Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

  • Цепь в конструкции цепного привода ГРМВосстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

Содержание

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

«У моего автомобиля цепной мотор!» – так с гордостью заявляют многие автовладельцы, имея в виду, что этот узел обладает наибольшей степенью надёжности и демонстрирует отсутствие проблем благодаря «вечной цепи» ГРМ – газораспределительного механизма. Таким же образом рассуждают и те, кто только собирается приобрести автомобиль. Логика таких покупателей простая – если в моторе установлена цепь ГРМ, а не ремень, то это лучше, ведь в таком случае не придётся тратить время и силы на замену ремня ГРМ. Так ли это на самом деле? Какой привод лучше – на цепи или ремне ГРМ? Надо ли в процессе эксплуатации обслуживать этот узел и когда нужна замена цепи ГРМ?

Цепь ГРМ. Устройство и назначение

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

Для осуществления синхронизации работы двигателя первые в истории автомобили оснащались так называемым зубчатым зацепом, который фактически представлял собой набор шестерёнок. Они были достаточно громоздкими и тяжёлыми.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

Со временем в результате постоянного совершенствования появились двигатели с цепью ГРМ, а позднее и с ремнём, которые выпускаются по сей день.

Цепь или ремень ГРМ. В чём отличия?

Цепь ГРМ

Цепи ГРМ выполнены из высокопрочной стали. Сегодня в автомобилях можно встретить два их вида.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

Первые в своей конструкции имеют ролики, соединённые штифтами и пластинками. Между ними есть зазоры, в которые входят зубцы звёздочек, в результате чего образуется зацепление. Они могут быть одно- или двухрядными. Обычно двухрядные устанавливаются на низкооборотистые силовые агрегаты.

Второй вид – пластинчатые, которые появились несколько позже. Их создание было обусловлено требованиями к повышению оборотистости двигателей. В конструкции таких цепей нет роликов. Просто многочисленные пластины соединены между собой штифтами.

Зацепление в пластинчатых цепях, получивших также название «морзе», осуществляется за счёт изгиба цепи, в результате чего образуются зубцы, которые соединяются с соответствующими зубцами распредвала и коленвала.

За счёт небольшой площади сцепления и эффективного распределения нагрузки цепи из пластин демонстрируют повышенный ресурс, но в то же время они требовательны к маслу.

Ремень ГРМ

Ремни ГРМ изготавливаются из синтетических каучуков с дополнительными кевлавровыми волокнами, которые не дают ремню растягиваться и обеспечивают правильную синхронизацию.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

Недостатком ремней является сравнительно невысокая прочность, поэтому их ни в коем случае не рекомендуется изгибать, проверяя эластичность при покупке.

Износ и ремонт

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

Ударопрочная цепь из стали меньше подвержена различным внешним воздействиям, но это вовсе не означает, что она в процессе эксплуатации не изнашивается. Надо понимать, что никаких «вечных» цепей нет. Это заблуждение, которое должно было уйти вместе с эрой старых мерседесов, когда говорили, что цепь способна служить больше миллиона километров пробега. Постоянные высокие механические нагрузки, особенности эксплуатации, агрессивный режим езды – всё это ведёт к износу цепи, её растяжению и необходимости периодической замены. Если вовремя цепь не поменять, то это приводит к её перекосу или обрыву, а, следовательно, к непоправимым последствиям для двигателя.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

Более всего подвержены износу подшипники скольжения. Они соединяют звенья и подвергаются постоянным нагрузкам, вследствие чего происходит износ втулок и цепь начинает люфтить, оказывая негативные воздействия на зубья шестерёнок. Всё это зачастую вызывает необходимость вместе с заменой цепи менять и шестерни. Цена замены цепи в таких случаях сильно возрастает.

Ещё одно отличие цепного привода от ременного в том, что функционирование натяжителей цепи находится под контролем давления масла в двигателе.

Практика показывает, что при качественном моторном масле и периодической его замене в соответствие с регламентом цепь служит долго, а при плохом масле она изнашивается быстро.

Более того, в этом случае натяжители цепи могут оказаться заблокированными, и цепь ГРМ повредится.

Симптомы, причины и последствия износа

Симптомы Причины Последствия
Неравномерная работа ДВС без нагрузки. Изменение фаз газораспределения вследствие ослабленного натяжения цепи.
  • Резкое снижение динамических характеристик ДВС.
  • Потеря мощности.
  • Перерасход топлива.
Стрекотание, посторонний шум и шорохи. Износ подшипников соединяющих звенья цепи. Сильный износ может привести к нарушению целостности цепи.
Выход гидравлического натяжителя, который можно увидеть после снятия крышки. Недостаточный уровень масла или сильное его загрязнение. Необходимость ремонта со сменой.
Сильный шум и посторонние стуки, особенно на непрогретом двигателе. Неисправный натяжитель. Сильное растяжение цепи. Необходимость замены натяжителя. Необходимость замены цепи.
Резкое прекращение работы двигателя. Обрыв цепи. Возникновение серьёзных неисправностей двигателя.

Практически все указанные причины износа указывают на необходимость замены цепи ГРМ.

Различия в замене

В отличие от ремней ГРМ, у которых имеется регламент замены, цепи требуют периодичного контроля износа. На практике это выглядит следующим образом.

Автовладельцу с ременным приводом для того, чтобы избежать проблем, достаточно лишь соблюдать сроки замены ремня, указанные в технической документации. Обычно они составляют от 60 до 100 тыс. километров пробега.

Часто автовладельцы вообще меняют ремень ГРМ, как говорится, на всякий случай.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

Процедура замены цепи ГРМ гораздо сложнее, чем ремня. Основная трудность заключается в том, что ремень расположен снаружи мотора, а цепь – внутри. Это вызывает необходимость разбирать всё, что окружает механизм, снимать крышки силового агрегата, менять детали.

Сложности добавляют некоторые особенности конструкции двигателей конкретных марок. В качестве примера можно привести автомобили АУДИ или БМВ. В конструкции их двигателей использована не одна, а сразу 3-и цепи.

Одна для ГРМ, другая для масляного насоса, а третья для распредвала, причём согласно регламенту замена цепей в силовых агрегатах БМВ вообще производится со съёмом ДВС.

Процедура замены не из дешёвых. Особенно это касается комплектов цепей ГРМ на авто премиум-класса.

Вместе с заменой дополнительных запчастей цена может оказаться довольно высокой, поэтому мероприятия по максимальному сохранению целостности цепи крайне важны.

Принимая во внимание, что цепь функционирует в масляной бане, главным условием её продолжительного срока службы является качество и чистота моторного масла.

Особенности выбора моторного масла

Роликовые цепи, даже в упрощённом однорядном исполнении, как правило, не провисают, быстро не изнашиваются и не выводят из строя шестерни. Главным условием длительного срока службы для них является обеспечение чистоты масла, проходимости масляных каналов и поддержание уровня масла в норме. Проверять состояние цепи ГРМ рекомендуется раз на 100 тыс. километров пробега.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

С пластинчатыми цепями всё значительно сложнее. Для них важно буквально всё – их ширина, сила натяжения и качество масла. Специалисты рекомендуют заливать в двигатели, оснащёнными этим видом цепей ГРМ, исключительно «синтетику» высшего качества.

В противном случае при использовании низкокачественных масел быстрого износа самой цепи и шестерён не избежать. В среднем пробег цепи в таких условиях редко когда превышает 100 тыс. километров пробега.

Для того чтобы максимально продлить срок службы такой цепи ГРМ, специалисты советуют сократить периоды замены моторного масла до 5-6 тыс. километров пробега.

Существуют ли ещё способы продления «жизни» цепи ГРМ?

Значительно затормозить износ цепи ГРМ и степень его воздействия на масло помогают инновационные присадки компании «Супротек». Они состоят их чётко выверенных комбинаций композиции природных минералов с носителем в виде масла.

К ним относятся следующие присадки: «Актив Плюс» — для всех видов двигателей с рабочим объемом до 2,5 л, «Актив Стандарт» — для нетурбированных бензиновых силовых агрегатов, объём которых не превышает 1.

6 л «Актив Премиум» — для двигателей внедорожников и автомобилей, эксплуатируемых в условиях высоких нагрузок с рабочим объемом от 2,5 до 5 литров, «Актив Регуляр» — для поддержания защитного слоя на трущихся поверхностях, после всех этапов обработки и «МАКС ДВС» — для грузовиков.

В арсенале «Супротек» есть также присадки «MOTOTEC 2» и «MOTOTEC 4» для двух- и четырёхтактных силовых агрегатов, установленных в мототехнику, снегоходы и т.д. Эти составы не только не меняют свойств моторного масла, но и помогают им работать более эффективно.

В результате их действия на изношенных участках образуется защитный металлический слой, который крепче удерживает масляную плёнку и препятствует дальнейшему износу. Составы обладают феноменальной эффективностью и отлично работают на протяжении всего времени между заменами масла.

  • Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.

Практика показывает, что даже однократное применение составов «Супротек» способно убрать лишний шум и стуки при работе ДВС, сделать его более тихим. А если применять состав во время каждой замены масла, то можно продлить срок службы цепи ГРМ в разы.

Помощь в поддержании чисты масла, масляных каналов и вообще всех деталей двигателя помогает долговременная, очень мягкая промывка двигателя «Супротек Апрохим».

Если её добавлять за 200 км пробега перед каждой заменой масла, то можно избавиться даже от самых застарелых отложений и нагаров.

  • На протяжении 200 километров пробега мягко и постепенно очищает все отделы двигателя от загрязнений, способствует восстановлению подвижности поршневых колец. Безопасна для резиновых и пластиковых деталей.
Читайте также:  Неисправности сцепления автомобиля: виды поломок и признаки

В качестве примера можно привести тот факт, что при использовании присадок «Супротек» периодичность замены ГРМ 1.4 tsi – двигателях, которые можно встретить на Audi, Volkswagen, Skoda можно увеличить двое.

Если на практике он меняется через 80-120 тыс. километров пробега, то с присадками периодичность может возрасти до 300 тыс. километров. Тоже касается и М14 и цепей ГРМ ВАЗ.

Отзывы автовладельцев о действии этих присадок нового поколения всегда позитивные.

  • Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.

Цепь или ремень ГРМ — что лучше и надежнее?

Разбирая причины, по которым в современных двигателях гнет клапана, мы определили, что это происходит, когда выходит из строя привод газораспределительного механизма (ГРМ). А точнее — рвется ремень или растягивается цепь ГРМ, в зависимости от того, какой привод у этого механизма, ременной или цепной. В нашей сегодняшней статье мы обсудим, какой же из указанных приводов ГРМ надежнее.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМРемень ГРМ слева, цепь справа

Что было раньше – ремень или цепь?

Прежде чем рассказать, какой из типов приводов начали применять на двигателях внутреннего сгорания первым, остановимся вкратце на устройстве и значении газораспределительного механизма для мотора. ГРМ состоит из трех основных компонентов:

  • Клапаны (впускают в камеры сгорания мотора топливовоздушную смесь и выпускают оттуда продукты ее сгорания, расположены в головке блока цилиндров);
  • Распределительный вал (отвечает за периодичность фаз газораспределения, заставляя клапаны открываться и закрываться, находится в головке цилиндров);
  • Привод распределительного вала (передает крутящий момент с коленвала на распредвал, расположен между коленчатым и распределительным валом).

Цепь в конструкции цепного привода ГРМУстройство ГРМ

Привод распределительного вала появился в моторах с верхним расположением клапанов в середине 20-го века.

В наиболее распространенных до этого времени нижнеклапанных двигателях вращательное усилие от коленчатого вала к распределительному передавалось через шестеренчатый механизм.

Устройство верхнеклапанного двигателя с распределительным валом, который получал крутящий момент от коленвала через привод, позволило сделать моторы более мощными.

В первых ДВС с верхним расположением клапанов для передачи момента применялась металлическая цепь.

Она была двух или трехрядной – для повышения надежности, и «ходила» при помощи роликового механизма, в составе которого были натяжители, успокоители и ограничительный палец, которые не давали цепи «играть» во время работы.

Впоследствии роликовый механизм уступил место зубчатому, который обладал рядом преимуществ, одно из которых – тихая работа при высоких нагрузках. Преобразилась и сама цепь – вместо прежних двух или трех рядов использовалась однорядная цепь.

Первое применение в конструкции ГРМ ременного привода датируется 1956 годом – именно тогда цепь уступила место ремню в двигателе внутреннего сгорания, установленного на американском гоночном автомобиле Devin Sports Car.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМDevin Sports Car — один из первых авто с ременным приводом ГРМ.

На то время ременные приводы ГРМ в основном использовались на спорткарах, что позволяло инженерам добиться от моторов повышенного крутящего момента и мощности.

Массовый приход ремня ГРМ в автомобильную отрасль случился через три десятка лет. Сегодня большинство моделей автомобилей имеют трех и четырехцилиндровые двигатели с ременным приводом ГРМ, а цепной механизм в конструкции шести и восьмицилиндровых силовых агрегатов использует ограниченное число производителей (BMW, Toyota, Mitsubishi и прочие).

Цепь в конструкции цепного привода ГРМЦепь грм в двигателе V8 от BMW

Есть еще так называемый гибридный привод ГРМ, в котором нашлось место цепи и ремню. Но широкого распространения этот тип механизма передачи крутящего момента от коленвала к распредвалу не получил.

Особенностью цепного привода является не только наличие у него системы сдержек и противовесов в «лице» натяжителей и успокоителей. Цепь нуждается в постоянной смазке и потому проходит через так называемую масляную ванну силовой установки.

Ремню смазка не нужна – и это уже упрощает эксплуатацию данного механизма, в составе которого есть натяжной ролик, шкивы и каркас, ответственные за удержание ремня в «узде».

В настоящее время массово используются зубчатые ремни, которые благодаря определенной форме зубцов (трапециевидные или округлые) надежно сцепляются с поверхностью ролика и шкивов, обеспечивая передачу вращательного усилия без рывков.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМРемень грм в дизельном двигателе 2.5 Hyundai Starex

Разобравшись в основных отличительных особенностях цепного и ременного привода газораспределительного механизма, приступим к рассмотрению главного вопроса – положительных и отрицательных сторон каждого из них. Начнем с «пионера» — цепного привода ГРМ.

Цепь в ГРМ: достоинства и недостатки

Несмотря на то, что сегодня в большинстве случаев в конструкции данного привода ГРМ используется однорядная цепь, его считают более предпочтительным, чем ременной привод. Перечислим основные достоинства цепи ГРМ – это долговечность и надежность.

Изготовленная из прочных сталей цепь практически не подвержена механическим повреждениям, она стойко переносит перепады температур и прочие погодные катаклизмы.

Для двигателя с цепным приводом ГРМ такая поломка, как загиб клапанов, не характерна, хотя иногда и случается, когда автовладелец не реагирует на тревожные сигналы со стороны растянутой цепи – дребезжание, которое нельзя не расслышать даже при очень громкой работе двигателя.

Ресурс работы цепи в приводе газораспределительного механизма исчисляется 100 или 200 тысячами километров. При приближении к таким значениям пробега автомобиля настоятельно рекомендуется проверить состояние цепи, натяжителей и успокоителей, а если выявится, что цепь растянулась или ролики износились – потребуется замена.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМЦепь ГРМ в двигателе 1.4 TSI

А теперь остановимся на недостатках цепного привода ГРМ. Их больше, чем преимуществ, но они не перевешивают главных достоинств механизма такого типа.

Сложность конструкции – состояние цепи сложно оценить визуально, просто открыв капот, так как она находится в головке блока цилиндров и в самом блоке.

Когда наступает срок проверки степени изношенности звеньев цепи или натяжителей, успокоителей или ограничительного пальца, приходится совершать ряд трудоемких операций по разборке и последующей сборке головки блока и блока цилиндра — только этот способ диагностики считается самым достоверным.

  • Большая масса – металлическая цепь добавляет лишние килограммы к весу двигателя, что напрямую влияет не только на динамику автомобиля, но и на такой важный показатель, как расход топлива.
  • Шумность – даже новая, хорошо натянутая цепь издает при работе ощутимый шум, который (особенно на дизельных двигателях) можно заглушить, применив довольно плотные шумоизоляционные материалы моторного отсека.
  • Дорогое обслуживание – стоимость цепи и других деталей привода довольно высока, а работа по их замене тоже обойдется владельцу машины с двигателем с цепным приводом ГРМ в копеечку.

Ремень в ГРМ: плюсы и минусы

В противовес цепному приводу газораспределительного механизма, ременной привод обладает рядом положительных свойств, благодаря которым он и получил столь широкое распространение в современном двигателестроении.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМРемень ГРМ

К его очевидным плюсам относятся:

Простота конструкции – ременной привод не нуждается в смазке, его механизм состоит из деталей, которые легко заменить, не прибегая к помощи специалистов.

Легкий вес – ремень изготавливается из стекловолокна и неопрена, которые обладают небольшой массой. Вкупе с легковесными роликами и шкивами ременной привод ГРМ позволяет снизить массу двигателя, что положительно сказывается на динамике автомобиля и топливном «аппетите» его силового агрегата.

Тихая работа – эластичный ремень не издает шума, характерного для металлической цепи, благодаря чему обеспечивается акустический комфорт в салоне автомобиля.

Дешевизна обслуживания – стоимость ремня и других деталей такого привода намного ниже, чем цепи и других элементов такого механизма ГРМ. Простая конструкция привода обеспечивает доступ ко всем его элементам, что снижает затраты на обслуживание ГРМ.

Наряду с такими положительными качествами, у ремня ГРМ имеется одно отрицательное свойство – несмотря на кажущуюся прочность конструкции, он подвержен разрывам в самое неподходящее время.

Как правило, это происходит по причине скорого износа ремня или деталей привода под воздействием высоких или низких температур, загрязнения его поверхности, работе двигателя с повышенной нагрузкой.

Ресурс работы ремня по регламенту многих автопроизводителей не превышает 50 – 60 тысяч километров: на таком пробеге рекомендуется заменить все движущиеся части механизма.

Кроме того рекомендуется периодическая (раз на 10 тысяч километров пробега) проверка состояния ремня. Если этого не сделать, то в результате обрыва ремня у двигателя могут погнуться клапана, а это, в свою очередь, чревато дорогостоящим ремонтом.

Цепь в конструкции цепного привода ГРМОбрыв ремня ГРМ

Напоследок, совет: какому бы типу привода ГРМ вы не отдавали предпочтение, периодически проводите проверку состояния цепи или ремня и при необходимости заменяйте изношенные детали этого узла на новые.

Читайте также:  Как защитить пороги на авто правильно от коррозии 

Цепь грм это навесное оборудование

Как устроена цепь ГРМ

1.3 Junior (105) AR 00530 Привод автомобильных агрегатов может включать в себя ремень или же цепь. Как правило, цепные приводы отличаются большей надежностью – металлические цепи попросту реже выходят из строя.

Где цепи действительно широко применяются, так это в газораспределительных механизмах. Именно в них при помощи цепей вращательный момент передается распредвалу от коленчатого вала.

Давайте разберемся с тем, как устроены цепи ГРМ, какие неисправности для них характерны, а также ознакомимся с методикой выбора новой цепи в случае выхода из строя имеющейся.

Вывод

Цепь ГРМ – это очень живучий элемент приводной системы, проблемы с которым возникают не так уж часто. За все время пользования автомобилем его владельцу зачастую приходится менять цепь один, максимум два раза.

Однако с учетом выхода на вторичный рынок автомобильных комплектующих недобросовестных производителей и упаковщиков, найти качественную цепь становится все труднее. Мы категорически не рекомендуем экономить на этом элементы ГРМ.

Даже переплата за бренд будет оправдана, так как за этим брендом стоит производитель действительно качественных автозапчастей.

Немного о передачах

Порядка 10-15 лет основной передачей была ременная. Механизм ГРМ с ремнем включает в себя один или несколько ремней, один или несколько роликов, а также натяжитель и некоторые другие элементы.

По сути, это та же система, что и у цепного привода, а основное ее отличие в габаритах деталей и, собственно, наличии ремня / ремней. Ременной механизм может похвастать очень низкой шумностью работы.

К тому же, в свое время ременной привод отлично подходил в V-образным, двураспредвальным и оппозитным моторам. Да и если автомобиль имел, к примеру, турбонаддув, ременная передача отлично вписывалась в конструкцию ГРМ.

Основные недостатки ремней кроются в их невысокой механической прочности, низкой защищенности от воздействия химически агрессивных сред (моторное масло химически агрессивно) и перепадов температур. Принято считать, что сегодня цепной привод вытеснил ременной.

Требования к маслам

Говоря о цепях ГРМ, многие автолюбители забывают, что сами цепи и смежные с ними элементы чувствительны к качеству и текущему состоянию моторного масла.

Стоит ли говорить, что регламент по замене масел необходимо соблюдать, а его игнорирование часто приводит к поломкам.

В случае цепного привода использование загрязненного или же низкокачественного масла может приводить к быстрому износу шестерен. Чтобы этого не допускать, учитывайте следующее:

  • Пластинчато-роликовые цепи предъявляют не очень жесткие требования к моторным маслам. Желательно использовать масла средней вязкости – но не ниже W20. Зольность масел не существенна;
  • Пластинчатые цепи очень требовательны к маслам. Подходят исключительно полнозольные масла с высоким содержанием фосфора, с вязкостью минимум W30, а лучше и выше. Бывают и исключения, о которых ниже.

Так как цепи эксплуатируются под огромными нагрузками, смежными с ними элементы не должны страдать от масляного голодания. Если на автомобиле установлена пластинчатая цепь ГРМ, то владельцу транспортного средства строго рекомендовано следить за состоянием моторного масла.

Для заливки рекомендуется использовать масла от известных производителей, которая удовлетворяют указанным выше требованиям. Единственное исключение: пластинчатые цепи некоторых японских автомобилей (Suzuki, Toyota), которая могут исправно работать даже с низкозольными и маловязкими маслами.

Плюсы и минусы цепных передач

Как видите, вариантов исполнения передач целых три. Со счетов можно списать шестеренчатую передачу – она почти не находит применения в современных агрегатах. А вот споры о том, что лучше – ремень или же цепь – не утихают до сих пор.

Инженеры сошлись во мнении, что цепь лучше показывает себя там, где механизм синхронизации валов испытывает серьезные нагрузки и слабо защищен от воздействия внешних сред. При этом повышенная шумность цепной передачи является лишь платой за высокую надежность.

Вот каковы особенности цепных передач:

При этом цепная передача имеет ряд ключевых достоинств. На ее работу не влияет температура воздуха, вследствие чего становится возможным применение цепного привода в тропических и арктических условиях (невозможно для ременного привода). Цепи не растягиваются, крайне редко обрываются при локальных перегрузках и в целом имеют высокую прочность и износостойкость.

Недостатки цепного привода ГРМ

Несмотря на перечисленные достоинства цепного ГРМ, эта модификация все равно имеет свои минусы. Вот лишь некоторые из них:

  1. Мотор весит больше по сравнению с ременным приводом. Для гражданских автомобилей это не критично, а вот для спорткаров данный параметр является одним из важнейших (некоторые автопроизводители вкладывают тысячи долларов в разработку транспортных средств, чтобы «отвоевать» дополнительные пару десятков килограмм);
  2. Производство таких силовых агрегатов более дорогостоящее из-за сложной конструкции. Конечный потребитель в результате получает дорогостоящую деталь;
  3. Наличие дополнительных деталей в любом механизме повышает риск появления неисправностей в нем. Это же касается и газораспределительного механизма, точнее, его привода;
  4. Из-за сложности конструкции цепь тяжелее менять – даже чтобы натянуть ее необходимо демонтировать крышку на газораспределительном механизме (зависит от модели автомобиля). Если эта работа проводится специалистом на СТО, то автомобилисту придется расстаться с приличной суммой денег;
  5. По сравнению с ременной передачей цепь все равно издает шум все время, пока мотор работает.

В завершение нашего обзора предлагаем небольшое видео о том, почему в современных автомобилях цепи рвутся чаще, чем в старых авто:

Мировой заговор автопроизводителей: Почему рвутся цепи ГРМ на современных двигателях?

Цепь ГРМ

Цепной привод ГРМ – способ передачи вращательного усилия от коленчатого вала двигателя к распределительному валу ГРМ, который расположен в головке блока цилиндров (ГБЦ) верхнеклапанных ДВС.

https://www.youtube.com/watch?v=cvBIjKCiFzY\u0026pp=ygVH0KbQtdC_0Ywg0LIg0LrQvtC90YHRgtGA0YPQutGG0LjQuCDRhtC10L_QvdC-0LPQviDQv9GA0LjQstC-0LTQsCDQk9Cg0Jw%3D

Цепная передача может быть реализована посредством установки роликовой или зубчатой цепи. Стоит отметить, что зубчатые цепи сегодня являются более предпочтительным вариантом.

Зубчатая цепь ГРМ имеет повышенную гибкость, а также использование зубчатой цепи в конструкции привода позволяет снизить уровень шума при работе ДВС.

Использование такой цепи приближает по данному показателю цепной привод к ременному.

Цепной привод включает в себя однорядные и двухрядные цепи. Посредством цепи усилие от звездочки коленвала передается на звездочку, закрепленную на конце распредвала.

Специальный ограничительный палец, который вкручен в блок цилиндров или ГБЦ, является ограничителем цепи ГРМ. Элемент не позволяет цепи спадать в случае ослабления натяжения.

Цепь не касается ограничителя при условии нормального натяжения.

Цепь ГРМ натягивается при помощи специальных гидравлических натяжителей, которые работают при помощи моторного масла, поступающего из системы смазки двигателя. Натяжителей цепи может быть несколько (1-3), что зависит от количества распределительных валов ГРМ и других особенностей конструкции.

Натяжение цепи не позволяет исключить возникающих колебаний в тех местах, где отсутствуют приводные шкивы и натяжители. Колебания возникают по причине того, что цепь склонна к инерционному движению. По этой причине цепной привод получил дополнительную систему для гашения возникающих колебаний цепи ГРМ.

Элементами для устранения колебаний цепи ГРМ выступают так называемые успокоители. Успокоитель цепи представляет собой специальную прижимную планку, которая имеет металлическую основу и покрывается сверху резиной.

Успокоитель подпружинен, допуская небольшие колебания цепи, которые ограничены силой пружины.

Использование натяжителя и успокоителя цепи становится качественным решением для снижения вибрации и шума в процессе работы цепного привода ГРМ.

Признаки критического износа детали

В процессе эксплуатации автомобиля цепной привод медленно растягивается. Деформации металлических сочленений не происходит — причина явления кроется в истирании шарниров каждого звена, образовании зазоров и люфта. В пределах 1—2 втулок выработка невелика, но умножьте величину зазора на 116 и получите заметное удлинение элемента в целом.

Как определить неисправность и степень изношенности цепи:

  1. Первый симптом — посторонний шум, доносящийся из-под клапанной крышки. В особо запущенных случаях звук переходит в громкое тарахтение.
  2. Снимите крышку клапанов и проверьте совпадение меток на звёздочке распределительного вала и шкиве коленвала с соответствующими выступами на корпусе. Если наблюдается сдвиг 10 мм и более, элемент однозначно растянут.

    Правильная работа механизма определяется одновременным совпадением меток на шкиве коленчатого вала и звёздочке распредвала

  3. Произведите натяжку цепи, запустите мотор и снова выставьте метки. Если деталь существенно удлинилась, указанные мероприятия не дадут результатов — вылета плунжера не хватает, чтобы выбрать слабину.
  4. При снятой клапанной крышке проверьте техническое состояние успокоителя. Иногда слишком растянутый цепной привод попросту обрывает его накладку либо всю деталь целиком. Металлические и пластиковые осколки падают в масляный картер.

Однажды в процессе диагностики мотора «шестёрки» пришлось наблюдать такую картину: удлинившаяся цепь не только оборвала успокоитель, но и проделала глубокую канавку в корпусе головки цилиндров. Дефект частично затронул плоскость прилегания клапанной крышки, но трещины и протечки моторного масла не образовались.

При оборванном успокоителе цепь трется о край площадки ГБЦ и проделывает канавку

Цепь, растянутая на 1 см и больше, способна перескочить на 1—4 звена по шестерёнкам.

Если элемент «перепрыгнул» на одну секцию, нарушаются фазы газораспределения — мотор сильно вибрирует на всех режимах работы, значительно теряет мощность и часто глохнет.

Явный симптом — выстрелы в карбюратор либо выхлопную трубу. Попытки настройки зажигания и регулировки топливоподачи бесполезны – «тряска» двигателя не прекращается.

Читайте также:  Промывка двигателя «ЛАВРом»: очистка масляной системы

https://www.youtube.com/watch?v=cvBIjKCiFzY\u0026pp=YAHIAQE%3D

Когда цепь смещается на 2—4 зуба, силовой агрегат глохнет и больше не заводится. Худший сценарий — удар поршня по тарелкам клапанов вследствие большого сдвига фаз газораспределения. Последствия — разборка и дорогостоящий ремонт мотора.

Видео: определение степени износа шестерён ГРМ

Матчасть

В автомобильном двигателе металлическая цепь используется в одном узле: в газораспределительном механизме. Чтобы понять ее назначение, стоит вспомнить о работе самого механизма.

Итак, во время работы двигателя внутреннего сгорания на многих ДВС топливно-воздушная смесь поступает в цилиндры через впускной коллектор. Камера сгорания отделена от коллектора впускным клапаном.

После сгорания отработанные газы удаляются уже через выпускной коллектор, который также отделяет цилиндр от коллектора выпускным клапаном. Клапаны закрываются под воздействием клапанных пружин.

А открываются под воздействием кулачков распределительного вала.

Назначение газораспределительного механизма

Простыми словами, ГРМ необходим для подачи в мотор готовой топливной смеси, а также выпуска в полости цилиндров сгоревшего горючего. Эта функция активна, благодаря клапанам, открывающимся / закрывающимся в конкретный момент времени. На большинстве ДВС используется 4-тактный принцип, обеспечивающий преобразование энергии тепловой в механическую.

Весь процесс проходит в цилиндровой группе, где клапаны и поршни синхронно перемещаются в определенной последовательности с соблюдением фаз. При этом в функции ГРМ входит перемещение клапанов во взаимодействии с коленвалом. В зависимости от ситуации происходит открытие / закрытие впускных / выпускных клапанов.

Условно в назначение ГРМ входит обеспечение работы следующих четырех фаз:

  1. Подача горючего. Поршень перемещается от максимально верхней точки вниз, после чего открывается топливный клапан, и в цилиндр подается подготовленное горючее. Форсунка во взаимодействии с ЭБУ выпрыскивает нужный объем воздушно топливной смеси, а клапан перекрывает доступ. При этом коленвал разворачивается на 1800 по отношению к первоначальной позиции.
  2. Сжатие. После максимального снижения поршень начинает перемещаться вверх. Параллельно происходит создание нужной компрессии в цилиндре. При достижении максимального уровня процесс сжатия считается оконченным. При этом коленвал полностью разворачивается вокруг оси.
  3. Рабочий ход. Как только поршень достигает верхнего уровня, срабатывает свеча, а горючее загорается. Возникает давление, которое толкает поршень к нижней позиции. В результате происходит рабочий ход, а сам процесс движения коленвала считается завершенным. В этот момент узел развернулся на 5400.
  4. Вывод отработавших газов. Вместе с вращением коленвала происходи подъем поршня к верхней позиции. При этом газы выдавливаются через своевременно открытый выхлопной клапан. Дальше отработавшие газы выходят через выхлопную трубу. При этом коленвал совершил 720-градусный (двойной) разворот.

Газораспределительный механизм двигателя гаратирует точное и своевременное открытие клапанных узлов впуска / выпуска. При этом ГРМ взаимодействует с коленвалом, а вращение распредвалу передается с помощью цепи, ремня или шестерней. На этом вопросе мы еще остановимся ниже.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )Цепь в конструкции цепного привода ГРМ

Цепь или ремень ГРМ: что лучше и надежнее? / Автомобили и другие средства передвижения и аксессуары / iXBT Live

За всю мою историю владения автомобилей у меня были двигатели с цепным и ременным приводом. А как мы знаем отличаются они, конечно же, сроками обслуживания и стоимостью этого обслуживания.  Так в чем же разница между этими приводами ГРМ и какой лучше. 

Сейчас довольно большое количество автомобилей, и устанавливаемые на них двигатели имеют ременный или цепной привод. Последние 4 автомобиля у меня были с цепью, так как я считаю, что это наиболее удачный вариант, не придется вкладываться в запчасти и работу после покупки.

В большинстве случаев предыдущий хозяин перед продажей не будет заморачиваться о замене, поэтому после приобретения автомобиля ремень ГРМ приходится менять. Время эксплуатации двигателя с цепочкой значительно дольше без вмешательства в работу. Да и случаев обрыва цепи ГРМ зафиксировано значительно меньше.

Поэтому давайте разбираться, что лучше и надежнее.

Содержание

Принцип действия ремня ГРМ и цепи одинаков, но в первом случае передача вращения осуществляется резинотканевым ремнем, имеющим более короткий ресурс, чем металлическая цепь.

Когда точно появилась цепь ГРМ в двигателе, сейчас довольно сложно сказать, но одним из массовых выпусков двигателей с цепным приводом стал мотоцикл AJS 350 еще в 1927 году. Цепь показала свои лучшие стороны, и при этом уменьшился уровень шума.

В основном распространены компоновочные пластинчатые и пластинчато-роликовые цепи. Несмотря на внешний вид, выполняют они одинаковые функции и имеют примерно одинаковый ресурс работы. Цепь располагается внутри мотора и надежно прикрыта от внешнего воздействия защитными экранами.

Имеет хорошую смазку, поэтому не требует дополнительного обслуживания. Как и в ременном приводе, цепь имеет устройство натяжения механического или автоматического действия. Конечно же, при замене цепи заменяется и механизм натяжения и успокоения.

Во многом благодаря меньшему количеству роликов, считается, что цепные приводы менее подвержены вибрации и постороннему шуму. Живучесть цепи доказана годами использования.

А вот к минусам можно отнести, что такие двигатели будут чуть тяжелее по весу и сложнее в обслуживании. Стоимость деталей и замена дороже. Но меняется цепь обычно раз в 150-200 тыс. километров, что довольно много для современного автомобиля. 

Самым слабым местом считается именно состав ремня, так как из-за постоянных нагрузок, перепадов температур в момент простоя и работы, резина деградирует, а нейлоновые зубья стачиваются. Новый ремень должен полностью совпадать на всем этапе эксплуатации с зубьями всех шестеренчатых валов, приводящих в действие.

Ремень устанавливается с внешней стороны двигателя, что значительно упрощает замену, но имеет слабую защиту от внешних факторов, позволяющих пыли и грязи попадать на него в процессе эксплуатации. Кроме того, в конструкции предусмотрен натяжитель, автоматического или ручного действия.

В зависимости от конструкции двигателя, ремень может приводить в действие помпу, которая создает дополнительную нагрузку и частенько меняется в момент замены ремня. 

При обрыве ремня, а он обычно сразу рвется без предупреждения автовладельцу, возникнут большие проблемы с ремонтом двигателя, так как загибает клапана, что чревато последствиями для всего мотора.

Двигатель с ременным приводом обладает большим количеством подвижных натяжных и обводных роликов, которые со временем также могут выйти из строя. Ролики, как и ремень имеет ограниченный срок службы, а также на него воздействуют низкие температуры, масло и грязь.

  Даже если машина простаивает, резина входящая в состав ремня разрушается. 

Но у ремня есть и положительные стороны и к этому можно отнести более простую замену без частичного разбора двигателя. Не требуется гидравлического натяжителя, а подойдет даже пружинный. Ремкомлект обычно дешевле цепного варианта.

Стоимость обслуживания цепного двигателя значительно дороже если сравнивать с ременным, но в то же время обслуживать такой двигатель можно значительно реже. Со временем цепь может растянуться и совсем в запущенных случаях порваться, но для этого придется довольно долго его эксплуатировать.

И перед поломкой он подаст сигналы, которые вы уж точно услышите. Двигатель с ремнем ГРМ обслуживается значительно чаще, но детали более дешевые. При этом при покупке БУ автомобиля рекомендуется обслужить и ремень ГРМ, так как, скорее всего, владелец не будет вкладываться в замену перед продажей.

При обрыве ремня ГРМ в большинстве случаев произойдет загибание клапанов, да и сам двигатель может существенно пострадать. В редких случаях о начинающейся проблеме можно понять по воющему подшипнику и в лучшем случае стоит контролировать пробег и состояние самого ремня. Иначе проблем не избежать.

Делая выводы из всего текста хочется выделить, что ремень всегда будет дешевле в обслуживании и стоимость деталей, но ходить он будет меньше, а если еще и порвется, то может наделать много неприятностей.

Цепь ГРМ работает значительно дольше, при качественном масле, но стоимость деталей и работы может покрыть разницу в 2-3 замеры ремня.

Поэтому выбор за вами, если автомобиль свежий, то я выбрал цепной мотор, а вот если двигатель подходит к критической точке в 150 тысяч и вы точно знаете, что цепь не менялась, то стоит задуматься. Потому как замена сильно жмет на карман. 

Кроме цепного и ременного, существуют шестеренчатый и комбинированный. Они менее распространены и более дорогие в обслуживании, чем первые два. 

В мою бытность был обрыв ремня из-за его плохого качества производства, и если сказать по-простому, то это была подделка. Тогда я отделался лишь заменой ремня, без повреждения двигателя. Качество современных деталей в последнее время всегда наводит на мысли, что стоит более тщательно, относится к обслуживанию и контролю состояния блоков автомобиля. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector