Наверное, каждый слышал популярную поговорку: «Мы – это то, что мы едим». Для сложных механизмов, к числу которых относится автомобильный двигатель, это также актуально. Чем более качественные жидкости в нем «плещутся», тем дольше он прослужит. Моторное масло – это «кровь» двигателя.
В статье рассказывается:
Для чего нужно разбираться в маркировке моторного масла
Большинство автолюбителей слабо представляют, по каким параметрам нужно выбирать этот важный компонент здоровья автомобиля.
Это вполне естественно, потому что, во-первых, за нас уже обо всем позаботились автопроизводители. Они указали в мануале, какие марки масел наиболее оптимальны для двигателя конкретно вашей машины.
Если следовать рекомендациям, то скорее всего вы избежите серьезных проблем в течение всего срока эксплуатации.
Во-вторых, современные автолубриканты универсальны и качественны (по сравнению с теми, которыми пользовались автолюбители в прошлом веке). Их не нужно менять по сезону, достаточно лишь периодически следить за уровнем и вовремя менять/доливать.
Тем не менее из каждого правила бывают исключения. Автопроизводители не могут учитывать все особенности эксплуатации машины конкретным водителем при составлении спецификации. Например, оригинальное масло может оказаться вам не по карману или быть просто недоступным в вашем регионе.
Учитывая все это, автовладельцам будет не лишним знать, по какому принципу классифицируют автомасла и как прочитать их маркировку.
Ищете выгодные предложения по автокредитованию? А знаете ли вы, что теперь машину можно легко приобрести в рассрочку с картой «Халва»?
Классификация моторных масел и их обозначение
Если вы когда-нибудь внимательно рассматривали канистру с маслом для двигателя своего «железного коня», то наверняка обращали внимание на такие аббревиатуры, как SAE, API, ACEA или ILSAC, ГОСТ. Они показывают, какое сообщество экспертов в области автохимии произвело тест.
- SAE – классификация, принятая обществом автомобильных инженеров США. Она признана во всем мире эталонной;
- API – оценка американского нефтяного института;
- ACEA и ILSAC – классификация европейских и японских автопроизводителей соответственно;
- ГОСТ – российская система стандартов.
Каждому из этих обозначений соответствует буквенно-цифровой код, который характеризует те или иные свойства моторного масла.
Показателей, по которым оценивают автомобильные лубриканты, довольно много, но большинство из них – удел специалистов. Эксперты разбираются в таких узких понятиях, как, например, уровень сульфатной зольности автомасел. Однако среднестатистическому водителю такие знания ни к чему.
Ему достаточно знать, как в общем специалисты оценивают ту или иную марку по основным критериям. К ним относятся:
- состав масла;
- температурный режим – SAE;
- экологичность.
Этих оценок вполне достаточно для того, чтобы сделать правильный выбор. При этом водитель должен представлять, в каких условиях придется эксплуатировать машину.
Например, если вы в основном совершаете частые короткие поездки и подолгу стоите в городских пробках, то двигатель больше склонен к перегреву. А значит, следует выбирать более качественное моторное масло.
Состав автомасла
Консистенция всегда включает основу и присадки – специальные добавки для изменения химических и физических свойств жидкости.
Основа может быть минеральной или синтетической. Часто можно найти так называемую полусинтетику – нечто среднее между первым и вторым вариантом.
Все современные автопроизводители предпочитают синтетические масла – они наиболее качественные. Из названия понятно, что их получают методом синтеза – искусственного соединения различных органических и неорганических веществ.
Это позволяет придать им конкретные свойства. В первую очередь – определенные значения вязкости при разной температуре.
Минеральные моторные масла – скорее пережиток прошлого. Среди легковых автомобилей, наверное, только советская «классика» может постоянно «переваривать» их без серьезных последствий для двигателя.
Такие лубриканты производят из нефтепродуктов. Они намного дешевле, но сильно уступают «синтетике» по смазочным свойствам. Если часто заливать «минералку» в картер мотора современного авто, то скорее раньше, чем позже плотно подогнанная поршневая группа выйдет из строя.
Полусинтетические масла – это смесь минеральных и дорогих синтетических. В ценовой категории они занимают промежуточное место.
Хотите сэкономить на расходниках?
Для владельцев карты «Халва» нет ничего проще. Среди партнеров «сладкой карты» более 30 автомагазинов и автосервисов. А значит, купить автохимию, запчасти или получить дорогостоящий ремонт теперь можно в рассрочку.
Что означает SAE
Это характеристика вязкости – ключевого свойства любого моторного масла.
Именно благодаря вязкости защитная смазывающая пленка держится на металлических деталях двигателя, снижая губительное трение.
Этот показатель оценивают в динамике постоянно колеблющегося температурного режима – нагрев масла на несколько градусов может в разы снизить значение вязкости. Для непрофессионала разобраться в этих цифрах – задача нетривиальная.
Поэтому производители автохимии решили отражать вязкостные динамические характеристики моторного масла через температуру. Другими словами, через SAE они информируют нас, в каком диапазоне температур вязкость лубриканта удовлетворяет эксплуатационным требованиям.
Показатель включает в себя одну или две группы символов, разделяемых дефисом.
Буква W (Winter – зима) означает, что моторное масло подходит для эксплуатации в холодное время года при температуре ниже –5℃. Летний лубрикант в таких условиях становится слишком густым, и масляный насос может не справиться с его прокачкой.
Цифры SAE показывают класс вязкости (обратите внимание, что это не значение в метрических единицах мм/с2) при крайних значениях температурного диапазона эксплуатации. Речь о температуре наружного атмосферного воздуха, а не масла в работающем двигателе.
Если в обозначении две группы символов, то они показывают обе границы диапазона. Нижнюю (холодную) границу легко вычислить по формуле: (w – 35), где w – число перед символом W.
Поясним на примере. Наиболее популярные в России автомасла 5W-40 имеют следующие температурные границы эксплуатации:
- нижняя: (5 – 35) = (– 30℃);
- верхняя: 40℃.
То есть такие лубриканты – всесезонные.
Если в SAE только одна группа символов, значит, речь идет о сезонных моторных маслах: зимних (с W) или летних (без W). Вторые намного более густые, что позволяет им не терять смазывающие свойства при высоких температурах (свыше 100℃).
Наиболее точные значения можно найти в таблице вязкости моторных масел.
Как расшифровать API
Этот показатель более информативен, но отражает лишь общую оценку автолубриканта.
API состоит из нескольких латинских букв и иногда арабских или римских цифр. Первая (S или С) означает топливный режим двигателя: соответственно бензиновый или дизельный.
Следующие буквы расскажут о том, к каким поколениям двигателей подходит масло и насколько оно экологично. Например, для современных бензиновых моторов подойдут SJ, SL, SM, SN и SP.
Можно встретить API, где вначале стоит аббревиатура ЕС. Это означает, что жидкость относится к энергосберегающим. Римские цифры в этом случае отражают класс экономичности.
Арабские цифры 2 и 4 показывают, что мотор должен быть двухтактным или четырехтактным соответственно.
Как интерпретировать ACEA, ILSAC и ГОСТ
В разных регионах мира у экспертов в области автохимии сложились разные подходы к оценке моторных масел.
ACEA
Европейские автопроизводители выделяют всего три категории:
- А/В – для бензиновых и дизельных моторов легковых автомобилей;
- С – для машин, оборудованных катализаторами очистки выхлопов;
- Е – для крупных ТС (грузовики, автобусы и т.д.).
ILSAC
Японская классификация по своему подходу близка к американской API, но в отличие от последней под ILSAC-тест попадают только энергосберегающие и всесезонные лубриканты.
Всего японцы выделяют шесть классов: GF-1, 2, 3, 4, 5 и 6. Первый уже устарел, поэтому масло с такой маркировкой покупать не стоит.
ГОСТ
Российский стандарт выделяет две классификации: по вязкостным свойствам и по эксплуатационным. В целом отечественный подход аналогичен API.
Маркировка моторных масел на самом деле не так сложна, как это может показаться на первый взгляд. Те профессионалы, которые ее изобрели, смогли грамотно классифицировать автохимию именно по степени полезности в различных условиях эксплуатации.
- Если вам нужен совет, как правильно выбрать масло для двигателя, но обратиться среди знакомых не к кому, читайте наш свежий материал: «Как выбрать моторное масло: полезные рекомендации»
- Изучайте матчасть, и ваш «железный конь» не подведет вас на дороге.
- Вся информация о ценах и партнерах актуальна на момент публикации статьи. Действующие магазины-партнеры Халвы
«Скользкая» тема: как выбрать моторное масло — сеть автомагазинов и автосервисов Гиперавто в Москве
Тема моторного масла — в буквальном смысле самая скользкая среди всех автомобильных, всегда вызывающая горячие споры.
Практически у каждого автомобилиста есть собственное мнение на этот счёт, основанное либо на личном опыте, либо на информации из Интернета, рекламе масел или знаниях «гаражных гуру».
В этой статье мы рассмотрим основные критерии выбора масла, разберём популярные мифы и заблуждения.
Базовые масла и «синтетический маркетинг»
Даже далёкому от автомобилей человеку знакомы термины «минеральное», «полусинтетическое» и «синтетическое» масло, настолько прочно они вошли в обиход. Что за ними стоит? Удивительно, но на сегодняшний день — почти ничего, кроме маркетинга.
В 1999 году между корпорациями Castrol и ExxonMobil возник спор из-за надписей «Fully Synthetic» на канистрах с «не совсем синтетическим» маслом. Точку в конфликте поставило Национальное бюро по рекламе США, решив, что «синтетический — это маркетинговый термин, а не описание химического состава». Сегодня этим подходом руководствуются все производители масел.
Любое моторное масло состоит из так называемого базового масла и присадок в соотношении примерно 80/20. Базовые масла делятся на 5 групп, в зависимости от технологии производства и характеристик.
Классификация базовых масел | |||
Насыщенные углеводороды | Сера | Индекс вязкости | |
Группа I | 0,03% | 80–120 | |
Группа II | >90% | 90% | 120 |
Группа IV | Полиальфаолефины (ПАО) | ||
Группа V | Масла, не вошедшие в группы I–IV |
Группа I — минеральные базовые масла, получаемые простой вакуумной перегонкой мазута (одной из фракций нефти). Отличаются большим количеством серы и слабой окислительной стабильностью, быстро теряют свойства и работают в узком диапазоне температур.
Группы II и III — продукты дальнейшей переработки минеральных масел первой группы. Специальная обработка водородом (гидроочистка, гидрокрекинг, гидроизомеризация) даёт им хорошую окислительную стабильность и улучшает низкотемпературные свойства. Друг от друга отличаются индексом вязкости.
Производители активно смешивают базовые масла групп I, II и III, называя получившиеся продукты то «минеральным» маслом, то «полусинтетическим» — в зависимости от соотношения базовых масел и стоимости присадок.
Масла на основе третьей группы часто именуют и «синтетическими», несмотря на изначально минеральную базу.
По сути, название указывает не на реальный химический состав масла, а на его положение в линейке производителя.
Группа IV — синтетические базовые масла на основе полиальфаолефинов (ПАО). Отличаются широким температурным диапазоном и высокой окислительной стабильностью, но имеют ряд недостатков.
В них плохо растворяются присадки, они «не дружат» с резиновыми сальниками и очень дороги в производстве.
Поэтому синтетические масла исключительно на основе ПАО никто не производит, это всегда смесь с базовым маслом одной из трёх первых групп.
К группе V относятся все остальные базовые масла, не вошедшие в первые четыре группы. Среди них — масла на основе сложных эфиров, так называемые «эстеры» (калька с английского «ester» — эфир).
Это полностью синтетическая база, во многом превосходящая ПАО, образующая прочную масляную плёнку на металлических деталях благодаря полярности молекул.
Но, как и в случае с ПАО, масла только на базе «эстеров» никто не производит, это слишком дорого; обычно их смешивают с базовым маслом третьей группы.
Доля синтетической базы в составе «полностью синтетического» моторного масла не превышает 30–40%, а может и полностью отсутствовать! В составе «полусинтетического» — тем более.
Производители не раскрывают, какие базовые масла входят в состав того или иного продукта, поэтому ориентироваться на их названия нет смысла. Важнее другие, «не маркетинговые» характеристики масел: вязкость и спецификации.
Вязкость
Одна из базовых характеристик моторного масла — его вязкость, обычно она указана на этикетке большими цифрами и хорошо заметна. Вязкость отражает способность масла сохранять текучесть при разных температурах, оставаясь при этом на трущихся деталях двигателя и обеспечивая их смазывание.
Традиционно вязкость масла указывают согласно международной классификации SAE. Сегодня практически все моторные масла являются всесезонными и маркируются сдвоенным номером, например 0W-20, 5W-30, 10W-40 и др. Первая цифра обозначает низкотемпературную вязкость, вторая — высокотемпературную, буква «W» (winter) — возможность использования зимой.
Самое важное, что нужно знать рядовому автолюбителю о вязкости — она должна соответствовать рекомендациям производителя автомобиля, ведь система смазки двигателя проектируется под определённые параметры масла. Не нужно думать, что производитель специально рекомендует «не ту» вязкость.
Желание экспериментировать с вязкостью обычно вызвано распространёнными мифами.
Миф 1: «Я езжу быстро, и мне нужно „спортивное“ масло с высокой вязкостью».
Двигатель спроектирован с определёнными зазорами в трущихся парах, диаметром масляных каналов и производительностью масляного насоса — в расчёте на определённую вязкость масла. Высоковязкое масло не сможет эффективно проникать в пары трения, если двигатель не рассчитан на это. В итоге такая «забота» о своей машине приведёт к печальным последствиям.
Миф 2: «У меня старая машина, и рекомендации производителя устарели, ведь в то время ещё не было новых современных масел».
Да, не было, поэтому двигатель и не рассчитывался под их эксплуатацию. Попытка «осовременить» старый двигатель новым маслом (например, энергосберегающим) может привести к внеплановому обновлению всего автомобиля.
Рекомендуемая вязкость обычно указана на масляной крышке двигателя, на специальной наклейке под капотом и в инструкции автомобиля. Отходить от указаний производителя можно всего в двух случаях:
1. Температура воздуха в вашем регионе бывает ниже, чем допустимо для рекомендованной вязкости.
Если производитель рекомендует для вашей машины масло 10W-30, но в ваших краях зимой случаются морозы «под тридцатку», то в зимнее время нужно использовать масло с меньшей низкотемпературной вязкостью.
Низкотемпературная вязкость | Допустимая температура, °С |
0W | -35 |
5W | -30 |
10W | -25 |
15W | -20 |
20W | -15 |
25W | -10 |
2. Пробег двигателя вашей машины — более 100 000 км, и присутствует расход масла.
Если налицо расход масла, а пробег двигателя — более 100 000 км (т. е.
расход, вероятно, связан с естественным износом), то повышение высокотемпературной вязкости на 1 шаг может быть оправданным (например, переход с масла 5W-30 на 5W-40).
Но стоит учесть, что для некоторых автомобилей (в основном европейских) расход масла — конструктивная особенность, а не дефект. Пытаться исправить её, заливая более густое масло — только вредить двигателю.
Спецификации и допуски
Итак, вы узнали рекомендации производителя и определились с вязкостью, но как сделать окончательный выбор? На полках магазинов десятки масел с подходящей вязкостью! Настало время взять канистру в руки и вчитаться в мелкий текст на этикетке. Самый главный критерий выбора — спецификации.
Существуют три основных мировых системы сертификации моторных масел: европейская ACEA, американская API и японо-американская ILSAC (которая скорее является дополнением к API). Их стандарты в одних моментах схожи, а в других серьёзно отличаются.
Дело в том, что в разных частях света исторически сложились разные приоритеты развития автотранспорта. В Европе во главу угла поставлена экологичность, снижение вредных выбросов в атмосферу, а также увеличенный интервал замены масла.
Приоритет Японии — топливная эффективность и повышение КПД двигателей.
На чьи спецификации ориентироваться? Зависит не от личных предпочтений и не от региона эксплуатации, а от производителя автомобиля. Двигатели европейских машин рассчитаны на использование масел, одобренных ACEA. Современные японские моторы проектируются под стандарты ILSAC.
Чем именно отличаются двигатели? Европейские машины оснащаются сажевыми фильтрами и трёхступенчатыми нейтрализаторами выхлопа, требующими применения низкозольных масел с высокой динамической вязкостью.
Японские двигатели «заточены» под топливную эффективность, имеют минимальные зазоры в парах трения и рассчитаны на масла с низкой динамической вязкостью. Принципиально разный подход! Поэтому в современных двигателях очень важно использовать масло соответствующей спецификации.
Старые моторы, в которые можно было лить что угодно, остались в прошлом.
ILSAC
Международный комитет ILSAC, состоящий из японских и американских автопроизводителей, занимается испытаниями и сертификацией масел с 1992 г. Самая свежая спецификация ILSAC — GF-5, действует с 2010 г.
Масла GF-5 оптимальны для современных японских машин с бензиновыми и гибридными двигателями, обладают высокой топливной эффективностью и окислительной стабильностью (что особенно важно для моторов с системой EGR, склонных к повышенной кислотности).
Автопроизводители обычно не указывают конкретную спецификацию ILSAC, рекомендуемую для машины, поскольку любая из них отвечает требованиям более старых. Если в инструкции автомобиля сказано «используйте любое масло ILSAC», то можно смело заливать масло самой свежей спецификации.
Спецификации ILSAC | |
GF-5 (с 2010 г.) | Масла с высокой энергоэффективностью, прошедшие обязательные испытания на защиту от износа по методике Sequence IIIG (на состаренном масле). Надёжно защищают двигатель от окисления, коррозии и образования шлама. Хорошо совместимы с резиновыми деталями. Могут работать с биотопливом. |
GF-4 (с 2004 г.) | Масла с высокой энергоэффективностью, высокой стойкостью к окислению и улучшенными моющими свойствами. |
GF-3 (с 2001 г.) | Масла класса API SL с повышенными требованиями к энергоэффективности, сроку службы присадок и расходу масла. |
GF-2 (устарела) | Масла класса API SJ с повышенными требованиями к энергоэффективности и стойкости к вспениванию. |
GF-1 (устарела) | Масла класса API SH с повышенными требованиями к энергоэффективности. |
JASO
К сожалению, в стандартах ILSAC нет масел для дизельных двигателей. Поэтому Японская организация автомобильных стандартов (JASO) разработала собственные спецификации масел, оптимальные для современных японских дизелей.
Стандарт JASO M355 включает три категории масел, наиболее универсальной является DH-1.
Две другие спецификации — DH-2 и DL-2 — применяются только на автомобилях с сажевыми фильтрами при использовании топлива без серы.
Спецификации JASO для дизельных двигателей | |
DH-1 | Универсальные масла для дизельных двигателей, как соответствующих современным нормам выброса, так и выпущенных до их введения. Обеспечивают высокую защиту от износа, высокотемпературного окисления и сажеобразования. |
DH-2 | Масла для грузовиков и автобусов, оснащённых сажевыми фильтрами и каталитическими нейтрализаторами. Могут применяться только при использовании дизтоплива с минимальным содержанием серы ( |
Расшифровка моторного масла (полезная информация)
Типы моторных масел — Расшифровка моторного маслаМасло, которое называют «синтетика» (на коробке обычно обозначается как Fully Synthetic), имеет синтетическую основу, полученную путем синтеза химических элементов. Главные отличия «синтетики» — возможность задать ряд параметров наперед, еще при создании основы масла, а так же максимальное содержание различных присадок. Поэтому зачастую такие масла обеспечивают лучшую защиту и моющие свойства, не сильно густеют при сильных морозах, выдерживают максимальные рабочие температуры.
«Минералка» (зачастую на коробке обозначение Mineral), масло с минеральной основой, полученной из нефти путем ее обработки, оно значительно дешевле.
Однако такое масло не обеспечивает тех же максимальных эксплутационных результатов, что и «синтетика» — оно не выдерживает столь высоких температур, сильнее густеет на морозе, быстрее окисляется и требует замены, при вскипании — оставляет шлаки в моторе.
«Полусинтетика» (обозначение Semi-Synthetic) — некая золотая средина между двумя предыдущими видами масел. Зачастую полусинтетика создана на минеральной основе, но с добавлением большого количества различных присадок, приближающих эксплуатационные свойства этого масла к «синтетике». При этом «полусинтетика» несколько дешевле «синтетики».
У моторного масла выделяют два главных параметра, по которым проводится его классификация — область его применения(дизельный мотор, старый бензиновый двигатель, современный турбодизель и т.д.) и вязкостно-температурные свойства. Невзирая на различные основы масел, все они классифицируются согласно одним стандартам. Сегодня наиболее популярны классификации по SAE и API.
Вязкостно-температурные свойства классифицируются только по SAE (Society of Automotive Engineers) — иными словами, именно показатель SAE регламентирует насколько это масло «густое» или «жидкое». Большинство масел сегодня — «универсальные», т.е.
пригодны и для зимнего, и для летнего использования. Их класс SAE записывается двумя цифрами через дефис, с буквой в промежутке W — например 10W-40.
Буква W означает, что это масло пригодно для зимнего использования, а цифра перед ней — это показатель низкотемпературной вязкости (грубо говоря — какой мороз выдержит это масло). Вторая цифра — это показатель высокотемпературной вязкости (т.е.
какую летнюю жару выдерживает масло). Однако если масло пригодно только для летнего использования, то его обозначение будет выглядеть, например, как SAE 30.
Расшифровка моторного масла — цифры SAE
Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:
* 0W- масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С* 5W- масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С* 10W- масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С* 15W- масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С
- * 20W- масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С
- Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:
* 30 — масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С* 40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С* 50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С
* 60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше
Чем меньше цифра — тем «жиже» масло, чем больше цифра — тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.
Расшифровка моторного масла — цифры API
Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)- обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла — современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF — значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.
- Обозначения API для бензиновых моторов:
- * SC — автомобили, разработки до 1964 годов* SD — автомобили, разработки 1964-1968 годов* SE — автомобили, разработки 1969-1972 годов* SF — автомобили, разработки 1973-1988 годов* SG — автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации* SH — автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации* SJ — автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства* SL — автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации
- * SM — автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению
При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует — масло может оказаться слишком уж агрессивным.
Обозначения API для дизельных моторов:
* CB — автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе* CC — автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях* CD — автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы* CE — автомобили до 1990 г.
, двигатель с турбиной* CF — автомобили с 1990 г., с турбиной* CG-4 — автомобили с 1994 г., с турбиной* CH-4 — автомобили с 1998 г.
, под высокие нормы токсичности США* CI-4 — современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR
* CI-4 plus — аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США
Полный размер
В Европе часто используется классификация масла по ACEA (Европейская ассоциация авто-производителей). Отчасти требования к качествам масла пересекаются с требованиями API, однако, они более жесткие по ряду параметров.
Масла для бензиновых и дизельных двигателей обозначаются буквосочетанием «А/В» с определенной цифрой после буквы. И чем больше эта цифра — тем выше требования к маслу: к примеру, масло с классом ACEA A3/B3 так же имеет класс API SL/CF.
Однако, используя высоконагруженные турбированные компактные моторы, европейцы вынуждены разрабатывать и специальные масла с максимальными защитными свойствами и минимальной вязкостью (дабы снизить потери на трение и улучшить экологические показатели).
К примеру, масло класса ACEA A5/B5 по ряду параметров может оказаться «круче» API SM/CI-4.
Так же существует классификация масла по ISLAC (международный комитет, созданный американцами и японцами), однако все стандарты качества ISLAC пересекаются со стандартами API.
Так, масла ISLAC класса GL-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GL-2 используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SJ, ну а ISLAC GL-3, как не трудно догадаться, используются в бензиновых двигателях и соответствуют API SL.
Так же для японских дизельных автомобилей может потребоваться масло спецификации JASO DX-1, которая учитывает жесткие требования к качеству моторных масел для современных экологичных высоконагруженных японских турбодизелей.Видео: все ли моторные масла одинаковые?
- Посмотрите видео о выборе и замене машинного масла.
Как читать этикетку моторных масел
Если вы впервые пришли в магазин за моторным маслом, не исключено, что у вас голова пойдет кругом от обилия информации на этикетках. Как в них не запутаться и на что обращать внимание в первую очередь – в нашем материале.
Ключевые показатели моторных масел
На этикетке моторного масла указывается вся необходимая для выбора информация. Главное – правильно ее прочитать
Для начала необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и выяснить требования автопроизводителя к маслам для данной конкретной модели и комплектации.
В случае партнерства завода-изготовителя машины и бренда масла может быть указано даже наименование определенного продукта. Надо понимать, что такие настойчивые рекомендации – не более чем маркетинг, а вот предъявляемые требования в виде допусков, вязкости и т.п. действительно важны для корректной работы агрегатов.
Если хочется глубже разобраться и понимать, почему то или иное масло подходит или не подходит, самому выбирать нужное масло, требуется понимать, что:
- в составе масла есть основа и присадки – что это означает, читайте в статье «Из чего складывается стоимость моторного масла».
- один из ключевых показателей масла – вязкость;
- не менее важны допуски международных ассоциаций (API, ILSAC, ACEA) и самих OEM (автопроизводителей).
Вязкость моторного масла
Этот параметр указывает на то, насколько густым является масло при низких и высоких температурах. Вязкость определяется по классификации SAE. В соответствие с ней масла делятся на 3 группы:
- зимние – например, SAE 5W или SAE 20W;
- летние – например, SAE 30 или SAE 40;
- всесезонные, универсальные – например, 5W-30.
Конкретно зимнее или летнее масло сейчас в продаже практически не встречается. Гораздо больший спрос – на всесезонное. Такое масло можно залить летом и смело ездить на нем до весны.
На что указывает маркировка с двумя числовыми показателями? Разберем на примере класса 5W-30.
Буква W – от слова «winter» (зима). Цифра за ней отмечает степень морозостойкости. Чем ниже число, тем меньше масло густеет при отрицательных температурах. А значит, сокращается время (Oiling Time) между запуском двигателя и присутствием масла в каждой, необходимой для смазывания и защиты точке агрегата.
Вторая цифра в маркировке – это вязкость масла, которую определили при температуре 100 °С. Чем больше число, тем гуще масло при рабочей температуре двигателя.
В таблице ниже можно посмотреть, как соотносится класс масла по вязкости с диапазоном температур:
Ряд вязкости масла | Класс | Температурный диапазон |
Зимние | SAE 0W | −40…0 °С |
SAE 5W | −35…−10 °С | |
SAE 10W | −35…0 °С | |
SAE 15W | −35…+10 °С | |
SAE 20W | −35…+15 °С | |
Летние | SAE 30 | −5…+35 °С |
SAE 40 | +10–40 °С | |
SAE 50 | +10–50 °С | |
Всесезонные | SAE 5W-30 | −35…+35 °С |
SAE 5W-40 | −35…+40 °С | |
SAE 5W-50 | −35…+50 °С | |
SAE 10W-30 | −30…+35 °С | |
SAE 10W-40 | −30…+40 °С | |
SAE 10W-50 | −30…+50 °С | |
SAE 15W-30 | −25…+35 °С | |
SAE 15W-40 | −25…+40 °С |
Кроме показателя вязкости на этикетках обычно ставятся маркеры по международно принятым классификациям ACEA, API и ILSAC и специальным допускам автопроизводителей. Они учитывают назначение моторного масла и особенности его эксплуатации. Например, для какого типа двигателя оно применимо, какие задачи решает, каким негативным явлениям противодействует.
Характеристики моторных масел по ACEA, API, ILSAC и/или специальным допускам
Ранее мы уже писали о классификации моторных масел (ссылка на статью «Классификация моторных масел») по различным маркировкам, но для полноты информации воспроизводим эти данные здесь.
Классификация ACEA
Даже универсальное масло должно подходить к определенным условиям эксплуатации
Маркировка АСЕА является основополагающей для европейского автопрома. С ее помощью определяются основные задачи масла в двигателе: сокращение расхода топлива, и/или защита двигателя, и/или сокращение выбросов в атмосферу и т. п. Требования к маслам достаточно строгие и предусматривают, в частности, стойкость масляной пленки при высокой температуре и скорости сдвига (HTHS), долю в общем объеме продукта некоторых химических элементов (фосфор, сера и т. п.), испаряемость масла, щелочное число и т. д.
По АСЕА выделяется 3 группы масел:
- A и B – для легковых бензиновых и/или дизельных моторов;
- C – для моторов с системами нейтрализации выхлопных газов;
- E – для высоконагруженных грузовых дизелей.
После латинской буквы в классе указывается число: 1, 2, 3, 4 или 5. Чаще всего в продаже можно найти универсальные масла, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков. В таких случаях на этикетках используются следующие маркировки:
- А1/В1 – для моторов, которым требуется масло с пониженной вязкостью при высоких температурах и энергосберегающими свойствами.
- А3/В3 – для современных двигателей с удлиненным интервалом замены. По рекомендации производителя такое масло может подходить для применения в течение года или при повышенных нагрузках на мотор.
- А3/В4 – для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Продукты с отличной защитой двигателя и моющими свойствами.
- А5/В5 – для двигателей, которым требуются маловязкие, энергосберегающие, всесезонные масла с увеличенным интервалом замены. Со сниженным потенциалом по стойкости масляной пленки на разрыв (HTHS), направленные на экономию топлива .
На сегодняшний день в обиходе в основном A3/B4 и A5/B5. Категорически не рекомендуется использовать масло со сниженным HTHS (A1/B1 и А5/В5) в моторах, требующих от масла максимальной защиты.
Классификация API
Американская классификация моторных масел API делит масла на 2 группы по предназначению:
- S – бензиновые двигатели;
- С – дизельные двигатели.
Кроме С или S в маркировке ставится еще одна латинская буква, которая показывает степень качества масла по возрастающей. В классе масла для дизельных моторов также может стоять число 2 или 4. Оно показывает, что масло предназначено для 2- или 4-тактного двигателя соответственно.
В отличие от европейской ACEA, американская API предъявляет менее строгие требования к эксплуатационным характеристикам масла
По API (American Petroleum Institute) классификации, действующими классами являются:
Масла для легковых автомобилей и бензиновых двигателей
- SP (RC) – для моторов с 2021 года выпуска;
- SN (Plus, RC) – для моторов до 2020 года выпуска;
- SM – для моторов до 2011 года выпуска;
- SL – для моторов до 2004 года выпуска;
- SJ – для моторов до 2002 года выпуска.
Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:
- Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
- Защита от износа цепи ГРМ:
- Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
- Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
- Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака.
Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять масла предыдущих категорий API.
Масла для коммерческой техники и дизельных двигателей
- FA-4 – первое масло в категории API для коммерческой техники со сниженным ради топливной экономичности HTHS (стойкость масляной пленки на разрыв).
- CK-4 – для современных дизельных ДВС
- CJ-4 – для мощных двигателей до 2017 года выпуска с пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе (уровень серы в дизтопливе – не более 0,0015 %);
- CI-4 (Plus) – для высокооборотистых моторов до 2004 года выпуска с системой рециркуляции выхлопных газов на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %;
Как правило, масла с маркировкой API – универсальные. Такие отмечаются двойным сочетанием, например SN/CF. Особенно экономные масла отмечаются специальным маркером ЕС1 или ЕС2.
Классификация ILSAC (International Lubricant Specification Advisory Committee)
Эта маркировка моторного масла разработана комитетом, объединяющим Ford, General Motors, Chrysler и JAMA (Japan Automobile Manufacturers Association), который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла. На практике ILSAC более значим для владельцев японских легковушек с бензиновыми моторами. Для «американцев» классы ILSAC соответствуют указанным выше классам API.
На сегодняшний день классификация ILSAC использует два действующих стандарта – GF-5 (SN) и GF-6 (SP).
OEM (автопроизводители) допуски моторных масел
Современные моторные масла проходят тестирование не только на соответствие общепринятым международным стандартам, но и дополнительные моторные тесты крупнейших автоконцернов. О том, что масло отвечает самым строгим требованиям OEM (производителя), указывает так называемый допуск.
Самые распространенные примеры допусков можно найти в этой статье.
Выбираем масло правильно
Пример разметки на этикетке моторного масла
При покупке необходимо четко понимать, какое масло подойдет к конкретному типу двигателя. Таким образом, обращать внимание нужно на:
- соответствие показателей вязкости и полученных маслом допусков той информации, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации как минимальные требования.
- бренд производителя масла – важный критерий для определения гарантированного качества продукта. Например, если производитель обладает богатой историей и сильной репутацией, открыто делится информацией, помогает выбрать нужный товар – он заслуживает доверия;
- реноме и отзывы в интернете продавца – наличие большого количества положительных оценок и длительной деятельности в одной и той же сфере гарантирует оригинальность продукта.
Стоит ли доверять автоматическим сервисам подбора масла? Да, если они ориентируются на требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации и указывают нужное масло. Так, на сайте ADDINOL вы можете воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла: достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине.
Что произойдет, если ошибиться и выбрать масло неправильно? Последствия могут быть, различными:
- Если масло со слишком большим зимним индексом по SAE использовать в условиях крайне низких температур, автомобиль просто не провернет замерзшую массу и не заведется.
- Использовав излишне жидкое масло, при рабочей температуре можно столкнуться с излишним угаром.
Но в итоге каждого неправильного подбора моторного масла, на самом деле, стоит чрезмерный износ преждевременный выход из строя двигателя и/или его навесного оборудования.
Подробно последствия неправильного выбора масла мы рассмотрим в одной из следующих статей.