Виды дизельного топлива

Виды дизельного топлива

Важное отличие дизельного топлива (ДТ) от бензина — это его сезонность. От того, насколько тепло или холодно на улице, зависит предельная температура фильтруемости дизеля. По этому критерию горючее для умеренных климатических условий делится на сорта, а в холодных регионах топливу присваивается класс. Для чего дизельное топливо делят на категории, и от каких основных параметров зависят свойства ДТ, читайте в нашей статье. 

О дизеле и его свойствах

Виды дизельного топлива

Дизельное топливо — продукт из керосино-газойлевых фракций, полученный при прямой перегонке нефти. Такое горючее используют для автотранспорта, тепловозов, дизель-поездов, генераторов, сельскохозяйственной технике и т. д. Применение повсеместное, отличается лишь количество потребляемого топлива. 

Интересный факт, горючего, которое расходует океанский лайнер для преодоления расстояния в 3 см, хватило бы для того, чтобы 1 легковой автомобиль проехал 20–25 км. Это чтобы вы понимали, настолько разнообразно и универсально дизельное топливо.

Теперь об основных показателях, определяющих свойства дизельного топлива:

  • цетановое число — указывает на уровень воспламеняемости дизельного топлива, повышенный показатель сокращает время прогрева мотора;
  • плотность — определяет экономичность расхода, количество вырабатываемой энергии;
  • вязкость — влияет на смазывающие свойства и впрыск;
  • количество серы — определяет экологичность дизельного топлива, высокий уровень негативно влияет на элементы топливной системы;
  • предельная температура фильтруемости — отметка, при которой горючее густеет и не способно проходить через фильтр, определяется сортом или классом.

Принадлежность дизельного топлива к определенному классу и его свойства указаны в маркировке. 

Классификация дизельного топлива

Виды дизельного топлива

Согласно климату применения ДТ бывает:

  • летним — подходит для эксплуатации при температуре до 0°С;
  • зимним — до –20°С;
  • арктическим — до –50°С.

В этом случае горючее отличается по температуре вспышки и застывания.

Дизельное топливо — сколько сортов и классов

Для умеренного климата применяется классификация топлива на сорта:

  • A — +5°С;
  • B — 0°С;
  • C — –5°С;
  • D — –10°С;
  • E — –15°С;
  • F — –20°С.

Цифрами для каждого типа топлива указана предельная температура фильтруемости. Почему это важно для дизельного топлива? Так похолодание не повлияет отрицательно на время запуска мотора. По этим показателям можно подбирать ДТ, учитывая даже небольшие колебания термометра. 

Для регионов с низкой температурой воздуха дизельное топливо делится на следующие классы:

  • 0 — –20°С;
  • 1 — –26°С;
  • 2 — –32°С;
  • 3 — –38°С;
  • 4 — –44°С.

Показатель указывает способность ДТ определенного класса проходить через фильтр в указанном температурном диапазоне.

Современные марки ДТ

Важное требование к дизелю — экологичность. По ТР ТС 2016 года в РФ можно использовать только дизельное топливо К5, высшего экологического класса. Использование двух стандартов — ТР ТС 013/2011 и ГОСТ Р 52368-2005 при выпуске топлива привело к двойному маркированию. Поэтому часто можно встретить сразу два обозначения — ДТ-З-К5 и ЕВРО-5.

Классификация дизеля в РФ

Виды дизельного топлива

В зависимости от климата, в России отличают следующие виды дизельного топлива:

  • летний (Л) — без определения предельной температуры фильтрации;
  • межсезонный (Е) — до –15°С;
  • зимний (З) — до –30°С;
  • арктический (А) — от –35°С.

Еще дизельное топливо бывает нескольких экологических классов по количеству серы (мг/кг):

  • К2 — до 500;
  • К3 — до 350;
  • К4 — до 50;
  • К5 — до 10. 

Количество серы в составе регулирует государственный стандарт.

Мы рекомендуем закупать горючее на заправках с хорошей репутацией. Так топливо дизельное будет соответствовать стандартам качества. Приобретайте топливные карты от компании GPC RUS и заправляйтесь топливом только в проверенных местах. По всем вопросам оформления звоните по телефону +7 (800) 511-62-67.

Что такое дизельное топливо (ДТ): состав, характеристики и применение

Дизельное топливо, дизтопливо, ДТ, дизель, «солярка» — один из видов жидкого топлива для двигателей внутреннего сгорания. Его получают из нефти. Грубо говоря, нефть кипятят при температуре 180−360 °С и собирают пары, которые состоят из газойля и керосина.

Газойль и керосин — относительно тяжёлые фракции нефти, в отличие от бензина, который испаряется из неё уже при 50−60 °С.

Для ДТ нужен специальный двигатель. Если залить его в бензиновый, газовый или любой другой вид мотора, не предназначенный для дизтоплива или солярки, он не заведётся.

Дизельный двигатель отличается от других тем, что топливно-воздушная смесь (ТВС) в нём не поджигается, а воспламеняется под давлением. Соответственно, свечи такого двигателя не создают искру, а только нагреваются.

Дизель и солярка (соляровое масло) — это разные виды горючего с очень похожим химическим составом.

  • Дизель менее вязкий и подходит для высокооборотистых двигателей вплоть до гоночных.
  • Солярка более вязкая из-за примесей и её применяют в тихоходных машинах — тракторах, судах, конвейерах, подъёмниках.

С виду дизтопливо — это жидкость, по плотности схожая с водой.

В отличие от бензина, который в идеале полностью прозрачен, а в реальности желтоватый и даже коричневатый, дизель отливает голубым матовым оттенком.

У него не такой резкий запах, как у бензина, а поджечь его не так просто. Дизтопливо плотнее, «тяжелее» бензина. Эту маслянистую жидкость не получится использовать в качестве эффективного растворителя.

Виды дизельного топлива

Как появилось ДТ

Дизельное топливо появилось благодаря знаменитой немецкой практичности. В начале 20 века, во времена технологического прорыва, люди успешно осваивали нефть. Первое и самое простое, что из неё можно получить методом простой перегонки, — это бензин.

Из 1 тонны нефти получается около 700 литров бензина.

Кажется, это прекрасный бизнес: легко получать 70% чистого эффективного топлива из сырья, которое можно просто выкачать из-под земли. Но не для немецкого инженера. Рудольф Дизель, как и многие его коллеги по всему миру, озаботился остальными 30% исходного сырья. Не выбрасывать же, в самом деле.

В результате его исследований мир увидел двигатель, который работал на сырой нефти. Его показатели были неконкурентными в сравнении с уже массовыми бензиновыми моторами.

Изобретатель усовершенствовал двигатель, но пришлось совершенствовать и горючее — выделять из тяжёлых фракций нефти наиболее подходящие для сгорания под давлением.

Так получился ДВС, который дошёл до наших дней в принципиально неизменном виде.

Дизельные двигатель и топливо — не первый эксперимент бережливого немца Рудольфа Дизеля в попытках «выжать максимум» из отходов производства. До этого он экспериментировал с горючим из угольной пыли, но оно оказалось слишком взрывоопасным.

Сегодня дизельное топливо успешно конкурирует с бензином во всех сферах — от генерации электричества до автогонок. Однако дизельных легковых автомобилей в разы меньше, чем бензиновых. Потому что на выходе из одной тонны нефти получается кратно меньше дизтоплива, чем бензина. Да и львиную долю ДТ забирают промышленность и тяжёлые машины.

Виды дизельного топлива

Чем ДТ лучше бензина и газа

На дизеле работают едва ли не все грузовики, спецтехника, локомотивы, корабли мира. Все современные подлодки — либо с атомным реактором, либо с дизельным ДВС. Таким образом промышленность «съедает» практически всё дизельное топливо, которое сама же и производит.

На долю легковых авто приходятся буквально остатки. Например, в России только около 10% личных легковых автомобилей дизельные. Правда, главная причина любви российского водителя к бензиновому ДВС кроется в возможности переоборудовать его под газ, который в обилии добывают в нашей стране, и ездить в 2,5 раза дешевле.

Эффективность

Дизельный двигатель снимает больше мощности с литра топлива и с килограмма собственного веса, чем бензиновый. Это и есть главная причина, по которой под ДТ строят моторы, где требуется большая сила: тягачи, спецтехника, сельхозтехника, железнодорожный и морской транспорт.

Надёжность

Безусловно, многое зависит от условий, режима эксплуатации. Однако за сто лет опыта операторы, автовладельцы, инженеры отметили, что при прочих равных условиях дизельный мотор более вынослив и у него больший межремонтный период в сравнении с бензиновым.

Компактность

Мотор для ДТ без турбины скромнее в размерах, меньше весит и содержит меньше деталей. К топливу данный фактор относится косвенно.

Безопасность

Главное эксплуатационное преимущества дизеля над бензином. Пары бензина вспыхивают мгновенно, что делает его опасным для применения. Солярка же загорится не сразу, даже если её попытаться поджечь нарочно.

Экономичность

По-настоящему популярными и конкурентоспособными легковые дизельные ДВС сделала турбина. С ней расход 150-сильного мотора может составлять 4-5 литров на 100 км. Современный бензиновый той же мощности «съест» 7-8 литров на сотню. Это примерно как дизельный «атмосферник» без турбины 1990-х годов выпуска.

Экологичность

Выхлоп от ДТ содержит меньше серы и свинца. В целом он менее вреден для окружающей среды, чем бензиновый. А современный биодизель на растительных маслах можно смело сливать прямо в землю без вреда для экологии.

Кажется, что дизтопливо идеально, а моторы на нём должны были вытеснить бензиновые с рынка ещё до Первой мировой. Этого не произошло до сих пор по четырем причинам.

Виды дизельного топлива

Чем ДТ хуже бензина и газа

Сравнивая топливо, мы вынуждены сравнивать двигатели, т. к. события под головкой блока цилиндров (ГБЦ) сильно различаются.

Однако автолюбителю или владельцу бизнеса нет никакого дела до температуры сгорания, фаз газораспределения, содержания серы в выхлопе и прочих технических показателей.

Потребителю важны потребительский свойства — то, с чем он имеет дело каждый день. И здесь бензину есть что противопоставить дизелю.

Сезонность

В составе солярки присутствуют парафиновые углеводороды, или, проще говоря, парафин. При отрицательных температурах он повышает вязкость дизтоплива, делает его более густым. Из-за этого двигатель в морозы стартует тяжело, а в сильный холод — от −17 °С и ниже — может вообще не запуститься. Поэтому существует целых три разновидности дизтоплива по сезону.

  1. Летнее — для температур до −15 °С.

  2. Зимнее — для температур от −15 до −25 °С.

  3. Арктическое — для температур ниже −25 °С.

Чтобы понизить вязкость холодного топлива, в него добавляют присадку — антигель.

Мотор на метане или пропане также не заведётся в мороз, его запускают сначала с помощью бензина. А вот бензиновый двигатель и сам бензин нечувствительны к низким температурам.

Один вид топлива для ДВС

Бензиновые двигатели относительно просто переоборудовать под метан или пропан, которые в обилии добывают и производят в России. Дизельное топливо подойдёт только дизельному двигателю.

Читайте также:  Трактор скаут т-15: масса и другие характеристики

Бензин и газ дешевле

Для сравнения, на январь 2023 года:

  • ДТ стоит 50 р/литр;
  • АИ-95 — 45 р/литр;
  • пропан/метан — 15/20 р/литр.

Преимущество бензина здесь неоднозначно, т. к. реальная экономичность зависит от расхода конкретного ДВС. А вот газ однозначно выгоднее обоих.

Ремонт ДВС дороже

Несмотря на более простую конструкцию, ремонт силового агрегата на дизтопливе — восстановление форсунок, ТНВД — дороже, чем для бензинового. Это также косвенный минус горючего — из-за дороговизны обслуживания автолюбители иногда опасаются таких моторов.

Виды дизельного топлива

Что такое цетановое число

Октановое число бензина (ОЧ) показывает содержание октана. Оно обозначает стойкость топливно-воздушной смеси к самодетонации — воспламенению без поджига, то есть раньше времени. Чем выше ОЧ, тем ценнее и дороже бензин и тем он безопаснее для двигателя. Октановое число привычно, его обозначает цифра в маркировке — АИ−92, АИ−95 и т. д.

Цетановое число (ЦЧ) дизельного топлива показывает содержание цетана, который также предотвращает детонацию. Его не обозначают в маркировке, т. к. оно имеет постоянный показатель — не менее 45% по ГОСТ 305-2013. Цетановое число может быть меньше нормы из-за низкого качества дизеля, но в регламентной классификации дизтопливо по маркам не делится.

Для повышения цетанового числа в дизельное топливо можно добавить специальную присадку. Часто такие присадки комплексные — смывают отложения, выводят влагу из бака, повышают ЦЧ, устраняют гель/парафин.

Сорта и классы дизельного топлива (дизеля) — Волгаресурс | Волгаресурс

Главная > Классы и сорта дизельного топлива

Использование дизельного топлива экономически оправдывает себя. Расход горючего в дизельном моторе на 30–40 % меньше, чем в бензиновом. При этом мощность и тяговое усилие выше, а выхлопные газы безопаснее.

ДТ обеспечивает работу двигателей различной техники (автомобили, суда, тракторы, электрогенераторы, котлы автономных отопительных систем и пр.).

Основные характеристики

Дизельное топливо имеет следующие основные параметры.

  • Цетановое число. Эта главная зарактеристика определяет воспламеняемость горючего. Зависит от промежутка времени, который нужен для того, чтобы попавшее в цилиндры дизельное топливо вспыхнуло. Чем выше число, тем меньше времени требуется на прогрев силового агрегата.
  • Вязкость. Влияет на процессы нагнетания и впрыска, а также на смазывающие характеристики.
  • Плотность. От нее зависят эффективность и экономичность. Чем выше плотность, тем больше от сгорания дизельного топлива вырабатывается энергии.
  • Содержание серы. Чем больше в составе горючего сернистых соединений, тем быстрее разрушается топливная система, а также увеличивается количество вредных выбросов в атмосферу.
  • Предельная температура фильтруемости. Определяет, при каких условиях горючее густеет настолько, что уже не может пройти сквозь фильтры.

Дизельное топливо делят на классы и сорта в зависимости от двух последних характеристик.

Классы дизельного топлива в зависимости от содержания серы

  • Класс К5 — не более 10 мг/кг.
  • Класс К4 — не более 50 мг/кг.
  • Класс К3 — не более 350 мг/кг.
  • Класс К2— не более 500 мг/кг.

Сейчас в России разрешены выпуск и использование дизельного топлива класса не ниже К5.

Дизельное топливо разделяют в зависимости от предельной температуры фильтруемости на следующие сорта:

Эта классификация действует только в регионах с умеренным климатом.

Классы дизельного топлива для регионов с суровым климатом

В регионах с холодным климатом применяют иную классификацию топлива.

  • 0 класс. Температура фильтруемости — не ниже -20 °C. Температура помутнения — -10 °C.
  • 1 класс. Температура фильтруемости — не ниже -26 °C. Температура помутнения — -16 °C.
  • 2 класс. Температура фильтруемости — не ниже -32 °C. Температура помутнения — -22 °C.
  • 3 класс. Температура фильтруемости — не ниже -38 °C. Температура помутнения — -28 °C.
  • 4 класс. Температура фильтруемости — не ниже -44 °C. Температура помутнения — -34 °C.

Для использования зимой лучше всего подойдет дизельное топливо 1 и 2 классов. Остальные характеристики горючего представлены в таблице ниже.

Характеристика дизельного топлива Класс дизельного топлива
1 2 3 4
Температура вспышки в тигеле +55 °C +55 °C +40 °C +30 °C +30 °C
Цетановый индекс 46 46 46 43 43
Цетановое число 49 49 48 47 47
Вязкость при 40 °C 1,5–4 мм2/с 1,5–4 мм2/с 1,5–4 мм2/с 1,4–4 мм2/с 1,2–4 мм2/с
Плотность при 15 °C 800–845 кг/м3 800–845 кг/м3 800–840 кг/м3 800–840 кг/м3 800–840 кг/м3
Фракционный состав
До 340 °C 95 % 95 % 95 % 95 % 95 %
До 180 °C 10 % 10 % 10 % 10 % 10 %
  • Летнее (Л) дизтопливо используется в зонах теплого климата и объединяет в себе 3 сорта:
  • — A (предел фильтруемости +5 °С);
  • — В (предел 0 °С);
  • — С (предел –5 °С).

Виды дизельного топлива

Зимнее (З) дизельное топливо создано для холодного времени года, северных климатических зон. Его критический предел застывания распространяется после уровня сорта F — от –20 до –44 °С.

  1. К межсезонному (Е) дизельному топливу относят сорта:
  2. — (предел фильтруемости —10 °С);
  3. -E (–15 °С);
  4. — F (−20 °С).
  5. Оно используется в умеренном климате.

Есть и арктическое (А) горючее для дизелей. Его используют при t воздуха минус 44–50 °С.

Маркировка включает в себя три группы знаков, расположенных в определенной последовательности.

  1. Буквы, указывающие вид горючего, — «ДТ».
  2. Буквы, определяющие климатические условия использования: «А» — арктическое дизельное топливо; «З» — зимнее; «Е» — межсезонное; «Л» — летнее.
  3. Символы, обозначающие уровень содержания сернистых соединений (К1–К5).

К примеру, ДТ-Л-К2 — это летнее горючее 2-го экологического класса.

Амистад: продажа топлива оптом

С появлением легковых автомобилей с дизельными двигателями популярность дизельного топлива заметно возросла. И если раньше оно использовалось в основном для строительной и сельскохозяйственной техники, то сегодня технические характеристики дизельного топлива позволяют ему стоять в одном ряду с бензином.

Параметры дизтоплива – это критерии, по которым оно классифицируется. Они характеризуют различные свойства топлива и их изменение в зависимости от условий.

Классификация солярки в СССР не была настолько подробной, как сегодня в России. Все топливо делилось на летнее, зимнее и арктическое с обозначением сернистости и температуры вспышки (для летнего) и застывания (для остальных видов). Например, обозначение З-0,05(-25⁰С) соответствует зимнему ДТ с количеством серы 50 мг/кг и порогом застывания до -25⁰С.

Сегодня классификация намного обширнее. Паспорта качества дизтоплива обычно включают 15-20 ключевых параметров. Рассмотрим главные из них.

Виды дизельного топлива

1. Воспламеняемость

Главный параметр ДТ – цетановое число. Это условная оценка качества, полученная при испытаниях моторным методом. Цетановое число показывает промежуток времени от попадания топлива в поршневой цилиндр до момента возгорания и характеризует способность к воспламеняемости.

Для легковых автомобилей нормальное значение этого параметра лежит в диапазоне от 50 до 60. Для крупной специализированной техники начинается от 40. В России на дизельное топливо ГОСТ установил значения ЦЧ от 45, в Европе – от 48.

Высокое цетановое число говорит об экологичном и качественном топливе. Но если оно превышает 60, то теряется прирост мощности двигателя, что негативно сказывается на работе автомобиля.

2. Классификация дизельного топлива по видам

С января 2015 года разделение по видам совпадает с классификацией по экологическим классам в соответствии с евростандартом. Основным параметром при таком разделении выступает сернистость.

Содержание серы указывает на следующие виды и классы дизтоплива:

  • сера до 350 мг/кг – экологический класс К3 (вид I),
  • сера до 50 мг/кг – экологический класс К4 (вид I I),
  • сера до 10 мг/кг – экологический класс К5 (вид I I I).

Классификация по видам считается устаревшей и уже не применяется в современном обозначении. С 2016 года в РФ разрешается выпуск и использование дизельного топлива не ниже К5.

3. Вязкость

Важные показатели качества ДТ – вязкость и плотность. Они прямо влияют на подачу, впрыск и фильтрование топлива. Оптимальная вязкость обеспечивает смазывающие характеристики, а от плотности зависят экономичный расход и эффективность.

Плотность ДТ по ГОСТу лежит в пределах от 833 кг/куб. м. (для арктического) до 863 кг/куб. м. (для летнего и межсезонного). Кроме того, в дизтопливе ограничивается содержание воды до 200 мг/кг.

4. Сезонность

По климатическим условиям применения ДТ делят на следующие марки:

  • летнее (выше 0⁰С),
  • межсезонное (выше -15⁰С, встречается редко),
  • зимнее (выше -20⁰С),
  • арктическое (выше -38⁰С).

5. Сорта и классы

Современный ГОСТ сортирует дизельное условие по температурным условиям районов его использования. Сорта топлива для использования в умеренных широтах определяются по предельной температуре фильтруемости:

  1. A – +5⁰C,
  2. B – 0⁰C,
  3. C – -5⁰C,
  4. D – -10⁰C,
  5. E – -15⁰C,
  6. F – -20⁰C.

А для холодного климата проводится классификация дизельного топлива по классам со следующей температурой фильтруемости:

  1. Класс 0 – -20⁰C,
  2. Класс 1 – -26⁰C,
  3. Класс 2 – -32⁰C,
  4. Класс 3 – -38⁰C,
  5. Класс 4 – -44⁰C.

Для ДТ стандарты строго регламентируются ГОСТами, потому что от качества топлива зависит работоспособность промышленной, сельскохозяйственной, военной и других видов техники.

Виды дизельного топлива и область его применения

23 декабря 2016

Хорошо известно, что дизельный двигатель намного экономичнее своего бензинового собрата, а дизельное топливо плохо испаряется в замкнутом пространстве, что значительно снижает вероятность возгорания. Эти преимущества, а также неприхотливость к качеству топлива обеспечили широкое применение дизельных моторов для грузового и сельскохозяйственного транспорта на просторах России.

Типы дизтоплива

Климатические особенности России обусловили нижеследующую классификацию дизтоплива:

  • летнее (ДТЛ) – используется, когда температура воздуха не опускается ниже 0°С;
  • зимнее (ДТЗ) – не ниже минус 20°С;
  • арктическое (ДТА) – справляется с морозами до -50°С.

Несмотря на то, что эти стандарты уже устарели, в обиходе по-прежнему используется понятная простому обывателю классификация. Но более высокие европейские требования к качеству топлива, выбросам выхлопных газов в атмосферу потребовали изменения российских стандартов и их соответствие европейским. Карточки АЗС Газпромнефть дают право приобретать качественное топливо по самой выгодной цене.

Несмотря на то, что сера полезна для повышения смазывающих качеств солярки, новые стандарты с целью снижения токсичности выхлопных газов накладывают ограничение на сернистость в топливе и подразделяются на:

  • тип I – сернистость до 350 мг/кг;
  • тип II – не более 50 мг/кг;
  • тип III – до 10 мг/кг.

Также ключевыми характеристиками солярки является температура вспышки и температура застывания. Для повышения порога замерзания дизельного топлива используют различные присадки.

Цетановое число – это один из главных параметров любой марки ДТ и характеризует способность зажигания топлива. Этот параметр не может иметь значение ниже 45, а с вводом европейских норм его минимальное значение возрастает до 51. Повысить цетановое число и уменьшить токсичность выбросов, призваны соответствующие присадки.

Читайте также:  Погрузчик амкодор 332с4

В поиск альтернативного сырья для производства дизельного топлива в мире вкладываются огромные инвестиции. И такой технологической инновацией стало запатентованная разработка биодизельного топлива, основанная на получении топлива из различных растительных масел из плодов сои, пальмы, рапса, подсолнечника. Себестоимость такого топлива невысока.

Цетановое число биодизеля достигает 58%. Топливо абсолютно экологично. Его высокие смазывающие характеристики продлевают срок эксплуатации двигателя, температура вспыхивания порядка 100°С, что снижает вероятность самовозгорания и соответственно упрощает транспортировку.

Единственное ограничение на массовое применение биодизеля – это необходимость конструктивных изменений существующих двигателей и топливных систем.

Свой вклад в повышения качества дизельного топлива внесла компания «ГАЗПРОМ НЕФТЬ», предложив рынку новое топливо G-Drive, содержащее активный комплекс присадок. Среди преимуществ данного топлива следует отметить безупречную защиту топливной системы мотора, увеличение мощности движка, улучшение динамики разгона и соответствие требованиям экостандарта EURO-5.

Возможно вам будет интересно: О летних скачках цен на нефтепродукты или Горючесмазочные материалы от «Газпромнефть»: оптимальный выбор

Марки дизельного топлива и их характеристики: расшифровка и применение

В сегодняшней статье мы выясним, какие существуют марки дизельного топлива, а также, что оно, вообще, из себя представляет.

Дизельное топливо — это разновидность жидкого углеводородного топлива, получаемого из нефтепродуктов, методом перегонки и сортировки отдельных фракций (керосиново-газойлевых). Существует более 160 лет (с 1857-го!), его также называют соляркой, солнечным маслом, дизелем, дизтопливом. К слову этилированный бензин появился в 20х годах XX века.

Фракция – часть какого-либо вещества.

На самом деле, называть дизельное топливо «соляркой», не совсем корректно. Последняя является продуктом прямой перегонки. Она более вязкая, имеет более высокую температуру кипения, низкое цетановое число, содержит серу в большем количестве. Дизель же – это комплекс парафиновых, нафтеновых и ароматических углеводородов, очищенный, экологичный, с различными присадками.

Сегодня дизель занимает вторую строчку в мировом рейтинге моторных горючих жидкостей для легковых автомобилей (после бензина).

Область применения

Рассмотрим, в каких сферах используется дизтопливо:

  1. В качестве горючего для двигателей внутреннего сгорания железнодорожного и грузового транспорта (автобусы, грузовики, военная техника, тяжелые машины в промышленности);
  2. В сельском хозяйстве для заправки техники, электрогенераторов;
  3. Как топливо для дизельных легковых автомобилей, строительной техники, судов;
  4. Солярку применяют в качестве котельного горючего, для пропитки кож, обработки металлов (термической, механической), в смазочно-охлаждающих продуктах и т.д.

Виды дизтоплива

Далее, рассмотрим основные марки дизельного топлива и их характеристики. К слову, тут легко запутаться, поскольку производители и потребители сегодня имеют право руководствоваться разными стандартами и техническими руководствами, принятыми официально. Но, обо всем по порядку!

Ключевые виды

Если не углубляться в маркировку и расшифровку, можно выделить следующие виды дизтоплива:

  1. Летнее. Используется при температуре до 0°С, при более низкой – густеет, при -10°С – застывает;
  2. Зимнее. Имеет предельный температурный уровень применения -25/-30°С (зависит от присадок);
  3. Арктическое. Застывает при -55°С.

Важнейшие свойства

Указанные выше три базовые разновидности определяют важнейшие характеристики дизеля:

  • Температурный предел воспламенения от давления (в камере внутреннего сгорания дизель воспламеняется не от искры, а в результате сжатия кислорода и последующего впрыска горючего);
  • Предельная температура использования;
  • Температура загустевания и застывания.
  • Также важным параметром является цетановое число (показатель качества воспламенения). Оно означает скорость возгорания смеси в цилиндрах мотора. Чем меньше цетановое число, тем медленнее происходит взрыв, и наоборот. Соответственно, большее цетановое число предполагает более эффективную работу ДВС. Другими словами, дизель, при поступлении в двигатель, быстрее воспламенится от сжатия. Цетановое число можно повысить путем добавления специальных присадок, ускоряющих детонацию.

Солярка обычно имеет цетановое число менее 40. Качественный же дизель – от 48 и до 56. К слову, слишком высокий показатель (более 60) – тоже не есть хорошо. Это значит, горючее не успеет сгореть полностью, следовательно, выхлоп будет более дымным, увеличится расход.

Дизтопливо имеет желтый или светло-коричневый оттенок, оно прозрачное, слегка вязкое по консистенции. Не смешивается с водой. Легко воспламеняется. Токсичное (4 класс опасности для человека).

Маркировка ДТ и ее расшифровка

Далее, переходим к маркам дизельного топлива и их характеристикам, а также подробным расшифровкам ГОСТов.

Согласно ГОСТу «305-2013. ДТ. Технические Условия», выделяют следующие коды марок дизельного топлива:

  • Л – летнее. Дизельное топливо марки Л эксплуатируется при t не ниже -5°С;
  • Е – межсезонное. Эксплуатируется при t до -15°С;
  • З – зимнее. Рекомендовано к использованию при t до -30°С;
  • А – арктическое. Применяется при t от -30°С до -55°С.

Данные марки топлива ДТ были выделены еще в советское время. Сегодня Россия больше придерживается европейских стандартов.

Согласно ГОСТу 32511-2013 (EN 590:2009) «Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия», в России используются следующие сорта и марки дизельного топлива:

  1. Марка Л делится на сорта A, B (Б), C, D (Д);
  2. Марка Е на E, F;
  3. Марка З делится на классы 0-3;
  4. Марка А имеет класс 4.

Сорт и класс марки дизельного топлива по данному стандарту отражает температурный предел и условия сферы применения: от +5°С (и выше) до — 44°С (и ниже).

Также существует ГОСТ Р 55475-2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное. Технические условия». Гост делит марки зимних дизельных топлив на классы в зависимости от климатических условий использования и t фильтруемости:

  • З-32;
  • З-38;
  • А-44;
  • А-48;
  • А-52.

Это еще не все! Сегодня в России также функционирует государственный стандарт на дизельное топливо «ГОСТ Р 52368-2005». Он ограничивает содержание в горючем серы:

  1. Вид I – не более 350 мг/кг;
  2. Вид II – не более 50 мг/кг;
  3. Вид III – не более 10 мг/кг.

В 2011 году, в связи с образованием Таможенного Союза на территории России, Беларуси и Казахстана, был принят Технический Регламент обозначения марок дизельных топлив и области их применения, согласно которому горючее обозначают группой знаков через дефис:

  • ДТ;
  • Климатическое условие применения: Л, Е, З, А;
  • Экологический класс: К2 (сера не более 500 мг/кг), К3 (до 350 мг/кг), К4 (до 50 мг/кг), К5 (до 10 мг/кг).

Таким образом, группа знаков ДТ-Е-К5 означает, что перед вами межсезонное дизтопливо (применяется при t до -15°С) экологического класса 5 (Евро 5).

Большое количество разных стандартов и ГОСТов привело к путанице и смешиванию понятий, марок, классов, сортов и видов дизельного топлива. Некоторые производители даже указывают разные виды маркировок в технических паспортах горючего. Надеемся, с нашими расшифровками, вы сумеете разобраться!

Требования к дизелю

Ну что же, выше мы рассмотрели распространенные маркировки дизелей по ГОСТу и их основные понятия.

Далее, кратко обозначим ключевые требования к дизелю, в обязательном порядке указываемые в паспортах качества каждой марки:

  • Температурные условия применения;
  • Цетановое число;
  • Содержание серы в мг/кг (экологический класс);
  • Смазывающая способность;
  • Предельная t фильтруемости;
  • Температура вспышки;
  • Содержание водорастворимых кислот и щелочей, йода, воды, зол;
  • Плотность субстанции;
  • И др. параметры.

Теперь вы разбираетесь в марках и видах дизельного топлива, не хуже технических мастеров на производстве. Отдельно упомянем про, так называемое, городское дизтопливо.

В него добавляют специальные антидымные присадки, сокращающие токсичность выхлопов, минимум, на 30%.

Также выделяют биодизель, близкий по свойствам к углеводородной смеси, но являющийся комплексом метиловых эфиров жирных кислот.

Надеемся, материал оказался для вас полезным!

Виды дизельного топлива: какие виды дизтоплива бывают и какими особенностями они обладают

Различные виды дизтоплива – всегда представляли собой одни из наиболее востребованных нефтяных продуктов. Причин такой популярности немало:

  • Во-первых – боле низкая стоимость по сравнению с бензином.
  • Во-вторых – более экономный расход ДТ.
  • В-третьих – надежность двигателей, работающих на этом виде горючего.

Виды дизельного топлива делятся в зависимости от их морозостойкости. Основных из них три:

  • Летнее (ДТЛ) – используется при температуре окружающей среды не ниже 0º С. Замерзать такое топливо начинает при охлаждении до -10º С.
  • Зимнее (ДТЗ) – используется при температурах до -20º С или до -30º С, в зависимости от добавляемых примесей. Застывает соответственно при -30º С и -45º С.
  • Арктическое (ДТА) – предназначено для использования в самых холодных условиях. Двигатель, заправленный таким топливом, сможет работать и при -50º С, а застынет оно, только если охладится до -55º С.

Деление такого продукта, как дизельное топливо по видам регламентировано согласно ГОСТ 305-82 и, помимо разницы в температурах, при которых оно используются, существуют отличия и в содержании примесей.

Так, для ДТЛ наличие серы будет не более 0.2%, для ДТЗ 0.5%, и для ДТА – до 0.4%. От этого вещества зависят смазывающие характеристики топлива.

Однако ее содержание нужно тонко дозировать, ведь именно сера по большей части влияет на количество вредных соединений в выхлопах.

Тип топливаОбъемОбычнаяценаЦенасо скидкой
ДТ-Л-К5 сорт С от 1000 литров 43,80 руб/л 42,80 руб/л
Топливо ТВВ (Калуга) от 1000 литров 41,50 руб/л 40,50 руб/л
Керосин от 1000 литров По запросу По запросу
Печное светлое, вспышка -25 от 1000 литров 25,50 руб/л 24,50 руб/л
Печное светлое, вспышка +45 от 1000 литров 29,90 руб/л 28,90 руб/л

Цены актуальны на 13.04.2023. Наличие товара и цену, уточняйте у менеджера по телефону:

8 (977) 155-38-58, 8 (985) 170-49-93

Если вы желаете более подробно изучить виды дизельного топлива, таблица Государственных Стандартов станет для вас отличным пособием.

Виды дизтоплива и другие продукты, предлагаемые компанией «РегионТрансДизель»

Компания «РегионТрансДизель» предлагает любые виды дизтоплива и другие нефтепродукты в любых количествах. У нас вы всегда найдете: светлые нефтепродукты (ДТЛ, ДТЗ, ДТА, керосин) и темные (печное топливо).

Размер одной партии – от трехсот литров и не имеет верхнего предела. Мы готовы в любой момент предоставить любое нужное вам количество отличного топлива по ценам от производителя и на самых выгодных условиях.

Наша компания готова предложить:

  • Продукцию, сертифицированную паспортами качества.
  • Профессиональные консультации, касающиеся подбора вида топлива.
  • Дисконтную программу для постоянных клиентов.

Кроме того, при необходимости, компания «РегионТрансДизель» организует перевозку заказанной вами партии по Москве, области и близлежащим регионам. Наличие собственного автопарка помогает нашим клиентам избежать хлопот, связанных с поиском перевозчика.

Читайте также:  Вариатор или автомат: что надежнее

Поэтому, если вы желаете дизельное топливо купить оптом с доставкой, обратиться к нам будет наиболее правильным поступком.

Звоните! Наши условия вам непременно понравятся!

1. Классификация дизельного топлива

1.1.
В зависимости от условий применения
устанавливаются три марки дизельного
топлива:

  • Л
    (летнее) — рекомендуемое для эксплуатации
    при температуре окружающего воздуха
    0°С и выше;
  • З
    (зимнее) — рекомендуемое для эксплуатации
    при температуре окружающего воздуха
    минус 20°С и выше (температура застывания
    топлива не выше минус 35°С) и минус 30°С
    и выше (температура застывания топлива
    не выше минус 45°С);
  • А
    (арктическое) — рекомендуемое для
    эксплуатации при температуре окружающего
    воздуха минус 50°С и выше.

 3. Температура
применения (климатическая зона, в которой
дизельное топливо может применяться). Для
умеренной климатической зоны дизельное
топливо разделяют по шести сортам:
А,В,С,D,E,F.

Современная классификация

В
настоящее время в Европе на дизельное
топливо распространяется стандарт
Евро-5 или EN-590. В России был разработан
полностью идентичный регламент, ГОСТ
Р 52368-2005. Документ классифицирует
материалы по
содержанию серы в мг/кг на три вида:

  • вид I – S не более 350; (мг/кг).
  • вид II – S не более 50;
  • вид III – S не более 10.

Нефтепродукты
данной группы классифицируют также по
климатическим условиям применения.
Прежде чем купить
дизельное топливо с доставкой,
необходимо определить нужный сорт:

  • А – до +5 °С;
  • B – до 0 °С;
  • C – до -5 °С;
  • D – до -10 °С;
  • E – до -15 °С;
  • F – до -20 °С.

Дизельное
топливо для холодных районов дополнительно
делят на классы по предельной температуре
фильтруемости:

  • 0 – до -20 °С;
  • 1 – до -26 °С;
  • 2 – до -32 °С;
  • 3 – до -38 °С;
  • 4 – до -44 °С.

Классификация в маркировке

  1. Согласно
    Техническому регламенту Таможенного
    союза, с 2011 года обозначать марку
    дизельного топлива необходимо в
    определенной последовательности,
    разделяя знаки дефисом.
  2. Первая
    группа символов: ДТ – дизельное топливо.
  3. Вторая
    группа символов – климатические условия
    по температуре фильтруемости:
  • Л — летнее, температура не определяется;
  • Е – межсезонное, до -15 °С;
  • З – зимнее, до -20 °С;
  • А – арктическое, до -38 °С.

Третья
группа символов – экологический класс
топлива:

  • К2 – серы не более 500 мг/кг;
  • К3 – соответствует виду I;
  • К4 – соответствует виду II;
  • К5 – соответствует виду III.

2.
 Основные требования к дт

Дизельное
топливо должно быть изготовлено в
соответствии с требованиями настоящего
стандарта по технологии, утвержденной
в установленном порядке. По
физико-химическим показателям топливо
должно соответствовать требованиям и
нормам, указанным в табл.

Наименование показателя Норма для марки Метод испытания
Л З А
1. Цетановое число, не менее 45 45 45 По ГОСТ 3122 или ГОСТ Р 52709
2. Фракционный состав: По ГОСТ 2177
50% перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
96% перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) 3,0-6,0 1,8-5,0 1,5-4,0 По ГОСТ 33
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта
умеренной -10 -35
холодной -45 -55
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны. По ГОСТ 5066 (второй метод)
умеренной -5 -25
холодной -35
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле,   °С, не ниже: По ГОСТ 6356
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 35
для дизелей общего назначения 40 35 30
7. Массовая доля серы, %, не более По ГОСТ 19121
вида I 0,20
вида II 0,05
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 17323
9. Содержание сероводорода Отсутствие По ГОСТ 17323
10. Испытание на медной пластинке Выдерживает По ГОСТ 6321
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей Отсутствие По ГОСТ 6307
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 топлива, не более 40 30 30 По ГОСТ 8489
13. Кислотность, мг КОН на 100 см3 топлива, не более 5 5 5 По ГОСТ 5985
14 Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более 6 6 6 По ГОСТ 2070
15. Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01 По ГОСТ 1461
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более 0,20 0,30 0,30 По ГОСТ 19932
17. Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3 По ГОСТ 19006
18. Содержание механических примесей Отсутствие По ГОСТ 6370
19. Содержание воды То же По ГОСТ 2477
20. Плотность при 20°С, кг/м3, не более 860 840 830 По ГОСТ 3900
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше, для климатической зоны: По ГОСТ 22254
— умеренной Минус 5 Минус 25
— холодной Минус 35 Минус 45

Дизельное
топливо представляет собой углеводородную
смесь, получаемую при перегонке нефти
после отбора из неё отдельных фракций.
Основа продукта – углеводороды,
температура кипения которых составляет
около +200-350 ˚С.

Его
+

  • сравнительно небольшая стоимость самого топлива;
  • высокая мощность двигателей при аналогичном объёме;
  • низкий уровень выбросов парниковых газов;
  • большой технический ресурс оборудования, который позволяет существенно увеличить межремонтный интервал;
  • сравнительно низкий уровень взрывоопасности.

Двигатели,
которые работают на дизельном топливе,
кардинально отличаются по своему
принципу работы от своих бензиновых
аналогов (в первом случае воспламенение
горючего происходит от сжатия, а во
втором – от искры, вырабатываемой свечой
зажигания).

Основная
качественная характеристика любого
дизельного топлива является его цетановое
число,

которое является показателем
воспламеняемости и, соответственно,
времени, необходимого для воспламенения
дизеля в цилиндре.

Средний показатель
для солярки составляет от 40 до 50. Со
снижением данного параметра замедляется
и скорость поджигания, а сама смесь
будет гореть менее плавно и ровно.

При
цетановом числе меньшем 40 растёт не
только задержка в горении, но и быстро
увеличивается давление в камере, тем
самым существенно повышая износ
двигателя.

В
соответствии с российскими стандартами
качества для качественного дизельного
горючего этот параметр должен составлять
48-51, для ДТ премиум-класса – 51-55. В случае,
когда показатель превышает отметку 60,
двигатель перестаёт сжигать топливо с
достаточной полнотой. Это приводит к
высокой дымности выхлопов и значительному
повышению расхода топлива.

Виды
дизельного топлива

В
соответствии с российскими техническими
регламентами практикуется классификация
дизельного топлива в соответствии с
показателем предельно допустимого
содержания серы (вид горючего) и
температурой его применения (сорт). В
первом случае принимаются во внимание
следующие показатели:

  • до 350 мг/кг – вид I;
  • до 50 мг/кг – вид II;
  • до 10 мг/кг – вид III.
  • По
    температуре использования (климатической
    зоне, в которой будет применяться
    дизельное топливо) в соответствии с
    профильным ГОСТ принято разделение на
    сезоны.
  • Сезонный
    фактор
  • В
    зависимости от температурных условий
    сегодня дизтопливо выпускается в трёх
    видах.
  • Летнее ДТ. Позволяет двигателю нормально работать при условии, что температура окружающей среды не опускается ниже 0˚С. Если столбик термометра опустится до -10 ˚С, дизельное топливо застывает, превращаясь из жидкости в пасту.
  • Зимнее ДТ. Работа на горючем этого типа возможна до температуры -30 ˚С, при -35 ˚С, оно начтёт застывать.
  • Арктическое ДТ. Топливо позволяет двигателю работать при -50 ˚С, застывание происходит при -55 ˚С.
  1. Марки
    дизельного топлива по ГОСТ 305 — 82
    устанавливают в зависимости от условий
    применения: летнее (Л) — для эксплуата­ции
    при температуре окружающего воздуха
    0°С и выше; зимнее (3) — для эксплуатации
    при —20 °С и выше (с температурой
    за­стывания не выше —45 °С); арктическое
    (А) — для эксплуатации при —50 ˚С и выше
    (с температурой застывания —55 °С).
  2. По
    содержанию серы

    дизельные топлива подразделяются на
    два вида:
  3. с
    массовой долей серы не более 0,2 %;
  4. с
    массовой долей серы не более 0,5 % (для
    топлива марки А не более 0,4 %).

  5. Итак,
    дизельное топливо должно:
  6. Хорошо
    воспламеняться, обеспечивать нормальное
    горение в цилиндрах двигате­ля;
  7. Иметь
    определенный фракционный состав,
    оптимальную вязкость для надежной и
    экономичной работы;

  8. Обладать хорошими низкотемпературными
    свойствами для легкой прокачиваемости
    при низких температурах и нормальной
    подачи в цилиндры;

  9. Не вызывать коррозию деталей, чрезмерное
    образование нагара, лаков и осадка в
    двигателе, не изменять свои свойства в
    процессе хранения, перекачки, перевозки.

Условно
товарные нефтепродукты делятся
на светлые,
темные, пластичные смазки и
нефтехимические
продукты
К
светлым
нефтепродуктам
относят и бензины, керосины, топлива
для реактивных двигателей, дизельные
топлива. Темные
нефтепродукты
 –
это различные масла и мазуты.

Температурой
вспышки
 называется
температура, при которой пары нефтепродукта,
нагреваемого в определенных стандартных
условиях, образуют с окружающим воздухом
взрывчатую смесь и вспыхивают при
поднесении к ней пламени. Следует
отметить, что при определении температуры
вспышки бензинов и легких нефтей
определяют верхний предел взрываемости,
а для остальных нефтепродуктов – нижний.

Температура
вспышки зависит от фракционного состава
нефтепродуктов. Чем ниже пределы
перегонки нефтепродукта, тем ниже и
температура вспышки.

В среднем температура
вспышки бензинов находится в пределах
от –30 до –400С,
керосинов 30-600С,
дизельных топлив 30-900С
и нефтяных масел 130-3200С.

По температуре вспышке можно судить о
наличии примесей более низкокипящих
фракций в тех или иных товарных или
промежуточных нефтепродуктах.

Температурой
самовоспламенения
называется
температура, при которой нагретый
нефтепродукт в контакте с воздухом
воспламеняется самопроизвольно без
внешнего пламени. Температура
самовоспламенения нефтепродуктов
зависит и от фракционного состава и от
преобладания углеводородов того или
иного класса.

 Чем
ниже пределы кипения нефтяной фракции,
тем она 
менее
опасна
 с
точки зрения самовоспламенения.
Температура самовоспламенения уменьшается
с увеличением среднего молекулярного
веса нефтепродукта. 
Тяжелые
нефтяные остатки самовоспламеняются
при 300-3500С,
а бензины только при температуре выше
5000С.

При
появлении внешнего источника пламени
(огня или икры) положение резко меняется,
и легкие нефтепродукты становятся
взрыво- и пожароопасными.

Из
углеводородов самыми высокими
температурами самовоспламенения
характеризуются ароматические
углеводороды

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector