Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Автолюбители редко задумываются о том, как правильно заглушить двигатель автомобиля. Скорее их волнует, как его быстро запустить.

Что может быть нового в глушении двигателя? Подъехал к конечной точке движения и просто вынул ключи из замка зажигания.

И мало кто знает, что столь распространенный метод способен не только снизить рабочий ресурс двигателя, но и совсем вывести мотор из строя.

Как правильно глушить двигатель автомобиля: инструкция

Чтобы коробка сцепления и силовой агрегат не получили повреждения, достаточно воспользоваться данным алгоритмом, сохраняя последовательность действий:

  1. Найти разрешенное место для парковки и остановиться, выровняв перед этим машину.

  2. Обратить внимание на положение рукоятки (селектора) передач. На механической КПП перевести в нейтрал; на автоматической КПП – в нейтрал (N) или паркинг (P).

  3. Поставить автомобиль на ручной тормоз (поднять ручку до упора).

  4. Выключить фары: ближний свет или габаритные огни.

  5. Выдержать паузу в 30-60 секунд.

  6. И только после этого перевести ключ из положения 2 в положение 1, а затем вытащить его из замка зажигания. Если автомобиль запускается кнопкой, то правильно останавливать его надо с помощью аналогичного действия: нажать кнопку.

  7. Добиться срабатывания рулевого замка, поворачивая руль в любую сторону.

  8. Включить систему охранной сигнализации.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно Shutterstock

За пару минут до предполагаемой остановки необходимо выключить все приборы, работающие на электричестве: вентилятор печки, кондиционер, все обогреватели – зеркал, стекла, сидений. Зимой в морозные дни за пять минут до того, как заглушить мотор, правильно будет включить обдув лобового стекла на минимальной температуре. Это поможет избежать его обледенения внутри автомобиля за время стоянки.

Все эти действия направлены на продление срока эксплуатации вашего «железного друга».

«Умная» электроника на борту современного автомобиля способна предусмотреть все форс-мажорные ситуации, связанные с резкой остановкой мотора, что положительно отразилось на увеличении срока его эксплуатации.

Правильно запрограммированная система охлаждения не допустит перегрева даже при отключении энергосистемы. Инженеры не обошли вниманием и систему продувки камер сгорания, добившись двойного образования искры за один ход поршня.

Этот прием не дает возможности несгоревшему топливу накапливаться в поршневой группе во время остановки мотора.

Полезные материалы по финансам и шопингу

  • Как зарабатывать на карте рассрочки
  • Чек-лист подготовки к отпуску
  • 24 идеи необычных подарков для близкого человека
  • Как банки обманывают при выдаче кредитных кар

Скачать подборку

Произошла доработка и дизельных силовых агрегатов, но с поправкой на вид топлива. Искра в них не образуется, но освободить камеры сгорания от лишней солярки поможет работа на холостом ходу в течение некоторого времени перед остановкой движка. Так что заглушить дизельный мотор надо тоже правильно.

Как нужно останавливать двигатель на старых автомобилях

Благодаря технологическому прорыву силовые агрегаты современных автомобилей защищены от возможных негативных последствий при неожиданно быстрой остановке. А как быть со старыми машинами, которые были выпущены еще в прошлом веке и до сих пор находятся в эксплуатации?

Неужели для них ничего не изменилось? Даже начинающий автолюбитель уверенно докажет, что это не так, и на протяжении десятилетий моторы большинства иномарок и отечественных моделей постоянно дорабатывались.

На примере наиболее популярных моделей, Опель и ВАЗ, рассмотрим, что изменилось в их движках. Во-первых, добавились гидрокомпенсаторы. Во-вторых, была скорректирована система впрыска топлива в камеры сгорания: карбюратор заменен на моноинжектор и на полный инжектор, в дизельном моторе вместо обычных форсунок впрыска установлены электронные.

Благодаря новому программному обеспечению появилось еще несколько дополнительных датчиков контроля работы двигателя, но срок его эксплуатации по-прежнему ограничен 500000 км пробега, как и 20 лет назад. Большое количество пройденных автомобилем километров требует особого внимания независимо от того, какая коробка передач на нем установлена.

Речь идет о неизбежном со временем механическом износе узлов и деталей. Здесь уже многое зависит от владельца, насколько правильно и бережно он относится к своему автомобилю при езде по сложной трассе и в тяжелых погодных условиях. В любом случае нелишним будет регулярно давать мотору отдыхать после длительного пробега, запуская его на 2-3 минуты в холостом режиме.

Как правильно заглушить дизельный двигатель автомобиля

Бензиновые и дизельные моторы отличаются способами глушения, причем кардинально. Для остановки первых достаточно повернуть ключ в замке зажигания, что и делают все водители. А вот с дизелем все иначе.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Правильно остановить работу двигателя означает прекратить подачу топлива. Заглушить дизель легковушки можно по аналогии с бензиновым – повернуть до конца ключ в замке зажигания. Срабатывает электрический клапан, и в мотор перестает поступать солярка.

С грузовиками, тракторами и автобусами все немного иначе. Там на специальном рычаге есть кнопка, которую надо нажать. Иногда она находится прямо в полу, рядом с педалями управления либо на приборной доске. Удерживая кнопку в нажатом положении, необходимо дождаться блокировки подачи топлива. После этого можно глушить двигатель.

Опытные водители советуют: если неожиданно возникла необходимость сбавить скорость и остановиться, то правильно будет заглушить мотор, не пользуясь педалью сцепления. Это уменьшит нагрузку на двигатель. Метод работает только на грузовиках и автобусах, на других автомобилях с механическим приводом такая остановка силового агрегата может привести к выходу из строя системы питания.

Как правильно глушить дизельный двигатель с турбиной и бензиновый турбомотор

Двигатель с системой турбонаддува категорически не рекомендуется глушить сразу после остановки. Причем это требование обязательно для водителей и дизеля, и автомобиля на бензиновом топливе, независимо от режима эксплуатации ДВС. Невыполнение данного правила ведет к локальным перегревам мотора, сокращает срок эксплуатации турбокомпрессора вплоть до выхода из строя.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно Shutterstock

Турбина сильно разогревается благодаря высокой температуре выхлопных газов, за счет которых она вращается. Когда приходится резко глушить двигатель, турбокомпрессор остается горячим.

Подача моторного масла, необходимого для смазки и охлаждения подшипников турбины, при этом полностью прекращается. За счет инерции турбокомпрессор останавливается не сразу, а проворачивает вал еще несколько раз практически «на сухую».

Температура и так горячей турбины становится еще выше, что приводит к коксованию остатков масла и повышенному износу механических частей турбонагнетателя.

Подобной проблемы не возникнет, если турбомотор заглушить правильно: не сразу после остановки машины, а дать ему поработать на холостом ходу 1-3 минуты. Температура и мощность струи выхлопных газов резко уменьшатся, соответственно, снизится температура корпуса турбины.

Самые распространенные ошибки во время остановки двигателя

Самое главное правило: нельзя резко заглушить автомобиль во время движения. Быстрая остановка мотора вызывает перегрев агрегата, особенно в месте работы поршней.

Металл начинает рассыпаться, что в несколько раз увеличивает скорость износа двигателя.

К тому же при резкой остановке мотора отключаются система тормозов и гидроусилитель руля, что при неопытном водителе может спровоцировать ДТП.

Еще одна ошибка – заглушить двигатель в состоянии перегрева сразу после движения. В результате мотор может заклинить, что потребует дорогостоящего ремонта.

Если датчик температуры ОЖ сигнализирует о ее превышении, необходимо перевести ручку КПП в нейтральное положение, найти безопасное место для стоянки и после парковки не заглушать двигатель в течение 30 секунд.

Это поможет избежать перегрева поршневой группы.

И третья серьезная ошибка – тормозить двигателем, то есть останавливать его на включенной передаче в тех случаях, когда это не является необходимостью. Огромная нагрузка, приходящаяся в этот момент на все узлы и агрегаты, может не только повредить, но и полностью разрушить мотор.

Чтобы не допускать подобных промахов, надо с самого начала вождения запомнить нехитрый способ, как правильно заглушить двигатель автомобиля – не ранее, чем через 10 секунд после полной остановки автотранспортного средства любого типа. Бережное отношение к «железному коню» принесет вам уверенность в его надежности в любой дорожной ситуации.

Варианты защиты двигателя и турбины от перегрева после остановки

Довольно часто автовладельцы задают вопрос о том, почему на заглушенном двигателе продолжает работать вентилятор. Этой же темой интересуются малоопытные владельцы автомобиля с турбодвигателем: «не получается заглушить мотор ключом». Поясняем: производитель современных автомобилей изначально устанавливает штатную защиту от опасного воздействия на узлы и детали силового агрегата.

Например, резко остановив горячий ДВС, водитель может получить следующие проблемы:

  • увеличение риска локального перегрева ЦПГ и других элементов двигателя;
  • в зимнее время возникновение резкого температурного перепада из-за мороза.

Подобные температурные всплески, допускающие как перегрев, так и чрезмерное охлаждение, приводят к выходу из строя многих деталей: замены потребуют поршни, кольца, ГБЦ и т. д.

Именно поэтому после того, как пришлось заглушить двигатель, вентилятор системы охлаждения продолжает работать еще некоторое время, получая питание от АКБ.

Подобное техническое решение правильно и способно снизить возможные риски, возникающие при остановке двигателя.

Владельцам автомобилей с турбонаддувом тоже не стоит беспокоиться. У них стоит устройство, своего рода турботаймер, которое способно автоматически заглушить двигатель с турбиной через определенное время.

Говоря другими словами, мотор сразу не остановится, если вынуть ключ из замка зажигания. Производитель подстраховался на тот случай, если автовладелец забыл поставить автомобиль на холостой ход после пробега.

К тому же турботаймер экономит время водителя, позволяя ему сразу выходить из машины и включать охранную сигнализацию, не дожидаясь остывания турбины. Единственный минус для машин с МКПП – необходимость установки ручного тормоза.

Зимой при длительной стоянке из-за этого могут подмерзать задние тормозные колодки.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно Shutterstock

Системы защиты у разных производителей варьируются по степени сложности, возможна доработка системы охлаждения и турбокомпрессора. Водителю желательно на это особо не рассчитывать, а выработать полезную привычку не заглушать мотор сразу после остановки.

За актуальными акциями по Карте рассрочки «Халва», которые помогут выгодно приобрести бытовую технику, можно следить здесь.

Кто-то считает, что знать, как правильно заглушить двигатель автомобиля, не так важно, подобные рекомендации никак не влияют на сохранность авто. Возможно, за короткий срок кардинальных изменений с агрегатом не произойдет. Но если говорить о длительной перспективе, то тут дело совершенно другое.

Читайте также:  Мотоблок кайман

Скорее всего, вы не хотите раньше времени узнать, где находится СТО и что такое капитальный ремонт двигателя с соответствующими финансовыми затратами. А намерены как можно дольше оставаться за рулем авто, наслаждаясь комфортной ездой. Тогда прислушайтесь к этим советам. Ведь их не так сложно выполнять.

Как правильно глушить двигатель автомобиля: мнения автовладельцев

  1. «Если не обращать внимания на работающий кондиционер, то, как я понял, заглушить двигатель можно сразу. И неважно, какая была скорость – 140 или 5 км/ч. При маленькой скорости двигатель даже сильнее нагревается, так как нет встречного потока воздуха.

    После заглушки топливная смесь не подается и не воспламеняется, поэтому движок перестает греться, а спокойно остывает до температуры окружающей среды. Очень правильно для узлов и механизмов, собранных из материалов с разными коэффициентами температурного расширения».

  2. «От друзей слышал, что надо не обычный мотор специально остужать, а турбину, потому как при резкой остановке на ней начинает масло гореть. Правильно и двухтактные двигатели воздушного охлаждения на холостом ходу остужать (с водным охлаждением смысла нет).

    У меня получается выключать где-то секунд через 10. Пока остановишься, пока ремень отстегнешь, повесишь его правильно, пока автомобиль на ручник поставишь, выключишь свет, вентилятор, так и до двигателя очередь доходит.

    На все про все несколько секунд как раз и трачу».

  3. «В городе глушу дизель как получится, могу и сразу. Если по трассе шел и сразу на обочину встал, то правильно минуту дать поработать мотору. Если на парковку заехал, разницы нет.

    Пока место найдешь, пока встанешь, движок и так почти на холостых работает, турбина остывает, можно сразу заглушить, как припарковался.

    Гоняю на третьем дизеле – полет нормальный, с таймерами и прочими прибабахами не заморачиваюсь».

  4. «Правильно, минута нужна и на разогрев, и на охлаждение дизеля и турбины. Но на парковке можно не переживать, пока встанешь, движок и так остынет, можно сразу заглушить».

  5. «Человек же тоже не может мгновенно остановиться после бега, так и для автомобиля, наверное, неправильно двигатель сразу заглушить. Думаю, что 10-30 секунд холостого хода достаточно будет перед тем, как совсем остановить».

  6. «Если вентилятор нормально работает, то в обычных условиях двигатель можно спокойно заглушить. Не будет ни проблем, ни последствий. А вот если сработал датчик высокой температуры ОЖ, то по инструкции сразу заглушить двигатель нельзя.

    Надо встать у обочины, поднять капот и при работающем вентиляторе прогнать мотор на холостом ходу до отключения аварийной сигнализации (если только причина в банальном перегреве, а не в разгерметизации системы охлаждения с выбросом ОЖ).

    Подобное требование объясняется просто: при заглушенном моторе помпа не работает, ОЖ перестает циркулировать и отводить тепло от перегретых зон, что может привести к местному короблению ГБЦ с вытекающими, в прямом смысле, последствиями».

Как правильно заглушить двигатель автомобиля и почему нельзя сразу глушить турбированный двигатель

Содержание

  • 1 Почему нельзя сразу глушить мотор
  • 2 Как правильно глушить дизельный двигатель с турбиной и бензиновый турбомотор
  • 3 Защита двигателя и турбины от перегрева после остановки
  • 4 Полезные советы и рекомендации

Начнем с того, что резкая остановка разогретого двигателя после активной езды на высоких оборотах или эксплуатации мотора в нагруженном режиме может стать причиной серьезных поломок силового агрегата.  Глушить двигатель сразу в подобной ситуации не рекомендуется как в случае с атмосферными ДВС, так и в случае необходимости быстрой остановки бензинового или дизельного двигателя с турбонаддувом.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой срок службы турбины на дизеле. Из этой статьи вы узнаете о том, от чего зависит ресурс турбины и какие поломки актуальны применительно к турбокомпрессору на дизелях и бензиновых турбомоторах.

Дело в том, что если резко заглушить горячий двигатель, значительно возрастает риск локального перегрева силовой установки. Давайте рассмотрим, как правильно заглушить двигатель с турбиной и атмосферный вариант, а также ответим на вопрос, можно ли глушить двигатель при работающем вентиляторе.

Почему нельзя сразу глушить мотор

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Давайте представим стандартную ситуацию, когда поездка завершилась и водитель принял решение заглушить двигатель автомобиля. Общий алгоритм действий прост и понятен: после снижения скорости выжать сцепление на МКПП, перевести рычаг выбора передачи в нейтраль, нажать на педаль тормоза, дернуть «ручник». Все, теперь можно глушить двигатель. В случае с коробкой «автомат» достаточно нажать на тормоз и остановить машину, после чего перевести рычаг КПП в положение «P» и поставить авто на стояночный тормоз. Мотор теперь может быть остановлен. Данные действия у многих водителей доведены до автоматизма, на их выполнение требуется всего несколько секунд.

Если учесть, что двигатель испытывал до этого серьезные нагрузки и максимально разогрелся до рабочей температуры, тогда вполне очевидно, что пары секунд работы на «холостых» не достаточно. Другими словами, система охлаждения не успевает эффективно отвести избытки тепла от ДВС.

Достаточно вспомнить принцип работы системы охлаждения: ОЖ в каналах циркулирует тогда, когда мотор работает. Охлаждающая жидкость перемещается по каналам рубашки охлаждения благодаря работе водяного насоса (помпы), который, в свою очередь, приводится в действие от двигателя. По этой причине следует глушить атмосферный двигатель не ранее, чем через 10-30 секунд после работы на холостых.

Как правильно глушить дизельный двигатель с турбиной и бензиновый турбомотор

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Если силовой агрегат оснащен системой турбонаддува, тогда глушить такой двигатель сразу крайне нежелательно. Данное требование справедливо как для дизелей, так и для бензиновых авто. Более того, режим нагрузок на ДВС не имеет большого значения.

Игнорирование данного правила приводит не только к локальным перегревам мотора, но и добавляются возможные поломки турбокомпрессора, значительное сокращение его ресурса и т.д.

Проблема заключается в том, что турбина работает за счет потока выхлопных газов и сильно разогревается от контакта с ними. Если резко заглушить двигатель, произойдет остановка горячего турбокомпрессора.

В результате подача моторного масла, которое смазывает и охлаждает подшипники турбины, полностью прекращается. Инерционного вращения турбокомпрессора после остановки мотора достаточно для работы практически «на сухую».

Получается, температура турбины сильно повышается, смазка подшипников турбины происходит только за счет остаточного масла в самом турбокомпрессоре. Под воздействием высоких температур и нагрузок остаточное масло коксуется, страдают от износа механические элементы турбонагнетателя.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Рекомендуем также прочитать статью об устройстве турбины на дизеле. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и конструктивных особенностях турбокомпрессора на моторах данного типа.

С учетом вышесказанного турбомоторы нужно глушить только после того, как двигатель поработает в режиме холостого хода от 60 секунд до 2-3 минут.

За это время температура турбины снижается, так как интенсивность и температура потока выхлопных газов на холостом ходу минимальна.

 Любой автомобиль рекомендуют глушить не ранее десяти секунд после полной остановки транспортного средства, это относится к любым типам двигателей и автомобилям.

Защита двигателя и турбины от перегрева после остановки

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

На профильных автофорумах многие интересуются, почему на заглушенном двигателе работает вентилятор. Также новоиспеченные обладатели турбомоторов часто поднимают тему: «не могу заглушить двигатель ключом». Чтобы было понятно, большинство современных авто имеют штатную защиту. Например, если сразу остановить горячий двигатель, тогда:

  • после остановки ДВС возрастает риск локального перегрева ЦПГ и других элементов двигателя;
  • если на улице температура воздуха отрицательная, тогда на горячий двигатель будет воздействовать резкий температурный перепад;

Как перегрев, так и быстрое неравномерное охлаждение может привести к повреждениям различных деталей агрегата ( поршни, кольца, ГБЦ и т.д.). По этой причине вентилятор системы охлаждения двигателя может работать некоторое время после остановки мотора, питаясь от АКБ. Данное решение позволяет охладить двигатель, минимизируя возможные последствия.

Что касается турбированных агрегатов, на многих автомобилях стоит так называемый турботаймер. Простыми словами, данное устройство позволяет автоматически глушить двигатель  с турбиной через заданный промежуток времени.

Если иначе, мотор будет остановлен не сразу после того, как ключ был вынут из замка зажигания. Такое решение является «страховкой» на тот случай, если водитель после езды забыл дать поработать дизельному мотору или бензиновому агрегату на холостых.

Также установка турботаймера позволяет водителю сразу выйти из автомобиля и поставить его в режим охраны, не дожидаясь определенного времени, чтобы охладить турбину.

Главным недостатком можно считать необходимость ставить автомобиль на «ручник» на авто с МКПП, что может привести к подмерзанию задних тормозных колодок в зимний период после длительной стоянки.

Полезные советы и рекомендации

Хотелось бы отметить, что различные производители могут усложнять описанные выше системы защиты, комбинируя тот или иной способ, дорабатывая охлаждение двигателя и турбокомпрессора. При этом нужно всегда помнить, что опасность после резкой остановки мотора присутствует всегда.

По этой причине целесообразно не глушить агрегат сразу после остановки при такой возможности. Особенно это актуально для всех ДВС применительно к зимнему периоду эксплуатации, а также для агрегатов с турбиной без турботаймера.

Также не рекомендуется глушить двигатель при работающем вентиляторе, так как это указывает на значительный нагрев и стремление системы охлаждения снизить температуру.Еще одним нюансом является аварийная остановка мотора в случае перегрева.

Нельзя сразу глушить такой агрегат, так как это может привести к заклиниванию, деформации ГБЦ и т.д.

Если вы заметили в движении, что мотор перегрелся (температура выше нормы, но не на критической отметке), тогда автомобиль нужно остановить при помощи тормозной системы (крайне желательно избежать торможения двигателем в том случае, если позволяет дорожная ситуация) и позволить силовой установке поработать еще около 30 сек. на холостом ходу. Этого времени будет достаточно, чтобы снизить опасный нагрев ЦПГ перед полной остановкой ДВС.

Читайте также:  Подвесной подшипник карданного вала: неисправности и замена

Если этого не сделать, тогда возможными последствиями может стать ситуация, когда водитель остановил машину, заглушил двигатель, завелся и мотор заклинило. Еще одним вариантом является такой, когда после немедленной остановки перегретого двигателя мотор стартером больше не проворачивается.

Как правильно глушить двигатель автомобиля: разбираемся в нюансах

15.02.2023

О чем речь? Вопрос, как правильно глушить двигатель автомобиля, может показаться довольно наивным, ведь сделать это может любой человек, даже тот, кто никогда не учился водить. Однако на практике есть важные особенности, игнорирование которых может привести к проблемам.

На что обратить внимание? Если у вас современный атмосферный двигатель, то в штатных условиях можно не задумываться. Однако если вы обладаете турбированным или дизельным агрегатом, то необходимо глушить их по определенным правилам.

Основной алгоритм выключения двигателя

Выключить двигатель автомобиля правильно… Что может быть проще? Однако хорошо бы, чтобы при глушении силового агрегата ни он сам, ни трансмиссия не напрягались настолько, чтобы получить какие-либо повреждения. Для этого всего лишь нужно соблюдать логичный и очевидный алгоритм:

  1. Для начала следует найти место, парковка на котором не повлечет наложения штрафных санкций. Выравниваем машину и останавливаемся.
  2. Обратите внимание на положение рукоятки коробки переключения передач. Она должна находиться на «нейтралке». В случае автоматической КПП рукоятку нужно установить в положение N (или «паркинг» – P).
  3. Ставим автомобиль на ручник (поднимаем ручку стояночного тормоза до упора вверх).
  4. Не забываем выключить фары (габариты и ближний свет), а также все прочие электроприборы.
  5. Двигатель пока еще работает. Выдерживаем минутную паузу.
  6. Проверив выключение электроприборов и положение трансмиссии, переводим ключ зажигания из положения 2 в положение 1 и вытаскиваем его из замка. В случае если запуск двигателя автомобиля осуществляется кнопкой, то жмем кнопку.
  7. Поверните руль до тех пор, пока не сработает электрозащелка замка рулевого колеса.
  8. И не забудьте активировать охранную сигнализацию.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Особое внимание нужно уделить полному выключению всех электропотребителей автомобиля. Речь идет о таком оборудовании:

  • вентиляторе печки;
  • кондиционере;
  • обогревателях зеркал, стекол и сидений;
  • аудио- и видеосистемах;
  • фарах и освещении в салоне.

Особенно важно уделить этому внимание зимой, когда аккумуляторная батарея имеет пониженную емкость (в связи с минусовыми температурами). Но минут за 5 перед глушением двигателя стоит включить обдув ветрового стекла холодным воздухом. Это позволит избежать образования на стекле наледи и инея во время остывания мотора и салона на стоянке.

Внимательное отношение к процедуре выключения силового агрегата способно существенно продлить срок службы различных узлов вашего автомобиля.

На современных машинах все вопросы глушения мотора отражены в программных алгоритмах электронного блока. Там предусмотрены все возможные как форсмажорные ситуации, влекущие нештатное отключение силового агрегата, так и ошибочные действия водителя.

Данные алгоритмы также направлены на максимальное увеличение срока службы узлов и элементов автотранспортного средства. Например:

  • Корректно отрегулированная программа управления системой охлаждения предотвратит перегрев мотора даже в том случает, если система энергоснабжения будет обесточена.
  • В современных моделях искра подается двойным разрядом, чтобы гарантировать воспламенение топливно-воздушной смеси (это особенно важно при запуске холодного мотора, когда сопротивление трения особенно сильное). Двойная подача зажигания также позволяет не оставаться несгоревшему топливу в камере сгорания при глушении мотора.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Как правильно глушить турбированные двигатели автомобиля

С обычным двигателем внутреннего сгорания все более или менее понятно. Но дело существенно усложняется, если речь заходит о моторах, оснащенных системами турбонаддува. Осуществлять глушение такого двигателя когда вздумается противопоказано. И не важно, дизель ли в машине или бензиновый агрегат – это одинаково пагубно в обоих случаях.

Если не принимать в расчет данное ограничение, то существенно усилятся локальные перегревы ДВС, а кроме того, в зоне риска окажется турбокомпрессор, который при каждой заводке/глушении теряет существенную часть своего технического ресурса. Все дело в механике работы турбины – она вращается под воздействием сильно расширяющихся хоть и отработанных, но все еще горячих газов, вырывающихся из камер сгорания на четвертом такте.

Разумеется, турбина от контакта с газами сильно разогревается. А кроме того, турбокомпрессор очень быстро вращается, что требует наличия системы принудительного смазывания подшипников.

В случае остановки работы мотора подача масла резко прекращается, но при этом вал турбины сохраняет инерционное вращение.

Давление масла падает быстро и практически до нуля, так что можно сказать, что вал вращается «на сухую».

Малое количество остаточного масла, поступающее в подшипники турбины, принимает на себя всю остаточную тепловую энергию вала и коксуется, теряя все свои смазывающие характеристики. В итоге все трущиеся детали турбонагнетателя, лишенные смазки должного качества, сильно изнашиваются.

Правильное глушение турбированного двигателя автомобиля должно происходить следующим образом: сначала нужно дать двигателю поработать на холостом ходу 2-3 минуты. За это время температура узлов и элементов турбокомпрессора снижается, потому что на турбину поступает меньше раскаленных газов из камер сгорания ДВС. После этого можно выключать зажигание.

А вообще, силовой агрегат любого автомобиля (нетурбированного) лучше глушить не ранее 10 секунд после остановки авто.

На профильных ресурсах в Интернете (форумах) многие автовладельцы интересуются, почему при глушении современных моторов продолжает работать вентилятор.

Многие не могут заглушить мотор, оснащенный турбокомпрессором, с помощью ключа. Все это эффекты одного порядка – с двигателя нужно снять остаточную тепловую нагрузку.

Если вместе с мотором резко выключить все обеспечивающие системы (например, систему охлаждения), то тогда:

  • сильно возрастет риск локального перегрева ЦПГ и других узлов мотора;
  • если забортная температура ниже нуля, то тогда на разогретый мотор станет влиять резкий перепад температур.

Вообще, все резкое и быстрое, особенно если речь идет о температурных перепадах, для двигателя крайне вредно. Охлаждение никогда не происходит равномерно, и разноплановое температурное расширение/сокращение различных деталей силового агрегата (поршней, колец, распределительного вала) будет приводить к ускоренной выработке ими технического ресурса и столь же ускоренному выходу из строя.

[sale_inset]

Для того чтобы обеспечить равномерное остывание, вентилятор системы охлаждения после глушения двигателя может еще некоторое время работать, черпая энергию из АКБ. Это существенно уменьшает вред узлам и элементам силового агрегата, локализуя последствия термической микродеформации.

На большинстве современных моторов, оснащенных турбокомпрессорами, предусмотрен турботаймер. Это устройство, позволяющее глушить турбированный мотор через определенный промежуток времени после остановки самого транспортного средства.

[rec_slider_inset]

Турботаймер позволяет водителю покинуть автомобиль сразу же после остановки, не дожидаясь, пока двигатель охладится на холостых оборотах. Выключение зажигания в данном случае произойдет автоматически – важно не забыть поставить машину в режим охраны (чтобы не «уехала»).

Минусом такой схемы глушения мотора является строгая необходимость ставить машину на стояночный тормоз (мало ли что), и в зимнее время задние колодки из-за этого могут примерзнуть к барабану или диску.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Как глушить дизельный двигатель

Моторы с бензиновыми двигателями в данном случае более неприхотливы: да, желательно, чтобы остывание мотора происходило плавно, но, как правило, достаточно просто повернуть ключ зажигания, и мотор заглушен. С дизелями все по-другому. Электрическое зажигание здесь отсутствует как таковое, а потому мотор глушится по иному принципу.

Перекрывается подача топлива. На легковых авто это делается путем поворота ключа в нужное положение. Происходит срабатывание перекрывающего клапана, и солярка перестает поступать во входной (раздаточный) коллектор. У некоторых моделей глушение осуществляется за счет регулировки, а точнее, блокирования форсунок.

На дизелях большой мощности, устанавливаемых на тракторах, самосвалах, автобусах и т. д., для остановки нужно нажать на специальную кнопку, которая обычно располагается на полу, у ног водителя (ну или на приборной панели). Нажатие перекрывает подачу топлива, но пока не выработается запас в коллекторе и топливопроводе, дизель будет продолжать работать. Так что нужно нажать и держать.

Если при движении тяжелого транспортного средства двигатель нужно заглушить, чтобы остановиться, то следует тормозить и замедляться, не нажимая на педаль сцепления. Удивительно, но именно при таком глушении дизель испытает минимальные избыточные нагрузки.

Минусом этого метода является то, что использовать его можно лишь на тех транспортных средствах, в которых присутствует механический привод (как правило, это грузовые машины и автобусы старых моделей). В противном случае, скорей всего, выйдет из строя система питания.

Если сломается электрический клапан, который должен по команде перекрывать путь топлива, то нужно отпустить сцепление и полностью выжать педаль тормоза. Наибольшая эффективность достигается, если при этом на трансмиссии будет выставлена высшая передача.

Крайне важным фактором в холодное время года для дизельных моторов является вязкость масла. Для упрощения запуска рекомендуется добавить в масляный картер 150-200 мл бензина.

Это позволит сохранить масляную пленку на деталях и узлах, но при этом сделает масло более жидким и уменьшит сопротивление при запуске дизеля на морозе.

После того как силовой агрегат будет прогрет, бензин испарится, и никакого вреда системе (в данном количестве) он не нанесет.

После длительной поездки любому мотору имеет смысл дать 2-3 минуты поработать на холостых оборотах. В ходе такой паузы снизится температура силового агрегата, а значит, если так делать всегда, то срок полезной эксплуатации двигателя будет существенно дольше. (Для турбированных и дизельных моторов такая пауза просто обязательна).

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

3 ошибки при остановке мотора

Главное резко не глушить мотор прямо во время движения. Такая остановка может привести к локальному перегреву силового агрегата, например, в наиболее уязвимом месте – в блоке цилиндров. К тому же нужно помнить, что при глушении двигателя отключается и система гидроусилителя, а также некоторые функции тормозов. Если за рулем находится неопытный водитель, то это может привести к ДТП.

Читайте также:  Как проверить датчик распредвала

Другая ошибка – глушение перегретого двигателя сразу после остановки движения. Мотор при этом может заклинить, что потребует серьезного ремонта.

В случае если датчик температуры охлаждающей жидкости подает сигнал о ее запредельном увеличении, нужно перевести рычаг коробки переключения скоростей в нейтраль, далее при езде фактически накатом нужно подыскать подходящее место для стоянки, но после остановки мотор не нужно глушить в течение как минимум полуминуты. Это даст возможность исключить перегрев деталей поршневой группы.

И наконец, ставшее уже притчей во языцех, торможение двигателем. Эта техника сбрасывания скорости подразумевает выставление пониженной передачи с последующим плавным отпуском сцепления. На акселератор при этом давить не нужно.

В итоге вращательный момент от колес передается непосредственно на коленчатый вал, который начинает вращаться с намного большей угловой скоростью (благодаря пониженной передаче). Мотор в данном случае испытывает колоссальную нагрузку на все узлы, что может привести к их буквальному разрушению.

Конечно же, тормозить двигателем не нужно никогда. Запомните анекдот: «При торможении двигателем сначала происходит торможение решеткой радиатора, затем самим радиатором и уже только после этого – непосредственно двигателем…». То воздействие, которое оказывает на мотор такая «технология» торможения, по своей деструктивности находится очень близко от ситуации, изложенной в этой шутке.

А чтобы не допускать чрезмерного, неоправданного расхода технического ресурса узлов и элементов двигателя, следует глушить двигатель не ранее чем через 10 секунд после полной остановки транспортного средства. Это позволит сохранить его эксплуатационный ресурс и вашу уверенность в надежности всех его узлов и агрегатов.

Что автолюбители говорят о том, как правильно глушить двигатель

  1. Почему стоит подождать?
  2. «При заглушенном моторе перестает работать и помпа. Как следствие, отсутствует и циркуляция охлаждающей жидкости по контуру.

    Вентилятор при этом может вращаться от АКБ, но охлаждает он только радиатор, а вот в водяной рубашке тосол реально может легко закипеть.

    Однако не это является главной проблемой – антифриз может остыть обратно, но вот если при перегреве произойдет термическое искривление головки блока, то может заклинить распределительный вал.

    Так что не спешите выключать мотор, особенно после длительной поездки – досчитайте до 10. А если у вас двигатель, оснащенный турбокомпрессором, то там вообще мотор должен минут 5 поработать в режиме малого газа. (Хотя сейчас на турбированные движки массово ставят турботаймеры)».

  3. Когда ждать не стоит?
  4. «Немецкие производители предусмотрительны и аккуратны. Если бы нельзя было чего-то делать, то горела бы соответствующая красная лампочка. Так что глушу двигатель, не дожидаясь остановки работы вентилятора».

  5. Когда глушить точно нельзя?
  6. «В стандартных условиях глушить мотор при условии работающего вентилятора можно без каких-либо ограничений. Но если загорелся датчик превышения температуры охлаждающей жидкости, то останавливать мотор сразу же крайне не рекомендуется.

    Постарайтесь, двигаясь накатом, припарковаться, открыть капот и дать двигателю поработать на холостых оборотах до прекращения действия аварийной сигнализации (если конечно, причиной взлета температуры не стала разгерметизация охлаждающего контура)».

  7. Как еще охладить двигатель?
  8. «Отличный вариант, как сбить температуру мотора, если вдруг она выросла запредельно. Включите печку на полную (ну и окна откройте, конечно)!»

  9. Как разобраться, когда глушить?
  10. «Когда сработала сигнализация о запредельной температуре охлаждающей жидкости, то останавливаемся и на холостых оборотах ждем, пока температура упадет. Если вентилятор функционирует и при этом никакая сигнализация больше не беспокоит, то можно спокойно глушить мотор».

Кто-то может посчитать, что правильное глушение двигателя автомобиля никак не влияет на его сохранность. Возможно даже, что на коротком временном отрезке никаких негативных изменений с мотором не случится. Но в длительной перспективе это может привести к печальным последствиям.

Наверняка никто из автовладельцев не желает раньше времени узнать, сколько стоит капитальный ремонт мотора. А раз так, то следует соблюдать вышеизложенные простые правила старта/глушения силового агрегата.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Если вы хотите продлить срок службы двигателя, не выключайте зажигание сразу после остановки автомобиля, особенно если на улице жаркая пора. Лучше некоторое время подождать. Если вы заглушите хорошо разогретый двигатель без паузы, например, сразу же после динамичной езды и активных стартов на зеленых светофорах, то можете столкнуться с серьезными неприятностями.

Выключив мотор, вы прекращает работу насоса, качающего жидкость по системе охлаждения, а также маслонасоса.

В результате имеем нагретый двигатель, жидкость в котором близка к кипению, то есть ее охлаждающие свойства значительно снижаются, что создает опасность нанесения мотору термоудара.

Кроме того, резкие остановки могут привести к локальному перегреву масла и его пригоранию, а это изменение структуры и снижение эксплуатационных характеристик.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

Последствием такого события могут стать серьезные повреждения мотора. Это может произойти не с первого раза, но регулярные «термострессы» рано или поздно приведут к печальным последствиям и двигатель «застучит».

Придется заниматься капитальным ремонтом силового агрегата, а это время и расходы. Правда, как нам рассказали специалисты дилерского центра SKODA «Авто Сити», в современных моделях стоят системы защиты от перегрева.

Так, например, заглушив двигатель, вы еще некоторое время будете слышать звук работающего вентилятора.

Поскольку датчик температуры мотора стоит прямо на нем, то насос системы охлаждения отключается вместе с ним, а на помощь приходит электроника, охлаждающая подкапотное пространство до приемлемой температуры с помощью потоков воздуха. Этот процесс может продолжаться до 10 минут и зависит от температуры мотора.

Можно ли глушить двигатель сразу: как это сделать правильно

В большинстве современных автомобилей устанавливаются турбированные двигатели. В этом случае необходимо охладить не только двигатель, но и турбину, иначе срок ее службы существенно сократится.

Если в вашем автомобиле система защиты от перегрева отсутствует, то забота о здоровье двигателя ложиться на ваши плечи.

Просто, перед остановкой необходимо спокойно проехать несколько километров, что позволит охладить жидкость, которая, в свою очередь, снизит температуру двигателя.

Как вариант, можно остановиться и не глушить мотор минуту-другую, температура за это время успеет снизится, сообщили нам специалисты центра SKODA «Мейджор Авто».

Мы надеемся, что представленная выше информация позволит вам продлить срок службы двигателя и других систем автомобиля, а также избавит от внеплановых поездок в сервис.

Управление полностью исправным автомобилем позволяет водителю получать удовольствие от поездок. Приятного пути!

Почему даже атмосферный мотор нельзя сразу глушить после поездки — Российская газета

О том, что после поездки в бодром темпе имеет смысл дать турбированному мотору поработать на холостых оборотах пару-тройку минут, знает львиная доля водителей таких машин. Однако на самом деле многое зависит от марки, модели и возраста автомобиля.

Практически во всех случаях крыльчатка турбины может раскручиваться до 10 000 и больше оборотов в минуту. Когда же вы выключаете турбодвигатель, ротор сразу не останавливается, продолжая какое-то время вращаться под действием инерции.

В этот момент раскаленный узел перестает смазываться маслом, и это провоцирует целый ряд поломок из-за неравномерного температурного расширения. Наиболее часто вращение ротора без подачи масла под давлением провоцирует появление задиров.

Плюс к тому, поскольку масло перестает подаваться, тепло уходит в подшипниковый узел, где остатки смазки начинают закоксовываться.

На основательно подержанных иномарках с турбомоторами дать силовому агрегату поработать после остановки автомобиля на холостых оборотах примерно минуту — было и остается обязательным правилом.

Дело в том, что на такие автораритеты в момент их выпуска еще не устанавливали хитрые системы страховки от перегрева.

Речь идет в частности о турботаймерах (обеспечивают работу двигателя в течение двух-трех минут на минимальных оборотах уже после выключения зажигания), программном включении вентилятора после выключения мотора и электрических циркуляционных насосах, подающих к турбокомпрессору охлаждающую жидкость.

Не секрет также, что даже сегодня большинство массовых автопроизводителей (а они тоже выпускают сегодня модели с турбомоторами) не заморачивается установкой таких охлаждающих систем.

Более того, если ваш автомобиль ультрасовременен и относится к премиальному или люксовому классу и соответственно практически наверняка оснащен такими ноу-хау, дать мотору поработать после интенсивной езды по бездорожью или трассе все равно нужно.

Как ни крути, движение под нагрузкой требует более обстоятельного охлаждения силовой линии.

А что же с атмосферниками, в которых турбина отсутствует? Вопреки расхожему мнению, таким силовым агрегатам также требуется дать поработать на холостых пару минут прежде, чем вы заглушите мотор. В противном случае вы как минимум спровоцируете ускоренную деградацию моторного масла.

Ведь что происходит, когда вы выключаете атмосферный двигатель, который до этого от души крутили на высоких оборотах? Остановившаяся помпа перестает качать охлаждающую жидкость, соответственно антифриз перестает циркулировать по системе.

Масло же, осевшее на трущихся деталях, испытает в этом случае локальный перегрев или, попросту говоря, начнет пригорать. В итоге на раскаленной поверхности рабочих деталей образуются нагары масла.

Таким образом активизируется процесс закоксовывания системы, когда нагар буквально облепляет все и вся в цилиндре, начиная от поршня и заканчивая головкой блока.

Частично риск локального перегрева призван снизить электровентилятор системы охлаждения, реализованный на большинстве современных автомобилей.

Опытные водители прекрасно осведомлены об алгоритме работы такого узла — мотор выключен, но вентилятор продолжает крутиться. Однако здесь тоже есть определенные нюансы.

Например, во многих автомобильных мануалах оговаривается, что глушить двигатель с включенным вентилятором нельзя не только при движении, но и при остановке.

И хотя практика показывает, что если вы выключите мотор при работающем вентиляторе охлаждения, то двигатель практически гарантированно не закипит, все же имеет смысл следовать инструкции и опять-таки дать мотору поработать на холостых оборотах пару-тройку минут. Примерно за это время вентилятор как раз завершит программный цикл своей работы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector