Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Качественная аккумуляторная батарея при надлежащем уходе и правильной эксплуатации обычно не доставляет неприятностей. Тем не менее даже с такими АКБ иногда возникают проблемы. В этой статье мы выясним, по какой причине греется плюсовая или минусовая клемма на аккумуляторе и как этого избежать.

Почему греются любые контакты

Прежде чем говорить о клеммах аккумуляторной батареи, разберемся, почему контакты греются. Для примера возьмем обычное болтовое соединение. Через него течет определенный ток, который согласно закону Ома прямо пропорционален напряжению и обратно пропорционален сопротивлению.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Предположим, контакт соединения ухудшился. В такой ситуации многие считают, что сопротивление контакта увеличилось, потому он и греется. Но все тот же закон Ома утверждает, что при увеличении сопротивления ток уменьшается! Если соединение не грелось при хорошем контакте и номинальном токе, почему оно начало греться при увеличении сопротивления? Ведь ток уменьшился.

Потому что при ухудшении контакта сопротивление меняется незначительно или остается прежним. Меняется лишь площадь соприкосновения проводников на участке соединения, а значит, и площадь, через которую течет ток прежней величины. В результате в месте контакта плотность тока возрастает настолько, что разогревает соединение.

По этой же причине греться может и исправное соединение, если площадь соприкосновения проводников или контактов выбрана неправильно. Это не неисправность, а конструктивный просчет.

Но большая плотность тока – не единственный фактор. Вспомним закон Джоуля-Ленца, который мы изучали еще в школе.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Здесь:

  • Q – количество теплоты;
  • I – сила тока через проводник (контакт);
  • R – сопротивление проводника (контакта);
  • t – время протекания тока.

Согласно формуле количество выделенной теплоты зависит и от времени. Если время протекания тока небольшое, то и теплоты выделится немного. Она успешно поглотится материалом болтового соединения, и мы перегрева даже не заметим – его не будет. Но если время увеличится, то выделенное тепло успеет нагреть место соединения до очень высоких температур.

Причины нагрева клемм АКБ

Соединение (как и цельный провод) нагревается, если плотность тока в нем достигает предельной величины, когда выделяемое тепло уже не может поглощаться материалом соединения и рассеиваться в окружающую среду. Это справедливо и для аккумуляторных клемм. Да, наконечники и клеммы АКБ массивные и теплоемкие, но и токи, протекающие через них, приличные. Так, при пуске двигателя ток может достигать сотен ампер.

Даже при хорошем контакте наконечник/клемма на соединении выделяется немало тепла. При быстром пуске нагрева практически не будет. Но если двигатель заводится с трудом и мы гоняем стартер минутами, то нагрев, пусть и не критический, вполне возможен.

Нас интересует именно сильный нагрев. Как правило, он происходит при ухудшении контакта и, как следствие, резкого уменьшения сечения соединения, вызывающего высокую плотность тока на пока еще контактирующих участках. Происходит такая неприятность по следующим причинам.

Сильное окисление клеммы и наконечника

Даже необслуживаемые АКБ имеют специальные клапаны для сброса избыточного давления, а у обслуживаемых прямое сообщение электролита с атмосферой. В результате под капотом появляются пары серной кислоты. При протекании тока между клеммой батареи и наконечником образуется практически гальваническая ванна. Без надлежащего обслуживания контактов электрическое соединение ухудшается.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонтКакой тут может быть контакт?

Разрушение наконечника

Явление редкое, но встречается. Обычно происходит из-за некачественного материала наконечника (брак) или усердного автовладельца, привыкшего затягивать гайки «до упора + еще чуток».

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонтМожет, брак, может, перетянули – не суть важно

Плохое крепление наконечника

Клеммы аккумулятора и нередко наконечники изготавливаются из свинца – металла мягкого и пластичного. Со временем от вибрации крепление может ослабнуть и контакт ухудшится. Дальше все покатится по наклонной. Соединение греется, окисляется, контакт ухудшается, соединение греется сильнее, контакт становится еще хуже и т. д.

Если наконечник хорошо затянут, то подобная проблема возникает редко. Гораздо страшнее, когда автолюбители с менталитетом «и так сойдет» сами создают себе проблемы.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

В Интернете можно найти и другие причины, якобы вызывающие нагревание клемм. К примеру, длительное прослушивание громкой музыки на стоянке или слишком тонкая проводка бортовой сети. Для тех, кто дружит с электротехникой, нелепость таких утверждений очевидна. Никакой автозвук не в состоянии разогреть исправные клеммы. А тонкая проводка, вызывающая нагрев клемм, повеселила бы господина Ома.

Опасность и последствия перегрева контактов аккумулятора

Если нагревается то, что нагреваться не должно, очевидно, что это нехорошо. Что касается нагрева клемм, это грозит нам следующими проблемами:

  • Мы можем остаться без аккумуляторного питания среди чиста поля. Как говорится, «не глуши – не заведешь».
  • Через месяц-другой наконечники развалятся в буквальном смысле слова (хорошо, если не расплавятся вместе с клеммами) и потребуют замены. Операция несложная, но определенных денег, знаний и умений потребует.
  • Сильный и постоянный нагрев клеммы высушит крайние секции АКБ и убьет аккумулятор.
  • Периодический нагрев/охлаждение клеммы нарушает герметизацию батареи. Значит, клемма будет постоянно в электролите. Жить такой АКБ останется недолго.
  • В моторном отсеке полно горючих материалов, жидкостей и паров бензина и масла. Так что пожар никто не отменял. Огнетушитель с такими клеммами лучше держать на коленях, а двери не закрывать.

От сильно нагретого наконечника станет нагреваться и силовой провод. Результат – обгоревшая изоляция, усиленное окисление голого силового провода, отгорание, замыкание, пожар.Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонтИз-за нагрева клеммы изоляция провода выгорела

Что можно сделать

Как и любую другую неисправность, нагрев клемм необходимо как можно скорее устранить. Есть два варианта:

Первый вариант отлично подойдет, если наконечники не разрушены, а их окисление зашло не слишком далеко. Во всех остальных случаях наконечники лучше заменить.

Очистка от окислов и шлифовка поверхностей

Если вы решили реанимировать старые наконечники, то вам понадобятся:

  • мелкозернистая наждачная бумага;
  • металлическая щетка;
  • металлический ершик;
  • раствор пищевой соды;
  • старая зубная щетка, ветошь.

Снимаем наконечник. Металлической щеткой и ершиком счищаем весь оксид, добиваясь металлического блеска клеммы и наконечника.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт Снимаем окисел щеткой и ершиком Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Обрабатываем наконечник и клемму аккумулятора раствором соды, чтобы нейтрализовать кислоту, которая и вызвала окисление.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонтНейтрализуем кислоту

Смываем соду водой, сушим. Наждачной бумагой шлифуем контактирующие поверхности клеммы АКБ и наконечника. Чем лучше отшлифуем, тем лучше контакт. Устанавливаем наконечник на место, затягиваем. Все соединение промазываем любой густой смазкой.

Как поменять клеммы

Если наконечники сильно повреждены, то придется идти в магазин и покупать новые на замену. Но перед приобретением их нужно правильно выбрать.

Какими они бывают и где купить

Наконечники для автомобильных аккумуляторов классически изготавливались из свинца, но в последнее время производители для этих целей стали использовать медные сплавы (обычно латунь) или сталь, покрытую медью гальваническим методом.

Латунный наконечник

Особой разницы между свинцовыми и латунными наконечниками нет. Качественные и правильно установленные, служить будут и те, и другие. А о стальных с медным покрытием разговор отдельный. Часто производитель наносит покрытие некачественно, и оно быстро облазит. Так что лучше остановить свой выбор на свинце и латуни.

https://www.youtube.com/watch?v=OU4RptF2cpI\u0026pp=ygWqAdCf0L7Rh9C10LzRgyDQs9GA0LXQtdGC0YHRjyDQutC70LXQvNC80LAg0LDQutC60YPQvNGD0LvRj9GC0L7RgNCwINCw0LLRgtC-0LzQvtCx0LjQu9GPOiDQv9GA0LjRh9C40L3Riywg0L3QtdC40YHQv9GA0LDQstC90L7RgdGC0LgsINC00LjQsNCz0L3QvtGB0YLQuNC60LAg0Lgg0YDQtdC80L7QvdGC

Этот наконечник облез прямо в упаковке

Еще один важный критерий выбора – внутренний диаметр. Он должен соответствовать диаметру клеммы вашего аккумулятора. Причем для положительной клеммы нужен положительный наконечник, для отрицательной – отрицательный (они тоже отличаются по внутренним размерам).

У наконечника для отрицательной клеммы меньший внутренний диаметр

Полезно! Если в вашем распоряжении окажутся наконечники большего внутреннего диаметра, то их можно установить через свинцовую вставку. Ее несложно приобрести в магазине или сделать самому из листового свинца. При хорошей затяжке соединение будет надежным.

Такая вставка не ухудшит качество электрического соединения

Купить наконечники можно как в обычном автомагазине, так и через Интернет. Тут особых проблем не будет – ассортимент большой. И, конечно, их можно найти на AliExpress.

Приступаем к замене

Если силовой провод в порядке, а фиксирующие болты еще можно отвернуть, то снимаем наконечник гаечным ключом. В противном случае и при напрессованном наконечнике его придется откусить.

Прежде чем откусывать наконечник, убеждаемся, что длины оставшегося провода хватит для подключения к аккумулятору.

В старых моделях автомобилей силовой провод влит в свинцовый наконечник. Вопрос демонтажа решается просто. Расплавляем наконечник горелкой, соблюдая правила пожарной безопасности.

Этот наконечник можно просто расплавить 

Следующий этап – подготовка силового кабеля. Его конец должен быть зачищен от изоляции на 10-15 мм. Если жилы провода окислены, зачищаем их при помощи раствора соды и металлической щетки.

Осталось установить новый наконечник. В зависимости от конструкции для этого понадобится гаечный ключ или специальный обжимной инструмент. Это нужно учитывать при покупке наконечников.

Для установки такой клеммы понадобится специальный обжимной инструментВ Интернете есть множество постов о том, что клеммы нужно менять парами.

Подобное утверждение не имеет смысла – это не лампы головного света, теряющие со временем яркость и цветовую температуру. Меняем то, что требует замены.

Более подробно о выборе и замене клемм можно прочесть в статье «Как заменить клеммы на проводах к аккумулятору».

Как предотвратить нагрев клемм в будущем

Даже старые, но правильно восстановленные наконечники будут служить многие годы. Для этого необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Наконечник должен быть соответствующего размера и плотно надеваться на клемму аккумулятора.
  • Наконечники без фанатизма, но плотно зажимаются на клеммах АКБ фиксирующей гайкой. Если они менялись, то этот пункт относится и к фиксирующим силовые провода винтам.
  • Все соединение нужно густо покрыть специальной смазкой для электрических контактов или любой густой автомобильной. Это исключит доступ паров кислоты к соединению.
  • Клеммы нужно периодически осматривать, своевременно очищать от окислов и проверять качество соединения.

Такую смазку можно найти в любом автомагазине

Мы выяснили, почему греются клеммы на аккумуляторе автомобиля и как эту проблему победить. Теперь вы без труда решите вопрос греющихся клемм самостоятельно.

Греется минусовая клемма: причины и способы решения проблемы

Безопасность электрической части транспортных средств — является одним из тех главных аспектов, который должен, в первую очередь, волновать автовладельца. Именно поэтому чрезмерный нагрев клеммы на аккумуляторе — серьезный сигнал для безотлагательного устранения причин, которые его вызывают.

Виды клемм АКБ и их функции

Их второе название — «токовыводы» — говорит само для себя. Именно к ним крепятся провода электропитания двигателя и всего автомобиля. В подавляющем большинстве материал аккумуляторных клемм — свинец, а размеры —строго нормированы:

Читайте также:  Водительские права на автоматическую коробку передач: что нужно знать
Стандарт Диаметр (мм)
Минусовая Плюсовая
Европейский 19,5 17,9
Азиатский 12,7 11,1

На заметку! Существует еще и американский стандарт. Он предусматривает резьбовое соединение токовыводов с проводами и допускает расположение клемм плюс и минус на боковой поверхности АКБ.

Электрохимические процессы в местах контакта клемм

Независимо от стандарта, по которому выполнены батареи, на клеммах аккумулятора происходят следующие реакции:

  • Взаимодействие с кислородом воздуха (коррозия);
  • Ионообмен в агрессивной среде (электролиз).

Помимо химических реакций, в процессе работы аккумулятора возможны и чисто физические явления — трение и нагрев электродов. Насколько опасны последствия каждой и что делать для их предотвращения — пойдет повествование дальше.

Клемма нагревается. Причины и последствия

Токопроводящим элементам сети свойственна повышенная (отличная от окружающей среды) температура. Законы Ома и сохранения энергии работают здесь на все 100%. Увеличение сопротивления — главная причина того, что греется минусовая клемма. Поводом к этому служат—слабый контакт, а также наличие:

  • Окислов между электродами аккумулятора и клеммами проводов;
  • Воздушной прослойки;
  • Заниженного сечения токоотводящих элементов цепи.

Как известно, внутри батареи происходит реакция электролиза, где роль проводника играет очень агрессивная среда — серная кислота и дистиллят. Клемма аккумулятора, покрытая белым налетом (двуокисью свинца), — первый признак того, что соединение подвергается контакту непосредственно с электролитом или с его парами.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт Еще одной причиной того, что греются клеммы на проводах и самом аккумуляторе может служить долгая работа стартера. При заводке мотора пусковой ток часто превышает значения 150 и даже 200 ампер, а это — в состоянии нагреть довольно толстый провод и расплавить любую изоляцию.

Совет! Не допускать при запуске долгой (более 30 секунд) работы стартера. Если завести с первого раза не удалось — повторите попытку с интервалом хотя бы в пол минуты. Но помните при этом, что с каждым разом клемма нагревается сильнее.

В качестве дополнительной меры борьбы с пусковым током — вообще и с тем, что греется клемма — в частности — может быть замена минусового провода на аналогичный, но большего сечения.

Устраняем окисление

Основными материалами клемм токоотводящих проводов от электродов плюс и минус на автомобильных аккумуляторах являются активные металлы: свинец, латунь или медь.

Именно поэтому — их взаимодействие с кислородом воздуха — неизбежно. Появление на соединениях характерного налета (окиси) — тому первое подтверждение.

В этом кроется и один из ответов на вопрос «почему греется минусовой провода от аккумулятора». Перечислим несколько способов устранения сульфатации:

  1. Зачистка контактов наждачной бумагой.
  2. Снятие окиси напильником или щеткой по металлу.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт Существует также способы предотвратить реакцию окисления:

  1. Периодическая смазка. Оптимальные варианты – литол или солидол;
  2. Использование в качестве защиты специальной пасты или лака.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Улучшаем контакт и уменьшаем нагрев клемм

Даже в таком простом соединении, как провод–клемма аккумулятора есть свои сложности. Неплотное сопряжение токовыводящих штырей и проводов оставляет воздушную прослойку, провоцирующую рост сопротивления и возможность образования искры. Как избежать этого:

  1. Диаметр кольца клеммы должен быть достаточным для того, чтобы болтовое соединение обеспечивало плотный контакт.
  2. Даже при максимальном зажиме — между губками клеммы должен оставаться просвет. Это обеспечит надежность и даст гарантию при следующей затяжке.
  3. Во избежание проворачивания болта или гайки — зажим на аккумуляторе при их установке — желательно производить двумя ключами.
  4. Сам провод при соединении с клеммой должен находиться в запрессованном состоянии. Жгут лучше пропаять, чтобы исключить любую подвижность жил кабеля.
  5. Не допускается даже незначительное нарушение изоляции. Помните, что искры под капотом авто — предвестник большой беды.

Какими должны быть кабели на клеммах

Каждый электрический провод и клемма на автомобиле должны быть стандартизированы и разрешены для применения на транспортных средствах. Практически все они имеют масло-, бензо- и термостойкую изоляцию, способную обеспечивать защиту при любой температуре и химическом воздействии.

Важно! Даже настолько безразличная к химическим и механическим воздействиям изоляция проводов – не повод для халатного отношения к ее чистоте.Соединение АКБ с массой автомобиля желательно производить медным проводом плетеного сечения. Важно! Данный элемент весьма уязвим при воздействии щелочью и кислотой в месте отсутствия изоляции. В связи с этим требуется особая аккуратность при работе с технологическими и едкими жидкостями в непосредственной близости от него.Сегодня ассортимент качественных клемм и проводов достаточно представлен на рынке запасных частей. При выборе звеньев электрической цепи своего авто не противопоставляйте внешнюю привлекательность и надежность, стоимость и проверенного производителя. Помните — уверенность в своем средстве передвижения — дороже экономии и эстетики. Плохой контакт на клеммах и, как следствие, — их высокая температура — серьезный повод для беспокойства владельцам автомобилей. Не стоит откладывать устранение этой проблемы в «долгий ящик». Тем более что многое здесь можно сделать собственными силами. Тема — почему нагреваются клеммы на аккумуляторе — гораздо шире рамок, в которые она уместилась на этой странице. Если у вас есть желание поделиться знаниями и опытом — оставляйте свои комментарии. Нам и нашим читателям это будет весьма интересно и полезно!

Греется минусовая клемма аккумулятора — приговор или легкое недомогание?
Ссылка на основную публикацию
Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле

Какой бы не была причина, по которой греется клемма на аккумуляторе, это есть нехорошо. Проблему нужно искать и срочно решать. Если дефект своевременно не заметить и не устранить, то от сильного перегрева оплавится изоляция силовых кабелей, «потекут» пластиковые детали АКБ, и даже сама клемма может превратиться в бесформенную горку свинца. Пожар тоже не исключен.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

С другой стороны, эта тема является довольно интересной, так как причину неадекватного нагрева клемм АКБ многие затрудняются понять, найти и устранить.

Почему это происходит? Что является причиной? Где искать дефект? Нередко автолюбители пытаются обратиться и к давно подзабытым законам из школьной физики, что чаще вызывает недоумение, нежели приводит к пониманию проблемы. Хотя направление это самое верное. Потому с него и начнем.

Немного школьной физики (простыми словами)

Какие физические величины, от которых можно оттолкнуться в поисках понимания, «крутятся» в греющейся клемме аккумулятора? Их там несколько:

  • U – напряжение на клемме.
  • I – сила тока, проходящего через клемму (проводник).
  • R – сопротивление проводника.
  • S – площадь сечения проводника.
  • t – время.
  • Q – количество тепла, рассеивающегося на проводнике.

Начнем с разбора наиболее часто встречающейся ошибки при оперировании этими величинами и физическими законами, которыми они связаны. Базируется она на том, что клемма греется из-за плохого контакта, а также на законе Ома для участка цепи.

Логика такая. Чем хуже контакт, тем площадь сечения проводника S меньше. А чем меньше сечение, тем сопротивление его больше. Далее берется вышеупомянутый закон Ома:

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

И тут начинаются проблемы. Напряжение в ботовой сети автомобиля всегда одинаковое, и равняется примерно 12 В. Практически все (многие на подсознательном уровне) понимают, что чем больше ток, тем сильнее нагрев. И это правда.

Но что происходит, когда ухудшается контакт? Правильно – увеличивается сопротивление R. Получается, что чем хуже контакт, тем ток в цепи должен быть меньшим.

Как же в таком случае клемма может греться из-за плохого контакта? Ток же уменьшается! Должно быть наоборот: контакт ухудшается, сопротивление растет, ток падает – нагрев снижается.

Но на практике это не работает, поскольку большая половина причин, по которым греются клеммы АКБ, вызвана именно ухудшением контакта. А подвох весь в том, что для решения данной проблемы этот закон Ома применять нельзя. Не зря же он для участка цепи. А у нас далеко не участок.

Вот если клеммы закоротить куском проволоки, тогда этот закон сработает. Чем больше будет ее сопротивление, тем ток потечет меньший, и клеммы нагреваться будут слабее. И наоборот.

Но в машине помимо греющейся клеммы есть же еще потребители тока – стартер, печка, акустическая система и прочее. Все это тоже влияет на силу тока, протекающего через клемму. А на практике большие токи текут и через плохой контакт. И несмотря на то, что сопротивление там увеличилось, сила тока не уменьшается соразмерно.

Ток все равно течет. И сила его большая. Об этом можно судить по тому, что тот же стартер работает и при плохих контактах. Соответственно, даже через плохой контакт протекает ток больше 100 А. Именно поэтому закон Ома, каким бы классным он не был, для решения нашей проблемы не подходит, и вышеописанный алгоритм будет изначально ошибочным.

А правильный алгоритм будет таким. Поскольку клемма аккумулятора греется, то нас, в первую очередь, интересует величина Q. Понятно, что чем она больше, тем сильнее перегрев. Попробуем разобраться, от чего же зависит это самое Q в случае с греющейся клеммой. Для этого существует простейшая формула из школьного учебника, с помощью которой выражается закон Джоуля-Ленца:

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Что дает нам эта формула? Все предельно просто и понятно. Она нам говорит о том, что клемма АКБ может греться по нескольким причинам – из-за тока, сопротивления или времени. Чем большими будут эти величины, тем сильнее нагрев. Соответственно, в этих направлениях и стоит искать возможную причину, по которой греется клемма аккумулятора.

Возможная причина №1. Плохие контакты

Начнем с чего попроще. А именно – с плохого контакта на самой клемме АКБ. Такое встречается чаще всего. Клеммы окисляются, загрязняются, изнашиваются, ослабляются крепежи. Результат всегда один – в месте соединения АКБ с клеммой уменьшается сечение. А это приводит к повышению сопротивления.

Поскольку потребители тока из аккумулятора способны работать даже при плохом контакте, то ток через этот участок не уменьшается. Время пока не учитываем. Примем, что оно не меняется, и стартер запускает двигатель так же быстро, как и при нормальном контакте. Смотрим на формулу, и видим, что при таком раскладе Q увеличивается. Клемма греется.

Решается проблема очень просто. Клеммы очищаются от окислов и надежно закрепляются на АКБ. Для профилактики рекомендуется смазывать их специальными составами. Если на клеммах есть трещины, деформации и другие дефекты – их надо заменить. Дешевые некачественные клеммы покупать и устанавливать не стоит.

Читайте также:  Как сделать болотоход каракат своими руками

Следует помнить, что плохие контакты могут быть не только на клеммах АКБ. Не менее часто их перегрев вызывает окисленное, ослабленное или просто грязное соединение минусового провода с кузовом автомобиля, или так называемая «масса».

В некоторых моделях она подсоединена не к кузову, а к двигателю. В любом случае результат плохого контакта в этом месте будет приводить к перегреву клемм АКБ.

Чинится аналогично – окислы и грязь удаляются, а клемма надежно крепится на своем месте.

Возможная причина №2. Недостаточное сечение силовых кабелей

Силовыми в автомобиле принято считать провода, которые идут, в первую очередь, к стартеру. Если накануне осуществлялась их замена, то вполне вероятно, что в целях экономии были приобретены недостаточно толстые кабели.

Это означает, что их сопротивление выше, чем надо. Соответственно, по все той же формуле может наблюдаться нагрев клеммы. Причем в данном случае сама по себе клемма может и не являться источником тепла.

Изначально перегреваются тонкие силовые кабели, и тепло от них передается на клеммы.

Устранение проблемы очевидно – надо установить кабели достаточного сечения.

Кроме проводов, идущих к стартеру, большие токи могут протекать и по другим цепям автомобиля. Например, тот же провод «массы» тоже должен иметь достаточное сечение. Если в автомобиле установлена мощная акустика, инвертор и прочее «прожорливое» оборудование, для их питания тоже нужны толстые провода.

Возможная причина №3. Повреждение силовых кабелей

А что, если силовые провода в автомобиле стоят, что называется, «родные», то есть с завода? По идее их толщина (сечение) должна быть достаточной, и причиной перегрева клемм они быть не могут. А вот и нет. Еще как могут.

Дело в том, что любой силовой кабель состоит из большого количества токоведущих жил. Это делается для того, чтобы проводник не только имел малое сопротивление, но также был гибким и долговечным. Но долговечный – не значит вечный.

Из-за частых манипуляций с АКБ, вибраций, коррозии – жилки в силовых кабелях неминуемо разрушаются. Их со временем становится все меньше и меньше. Соответственно, общее сечение силового кабеля уменьшается, а сопротивление растет.

Он начинает греться, и нагревать клемму аккумулятора.

Выход в данном случае только один – своевременная замена силовых кабелей.

Возможная причина №4. Стартер «берет на себя»

Когда говорят «стартер берет на себя», то это означает, что он потребляет больше тока, чем обычно. Соответственно, сила протекающего через клеммы АКБ тока увеличивается.

А как показывает все та же формула, при росте силы тока увеличивается и количество выделяемого тепла.

Если, при этом, есть еще и плохие контакты, двигатель не запускается с «пол тычка» (увеличивается t), то наше Q растет по всем трем направлениям.

Стартер – довольно сложное устройство, и «брать на себя» он может по многим причинам. Все они делятся на две большие категории – механические и электрические.

К механическим причинам относятся все поломки, из-за которых вращению ротора стартера оказывается сопротивление.

Износ втулок, загрязнение, подклинивание, проблемы с мотором (стартеру тяжело его прокрутить) – все это оказывает механическое сопротивление. Из-за него стартер, чтобы работать, потребляет больше тока.

Вторая категория причин – по электрической части. Сюда относятся все поломки, из-за которых через стартер протекает большой ток. Возможен износ щеток, засорение коллектора, короткие замыкания в обмотках ротора, замыкания на корпус и так далее.

Возможная причина №5. Короткое замыкание в проводке

Такое случается достаточно редко при условии, что электропроводка автомобиля не подвергалась серьезным переделкам с пренебрежением мер безопасности.

Например, если подключить какой-либо прибор напрямую к АКБ, побрезговав плавким предохранителем, то поломка этого прибора может вызвать короткое замыкание.

При нем ток через клеммы аккумулятора вырастет в разы (здесь и закон Ома уже сработает), что может привести не только к нагреву, но и к возгоранию.

Короткое замыкание также часто встречается и в цепях, в которых есть предохранители. Нередко после выхода их из строя они заменяются на новые с большим номиналом. В результате своевременно они не срабатывают, что приводит к серьезным проблемам.

Поврежденная изоляция, небрежные скрутки, избыточная влага – все это тоже может стать причиной короткого замыкания. При этом не обязательно будет наблюдаться характерный запах и дым, а вот нагрев клемм аккумулятора может быть весьма заметным.

Возможная причина №6. Большая и длительная нагрузка на АКБ

Довольно часто клеммы аккумулятора греются тогда, когда он долго используется во время стоянки для питания мощных потребителей. Это может быть и многоваттная акустика, и холодильник, и инвертор. Сегодня в автомобиле можно включить практически все, что угодно, вплоть до чайника и кипятильника. Чем это чревато?

Когда двигатель не работает, то абсолютно вся потребляемая электроэнергия берется из аккумулятора. Если включен мощный прибор, то сила потребляемого им тока напрямую зависит от мощности.

А если учесть, что он работает длительное время, то рассмотренное выше Q будет расти сразу по двум направлениям.

Третье направление неминуемо тоже добавится, если мощный прибор подключен тонкими проводами, которые плохо прикручены, окислились, подгнили и так далее.

Для полного понимания этого пункта кратко рассмотрим, что значит – большая нагрузка на АКБ? Ее можно рассчитать, и сравнить в рекомендуемыми производителем параметрами. Так вот. Любая аккумуляторная батарея для автомобиля будет служить долго и надежно, если ее не разряжать в течение длительного времени токами, превышающими 1/10 ее емкости.

Это означает, что для АКБ емкостью 60 А*ч «безвредные» токи разряда не выходят за пределы 6 А. Как узнать, сколько ампер отдает батарея на питание того или иного прибора? По его мощности. Например, выехав на природу, вы включили акустическую систему мощностью всего 150 Вт.

Чтобы узнать силу тока, надо эту мощность разделить на напряжение, которое в данном случае примерно 12 В. Получается, что такая музыка берет из АКБ ток порядка 12 А. Соответственно, при АКБ на 60 А*ч нагрузка на нее будет превышать рекомендуемую в два раза.

Нагрев клемм – обеспечен.

Возможная причина №7. Не работает генератор

Эта причина имеет некоторые сходства с предыдущей. Если во время движения при работающем двигателе генератор прекращает работать, то все системы автомобиля начинают питаться от АКБ.

Токи через клеммы соответствующие, а отсюда и нагрев.

То же самое может наблюдаться, если генератор не обладает достаточной мощностью (износ или неподходящая модель), чтобы обеспечить энергией все включенные потребители.

Итоги

В итоге видим, что причину перегрева клемм аккумулятора следует искать сразу в нескольких направлениях. Чаще всего такой дефект связан, конечно же, с плохими контактами, а потому легко и недорого устраняется. Гораздо сложнее искать причину, если «виновен» стартер, генератор или внештатные потребители с большой потребляемой мощностью.  

  • Схожий материал
  • НАБОР ДЛЯ БЫСТРОГО РЕМОНТА БЕСКАМЕРНЫХ ШИН: особенности выбора и применения
  • 7 мифов о хранении автомобильных шин
  • История шин Sumitomo / Сумитомо
  • История шин Continental / Континенталь

Мотоциклы Индиан. История одной легенды.

  1. Как исправить провисшую дверь на нерегулируемых петлях
  2. Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на автомобиль?
  3. 5 способов как узнать расход топлива на 100 км
  4. Алгоритм проверки утечки тока в автомобиле
  5. 5 народных средств для чернения резины в домашних условиях
  6. Вольтметр для автомобиля: как подключить и правильно использовать
  7. Стартер берет на себя: симптомы и причины
  8. Пусковой ток стартера: как измерить и зачем это нужно?
  9. 7 возможных причин почему ГРЕЕТСЯ КЛЕММА АККУМУЛЯТОРА на автомобиле
  10. 5 вариантов КУДА ДЕВАТЬ Б/У АККУМУЛЯТОР от автомобиля
  11. 7 возможных причин хронического НЕДОЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА
  12. 7 способов повысить НАПРЯЖЕНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ
  13. ДЕСУЛЬФАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРА обычным зарядным устройством
  14. Как определить реальную ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА
  15. Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки
  16. 5 способов как проверить термостат системы охлаждения автомобиля
  17. 33 совета на что смотреть при покупке автомобиля
  18. 7 народных средств для эффективного удаления битумных пятен с автомобиля
  19. Простейшая противоугонка своими руками (две схемы)
  20. Как фотографировать машину для продажи
  21. Как ездить в гололед на машине и не попасть в ДТП
  22. 10 проверенных советов как продлить срок службы аккумулятора автомобиля
  23. Как восстановить аккумулятор автомобиля или добить его окончательно
  24. Как выбрать аккумулятор для автомобиля — вредные советы и заблуждения
  25. Как заряжать гелевый аккумулятор — ответы на 5 важных вопросов
  26. 7 обязательных правил как заряжать AGM аккумуляторы
  27. 20 причин биения и вибрации руля — методика поиска неисправности
  28. Десульфатация автомобильного аккумулятора
  29. Как подключить вольтметр в машине и правильно им пользоваться

Из-за чего могут греться клеммы на аккумуляторе, и как с этим бороться

Автомобильный аккумулятор вряд ли можно отнести к категории оборудования, сбои и неполадки в котором возникают очень часто. Но и исключать подобное нельзя.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Основой уверенной и эффективной работы АКБ являются поддержание оптимального уровня заряда и качество соединения контактов на клеммах.

В процессе эксплуатации автомобилисты могут замечать, что контакты нагреваются. Это не считается нормальным явлением, потому важно установить причину и попытаться её устранить. Своими силами, либо с помощью профильных специалистов, вопрос уже второстепенный.

Что нужно знать о клеммах

Чтобы соединить контактные группы электрооборудования с выводами АКБ, используются металлические клеммы.

Эти клеммы изготавливают в соответствии с международными стандартами. Их делят на несколько типов:

Наиболее распространёнными считаются клеммы A и B, и большинство изготовителей АКБ используют именно их. Выполнены в виде металлических хомутов, необходимые для соединения АКБ и потребителей.

https://www.youtube.com/watch?v=OU4RptF2cpI\u0026pp=YAHIAQE%3D

Чтобы контакт был стабильно качественным, соединение затягивается винтами или болтами с промежуточной гайкой.

Клемма должна соответствовать некоторым ключевым требованиям:

  • большая масса;
  • высокие показатели прочности;
  • устойчивость к износу;
  • сохранение формы при деформациях;
  • простая конструкция.

Но даже элементы, выполненные в строгом соответствии с международными требованиями, периодически могут доставлять проблемы автовладельцам. Одной из таких проблем выступает нагрев контактов.

Причины нагрева контактов

Можно выделить несколько основных причин, почему греется на аккумуляторе плюсовая клемма или минусовая.

Читайте также:  Технические характеристики зил-431412

Тут важно понимать особенность работы автомобиля с АКБ. Когда поворачивается ключ в замке зажигания, запускается стартер, и это позволяет запустить двигатель. При запуске передаётся большой стартовый ток. В некоторых случаях эти показатели составляют внушительные 600 Ампер.

Если имеются те или иные проблемы, это ведёт к нагреванию клемм и выводов АКБ.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Эксперты выделяют несколько вероятных причин, почему на аккумуляторах греются клеммы. Причём как минусовые, так и плюсовые.

  1. Нарушение качества контакта между клеммой и выводом АКБ. Это довольно распространённые причины, из-за которых нередко на аккумуляторе сильно греются клеммы. Происходит это обычно после длительной эксплуатации, либо же проявляется на сравнительно новых машинах из-за производственного брака.
  2. Образование окислов на внутренней поверхности контактов. Ещё минусовая клемма, как и плюсовая, порой нагревается из-за появления плёнки окисления. Частая проблема для свинцово-кислотного аккумулятора. Для предотвращения появления окислов рекомендуется периодически проверять состояние выводов, чистить их щётками или обрабатывать специальными спреями.
  3. Увеличение сопротивления у проводников. Вероятная причина нагрева именно плюсовой клеммы автомобильного аккумулятора. В этом случае стоит проверить состояние проводов аккумулятора. При эксплуатации авто происходит так, что провода преломляются. Из-за этого падают показатели проводимости, а проходящий ток способствует повышению температуры. В этой ситуации вариантов решения проблемы не так много. Нужно заменить повреждённый провод.
  4. Нарушение коммутации с корпусом. Если же при запуске двигателя греется именно минусовая клемма от вашего аккумулятора, обратите внимание на качество соединения минуса с корпусом транспортного средства. В таких ситуациях возможен нагрев как самой клеммы, так и проводов.
  5. Неисправности АКБ. Они могут провоцировать окисление выводов и внутренних поверхностей клемм, нарушать коммутацию. Но в такой ситуации будет греться плюсовая клемма. Решение простое. Это чистка металлических компонентов, а также замена самой батареи. Подключать новую АКБ к неисправным выводам нельзя.

Разобравшись с причинами, их потребуется обязательно устранить.

Ряд проблем решается собственными силами автомобилиста. Но иногда разумнее и логичнее обратиться к профильным специалистам.

Прежде чем приступать к работе, важно понять, чем опасен нагрев.

В чём угроза нагревания клемм

Среди автомобилистов бытует мнение, что в ситуации, когда греется клемма на выводах АКБ (плюс и минус), в этом ничего страшного нет. Якобы это нормальное явление, поскольку проходят большие токи, что и провоцирует повышение температуры.

В действительности на вопрос о том, должна ли греться минусовая или плюсовая клемма при работе аккумулятора, можно ответить однозначно. При исправной АКБ такого происходить не должно.

На практике повышение температуры ведёт к негативным изменениям в протекающих внутренних процессах. То есть эти процессы нарушаются, что отражается на общем состоянии АКБ и всего автомобиля.

Специалисты выделяют несколько наиболее опасных и вероятных последствий.

  1. Увеличение температуры внутренних пластин. Свинец становится слишком горячим. Пластины контактируют с электролитом, который при чрезмерном нагреве будет начинать кипеть и испаряться. В итоге АКБ может полностью выйти из строя. Уровень электролита сильно падает, иногда до критических отметок. Начинается процесс осыпания пластин, теряется ёмкость батареи, восстановить которую уже не получится.
  2. На корпусе появляются трещины и повреждения. Если нагрев сильный, пластик даже может начать плавиться. А через появившиеся трещины начнёт выходить электролит. Повреждённый корпус запаять уже не получится. Придётся покупать новый источник питания.
  3. Деформация клемм и выводов. Опять же, следствие высоких температур, которые достигают критичных отметок. Свинец сам по себе достаточно мягкий, а потому температурная точка плавления не такая высокая.

Нагрев клемм на выводах аккумулятора вовсе не является нормальным явлением. Если это происходит, обязательно следует провести комплексную диагностику батареи, установить причину и попытаться её устранить.

Как предотвратить нагревание клемм

Заметив, что у вашего аккумулятор сильно греется та или иная клемма, нужно предпринять ряд мер. Вообще их лучше соблюдать ещё до того, как появилась сама проблема.

Почему греется клемма аккумулятора автомобиля: причины, неисправности, диагностика и ремонт

Смысл профилактики перегрева заключается в выполнении следующих рекомендаций:

  1. Не используйте оборудование, которое потребляет больше мощности и тока, нежели могут обеспечить бортовые проводники. Если планируется выход за эти рамки, тогда потребуется заменить проводку. Используются провода с большим сечением, чтобы выдержать увеличенную нагрузку.
  2. Старайтесь следить за исправным и рабочим состоянием всех потребителей. Это исключит вероятность короткого замыкания.
  3. Выбирайте для своего автомобиля АКБ с токоотводами, соответствующими клеммам бортовой сети. Простыми словами, выводы АКБ должны соответствовать тому типу клемм, которые используются в машине для соединения с батареей. Некоторые используют подручные средства при их несоответствии. Это категорически неправильно, может привести к короткому замыканию, возгоранию, разрыву корпуса аккумулятора. В продаже есть контактные группы, позволяющие решить проблему несоответствия выводов АКБ и штатных клемм. Это своего рода переходники.
  4. Возьмите за правило периодически проверять соединение массы на корпусе АКБ, качество затяжки и крепления самих клемм на аккумуляторной батарее. По мере необходимости подтягивайте крепежи.
  5. Следите за тем, чтобы на выводах и клеммах не появлялись следы окислов. Они образуются при наличии определённых проблем. Нужно установить причину окисления, устранить её и зачистить поверхности.
  6. Изучайте состояние внутренних поверхностей клемм. Там могут появляться трещины, дефекты и прочие повреждения. Обработать их можно мелкозернистой наждачкой. А лучше такие клеммы заменить. При износе внутренних поверхностей при соединении с АКБ образуется небольшая воздушная прослойка. Это ведёт к увеличению внутреннего сопротивления батареи и перегреву.

На практике выполнять такие требования не так сложно. Это работа буквально на несколько минут, которые автомобилист без проблем может выделить своему транспортному средству.

Почему греются клеммы или провода на аккумуляторе: описание проблем и их решение, можно ли самому решить

Ни одно транспортное средство не бывает стопроцентно защищено от неполадок извне. Это происходит, скорее всего, потому, что не всегда за всем можно уследить.

Встречаются в природе и такие неприятности, которые без специальных устройств трудно и обнаружить. К такому типу погрешностей можно отнести, к примеру, нагревание аккумуляторных клемм или же проводов.

Нагревание клеммы со знаком «плюс»

Всем, наверное, известно, что такое зажимное приспособление (клемма) у аккумуляторов. Одной фразой – это вывод тока АКБ. Такие приспособления имеют свинцовую оболочку и являются креплением для аккумуляторных проводов.

Если плюсовое зажимное приспособление стало нагреваться, значит, необходимо найти причину данного дефекта и незамедлительно устранить ее.

В основном, главным симптомом такого действия является плохое контактирование провода с самой этой клеммой. Такое происходит, в случае окисления клеммы либо же соприкосновения ее с водой.

  • При любом раскладе, такое нагревание может впоследствии спровоцировать воспламенение проводки, привести к пожару в дальнейшем, а также повредить и расплавить корпус самой аккумуляторной батареи.
  • Всегда необходимо устранять неполадку с нагретым зажимным приспособлением.
  • Ваши действия таковы:
  1. Откидываем провод с вывода тока.
  2. Тщательно счищаем контакты с помощью наждачной бумаги (либо же другого специального изделия).
  3. Производим замену проводки, идущей непосредственно от генератора аккумуляторной батареи.
  4. Надеваем проводку в обратном порядке на клемму.
  5. Затягиваем конец проводки, который надет на токовывод аккумулятора.

Для улучшения работы контакта, необходимо правильно подобрать d-кольца. При плотном обхвате клеммы с болтовым соединением не будет происходить плавление элемента, а также возможности ей заискриться.

Обычно зажимы гаек осуществляются с помощью двух ключей. Это уменьшает риск прокручивания как гайки, так и болта изделия.

Если при обработке всех контактов через определенный период времени снова возникли проблемы с этим же зажимным приспособлением, а именно: образовалась свинцово-оксидная пленка, то надо проверить аккумулятор на утечку, заполняющей его жидкости. Скорее всего, это АКБ начала выходить потихоньку из строя. Разгерметизация в виде трещинок на поверхности аккумулятора будет давать волю испарения электролитной жидкости наружу.

Нагревание клеммы со знаком «минус»

Нагревание зажимного приспособления со знаком минус обычно провоцирует неудачный контакт с кузовом автомашины. Кузов здесь играет роль заземлителя. Окисления в виде электролитных паров снаружи также играют отрицательную роль в данном случае.

  Замена клемм автомобильного аккумулятора

Для устранения данного рода неисправностей рекомендуется:

  1. Осуществить проверку обоих концов провода, достаточно ли они соединены с клеммами.
  2. Снять с клеммы все виды окислений. Если же такое действие становится недоступным, то придется поменять аккумуляторную батарею на новый источник питания.

Если провод массы нагревается от аккумулятора, то это не составляет особой опасности. Однако же, если происходит окисление, а затем и разрушение самой АКБ, то это уже грозит всем остальным «членам»кузова автомашины. Эта проблема может перекинуться на все их узлы. При нагревании расплавится кузов, а затем произойдет утечка электролита внутрь самого автомобиля.

Нагревание обеих клемм

Если при запуске двигателя либо же каких других действий с дворниками или зеркалами (сидениями) нагрева происходит нагревание обеих клемм аккумулятора, то это будет означать то, что генератор автомобиля с соответствующей ему нагрузкой не справляется (потому как дополнительную энергию для перечисленных действий он питает именно от АКБ). Вследствии этого и происходит перегрев обеих клемм.

Возьмите на заметку! При работе с аккумулятором необходимо соблюдать правила безопасности. Работать с АКБ надо в резиновых перчатках. В случае утечки электролита возможность повредить кожные покровы будет тогда исключена.

Если происходит нагрев проводов аккумулятора

Бывает, что нагрет провод, а владелец машины думает, что это нагрев клеммы. Есть ли отличия? И они есть:

  • качество провода очень низкое;
  • проводное сечение очень слабое (при мощных действиях извне не справляется с положенной нагрузкой);
  • разрыв проводов внутри самого кабеля.

Все перечисленное выш впоследствии, может привести к возгоранию проводов. потому как им свойственно воспламеняться. Лучше всего в таком случае заменить неисправные провода на новые, более надежные и качественные.

Для этого рекомендуется использовать более усовершенствованные провода, которые надежно защищены как масло-и бензостойкой изоляцией, так и самой термостойкостью. Такой тип имеется у кабелей европейских стандартов.

Следует учесть! Аккумуляторные клеммы необходимо совмещать медными проводами плетеного сечения.

В итоге

Нагревание клемм или проводов должно быть сигналом для автовладельца, чтобы устранить надвигающуюся опасность для автомобиля в целом.

Если все вовремя обнаружить и устранить, то это даст гарантию избежать неблагоприятного результата работы автомашины в будущем.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector