Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Плавающие обороты — частая проблема среди владельцев поддержанных авто. Причем случается она как на простейших ВАЗовских моторах, так и на технологичных немецких и японских ДВС.

Двигатель не может нормально держать холостые, из‐за чего может глохнуть, расходовать больше топлива и даже коптить. В чем причина? Каждый случай индивидуален — нужно смотреть поочередно каждую из систем.

Рассмотрим, почему плавают обороты двигателя и как решить данную проблему.

Мотор троит по разным причинам:

  • подсос воздуха извне;
  • неисправность одной из систем ДВС (впускной, топливной, зажигания, газораспределения);
  • существенный износ цилиндропоршневой группы.

Воздух в двигатель должен попадать только через впускной коллектор. Если впуск поврежден, воздух подсасывается снаружи. Из-за этого при запуске двигателя плавают обороты, мотор не держит обороты на холостом ходу вовсе (глохнет), а в отдельных случаях его просто невозможно запустить. Воздух просачивается в разных местах:

  • через стенки коллектора (частая «болезнь» пластиковых коллекторов, в которых образуются микротрещины);
  • через вакуумные шланги;
  • в соединении патрубков и шлангов.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Если коллектор без повреждений, при этом начинают плавать «холостые», стоит осмотреть прокладку. Со временем она усыхает и пропускает воздух. В цилиндр попадает больше «неучтенного» кислорода — смесь становится бедной, ДВС глохнет. Та же ситуация с прокладкой дроссельной заслонки — мотор задыхается и не держит обороты на холостом ходу.

Внимательно осматриваем воздушные патрубки. Из-за частого и большого перепада температур резиновые трубки засыхают и трескаются. Почему же начинают плавать обороты двигателя? В камеру сгорания снова попадает «неучтенный» датчиками воздух, что приводит к ситуации, аналогичной предыдущей.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Движок может троить из‐за поврежденных вакуумных шлангов. Так как они служат для передачи разряжения, попадание лишнего кислорода мгновенно повлияет на работу авто.

Если в авто установлен адсорбер паров бензина, осмотрите клапан. Это частая болезнь отечественных авто.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Именно из‐за неисправного клапана адсорбера мотор начинает сходить с ума. Замена клапана помогает устранить проблему с вибрациями на холостом ходу.

Механизм служит для поддержания оборотов ДВС при закрытой дроссельной заслонке. Неисправность проявляется по-разному: автомобиль глохнет, троит периодически, либо постоянно не может выйти на «холостые».

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Если вы заметили плавающие обороты двигателя, причин неисправности несколько:

  1. Плохой контакт. На клапан просто не походит питание. Нужно осмотреть фишку проводов — часто клеммы окисляются и покрываются грязью.
  2. Грязь под штоком. Если регулятор разбирается, есть шанс очистить его — после сборки проблема уходит.
  3. Отсутствие смазки в штоке. После смазки клапан работает в нормальном режиме.

При выборе нового регулятора желательно избегать неизвестных производителей. Часто такие детали выходят из строя уже через неделю, особенно на российских авто. По возможности старайтесь приобретать оригинальные детали.

Если у вас карбюраторный авто, на котором плавают обороты, осмотрите жиклеры. Если в них попадает грязь, смесь обедняется, и двигатель нестабильно работает.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Следует выкрутить электромагнитный клапан и снять жиклер ХХ. Используя очиститель карбюратора, вымыть грязь, просушить и установить на место. Кстати, иногда причина кроется не в самом жиклере, а в уплотнительном кольце. Заменив его, двигатель работает исправно.

Механизм отводит газы из картера в камеру сгорания через впускной коллектор. Почему из‐за грязной вентиляции плавают обороты? Если клапан забит или плохо открывается, возрастает давление внутри системы.

Картерные газы попадают в камеру сгорания в избыточном количестве. Неисправность можно заметить по следам масла, которое выдавливает со всех сальников и прокладок.

Если начали плавать обороты двигателя, прочистив или заменив данный клапан, проблема исчезает.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины
Важно знать! На работу ДВС влияет не только сам клапан, но и состояние патрубков системы вентиляции.

Они должны быть упругими и не иметь трещин. Если трубка гнется как пластилин и не возвращается в исходную форму — срочно меняем. Это значит, что внутри нее критический слой нагара.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Система вентиляции – это «легкие» двигателя. Устранив засоры, стабилизируется работа мотора во всех аспектах — выравниваются обороты, снижается расход, автомобиль легче набирает скорость.

Он находится между дроссельной заслонкой и воздушным фильтром. Датчик определяет объем пропускаемого воздуха и отправляет информацию в ЭБУ. Последний на его данных корректирует впрыск топлива.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Внутри ДМРВ находится термокомпенсационный резистор, который часто выходит из строя. Из‐за этого датчик неправильно определяет объем кислорода, соответственно, блок управления дает неправильные коррекции. В некоторых случаях можно обойтись чисткой датчика, но зачастую его приходится менять целиком.

Часто владельцы «попадались» на некачественные датчики. Оригинальный ДМРВ может стоить 10 и более тысяч рублей.

Поэтому есть соблазн купить аналог подешевле. Но установив его, проблема не уходит (либо уходит, но ненадолго). И только с новым оригинальным датчиком блок получает правильную информацию.

Работа инжекторного двигателя на холостом ходу также зависит от дроссельной заслонки. Со временем она покрывается нагаром, из‐за чего закрывается не полностью. Обычно это происходит через 100–150 тысяч километров. В камеру сгорания попадает большее количество кислорода, из‐за чего плавают обороты на холостом ходу. Решить проблему можно, демонтировав и тщательно очистив механизм.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Почему эту работу нужно доверять специалистам? Часто после самостоятельной очистки проблема не уходит – мотор вибрирует, да еще и «Чек» загорается. Дело в том, что на современных авто нужно адаптировать заслонку после чистки. Для этого используется адаптер с поддержкой CAN.

С пробегом, форсунки загрязняются, из‐за чего неправильно распыляют топливо. Это сразу заметно на поведении авто — возрастает расход, падает мощность, автомобиль плохо запускается и не держит холостые.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Часто владельцы пытаются решить проблему легким путем, залив какую‐либо присадку в бак. Но какой бы дорогой не была присадка, она не даст такого эффекта, как ультразвуковая очистка на стенде. Да, для этого нужно снять все форсунки. Но результат превосходит все ожидания — коррекции выходят в норму, выравниваются обороты, снижается расход.

От их состояния напрямую зависит качество воспламенения смеси. Если хотя бы одна из свечей неисправна, это будет сразу заметно по жуткой вибрации и нестабильным оборотам. Причин может быть несколько:

  • превышен ресурс свечи (для обычных это 20-30 тысяч километров, для иридиевых – 100);
  • увеличен зазор между электродом;
  • электрод покрыт нагаром, из‐за чего не может пробиться искра.

Свеча зажигания с масляным нагаром

Если свечи в масляном нагаре, нужно «копать» в сторону сальников клапанов и поршневых колец. Первые требуют замены через 150–200 тысяч километров. А вот с кольцами ситуация индивидуальна.

Бывает, что их закоксовывает уже через 100 тысяч, но при своевременном ТО с кольцами не должно быть проблем как минимум 250 тысяч километров. Также масло забрасывает из‐за забитой системы вентиляции картера, о которой мы говорили ранее.

Если свечу заливает бензином, проверяем форсунки и датчики.

Смотрим в сторону фильтров. Их два — грубой и тонкой очистки. Первый находится перед насосом, второй — за ним.

Фильтры нужно менять каждые 30 тысяч километров.

Важно проверить вакуумный клапан-регулятор в топливной рампе. Он доставляет проблемы при пробеге за 200 тысяч километров. Бывает проблема посерьезнее – неисправен насос. Он может включаться, но не выдавать нужное давление.

Замерив давление на выходе, можно делать выводы. Отметим, что насос часто сгорает при езде на пустом баке, так как охлаждается самим топливом. Чтобы впредь не попадать на замену насоса, держите уровень топлива не менее 1/4.

проблема характерная для дизельных автомобилей. Причина – ржавчина на плунжере ТНВД. Происходит это из-за попадания воды в бак (возможно из-за банального конденсата).

Ржавые плунжерные пары ТНВД

Читайте также:  Замена свечей зажигания: свечи менять на холодном или горячем двигателе

Последствия – большой расход топлива, дым из выхлопной и повышенный износ ТНВД. Чтобы предотвратить это, многие ставят сепараторы в разрез топливной системы. Этот «отстойник» задерживает не только воду, но и разные примеси, что могут быть в баке.

Если замер компрессии показал неутешительный результат — предстоит ремонт двигателя. Компрессия падает по разным причинам:

  1. Прогар прокладки ГБЦ. В таком случае масло прорывается в расширительный бак, падает уровень антифриза, а на щупе имеется «майонез». Прокладка прогорает из‐за неправильной сборки ГБЦ после ремонта, из‐за перегрева или нарушения сгорания топлива в цилиндре.
  2. Неисправность гидрокомпенсаторов или неправильная регулировка клапанов. Это можно определить по характерному металлическому стуку. Ездить так нельзя – можно быстро «приговорить» распределительный вал.
  3. «Залегание» поршневых колец. Вместе с этим закоксовываются канавки поршневых колец. Это происходит при редком обслуживании, использовании некачественного масла и при коротких поездках без нагрузки.
  4. Задиры цилиндров. Это происходит на старых моторах при пробеге за 250-300 тысяч километров. Раньше времени задиры могут произойти из-за перегрева, использования плохого масла или езды с низким его уровнем. На моторах с забитым ЕГР все отложения попадают в камеру сгорания, где работают как абразив, задирая «хон».

Причины плавающих оборотов на холостом ходу могут быть разными и проявляться только в определенных режимах. Но в любом случае не нужно рассматривать это как норму. Чем раньше определить проблему, тем проще и дешевле сделать ремонт. Следите за состоянием вашего автомобиля, и он ответит вам взаимностью!

Низкие обороты двигателя: падают или нет на холостом ходу, нестабильная работа на прогретом, почему не держит на горячем

Хаотические изменяющиеся или слишком низкие обороты двигателя при работе в режиме холостого хода указывают на неисправность компонентов силового агрегата.

Мотор может резко остановиться либо вяло реагировать на нажатие на педаль газа, что создает проблемы при движении. Устранить поломку на карбюраторных двигателях просто.

Отремонтировать моторы с системами впрыска топлива несколько сложнее.

Если мотор имеет стабильно низкую частоту вращения или постоянно теряет обороты в режиме холостого хода, то причиной поломки может быть:

затягивание дополнительного воздуха, обедняющего смесь; загрязнение либо поломка деталей или узлов, обеспечивающих поддержание холостого хода; поломка аппаратуры, отвечающей за подачу топлива; неисправность системы зажигания. Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныТахометр — прибор, который показывает частоту вращения двигателя, необходимый водителю для того, чтобы тот не превышал максимально допустимые обороты мотора.

Одной из причин, по которым неустойчиво работает двигатель на холостом ходу, является износ прокладок или корпуса впускного коллектора.

Попадание избыточного воздуха после дросселя вызывает периодическую вибрацию мотора, работающего в режиме низких оборотов холостого хода. На дизельных двигателях возможен подсос воздуха через плохо затянутые трубки подачи топлива. Завоздушенная система питания не обеспечивает стабильную работу цилиндров.

При нарушении герметичности впускного коллектора не всегда наблюдаются низкие обороты двигателя. Чаще возникают проблемы при попытке резкого разгона – мотор глохнет или на несколько секунд «захлебывается».

Избыточный окислитель нарушает нормальный (стехиометрический) состав смеси, которая становится обедненной и плохо воспламеняется. При наличии датчика давления в коллекторе электронная система управления впрыском фиксирует низкие значения в виде кода ошибки и включает индикатор Check Engine в комбинации приборов.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныИзнос прокладок двигателя Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныВпускной коллектор

Если мотор с системой впрыска топлива и искровым зажиганием не держит обороты на холостом ходу, то причина поломки – вышедший из строя регулятор РХХ. Узел представляет собой клапан с электромагнитным управлением или приводом от шагового двигателя. При поломке или загрязнении РХХ электронная система автомобиля не фиксирует ошибки.

Признаки выхода из строя регулятора:

низкие или нестабильные обороты в режиме холостого хода; самопроизвольное изменение частоты вращения коленчатого вала; остановка мотора в момент переключения скоростей; низкие обороты при прогреве холодного мотора; отсутствие автоматического подъема оборотов при включении нагрузки (например, компрессора кондиционера или дальнего света фар). Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныРегулятор холостых оборотов

Если система питания оснащена карбюратором, то причиной неровной работы двигателя на холостом ходу может стать забитый грязью жиклер холостого режима. При работе силового агрегата на поверхности канала образуется слой нагара, постепенно перекрывающий сечение. В результате при попытке разгона обороты могут проваливаться. Регулировка холостого хода не сказывается на частоте вращения.

Для очистки жиклеров используют специальные жидкости в аэрозольных баллонах или сжатый воздух, но целесообразнее разобрать и промыть карбюратор.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныКарбюратор

Если у двигателя с системой впрыска топлива пропал холостой ход, то необходимо проверить клапан отвода картерных газов. Избыточное давление внутри мотора приводит к попаданию газов в камеру сгорания и появлению течи масла через сальники.

Потеря герметичности клапана чревата подсосом воздуха в картер двигателя, который не влияет на работу силового агрегата. Но в закрытых системах вентиляции, используемых на большинстве двигателей, поломка клапана сказывается на равномерности его работы и является причиной низких оборотов.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныКлапан вентиляции картера

Иногда нестабильная работа двигателя связана с поломкой системы ЭСУД. Например, обрыв проводов или окисление контактов в разъемах из-за проникновения влаги негативно влияет на обмен информацией между компонентами системы. Помимо низких оборотов увеличивается расход топлива.

Обнаружить ошибку можно путем компьютерной диагностики. Но если в памяти контроллера отсутствуют коды ошибок, то придется проверять всю систему ЭСУД.

Для расчета количества топлива и поддержания стехиометрического состава смесь в системах впрыска используется датчик массового расхода воздуха, расположенный перед дроссельной заслонкой. Если сенсор передает некорректную информацию, то падают обороты мотора, растет расход топлива, появляются проблемы при запуске. Помимо низкой частоты вращения возможно падение динамики разгона.

При обрыве обмоток или коротком замыкании датчика в памяти контроллера двигателя записывается ошибка. Владелец может проверить узел путем замера напряжения на выходе. На чувствительном элементе не допускается налет пыли или нагара.

Неисправный ДМРВ не ремонтируют, а меняют (с подбором модели по марке автомобиля и типу двигателя).

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныДатчик расхода воздуха (ДМРВ)

При работе мотора на внутренней поверхности дроссельного узла и заслонке образуется слой нагара. В результате заслонка не полностью перекрывает канал при отпущенной педали газа, что сказывается на равномерности работы силового агрегата на холостом ходу.

Проблема с низкой частотой вращения наблюдается как на холодном, так и на прогретом двигателе. Восстановить работоспособность дросселя можно путем промывки (на автомобиле или со снятием и частичной разборкой).

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныДроссельная заслонка

На машинах с пробегами свыше 100 тыс. км распылители форсунок забиваются грязью. В результате возрастает расход топлива, ухудшается реакция на нажатие акселератора. Отложения плохо влияют на смесеобразование на низких оборотах — затрудняется запуск холодного двигателя.

Очистить распылители можно на специальном стенде с калибровочными колбами для определения равномерности работы. Присадки к топливу не способны вымыть грязь из тонких каналов.

На машинах с системой впрыска бензина используется насос, подающий топливо в рампу под повышенным давлением. Если у двигателя нет холостого хода, то можно проверить давление манометром, подсоединенным к штуцеру на рампе.

Падение напора может быть связано с засорением фильтров, расположенных внутри или снаружи бака. Иногда причиной пониженных оборотов является неисправный регулятор давления в рампе, сбрасывающий топливо в бак. А низкое давление недостаточное для работы форсунок.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныФорсунка Неровно работает двигатель на холостом ходу: причиныБензонасос

Если проверка электроники и систем подачи топлива не позволила выяснить, почему машина имеет слишком маленькие обороты холостого хода или плохо реагирует на педаль газа, то следует осмотреть свечи и катушки (на карбюраторных моделях вместо катушек изучается распределитель зажигания). Необходимо отрегулировать зазор, убедиться в отсутствии повреждений на катушках. На электродах не допускается наличие следов топлива.

Читайте также:  Замена тросов МКПП: что нужно знать

На машинах с впрыском топлива неисправность свечей фиксируется в виде кодов ошибок (пропуски зажигания по цилиндрам). При пропусках искры в каталитический нейтрализатор попадает воздушно-топливная смесь, что вызывает мигание или включение индикатора Check Engine и низкие обороты.

Наличие масляного нагара на свечах указывает на попадание в цилиндры моторного масла (например, чрез изношенную цилиндропоршневую группу либо потерявшие герметичность маслосъемные колпачки клапанов).

Масляный нагар на свечах зажигания

Низкое давление топлива на автомобилях с системой впрыска связано с поломкой насоса или засорением фильтра грубой очистки, расположенного внутри бака. При недостаточной подаче бензина сбрасываются обороты, затрудняется запуск двигателя, ухудшается динамика разгона.

Проверить давление можно манометром, подключаемым к штуцеру на топливной рампе.

Провалы оборотов на горячем двигателе на промежуточных режимах работы характерны для дизельных моторов, оснащенных плунжерным насосом высокого давления. Причина – тонкий налет ржавчины на плунжере из-за попадания воды вместе с топливом (например, конденсата из бака, не задержанного фильтром с отстойником).

Дизели, оснащенные системой подачи Common Rail, лишены подобного недостатка, но требовательны к качеству и степени фильтрации топлива.

Схема работы системы Common Rail

Если двигатель работает неравномерно, то можно проверить компрессию в цилиндрах манометром, который подсоединяют вместо свечи, а затем прокручивают вал стартером. На исправном бензиновом двигателе компрессия составляет от 12 кгс/см² и стабильна по всем цилиндрам. Если показатель меньше, то причина – износ поршневой группы или клапанов.

Низкая компрессия наблюдается и при прогаре прокладки под головкой блока (в этом случае компрессия будет ниже в смежных цилиндрах).

Замер компрессии в цилиндрах

При критическом износе поршневой группы двигатель работает нестабильно при любой нагрузке. В выхлопных газах появляется синий дым от сгорающего масла.

Низкие холостые обороты возможны и при залегании поршневых колец, прогрессирующем во время движения на короткие дистанции без полного прогрева или использования масла с низкими или ненадлежащими характеристиками.

Поршень и кольца

Частота вращения коленчатого вала при движении автомобиля определяется дорожными условиями и конструктивными особенностями двигателя.

Например, дизельные моторы развивают максимальную мощность при 4000-4500 об/мин, а бензиновые – при 6000-7000 об/мин (речь идет о силовых установках для серийных легковых автомобилей).

Пик крутящего момента смещен в зону низких оборотов, а в случае установки турбины полка момента начинается от 1800-2000 об/мин.

Кривые износа, полученные в результате экспериментов, проводившихся с моторами ВАЗ

Выше показаны кривые износа, полученные в результате экспериментов, проводившихся с моторами ВАЗ.

Двигатель работал в различных режимах в лабораторных условиях, приближенным к стандартной эксплуатации. Черные линии показывают сильный износ поршневой группы на малых оборотах, когда частота вращения немного выше, то процесс истирания замедляется, а затем вновь возрастает при достижении 4500 об/мин.

Причина низкой скорости износа при определенной частоте вращения – процесс образования прочной масляной пленки, разделяющей трущиеся поверхности. Полностью уйти от износа невозможно. Значение 0,0 на графике является условным и не учитывает воздействие мелкодисперсной пыли, которая всегда присутствует в моторном масле.

Автоматические трансмиссии современных автомобилей настроены на максимально раннее переключение на повышенную скорость, что обеспечивает низкий расход топлива. Но при работе под нагрузкой алгоритм меняется, переход происходит на повышенной частоте вращения.

Для достижения максимального ресурса следует эксплуатировать двигатель в диапазоне от 2000 до 4000 об/мин (при необходимости быстрого обгона можно раскручивать мотор и сильнее).

Низкие обороты холостого хода указывают на неисправность систем подачи топлива или зажигания, а также на износ деталей поршневой группы двигателя.

Дефект сказывается на безопасности движения, поскольку при попытке тронуться мотор может просто заглохнуть. Низкие обороты не обеспечивают необходимую производительность системы смазки, что приводит к износу деталей.

А вы сталкивались с проблемой низких оборотов двигателя на своем авто? Как смогли с ней справиться? Расскажите в х. Сохраните статью в закладках, чтобы не потерять полезные рекомендации.

Холостой ход двигателя — что это такое? Почему троит двигатель на холостых оборотах?

Режимы работы двигателя внутреннего сгорания могут быть различными. Когда требуется развить максимальную мощность мотора, частота вращения коленвала должна достигать значений в несколько тысяч оборотов в минуту. Если нагрузка на силовой агрегат отсутствует, то возможно минимальное значение вращение подвижной части двигателя.

Что такое холостой ход двигателя

Работа в режиме холостого хода может понадобиться и в том случае, когда требуется обеспечить оптимальный режим каких-либо систем автомобиля. Например, при движении накатом важно поддержание тормозной системы в рабочем состоянии. Машины, оснащенные устройством вакуумного усиления одной из важнейших систем, не могут безопасно эксплуатироваться в таком режиме с выключенным двигателем.

Что такое холостые обороты двигателя

После того, как педаль акселератора будет отпущена, мотор начнет работать на холостых оборотах. Исключение из этого правила может являться только ситуация, когда осуществляется торможение двигателем. При таких условиях частота оборотов будет зависеть от скорости движения автомобиля и включенной передачи.

Холостые обороты можно определить на слух. На малых оборотах звуковой тон значительно ниже, чем при повышении частоты вращения коленчатого вала. Идеально точно величину холостых оборотов можно установить с помощью штатного тахометра. Стрелочный или цифровой индикатор располагается на приборной панели автомобиля.

От чего зависят обороты холостого хода

Обороты холостого хода можно изменять в широких пределах. Зависит этот показатель работы двигателя исключительно от количества подаваемого в цилиндры топлива. Важно при настройке автомобильной системы питания установить правильные пропорции горючего и воздуха. Только при соблюдении тонкой настройки можно получить холостые обороты ДВС при минимальном расходе топлива.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Как изменить холостые обороты

На карбюраторном двигателе обороты холостого хода можно легко изменить. Для выполнения этой настроечной операции применяются специальные дозирующие винты, изменяя положение которых можно увеличить или уменьшить поступление топлива в камеру сгорания.

В автомобилях с инжекторным двигателем, необходимость в регулировке холостого хода, как правило, отсутствует. Этот процесс полностью регулируется электронным блоком управления.

Ремонт системы может быть необходим только в том случае, когда неровно работает двигатель в режиме холостого хода.

Часто такие ситуации появляются при выходе из строя различных датчиков, форсунок или других элементов топливной системы автомобиля.

Почему троит двигатель на холостых оборотах

Если двигатель подтраивает на всех режимах работы, то неисправна свеча зажигания либо форсунка. На холостом ходу подобные нарушения работы двигателя могут регистрироваться при значительном количестве неисправностей.

Сложность определения причины того, что двигатель троит, может заключаться в непостоянстве проявления поломки. Мотор часто работает нестабильно только на холодном двигателе либо при достижении температуры охлаждающей жидкости определенных значений.

Наиболее частыми причинами того, что троит двигатель на холостых оборотах, являются:

  • Неправильное соотношение воздуха или бензина в топливной смеси.
  • Неисправность элементов системы зажигания.
  • Вышли из строя датчики.
  • Неправильная регулировка клапанного механизма.

Если на автомобиле установлено газобаллонное оборудование, то нестабильная работа двигателя может быть вызвана нарушениями в системе подачи газообразного топлива.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Холодный двигатель троит на холостых оборотах

Если мотор троит на холодную, но после прогрева данный диагностический признак исчезает, то виной такому явлению могут быть следующие причины возникновения неисправности:

  • Подсос воздуха в системе питания двигателя.
  • Нагар на свечах зажигания.
  • Неправильно работают гидрокомпенсаторы клапанов.
  • Пробита прокладка ГБЦ.

Двигатель может троить на холостых оборотах двигателя и по причине залива свечей зажигания.

На карбюраторных двигателях такая проблема может наблюдаться по причине слишком обогащенной смеси на холостом ходу либо из-за неисправности предохранительного механизма воздушной заслонки.

Читайте также:  Очиститель двигателя пенный и универсальный: тест на практике

На инжекторе залив свечей сразу после запуска двигателя может происходить из-за неисправности различных датчиков, а также по причине поломки форсунки.

Почему двигатель троит на холостых оборотах после прогрева

Если троит двигатель на холостых оборотах после прогрева, то этому явлению может быть несколько объяснений:

  • В цилиндрах образовался избыток масла.
  • Появление эффекта калильного зажигания.
  • Неправильная регулировка тепловых зазоров клапанов.

Масло может попадать в цилиндры из-за чрезмерного износа направляющих втулок клапанов и разрыва манжет этих деталей.

При наличии трещин головки блока цилиндров в камеру сгорания также может поступать значительное количество смазочной жидкости.

Износ маслосъемных и компрессионных колец, а также глубокие царапины на зеркале цилиндров также могут стать причиной того, что двигатель троит на горячую.

Если масло поступает в цилиндры в течение продолжительного времени, то на поршне и внутренней поверхности головки блока цилиндров образуется значительный нагар, вызывающий эффект калильного зажигания.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

 Неустойчивая работа двигателя на газу на холостых

Если на автомобиле установлено газобаллонное оборудование, то двигатель может троить по причине неправильной настройки редуктора.

Наиболее часто проблемы в работе систем этого типа встречаются на установках первых 3 поколений ГБО. Такие системы практически не оборудованы элементами тонкой настройки.

Если с газовым редуктором нет проблем, то причиной троения двигателя при работе в режиме холостого хода могут быть:

  • Загрязнение газовых фильтров. Эти элементы могут загрязняться из-за некачественного топлива, но если детали меняются несвоевременно, то даже при использовании качественного газового горючего могут наблюдаться существенные проблемы при работе двигателя на небольших оборотах.
  • Неисправность системы зажигания. Газо-воздушную смесь сложнее запалить от искры, чем бензиновую, поэтому даже при незначительном снижении эффективности работы катушек зажигания или свечей может проявляться троение двигателя в режиме холостого хода.
  • Загрязнение газовых форсунок. Подача недостаточного количества газового топлива может приводить к периодическому отсутствию зажигания рабочей смеси в цилиндрах.
  • Неисправен MAP-сенсор. Мотор начинает работать с перебоями из-за неисправности датчика давления. В результате поломки этого элемента топливо подается неравномерно и работа двигателя на холостых оборотах становится неустойчивой.

Нестабильные обороты двигателя на газу при минимальной частоте вращения коленвала могут наблюдаться и при неправильно установленной температуре перехода. Если мотор начинает работать на газу, когда охлаждающая жидкость еще не прогрелась до температуры +40 градусов Цельсия, то могут появляться значительные отклонения на холостых оборотах.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Дизель работает с перебоями на холостых

При эксплуатации дизельного двигателя также может наблюдаться эффект троения на холостых оборотах.

В силовых установках этого типа отсутствуют свечи зажигания, поэтому причин наличия подобных технических проблем может быть значительно меньше, чем при эксплуатации бензинового агрегата.

Если дизель троит на холостом ходу, то причина этого явления может заключаться в следующих состояниях узлов и агрегатов:

  • Чрезмерный износ цилиндропоршневой группы. Двигатель троит, если не удается повысить давление в цилиндрах до рабочего значения. В результате воспламенение смеси может происходить с перебоями, что и вызывает эффект троения.
  • Неисправны свечи накала. Если эти детали не будут правильно работать, то воспламенение в цилиндрах будет происходить с задержкой.
  • Неисправны форсунки. Если топливо не будет поступать в цилиндры, то процесса воспламенения в проблемном цилиндре также не будет. Возможна неправильная установка момента впрыска топлива. Такое нарушение вызовет аналогичные проявления.

Как определить причину троения двигателя на холостом ходу

Только правильно установив причину троения двигателя можно устранить неисправность надолго. В некоторых случаях, установка новых деталей взамен тех, которые предположительно вышли из строя, позволяет совместить элементы диагностики и ремонта.

Если со свечами зажигания такая тактика себя оправдывает, то приобретать дорогостоящий комплект форсунок является не всегда правильным решением.

Поэтому важно научиться правильно определять причину наличия нестабильных оборотов двигателя на холостом ходу методом перебора наиболее характерных симптомов для данного типа неисправности.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Почему на холостом ходу плавают обороты двигателя: возможные причины и способы решения проблемы

Если двигатель работает с перебоями, то следует разобраться в том, что явилось причиной этого явления. Наиболее часто обороты начинают плавать при наличии подсоса воздуха в системе питания автомобиля. Загрязнение форсунок и неисправность проводов, также вносят свою лепту в нестабильность работы мотора.

Водителю также следует обращать внимание на состояние свечей зажигания и исправность вспомогательных элементов топливной системы транспортного средства.

Например, двигатель авто может быть полностью исправен, но из-за износа топливного насоса горючее подается неравномерно, что и вызывает эффекта «плавания» оборотов холостого хода.

Встречаются также и более сложные поломки, вызывающие аналогичный эффект. К числу таких неисправностей можно отнести отклонения в работе электронного блока управления, датчиков положения коленвала и распредвала, катушки зажигания.

Режим холостого хода

Почему плавают обороты на холостом ходу

Если плавают обороты на холостом ходу, то следует в первую очередь проверить топливную систему машины. Подсос воздуха наиболее часто появляется по причине негерметичности в местах соединения деталей. По этой причине должны быть тщательно проверены хомуты и затяжка наиболее ответственных элементов системы питания автомобиля.

Стабилизация оборотов

Начинать восстанавливать работу двигателя в режиме холостого хода следует с проверки элементов и деталей, доступ к которым не представляет какой-либо сложности.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на состояние проводящих ток элементов.

На втором месте по распространенности причиной, вызывающей отклонения от правильной работы двигателя при небольшой величине частоты оборотов, является негерметичность деталей топливной системы.

Неровно работает двигатель на холостом ходу: причины

Электромагнитный клапан на карбюраторных силовых установках

Если наблюдается нестабильный холостой ход на автомобиле с карбюраторным двигателем, то после проверки воздушных патрубков топливного коллектора, рекомендуется обратить внимание на электромагнитный клапан карбюратора.

Этот элемент необходим для того, чтобы предотвратить поступление топлива в камеру сгорания во время торможения двигателем, но при наличии неисправности электронного запорного механизма. Проверить работоспособность клапана можно после демонтажа этой детали и подключения к источнику постоянного тока 12 В.

Исправность детали определяется по щелчку, который появляется при втягивании подвижного элемента.

Неровная работа двигателя на холостом ходу из-за клапана ЕГР

На инжекторных двигателях может устанавливаться специальный клапан, через который происходит рециркуляция выхлопных газов. Этот элемент служит с целью уменьшения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Клапаны могут забиваться в процессе эксплуатации, вызывая изменения в пропорциях подаваемой в цилиндры топливной смеси.

Если в нестабильной работе двигателя внутреннего сгорании виновен клапан EGR, то эту деталь следует очистить от нагара, чтобы устранить эффект неровного холостого хода.

Неустойчиво работает двигатель на холостом ходу из-за регулятора холостого хода

На некоторых моделях автомобилей может устанавливаться регулятор холостого хода. Эта деталь управляется автоматически, поэтому при выходе ее из строя потребуется приобрести и установить новое изделие.

Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора потребуется выполнить демонтаж устройства и замер сопротивления между контактами. Если в результате проведения проверки мультиметром будет отсутствовать сопротивление между контактами В-С и С-Д, то устройство необходимо заменить.

Неустойчивый холостой ход пропадет, если виновником нестабильной работы являлся регулятор.

Неравномерная работа двигателя из-за проблем с форсунками или бензонасосом

Исправность элементов топливной системы автомобиля имеет большое значение для обеспечения стабильной работы двигателя на холостых оборотах. Чрезмерный износ бензонасоса или забивание сетчатых фильтров приведет к тому, что горючее будет подаваться неравномерно, что и вызовет отклонения в работе двигателя на холостых оборотах.

Неисправность форсунок также становится причиной неправильной работы двигателя на холостых оборотах. Эти детали могут забиваться, что приводит к нестабильности подачи топлива и «плаванию» оборотов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector