Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Тахометр — это устройство, которое информирует водителя о частоте вращения двигателя. На основании показаний тахометра водитель может выбрать оптимальный режим работы ДВС в различных условиях.

Также тахометр может указывать на определенные неисправности и неисправности двигателя. Точнее, стрелка тахометра может прыгать или плавать. Если стрелка тахометра прыгает, это свидетельствует о следующих проблемах:

  • нестабильная частота вращения коленчатого вала, неисправность двигателя и его систем;
  • проблемы с самим тахометром, неисправности датчиков или тахометра.

При этом важно, чтобы двигатель и тахометр работали нормально, а водитель получал точную информацию о частоте вращения двигателя. По этой причине необходимо выяснить, почему прыгает стрелка тахометра или почему не работает тахометр. Также необходимо знать, как найти причину ошибки. Подробнее читайте в нашей статье.

Тахометр на автомобиле: виды и особенности

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

В процессе поиска возможных причин, почему прыгает тахометр, также необходимо отдельно учитывать функции устройства этого устройства. Тахометры бывают:

Аналоговые тахометры имеют катушку магнитной индукции, при этом скорость показывается стрелкой тахометра, которая перемещается по шкале. Цифровой тахометр отображает информацию на ЖК-экране.

Количество оборотов передается за счет работы магнитного датчика, регистрирующего прохождение определенной точки коленчатого вала.

Между прочим, датчиком другого типа может быть электронный датчик (оптопара).

Такой датчик генерирует световой пучок и определяет скорость вращения, отражая луч от определенных участков.

С точки зрения точности цифровой тахометр более точен, чем аналоговое решение. При этом аналоговые тахометры чаще встречаются на автомобилях и регулярно устанавливаются.

Причина в том, что устройство простое и надежное.

Но в этом случае водитель получает только приблизительную информацию (с поправкой на то, что максимальная точность показаний частоты вращения коленчатого вала не столь важна). 

Цифровые тахометры активно используются для тонкой настройки двигателя и электронного зажигания. Они штатно устанавливаются на спортивные автомобили или автомобили с цифровой панелью приборов, а также отдельно интегрируются в салон в качестве внешнего блока.

Наличие такого тахометра позволяет получать точные показания скорости и переключать передачи при строго определенном числе оборотов коленчатого вала.

Кроме того, внешние или стандартные цифровые тахометры имеют сигнальное устройство, чтобы водитель точно знал, когда двигатель разогнался до определенной скорости на той или иной передаче.

Устройство аналогового тахометра

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности  

Так или иначе, но аналоговый тахометр по-прежнему остается самым распространенным решением. Конструктивно данное решение состоит из следующих элементов:

  • стрелка указателя;
  • градуированная шкала;
  • электромагнитная катушка с экранированной обмоткой;
  • провода для передачи данных от датчика коленвала к тахометру;

Проще говоря, сигнал от коленчатого вала передается по проводам на электронную схему, в результате чего стрелка перемещается по шкале. Показания можно снимать с вала, с генератора или с карданных валов. Кроме того, сигнал преобразуется с учетом определенного коэффициента.

Стрелка тахометра дергается: причины неисправности

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Во время эксплуатации автомобиля вы можете столкнуться с движением стрелки тахометра. Как правило, если на тахометре прыгает стрелка, это говорит о неисправности в двигателе, его системах или самом тахометре.

Если по ощущениям двигатель работает нормально (не троит и не дергается на разных режимах, нет перебоев с электричеством и т.п.), проверьте сам тахометр.

Неисправности тахометра

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправностиЧто касается ошибок тахометра, то можно выделить следующие проблемы:

  1. Плохой контакт, повреждение кабеля, потеря сигнала с датчика на двигателе. Для обнаружения проверить провода (прозвонить мультиметром). Также следует проверить и почистить контакты, так как возможно их окисление.
  2. Недостаток еды. При этом проверяют напряжение на проводах «+» и «-», а также отдельно проверяют «землю».
  3. В ситуации, когда плавает стрелка тахометра или стрелка не может упасть в нулевое положение на приборе, может выйти из строя сам датчик. Это означает, что датчик необходимо проверить и заменить.
  4. На цифровом тахометре поломка микросхемы или самого дисплея может привести к неточным данным.

    Обратите внимание: Дворники плохо чистят стекло и скрипят, причины и дешевый способ ремонта своими руками.

    В этом случае экран обычно не ремонтируется, его сразу заменяют новым экраном.

  5. Бывает, что стрелка тахометра прыгает только на холостых оборотах. В этом случае нельзя исключать неисправность трамблера и его контактов. При этом следует проверить конденсатор распределителя (установлен на крышке).

    Указанный элемент довольно часто «пробивается», в результате чего и тахометр не может нормально работать. Также прыгает стрелка на тахометре, либо стрелка тахометра прыгает хаотично из-за обрыва цепи системы зажигания. В этом случае следует полностью проверить цепь зажигания, чтобы исключить возможность отказа тахометра по этой причине.

  6. Довольно часто смещается тахометр, недавно установленный на автомобиль в процессе ремонта приборной панели или после снятия/замены панели приборов. В этом случае тахометр необходимо отрегулировать — отрегулировать положение, установить стрелку в нулевое положение, устранить ошибки при подключении и т.д.

    Настраивать нужно с помощью кулисного переключателя, который находится за тахометром.

  7. В случае, когда тахометр прыгает только на высоких оборотах (от 4 тыс об/мин и выше), может выйти из строя переключатель. Выключатель в этом случае подлежит замене.

  8. Если провода от датчика к тахометру менялись, то стрелка может опускаться до «ноля» или еще ниже, а затем в этом положении немного двигаться (изменяется форма импульса на катушке). Причина — неправильное сечение проводов, изменение сопротивления. Для решения проблемы нужно уменьшить номинал внешнего резистора на плате тахометра.

Прыгает тахометр: неполадки двигателя и его систем

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

В некоторых случаях тахометр и его проводка могут быть полностью исправны, но на разных режимах работы ДВС (холостые, низкие, средние или высокие обороты) стрелка тахометра начинает прыгать и дергаться. Эти симптомы указывают на наличие проблем с двигателем и его системами. Обычно водитель также замечает отказ двигателя.

Чаще всего тахометр прыгает из-за проблем с зажиганием. Например, даже банальные проблемы со взрывчатыми проводами (износ, повреждение проводов) или неисправными свечами зажигания, а также ряд других проблем с зажиганием приведут к нарушению стабильности работы двигателя. 

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправностиТакже рекомендуем прочитать статью о том, что такое одометр. Из этой статьи вы узнаете, чем отличаются спидометр и одометр, а также назначение и функции этого прибора. Также можно выделить проблемы со смесеобразованием, когда ЭБУ формирует неправильную смесь, двигатель практически останавливается, затем пропадают обороты и т.д. Следовательно, силовой агрегат работает нестабильно, что отображается на тахометре в виде стрелки прыжки. Причин такой поломки много – топливо- и воздухоснабжение, датчики ЕСМ, а также ряд других элементов и агрегатов.

Как правило, для точного определения неисправности двигатель нуждается в тщательной диагностике. Опытные специалисты проверят систему зажигания, систему питания, а также датчики и проводку. Если обнаружена неисправность двигателя, тахометр также будет нормально работать после ее устранения. 

Что в итоге

Если водитель замечает неисправность тахометра, важно сразу определить причину неисправности. Следует помнить, что ошибки самого прибора не критичны для автомобиля. 

А вот если тахометр прыгает из-за проблем с двигателем, этот симптом говорит о необходимости диагностики. Игнорирование этой рекомендации и продолжение эксплуатации автомобиля может привести к серьезной поломке двигателя. Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправностиТакже рекомендуем прочитать статью о том, почему не работает датчик скорости в машине. В этой статье вы узнаете, почему не работает датчик скорости, а также как проверить указанный датчик.

Например, поломки, которые могут быть вызваны пропусками зажигания и другими неисправностями, могут быстро вывести двигатель из строя. По этой причине важно следить за тахометром во время эксплуатации автомобиля. Если заметно, что обороты двигателя плавают или скачут, необходимо точно определить и качественно устранить неисправности.

Больше интересных статей здесь: Советы.

Источник статьи: Поему  скачет стрелка на тахометре: основные причины.

Не работает тахометр: причины, неисправности, ремонт своими руками. Почему перестал работать тахометр, дергается стрелка ВАЗ, ГАЗ, дизель

Тахометр в автомобиле используется для индикации количества оборотов коленчатого вала двигателя. Рассмотрим, почему не работает тахометр, как найти и устранить причину поломки. Обязательно остановимся на устройстве и принципе работы, что поможет выяснить, почему перестал работать тахометр, стрелка дергается либо ведет себя неадекватно.

Классификация по принципу работы

  • Механические либо электромеханические тахометры с прямым приводом. На стрелочный указатель обороты передаются через гибкий вал, который посредством червячной передачи получает вращение непосредственно от коленчатого вала или одного из валов трансмиссии. Принцип работы индикатора основывается на явлении индукции вихревых токов. Работа и устройство магнитного тахометра крайне схожи с принципом действия автомобильного спидометра. В современных авто подобная конструкция тахометра не применяется.Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности
  • Электромашинные. Отличительная черта – подключение к генератору. Используется преимущественно на дизельных двигателях, но в целях унификации устройство такого типа может использовать и на бензиновых моторах.
  • Электронные. Сигнал может быть взят как с системы зажигания, так и непосредственно с ЭБУ. Устанавливается на бензиновые и дизельные ДВС.

Устройство и принцип работы

Основные компоненты электромашинных и электронных тахометров:

  • измерительный блок, или преобразователь сигнала. Может базироваться на элементах аналоговой схемотехники либо построен с использованием специальных микросхем;
  • блок индикации с аналоговым или цифровым отображением количества оборотов;
  • вспомогательные элементы.

Работа электронных тахометров основывается на преобразовании отдельных сигналов или импульсов, улавливаемых от ЭБУ, системы зажигания либо генератора, в «понятный» для блока индикации сигнал.

Схема подключения

При поиске причины, из-за которой не работает тахометр, в первую очередь важно понимать схему подключения и тип сигнала. Существуют 3 типовые схемы подключения:

  • к бесконтактной системе зажигания (провод тахометра подключается к первичной цепи катушки зажигания). Принцип работы основывается на измерении частоты скачков напряжения в первичной цепи системы зажигания. Расчет угла зажигания невозможен без ориентирования на количество оборотов коленчатого вала, поэтому частота искрообразования прямо зависит от скорости вращения коленвала. На 4-цилиндровых ДВС полному обороту коленчатого вала соответствует 2 импульса напряжения в первичной цепи. Соответственно, чем выше скорость вращения коленвала, тем большей будет частота скачков напряжения;Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности
  • подключение к контактной системе зажигания. Принцип работы и схема подключения схожи с БСЗ, но устройство измерительного блока будет иметь отличия в зависимости от вольтажа входной цепи;Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности
  • подключение к ЭБУ двигателя. Принцип работы все так же основывается на регистрации импульсов напряжения в первичной цепи системы зажигания, но сигнал к тахометру поступает от блока управления двигателем;Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности
  • подключение к генератору (сигнальный контакт тахометра подключается к выводу W генератора). Вращение шкива генератора осуществляется ременной передачей от коленчатого вала, поэтому скорость вращения ротора генератора будет всегда пропорциональна частоте вращения коленвала. Изменение количества оборотов коленчатого вала можно рассчитать, постоянно измеряя генерируемую на обмотке величину ЭДС. По своему принципу работы электромашинный тахометр напоминает обычный вольтметр.Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Характерные неисправности

Если на автомобиле перестал работать механический тахометр, имеет место механическое повреждение какого-либо из элементов конструкции. Обломанный трос гибкого вала, износ элементов червячной передачи, появлению люфтов, деформаций – все эти причины могут вывести индикатор количества оборотов двигателя из строя.

На что обратить внимание, если не работает электронный тахометр:

  • целостность электропроводки. При этом важно проверять не только сигнальный провод, но и «массу», питание приборной панели;
  • качество контактов. Наличие окислов, неплотный контакт внутри фишек вполне могут стать причиной выхода тахометра из строя;
  • целостность элементов измерительного блока, которые находятся за защитным стеклом внутри приборной панели. Среди механических повреждений транзисторов, перегорания микросхем, дорожек или вздутия резисторов самой распространенной причиной неработающего тахометра является нарушение целостности пайки. К примеру, на Mitsubishi Padjero II появление микротрещин в местах пайки элементов тахометра – общепризнанная болезнь.Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

На автомобилях со схемой подключения от генератора неработающий тахометр может служить признаком неисправности генератора. В таком случае поломка сопровождается зажиганием индикатора низкого заряда АКБ, спорадическим загоранием на приборной панели «гирлянды» из предупреждающих лампочек.

В некоторых типах конструкции изменение погонного сопротивления высоковольтных проводов может вносить коррективы в точность показаний индикации оборотов двигателя.

Как самостоятельно найти причину неисправности

Помимо визуального осмотра, для диагностики своими руками потребуется универсальный измерительный прибор. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда проверить питание, «массу», а также прозвонить сигнальный провод на предмет обрыва.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Проверка питания производится в режиме измерения постоянного тока, диапазон измерений – до 20 В. «Минус» — постоянный, «плюс» появляется только после включения зажигания.

Импульсы на сигнальном проводе должны появляться при вращении коленчатого вала. Для поиска обрыва мультиметр необходимо перевести в режим измерения сопротивления – омметр.

Иногда для обнаружения плохого контакта достаточно пошевелить разъем или жгут, в котором проложен сигнальный провод индикатора оборотов.

Стрелка тахометра дергается

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправностиПроблема дергающейся стрелки лучше всего знакома владельцам ГАЗ 3110 «Волга». Проблема возникает на автомобилях, выпущенных до сентября 1999 г и оснащенных комбинацией приборов 38.3801 (ОАО «Автоприбор»). Из-за конструктивных дефектов естественная работа автомобильного генератора, при которой величина тока зарядки регулируется переменной подачей напряжения на обмотку возбуждения, приводит к дерганью стрелки.

Стрелка тахометра может дергаться из-за ослабевшей натяжки ремня генератора, но в большинстве случаев отремонтировать тахометр на Волге удается заменой приборной панели и видоизменением схемы подключения.

Прыгает стрелка тахометра: причины, поиск неисправности, что делать, пошаговая инструкция решения проблемы

Тахометр используется для оповещения водителя о количестве оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Если на холостом ходу или при включении зажигания прыгает стрелка тахометра, потребуется проведение диагностических мероприятий. Для выявления и устранения неисправности может понадобиться специализированное оборудование.

Тахометр на автомобиле: виды и особенности

Производители устанавливают на приборной панели транспортных средств приборы двух типов:

  • Цифровой. На панели установлен дисплей. Количество оборотов коленвала силовой установки указывается водителю в цифрах. На некоторых моделях тахометр выполнен в виде светодиодной панели. Цвет индикации зависит от количества оборотов.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

  • Аналоговый. Показания выводятся с помощью стрелки.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Приборы имеют разный уровень погрешности. Это следует учитывать при настройке систем двигателя внутреннего сгорания.

Устройство аналогового тахометра

Приборы этого типа состоят из шкалы, корпуса, стрелки и катушки. Устройство изделий разных производителей может отличаться. На шкалу нанесены числа, по которым водитель определяет количество оборотов ДВС.

К корпусу неподвижно закреплена индукционная катушка. Контакты для подключения выведены на заднюю стенку прибора. Рядом с катушкой фиксируется стрелка. Она установлена на оси, что создает подвижное соединение.

Работа узла осуществляется в следующей последовательности:

  1. При работающем силовом агрегате на катушку подаются электрические импульсы.
  2. Вокруг катушки образуется магнитное поле.
  3. Под действием магнитного поля стрелка смещается.

Чем выше количество оборотов, тем больше импульсов передается. Таким образом получается выводить показания на приборную панель.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Стрелка тахометра дергается — причины

В некоторых случаях определить почему прыгает стрелка тахометра автомобилист может самостоятельно. Для этого обращают внимание на работу силового агрегата. Если стрелка прыгает при изменении числа оборотов, значит изделие исправно. Можно подключить заведомо рабочий прибор. Если показания не изменились, значит нарушена работа систем двигателя внутреннего сгорания.

Неисправность непосредственно тахометра

Если стрелка тахометра прыгает, сбрасывают его показатели. Для этого нажимают кнопку на задней панели.

Существует несколько неисправностей при которых стрелка прыгает:

  • перегорание провода, в результате электрические импульсы подаются нестабильно;
  • окисления на контактах соединения с электропроводкой;
  • нарушение работоспособности катушки;
  • подклинивание стрелки.

При наличии неисправностей тахометра заменяют его заведомо рабочим. После этого прибор будет работать в нормальном режиме.

Неполадки двигателя и его систем

Если стрелка прыгает на рабочем тахометре, выявляют причины неисправности двигателя внутреннего сгорания. Для этого проводят ряд диагностических мероприятий. Силовая установка работает неустойчиво по нескольким причинам.

Неисправна катушка зажигания

Поломка возникает на карбюраторных и инжекторных двигателях. Признаком нарушения в работе катушки может быть наличие масляных подтеков. Их появлению способствует перегрев детали.

https://www.youtube.com/watch?v=7-2wmnGGOtc\u0026pp=ygVp0J_RgNGL0LPQsNC10YIg0YHRgtGA0LXQu9C60LAg0YLQsNGF0L7QvNC10YLRgNCwOiDQv9GA0LjRh9C40L3RiyDQuCDQv9C-0LjRgdC6INC90LXQuNGB0L_RgNCw0LLQvdC-0YHRgtC4

При проверке осматривают изделие на предмет наличия трещин на изоляторе. Если изолирующий материал треснут, искра периодически пробивает на корпус детали. При этом система зажигания работает нестабильно и стрелка тахометра прыгает.

Точно диагностировать неисправность катушки зажигания можно с использованием специализированного оборудования. Потребуется обратиться на станцию технического обслуживания. Самостоятельно можно заменить деталь заведомо рабочей.

Поломка ТНВД

В дизельных агрегатах топливо подается в рабочие цилиндры под высоким давлением. Неправильная работа топливного насоса высокого давления приведет к тому, что стрелка тахометра будет прыгать.

Для диагностики деталей ТНВД используют стенд. Самостоятельная настройка узла без применения оборудования невозможна.

В некоторых случаях причиной того, что стрелка тахометра прыгает, может быть засор топливных форсунок. Такая неисправность чаще случается на дизельных и инжекторных моторах.

Дизель дымит синим или сизым дымом — узнать причины поломки и как это исправить можно из нашей статьи по ссылке.

Пробой бронепровода

Искра от распределителя зажигания к свече подается по бронепроводу. Нарушение целостности его изоляции приводит к пробою искры на массу.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Изолирующий слой нарушается при трении провода о металлические детали. Необходимо следить за надежностью крепления изделия.

Пробой выявляют следующим образом:

  • запустить силовую установку в темное время суток;
  • открыть капот автомобиля для получения беспрепятственного доступа к бронепроводам;
  • отключить освещение.

В темноте искру можно увидеть невооруженным глазом. При выявлении места пробоя учитывают, что искра проскакивает не только на корпус, но и между проводами. Для устранения неисправности потребуется замена детали.

Засор карбюратора

Обедненная топливовоздушная смесь становится причиной того, что стрелка тахометра прыгает. При возникновении засора пропускная способность топливного канала карбюратора снижается. Во впускной коллектор поступает обедненная смесь.

Для восстановления работоспособности проводят чистку карбюратора. Для этого используют химические вещества. Каналы продувают сжатым воздухом. После чистки двигатель работает устойчиво.

Возникали ли на вашем автомобиле ситуации, когда двигатель стреляет в карбюратор? Из нашей статьи можно узнать, что служит причиной образования хлопков.

Трещина на крышке трамблера

Распределитель зажигания подает искру на свечу при такте сжатия в определенном цилиндре. Трещина на крышке распределителя способствует попаданию искры на бронепровод другого цилиндра.

Автомобилист сможет самостоятельно выявить трещину. Для этого осматривают внутреннюю поверхность крышки трамблера. Вместе проскакивания искры будет виден четкий след серого цвета.

Некорректная работа трамблера может быть связана с загрязнениями на крышке. Следует очистить деталь от пыли и масляных пятен.

Низкое качество топлива

Стрелка тахометра прыгает, если обороты двигателя неустойчивы по причине низкого качества горючего. Неправильное воспламенение топливовоздушной смеси приводит к нарушению синхронности в работе поршней. При этом мотор работает неустойчиво.

Для устранения неисправности потребуется заменить жидкость в топливном баке на качественное горючее. После этого двигатель будет работать в нормальном режиме.

Некорректная работа газораспределительного механизма

Стрелка тахометра прыгает, если вышли из строя детали газораспределительного механизма или он настроен неправильно. Есть несколько причин, по которым обороты силового агрегата неустойчивы из-за неполадок ГРМ:

  1. Неправильно установлен тепловой зазор. После нагрева деталей и их расширения тарелка клапана не прижимается к седлу. Клапан закрывается не полностью.
  2. Наличие нагара на поверхностях тарелки и седла. Коррозия и нагар препятствуют плотному прилеганию поверхностей. Степень сжатия топливовоздушной смеси снижается.
  3. Подклинивание штока клапана в направляющей втулке.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Неисправности отличаются отдельно для каждого случая. Диагностика поломок газораспределительного механизма проводится мотористом.

Инструкция для новичков, как заменить ремень ГРМ своими руками. Об этом здесь.

Выход из строя свечи зажигания

Силовая установка работает неустойчиво, если одна из свечей подает искру с перебоями. При этом топливо в одном из цилиндров сгорает не полностью. Причиной поломки может быть пробой изолирующего материала или изменение зазора между электродами.

Для выявления неисправности выкручивают все свечи и проводят визуальный осмотр. На неправильно работающей детали будет блестящий налет черного цвета. Потребуется замена вышедшей из строя свечи зажигания.

Что в итоге

Стрелка аналогового тахометра прыгает по причине неисправности самого прибора, неустойчивых оборотах коленвала двигателя внутреннего сгорания.

Чтобы исключить вероятность выхода из строя прибора, на автомобиль устанавливают заведомо рабочий тахометр. Неустойчивые обороты коленчатого вала силовой установки возникают в результате нарушений в системах ДВС.

Для выявления поломок потребуется провести ряд диагностических мероприятий. Некоторые узлы диагностируют на станции технического обслуживания.

Прыгала ли стрелка тахометра на вашем автомобиле? Что стало причиной некорректной работы прибора? Напишите в х. Поделитесь статьей в социальных сетях и сохраните ее в закладках, чтобы при необходимости сразу найти нужную информацию.

Прыгает тахометр или дергается стрелка тахометра – как починить, можно узнать из видео:

Почему скачет стрелка тахометра, причины неисправности

Тахометрами в технике принято называть приборы для измерения частоты вращения какой-либо детали, в случае автомобиля это коленчатый вал двигателя. Считываемая с этого прибора информация полезна для контроля работы ДВС, но даже если её невозможно будет считать из-за сбоев, это многое сообщит о состоянии двигателя или электронного оборудования автомобиля.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Какие бывают тахометры

Для любого измерения потребуется несколько устройств:

  • датчик, преобразующий измеряемую величину в электрический сигнал;
  • блок обработки и преобразования данных в электронном виде;
  • устройство отображения информации в понятном для человека формате.

Сигнал автомобильного тахометра снимается с одного из датчиков системы зажигания или управления двигателем, а после обработки выводится на приборную панель перед водителем.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

В качестве единиц измерения используются обороты в минуту, внесистемные, но понятные и устоявшиеся.

Аналоговые

Аналоговый тахометр применялся на старых карбюраторных двигателях и работал по принципу отклонения рамки с током в магнитном поле, используемому в амперметрах.

По теме: Как сделать обманку лямбда-зонда своими руками

Именно миллиамперметр, прибор, имеющий шкалу с полным отклонением стрелки от одной до сотни тысячных долей ампера, устанавливался на приборный щиток и градуировался в оборотах в минуту.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Сигнал обычно забирался с одного из выводов катушки зажигания, после чего нормализовался, то есть преобразовывался в последовательность одинаковых импульсов, и поступал на интегрирующий прибор, в результате чего отклонение стрелки было пропорционально частоте импульсов. То есть исключительно частоте вращения вала двигателя.

Цифровые

В настоящее время аналоговая техника в автомобилях практически не используется. Двигатели работают под управлением цифровой компьютерной системы, которая синхронизируется с вращением коленвала при помощи её самого важного датчика.

Он может быть построен на принципе электромагнитной индукции или на эффекте Холла, но результат один – система получает сигнал, чётко зависящий по частоте от скорости вращения коленвала.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Дальнейшее построение схемы тахометра движется по принципам цифрового частотомера.

Конечный результат может быть выведен в любой форме, от такого же стрелочного миллиамперметра, как в аналоговой системе, до цифрового пиксельного изображения на жидкокристаллическом дисплее.

Причём сформировать там можно любую картинку, от копии старого прибора, до спортивных шкал, применяющихся в гоночной технике. Включая чисто цифровой вывод, который в случае тахометра менее удобен, чем графический.

Причины из-за чего скачет стрелка тахометра

  • У тахометра, как и у любого измерительного прибора, есть крайние положения шкалы, каждому из которых соответствует определённый уровень сигнала.
  • Если где-то в схеме хаотически меняется напряжение в результате помех или отказа отдельных элементов, стрелка будет пытаться отследить эту болтанку, отчего и дёргаться.
  • Проблему придётся локализовать и лечить, поскольку вполне возможно, что она касается не только тахометра.

 Почему сапунит дизельный двигатель и что делать

Не относится к неисправностям одиночное отклонение стрелки прибора в цифровой системе от нуля до максимума при включении зажигания. Так было принято контролировать исправность индикаторов шагового типа при инициации приборной панели.

Зажигаются и гаснут все индикаторы, стрелки спидометра и тахометра, в том числе виртуальные, делают полное отклонение.

Неисправности тахометра

Цифровые приборы очень надёжны и редко отказывают, а их ремонт требует дополнительного оборудования, в частности, желательны осциллограф и сканер.

Чаще отказывают аналоговые приборы:

  • со временем изменяются параметры отдельных электронных элементов, что ведёт к нестабильной работе на грани отказа (эффект мерцания);
  • окисляются контакты проводки и разъёмов;
  • появляются трещины в печатных проводниках и обмотках миллиамперметра;
  • не совсем корректный подбор номиналов радиоэлементов при переходе от контактных систем зажигания к электронным приводит со временем к нестабильной работе.

Иллюстрацией последней проблемы может служить частый дефект старых тахометров, которые продолжали применяться на автомобилях ВАЗ и ГАЗ после появления коммутаторов в системе зажигания.

Обычно ремонт сводится к удалению ограничительного стабилитрона во входной цепи прибора или изменению номиналов RC-делителя импульсного напряжения.

Неисправности в двигателе и системах

Если скачки стрелки тахометра сопровождаются нарушениями в работе двигателя, то это означает начало отказов в работе катушек зажигания, свечей или высоковольтных проводов.

Проще всего локализовать проблему способом замены элементов или перестановкой их между цилиндрами.

Все входные сигналы можно исследовать при помощи осциллографа в составе мотор-тестера. Но нерегулярность сбоев и их пограничный характер вызовут затруднения.

Поэтому проще, например, подменить временно коммутатор на заведомо исправный, чем анализировать его работу, а ремонтировать электронные блоки не всегда оправдано экономически.

Не всегда скачки стрелки могут означать некорректную работу электроники. Она может совершенно правильно отображать колебания коленчатого вала из-за проблем в системе питания или даже механической части.

Тут потребуется полная диагностика мотора с применением соответствующего набора оборудования, иначе последствия могут привести к более серьёзным поломкам. Особенно это касается дизельных двигателей, где нет системы зажигания, а значит и тахометр является совершенно самостоятельным прибором контроля и даже диагностики.

Почему скачет стрелка на тахометре: основные причины

Тахометр выдает информацию о частоте вращения коленвала. Эти данные помогают определить оптимальный режим работы двигателя. Случается так, что стрелка тахометра прыгает или плавает, это указывает на возможные неполадки.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности

Стрелка прибора скачет – это говорит о нестабильных оборотах коленчатого вала. Не исключено, что сам тахометр вышел из строя. Когда машина едет ровно без каких-либо нареканий, то двигатель исправен, а причина может быть скрыта в приборе.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности «CAR.RU»

Тахометр может плохо работать в силу разных причин:

  1. Нарушения в проводке: повреждение контактов, потеря сигнала, поступающего от датчика. В этом случае систему проверяют мультиметром.
  2. Прибору может не хватать питания, здесь придется проверить напряжение на проводах.
  3. Если стрелка плавает и не встает в нулевое положение, то проблема в датчике, его нужно проверить и заменить.
  4. Стрелка не стабильная лишь на холостом ходу, в этом случае требуется проверить трамблер, конденсатор трамблера, который находится на крышке, нередко проблема заключается именно в нем.
  5. Недавно установленный тахометр может доставлять проблемы в виде дергающейся стрелки. Прибор придется перенастроить и отрегулировать стрелку в нулевое положение.
  6. Если стрелка скачет лишь на больших оборотах, то причина может быть скрыта в коммутаторе, его нужно заменить.

Прыгает стрелка тахометра: причины и поиск неисправности «CAR.RU»

Если на тахометре меняли проводку, то стрелка может уходить ниже нуля, а затем начинает дергаться. В этом случае проблема заключается в неподходящем сечении проводов. Нужно понизить номинал внешнего резистора на плате тахометра. Неполадки тахометра не критичны для работы автомобиля. Но если это следствие неисправностей в двигательной системе, проблему надо решать.

Причина может крыться и не в тахометре, а, к примеру, в неисправности свечей зажигания, либо в других элементах системы зажигания. Точно определить проблему поможет профессиональная диагностика.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector