Аккумулятор работал без проблем два, три или четыре года, но нынешней зимой начал сдавать позиции – знакомо, правда? Есть ли шанс продлить ему жизнь, или только и остается, что сдать батарею для утилизации? Сейчас разберемся!
Как восстанавливают аккумуляторы и сколько это стоит
У разных водителей АКБ живут по-разному: у одних аккумуляторы служат 7 и даже 10 лет, а другие имеют проблемы даже с теми батареями, которые находятся на гарантии. В Минске фирмы, занимающиеся продажей и обслуживанием аккумуляторов, предлагают услугу восстановления или ремонта АКБ. Можно ли продлить аккумулятору жизнь?
Прежде всего вспомним, что со временем происходит внутри батареи. Подробно об этом мы писали несколько лет назад.
Вкратце: если АКБ долго стоит в разряженном состоянии, на поверхности пластин происходит образование плотного слоя сульфатов свинца, который препятствует их контакту с электролитом и мешает протеканию нормальных химических реакций, происходящих в процессе эксплуатации. Аккумулятор в этом случае не будет принимать зарядку обычным устройством, но его можно восстановить с помощью специального оборудования.
Второй распространенный и, к сожалению, необратимый процесс – выпадение активной массы из решеток пластин и их разрушение, ускорение которого происходит из-за длительной работы в режиме недозаряда или, наоборот, перезарядки.
Каким бы новым ни был автомобиль и как бы человек ни заботился о батарее, разрушение все равно будет происходить. Вопрос только в скорости процесса.
Если владелец следит за состоянием АКБ, она прослужит не меньше 5 лет, если же условия эксплуатации были нарушены, то даже абсолютно новый аккумулятор сдаст позиции уже через год.
Что нужно делать, чтобы батарея дольше служила? Первое и самое важное – не допускать глубокого разряда аккумулятора и не хранить его в таком состоянии продолжительное время, особенно при низких температурах. Такое может произойти, если автомобиль оставить в гараже на всю зиму, не удостоверившись в том, что аккумулятор полностью заряжен, и не проверяя уровень в течение простоя.
В режиме постоянного недозаряда батарея будет работать при регулярных поездках на небольшие расстояния, когда генератор не успевает восстановить потерянный при запуске двигателя уровень заряда.
Поэтому у обслуживаемых аккумуляторов стоит следить за плотностью электролита, у необслуживаемых – за напряжением на клеммах. Нормальным показателем является плотность в пределах 1,26-1,28 г/куб.
см при температуре окружающего воздуха около плюс 25°С и напряжение в районе 12,7 В – эти показатели свидетельствует о 100-процентном заряде. Если плотность окажется ниже 1,22 г/куб.см, аккумулятор требуется подзарядить.
Любую АКБ возрастом от года сотрудники центров рекомендуют профилактически снимать с автомобиля и заряжать с помощью специального устройства 1-2 раза в год. Также специалисты рекомендуют следить за чистотой аккумулятора, поскольку грязь вызывает медленный саморазряд, и, конечно, вовремя ремонтировать и обслуживать свой автомобиль.
Нахождение в автомобиле на улице разряженного аккумулятора зимой приводит к замерзанию электролита и разрушению свинцовых пластин. Если батарея разряжена в ноль, замерзнуть она может уже при минус 7°C. При этом аккумулятор может принять шаровидную форму. Ели его и удается после этого вернуть к жизни, прослужит он недолго, так как пластины будут деформированы.
Не каждый владелец автомобиля имеет возможность, желание и приборы для диагностики и зарядки АКБ. Поэтому некоторые обращаются в сервисные центры. Обслуживание аккумулятора подразумевает под собой чистку батареи, зарядку, долив дистиллированной воды. В сервисе также при необходимости могут восстановить клемму, отремонтировать трещину в корпусе.
Сначала сотрудники диагностируют причину проблемы: осматривают аккумулятор на предмет трещин и дефектов, измеряют напряжение на полюсных выводах под нагрузкой и без, а также проверяют уровень и плотность электролита.
Если выяснится, что причиной плохой работы АКБ стала сульфатация пластин, аккумулятор будет восстанавливаться с помощью десульфатирующего зарядного устройства, которое может производить зарядку реверсивным током в течение нескольких суток.
В процессе такой зарядки кристаллы сульфата свинца с поверхности пластин растворяются, поверхность соприкосновения электролита с ними увеличивается, пусковой ток и емкость восстанавливаются.
Стоимость обслуживания аккумулятора в Минске составляет в среднем от 1 до 20 руб. в зависимости от вида операции. «Зарядка» в разных фирмах стоит от 8 до 10 руб., диагностика батареи, зачистка и смазка клемм – еще 7-9 руб.
, десульфатация – от 20 руб., долив дистиллированной воды – 3 рубля. Еще около 8-10 руб. в компании возьмут за подменный аккумулятор. За ремонт большинство фирм берет от 1 до 35 руб., например замена клеммы обойдется в 12 рублей.
Проверяем народный способ
Что делать, если ваш практический новый аккумулятор перестал справляться с возложенными на него функциями? В интернете активно обсуждается такой способ восстановления обслуживаемого аккумулятора, как очистка пластин с помощью дистиллированной воды или воды с добавлением пищевой соды.
Суть метода в следующем: из аккумулятора сливается электролит, после чего в каждую из «банок» заливается раствор пищевой соды – примерно 400 грамм на 5 литров воды.
Он провоцирует активную химическую реакцию, которая в теории должна очистить пластины от сульфатов свинца и восстановить рабочие параметры.
И хотя народные умельцы используют этот способ и для тех аккумуляторов, электролит в которых уже почернел, то есть пластины начали разрушаться, по логике он должен хорошо сработать только в относительно новых батареях с целыми пластинами.
А будет ли хоть какой-то эффект на отработавшем несколько лет аккумуляторе? Мы проверили метод на батарее емкостью 74 А/ч, прослужившей на дизельном автомобиле около трех лет. Срок небольшой, однако за время эксплуатации прошлой зимой аккумулятор не раз подвергался глубокой разрядке, и владелец решил купить новый. С тестом нам помогли в сервисном центре «РИМБАТ» на ул. Стебенева.
Сначала здесь оценили показатели – плотность электролита в нашем аккумуляторе в норме, в разных банках колеблется в пределах 1,25-1,27 г/куб.см.
При измерении напряжения под нагрузкой показатель начинает стремительно падать с 12,52 В до 5,73 В, в то время как на рабочем аккумуляторе цифры не должны опускаться ниже 9 В.
Кроме того, поднятый со дна электролит сигнализирует, что процесс разрушения пластин уже начался.
Но мы хотим дать батарее последний шанс, поэтому сливаем раствор. Сверху он относительно прозрачный, снизу – с коричневым осадком. Заливаем в аккумулятор раствор пищевой соды.
Щелочь взаимодействует с кислотой, заметно характерное кипение. Ждем минут 20 и вымываем раствор электролитом.
- Судя по всему, реакция подействовала на разрушенные пластины, так как слитый содовый раствор стал грязно-коричневым, даже чернее, чем электролит.
- После промывки заливаем чистый электролит и ставим аккумулятор на зарядку в зарядный шкаф на 10 часов.
Утром следующего дня повторяем замеры. Плотность электролита снова держится на отметке 1,26 г/куб.см, то есть аккумулятор заряжен полностью.
Напряжение под нагрузкой упало, но на этот раз до 7,8 В – в числовом выражении показатели несколько улучшились, но все равно падение ниже нормы, то есть, чтобы ездить зимой без проблем, придется купить новый аккумулятор.
«80 процентов водителей приносят просто разряженные батареи»
В сертифицированных сервисных центрах содой, водой и другими жидкостями аккумуляторы клиентов никто промывать не будет, как и не станут менять электролит.
Во-первых, делать это не рекомендуют производители, которые заливают его на весь срок службы и разрешают максимум, если батарея обслуживаемая, долить в нее дистиллированную воду.
Во-вторых, это вредно для здоровья, так как в процессе человек будет дышать парами кислоты и иметь дело с едкими химическими веществами, обращение с которыми требует большой осторожности.
Но самый важный аргумент специалистов – бессмысленность проделанной работы, так как от сульфатов можно избавиться современным и безопасным способом в зарядном шкафу, а разрушенные пластины или заводской брак сода не исправит. Наоборот, переворачивание аккумулятора для слива электролита может привести к короткому замыканию, после чего он гарантированно выйдет из строя.
«Зимой у нас обращений больше, и 80 процентов наших клиентов приносят просто разряженные аккумуляторы, думая, что с ними что-то не так, – рассказывает Анатолий, сотрудник сервисного центра ООО «РИМБАТ». – Так как они думают, что проблема в самом аккумуляторе, многие просто покупают новую батарею».
В качестве причин, по которым аккумулятор оказывается разряженным, специалисты называют и короткие поездки, и неисправности в автомобиле. Но хуже всего, когда в таком режиме батарея используется длительное время.
«Плотность электролита 1,22 грамма на кубический сантиметр – в теплую погоду это незаметно, человек продолжает ездить. В результате происходит осыпание активной массы, емкость становится меньше, но замечает владелец это ближе к зиме, когда начинаются проблемы с запуском. Процесс этот необратимый, поэтому приходится покупать новый аккумулятор».
Интересуемся у специалиста, можно ли самостоятельно определить, аккумулятор «умер» окончательно или его еще можно оживить.
«Некоторые предположения можно сделать, если знать, как эксплуатировали аккумулятор. Например, у машин, прибывших из Америки, батареи часто разряжены, нередко их работоспособность удается восстановить зарядкой в режиме десульфатации.
Точно о состоянии можно узнать, только измерив плотность электролита и напряжение нагрузочной вилкой.
Внешне без приборов ничего понять не получится: даже если открутить крышки, разрушенные пластины вы не увидите, осадок находится внизу, но если ареометром поднять его со дна, электролит станет черным, мутным».
Чтобы аккумулятор отслужил положенные ему 5 лет, специалисты советуют периодически контролировать плотность электролита, подзаряжать АКБ зарядным устройством и устанавливать на авто аккумулятор нужного типа и емкости, например, не ставить обычный «кислотник» туда, где должен стоять AGM.
«Раньше была практика, когда аккумулятор в морозы заносили домой. В теории, если вашей батарее больше 4-5 лет и электроника позволяет снять ее без ошибок, сделать это можно. А новый и заряженный аккумулятор без проблем переживет даже 30-градусный мороз».
Наш вердикт
По мнению специалистов, чтобы аккумулятор служил долго, автомобилисты должны следить за его состоянием с момента покупки: не использовать аккумулятор длительно в разряженном состоянии, следить за плотностью электролита и не меньше раза в год подзаряжать его с помощью зарядного устройства.
Попытка восстановить «умершую» батарею народным способом поможет как мертвому припарка.
По крайней мере в нашем случае: хотя небольшую разницу при измерении напряжения мы заметили, но пользоваться АКБ зимой без проблем все равно не получится.
Если аккумулятор долгое время не использовался и пластины покрылись сульфатом, восстановить его работоспособность можно с помощью специального зарядного устройства, а не опасными экспериментами с химическими веществами.
Аккумуляторы в базе объявлений Автобизнеса
Можно ли восстановить АКБ при глубоком разряде и как это сделать
Автомобилисты довольно часто сталкиваются с ситуациями, когда батарея сильно разряжается, и её заряда уже не хватает для запуска двигателя.
Обычно в таких ситуациях выход один. Это снять АКБ, поставить её на зарядку, после чего вернуться к привычному режиму эксплуатации.
Но случается и так, что при разрядке батарею восстановить уже не получается. АКБ никак не реагирует на подключение к зарядному устройству, а при запуске от ПЗУ или бустера генератор не обеспечивает зарядку.
Тут нужно знать о том, что же такое глубокий разряд, чем он опасен, и как реанимировать аккумулятор.
Почему не стоит доводить АКБ до состояния глубокого разряда
Разряд аккумуляторной батареи является вполне естественным и нормальным явлением. Ведь АКБ и созданы для того, чтобы накапливать энергию, отдавать её, а затем снова накапливать. И так циклично. То есть аккумуляторы являются многозарядными устройствами. Здесь не нужно менять АКБ всякий раз, когда она отдала заряд. Ведь она его восполняет.
https://www.youtube.com/watch?v=vkt55SGlHFE\u0026pp=ygWEAdCS0L7RgdGB0YLQsNC90L7QstC70LXQvdC40LUg0LDQutC60YPQvNGD0LvRj9GC0L7RgNCwOiDQutCw0Log0YDQtdCw0L3QuNC80LjRgNC-0LLQsNGC0Ywg0LDQutC60YPQvNGD0LvRj9GC0L7RgCDQsNCy0YLQvtC80L7QsdC40LvRjw%3D%3D
Но конструкция современных аккумуляторов далека от совершенства. У неё есть ряд проблем и требований:
- не допускается перезарядка, поскольку это провоцирует осыпание пластин;
- крайне нежелательно довольно батарею до глубокого разряда;
- всегда важно поддерживать правильную плотность электролита;
- рабочая жидкость должна находиться на стабильном уровне;
- избегать замыкания банок и пр.
То, сколько сможет ещё проработать батарея, если возник глубокий разряд автомобильного аккумулятора, во многом зависит от самой АКБ, её текущего состояния и оперативности реанимационных действий.
Прежде чем узнать, что делать в такой ситуации, необходимо уточнить причину такой высокой опасности глубокого (полного) разряда стартерной батареи.
В кислотных АКБ содержится электролит, обладающий определённой плотностью. Электролит представлен в виде смеси из серной кислоты и дистиллированной воды.
Когда батарея разряжается, кислота постепенно начинает оседать на положительных свинцовых пластинах в виде соли. И чем разряд сильнее, тем активнее и объёмнее оказываются эти отложения. Плотность падает, существенно отличаясь от нормы.
Оптимальным показателем плотности принято считать 1,27 г/см³.
Глубокий разряд можно охарактеризовать как минимальный порог разряда АКБ, ниже которого опускаться уже попросту некуда. Если батарея посажена в ноль, внутри протекает химический процесс, стимулирующий оседание солей на поверхностях. Чтобы удалить отложения, необходимо при первой же возможности подключить АКБ к зарядному устройству. Или позволить начать заряжаться от генератора автомобиля.
Тем самым плотность нормализуется, кристаллы солей разрушаются, и работоспособность аккумулятора восстанавливается.
Казалось бы, при глубоком разряде можно просто подключить АКБ к зарядному устройству, и всё нормализуется. Это распространённое заблуждение.
При нулевом заряде плотность солей настолько увеличивается, что при последующей зарядке они уже не разрушаются, а прочно оседают на поверхностях пластин.
То есть свинцовая пластина практически полностью покрывается твёрдым солевым слоем. А поскольку зарядка батареи происходит за счёт взаимодействия свинца и электролита, то в такой ситуации АКБ заряжаться уже не будет.
Накапливать заряд такой аккумулятор уже не способен.
При каждом глубоком разряде АКБ теряет 2–3% своей ёмкости, которая уже не восстанавливается.
Из-за этого, когда аккумулятор переживает порядка 10 полных разрядов, на 30% ёмкости уже рассчитывать не приходится. При таких потерях накопленного заряда не хватит, чтобы запустить двигатель.
Глубоким считается разряд до 10,5–11 В. Именно этот порог считается критическим, когда активно начинает протекать процесс сульфатации. То есть начинает появляться осадок в виде кристаллов солей.
Что такое кузовной стапель, зачем он нужен и как он работает
Возможна ли реанимация
- Потенциально можно реанимировать АКБ, у которой произошёл действительно глубокий разряд, и продолжить её эксплуатацию на благо автомобиля.
- Для этого применяют разного рода методы и приборы.
- Многое зависит от того, насколько сильным оказался разряд, как долго батарея находилась в таком состоянии, и сколько полных разрядов источник питания пережил до этого.
Глубокий разряд губителен именно для свинцово-кислотных аккумуляторов, где в качестве рабочей среды используется жидкий электролит.
Производители обычно указывают в технической документации количество глубоких разрядов, которые может пережить тот или иной жидкостный свинцово-кислотный стартерный аккумулятор.
Обычно фигурируют цифры в диапазоне 15–20 циклов. Но в действительности даже 10 циклов достаточно, чтобы зимой аккумуляторная батарея уже не смогла выполнить свои функции.
https://www.youtube.com/watch?v=vkt55SGlHFE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Потому совет предельно простой.
Старайтесь не допускать глубоких разрядов. Каждый из них ведёт к потере 3% ёмкости, восстановить которую уже не получится.
А есть и такие батареи, которые вовсе не боятся подобных ситуаций.
Какие АКБ не боятся глубокого разряда
В настоящее время можно выделить автомобильные аккумуляторы, которые действительно не боятся возможного глубокого разряда. Если говорить о том, какие именно эти «бесстрашные» АКБ, то тут внимание акцентируют на технологиях GEL и AGM.
Именно в их случае потеря заряда не будет критичной, и после зарядки АКБ смогут нормально функционировать ещё не один год.
Эти аккумуляторные батареи не боятся разрядки, поскольку здесь электролит используется не в жидком агрегатном состоянии, а в виде геля (GEL), либо в виде запечатанной в матах из стекловолокна жидкости.
Именно из-за этого соли практически не могут оседать на поверхностях пластин. Но и здесь полностью избавиться от возможной сульфатации не удалось. Просто количество циклов заряда–разряда, при котором сульфатация реально даёт о себе знать, увеличено в несколько раз.
Методы восстановления
Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.
Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.
Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.
Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:
- механическая очистка;
- химическое восстановление;
- КТЦ;
- с помощью дистиллированной воды;
- переполюсовка;
- с использованием десульфатора.
Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.
Механическая очистка
У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.
Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.
Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.
Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.
Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.
Способы усиления искры на свечах зажигания
Химический метод
Прежде чем начать заряжать аккумулятор, его можно попытаться восстановить после глубокого разряда химическим методом.
Для этого применяются специальные составы, функция которых заключается в растворении кристаллов солей. Смысл идеи заключается в следующем:
- батарея полностью разряжается нагрузкой;
- сливается весь электролит;
- внутренности промываются качественной дистиллированной водой;
- в очищенные банки АКБ заливается автохимия;
- происходит активный процесс кипения и образования газов;
- залитый раствор сливается;
- повторно выполняется промывка дистиллятом;
- если пластины не очистились полностью, ещё раз заливается очищающая химия;
- батарея промывается;
- вливается свежий электролит;
- АКБ ставится на зарядку.
Метод более эффективный и безопасный. Но тоже работает не всегда.
КТЦ
После глубокого разряда автомобильный аккумулятор может не реагировать на обычный процесс зарядки. Это может толкнуть водителя к идее провести КТЦ, то есть контрольно-тренировочный цикл.
Метод достаточно действенный, но на его реализацию уходит много времени.
Смысл КТЦ заключается в том, чтобы несколько раз полностью разрядить и зарядить аккумуляторную батарею. Изначально зарядка выполняется током до 10% от номинальной (паспортной) ёмкости, после чего подключается нагрузка, а АКБ разряжается до напряжения на клеммах около 10,2 В. И так нужно повторить несколько раз.
Чем медленнее АКБ будет разряжаться под нагрузкой, тем лучше она функционирует. А потому восстановление идёт.
КТЦ считается оптимальным вариантом для реанимации старых обслуживаемых АКБ и необслуживаемых батарей.
Дистиллированная вода
Ещё один метод десульфатации, который может проводиться без специальной химии. Здесь потребуется только дистиллированная вода.
Её заливают в батарею вместо электролита, и подключают к зарядному устройству. На ЗУ выбирается напряжение зарядки 14 В.
Важно при этом поддерживать слабое бурление воды в банках, регулируя параметры напряжения.
В процессе восстановления потребуется несколько раз слить воду и залить свежий дистиллят. Основной недостаток метода в том, что в некоторых случаях на полноценную реанимацию уходит около 3–4 недель.
По завершении растворения солей, АКБ ещё раз промывается, после чего заливается электролит и проводится стандартная процедура зарядки.
Переполюсовка
Самый крайний вариант, который используется лишь в том случае, когда все остальные методы не помогают.
Смысл переполюсовки предельно простой. АКБ соединяется с зарядным устройством, но только плюс идёт на минус, а минус соединяется с плюсом.
При подаче минуса на плюсовую клемму аккумулятора осадок на пластинах начинает разрушаться.
Фактически здесь есть 2 варианта полученного результата. Либо АКБ удастся восстановить, либо же батарея окончательно выйдет из строя.
Десульфаторы
Или же применяют десульфататоры. Так называют специальные устройства, которые предназначены для борьбы с последствиями сульфатации в аккумуляторных батареях.
Сейчас также выпускают современные зарядные устройства, у которых имеется режим десульфатации.
Достаточно следовать инструкциям производителя.
Проблема лишь в том, что стоимость таких устройств примерно равна цене очень неплохого нового аккумулятора. И есть ли смысл тратить деньги на десульфатор, если проще купить новую батарею.
Глубокий разряд губителен для автомобильных аккумуляторов. Да, АКБ способны выдержать некоторое количество циклов разряда–заряда, но их ресурс ограничен и постоянно снижается. Потому самым правильным решением будет следить за характеристиками и поддерживать аккумулятор в рабочем состоянии.
Как восстановить аккумулятор. 4 способа восстановления аккумулятора автомобиля в домашних условиях
Этот способ подходит для батарей, которые в период своей эксплуатации не были подвержены серьезным токовым или механическим повреждения. А пришли в негодность в результате временной, естественной сульфатации.
Этот способ не подходит для аккумуляторных батарей у которых имеется внутреннее осыпание пластин, имеется внутреннее замыкание банок, имеется вздутие или иные механические повреждения.
Способ отлично подходит для десульфатации пластин и называется в народе методом «переполюсовки» аккумулятора.
Я разделю восстановление аккумуляторной батареи на три этапа.
Как диагностировать автомобильный Аккумулятор
Прежде чем приступать к диагностике прибора, необходимо снять его.
Обратите внимание! Первой снимается отрицательная клемма. Однако при установке она подключается последней.
Уровень электролита
Проводить проверку уровня и плотности аккумуляторного раствора рекомендуется не менее одного раза на три месяца. Уровень проверяется с использованием трубки из стекла (внутренний диаметр должен быть 4-5 мм) через заливные просеки.
Трубку следует опускать до конца, наружный просек необходимо хорошо заткнуть пальцем и вынуть. Допустимый уровень электролита в аккумуляторной батарее должен быть равен 12-15 мм.
При наличии тубуса в аккумуляторе уровень может превышать на 3-5 мм.
Плотность электролита
- Второй показатель – плотность электролита – играет не менее важную роль, поэтому контролировать его также нужно.
- Проверять его можно денсиметром, рекомендуемая температура должна быть +25°С.
- Во время эксплуатации плотность жидкости может колебаться, полный разряд – полный заряд, показатели могут меняться на 0,15-0,16 единиц.
- Высокий уровень плотности может стать причиной быстрой изношенности прибора, при низком уровне плотности запуск двигателя будет выполняться долго и проблемно.
Ремонт аккумулятора своими руками: с чего начать
На первом этапе восстановления АКБ следует очистить её корпус. Поверхность батареи промывается раствором соды для того, чтобы убрать загрязнения и нейтрализовать электролит, часто попадающий на крышку.
Налёт с клемм аккумулятора снимается некрупной наждачной бумагой. Кстати, именно окисленная поверхность контактов может быть причиной нестабильной работы батареи. Потому после их очистки нелишнем будет испытать автомобильный аккумулятор в действии.
Методы восстановления
Теперь непосредственно к вопросу о том, что делать при глубоком разряде аккумулятора автомобиля.
Первым делом важно понимать, что сульфатация, то есть процесс образования отложений на пластинах, протекает не только в случае полного разряда. Сульфатация менее активная, но всё равно протекает, если АКБ находится в полуразряженном состоянии. Из-за этого крайне важно поддерживать напряжение на уровне 12,7 В, а плотность не опускать ниже 1,27 г/см³.
Если же полной разрядки избежать не удалось, нужно выбрать способ, как зарядить аккумулятор своего автомобиля после потенциально губительного глубокого разряда.
Всего можно выделить несколько вариантов, как вывести батарею из подобного состояния, к которому привела сильная разрядка:
- механическая очистка;
- химическое восстановление;
- КТЦ;
- с помощью дистиллированной воды;
- переполюсовка;
- с использованием десульфатора.
Каждый вариант реанимации заслуживает отдельного внимания.
Механическая очистка
- У некоторых автомобилистов возникает идея после глубокого разряда АКБ, которую не удаётся зарядить, попытаться очистить аккумулятор от автомобиля физическим способом.
- Смысл метода заключается в том, чтобы слить электролит, вырезать элементы пластикового корпуса и извлечь поражённые пластины из батареи.
Далее все пластины и полости между ними промываются дистиллированной водой, очищаются специальными составами. Затем остаётся только восстановить герметичность корпуса, залить свежий электролит и поставить АКБ на зарядку.
Пластины очень чувствительные, а потому требует предельно аккуратного обращения. Из-за этого путём физической очистки восстановить АКБ очень сложно.
Есть умельцы, которым удавалось разрезать корпус и собрать его. Но как именно себя поведёт после такого аккумулятор – загадка.
Химический метод
- Прежде чем начать заряжать аккумулятор, его можно попытаться восстановить после глубокого разряда химическим методом.
- Для этого применяются специальные составы, функция которых заключается в растворении кристаллов солей. Смысл идеи заключается в следующем:
- батарея полностью разряжается нагрузкой;
- сливается весь электролит;
- внутренности промываются качественной дистиллированной водой;
- в очищенные банки АКБ заливается автохимия;
- происходит активный процесс кипения и образования газов;
- залитый раствор сливается;
- повторно выполняется промывка дистиллятом;
- если пластины не очистились полностью, ещё раз заливается очищающая химия;
- батарея промывается;
- вливается свежий электролит;
- АКБ ставится на зарядку.
Метод более эффективный и безопасный. Но тоже работает не всегда.
Дистиллированная вода
Ещё один метод десульфатации, который может проводиться без специальной химии. Здесь потребуется только дистиллированная вода.
Её заливают в батарею вместо электролита, и подключают к зарядному устройству. На ЗУ выбирается напряжение зарядки 14 В.
Важно при этом поддерживать слабое бурление воды в банках, регулируя параметры напряжения.
В процессе восстановления потребуется несколько раз слить воду и залить свежий дистиллят. Основной недостаток метода в том, что в некоторых случаях на полноценную реанимацию уходит около 3–4 недель.
По завершении растворения солей, АКБ ещё раз промывается, после чего заливается электролит и проводится стандартная процедура зарядки.
Контрольно-тренировочные циклы
Самый распространенный метод, позволяющий эффективно восстановить аккумулятор автомобиля – проведение циклических операций, называемых контрольно-тренировочными (КТЦ). Применение этого способа позволяет заблокировать процесс сульфатации на ранних стадиях ее развития и уберечь пластины от разрушения.
Суть методики, позволяющей эффективно реанимировать АКБ, сводится к проведению целого цикла операций по заряду-разряду АКБ. Для этого понадобятся:
- Зарядное устройство достаточной мощности.
- Ареометр.
- Вольтметр (мультиметр).
- Нагрузочная вилка или другой заменитель потребителя.
На начальной стадии АКБ заряжается токами, не превышающими 10% от номинального значения, указанного в паспорте на прибор. После этого к нему подключается нагрузка, приводящая к разрядке до напряжения порядка 10,2 Вольта. Эта процедура проделывается несколько раз.
Важно! Скорость разрядки АКБ должна быть минимальной, что заметно повышает эффективность реанимационных операций.
Рассмотренный способ – оптимальный вариант, подходящий для восстановления старых аккумуляторов автомобиля.
Переполюсовка
Ремонт АКБ этим методом позволяет добиться хороших результатов. Благодаря его применению процедура восстановления оказывается успешной в большинстве случаев. Порядок действий при переполюсовке аккумулятора для его восстановления следующий:
- Сначала к клеммам батареи подключается нагрузка, в качестве которой используется галогенная лампа.
- Примерно через сутки, когда аккумулятор разрядится, потребуется оставить его под нагрузкой еще на пару дней (для полноты разрядки).
- На следующем этапе приступают к зарядке аккумулятора обратным током, что означает подключение его к ЗУ плюсом на минус, а минусом на плюс.
Обратите внимание: Защитить ЗУ от короткого замыкания удается, если во время такого заряда последовательно батарее подключить галогенную лампу.
- Далее необходимо попытаться подзарядить аккумулятор в обратной полярности.
- Как только показания напряжения поднялись до 5-6 Вольт – дополнительную нагрузку можно отключить.
- Зарядный ток желательно поддерживать на уровне 5-ти процентов от заявленной энергоемкости батареи.
Т ак, если емкость аккумулятора составляет 60 А/ч – ток заряда в обратном режиме нужно выставить в пределах 3-х Ампер. Внутри банок АКБ будет наблюдаться бурный процесс с выделением газов. Не следует беспокоиться за него, поскольку такое проявление вполне естественно для зарядного процесса.
Заряжать аккумулятор нужно примерно сутки, контролируя по мультиметру величину напряжения. При достижении 12-14 Вольт процесс зарядки можно прекратить. В результате описанных действий получаем полностью заряженную батарею у которой на клемме плюса будет минус, а на минусе – плюс.
На завершающем этапе работ нужно снова полностью разрядить батарею, нагрузив ее на галогенную лампу и выждав примерно 48 часов. Затем следует перейти к процедуре нормальной (не обратной!) зарядки, продолжающейся до момента достижения напряжением 14,4 Вольта.
На этом переполюсовка батареи из банок может считаться завершенной. Эффективность этого метода устранения неисправности аккумуляторов автомобилей подтверждена на практике и ни у кого не вызывает сомнений.
Десульфатация
Перед тем как реанимировать неработающий аккумулятор – обязательно ознакомьтесь с еще одним способом его восстановления, при котором используются так называемые «десульфататоры». Под последними понимаются вещества особого состава, разработанные специально для устранения последствий сульфатации пластин в аккумуляторных батареях.
- Обратите внимание: На отечественном рынке несложно приобрести зарядные устройства, при использовании которых возможен режим десульфатации.
- Общий порядок работы с зарядными приборами приводится в прилагаемой к ним инструкции производителя.
Замена электролита
Реанимировать аккумулятор автомашины в домашних условиях можно и таким тривиальным способом, как полная замена раствора серной кислоты – при длительной эксплуатации жидкость засоряется частичками, которые существенно снижают её электропроводимость замена на новый электролит. Как показывает практика, замена жидкости способна оживить такую АКБ.
После слива жидкости с соблюдением всех необходимых мер безопасности (работа в резиновых перчатках, прорезиненном переднике, защитных очках) корпус нужно промыть, желательно подогретой дистиллированной водой, а затем водным раствором соды из расчёта 3 ч. ложки соды на 100 мл. дистиллята.
Последний нужно предварительно прокипятить, залить и дать отстояться около получаса. После этого жидкость сливается и осуществляется повторная промывка чистой водой.
Доказано, что такая техника может быть использована для АКБ разных типов. После промывки заливается необходимая порция электролита (на 10-15 мм. выше уровня пластин) и можно ставить батарею на зарядку примерно на сутки.
Но это не всё – на протяжении последующих 10 дней потребуется ставить АКБ на подзарядку ещё на 6 часов, причём напряжение должно находиться в границах 14-16 В, а ток зарядка – не превышать 10 А.
Видео «Наглядная инструкция по восстановлению работоспособности АКБ»
Способ быстро реанимировать АКБ после глубокой разрядки
Полностью восстановить убитый аккумулятор после глубокого разряда можно используя описанный выше метод заряда с использованием раствора аммиака аптечной дистиллированной воды и трилона. Главное условие – быстрая обычная зарядка полностью разряженной батареи.
Скажем, вы начали заводить мотор, и аккумулятор был вполне способным крутить коленвал. Но вы из-за проблем с системой питания ничего не добились и посадили батарею – если действовать оперативно, то урон будет не слишком значительным. А если АКБ простояла в разряженном состоянии ночь или больше, шансы вернуть её к жизни будут гораздо ниже.
Отметим ещё раз, что длительность самой процедуры небольшая, всего час, но после её завершения нужно будет производить обычную зарядку, то есть общая длительность восстановления может превысить двое суток.
Восстановление емкости автомобильного аккумулятора
Даже если не было глубокого разряда, но АКБ работает в полуразряженном состоянии, сульфатация пластин произойдет неизбежно. Чем толще осадок, тем ниже концентрация электролита, емкость аккумулятора.
Схемы возвращения емкости АКБ заключаются в восстановлении плотности электролита и способности аккумулятора принимать заряд.
- Демонтаж пластин и их механическая очистка используется, если другой способ – только утилизация. В крышке корпуса вырезают отверстия, извлекают пластины. Дистиллированной водой промывают полости и пластины. Герметичность Конструкции восстанавливается, заливается электролит, производится зарядка. Но так как пластины хрупкие, восстановление АКБ таким способом – работа ювелирная.
- Химическое растворение кристаллов может спасти полностью севший АКБ. Активным веществом является раствор Трилона Б. Следует разрядить батарею, слить электролит, промыть внутренности дистиллированной водой. В чистые банки залить 2% раствора трилона Б и 5% аммиака в рассчете на весь объем. В течение часа будет наблюдаться кипение и газообразование. Возможно, раствор придется залить неоднократно, если реакция растворения осадка продолжается. После слить раствор, промыть дистиллированной водой и залить свежий электролит. Произвести зарядку.
Советы по уходу за АКБ
Чтобы аккумулятор работал без перебоев, за ним нужно постоянно и грамотно ухаживать и выполнять несложные советы:
- Регулярно придется наблюдать за электролитом и его плотностью. Основной причиной закипания является перезаряд или перегрев устройства. Чем быстрее обнаружится проблема, тем больше шансов на восстановление.
- Если в зимний период автомобиль не используется, то аккумулятор нужно снять и поместить в хорошо отапливаемое помещение. Если АКБ замёрзнет, то восстановить уже не получится.
- Номинальный ток — 0,1 от ёмкости всей батареи. Если этот порог повысится, то прибор не восстановится.
Это очень простые советы по поддержанию аккумулятора в должном состоянии. Не следует пренебрегать ими. Только в таком случае батарея будет работать долгие годы без перебоев. Восстановление аккумулятора автомобиля — дело не сложное, но потребуется приложить усилия и изучить основные неисправности. Изучив все советы, можно понять, как восстановить автомобильный аккумулятор своими силами.
- https://SdelaySam-SvoimiRukami.ru/3963-samyy-deystvennyy-sposob-vosstanovleniya-akkumulyatora.html
- https://AutoVogdenie.ru/kak-vosstanovit-akkumulyator-avtomobilya-v-domashnix-usloviyax.html
- https://fastmb.ru/autoremont/5298-vosstanovlenie-akkumulyatora-avtomobilya-osobennosti-raboty.html
- https://DriverTip.ru/repair/kak-reanimirovat-akkumulyator-posle-glubokoj-razryadki.html
- https://FishkiElektrika.ru/vosstanovit-akkumulyator
- https://akbvavto.ru/maintenance/kak-vosstanovit-akkumulyator-avtomobilya.html
- https://avtozam.com/elektronika/akb/vosstanovlenie-akkumulyatora/
- https://batts.pro/vosstanovlenie-akkumulyatora/
- https://ProAkkym.ru/avto/kak-vosstanovit-akkumuljator
Вам также может понравиться