Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Автовладельцы при приобретении автомобиля ищут ответ на следующий вопрос: что лучше автомат, робот или вариатор? Не получится купить автомашину с такой АКПП, которая подешевле, да с минимумом проблем. Так как каждая из трех описанных выше имеет свой ряд минусов, на которые придется обратить внимание автолюбителю.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

В статье читатель найдет ответы на вопросы, увидит преимущества и изъяны каждого типа КП. А уже в самом конце он сможет сделать вывод, какая коробка передач больше всего подойдет к его потребностям и возможностям.

Принцип действия КПП

Действие коробки передач заключается в следующем:

  • принимает и преобразовывает;
  • передает и изменяет направление крутящего момента.

В автомате, вариаторе или роботе этот процесс автоматизирован и не зависит от человека. Но при выборе коробки передач необходимо понимать, что у каждого вида автоматизированной трансмиссии есть свои принципы работы. От них будет зависеть цена самого устройства и его ремонта после эксплуатации.

В следующем блоке будет рассмотрен подробно каждый вид АКПП.

Разновидности

Автоматизированные трансмиссии делятся на:

  • роботы. На них передача скоростей меняется за миллисекунды. Ими оснащаются гоночные спорткары;
  • вариаторы. Плавный набор скорости;
  • классический автомат. Здесь используется гидротрансформатор. В течение нескольких десятков лет автоматы оставались четырех-ступенчатыми. Но в последние годы компании по изготовлению автоматов перешли на выпуск восьми- и девяти-диапазонных автоматов.

Сброс, калибровка и адаптация АКПП

Какая же из них лучше автомат, вариатор или робот читатель узнает из следующих блоков.

Робот

Роботы мгновенно переключают скорости, когда автомашина движется. Помимо этого, они удобны, динамичны и экономичны. Однако они обладают большим недостатком: в ремонте это слишком дорогостоящие коробки передач, потому что оборудование и ремкомплекты на них имеют высокую стоимость.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Помимо высокой стоимости, коробка-робот все-таки имеет еще ряд изъянов. О них речь пойдет в блоке, посвященном преимуществам и недостаткам устройства. 

Робот состоит из следующих элементов:

  • механическая КП;
  • сцепление и привод сцепления;
  • сервопривод переключения скоростей;
  • электроблок.

Концерн Volkswagen решил совместить все положительные качества и убрать изъяны АКПП и МКПП, чтобы создать коробку DSG.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Автовладельцы задают вопрос на тему «ДСГ: робот или автомат»? В действительности это следующее поколение роботизированной АКПП, просто с улучшенными качествами. Например, в отличие от автомата, вариатора и робота первого поколения, она имеет два диска сцепления.

Чем отличаются эти поколения роботов? Об этом в следующих блоках.

Ркпп с одним сцеплением

Это вид робота имеет ряд недостатков, которые этим и отличают его от робота второго поколения.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

  • неизвестно как себя поведет во внедорожных условиях или на гололеде;
  • некомфортно ездить по мегаполису: резкие старты, толчки;
  • не имеет возможности для буксировки;
  • обладает эффектом задумчивости, чем приводит к опасной ситуации на дороге.

Робот работает в двух режимах:

  • автоматическом;
  • полуавтоматическом.

Робот больше относится к механической КПП, нежели к автоматической. Хотя передачей скоростей занимаются сервоприводы. Но паузы при переключении возникают, как и у механической.

Внимание! Описанные выше роботы уходят в прошлое. На смену им приходят DSG или робот следующего поколения.

Ркпп с двумя сцеплениями

В этой коробке доработали изъяны, которые встречались в начальных выпусках. Роботу дано следующее сокращение – DSG. Происходит от английских слов «Direct Shift GearBox». На русский переводится: «коробка передач с синхронизированным переключением».

Этот робот имеет два диска для передачи скоростей. Один взаимодействует с четными числами передач, другой – с нечетными. Ключевым отличием от первого поколения роботов является бесперебойное нахождение во включенном состоянии обоих устройств. Когда переключается скорость или робот готов к переключению скоростей на одном диске, второй – смыкается, и – наоборот. 

Конструкции роботов сложные и часто не ремонтнопригодны.

Преимущества и недостатки использования робота в автомобилях

Положительными сторонами использования робота будут:

  • малый расход топлива, возможность быстрого переключения с одной передачи на другую;
  • работают тихо и плавно (касаемо второго DSG);
  • используется малое количество масла, а, например, при использовании сухого 7-стпенчатого DSG, в доливе трансмиссионной жидкости почти не нуждается.

Негативные стороны роботов:

  • дорогие в ремонте;
  • слабые конструкции блоков управления;
  • частый перегрев (касаемо первого поколения).

Хоть роботы и технологичны, для многих специалистов роботизированная коробка не понятна как сделана. Поэтому многие СТО не берутся ремонтировать их.

ВКПП (CVT)

Вариатор в отличие от автомата и робота плавно передает крутящий момент от мотора к колесам. Вариатор в технической документации обозначается как «CVT». Эта аббревиатура расшифровывается следующим образом «Continuously Variable Transmission». На русский переводится: «трансмиссия постоянно изменяющая передаточное отношение».

Какая коробка передач лучше автомат или механика: плюсы и минусы

  • Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  • Чем отличаются вариаторы от автоматов – максимальным использованием мощности автомашины и малым расходом бензина.
  • Вариаторы бывают:
  • клиноременные;
  • клиноцепные.

CVT клиноременной

Это самый распространенный вариатор. Он состоит из ремня. Последний натягивается между двумя шкивами и гидротрансформатором. Работает посредством изменения углов контакта шкивов и ремня. А гидротрансформатор увеличивает крутящий момент мотора автомашины в несколько раз. 

  1. Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  2. Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  3. Используется на автомашинах следующих моделей:
  • Ниссан Кашкай;
  • Ниссан Икс-трэйл;
  • Рено Каптур.

CVT клиноцепной

Клиноцепной вариатор обладает той же технологией, что и клиноременной. Только ремень заменен цепью.

  • Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  • А вместо гидротрансформатора на многие модели автомашин ставится двухмассовый маховик.
  • Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше
  • Используется вариатор клиноцепной на следующих моделях:
  • Ауди А 6;
  • Субару Форестер.

Плюсы и изъяны вариатора

Полезные качества у CVT Недостатки CVT
  • мгновенно разгоняется;
  • автомашина не катится в обратную сторону на склоне, как на роботизированой КПП;
  • отсутствие переключений;
  • простой и дешевый.
  • лимит передачи крутящего момента;
  • ограниченный ресурс ремня.

Автомат

Впервые автомат представлен в 1930. Им оснастили такой автомобиль, как Кадиллак. У автомата сцепление происходит посредством гидротрансформатора, который соединяет АКПП и двигатель автомобиля. Ресурс жизнедеятельности АКПП равен 200 000 километров. При не агрессивной езде и должном уходе, автомат может продержаться без капремонта и больше.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Передачи скорости в автомате происходят за счет ступеней планетарной системы. Современные дорогие модели автомобилей содержат уже 9 ступеней. Хотя первое авто было оснащено автоматом с всего лишь с четырьмя ступенями. А электронный мозг автомата определяет, как ему нужно работать в тот или иной момент.

Электроника, которую компании ставят на автомат, позволяет приспособить автомашину для любого вида езды с помощью режимов:

  • «Зима» – езда в зимнее время, снегопад и гололед. Долго прогревается коробка автомат;
  • «Спорт». Увеличивается расход топлива. Автомашина становится маневренной.

Все что нужно знать об автоматической коробке Шкоды Октавии

Преимущества и изъяны автомата

Положительными сторонами автомата являются следующие показатели:

  • удобный для поездок по городу;
  • надежный, чем робот;
  • управление может осуществляться в одном из двух режимов: автоматическом и ручном;
  • невозможность перегрева мотора.

В общем у автомата нет всех тех проблем, которые имеются у робота и вариатора. Но отрицательные стороны все же есть:

  • дорогой ремонт на СТО;
  • автомат не рекомендуется буксировать в течение длительного времени;
  • увеличенное потребление бензина;
  • не у всех автомашин переключение скоростей на автомате незаметно для водителя и пассажиров.

Отличия вариаторной коробки от автомата и РКПП

Обычному автовладельцу бывает трудно понять в чем отличие вариатора от РКПП и АКПП. В этом блоке будут объяснены подробно отличия между ними. Вариатор от других отличает:

  1. Простота в работе.
  2. Легкие в ремонте.
  3. Малый вес.
  4. Ускорение без переключения с одного блока скорости на другой. Автомашина с вариатором не будет дергаться во время перехода с одного скоростного режима на другой. 
  5. Вариатор боится пробуксовок и быстрых стартов. Подходит для спокойной езды по мегаполису.

Если соблюдать следующие эксплуатационные меры, то вариатор прослужит долго:

  • вовремя менять трансмиссионную жидкость;
  • следить за уровнем масла;
  • наблюдение за датчиками. Нет сигнала одного из них – значит образовалась проблема. Чем быстрее ее устранить, тем меньше затрат на полный ремонт вариатора.

На каком варианте остановиться

В виде заключения будут сделаны выводы на тему, какая коробка передач лучше подходит для езды по мегаполису, по проселочной дороге.

Основные режимы и для чего нужна кнопка овердрайв на автомате

Автоматическая коробка передачКоробка автомат подойдет для тяжелых условий эксплуатации. Она надежна и выдержит любые перепады в скорости и быстрые старты, а также холодные старты. Она более подходит для внедорожников. Автомат можно использовать при езде по мегаполису. Если долго стоять в пробках, то он не перегреется. Автомашина с автоматом проедет тысячи километров при правильном уходе и не потребует капитального ремонта.
Роботизированная коробка передачРоботу категорически противопоказан городской режим. Те же часовые пробки выведут его из строя. Но зато он хорошо себя показывает при езде на высоких скоростях и за городом. Роботизированная коробка ближе к механической, чем тот же вариатор. Если автомат или вариатор могут работать долгие года, то робот будет послушен владельцу только в течение гарантийного срока. После его истечения коробку придется менять.
Вариаторная коробка передачВариатор же лучше приспособлен к городским условиям. Тяжелые дорожные условия ему не подойдут, быстрые и резкие старты, высокие скорости перегреют эту трансмиссию. 

Читайте также:  Датчик АКПП: какие датчики используются в устройстве автоматической коробки

При выборе автомобиля с одной из коробок, автовладелец должен точно знать, что он хочет от своей автомашины: спокойно ездить по городу со средней скоростью, участвовать в гонках с товарищами или же он приобретает машину для горного туризма. 

И только после определения цели для которой он покупает автомобиль с той или иной коробкой передач, следует приступать к поиску такой автомашины. Автомобиль, купленный спонтанно, может стоить большого количества денег, а выйти из строя раньше положенного срока.

Вариатор или автомат: что лучше и надежнее?

Автомобилем, который агрегатирован механической трансмиссией, на сегодняшний день уже никого не удивишь.

В России это самый старый тип КПП, в отличие от той же Америки, поэтому люди сейчас все меньше обращают на «механику» внимание, предпочитая удобство эксплуатации, которое олицетворяется в виде двух педалей и отсутствия необходимости переключать часто передачи, что особенно неудобно для представительниц слабого пола.

https://www.youtube.com/watch?v=VE0Xvt6E7Z8\u0026pp=ygVt0J7RgtC70LjRh9C40LUg0LLQsNGA0LjQsNGC0L7RgNCwINC-0YIg0LDQstGC0L7QvNCw0YLQsCDQuCDRgNC-0LHQvtGC0LA6INC60LDQutCw0Y8g0LrQvtGA0L7QsdC60LAg0LvRg9GH0YjQtQ%3D%3D

На сегодняшний день существует множество видов автоматических трансмиссий, однако на легковых автомобилях чаще всего применяют коробки передач трех типов: классические гидромеханические автоматические трансмиссии, роботизированные коробки передач, а также бесступенчатые вариаторы, которые часто обозначают аббревиатурой CVT. Именно поэтому ведется спор: вариатор или автомат – что лучше?

Что такое вариатор

Вариатор или CVT (Continuously Variable Transmission) существенно отличается по своему устройству не только от гидромеханического «автомата», но и любой другой коробки передач.

Одна из его ключевых особенностей является отсутствие фиксированных передач. Вместо этого есть диапазон, в котором находится плавно изменяемое передаточное число.

Вариатор – это тип автоматической трансмиссии, обеспечивающий передачу крутящего момента от ДВС на колеса при сохранении стабильности его оборотов.

Принцип работы вариатора

Впервые вариатор установили в автомобиле DAF и Ford. Новый вид коробок активно совершенствовался в 50-60 гг. прошлого столетия. Современные вариаторы бывают цепные, тороидальные и клиноременные. Последний вариант наиболее часто используется автомобильными концернами. Приобретайте Ford с аукциона на сайте компании Токидоки.

У вариатора нет переключения скоростей. Но это не мешает автомобилю демонстрировать отличную динамику и плавно разгоняться за счет непрерывного изменения передаточного числа в зависимости от текущей скорости движения. У таких автоматических модифицированных коробок максимальный КПД.

Коробка вариатор: плюсы и минусы

Отзывы о вариаторе позволяют выявить следующие преимущества:

  • плавная работа;
  • двигатель всегда находится на оптимальных оборотах;
  • простота конструкции и ремонта;
  • невысокая стоимость агрегата по сравнению с классическим автоматом;
  • большой ресурс ремня (у некоторых вариаторов до 500 тысяч километров).

Минусы вариатора:

  1. шумность при разгонах (двигатель сразу выводится на максимальные обороты);
  2. скучное ускорение;
  3. боязнь пробуксовок, бездорожья и долгих поездок на высоких скоростях;
  4. частые замены масла;
  5. высокая стоимость ремонта.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Что из себя представляет автомат

Классической АКПП является гидромеханическая автоматическая трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора (в его конструкцию входят насосное, турбинное и реакторное колеса, блокировочная муфта и муфта свободного хода), заменяющего собой сцепление, а также планетарного механизма (состоит из планетарных рядов, валов, барабанов с фрикционными муфтами, обгонной муфты и ленточного тормоза).

Не вдаваясь в механические и гидродинамические подробности, скажем, что передача крутящего момента с двигателя на коробку осуществляется потоками рабочей жидкости. На практике такая конструкция обеспечивает плавный «натяг» при отпускании педали тормоза, а также плавное автоматическое ступенчатое переключение передач, которое зависит от скорости автомобиля.

Преимущества и недостатки автоматической КПП

Преимущества:

  • Обеспечение лучших динамических характеристик автомобиля за счёт контроля тяги на разгонах, обгонах и других манёврах автомобиля (при условии, что это современный многоступенчатый «автомат»).
  • Автоматические коробки серийно устанавливаются уже более 70 лет – за это время они зарекомендовали себя, как надёжные механизмы, относительно простые и доступные в обслуживании (хотя, конечно, бывают исключения).
  • Классическая АКПП прекрасно прижилась даже на серьёзных внедорожниках и без проблем переживает езду с пробуксовками, а «фирменный» натяг – здорово выручает зимой.

Недостатки:

  • При движении по трассе даже самые современные автоматы имеют несколько худшую динамику перемены передач, а разрывы потока мощности в гидротрансформаторе при переходе на повышенную передачу всё ещё ощутимы (это справедливо скорее для относительно старых конструкций).
  • Увеличенный расход топлива. Из-за все тех же потерь в гидротрансформаторе расход топлива на автомобилях с автоматом, как правило, всегда чуть выше, чем на машинах с другим типом трансмиссий.
  • По тем же причинам КПД силовой установки с АКП несколько ниже, чем у двигателей с другими типами трансмиссий.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Чем отличается вариатор от автомата: способы определения

При покупке авто даже опытный автомобилист не всегда сможет разобраться, какая коробка передач в нем установлена: вариатор или АКПП. Приводим советы, как отличить АКПП, CVT и «робота» визуально. Найти отличия между автоматической и вариаторной коробкой передач при посадке в салон авто невозможно. И та и другая выглядят идентично: один рычаг управления, одинаковое обозначение режимов.

Разница между автоматом и вариатором заключается в количестве режимов. Коробка передач вариатор может содержать меньшее количество режимов – обычно 4: «P», «N», «D», «R». В современных «автоматах» присутствуют еще и дополнительные. Указание типа КП рядом с маркой автомобиля.

Чтобы разобраться, какая же все-таки КП установлена в машине, следует осмотреть ее снаружи сзади. Большинство производителей около обозначения марки и модели сообщают и тип трансмиссии – «AT» или «CVT». Разница в «поведении» транспорта в ходе езды. У авто с АКПП будут присутствовать рывки и толчки. У транспортных средств с вариатором их не будет.

Кроме того, у последних будут слышны щелчки в коробке. Разное «поведение» машины при подъеме на горку. Например, Subaru с аукциона отлично справляется с данной задачей.

Если при движении под гору затормозить и отпустить педаль газа, автомобиль с АКПП будет плавно двигаться вперед без отката назад.

Авто с вариатором сделает откат назад и не будет осуществлять движение вперед на холостых оборотах.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Вывод: что лучше выбрать – вариатор или автомат?

Выбирая между двумя автоматическими коробками, следует отдать предпочтение вариатору в случае, если важен высокий КПД, более низкий расход топлива, плавность хода и быстрый разгон. Но вариаторы не подходят для агрессивного стиля вождения.

Отказаться от вариатора и сделать выбор в пользу автомата стоит, если важен ресурс механизма. Классические АКПП надежнее, чем вариатор (хотя уступают в этом качестве механическим коробкам), подходят для сложных условий эксплуатации.

Робот, вариатор, механика или автомат? Какая коробка лучше и почему

Механика в перечне современных коробок стоит особняком. Думается, что ее дни сочтены — она останется либо на совсем уж бюджетных машинах, либо, напротив… на очень дорогих! Так сказать, для куража — мол, мы настоящие спортсмены. Однако же для начала перечислим основные плюсы и минусы механических коробок передач.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Начнем с плюсов — перечисляем. Простая конструкция, дешевый ремонт, солидный ресурс, простота пуска мотора при севшей АКБ, отсутствие проблем с буксировкой машины, наличие шансов самостоятельно выбраться из грязи в раскачку… Кроме того, многие водители даже сегодня искренно говорят, что желают самостоятельно управлять автомобилем, а не доверяться каким-то автоматам. Что ж, им виднее.

Теперь займемся минусами. На первом месте, конечно же, неопытные водители, для которых три педали под ногами — это перебор. Тронуться с места, тем более — в гору: мучение! На светофорах такие автомобили часто откатываются назад: малоопытные водители этого не замечают. В пробках необходимость постоянно что-то переключать способна довести кого угодно.

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Как бы там ни было, проще и надежнее механики сегодня ничего нет. Но пора переходить к автоматам. Начнем с роботов.

Такие коробки можно встретить, например, на «Весте» или «Иксрее». Честно говоря, это — недоделанный автомат, в основе которого все та же механика. Однако считается, что ресурс сцепления у такой коробки выше.

Из плюсов отметим надежность и простоту ремонта. Главный из минусов, на мой взгляд, это возможность убогого откатывания назад, как на механике.

Кроме того, таким коробкам свойственны замедленная реакция, рывки при срабатывании, а также аварийные отключения при подъемах вследствие перегрева.

Роботы с двум сцеплениями

Такие можно встретить на «Фольксах», «Шкодах», «Фордах», «Мини» и т. п.

Изюминка состоит в том, что за последующие передачи отвечают разные диски сцепления и первичные валы, а потому следующая передача практически всегда готова к подключению — на это уходят миллисекунды.

Отсюда и плюсы: почти мгновенные переключения, экономичность, хорошая динамика. Из минусов — пониженная надежность, повышенная цена.

Вариаторы

По замыслу такие коробки можно считать идеальными: лучше могут быть только электромобили. Никаких привычных переключений нет вообще: конусообразные диски образуют некое подобие шкивов с переменными диаметрами. Назад машины с вариаторами не откатываются. На практике все упирается в надежность конструкции.

Клиноременные вариаторы (Mitsubishi Outlander, Nissan Qashqai) — это самый распространенный сегодня тип таких коробок. Наличие гидротрансформатора обеспечивает плавное начало движения. Такие коробки проще и дешевле привычной гидромеханики. Примерный ресурс ремня — 150 тыс. км.

Читайте также:  Кривошипно-шатунный механизм

Клиноцепные вариаторы (Audi А6, Subaru Forester) вместо ремня используют цепь. Из недостатков отмечают ограничения в передаче крутящего момента.

Из казусов вариаторов отметим… виртуальные ступени — явный шаг назад! Однако считается, что такие коробки больше нравятся водителям.

Гидромеханика

Отработанную десятилетиями конструкцию можно встретить где угодно. Чисто ступеней все время увеличивается: больше — лучше! Из достоинств отмечаем доведенную схемотехнику и возможность передачи солидных крутящих моментов. Недостатки? Уступают по кпд и плавности переключений вариаторам!

Выводы

Я голосую за гидромеханику: у нее, в общем-то, нет недостатков. Конечно, хотелось бы, чтобы число ступеней было не менее шести. В первую очередь это касается мощных автомобилей. Вариатор хорош для малых и средних автомобилей.

Что касается роботов, то ничего одобряющего в их адрес говорить не хочется. Отметим разве что коробки с двумя сцеплениями — да и то при условии, что использовать машину вы собираетесь ограниченное время, не выше гарантийного срока.

Чем робот отличается от вариатора и что лучше

Содержание статьи

Долгое время в автомобилестроении активно применяли два типа коробок — гидроавтомат (АКПП) и механическую коробку (МКПП).  АКПП обеспечивает комфортное вождение без педали сцепления, и рычаг выбора приходится трогать лишь изредка. Взамен она требует хорошего масла, и лишнего топлива. Да и с буксира такую машину не заведешь.

Другое дело механика. Динамика, экономичность, вот только самому работать приходится много. 

И та и другая коробки частично изживают свои недостатки. Современные МКПП легки в переключении, да и автоматы стали динамичней, но поиск идеальной трансмиссии продолжается. 

Идея первая — взять экономичную и быструю МКПП, но сами переключения возложить на исполнительные механизмы. Это робот (РКПП). Гидроавтомату он совсем не родственник.

Идея вторая — вариатор. Его изобрел еще Леонардо Да Винчи. В простейшем вариаторе ремень передает мощность с ведущего шкива на ведомый. Шкивы разделены вдоль на половинки, которые могут сходиться и расходиться. Сжимаясь, они выдавливают ремень на больший радиус, а расходясь переводят его на меньший. Это позволяет быстро менять передаточное отношение.  

Отличие вариатора от автомата и робота: какая коробка лучше

Hoonda Fit (Jazz) с роботизированной коробкой передач

Достоинства и недостатки РКПП

Достоинства

  • Экономичность. Роботизированная коробка не требует дополнительной энергии, и не совершает человеческих ошибок. Хорошие механизмы работают экономичнее; среднестатистического водителя
  • Комфорт. По комфорту РКПП бывают разные. Самому переключать не нужно;
  • Адаптация под стиль вождения;
  • Имеют ручной режим движения. Для переключения требуется только тронуть ручку выбора.

Недостатки

  • РКПП дороги в обслуживании и ремонте;
  • Требуют периодической инициализации (подстройки);
  • По комфорту РКПП бывают разные. Плавностью переключения они уступают; другим автоматам. Бывают задумчивы. Случаются рывки.

Плюсы и минусы вариатора

Плюсы

  • Экономичность;
  • Динамика;
  • Комфорт;
  • Надежность.

Первые два преимущества бесспорны, а обеспечение комфорта и надежности обеспечиваются при соблюдении владельцем некоторых условий.

Минусы

Вариатор — надежная коробка, но нужно не допускать проскальзывания ремня (или цепи, тороидального элемента). При этом происходит ускоренный износ. Повышенная нагрузка трансмиссии исключена.  

  • Буксировка запрещена
  • На бездорожье следует ехать плавно.
  • Трансмиссию необходимо прогревать. Ремни, цепи вариаторов работают в специальном масле, оптимально совмещающих  смазочные и фрикционные свойства. Эффективность сцепления зависит от температуры масла. 
  • Техническое обслуживание нужно проходить регулярно, чтобы не ремонтироваться раньше времени. ТО вариатора не дешевое, но ремонт еще дороже. 

В этой статье даны принципы работы двух современных трансмиссий, их базовые качества. Обе эти КПП сильно различаются в зависимости от модели авто. Различаются и по качеству, и по конструкции, в которую входит множество исполнительных механизмов и электроники. Они еще не выбрали свой технический потенциал, как классические трансмиссии.

Выбор определяется и индивидуальным стилем езды и требует взвешенного решения.

У нас на сайте в разделе статистики продаж авто с аукционов Японии вы можете посмотреть авто на которых установлена роботизированная коробка передач: 

Коробка автомат, вариатор, робот — в чём разница ?

Сегодня автоматические коробки передач устанавливаются на всё большее число новых автомобилей. А на некоторые автомобили, например, так вообще ставят только «автомат», а вариант с «механикой» покупателю даже не предлагается. Ещё до покупки автомобиля, полезно знать, какие бывают автоматические коробки и в чём их отличия.

  • На сегодняшний день существует три вида «автоматов»
  • — «Обычный» (гидротрансформаторный),
  • — Вариатор
  • — Роботизированный (робот).

Различия между ними важно знать не только при покупке нового автомобиля, но и подержаного — несведущему покупателю нечестный продавец легко может выдать вариатор или «робот» за классический «автомат». Так давайте узнаем, в чём между ними разница и какую коробку передач лучше выбрать ? Начнём с обычного автомата.

Робот

Роботизированная коробка — это что-то среднее между «механикой» и «автоматом». Главное отличие робота от механики — это наличие блока управления, который и занимается переключением передач за водителя. И здесь также присутствует некоторая пауза при переключении.

  1. Помимо вышеописанной паузы, роботу присущи и другие недостатки:
  2. — Рывки и толчки при переключениях
  3. — Медленная реакция
  4. — Необходимость включения режима «N» при остановке с работающим двигателем (иначе можно его перегреть)
  5. — Невозможность буксировки
  6. Как видно, недостатков у робота хватает. Но ведь не спроста на автомобили с роботом есть прос — ведь эта трансмиссия обладает следующими достоинствами:
  7. — Низкая цена в сравнении с «автоматом» или вариатором
  8. — Низкий расход топлива
  9. Но всё же роботы — это уже уходящиее прошлое, и они постепенно вытесняются более современными разработками, а именно…

Чем отличается коробка робот от вариатора и АКПП

Итак, сразу отметим, что хотя назначение всех видов коробок одинаковое и заключается в автоматическом изменении передаточного числа (переключение передач происходит без участия водителя), отличие коробки автомат от робота и вариатора, вариатора от АКПП или РКПП от CVT достаточно существенное.

https://www.youtube.com/watch?v=VE0Xvt6E7Z8\u0026pp=YAHIAQE%3D

На практике потребитель без достаточного опыта может попросту не отличить обычный автомат от робота или вариатора, особенно если автомобиль с автоматом приобретается б/у, то есть на вторичном рынке.

При этом нужно знать, что по ряду причин одни виды АКПП считаются более надежными и долговечными, другие обеспечивают максимум комфорта при езде, третьи не так плавно переключают передачи, однако дешевы в производстве и наиболее доступны, четвертые способны существенно экономить топливо и т.д. Давайте разбираться.

  Как регулировать шток вакуумного усилителя тормозов

  • Начнем с гидромеханической АКПП. Данный тип коробки передач появился на автомобилях достаточно давно (фактически спустя несколько лет после появления первых автомобилей на механике).

Конструкция АКПП сложная, однако, данная коробка проверена временем и отличается максимальной надежностью. В основе лежит гидротрансформатор (конвертер крутящего момента), который фактически является сцеплением, а также планетарная коробка передач.

Хотя переключения происходят ступенчато, момент таких переключений сглажен. Это значит, что водитель практически не ощущает, когда включается повышенная или пониженная передача.

Также современные АКПП имеют 5, 6 и более скоростей, что позволяет экономить топливо. Еще производители делают такие автоматы адаптивными (электроника подстраивается под стиль езды конкретного водителя), зачастую имеется возможность вручную переключать передачи (Типтроник).

К минусам автоматической трансмиссии данного типа можно отнести высокую начальную стоимость, существенные затраты в случае ремонта, необходимость регулярно менять трансмиссионное масло (жидкость ATF) и фильтры АКПП каждые 50-60 тыс. км. пробега, постоянно следить за уровнем и качеством этой жидкости, использовать исключительно оригинальные или рекомендуемы аналоги.

Также следует отметить, что АКПП по сравнению с другими автоматами расходует больше топлива (на 10-15 %), а также разгонная динамика автомобиля с такой трансмиссией может быть несколько хуже.

  • Коробка вариатор, в отличие от АКПП или робота, является бесступенчатой трансмиссией. В конструкции использован гидротрансформатор, однако в устройстве самой КПП нет четко фиксированных передач.

Чтобы было понятно, простыми словами, вместо привычных шестерен (как в МКПП, АКПП или роботах) используются валы, шкивы и ремень вариатора. За счет изменения диаметра шкивов происходит плавное изменение передаточного числа. Получается, вариатор CVT имеет большое количество вариантов изменения передаточного числа.

В результате данный тип КПП позволяет добиться высочайшего уровня комфорта, моменты переключений отсутствуют, нет разрыва мощности при переключениях. Также вариатор является достаточно экономичным типом коробки передач, имеется режим, имитирующий ручное ступенчатое переключение.

Если же говорит о минусах, хотя вариатор дешевле в производстве и машина с такой коробкой более доступна по цене, ресурс этой трансмиссии значительно меньше, чем в случае с АКПП и даже некоторыми РКПП.

Вариатор боится нагрузок, пробуксовок, резких стартов, буксировки прицепа, езды с постоянно высокими оборотами ДВС и т.д. Автомобиль с такой КПП больше подойдет для спокойного водителя, который обычно эксплуатирует машину в черте города или ездит по трассе со средней скоростью.

Еще следует отметить высокую чувствительность к качеству трансмиссионного масла, которое в вариаторе нужно менять каждые 30-40 тыс. км. Параллельно специалисты и опытные автолюбители отмечают крайне низкую ремонтопригодность вариатора, а также высокую стоимость запчастей для коробок данного типа.

Читайте также:  Фронтальный погрузчик амкодор 342в

Это значит, что далеко не каждый автосервис способен выполнить ремонт вариатора или его обслуживание (например, замена цепи или ремня вариатора CVT), а также провести данный ремонт качественно.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое вариатор XTronic. Из этой статьи вы узнаете об особенностях трансмиссии данного типа, а также какие плюсы и минусы агрегат имеет по сравнению с аналогами.

https://www.youtube.com/watch?v=HhLneysG_Bk\u0026pp=ygVt0J7RgtC70LjRh9C40LUg0LLQsNGA0LjQsNGC0L7RgNCwINC-0YIg0LDQstGC0L7QvNCw0YLQsCDQuCDRgNC-0LHQvtGC0LA6INC60LDQutCw0Y8g0LrQvtGA0L7QsdC60LAg0LvRg9GH0YjQtQ%3D%3D

По этой причине повсеместно распространена практика агрегатной замены неисправного вариатора на контрактный, при этом коробка вариатор б/у в хорошем состоянии стоит достаточно дорого.

  • Роботизированная коробка передач (коробка-робот) была разработана достаточно давно, однако по ряду причин у производителей долгое время не было возможности сделать такой продукт массовым.

Сегодня благодаря активному развитию технологий данный тип КПП является наиболее прогрессивным. Коробка робот активно устанавливается на разные модели авто, причем как в бюджетном, так и в премиальном сегменте.

Что касается устройства коробки робот, фактически это обычная механическая коробка передач (еще такие КПП называют полуавтоматическими коробками передач), при этом включение и выключение сцепления, а также выбор и переключение передач происходит автоматически. Также присутствует ручной режим, который позволяет водителю самостоятельно повышать и понижать передачи.

  Жидкая резина для автомобиля: эстетика и надежность

Обратите внимание, роботизированные коробки бывают двух типов:

  • робот с одним сцеплением (однодисковый);
  • преселективная коробка с двумя сцеплениями;

Первый вариант имеет всего пару плюсов – доступная стоимость как новых, так и подержанных авто с такой коробкой, а также топливная экономичность по сравнению с АКПП и некоторыми вариаторами.

Прежде всего, однодисковый робот прост и дешев в производстве. Если просто, это МКПП с электронным блоком управления и исполнительными сервомеханизмами, которые управляют работой сцепления, а также переключают передачи вместо водителя.

При этом во время езды такая коробка дергается в моменты переключения передач, водитель нередко должен сам подстраиваться под алгоритм работы такого автомата, интуитивно угадывая и сбрасывая газ перед переключением.

С надежностью самой коробки проблем нет, однако это не касается сервомеханизмов (актуаторов) и сцепления. Как правило, сцепление в рамках городской эксплуатации требует замены уже к 50-60 тыс. км. пробега. Также автоматика на многих авто с таким роботом не умеет «учитывать» износ сцепления, что требует постоянно адаптации каждые 20-25 тыс. км.

Что касается актуаторов, данные элементы выходят из строя к 80-90 тыс. км. Нужно учесть, что сервомеханизмы плохо поддаются ремонту, что нередко требует их полной замены. При этом стоимость новых устройство зачастую оказывается достаточно высокой.

Если говорить о роботах с двумя сцеплениями (например, DSG или PowerShift), в этом случае такие коробки удачно сочетают в себе многие плюсы гидромеханического автомата и обычной механики. Передачи переключаются плавно и очень быстро, достигается высокая топливная экономичность. При этом коробка не так сильно боится нагрузок, перегревов, менее чувствительна к качеству масла и т.д.

В основе лежит все та же механика, ЭБУ и сервомеханизмы, однако, в отличие от однодисковых роботов, сцеплений уже два. Если просто, в одном корпусе КПП объединены сразу две механические коробки, одна имеет вал с четными, а другая с нечетными передачами.

В тот момент, когда автомобиль движется на одной передаче, ЭБУ также сразу готовит к включению следующую скорость (преселективная КПП) и держит ее практически полностью включенной. В результате время переключения минимально, водитель не ощущает рывков и толчков, поток мощности почти не разрывается, автомобиль динамично разгоняется.

К минусам коробок данного типа можно отнести не только уже известные проблемы с сервомеханизмами и сцеплением, но и более сложное устройство самой коробки передач.

Как правило, такой робот не доставляет проблем, в среднем, 120-170 тыс. км. Далее могут возникнуть поломки.

При этом ремонт может оказаться весьма затратным, приближаясь по стоимости и даже превышая цену ремонта «классических» гидромеханических АКПП.

Переселективная трансмиссия

Переселиктивная трансмисся — это роботизированная трансмиссия второго поколения. Она также имеет название DSG — это аббревиатура от Direct Shift Gearbox (коробка передач с синхронизированнымпереключением).

Такая коробка — самая совершенная в настоящее время. Она имеет два диска сцепления — один переключает чётные передачи, а второй — нечётные.

Ключевая особенность коробки DSG состоит в том, что в этой коробке постоянно включены две передачи. Но только один из двух дисков соединён с двигателем, а второй находится наготове. Как только происходит смена передачи и первый диск отключается, второй мгновенно подключается. На переключение передачи уходит меньше секунды, а по плавности хода DSG можно сравнить с вариатором.

Однако и у DSG есть свои недостатки. Эта трансмиссия обладает очень сложной конструкцией, вследствие чего её обслуживание имеет высокую стоимость. Кроме этого, даже крупный сервис не всегда готов взяться за ремонт такой коробки, да сам ремонт, бывает, просто невозможен.

Поэтому при поломках часто единственным выходом остаётся лишь полная замена трансмиссии ну или в лучшем случае замена электронного блока управления.

Ещё один минус коробки DSG — это перегрев сцеплений после долгой езды, из-за чего при переключениях передач могут возникнуть рывки автомобиля.

Автомат, вариатор, робот или DSG — что лучше ?

Так какую же коробку лучше выбрать ? Ответить на этот вопрос можно, зная финансовые возможности и манеру езды покупателя автомобиля.

Однако, большинство автомобилистов всё же сходятся во мнении, что классический гидротрансформаторный автомат сегодня является оптимальным решением.

Несмотря на плавность хода коробки-вариатора и на экономочность коробки DSG, вариатор обладает низким ресурсом и его устанавливают лишь на автомобили с малообъёмными моторами, а DSG, ввиду новизны технологии, часто оказывается неремонтопригодной.

Ну а в пользу обычного автомат говорит тот факт, что на его конструкция прошла испытание временем и в настоящий момент является наиболее «обкатанной» и надёжной, а многие его недостатки не являются критическими.

Принцип работы коробки переключения передач

Коробка — комплект шестеренок, которые зацепляются в разных вариациях, в результате меняется тяговая сила. Каждая такая комбинация называется передачей. Число ступеней зависит от конструктивных особенностей автомобиля. Различают трех-, четырех- и пятиступенчатые КПП. Во внимание не берется задняя передача.

Независимо от вида и особенностей конструкции, принцип работы КПП неизменный. Тяговая сила зависит от особенностей соединения первичного и вторичного вала. Именно коробка осуществляет такие изменения. Крутящий момент зависит от того, какие шестерни задействованы в работе.

Все об устройстве вариатора

Вариатор – разновидность автоматической коробки передач. Он предназначен для плавной передачи крутящего момента от двигателя к колесам и бесступенчатого изменения передаточного отношения в фиксированном диапазоне.

Зачастую в технической документации к автомобилю можно встретить в качестве обозначения коробки передач аббревиатуру CVT. Это и есть вариатор, в переводе с английского – “постоянно изменяющая передаточное отношение трансмиссия” (Continuously Variable Transmission).

Главная задача вариатора – обеспечить плавное изменение крутящего момента от двигателя, что делает разгон автомобиля плавным, без рывков и провалов. Мощность машины используется по максимуму, а топливо расходуется по минимуму.

Управление вариатором практически не отличается от управления автоматической коробкой передач, за исключением бесступенчатого изменения крутящего момента.

Кратко о видах CVT

  1. Клиноременный вариатор. Он получил наибольшее распространение. Этот вариатор состоит из ремня, натянутого между двумя раздвижными шкивами. Принцип работы клиннорменного вариатора заключается в плавном изменении передаточного отношения за счет синхронного изменения радиусов контакта шкивов и клиновидного ремня.
  2. Цепной вариатор.

    Менее распространен. Здесь роль ремня выполняет цепь, передающая тянущее, а не толкающее усилие.

  3. Тороидный вариатор. Достоин внимания и тороидный вариант трансмиссии, состоящий из дисков и роликов.

    Передача крутящего момента здесь осуществляется за счет силы трения роликов между дисками, а передаточное число меняется посредством перемещения роликов относительно вертикальной оси.

Детали вариаторной КПП дорогостоящие и труднодоступные, да и сама коробка обойдется недешево, а с ее ремонтом могут возникнуть проблемы.

Наиболее дорогим вариантом будет тороидная коробка, для изготовления которой требуется высокопрочная сталь и высокая точность механической обработки поверхностей.

Преимущества и недостатки вариаторной коробки передач

В тексте уже были упомянуты как положительные, так и отрицательные стороны вариатора. Для наглядности представим их в таблице.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector