Система смазки дизельного двигателя

Система смазки двигателя— группа узлов, обеспечивающих циркуляцию масла внутри силового агрегата для отвода тепла, защиты от коррозии, удаления грязи и решения иных задач.

Рабочая жидкость подается в обычном режиме, посредством разбрызгивания или под давлением. Ниже рассмотрим назначение, устройство и виды системы. Отдельно поговорим о видах масляных фильтров и основных неисправностях. Выделим отличия систем в ДВС на бензине и дизеле.

Назначение и устройство системы смазки двигателя

Система смазки дизельного двигателя

При изготовлении мотора разработчики учитывают особенности эксплуатации и защищают его элементыот негативных факторов. Основное назначение системы смазки двигателя:

  • снижение трения между узлами силового агрегата;
  • отвод тепла для охлаждения элементовдвигателя;
  • защита элементов ДВС от появления ржавчины на поверхности;
  • удаление из каналов элементов износа отработавшего масла;
  • вывод частиц нагара, что характерно для автомобилей с прямым впрыском топлива.

Конструктивно в состав системы смазки входят следующие узлы:

  • Масляный насос. Используется для подачи масла в систему и создания требуемого рабочего давления. Работает от коленвала, распредвала или дополнительного вала. Наиболее распространенными являются узлы шестеренчатого типа.
  • Горловина. Через отверстие происходит дополнение или обновление маслом системы.
  • Поддон картера. Находится в нижней части мотора и наполнен смазывающей жидкостью. Используется для ее хранения. Именно здесь контролируется уровень смазки.
  • Фильтр. Применяется для очистки смазки от разного «мусора», который накапливается в процессе длительной эксплуатации. Бывает разборным и неразборным.
  • Маслозаборник. Включает группа устройств, а именно патрубок между поддоном и насосом, а также фильтрующий элемент грубой очистки.
  • Радиатор. Элемент системы смазки, предназначенный для уменьшения температуры масла, циркулирующего в системе.
  • Форсунки. Подают рабочую жидкость на внутренние элементы двигателя путем разбрызгивания. Обеспечивают лучшее смазывание поршней, цилиндров и других элементов.
  • Каналы и магистрали. Пропускают через себя рабочую жидкость и обеспечивают выполнение заявленных функций.
  • Датчики. Представляют собой группу элементов, контролирующих уровень, температурные параметры и давление рабочей жидкости. 
  • Клапаны. Автоматизируют контроль давления смазки и управление ее подачей. Устанавливаются возле главных элементов системы.

Несмотря на большое количество элементов, устройство системы смазки двигателя простое, а сама система отличается повышенной надежностью. 

Принцип работы и виды систем смазки

«Сухой» вариант предусматривают наличие отдельной емкости, которая используется для хранения смазки. После поступления в мотор рабочая жидкость стекает, а далее перекачивается с помощью насоса. В картере при таком подходе масла нет.

Система смазки дизельного двигателя

Конструкция с «сухим» картером более сложная и дорогая в производстве, но позволяет уменьшить размер ДВС и его высоту. Это повышает надежность смазывания при движении транспортного средства под углом. По этой причине «сухие»системы, как правило, применяются на спецтехнике и машинах с улучшенными вездеходными качествами.

 Подача масла осуществляется одним из 3-х путей:

  1. Под давлением. Смазывающая жидкость циркулирует по системе, благодаря действию насоса.
  2. Разбрызгивание / самотек. Масло проходит по каналам с помощью вращающихся элементов силового агрегата. Смазкапревращается в мелкие капли, что обеспечивает заполнение пространства между элементами силового агрегата.
  3. Комбинированный цикл. При таком подходе используется двойной принцип. Для жизненно важных элементов масло направляется под давлением, а для иных узлов — путем разбрызгивания.

Комбинированная система смазки

Для понимания рассмотрим работу системы смазки двигателя для «мокрого» и комбинированного варианта. Алгоритм действий такой:

  • Запуск двигателя и начало работы масляного насоса.
  • Втягивание смазки воздухозаборником и прохождение через грубый фильтр для очистки.
  • Проход через тонкий фильтрующий элемент.
  • Распределение рабочей жидкости на опоры и подшипники распределительного / коленчатого валов, цилиндры и другие элементы. Подача осуществляется через форсунки или специальные отверстия.
  • Подача остатков смазки на главные узлы, стекание масла через зазоры на КШМ и ГРМ.
  • Разбрызгивание рабочей жидкости и ее распределение по иным частам мотора.
  • Стекание смазки в поддон. Параллельно с элементом силового агрегата убирается весь мусор и иные загрязнения.

В течение всей работы давление в системе смазки двигателя поддерживается на уровне 0.2-1.6 МПа. После завершения цикла масло снова затягивается с помощью насоса и попадает на элементы силового агрегата.

Уровень масла в системе

Система смазки дизельного двигателя

Для защиты ДВС от неисправностей важно периодически проверять уровень рабочей жидкости в системе. В устройствах с «мокрым» картером контроль осуществляется с применением щупа, на котором указан минимальный и максимальный параметр. Проверка выполняется в следующей последовательности:

  1. Остановка мотора.
  2. Выжидание 5-10 минут пока смазка не стечет в поддон.
  3. Изъятие щупа из поддона и его очистка с помощью чистой тряпки.
  4. Погружение изделия обратно и повторная проверка уровня.

Если смазка вышла за верхний уровень, требуется удаление лишнего. В случае, когда она опустилась ниже минимального значения, не обойтись без доливки смазочного масла.

Разновидности масляных фильтров

Одним из главных элементов системы является фильтр, обеспечивающий удаление «мусора» из рабочей жидкости и защиты мотора. Дополнительно он выполняет следующие задачи:

  • изменение вязкости, обусловленное повышением уровня загрязнения частиц и элементов;
  • защита двигателя от повреждений, вызванных появлением ржавчины, нагара и т. д;
  • сохранение параметров смазывающей жидкости в течение всего интервала обслуживания;
  • уменьшение активности износа элементов мотора за счет удаления из масла металлических элементов.

Несвоевременная замена масляного фильтра или применение некачественной детали может привести к разным поломкам. Сами устройства бывают четырех видов по принципу действия:

  • гравитационные;
  • адсорбционные;
  • центробежные;
  • магнитные.

Система смазки дизельного двигателя

  • отстойники — для удаления небольших элементов: пыли, песка, стружки и т. д;
  • точной очистки — останавливают частицы размером от 25 до 45 мкм;
  • грубой очистки — используются для удаления элементов величиной от 60 до 90 мкм.

По объему смазывающей жидкости изделия бывают следующих видов:

  • полноточные — очищают весь объем смазки и гарантируют максимальную очистку;
  • неполноточные — ставятся так, чтобы через них проходила только часть масла.

Фильтры также отличаются полнотой и тонкостью отсева, что необходимо учитывать при выборе. Рекомендации по типу указаны в мануале автомобиля, и именно информации завода-изготовителянеобходимо следовать.

Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя

Конструктивно система смазки дизельного двигателя идентична бензиновой версии. Разница только в том, что мотор на дизеле работает в условиях больших температур. На этом фоне отличается и тип применяемого моторного масла, которое имеет другой набор добавок. Последние имеют лучшую моющую способность и более высокую стойкость к окислительным процессам. 

Эксплуатации и обслуживание системы смазки

Лучший способ защититься от неисправности системы смазки двигателя— своевременно менять смазку и фильтрующий элемент. Периодичность такой работы в зависимости от типа мотора — раз 5-15 тысяч километров или каждый год. Срок замены зависит от типа смазки. К примеру, минеральные масла служат не больше 5 000 км, а «синтетика» — до 15 тыс. км.

Система смазки дизельного двигателя

При обновлении деталей важно учесть, сколько смазки потребуется для замены, а после контролировать его уровень. Дефицит рабочей жидкости ускоряет износ, а его избыток создает риск повреждения сальников, уплотнителей и иных элементов.

Неправильное обслуживание системы смазки может привести к снижению давления, повышенному расходу рабочей жидкости и даже повреждению двигателя. Во избежание таких проблем важно своевременно менять расходные материалы и соблюдать правильный режим эксплуатации машины.

Заключение

Система смазки — неизменный элемент системы двигателя, обеспечивающий его работоспособность и большой срок службы. Во избежание проблем важно периодически проводить технический осмотр, контролировать уровень и состояние рабочей жидкости, а также своевременно менять смазку с фильтрующим элементом.

Система смазки ДВС в 3D. Как работает

Поиск запроса «система смазки двигателя» по информационным материалам и форуму

Устройство и принцип работы системы смазки двигателя

Система смазки в двигателе необходима для уменьшения силы трения между его подвижными деталями.

Дополнительно она выполняет функции охлаждения основных узлов, повышает срок их службы, защищает от коррозии, а также очищает от загрязнений (продуктов износа и нагара).

Рабочей жидкостью (смазочным материалом) при этом выступает моторное масло, которое может подаваться под давлением, разбрызгиванием или самотеком. Это определяет вид, конструкцию и принцип работы системы.

Читайте также:  Устройство и принцип работы кривошипно-шатунного механизма ДВС

Устройство системы смазки автомобильного двигателя

Система смазки дизельного двигателяСистема смазки двигателя

Главной задачей системы смазки является обеспечение масляной пленки на соприкасающихся подвижных деталях автомобильного двигателя. Это позволяет снизить потери мощности и износ силового агрегата. Помимо этого, масло, подаваемое системой, используется в гидрокомпенсаторах, гидронатяжителях и в механизмах регулирования фаз газораспределения. В общем устройстве автомобиля смазочная система интегрирована в конструкцию двигателя и состоит из следующих элементов:

  • Заливная горловина – через нее выполняется заливка или доливка масла.
  • Поддон картера – представляет собой нижнюю часть корпуса двигателя, наполненную маслом. Для правильной работы двигателя количество рабочей жидкости в поддоне должно быть на определенном уровне, что измеряется при помощи различных датчиков и приспособлений (щупа). В поддоне скапливаются не только излишки масла, стекающие из механизмов двигателя, но и загрязнения, образующиеся в процессе работы. Также на поддоне расположено сливное отверстие и пробка в виде болта с шайбой. При замене масла пробку необходимо заменить вместе с шайбой.
  • Маслозаборник – представляет собой конструкцию из патрубка, идущего от поддона к насосу, и фильтра грубой очистки.
  • Масляный насос – всасывает смазку при помощи маслозаборника из поддона и подает ее в систему. Он запускается и отключается одновременно с двигателем. В качестве привода может выступать коленвал, распредвал или вспомогательный приводной вал. Как правило, в автомобилях для перекачки масла применяются два типа насосов: шестеренчатые (более популярные) и роторные.
  • Масляный фильтр. Устанавливается на входе в насос и предназначен для очистки рабочей жидкости от стружки и нагара. Бывают двух типов – разборные (при загрязнении фильтра меняется лишь фильтрующий элемент) и неразборные (меняется весь фильтр).
  • Масляный радиатор. Поскольку рабочая жидкость в системе смазки также осуществляет охлаждение, для снижения ее собственной температуры она проходит через радиатор. Последний, в свою очередь, охлаждается жидкостью системы охлаждения.
  • Магистрали и каналы – по ним движется масло от одного узла к другому.
  • Масляные форсунки. Используются для подачи масла на стенки цилиндров и поршни.
  • Датчики давления, температуры и уровня масла – подают сигналы на электронный блок управления двигателем, передавая данные о состоянии системы смазки и режиме работы двигателя.
  • Клапаны (перепускные и редукционные). Позволяют автоматизировать контроль давления масла и управлять его подачей в систему. Такие клапаны монтируются вблизи ведущих элементов системы (насоса, основных узлов двигателя, фильтра).

В некоторых моделях двигателей датчики и радиатор могут отсутствовать. При этом охлаждение масла происходит непосредственно в поддоне картера.

Принцип работы и виды систем смазки

Все смазочные системы разделяют на две основные группы: с «сухим» и с «мокрым» картером. Последняя более популярна, благодаря простоте реализации. С другой стороны конструкции с «мокрым» картером склонны к таким проблемам, как вспенивание и расплескивание моторного масла , приводящее к перепадам уровня. В этом случае его подача в систему может быть нестабильной.

Система смазки дизельного двигателяСистемы смазки с «сухим» и «мокрым» картером

Отличительной чертой «сухих» систем является наличие отдельного бака, в котором хранится моторное масло. Моторное масло после поступления в двигатель стекает в поддон, но не накапливается в нем, а перекачивается назад в бак дополнительным насосом. Картер в таком случае всегда остается сухим.

Эта конструкция сложнее и дороже в изготовлении, однако, позволяет уменьшить высоту двигателя и обеспечивает надежную смазку при движении автомобиля по наклонным поверхностям. Это определило сферу применения систем с «сухим» картером – преимущественно в автомобилях высокой проходимости и спецтехнике.

Принципиально масло может подаваться к основным узлам двигателя тремя способами:

  • Под давлением. Масло подается принудительно ко всем узлам двигателя при помощи насоса.
  • Разбрызгиванием или самотеком. Подача выполняется под действием центробежной силы вращающихся деталей двигателя. При этом масло разделяется на мелкие частички, внешне похожие на масляный туман. Благодаря этому смазка заполняет все пространство между деталями мотора и оседает на их поверхности.
  • Частично под давлением и частично самотеком (комбинированный метод). В этом случае масло к наиболее важным узлам осуществляется под давлением, а для всей остальной конструкции разбрызгиванием.

В современном автомобилестроении практически всегда применяют комбинированный способ, поскольку он позволяет более экономно расходовать смазочные материалы и при этом гарантирует своевременную смазку основных деталей.

Как работает комбинированная система смазки с мокрым картером

Система смазки дизельного двигателяЗаливка масла в двигатель

Процесс смазки двигателя представляет собой повторяющийся цикл. Он состоит из следующих этапов:

  • В момент запуска двигателя приводится в действие масляный насос.
  • Маслозаборник начинает всасывать масло из поддона картера, выполняя грубую очистку.
  • На входе в насос масло проходит через масляный фильтр, где выполняется тонкая очистка.
  • Из насоса по магистралям масло подается на такие узлы двигателя как подшипники (вкладыши) коленвала, опоры распредвала, поршневые кольца, а также на рабочую поверхность цилиндров. Для этого в системе могут быть установлены специальные форсунки или просто выполнены отверстия в блоке.
  • Излишки масла, подаваемой на основные узлы, стекают через специальные зазоры на кривошипно-шатунный и газораспределительный механизмы. Их движущиеся элементы выполняют разбрызгивание рабочей жидкости, что обеспечивает ее попадание на остальные детали двигателя.
  • Масло стекает обратно в поддон картера, смывая с деталей мотора металлическую стружку, нагар и другие загрязнения.
  • После этого цикл повторяется.

Давление масла в системе может находиться в пределах от 0,2 МПа до 1,6 МПа.

Уровень масла и его значение

Система смазки дизельного двигателяОпределение уровня масла щупом

Для разных типов двигателей требуется различный объем масла в системе. В конструкциях с «мокрым» картером минимальное и максимальное значение уровня рабочей жидкости определяется при помощи специального щупа, который расположен на блоке цилиндров. Он имеет две метки «min» и «max».

Проверку уровня масла в системе выполняют на заглушенном двигателе после того, как он проработал некоторое время. В этом случае оно достаточно прогревается и стекает в поддон. Щуп вытаскивают, протирают тряпкой (ветошью) и погружают обратно в поддон.

Далее достают повторно и проверяют уровень. Если масло, попавшее при этом на щуп, выходит за пределы максимального или минимального значения необходима доливка или слив масла. Также этот способ позволяет определить состояние и степень загрязнения.

В зависимости от вида и мощности мотора объем масла в системе смазки может быть от 3,5 до 7,5 литров.

Отличия систем смазки бензинового и дизельного двигателя

Особых конструктивных различий в смазочных системах бензинового и дизельного моторов нет.

Однако, поскольку работа дизельного двигателя связана с более высокими температурами, основным отличием является используемое моторное масло.

Базовая основа дизельного масла аналогична используемой в бензиновых моторных маслах, но имеет другой пакет присадок, которые позволяют обеспечить ей следующие функции:

  • Высокую моющую способность – дизельные двигатели склонны к обильному образованию сажи, а потому требуют интенсивной очистки.
  • Устойчивость к окислению – из-за высокой степени сжатия, в картер дизеля могут проникать отработавшие газы, что приводит к окислению моторного масла и более быстрой выработке его ресурса.

Масло, используемое в смазочной системе, может быть синтетическим, минеральным или полусинтетическим. В зависимости от того, какой тип используется, определяют сроки его  замены.

https://www.youtube.com/watch?v=Zq1skZAPOBI\u0026pp=ygVD0KHQuNGB0YLQtdC80LAg0YHQvNCw0LfQutC4INC00LjQt9C10LvRjNC90L7Qs9C-INC00LLQuNCz0LDRgtC10LvRjw%3D%3D

Максимально долго служат синтетическое и полусинтетическое масло, которые при нормальных условиях эксплуатации не требуют обновления до 10-15 тысяч километров пробега.

Минеральные масла служат около 5 тысяч километров пробега.

Система смазки является неотъемлемой частью любого двигателя, обеспечивающей его работоспособность. Очень важно проводить своевременный техосмотр, контролировать уровень и состояние масла.

(5

Система смазки

Система смазки дизеля, в соответствии с нижепредставленными рисунками 3а, 3б, 3в комбинированная: часть деталей смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием.

Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни, шатунный подшипник коленчатого вала компрессора, механизм привода клапанов (коромыслы) и подшипник вала турбокомпрессора смазываются под давлением от масляного насоса. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели, кулачки распределительного вала и привод топливного насоса смазываются разбрызгиванием.

Читайте также:  Как понять, что пробег на машине скручен: признаки смотанного пробега на автомобиле, советы

Схема системы смазки дизеля с центробежным масляным фильтром

Применяется на дизелях с установленным полнопоточным центробежным масляным фильтром.

Система смазки дизельного двигателя

Схема системы смазки дизеля с центробежным масляным фильтром

  1. картер масляный
  2. форсунки охлаждения поршней
  3. вал коленчатый
  4. вал распределительный
  5. шестерня промежуточная
  6. горловина маслозаливная
  7. пробка масляного картера
  8. маслоприемник
  9. насос масляный
  10. радиатор масляный
  11. клапан редукционный (радиаторный)
  12. центробежный масляный фильтр
  13. клапан сливной
  14. клапан предохранительный
  15. датчик давления
  16. турбокомпрессор
  17. компрессор
  18. топливный насос высокого давления
  19. масляный канал оси коромысел

Масляный насос 9 — шестеренного типа, односекционный, крепится болтами к крышке первого коренного подшипника. Насос подает масло по патрубку и каналам блока цилиндров в центробежный фильтр 12, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления.

Из центробежного фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения и по маслоподводящей трубке к подшипнику вала турбокомпрессора 16. Из масляного радиатора масло поступает в магистраль дизеля.

В корпусе центробежного масляного фильтра имеются редукционный 11, сливной 13, предохранительный 14 клапаны.

При пуске дизеля непрогретое масло вследствие большого сопротивления радиатора через редукционный (радиаторный) клапан поступает непосредственно в магистраль дизеля, минуя радиатор.

Предохранительный клапан (клапан центробежного фильтра) служит для поддержания давления масла перед ротором фильтра 0,8 МПа. При повышении давления выше указанного часть неочищенного масла сливается через клапан в картер дизеля.

Редукционный и предохранительный клапаны не регулируемые.

На работающем дизеле категорически запрещается отворачивать пробки редукционного и предохранительного клапанов.
Сливной клапан отрегулирован на давление 0,25…0,35 МПа и служит для поддержания необходимого давления масла в главной магистрали дизеля. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.

Из главной магистрали дизеля по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов.

От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале масло поступает ко всем шатунным подшипникам.

От первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также к топливному насосу.

Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу.

К пневмокомпрессору масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из компрессора масло сливается в картер дизеля.

Схема системы смазки дизеля с бумажным масляным фильтром

Применяется на дизелях с установленным полнопоточным масляным фильтром с неразборным фильтр-элементом и масляным радиатором в составе транспортного средства.

Система смазки дизельного двигателя

Схема системы смазки дизеля с бумажным масляным фильтром

  1. картер масляный
  2. форсунки охлаждения поршней
  3. вал коленчатый
  4. вал распределительный
  5. шестерня промежуточная
  6. горловина маслозаливная
  7. пробка масляного картера
  8. маслоприемник
  9. насос масляный
  10. радиатор масляный
  11. клапан редукционный
  12. фильтр масляный
  13. клапан перепускной
  14. клапан предохранительный
  15. датчик давления
  16. турбокомпрессор
  17. компрессор
  18. топливный насос высокого давления
  19. масляный канал оси коромысел

Масляный насос через маслоприемник 8 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров и каналам корпуса масляного фильтра подает в полнопоточный масляный фильтр, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления. Из масляного фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлаждения. Из масляного радиатора масло поступает в масляную магистраль дизеля.

При пуске дизеля на холодном масле, когда сопротивление прохождению масла через масляный фильтр превышает 0,13…0,17 МПа, открывается перепускной клапан 13 масляного фильтра, перепускной (радиаторный) клапан 11 масляного радиатора также открывается, и масло, минуя масляный фильтр и масляный радиатор, поступает в масляную магистраль.

В корпусе фильтра встроен предохранительный регулируемый клапан 14. Он предназначен для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,25…0,35 МПа. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.

Схема системы смазки дизеля с неразборным фильтр-элементом и жидкостно-масляным теплообменником

Применяется на дизелях с установленным полнопоточным масляным фильтром с неразборным фильтр-элементом и жидкостно-масляным теплообменником.

Система смазки дизельного двигателя

Схема системы смазки дизеля с неразборным фильтр-элементом и жидкостно-масляным теплообменником

  1. картер масляный
  2. форсунки охлаждения поршней
  3. вал коленчатый
  4. вал распределительный
  5. шестерня промежуточная
  6. горловина маслозаливная
  7. пробка масляного картера
  8. маслоприемник
  9. насос масляный
  10. жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ)
  11. клапан перепускной
  12. фильтр масляный
  13. клапан перепускной
  14. клапан предохранительный
  15. датчик давления
  16. турбокомпрессор
  17. компрессор
  18. топливный насос высокого давления
  19. масляный канал оси коромысел
  • Масляный насос через маслоприемник 8 забирает масло из масляного картера 1 и по каналам в блоке цилиндров и каналам корпуса масляного фильтра подает в жидкостно-масляный теплообменник, а затем в полнопоточный масляный фильтр, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов износа и от продуктов разложения масла вследствие нагрева и окисления.
  • Из масляного фильтра очищенное масло поступает в масляную магистраль дизеля.
  • Перепускные (редукционные) клапаны установлены:
  • в корпусе жидкостно-масляного теплообменника — 11 (значение давления срабатывания — 0,15 МПа)
  • в масляном фильтре — 13 (значение давления срабатывания — 0,15 МПа)

При пуске дизеля на холодном масле, когда сопротивление прохождению масла в жидкостно-масляном теплообменние превышает значение 0,15…0,2 МПа, перепускной клапан открывается, и масло, минуя жидкостно-масляный теплообменник, поступает в масляный фильтр, а при сопротивлении в масляном фильтре 0,13…0,17 МПа, открывается перепускной клапан масляного фильтра и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль. Перепускные клапаны нерегулируемые.

В корпусе фильтра встроен предохранительный регулируемый клапан 14. Он предназначен для поддержания давления масла в главной масляной магистрали 0,25…0,35 МПа. Избыточное масло сливается через клапан в картер дизеля.

В случае чрезмерного засорения фильтровальной бумаги, когда сопротивление масляного фильтра становится выше 0,13…0,17 МПа, перепускной клапан масляного фильтра также открывается, и масло, минуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль.

На работающем дизеле категорически запрещается отворачивать пробку редукционного клапана.

Из главной магистрали дизеля по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов.

От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале масло поступает ко всем шатунным подшипникам.

От первого коренного подшипника масло по специальным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также к топливному насосу.

Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу.

К компрессору масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из компрессора масло сливается в картер дизеля.

Масло к подшипниковому узлу турбокомпрессора поступает по трубке, подключенной на выходе из корпуса масляного фильтра. Из подшипникового узла турбокомпрессора масло по трубке отводится в масляный картер.

Описание и работа составных частей дизеля. Система смазки

Описание и работа » Система смазки Система смазки дизеля, в соответствии с нижепредставленными рисунками , , комбинированная: часть деталей смазывается под давлением, часть — разбрызгиванием.

Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни, шатунный подшипник коленчатого вала компрессора, механизм привода клапанов (коромыслы) и подшипник вала турбокомпрессора смазываются под давлением от масляного насоса.

Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели, кулачки распределительного вала и привод топливного насоса смазываются разбрызгиванием.

Основные функции

  • Главной задачей системы смазки является подача моторного масла для образования масляной пленки между парами трения (трущиеся поверхности).Так достигается уменьшение износа нагруженных деталей, снижение фрикционных потерь.
  • Также масло осуществляет эффективное удаление посторонних частиц, которые возникают в результате механического износа, смывает нагар, защищает детали от коррозии.
  • Еще одной важной функцией системы смазки является охлаждение трущихся поверхностей. В отдельных конструкциях ДВС подача масла дополнительно служит для охлаждения днища поршня.

Штатное расписание

У любого двигателя система смазки включает в себя:

  • масляную емкость (картер или отдельный бак);
  • маслоприемник, представляющий собой заборную горловину с фильтрующей сеткой для отделения крупных посторонних частиц;
  • смазочный насос;
  • сменный фильтр;
  • редукционный клапан (один или несколько);
  • датчик давления;
  • главную напорную магистраль и каналы, обычно интегрированные в детали силовой установки;
  • измерительный щуп для контроля уровня смазывающей жидкости.
Читайте также:  Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора: выбор и особенности

Дополнительно в состав смазочного оборудования могут входить: температурный датчик, датчик уровня, смазывающие форсунки. Иногда двигатель имеет охладительный радиатор для масла. Емкость смазочной системы легкового авто зависит от типа силовой установки и ее габаритов. Обычно объем заливаемого масла составляет от 3,5 до 7,5 литров.

  Самостоятельная замена гидрокомпенсаторов на Приоре

Принцип работы системы смазки дизельного мотора

Подавляющее большинство дизельных ДВС имеют систему смазки, в которой моторное масло подается к наиболее нагруженным деталям (элементы кривошипно-шатунного механизма, ГРМ) под давлением. Другие детали, которые подвержены меньшей нагрузке, смазывается посредством разбрызгивания.

https://www.youtube.com/watch?v=Zq1skZAPOBI\u0026pp=YAHIAQE%3D

В списке основных элементов системы смазки двигателя находятся:

  • поддон картера двигателя, который служит резервуаром для масла;
  • масляный насос, закачивающий смазочный материал;
  • масляный фильтр, очищающий моторное масло;

Маслонасос в дизеле может приводиться в действие от коленвала, распредвала или дополнительного приводного вала. Наибольшее количество смазки подается к подшипникам коленчатого вала по специальным масляным каналам.

Шестерни маслонасосов могут иметь внешнее или внутреннее зацепление.

Что касается второго варианта, такие конструкции отличаются меньшими габаритами, менее шумны в работе, износ шестерен наименее влияет на снижение производительности насоса.

Показатель необходимой производительности насоса зависит от того, какое давление в системе смазки необходимо для того или иного двигателя с учетом ряда особенностей.

Высокофорсированный дизельный мотор должен иметь такой масляный насос, который способен обеспечить большой запас по производительности. Это необходимо для поддержания эффективности работы системы смазки в условиях любых нагрузок, а также с учетом потенциального износа самого насоса, подшипников распредвала и коленчатого вала.

Реализация охлаждения поршней особенно необходима в турбодизелях мощных грузовиков, которые отличаются высоким показателем наддува, имеют камеру сгорания в днище поршня.

Распространенной и относительно простой схемой является способ подачи масла посредством форсунок-распылителей, которые находятся снизу цилиндра. Эффективность такого решения уступает второму способу, который заключается в осуществлении подачи смазочного материала по специальному каналу, высверленному в шатуне.

Далее смазка попадает в верхнюю головку, после чего оказывается в распылителе. Посредством распылителя масло попадает в область днища поршня.

Самой эффективной схемой выступает способ подачи масла через канал в шатуне в специальную полость, которая изготовлена в днище поршня.

Эта полость служит для улучшенного охлаждения. Стоит добавить, что функция охлаждения поршней требует также качественного охлаждения самого моторного масла, для чего в системе смазки используются масляные радиаторы.

Характеристики каждого вида топлива — октановое и цетановое число

Нередко можно услышать, как водители стремятся улучшить качества дизельного топлива, добавив в пропорции бензин. Особенно это актуально зимой, ведь зимние виды солярки стоят дороже из-за содержащихся в ней специальных присадок.

Чтобы улучшить возгораемость смеси и сделать её менее густой, как раз и разбавляют солярку бензином — последствия такого действия могут принести не только пользу, но и вред.

Почему так происходит? Потому что многие наши сограждане пытаются создать горючую смесь, которая не замерзала бы в зимние холодные месяцы.

Перед тем, как начать лить в бензин солярку зимой, нужно учесть, насколько важен для дизельного мотора момент зажигания.

Если рабочая смесь начнет воспламеняться самостоятельно, возникает эффект так называемого «калильного зажигания».

В отличие от понятия октанового числа, которое характеризует способность бензина к самовозгоранию, у солярки есть обратный показатель, который называется цетановое число.

Это примерно аналогичный критерий, только он показывает способность горючего к возгоранию в процессе его сжатия. Чем большим оно будет, тем быстрее оно будет вспыхивать и создавать полезную энергию.

У самых лучших сортов солярки этот показатель может достигать 55 единиц. Поэтому, если добавить бензин в дизтопливо, даже зимой, то можно вызвать взаимодействие исключающих друг друга величин.

При смешивании октан-число бензина в родном движке снижается, как и мощность мотора, зато возрастает детонация и сильнее начинают стучать клапана.

А что произойдёт при обратном процессе? Соответственно:

  • снизится показатель цетанового числа;
  • ухудшатся смазочные свойства горючего;
  • повысится время сгорания смеси;
  • уменьшится полезный КПД двигателя.

  Замена втулок стартера своими руками на автомобилях ВАЗ

Распространенные неисправности

Главной проблемой в работе системы смазки двигателя считается низкое давление масла. Такая неисправность проявляется в результате износа маслонасоса или подшипников коленвала, закупорки масляных каналов, использования некачественного смазочного материала.

В ряде случаев снижение давления масла в дизеле приводит к необходимости серьезного ремонта. Перегрев дизельного двигателя, попадание большого количества горючего или ОЖ в масляную систему приводит к разжижению смазочного материала. Это приводит к закономерному падению давления и сокращению ресурса мотора.

Рекомендуем также прочитать статью о том, в каких случаях необходимо промывать дизельный двигатель перед заменой масла. Из этой статьи вы узнаете о том, когда рекомендована промывка двигателя и какими средствами лучше осуществлять данную процедуру.

Симптоматика

Мелкий очаг, даже если их несколько, дает меньше симптоматики, чем крупное поражение. Из-за этого человеку сложно ощутить какие-либо значимые признаки, все они смазаны. Более явными они становятся, когда на сердце появляется обширное количество диффузных изменений. На патологию могут указывать следующие признаки:

  • расширение в размере сердца;
  • различные аритмии;
  • проблемы с кровообращением;
  • приглушенное дыхание (отмечается при прослушивании).

Всю эту клиническую картину можно отметить при помощи диагностических методик, сам же человек, если он не профессионал в медицинской сфере, может не сопоставить симптомы именно с кардиосклерозом, поскольку присущи они и другим кардиологическим патологиям

Обращать внимание нужно на такие явления:

  1. Одышка.
  2. Трофические изменения, затрагивающие ногти, кожу.
  3. Отек ног.
  4. Кашель после физической нагрузки.
  5. Слабость и утомляемость.

Подведем итоги

В заключении хочется сказать, где лучше покупать дизельное ММ для турбированного двигателя. Это конечно же должен быть проверенный продавец, а лучше – официальный дилер.

У них всегда будет оригинальная продукция и шанс приобрести подделку сводится к минимуму. Кроме этого, в серьезной компании следят за новинками и регулярно обновляют ассортимент.

У них работают профессиональные сотрудники, которые смогут определиться с выбором и предложат идеально подходящую для конкретного автомобиля марку масла.

Автомобилисты знают, что низкокачественное масло (поддельное или неизвестного бренда) может привести к серьезным последствиям. Выбирать поставщика нужно тщательно и доверять сердце своего автомобиля только профессионалам рынка. Масло для дизельных двигателей с турбонаддувом – важный эксплуатационный элемент, обеспечивающий надежную долговременную работу силового агрегата.

И напоследок

Перечисленные в рейтинге масла имеют разные допуски и спецификации, поэтому сразу после ознакомления с этим списком не нужно бежать в магазин и покупать топовую жидкость. Первым делом необходимо сравнить ее характеристики с требованиями производителя вашего авто. Убедившись, что масло действительно подходит средству передвижения, можно испытать его под капотом.

Среди товаров, представленных в автомагазинах, нередко встречаются поддельные нефтепродукты.

После их использования мотор начнет с молниеносной скоростью выходить из строя, а потом и вовсе станет причиной пеших прогулок.

Поэтому, чтобы уберечь своего «железного друга» и кошелек от ненужных денежных вложений, уделяйте внимание выбору торговой точки и изучению визуальных особенностей приобретаемого товара.

Признаки неисправности смазки в двигателе

Как правило, симптомы неправильной работы смазочной системы двигателя имеют один и тот же характер. Среди них можно выделить следующие:

  • После запуска мотора не гаснет контрольная лампа давления в системе;
  • Наличие посторонних звуков после старта двигателя;
  • Стук гидрокомпенсаторов;
  • Посторонние шумы на прогретом двигателе.

При наличие любого из выше перечисленных симптомов нарушения автомобилист должен немедленно принять меры по их устранению. При внезапном включении лампы давления масла двигатель необходимо немедленно заглушить. Дальнейшая эксплуатация транспортного средства при таком нарушении не допустима.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector