Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

Долгие поиски оптимального «автомата» на АВТОВАЗЕ закончились появлением автомобиля XRAY Cross AT — с вариатором.

На известной диаграмме «Парадокс ремонта в России» варианты «быстро», «качественно» и «недорого» пересекаются, как круги Эйлера, давая единственный ответ: не в России. Примерно так же у нас дело обстоит с рекламой, сервисом, доставкой почты и автоматической трансмиссией для Лады.

Дешевый автомобиль с традиционным «автоматом» существует — это Гранта АТ и ее четырехступенчатая коробка Jatco за 596 тысяч рублей. Самая доступная машина с «гидромеханикой» на всем нашем авторынке! Правда, расход бензина у нее такой, что вы довольно быстро лишитесь почти всех сэкономленных сбережений.

Дешевый вариант с низким аппетитом — это уже не «автомат», а односцепленчатый «робот» АМТ, который похож на «автоматы» только тем, что обходится без третьей педали.

В теории существует также экономный «настоящий автомат» — его роль должна была играть семиступенчатая трансмиссия КАТЕ FT703 российской разработки, которую ­АВТОВАЗ примерял на Калины еще в 2010 году. Но прогноз ее появления на Ладах прост: никогда. А цену Весты с «автоматом от Ауруса» даже вообразить страшно.

Таким образом, дешевый и экономичный традиционный «автомат» на Ладе может существовать лишь в одном случае: не на Ладе.

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

«Автоматы» есть у кого угодно. Renault вам предложит четырехступенчатую коробку DP0 всего за 30 тысяч рублей.

Для седана Ravon Nexia R3 «гидромеханика» стоит 37 тысяч, для Kia Picanto, Rio и Соляриса — 40 тысяч, причем это уже современная шестиступенчатая трансмиссия. Для Polo такая же обойдется в 45 тысяч, а для Фиесты — в 60.

На Гранте же и на Калине доплата за порядком устаревший «автомат» почему-то составляет 55300 рублей. И ладно бы цена, но ведь для других моделей Лады такая трансмиссия не доступна ни за какие деньги.

Впрочем, с середины августа АВТОВАЗ начал выпуск хэтчбеков XRAY Cross с вариатором. Смотришь на них и думаешь: разве это не то, что нужно простому россиянину? Почти кроссовер с почти «автоматом». Клиренс большой, подвеска непробиваемая. Да, монопривод, но так и цена ниже миллиона. Икс-Рай для русского автомобилиста. Под названием АТ.

XRAY Cross с приставкой АТ — так именуется бесступенчатый XRAY. Чтобы не пугать народонаселение мудреной аббревиатурой CVT. И, видимо, чтобы оправдать цену, ведь вариатор на XRAY стоит почти столько же, сколько «настоящий автомат» на Гранту, — 50 тысяч рублей.

Поиски нужного подхода к двухпедальности у ­АВТОВАЗа растянулись почти на десятилетие.

­«Автомат» Jatco удачно встал на Гранту и Калину, но не влезал в Приору и к тому же сильно подорожал после 2014 года, поэтому АВТОВАЗ сфокусировался на бюджетном «роботе», с которым запускались Веста и XRAY.

В 2018-м его научили быстрее переключать передачи и ползти с отпущенной педалью тормоза, но к этому времени в Альянсе решили, что на новых моделях сегментов B+ и С+ должны стоять только вариаторы, поэтому и у Лады концепция изменилась.

XRAY Cross AT стал первым «бесступенчатым» автомобилем АВТОВАЗа, однако никаких внешних отличий этот статус не принес.

Лишь в салоне появился рычаг селектора с традиционным набором режимов — такой же, как на хэтчбеке Sandero Stepway City. Сам вариатор Jatco JF015E нам знаком не только по Sandero, но и по автомобилям Renault Kaptur 1.

6 и Renault Arkana 1.6, а также по некоторым Ниссанам. Полный привод с этой трансмиссией не стыкуется.

Зато вместе с вариатором XRAY Cross обрел и новый двигатель. Точнее, новый старый — ведь 113-сильный мотор Nissan HR16 (он же Renault H4M) уже ставили на XRAY в самом начале производства, но тогда некоторые его детали приходилось ­завозить из Японии самолетами, так что в 2016 году HR16 из соображений себестоимости заменили вазовскими двигателями.

Теперь же японский атмосферник возвращается. Потому что с 2016-го он почти полностью локализован, включая отливку в Тольятти блока цилиндров и головки блока. Адаптировать вариатор под любой из вазовских моторов было бы дороже. Иными словами, XRAY Cross теперь будет существовать в двух вариантах — с российским сердцем (1.8 МТ, 122 л.с.) либо с полностью альянсовским (1.

6 АТ, 113 л.с.).

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

У двигателя HR16 алюминиевый блок цилиндров, механизм изменения фаз на впуске и цепной привод ГРМ. Система охлаждения у мотора и вариатора общая

Но это только Cross, а обычный XRAY сохранит исключительно отечественные двигатели, «механику» и «робот» АМТ. Уже запутались? Сделайте глубокий вдох, не моргайте и следите за полетом инженерно-маркетологической мысли.

Итак, Renault ставит на Логаны и Sandero древний «автомат» DP0 в паре лишь c французским мотором K4M (102 л.с.), который стар и не оправдывает вложений в локализацию, поэтому новым Ладам такой силовой агрегат противопоказан.

А вариаторы пока дружат только с более современным двигателем H4M. Правда, есть нюанс: массивный картер вариатора свисает под днищем на 25 мм ниже, чем картер «механики» или «автомата».

Именно по этой причине Renault ставит бесступенчатые трансмиссии лишь на приподнятые версии Sandero Stepway, Logan Stepway, а также на кроссоверы.

И поэтому же вариатором пока оснащен только XRAY Cross, в котором применен подрамник от Дастера, позволяющий сохранить номинальные 215 мм дорожного просвета. У обычного ­Иксрея, как и у Логана, картер вариатора будет беспомощно висеть под брюхом. То есть не будет, потому что такие машины не появятся.

А вот Веста от подобных проблем избавлена, поэтому вариатор она получит во всех версиях, независимо от дорожного просвета. Проще говоря, XRAY с вариатором — это только Cross, Веста — любая, а остальные модели сохраняют существующие трансмиссии.

Уф, вроде бы разобрались. Попробуем тронуться.

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

Старт очень легкий, как на «автомате», — XRAY начинает катиться сразу, и в пробках это удобно. При плавном разгоне вариатор не завывает и не тормозит, но и никуда не спешит. А если не обращать внимания на излишне тяжелую баранку, то спокойное перемещение по городу кажется истинным призванием бесступенчатого Иксрея.

Однако в интенсивном трафике ускорить работу трансмиссии будет непросто.

Если нужно энергично выскочить из двора или перепрыгнуть в соседний ряд, придется по-дирижерски размахивать педалью акселератора: вялого дросселирования вариатор просто не заметит.

Ему бы очень пригодился режим Sport c более острыми реакциями на газ, но куда же подевалась шайба Ride Select cо «спортивной» кнопкой, которую ставят на «механический» XRAY Cross?

Ее не будет. Ведь на исходном силовом агрегате Альянса таких режимов не предусмотрено, а калибровка новых алгоритмов специально для Лады — это дополнительный бюджет и сроки.

Поэтому, если хочется шустрее, тяни рычаг на себя и переключай виртуальные передачи вручную. Их здесь, кстати, шесть — и мотор на каждой раскручивается почти до 6000 об/мин.

Так уже веселее, но для быстрой езды XRAY Cross все равно подходит плохо.

Мощности и с мотором 1.8 едва хватало, а новый силовой агрегат и слабее базового, и тяжелее — в сумме на 13 кг (японский алюминиевый двигатель легче вазовского чугунного, но сам вариатор весит 71 кг вместо 34 кг у «механики»).

Бесступенчатый XRAY Cross умеет стартовать с двух педалей и «в пол» разгоняется как «ступенчатые» автомобили — за три переключения до «сотни», но этот процесс по паспорту занимает 12,3 с, а в реальности растягивается примерно на тринадцать.

То есть XRAY Cross AT медленнее восьмиклапанной Гранты! Хотя и быстрее, чем Kaptur 1.6 AT или Гранта с «автоматом».

Но досаднее, что ускорения после 100 км/ч получаются громкими и натужными. Вариатор умеет реагировать на кикдаун и резко понижать передаточное отношение на обгоне, но если акселератор нажат не до конца, то есть шанс стать свидетелем редкого зрелища, когда водитель давит на газ, автомобиль разгоняется, а обороты при этом падают.

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

В ручном режиме для обгонов на шоссе больше всего подходит четвертая передача, а на пятой можно давить, можно не давить — скорость от этого почти не зависит.

Есть и другая причина ездить помедленнее — слишком острый и пережатый в нуле руль. Нейтральное положение баранки никак не обозначено усилием, но малейшее отклонение уводит с траектории. После 120 км/ч XRAY становится нервным и плохо держит курс. Может, и хорошо, что максимальная скорость с вариатором упала со 180 до 162 км/ч.

Зато круизирование на 80—100 км/ч — это идеальный темп для Иксрея. Именно в таком режиме вариатор делает то, для чего создавался, — освобождает водителя от лишней работы и дает шанс расслабиться за рулем.

Да еще и бензин экономит: расход топлива, по сравнению с версией 1.8 МТ, сократился с 7,5 до 7,1 л на сотню. А на деле кажется, что XRAY Cross АТ вообще в завязке: я заправил полный бак под пробку, проехал 215 км, но указатель топлива не сдвинулся ни на деление.

Правда, это объясняется конфигурацией горловины бака: после отсечки заправочного пистолета в XRAY умещается еще 20 литров, а истинная емкость бака не 50, а 61 л. Ну а реальный расход во время тест-драйва составил 9,0 л на 100 км. И, кстати, это может быть «девяносто второй».

Приятно.

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

Радует и то, что XRAY Cross AT остался Кроссом почти в той же мере, что и версия с «механикой». Отличий в подвеске и клиренсе у них нет, ради лишних 13 кг на АВТОВАЗе не стали даже перенастраивать амортизаторы.

Поэтому на разбитом асфальте и на грунтовках XRAY Cross с вариатором чувствует себя превосходно, не замечая ям. А вот на хорошем асфальте он, наоборот, кажется жестковатым из-за повышенного внимания к микропрофилю.

Рулевой механизм, задние дисковые тормоза и оригинальные кулаки передних колес тоже остались без изменений. Единственное отличие, помимо двигателя и трансмиссии, — это промежуточная опора правого приводного вала, с которой полуоси впервые на переднеприводных Ладах обрели одинаковую длину. Жаль, что такая опора не появится на версии МТ.

Читайте также:  Лада Ларгус АКПП: особенности, преимущества и недостатки

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

Промежуточная опора правого привода позволила уравнять длину полуосей и нивелировать эффект силового подруливания при разгоне

Я готовился к тому, что вариаторный XRAY окажется еще более условным «проходимцем», чем исходный XRAY Cross, ведь вместе с шайбой Ride Select он лишен и специальных «внедорожных» режимов работы ESP, которые меняют допустимую степень пробуксовки при движении по песку и снегу. Кстати, я думаю, что именно эти режимы были одной из причин, по которой Ride Select не стали женить с вариатором, ведь вазовским инженерам известно, что трансмиссия JF015E не любит пробуксовку.

Езда с проскальзыванием колес, удары при резком восстановлении сцепления с дорогой и подъем на бордюры, когда водитель открывает газ, а колеса не начинают немедленно вращаться.

Это те самые режимы, при которых ремень в японском вариаторе мог проскальзывать и на шкивах появлялись задиры. ESP в таких случаях призвана беречь ремень и душить мотор вместе с пробуксовкой.

Во всяком случае, на автомобилях Renault и Nissan.

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

Чтобы проверить XRAY Cross AT, я отыскал лодочный спуск к Балтийскому морю в городе Солнечный, отключил ESP (она полностью деактивируется на скорости до 50 км/ч), стравил давление в колесах, включил видеокамеры, съехал на песок и нажал газ в пол.

Полуспущенные шины ContiCrossContact M+S гребли как гусеницы танка, мотор ревел, вариатор вонял, но продолжал работать. За сорок минут съемок XRAY Cross AT ни разу не закопался в песок и не ушел в аварийный режим трансмиссии.

Уверен, реальные владельцы будут намного милосерднее.

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

Дополнительный двухступенчатый планетарный редуктор позволяет вариатору избегать работы ремня на малых радиусах, когда риск проскальзывания наиболее велик. Кроме того, редуктор снижает нагрузку при включении задней передачи.

Главная пара у вариатора с отношением 3,882 — самая длинная среди всех версий Лады XRAY (еще одно объяснение упавшего аппетита). На этой схеме не показан гидротрансформатор, который роднит вариатор с традиционными «автоматами».

Кстати, АВТОВАЗ рекомендует прогревать трансмиссию 30 секунд после запуска, запрещает заводить XRAY Cross AT «с толкача», но допускает буксировку прицепа массой до 650 кг без тормозов и до 800 кг с тормозами

Хотя ресурс вариатора все же оставляет вопросы, ведь если Renault и Nissan советуют менять его рабочую жидкость раз в 60—80 тысяч километров, то XRAY Cross AT этого не требует.

Заботясь о надежности, вазовские калибровщики сделали процесс смены передаточных чисел немного плавнее (видимо, этим и объясняется спокойный нрав вариатора), и теперь ­АВТОВАЗ утверждает, что жидкость рассчитана «на весь срок службы автомобиля».

Правда, он, согласно вазовским нормативам, составляет восемь лет или 120 тысяч километров, так что лучше все-таки менять.

Кстати, гарантия на XRAY Cross AT такая же, как на другие модели, — три года или 100 тысяч километров. А вот цена — одна из самых высоких. Базовый XRAY Cross AT в версии Comfort Optima (с кондиционером) стоит 847 тысяч, как самый дорогой обычный XRAY c полным фаршем. А за топовый XRAY Cross AT Luxe Prestige нужно выложить 972 тысячи — без учета окраски «металлик». Дороже только Веста Спорт.

Но если сравнить с прямыми конкурентами в сегменте компактных кроссоверов, то окажется, что вариаторный XRAY за 847 тысяч — это самый доступный двухпедальный автомобиль данного жанра.

Дешевле только Sandero Stepway c «автоматом» (810 тысяч), а Kia Rio X-Line дороже на 82 тысячи, Renault Kaptur 1.6 2WD — на 148 тысяч, Creta 1.6 2WD — на 214 тысяч.

И с этой точки зрения вазовский АТ — это чуть ли не рай для среднестатистического российского автомобилиста. 

Паспортные данные
Автомобили Лада XRAY Cross Лада XRAY Cross AT
Тип кузова пятидверный хэтчбек
Число мест 5 5
Размеры, мм
длина 4171 4171
ширина 1810 1810
высота 1645 1645
колесная база 2592 2592
колея спереди/сзади 1503/1546 1503/1546
Объем багажника, л 361—1207* 361—1207*
Снаряженная масса, кг 1295 1308
Полная масса, кг 1650 1650
Двигатель бензиновый, с комбинированным впрыском
Расположение cпереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см³ 1774 1598
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 82,0/84,0 78,0/83,6
Степень сжатия 10,3:1 10,7:1
Число клапанов 16 16
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 122/90/6050 113/83/5500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 170/3700 152/4000
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая клиноременный вариатор
Привод передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Размерность шин 215/50 R17 215/50 R17
Максимальная скорость, км/ч 180 162
Время разгона 0—100 км/ч, с 10,9 12,3
Расход топлива, л/100 км
городской цикл 9,7 9,1
загородный цикл 6,3 5,9
смешанный цикл 7,5 7,1
Емкость топливного бака, л 50 50
Топливо бензин АИ-92—95
* Со сложенными задними сиденьями

«Лада Х-Рей» с АКПП: отличия, отзывы ???? avtoshark.com

Если хочется ездить с комфортом — чтобы не трясло и за рулем не уставать — значит, нужен автомобиль повышенной проходимости с автоматической коробкой передач. Рассмотрим кроссовер «Лада Х-Рей», отличительные черты коробок и отзывы владельцев. Это не подетальный разбор характеристик ― скорее, набросок портрета авто.

Какие КПП стоят на модели

На этой модели встречаются три типа механических коробок:

  • JH3 («Рено»);
  • JR5 («Рено»);
  • 5МКПП ВАЗ 21809 (ВАЗ).

Автомат «Лада Х-Рей» представлен двумя коробками:

  • роботизированной 5 МКПП ВАЗ 21827;
  • вариатором Jatco JF015E. (только для Икс-Рей кросс)

Далее речь пойдет об автоматических КПП. Почитаем и отзывы об автомате «Лады Икс-Рей».

Чем отличаются робот (АМТ), вариатор и гидроавтомат

В ходе обсуждения различных типов трансмиссий в сети робот и вариатор (больше робот) часто называют ненастоящей автоматической трансмиссией, псевдо-АКПП и т.д. Позволим себе простыми словами внести ясность.

https://www.youtube.com/watch?v=z9__HAnqbvw\u0026pp=ygVz0JvQsNC00LAg0JjQutGBINCg0LXQuTog0LrQvtGA0L7QsdC60LAg0LDQstGC0L7QvNCw0YIg0Lgg0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuCDQtNCw0L3QvdC-0Lkg0YLRgNCw0L3RgdC80LjRgdGB0LjQuA%3D%3D

Автоматическая трансмиссия — это та, которая не требует от водителя выжимать сцепление и переключать скорости. Педали две, а не три, как у механики.

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

Коробка АМТ на «Лада Х-Рей»

Таким образом, все три типа являются автоматическими. Да, робот — это механическая КПП, которую снабдили ЭБУ и исполнительными механизмами, но после этого он стал автоматическим по своей основной функции ― освободить человека от приведения в действие сцепление и переключения передач. А техническое решение задачи автоматизации иное.

Классический гидроавтомат (именно его принято называть АКПП) передает крутящий момент и изменяет передаточное отношение с помощью гидротрансформатора и нескольких планетарных передач.

Вариатор тоже имеет гидротрансформатор, выполняющий функции сцепления.  Коробка плавно, бесступенчато изменяет передаточное отношение при помощи механизма, работающего на трении. Как таковое, переключение передач отсутствует.

Роботизированная трансмиссия — это механическая КПП в сборе со сцеплением, оборудованная исполнительными механизмами переключения передач и выжима сцепления, а также электронным блоком управления (ЭБУ) и датчиками.

Мнения о каждой автоматической трансмиссии

Гидротрансформаторной АКПП «Лада Х-Рей» пока что не имеет.

«Лада Х-Рей» с автоматом располагает двумя вариантами коробок, отличительные черты которых и отзывы владельцев мы приведем ниже:

  • на Lada X-Ray устанавливается роботизированный автомат производства ВАЗ на базе 5МКПП 2181 (индекс 21827);
  • на «Лада Х-Рей Кросс» устанавливается бесступенчатая КП Jatco JF015E (Япония).

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

Роботизированная 5 МКПП ВАЗ 21827

Посмотрим, что думают о них владельцы этих машин.

Робот

Претензии к роботу вполне обычные: рывки, включения с ударом, излишняя задумчивость при переключении скоростей, что особо допекает на подъемах. А если на склоне произошла остановка, необходимо воспользоваться стояночным тормозом.

В общем, едет, как многие. И, как многие роботы, проигрывает классическому автомату.

Есть и стандартный перечень преимуществ, но хотелось бы отметить, что эта РКПП не боится буксировок, не требует прогрева. Даже в мороз можно сразу ехать. Наконец, она проста в обслуживании, ведь ее основа — это механическая коробка.

Отзывы о роботе «Лада Х-Рей» восторженными не назовешь, но в целом владельцы проявляют терпение к отдельным недостаткам.

Бесступенчатая трансмиссия

  • На модели «Кросс» устанавливается вариатор Jatco JF015E.
  • Он работает со своим старым партнером ― двигателем H4M (1,6 л) от Nissan/Renault.
  • Эта комбинация давно испытана на Nissan Juke, Renault Megane и других автомобилях.

Вариатор необычный.

В помощь основному узлу ― ремню и конусам ― он оснащен планетарной передачей и имеет две ступени для движения вперед. По замыслу конструкторов, это исключает работу ремня в критических по износу положениях, т. е. у края шкива.

Когда ремень постепенно подходит к максимальному диаметру, происходит переключение передач, он занимает новое, благоприятное положение, и плавное изменение передаточного отношения начинается снова.

А еще при переключении на задний ход ремень не меняет направления движения.

Кроме того, коробка получилась легкой и компактной. Она рассчитана на передачу небольшого крутящего момента (всего 180 нм).  Усложнение конструкции заставляет задуматься о надежности механизма. Согласитесь, что вес и размеры КПП не очень-то волнуют потребителя.

Лада Икс Рей: коробка автомат и особенности данной трансмиссии

КП Jatco JF015E

Владельца больше интересует отсутствие неожиданных сюрпризов, комфорт и готовность механизма работать в тяжелых условиях. Надо сказать, что с задачей сохранения качества при усложнении системы производители справились.

  Отзывов в стиле: «Всё ломается, и ездить невозможно» не наблюдается.  Коробка работает плавно, езда комфортная.  Разгон до 100 км/час ― 12.3 с. При экономичности 7,3 л/100 км.

В разных источниках характеристики несколько отличаются, но вариатор примерно соответствует механике. Приемлемо.

https://www.youtube.com/watch?v=z9__HAnqbvw\u0026pp=YAHIAQE%3D

Владельцы отмечают комфорт и хорошую управляемость.  Но ограничения, накладываемые на эксплуатацию, остались. Он по-прежнему критичен к температуре масла, не любит спортивной езды, буксировки, езды по плохим дорогам.

Специалисты настоятельно рекомендуют менять масло раз в 40 000 км пробега, с целью удаления стружки, неизбежно образующейся в парах повышенного трения.

Мнения о машине в целом

Мы познакомились с «Лада Х-Рей» с автоматом, отличительные черты коробок и отзывы владельцев изучили, а впечатления о машине пока что нет. Вот еще отзывы общего характера о «Лада Икс-Рей» с автоматом.

Читайте также:  Промывка двигателя «ЛАВРом»: очистка масляной системы

Наиболее полно характеризует этот автомобиль строка из отзыва: «Просто машина, просто нормальная».

Некоторые не считают ее кроссовером, а другие считают. В любом случае: где-то на грани.

Если не увлекаться терминологией, то можно сказать, что эта машина вполне позволит смело передвигаться по проселку, уверенно преодолевать неровности сельских дорог, а в городе не переползать, как черепаха, через трамвайные рельсы.

При этом нужно помнить, что автоматическая трансмиссия по-прежнему уступает механике в борьбе с бездорожьем.

Вариатор будет подвержен износу, а робот в критический момент лучше использовать в ручном режиме, который, впрочем, позволяет по своему усмотрению последовательно менять передачи, но управление сцеплением остается за автоматикой. Так что, может, есть смысл задуматься, что вам больше подходит: «Лада Х-Рей» с механикой или автоматом.  Отсутствие полного привода не радует. Многие отмечают маленький багажник. Для кроссовера это недостаток.

Наконец-то появился неплохой и даже оригинальный дизайн кузова, хоть и ругают его за «выштамповки», заранее просчитывая сложности возможного кузовного ремонта. Это зря. Из личных наблюдений за поведением наших четырехколесных друзей я знаю, что машины не любят изначально негативного настроя водителя.

Кросс с «автоматом»: как едет самая современная Lada

Свершилось — Lada наконец обзавелась современной автоматической трансмиссией. Теперь у кроссовера Xray Cross появилась версия с японским вариатором и новым 113-сильным мотором. Корреспондент «Известий» протестировал машину и выяснил, что принесла Lada новая трансмиссия, помимо плавного разгона.

В декабре прошлого года у «Известий» чуть было не получилось поездить на Lada Xray Cross с «роботом». Прототип неожиданно появился в Сочи — там было мероприятие для членов жюри премии «ТОП-5 Авто» — и также неожиданно исчез.

Машину планировали поставить закрытой, но она по ошибке попала в число автомобилей для тест-драйва. Это создало интригу — инженеры «АвтоВАЗа» как раз доработали «робот», а разговоры о вариаторе еще не вышли из стадии слухов.

Вариации на тему

История пошла по бесступенчатому пути. Тем более что вариатор Jatco в паре со 113-сильным мотором 1,6 стал универсальным вариантом для автоматизации модельного ряда альянса Renautl-Nissan и «АвтоВАЗ».

Он уже опробован на Renault Kaptur, а также на Logan и Sandero в варианте Stepway City. И теперь впервые появился на автомобиле марки Lada.

Это только начало — после Xray Cross те же мотор и вариатор получит Lada Vesta, выпуск таких машин планируют начать через несколько месяцев. Так что первый тест вариаторной Lada интереснее вдвойне.

Некоторые, услышав слово «вариатор», скажут: фи! В числе минусов они припомнят скучный разгон, чувствительность к перегреву, чистоте масла и рваной манере езды.

Забавно, представители «АвтоВАЗа» называют вариатор исключительно «автоматом», что не противоречит правде, — это всё же одна из разновидностей автоматических трансмиссий, но в то же время демонстрирует осторожное отношение к настоящему названию.

Вариаторы снова популярны. Сейчас их активно начала использовать Hyundai. Их конструкция становится всё более совершенной, хотя принцип неизменен — передаточное отношение меняется с помощью конусов шкивов, между которыми зажат клиновой ремень.

Самая лучшая Lada

В истории Lada это вообще самая современная автоматическая трансмиссия. До этого автомобили российской марки оснащались либо роботом АМТ с одним сцеплением, который, несмотря на доработки, так и не научился менять передачи плавно. Либо старым четырехступенчатым гидромеханическим «автоматом» — такой вариант по-прежнему используют на «Гранте».

Кстати, нет ничего удивительного в том, что Xray Cross первым получил новую трансмиссию. Это самый продвинутый автомобиль в модельном ряду Lada, хотя и построен на платформе B0 самых дешевых Renault, Sandero и Logan.

В этом есть некая ирония, но к чести «АвтоВАЗа», простая тележка была значительно доработана, причем собственными силами.

Колея стала шире, руль получил электроусилитель вместо гидроусилителя и регулировку по вылету, а сзади появились дисковые тормоза.

Фактически вместо приподнятой версии Xray «АвтоВАЗ» сделал новый автомобиль. Renault тоже решил модернизировать платформу B0, переименовав ее в Global Access, но пока даже новейший купе-кроссовер Arkana идет с задними барабанными тормозами.

В секундах и литрах

Вариатор Jatco здесь не совсем обычный — клиноременная передача состыкована с двухступенчатым «автоматом». Повышающая ступень позволяет экономить топливо на небольших скоростях, понижающая должна обеспечить динамичный разгон. Кроме того, конструкция вариатора не дает ремню оказаться у самого края или оси конуса, где он может проскользнуть. Это должно повысить долговечность узла.

От ярко-оранжевой машины ждешь эмоционального ускорения, но набор скорости не впечатляет. Голос мотора нельзя назвать спортивным, и поэтому он приглушен совершенно правильно.

С места до «сотни» Xray Cross разгоняется за 12,3 секунды, столько же требуется обычному Xray с мотором 1,8 (122 л.с.) и «роботом». Разница — в качестве разгона, машина с вариатором ускоряется максимально плавно.

Такое ощущение, что инженерам «АвтоВАЗа» надоели упреки недовольных дерганным «роботом», и они возвели плавность в абсолют.

Нечувствительную педаль газа нужно прожимать медленно и плавно, чтобы добиться линейного отклика. Стоит ее отпустить, как обороты мотора стремительно падают, — этот автомобиль настроен не гонять, а экономить топливо.

Впрочем, вариатор всё равно уступает «роботу» в расходе, обычный Xray даже с более мощным 122-сильным мотором экономичнее: 6,8 против 7,1 л в среднем. Если судить по заявленным цифрам, бесступенчатая трансмиссия чуть прожорливее в городе и чуть экономичнее на трассе. Борткомпьютер нашей машины показывал расход 9,1 л, что вполне соответствует городским цифрам.

Жертва режимов

Дороги Калининградской области в большинстве своем построены еще немцами. Узкая асфальтовая лента стиснута рядами могучих деревьев. Местные машины никуда не спешат, но движение плотное и на обгон нужно выходить быстро.

Вот здесь плавная настройка вариатора мешает, между щелчком кнопки кикдауна под выжатой педалью газа и началом интенсивного разгона проходит много времени.

Ручной режим с фиксированными передачами позволяет взбодрить трансмиссию, но Xray Cross, очевидно, не хватает спортрежима.

У версии с «механикой» он есть в составе системы Ride Select вместе с двумя внедорожными режимами. Но у версии с вариатором шайбы выбора ездовых настроек нет. Почему? Представители «АвтоВАЗа» скажут, что у Xray Cross c «механикой» и «автоматом» разные покупатели.

На самом деле причина в ограничении по крутящему моменту — вариатор рассчитан только на 160 Нм, а мотор 1,6 выдает 152 Нм. Система Ride Select слишком сильно нагружает трансмиссию, потому от нее было решено отказаться — ради долговечности вариатора.

Кстати, по той же причине эту бесступенчатую трансмиссию нельзя подружить с мотором 1,8, тот выдает на пике 170 Нм.

Хотя замечу, что Renault подружил вариатор с турбомоторам на Renault Arkana, так что в рамках одного альянса поставить на Xray другую трансмиссию не составит труда, был бы спрос.

С одной стороны, внедорожные режимы ездовой электроники — чувствительная потеря, учитывая, что у Xray Cross нет полного привода. С другой, современные кроссоверы больше времени проводят в городской толчее и нормальный «автомат» для них важнее повышенной проходимости.

Как ездить без ступеней

Впрочем, Xray Сross способен и на внедорожные подвиги — установка вариатора не сказалась на дорожном просвете, он здесь по-прежнему равен 215 мм. Настройки подвески позволяют брать препятствия ходом. Гидротрансформатор убережет бесступенчатую трансмиссию от рывков при движении по неровностям и поможет заехать на крутой подъем.

Так как японский мотор 1,6 алюминиевый и легкий, то Xray Сross с ним и вариатором получился ненамного тяжелее версии с российским двигателем 1,8 и «механикой». Так что настройки подвески не меняли, и она по-прежнему радует хорошей энергоемкостью.

Впрочем, на асфальте мне показалось, что руль не так четок в околонулевой зоне, как у машины с «механикой». Хотя с ростом скорости этот недостаток исчезает. А еще Xray Cross лишен уводов при разгоне, свойственных переднеприводным автомобилям — приводы колес здесь одинаковой длины.

Lada Xray Cross с вариатором прошла полный цикл южных, северных и горных тестов от Сибири до Кавказа. Минимальный пробег каждого из автомобилей составил 160 тыс. км, что в полтора раза больше, чем гарантийный пробег.

Представители «АвтоВАЗа» утверждают, что масло в вариаторе рассчитано на весь период эксплуатации. Обслуживание сводится к контролю уровня масла с помощью щупа. Хотя для Renault с той же трансмиссией рекомендуют менять масло каждые 70 тыс. В любом случае при бережном отношении срок службы вариатора сопоставим с классическим «автоматом».

Счет автоматом

Вариатор доступен только для Xray в версии Cross, чтобы установить его в обычный «Иксрей», потребовались бы серьезные переделки. Так что для этой машины по-прежнему предлагают «роботизированную» трансмиссию в паре с мотором 1,8 мощностью 122 л.с.

Интересно, что упомянутый «робот» для Xray доступен в двух комплектациях с хорошим оснащением, то Xray Cross с вариатором предлагают в четырех версиях, первая из которых — самая скромная.

В машине за 846 900 рублей — это на тысячу меньше, чем самый упакованный Xray, — нет подогревов, задних электростеклоподъемников, противотуманок. Сиденье водителя не регулируется по высоте, а спинка переднего пассажирского кресла не складывается вперед. Из-за того, что здесь только аудиоподготовка, такую версию даже не возьмут в каршеринг.

Так что рассматривать Xray Cross с вариатором стоит с отметки 889 900 рублей, а хорошо упакованный автомобиль можно приобрести за 939 900 рублей. Топ-комплектация за 971 900 рублей добавит к этому списку усиленную тонировку, светодиодную подсветку интерьера и новую мультимедийную систему с поддержкой устройств Apple и Android.

Шик по-автовазовски.

Если доплата за «робот» составляет 25 тыс. рублей, то Xray Сross со 113-сильным мотором и вариатором дороже аналогично оснащенной машины на 50 тыс. рублей. Тем не менее это всё равно одно из самых выгодных предложений на рынке.

Читайте также:  Замена радиатора печки Нива Шевроле: как заменить радиатор отопителя своими руками

Из иномарок с «автоматами» дешевле только Renault Sandero и Logan, которые, помимо аналогичного вариатора, по-прежнему доступны со старой гидромеханической трансмиссией.

Если брать самую упакованную версию Xray Cross, то по количеству опций она выглядит предпочтительнее Kia Rio X-Line, Hyundai Creta и Renault Kaptur, минимальная цена которых, если рассматривать версии моторами 1,6 и «автоматами», всё равно будет выше, чем у «Иксрея».

Роботизированная коробка Лада Х-Рей (Lada Xray) — АМТ ВАЗ 21827: ресурс, надежность, плюсы и минусы

Из сегодняшней статьи вы узнаете, каким ресурсом, надежностью, плюсами и минусами обладает роботизированная 5-ти диапазонная коробка переключения передач (5-РКПП) с типом действия АМТ серии ВАЗ 21827, которой оснащается переднеприводной хэтчбек Лада ХРей (Lada Xray) первой генерации в кузове GAB. Кроме того, в публикации будет рассказано о том, какие двигатели модели агрегатируются с “роботом” и, каким расходом топлива обладает отечественный автомобиль, комплектуемый роботизированной трансмиссией.

РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ОБЗОР МОТОРА UAZ PATRIOT ЗМЗ 409051 2.7 MPI 150 Л.С

Ежедневно ценителей двух педальных машин среди российских автомобилистов становится все больше и больше. И уже нет ничего удивительного в том, что большинство автопроизводителей оснащают автоматическими типами трансмиссий, как премиальные, так и бюджетные модели.

Выход на российский автомобильный рынок компактного пятидверного хэтчбека Лада ХРей (он же, Икс Рей) по вполне естественным соображениям подразумевал наличие у этой современной модели автоматической коробки передач.

Отечественный автоконцерн ОАО “АвтоВАЗ” не намерен был отставать от мировых трендов, поэтому также решил комплектовать свою самую ходовую модель одним из типов автоматических трансмиссий собственной разработки.

Описание характеристик бензинового мотора H4M 1.6 MPI 16v 110 л.с, вы найдете здесь.

Перед российскими специалистами была поставлена задача по разработке современного, технологичного и относительно недорогого автомобиля.

Что же решили сделать вазовские инженеры, чтобы удовлетворить потребности потенциальных покупателей в плане трансмиссии? По причине бюджетных соображений, отечественные специалисты сразу же отбросили вариант хэтчбека с традиционным пяти скоростным “гидроавтоматом”, потому как этот вариант сказался бы на удорожании стоимости новой Lada Xray. Правда оставался еще один вариант оснащения модели четырех диапазонным “автоматом” с гидротрансформатором от компании Jatco. Однако проанализировав все за и против, специалисты пришли к выводу, что установка “морально устаревшей” трансмиссии будет совершенно бессмысленной, так как имидж автомобиля, в плане его технологичности, будет сильно подорван.

С характеристиками силовых агрегатов Лада ХРей Кросс, вы можете ознакомиться здесь.

В итоге вазовские инженеры остановили свой взор на отечественной роботизированной трансмиссии серии ВАЗ 2182, которая была ранее успешно опробована на Лада Приора, Лада Гранта, Лада Калина и Лада Веста. Первые модификации этого “робота” шли с заводской серией ВАЗ 21826.

Новую Лада ХРей было решено оснастить обновленной версией трансмиссии, которая получила рабочий индекс ВАЗ 21827.

По мнению автоэкспертов, роботизированную 5-ти диапазонную коробку передач АМТ серии ВАЗ 21827 можно отнести к золотой середине относительно качества компонентов, стоимости обслуживания и удобства в использовании.

Таким образом, пяти ступенчатая роботизированная трансмиссия АМТ серии ВАЗ 21827 стала компромиссным решением для пятидверного хэтчбека Lada Xray. Для справки заметим, что версия модели ХРей Кросс, вместо “робота” АМТ оснащается бесступенчатым вариатором CVT серии JF015E от Jatco.

Инструкцию по установке резинки-уплотнителя багажника Лада ХРей, вы найдете здесь.

Какие двигатели Лада ХРей агрегатируются с роботом АМТ серии ВАЗ 21827?

На сегодняшний день, пяти диапазонная роботизированная коробка переключения передач АМТ серии ВАЗ 21827, которой комплектуется Лада ХРей, работает в паре только с двумя 16-ти клапанными бензиновыми силовыми агрегатами атмосферного типа: ВАЗ 21129 1.6 MPI 16v 106 л.с и ВАЗ 21179 1.8 MPI 16v 122 л.с.

Смешанный расход топлива у модели, оснащенной мотором ВАЗ 21129 1.6 в сочетании с 5-РКПП типа АМТ серии ВАЗ 21827 составляет 7.0 литров (в городе — 9.0 литров, на трассе — 5.9 литра) бензина марки АИ-92.

Комбинированный расход горючего у хэтчбека, оснащенного движком ВАЗ 21179 1.8 в компании с 5-РКПП типа АМТ серии ВАЗ 21827 составляет 6.8 литра (город — 8.6 литра, трасса — 5.8 литра) бензина марки АИ-92.

Технические характеристики двигателя ВАЗ 21179 1.8 MPI 16v 122 л.с, находятся здесь.

Подробное описание мотора ВАЗ 21129 1.6 MPI 16v 106 л.с, вы найдете здесь.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОБОТИЗИРОВАННОЙ ТРАНСМИССИИ AMT ВАЗ 21827

Идеи по созданию собственной автоматической трансмиссии вазовские инженеры вынашивали довольно давно, однако навыков и квалификации у специалистов было недостаточно. Поэтому в очередной раз было решено обратиться за помощью к зарубежным конструкторам.

Первое время длительные переговоры велись с итальянским концерном Magneti Marelli, однако полученное чуть позже коммерческое предложение от немецкой компании Zahnrad Fabrik (сокращенно “ZF”) выглядело более предпочтительно.

Таким образом, вазовскими специалистами было решено оснастить свою самую современную на тот период времени отечественную механическую трансмиссию серии ВАЗ 2180 электромеханическими актуаторами от ZF.

Как правильно заменить штатные динамики в Lada Xray своими руками, вы можете узнать здесь.

По результатам модернизации “механики” серии ВАЗ 2180, которую оснастили электронным блоком управления, немецкими актуаторами ZF, сцеплением Valeo, многокорпусными синхронизаторами, у отечественной компании из Тольятти получился типовой пяти диапазонный “робот” с электроприводом одного единственного диска сцепления. Новая или глубоко модернизированная 5-РКПП стала называться АМТ и получила свой собственный заводской индекс ВАЗ 21827. Стоит сказать, что модели подобных роботизированных коробок передач в свое время были довольно востребованы у японских и европейских производителей. Правда на сегодняшний день, практически все ведущие мировые автоконцерны, от “роботов” такого типа окончательно отказались в пользу более современных трансмиссий — преселективных роботизированных коробок передач с двумя мокрыми или сухими сцеплениями.

С обзором бензинового двигателя ВАЗ 21083 1.5 8v 73 л.с, вы можете ознакомиться здесь.

По заявлениям завода-изготовителя, компании ОАО “АвтоВАЗ”, трансмиссионное масло в роботизированной коробке передач АМТ серии ВАЗ 21827 залито на весь срок службы узла, поэтому периодическая замена технической жидкости, как в классическом “гидроавтомате” или бесступенчатом вариаторе CVT, конструктивно не предусмотрена.

Справочно заметим, что отечественный пяти диапазонный “робот” АМТ серии ВАЗ 21827 характеризуется следующими показателями передаточных чисел: I передача – 3.636 единиц; II передача – 1.950 единиц; III передача – 1.357 единиц; IV передача – 0.941 единиц; V передача – 0.784 единиц; главная передача – 3.938 единиц; задняя передача – 3.500 единиц.

Роботизированная коробка передач АМТ серии ВАЗ 21827, устанавливаемая на хэтчбек Лада ХРей, обладает четырьмя рабочими режимами, каждый из которых имеет свое собственное обозначение: “N” — нейтраль, “R” – задняя передача (реверс), “A” – автоматический режим и “M” – мануальный режим.

При включении ручного режима водитель самостоятельно производит переключение передач с помощью качания селектора управления движениями вперед-назад, а автоматика берет на себя лишь функцию по выжиманию сцепления. Чтобы обезопасить трансмиссию от повреждений, в случае достижения слишком высоких оборотов, роботизированная коробка передач умеет самостоятельно менять передачу без участия водителя.

НАДЕЖНОСТЬ, ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РОБОТА ЛАДА ХРЕЙ СЕРИИ ВАЗ 21827

По большому счету, надежность и качество работы отечественной пяти диапазонной роботизированной трансмиссии АМТ заводской серии ВАЗ 21827, которой оснащается Лада ХРей, уступает классической пяти скоростной автоматической трансмиссии (5-АКПП). Вазовский “робот” менее оперативно реагирует на команду “кикдаун”, а также более ощутимо дергается и вибрирует в пробках. На удобстве использования также сказывается необходимость ставить автомобиль на стояночный тормоз в случае парковки машины на подъеме. Кроме того, по отзывам автовладельцев, отечественный “робот” имеет свойство внезапно перегреваться, уходить в ступор, при этом переставая реагировать на заданные команды, а также данная трансмиссия славится регулярными течами масла из сальников.

Тем не менее у отечественной 5-ти диапазонной роботизированной коробки передач АМТ серии ВАЗ 21827 имеются и свои плюсы. Во-первых, у рассматриваемого “робота” отсутствует шумовой фон и вибрации на селекторе трансмиссии.

Во-вторых, у водителя отсутствует необходимость в прогреве, тогда как классический “автомат” необходимо прогревать перед началом движения (справочно: на “роботе” даже в при минусовой температуре можно ехать сразу же, без прогрева).

В-третьих, отечественная роботизированная трансмиссия может без проблем буксировать автомобили и прицепы, при этом типовой “автомат” крайне боится езды в подобных режимах.

В-четвертых, достоинством вазовской роботизированной трансмиссии является отсутствие надобности в техническом обслуживании, по крайней мере до 150 тысяч километров пробега. В-пятых, “робот” может похвастать наличием ручного режима, функции сброса передач и блокировки от ошибочного переключения. В-шестых, “робот” позволяет экономить топливо в городском цикле езды.

По мнению независимых специалистов, все перечисленные выше достоинства пяти диапазонной роботизированной коробки переключения передач АМТ серии ВАЗ 21827, наряду с ее более низкой стоимостью по сравнению с другими типами автоматических трансмиссий, в полной мере оправдали решение компании АвтоВАЗ, относительно оптимизации затрат на производство Лада ХРей, благодаря чему цена на автомобиль стала более доступной для покупателя.

Стоит ли покупать Лада Х-Рей (Lada Xray) с мотором ВАЗ 21179 1.8 122 л.с и роботом АМТ ВАЗ 21827?

В заключении отметим, что заявленный производителем, концерном АвтоВАЗ, предельный ресурс роботизированной 5-ти диапазонной коробки переключения передач АМТ заводской серии ВАЗ 21827 находится в пределах 200-220 тысяч километров пробега до наступления первых серьезных неполадок, с учетом своевременного технического обслуживания трансмиссии автовладельцем.

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector