт (либо простой пробник).
  • Мультиметр.
  • Отвёртка с плоским лезвием и крестообразной насечкой.
  • Плоскогубцы.
  • Мелкозернистая наждачная бумага (для удаления окислов с клемм).

Проверку начинают с источника питания – аккумуляторной батареи: состояние заряда, клемм, корпуса на предмет механического повреждения. Замер напряжения на выводных контактах измеряют мультиметром.

Важно! Категорически запрещается проверять работоспособность генератора, сняв любой зажим с клеммы АКБ во время работы двигателя: резкий скачок напряжения в общей сети приводит к отказу или нарушению регулировок электронных компонентов системы питания и управления.

Пошаговый порядок действий

  1. Аккумулятор тестируют на напряжение при заглушённом силовом агрегате, сняв показания на клеммах щупами тестера (мультиметра). Полностью заряженная АКБ покажет величину напряжения не менее 12,7 Вольт.

    При обнаружении окислов, повреждений контактов на предмет коррозии, их зачищают мелкозернистой наждачной бумагой и вытирают насухо (рекомендуют также произвести обработку антикоррозийным составом). Минимальный показатель напряжения должен быть не менее 11,9 Вольт.

    Разряженная батарея на 90% позволяет запустить двигатель несколько раз в зависимости от условий эксплуатации (при минусовой температуре разрядка происходит быстрее из-за повышенной плотности электролита). Если снятые значения соответствуют данным таблицы, то АКБ исправна.

  2. Далее осматривают высоковольтные провода на целостность изоляции, проводку от генератора к аккумулятору и замеряют напряжение на контактах. Если потери на отрезках цепи нет, то провода исправны.

  3. Генератор тестируют в различных режимах работы при работающем на холостых оборотах двигателе:
      Замер напряжения мультиметром с отключёнными потребителями тока (выключают фары, габаритные огни, кондиционер, аудиосистему и прочее).
  4. Включают кондиционер и ближний свет фар, сняв показатели напряжения вновь: если значение меньше 13,5 Вольт, то причина в нарушении работы узлов генератора. Изношенный механизм можно определить по характерному постороннему шуму его деталей, наличия запаха гари, подтёков на корпусе. Нормальная отдача генератором тока – от 14 до 14,7 Вольт.

  5. Проверка состояния приводного ремня и его натяжения. Привод осматривают, обращая внимание на целостность материала. При продавливании большим пальцем руки на ремень между шкивами, он не должен прогибаться больше, чем на 1,5 см.
  6. Реле-регулятор проверяют тестером на запущенном двигатели, зафиксировав ход оборотов на отметке 3500-4000 об/мин.

    Если напряжение на контактах не превышает 14,5 Вольт, то устройство исправно.

  7. С помощью контрольной лампочки на 12 Вольт (пробником) «прозванивают» все электрические цепи от замка зажигания, панели приборов (индикатора АКБ, к генератору и блоку предохранителей. Если на каком-то участке пробник не срабатывает, то это значит – обрыв в бортовой цепи.
  8. Предохранитель на индикатор АКБ и замок зажигания вынимают из блока, убедившись в целостности перемычки. Схема его расположения в блоке дана в техническом описании автомобиля (распиновка отличается в зависимости от марки и типа агрегата). Обычно это предохранитель номиналом 10А в ячейке
  9. Катушку зажигания проверяют также мультиметром на проводимость контактов.

Что делать, если загорелась лампочка аккумулятора

  • Если загорелась лампочка аккумулятора, то желательно остановить автомобиль и заглушить двигатель, чтобы он остыл.
  • После этого проверить всю проводку, связывающую генератор, стабилизатор (на многих старых машинах эти детали установлены раздельно) и аккумулятор. Возможно, от генератора отошел провод возбуждения, поэтому он не вырабатывает электроэнергию.
  • Если все провода целы и все клеммы на месте, присоедините вольтметр к аккумулятору, запишите его показания и заведите двигатель.
  • Как только мотор заработает, напряжение на аккумуляторе должно подняться на 1–2,5 вольта. Если этого не произошло, необходимо искать плохой контакт или обрыв провода, а также проверять работу генератора и стабилизатора.

Проверку надо начинать с блока предохранителей, для этого нужна электрическая схема машины. Найдите предохранитель, отвечающий за заряд аккумулятора и проверьте его.

Если он в порядке, заведите двигатель и снимите с генератора провод возбуждения и измерьте напряжение на нем с помощью тестера или вольтметра – нормальные значения 11,9–13,9 вольт. Когда нет тестера, можно обойтись лампочкой на 12 вольт, к которой присоединены провода. Если лампочка горит, напряжение возбуждения в порядке, если нет, нужно искать обрыв или плохой контакт.

Чтобы проверить генератор, отсоедините от него плюсовой провод. Для этого открутите гайку, затем снимите ее, шайбу и клемму. Заизолируйте клемму и заведите двигатель, затем проверьте напряжение на генераторе с помощью лампочки, тестера или вольтметра.

Если напряжения нет, проблема в генераторе и его необходимо ремонтировать или менять. Если напряжение есть, то проблема в установленном отдельно стабилизаторе или плохом контакте на участке генератор – аккумулятор.

Если вы не знаете, как устранять такие проблемы, то обратитесь к автоэлектрику.

Иногда невозможно остановиться, чтобы выполнить описанные выше проверки. В этом случае (если возможно) выключите фары и все электроприборы, в том числе магнитолу, чтобы снизить нагрузку на аккумулятор. В таком режиме он сможет поддерживать работу двигателя несколько часов, за которые вам необходимо найти автосервис или автоэлектрика.

Устранение неисправностей

Если в процессе пошаговой диагностики удалось выявить причину включённой лампочки АКБ, то устраняют неисправность узла:

  • Очевидная причина – полностью разряженный аккумулятор ставят на зарядку, либо запускают двигатель пуско-зарядным устройством, убедившись, что генератор работает и лампочка погасла.
  • Коррозию или следы окисления на различных контактах и клеммах зачищают наждачкой, протирают насухо и обрабатывают антикоррозийным составом.
  • Ремень генератора регулируют с помощью установочных креплений до нормального натяжения. В случае обнаружения на рабочей поверхности материала даже незначительных расслоений, его следует заменить.
  • Нарушенную проводку меняют на участках обрывов, учитывая напряжение. Высоковольтный провод подбирают только в соответствии с техническими параметрами агрегата.
  • Сгоревшее реле и предохранитель также подлежат замене на новые. При осмотре блока предохранителей причина бывает в слабом контакте – иногда достаточно просто вставить его на место в гнездо.
  • Изношенный генератор подлежит ремонту в специализированном сервисе или замене.

После устранения неполадки, когда лампочка АКБ на приборной панели перестала гореть, нужно дать двигателю поработать на холостых оборотах 10-15 минут и по новой снять показания напряжения отдачи генератора.

Неисправности в работе ремня ГРМ

Ремень может быть порван, растянут или просто намочен.

Ременный привод ГРМ

  • Рваный ремень или со следами физического износа необходимо заменить.
  • Ослабленный, без следов износа – подтянуть. Правильно натянутый ремень при нажатии на него не должен прогибаться более, чем на 1,5 см.

Важно! Излишнее натяжение ремня ГРМ выведет из строя подшипники генератора, что потребует трудоемкого и дорогостоящего ремонта. Прогиб должен быть 1-1,5 см.

  • При наличии влаги – просушить.

Заклинивание генератора

При отсутствии вращений внутри генератора требуется замена агрегата.

Проблемы с генератором проявят себя также через тусклый свет фар. При исправной работе АКБ, безотказном запуске мотора при включении зажигания, отсутствии внешних проявлений неисправностей генератора не следует его разбирать по одной только причине, что горит лампочка.

  Бизнес-план сухой мойки автомобилей с расчетами

На ВАЗе она иногда свидетельствует о глюке самой лампочки, особенно если автомобиль не новый. Наиболее рациональным станет обращение к надежному электрику.

Как альтернатива – регулярный замер напряжения на клеммах и наблюдение, особенно при включении зажигания.

Глубокая диагностика генератора целесообразна при появлении внешних признаков его неисправности (тусклый свет, низкое напряжение на клеммах, запах гари).

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Загорелась лампочка аккумулятора: причины, диагностика и ремонт

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector