Дмитрий ГЛАДКИЙ, фото из архива автора и ПАО «АвтоКрАЗ»
Этот грузовик по праву считается одним из лучших советских тяжелых внедорожников. Он же — один из символов Кременчугского автомобильного завода и одно из самых массовых его изделий. Речь о знаменитом «Лаптежнике» КрАЗ-255Б.
Один из первых серийных грузовиков КрАЗ-255Б в выставочной окраске. Характерных «скворечников» на крыльях еще нет. Неотъемлемой чертой внешнего облика они станут с начала 1970-хПочти двадцать лет прошло с того момента, как КрАЗ-255Б был снят с производства. Но довольно большое количество этих грузовиков до сих пор в эксплуатации. А первые такие КрАЗы сошли с конвейера 45 лет назад.
- Достойная смена
- Формирование семейства
Необходимость замены довольно удачной для своего времени, но постепенно перестающей отвечать ряду требований модели КрАЗ-214Б назрела уже к середине 1960-х гг. К 1967 г. к серийному выпуску нового тяжелого полноприводного трехосного КрАЗа все было готово. Какие же изменения были внесены в конструкцию?Самым заметным внешним отличием стали лишь новые широкопрофильные шины. Однако большинство изменений было скрыто внутри. На смену двухтактному шестицилиндровому рядному дизелю пришел V-образный четырехтактный восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ-238. Новый мотор был мощнее и экономичнее.Вот лишь некоторые данные — максимальная скорость выросла с 55 до 70 км/час, а расход топлива упал со 120 до 70 л/100 км. Кроме этого, при сравнительно одинаковой снаряженной массе грузоподъемность КрАЗ-255Б была увеличена на полтонны.Возросли и параметры проходимости. Главную роль здесь сыграли те самые «лапти», давшие грузовику прозвище, — широкопрофильные шины переменного давления модели ВИ-3 размерностью 1300х530–533. Именно благодаря специфическому внешнему виду этих шин внедорожник КрАЗ-255Б и вошел в историю под именем «Лаптежник».Но на одной лишь ширине резины и рисунке протектора «колесные инновации» не закончились. На 255-й модели впервые в истории автомобилей КрАЗ была применена централизованная система регулирования давления в шинах, управляемая с рабочего места водителя. При необходимости, например, при движении по снегу и другим слабонесущим грунтам, водитель мог в течение нескольких минут снизить давление в шинах — с 3,8 до 1,0 атм. При снижении давления шины на опорную поверхность пятно контакта увеличивалось почти на 70%. В результате удельное давление колеса на грунт уменьшалось, а проходимость автомобиля увеличивалась. Собственно, в этом и есть смысл системы централизованного регулирования давления.Спустя 12 лет после начала серийного производства на «Лаптежнике» будет внедрена и двухконтурная тормозная система.Первый «собрат» у бортового грузовика появился в тот же год начала серийного производства. Речь о седельном тягаче КрАЗ-255В. При максимальной нагрузке на седло 8 т тягач мог буксировать полуприцепы полной массой до 26 т. Прежде всего, это трейлеры для перевозки гусеничной техники. Однако большое количество седельных тягачей КрАЗ уходило в войска, где они буксировали полуприцепы со специальным оборудованием, а также ракетным вооружением.«Трио Лаптежников» окончательно сформировалось в мае 1969 г., когда с конвейера стал сходить лесовоз КрАЗ-255Л. На тот момент КрАЗ-255 был единственным полноприводным автомобилем Кременчугского автозавода, предназначенным исключительно для народного хозяйства. В составе с прицепом-роспуском ТМЗ‑803 производства Тавдинского машзавода лесовоз КрАЗ‑255Л мог перевозить до 40 м куб. леса-кругляка. В незагруженном состоянии прицеп-роспуск перевозился в сложенном состоянии непосредственно на тягаче.Седельный тягач КрАЗ-255В
Лесовоз КРАЗ-255Л был представлен в 1969 г.
Пожарный автомобиль ПАК-40 (255Б) 16650ПМ — это катер БМК-Т и его транспортер, переоборудованные на Торжокском ПО «Противопожарная техника»В 1969 г. была создана еще одна любопытная модификация — северное исполнение, которому присвоили индекс КрАЗ-255БС. В серию эта машина не пошла, но одна из ее черт перешла на все последующие «Лаптежники».
Речь здесь ни о чем ином, как о специальных надставках передних крыльев, в которых были спрятаны фары головного света. Надставки имели простую коробчатую форму, а на заводе их прозвали «скворечниками».Почему «скворечниками»? Своими пустыми глазницами без оптики эти ящички и в самом деле напоминали «птичьи домики».
Сегодня именно образ «Лаптежника» со «скворечниками» является каноническим. Самые первые КрАЗы-255Б с фарами и решеткой радиатора в стиле 214-й модели уже почти никто не помнит. А ведь если бы не экспериментальная северная версия, вполне возможно, что внешность не только «Лаптежников», но и всех КрАЗов 1970-х–1980-х гг.
не получила бы одного из самых своих характерных элементов.После «скворечников» на крыльях были установлены габаритные указатели в виде пружинного штыря с черным пластмассовым шариком на конце. Их называли «усами». При габаритах «Лаптежника» они помогали при маневрировании.
После того, как на КрАЗ-255Б, КрАЗ-255В и КрАЗ-255Л стали устанавливать два широких прямоугольных зеркала заднего вида, классический образ «Лаптежника» был окончательно сформирован.
Армейская служба
Не секрет, что «Лаптежник» создавался, прежде всего, для нужд Министерства обороны. Как это ни странно, но систем вооружений на шасси КрАЗ-255Б Советская Армия, можно сказать, не устанавливала. Зато «Лаптежник» стал, пожалуй, главным базовым грузовиком инженерных войск.
Каждая военная инженерная спецмашина, созданная на шасси КрАЗ-255Б, заслуживает отдельного рассказа. Опыт их применения был накоплен немалый. Один только понтонно-мостовой парк ПМП и его более поздний вариант ПМП-М чего стоят! В свое время эта система была лучшей в мире в своем классе.
Этот парк состоял на вооружении стран участниц Варшавского договора. Но не только их! Понтонно-мостовой парк ПМП покупали даже «проклятые капиталисты». До сих пор ПМП служит, например, в вооруженных силах Финляндии. Не менее удачными инженерными спецмашинами были тяжелый механизированный мост ТММ, общевойсковой экскаватор ЭОВ-4421.
Экскаватор ЭОВ-4421 до сих пор используют не только инженерные войска стран СНГ, но миротворческие силы ООН
Радиолокационный дальномер ПРВ-16Б, принадлежавший силам ПВО ЧехословакииРечное звено понтонно-мостового парка ПМП Вооруженных сил ФинляндииБереговое звено понтонно-мостового парка ПМП-М. Этот экземпляр служит в республиканском отряде специального назначения (РОСН) МЧС БеларусиТакже на базе «Лаптежника» были созданы топливозаправщики и уникальная аэродромная установка проверки гидросистем сверхтяжелых транспортных самолетов. Силы противовоздушной обороны использовали радиолокационные дальномеры, смонтированные на шасси КрАЗ-255Б. Седельные тягачи КрАЗ-255В трудились в ракетных войсках стратегического назначения, буксировали полуприцепы с ракетами ПВО.Армии братских Советскому Союзу стран пошли еще дальше и строили на основе КрАЗ-255Б суррогатные бронетранспортеры. Так поступала, например, Ангола. В Республике Куба на шасси КрАЗ-255 создали самоходную артиллерийскую гаубицу с оригинальной бронированной кабиной. Северная Корея удлиняла раму «Лаптежникам» и на эту базу устанавливала пусковую установку зенитно-ракетного комплекса «Печора-2».
Иностранная карьера
Отдельного рассказа заслуживает не только военная, но и зарубежная карьера «Лаптежника». Именно интересу со стороны зарубежных заказчиков в конце 1960-х КрАЗ-255Б обязан появившимся «разнообразием» цветовой палитры.
Дело в том, что поначалу серийный (выставочные не в счет) «Лаптежник» мог быть любого цвета, при условии, что этот цвет — защитный хаки. Но усилия В/О «Автоэкспорт» по продвижению грузовика на рынки «жарких» стран не прошли даром. Южный заказчик требовал соответствующий пустынный песочный колер.
В итоге «Автоэкспорт» закупил где-то за границей большое количество песочной краски и с тех пор, начиная с модификаций КрАЗ‑255БЭ/БТ, все «Лаптежники» в экспортно-тропическом исполнении стали краситься в песочный цвет.
Множество фан-траков на базе КрАЗ-255Б создано в Германии. Один из них успешно используют в качестве свадебногоВ Венгрии на шасси КрАЗ-255Б установили фюзеляж от «кукурузника» Ан-2. Результатом стал эффектный шоу-стоппер для различных технических фестивалейВ 1980-х шведская фирма Bro AB по заказу «Совинтеравтосервиса» построила несколько эвакуаторовОдин из частных польских эвакуаторов, созданных «народными умельцами»Самосвалы на базе КрАЗ-255Б сам завод не изготавливал, но число «конверсий» не так уж и мало. Этот экземпляр работает в ПольшеШоу-трак KRAZy Crocodile, построенный непосредственно заводом КрАЗОфициально «Лаптежники» поставлялись на рынки более 50 государств всех континентов, за исключением Австралии и Антарктиды. Много этих вездеходов в зарубежных странах на ходу и сегодня. Особенно их присутствие ощущается в Польше и Германии. После списания с военной службы немало этих автомобилей попало в частные руки. В Польше очень много этих грузовиков было переоборудовано в эвакуаторы, а в Германии построили немало фан-траков, которые участвуют в автошоу, возят туристов в горах и даже используются в качестве флагманских автомобилей свадебных кортежей.
Цифра в истории
До развала СССР Кременчугский автомобильный завод изготовил и поставил в Советскую Армию, страны Варшавского Договора, а также в армии других государств мира почти 82 000 армейских автомобилей КрАЗ-255Б/Б1.Рекордным был 1981 г., когда КрАЗ Министерству Обороны и на экспорт отгрузил 5 591 автомобиль КрАЗ-255Б1.
Всего Кременчугским автомобильным заводом было изготовлено 197 155 машин этого семейства. После того, как Советский союз прекратил свое существование, «Лаптежник» оставался на конвейере еще два года. С производства эти автомобили КрАЗ снял по собственной инициативе в 1993 г.
, окончательно освободив дорогу вездеходам нового поколения.
Если взять общее количество изготовленных автомобилей семейства КрАЗ-255Б, то эта цифра составит почти четверть от всего объема всех КрАЗов, выпущенных в Кременчуге в советский период.
«Лаптежник» — это один из самых удачных КрАЗов всех времен и по праву считается одним из символов завода и, по сути, является олицетворением Кременчугской марки.
Источник: http://mirtransporta.ru/fun/882-kraz-255b-legenda-o-laptezhnike.html
КрАЗ-255Б — «Лаптежник», покоривший континенты
Сегодня мы расскажем о знаменитом «Лаптежнике» — именно так прозвали в нашей стране тяжелый грузовик-вездеход КрАЗ-255Б. Этот знаковый автомобиль, по праву, занимает ведущее место среди всех советских тяжелых внедорожников. Это не только символ Кременчугского автозавода, но и символ советской эпохи, один из самых массовых грузовых автомобилей СССР последней четверти двадцатого века.
Содержание
Вот уже почти два десятилетия как с конвейера в Кременчуге не сходят грузовики семейства КрАЗ-255. Но на дорогах нашей страны, как и прежде, нередко можно встретить этих могучих тружеников и солдат. А ведь первые экземпляры этих грузовиков появились около полувека назад.
Достойный наследник традиций
Необходимость модернизации вполне удачной для своего времени, но устаревающей по ряду технических параметров модели КрАЗ-214Б напрашивалась в середине 60-х годов, и к 1967 году кременчугские автомобилестроители освоили серийный выпуск новой модели полноприводного трехосного тяжеловоза. При этом конструкция грузовика подверглась значительным изменениям.
КрАЗ-214Б из музея завода
Внешне новый КрАЗ мало чем отличался от своего предшественника. Пожалуй, лишь новые широкопрофильные шины указывали на принадлежность грузовика к новой модификации. Именно благодаря шинам грузовик и получил свое прозвище «лаптежник», прижившееся у всех тех, кто эксплуатировал этот автомобиль.
А вот сама конструкция грузовика подверглась основательным изменениям. И, прежде всего, это замена силового агрегата. На смену шестицилиндровому двухтактному дизельному двигателю пришел более мощный и экономичный V-образный четырехтактный восьмицилиндровый силовой агрегат ЯМЗ-238.
ЯМЗ-238
Сравним некоторые технические характеристики старой и новой модификаций. Максимальная скорость возросла с 55 км/час до 70 км/час, при этом расход топлива сократился со 120 до 70 литров на 100 километров.
Больше на полтонны, в сравнении с предыдущей моделью, при примерно одинаковой снаряженной массе.
оказалась и грузоподъемность КрАЗ-255Б.
Благодаря оснащению автомобиля широкопрофильными шинaми переменного давления со своеобразным рисунком протектора у КрАЗ-255Б значительно повысились и параметры проходимости.
Однако шины ВИ-3 отличались не только своим рисунком протектора и шириной.
На автомобиле, впервые в истории грузовиков марки КрАЗ, была внедрена централизованная система регулирования давления шин, управление которой осуществлялось с рабочего места водителя.
Например, при движении по глубокому снегу или зыбучим пескам водитель мог снизить давление в шинах в течение всего нескольких минут с 3,8 до 1,0 атмосфер.
При этом давление шин на опорную поверхность увеличивалась на 70 %. В результате этого давление колес на грунт уменьшалось, способствуя увеличению проходимости грузовика.
В этом и заключается принцип работы системы централизованного регулирования давления шин.
В 1979 году, на двенадцатый год серийного производства, на 255-ом стала устанавливаться и более эффективная двухконтурная тормозная система.
Расширение модельного ряда
С самого начала серийного производства КрАЗ-255Б позиционировался в качестве базовой модели, на основе которой стало формироваться семейство грузовиков различного назначения.
Первым из «собратьев» оказался седельный тягач КрАЗ-255В, который предназначался для буксировки полуприцепов массой до 26 тонн при максимальной нагрузке на седло в 8 тонн.
В гражданском варианте тягач, в основном, использовался в версии трейлера, перевозящего гусеничную строительную технику.
Значительное количество тягачей поставлялось в подразделения Советской Армии, где они применялись для буксировки полуприцепов со спецтехникой и ракетно-артиллерийским вооружением.
седельный тягач КрАЗ-255В
Третьим автомобилем в семействе 255-ых стал промышленный лесовоз КрАЗ-255Л, выпуск которого был освоен заводчанами в 1969 году.
Лесовоз стал единственным полноприводным грузовиком, выпускаемым на Кременчугском автозаводе, предназначенным только для нужд народнохозяйственного комплекса страны.
В комплекте с прицепом-роспуском марки ТМЗ-803 производства Тавдинского машиностроительного завода, тягач-лесовоз предназначался для перевозки до 40 кубических метров кругляка. Прицеп-роспуск в незагруженном состоянии мог перевозиться на платформе тягача.
В том же 1969 году появилась интересная модификация КрАЗ-255БС в северном исполнении. Серийно эта машина не выпускалась, однако один из ее любопытных элементов вскоре появился на всех серийных «Лаптежниках».
Упомянутый элемент – это специальные надставки на передних крыльях, в которых устанавливались головные фары. Из-за своей коробчатой формы эти надставки прозвали скворечниками.
Эти надставки своими пустыми глазницами, при отсутствии оптического элемента, действительно напоминали скворечники.
Сегодня КрАЗ практически невозможно представить без этих самых «скворечников», а первые версии 60-х годов без этого незатейливого элемента едва ли кто сейчас помнит. Таким образом, северная версия, так и не пойдя в серию, способствовала появлению на всех КрАЗах выпуска 70-80-х годов этой характерной «визитной карточки».
Позже, рядом со «скворечниками» на передних крыльях вездеходов появились специальные габаритные указатели в форме пружинного штыря с пластиковым шарообразным наконечником. Этот элемент среди водителей получил название «усы».
Габаритные штыри помогали водителю осуществлять маневрирование.
После того, как семейство 255-ых стало комплектоваться двумя широкими прямоугольными зеркалами заднего вида, классический, знакомый всем образ кременчугского «Лаптежника» был сформирован окончательно.
На боевом посту
Не смотря на то, что «Лаптежник» приобрел самое широкое распространение в различных отраслях народного хозяйства, не секрет, что он создавался, в первую очередь, для нужд вооруженных сил страны.
Примечательно, что на шасси КрАЗа не устанавливалось боевых комплексов и систем вооружения, однако, он стал базовым автомобилем для армейских инженерных служб.
Каждая из модификаций инженерных спецмашин, построенных на базе КрАЗ-255Б, уникальна, и заслуживает детального описания. Большинство из них с успехом эксплуатируются и в наши дни.
Чего стоит только понтонно-мостовой парк ПМП и его модифицированный вариант ПМП-М! В 80-е годы прошлого века эта инженерная система признавалась лучшей в своем классе во всем мире.
Краз-255 ПМП за работой
Система понтонной переправы советского производства стояла на вооружении не только стран-участниц Варшавского договора, но и некоторых капиталистических стран. К примеру, ПМП на шасси КрАЗа до сих пор находится на вооружении армии Финляндии.
Совершенными в техническом плане оказались и тяжелый механизированный мост ТММ и общевойсковой мобильный экскаватор ЭОВ-4421, который эксплуатируют не только инженерные подразделения армий стран СНГ, но и миротворческий контингент ООН.
Немало спецтехники на базе КрАЗ-255 создано и для подразделений аэродромного обеспечения. Это различные модификации топливозаправщиков, уникальные аэродромные установки контроля гидросистем тяжелых транспортных самолетов, пожарные краны, буксировщики.
В войсках противовоздушной обороны хорошо известны радиолокационные дальномеры, установленные на шасси «Лаптежника», использовались КрАЗы и в качестве транспортно-заряжающих машин ракетных комплексов. В РВСН седельные тягачи КрАЗ-225В применялись для буксирования полуприцепов с ракетными комплексами.
В вооруженных силах государств-союзников СССР на базе 255-го создавались боевые комплексы.
Так, в Анголе на шасси КрАЗ-225Б были построены суррогатные бронетранспортеры, на Кубе грузовик был адаптирован под самоходную артиллерийскую установку с бронированной кабиной.
В вооруженных силах Северной Кореи, после удлинения рамы грузовика, на его шасси устанавливался пусковой комплекс ЗРК С-125 «Печора».
«Лаптежник» в пустынях и тропиках
Заслуживает отдельного разговора зарубежная карьера нашего «Лаптежника». Именно благодаря интересу, проявленному к грузовику иностранными заказчиками, «Лаптежник», в отличие от большинства советских грузовиков того времени, получил довольно широкую цветовую гамму.
Поначалу все серийные кременчугские грузовики окрашивались в защитный цвет. Однако после того, как Всесоюзное объединение «Автоэкспорт» сумело продвинуть новинку советского автопрома на рынки Африки и Азии, «Лаптежник» в экспортном исполнении, по требованию заказчиков, стал окрашиваться в песочный цвет.
За годы производства КрАЗы были экспортированы в 50 стран мира. Они пояились на дорогах всех континентов, исключаю Австралию и Антарктиду. Помимо прочих достоинств, грузовик выделяются и своей долговечностью. Даже по прошествии многих лет после прекращения производства, их сегодня можно встретить не только в нашей стране, но и там, куда они были экспортированы много лет назад.
В Европе их более всего в Польше и Германии. После перехода на стандарты НАТО, вооруженные силы бывших социалистических стран начали выводить советскую технику из эксплуатации. Большинство автомобилей попало в руки частных эксплуатантов.
В Польше на базе бывших военных КрАЗов были построены эвакуаторы для автотехники, а в Германии появилось немало фан-траков, которые перевозят туристов в горной местности, участвуют в различных автошоу, а некоторые экземпляры даже становятся флагманскими автомобилями в свадебных кортежах.
Цифры на фоне славной истории
Кременчугский автозавод за годы выпуска поставил в Вооруженные силы СССР и стран-союзников около 82 тысяч грузовиков КрАЗ-225 разных модификаций и версий.
Рекордными поставками отметился 1981 год, когда КрАЗ изготовил и поставил 5591 автомобиль в ВС СССР и на экспорт.
Всего же за все время производства, с конвейера Кременчугского автомобильного завода сошло 197155 грузовиков этого семейства.
После развала Советского Союза грузовик выпускался еще около двух лет, однако, в 1993 году был снят с производства, уступив свое место более современным и экономичным моделям грузовиков повышенной проходимости.
Если брать за основу общее количество автомобилей, выпущенных за советский период в Кременчуге, «Лаптежники» составляют четверть объема всех сошедших с конвейера завода грузовиков.
Источник: http://gredx.ru/history/kraz-255
«Лаптежнику» — 50: история КрАЗ-255Б
В июле 1967 года КрАЗ-255Б встал на конвейер Кременчугского автозавода, где продер-жался до 1993 г. За это время было выпущено 160 732 автомобиля семейства КрАЗ-255Б/Б1, из них только в экспортно-тропическом исполнении предприятие продало за границу более 30 000 экз.
А сколько шасси было экспортировано в составе различных специальных изделий, знают только архивы ВО «Автоэкспорт» и засекреченных управлений ГКЭС СССР. Наибольший выпуск автомобилей этой серии пришелся на 1978–1987 гг., когда ежегодно с конвейера сходило по 7500–8000 ед.
Появившаяся тогда новинка внешне мало отличалась от своего предшественника КрАЗ-214Б. Разве что бросались в глаза установленные на ней широкие шины, словно лапти. Откуда и пошло прозвище «лаптежник».
Седельный тягач КрАЗ-255В (1968) для буксировки специальных полуприцепов, в том числе и с пусковыми установками
На самом деле шину разрабатывали для совершенно другого автомобиля — опытного КрАЗ-253. Полученные в ходе испытаний этого грузовика результаты показали, что новая шина имеет значительно более высокие характеристики, чем зарубежные аналоги. Это и стало тем отправным моментом, который привел к ее установке на КрАЗ-255Б вместе с новой ступичной частью.
К слову, в создании этой широкопрофильной шины участвовали, кроме «КрАЗа», Научноисследовательский институт шинной промышленности (НИИШП) и Воронежский шинный завод. Последний, собственно, и освоил ее серийное производство, присвоив шине обозначение ВИ-3.
Широкопрофильная шина ВИ-3 переменного давления была диагональной с нормой слойности 12. Она была рассчитана на нагрузку в 4000 кг и имела возможность регулировки давления в пределах от 1,0 до 3,8 кг/см3.
Именно поэтому КрАЗ-255Б в наследство от КрАЗ-253 получил централизованную систему регулирования давления в шинах, управляемую из кабины. В случае необходимости, например при движении по снегу или слабым грунтам (песок, болотистая местность), водитель мог в течение нескольких минут изменить давление с 3,8 до 1 атм.
Проходимость автомобиля при этом резко повышалась. При снижении давления под действием массы автомобиля шина, сплющиваясь, увеличивала пятно контакта. В результате удельное давление колеса на грунт уменьшалось. Проходимости автомобиля способствовали и мощные грунтозацепы протектора.
«Лаптежник» на конвейере
Однако централизованная система регулирования давления в шине имела еще одно преимущество. При проколе или пулевых прострелах она компенсировала утечку воздуха. Компрессор поддерживал нужное внутреннее давление в шине, и машина могла двигаться в таком режиме десятки километров.
Важным отличием от предшественника была установка более мощного V-образного 8-цилиндрового двигателя ЯМЗ-238 мощностью 240 л. с. Он позволял заметно улучшить динамику и тяговые свойства машины. Так, максимальная скорость выросла с 55 до 70 км/ч, а грузоподъемность с 7 до 7,5 т.
КрАЗ-255Б послужил основой для разного рода модификаций и базой для установки различного специального оборудования. На основе КрАЗ-255Б были разработаны как обычные седельные тягачи (КрАЗ255В), так и вариант для работы в составе активного автопоезда (КрАЗ-255Д + ММЗ-881). Для работы в условиях Крайнего Севера была подготовлена модификация КрАЗ-255БС.
В качестве эксперимента на КрАЗ-255Б пытались установить газотурбинную силовую установку ГАЗ-99. По заказу военных был разработан армейский грузовик КрАЗ-255БМ. Его главным отличием было использование многотопливного дизеля.
Лесовоз КрАЗ-255Л (1969). На фото показано более позднее исполнение
«Лаптежник» послужил основой для создания лесовоза КрАЗ-255Л. В сцепке с полуприцепом-роспуском ТМЗ-803 лесовоз мог перевозить до 40 м3 древесины и вывозить лес в хлыстах от 18 до 30 м по просекам, где ранее работали лишь гусеничные трелевочные тракторы.
На шасси КрАЗ-255Б монтировались автоцистерны (АЦ-8,5-255Б), оборудование для топливозаправщиков (ТЗА-8-255Б), автокраны (КС-3572) и экскаваторы (ЭОВ-4421), пожарное оборудование, а также специальные надстройки по заказам нефтедобывающей отрасли. Автомобиль использовался в качестве буксировщика трейлеров для перевозки негабаритных грузов и самолетов в аэропортах.
Особую роль машина играла в войсках. Ее использовали для буксировки артсистем, а также ракетных комплексов. На шасси устанавливалось оборудование для радиотехнических войск ПВО и понтонно-мостовой парк (ПМП).
Инженерная техника. Шасси со сваебойным оборудованием для организации переправ
На последнем стоит остановиться чуть подробнее. Именно с появлением КрАЗ-255Б он стал намного компактнее и мобильнее. В состав ПМП входило 32 речных звена, четыре береговых, четыре выстилки и 16 буксирных катеров.
Все это размещалось на 54 одиночных автомобилях, вместо 98 «зилов» с прицепами. К примеру, один КрАЗ-255Б перевозил одно звено, состоящее из двух средних и двух крайних понтонов, соединенных шарнирными соединениями.
В транспортном положении звено находилось в сложенном виде.
Сборка наплавного моста проходила вдоль реки. Автомобили КрАЗ, выстроившись в ряд, задним ходом съезжали в воду. По команде каждый водитель освобождал стопор крепления звена на автомобиле, и оно по роликам съезжало в воду.
Затем звено автоматически в течение минуты раскладывалось. Дальнейшая операция состояла в том, чтобы с помощью буксиров состыковать каждое звено в ленту моста. Время наводки 60-тонного моста в дневное время составляло 30 минут.
Экскаваторная надстройка ЭОВ-4421 на шасси КрАЗ-255Б
Комплект ПМП позволял соединять две ленты: параллельно или последовательно. При параллельном соединении ширина проезжей части составляла 6,5 м, что обеспечивало двустороннее движение. Грузоподъемность наведенного моста составляла 60 тонн, длина — 227 м. При последовательном соединении длина моста увеличивалась до 323 м, правда при этом его грузоподъемность уменьшалась до 20 тонн.
Кроме этого, на шасси КрАЗ-255Б для наведения переправ через неширокие реки монтировали тяжелый механизированный мост (ТММ). В его комплект входили четыре машины мостоукладчика. Длина мостовой фермы одной машины в раскрытом положении составляла 10,5 м. Из комплекта можно было собирать мостовые переправы длиной до 42 м.
На КрАЗ-255Б испытывали навесное оборудование для рытья котлованов и самоокапывания одиночного автомобиля — тема «Периметр» (КрАЗ-Э255БП, 1969). Нож для срезания грунта поставили сзади.
Опускание ножа в рабочее положение обеспечивали два гидроцилиндра с приводом насоса от трансмиссии грузовика.
Срезанный грунт попадал на волочившийся за кормой машины гибкий полог из отрезков транспортерной ленты.
Один из представителей ПМП, носитель буксирно-моторного катера
Участок отрыва автомобиль проходил на второй передаче.
Срезав грунт толщиной от 5 до 7 см (в зависимости от его плотности), машина отвозила его с участка, стряхивала с гибкого полога и затем возвращалась к началу отрываемого котлована.
Получаемый таким образом котлован глубиной 2,5 м отрывался за 2 часа 40 минут. При этом необходимо было выполнить 102 цикла, а объем вынутого грунта составлял 137 м3.
Только благодаря своим отменным качествам машина столь долго находилась на конвейере. Эксплуатационники ценили в КрАЗ-255Б высокую проходимость, необычайную прочность и неприхотливость в обслуживании.
Сегодня, спустя более четверти века после снятия с производства, автомобили семейства КрАЗ-255Б можно встретить в странах СНГ, на горных серпантинах Индии, Афганистана, Ирана, в саваннах, песках и тропических джунглях Африки.
Кстати, за разработку конструкции этого грузовика и внедрение его в производство ВДНХ СССР отметило КрАЗ дипломом 1-й степени, а 15 сотрудников предприятия, в том числе конструкторский коллектив — золотыми, серебряными и бронзовыми медалями выставки. В 1970 г. на международной ярмарке в болгарском Пловдиве грузовик наградили золотой медалью и грамотой. Более поздний вариант КрАЗ255Б1 был отмечен Знаком качества.
Источник: http://5koleso.ru/avtopark/laptezhniku-50-istoriya-kraz-255b
Краз лаптежник — купить, характеристики | tazinfo-цена, фото и характеристики автомобилей
КРАЗ Лаптежник не выпускается уже более 20-ати лет, но это детище KRAZ, встречается на дорогах и сегодня. Несмотря на всю свою старость, а возможно даже и благодаря ей, КРАЗ 255 смотрится, ну уж очень грозно. И это вполне резонно, ведь это военный грузовик, половина из выпуска которого, ушла в вооруженные силы СССР, и дружественных Советам стран.
С 1967-ого, по 94-ый, в общей сложности, было произведено 197тыс. таких, монструозных грузовиков. Это машины, с приводом 6*6, которые с завода оснащались централизованной системой подкачки шин, обутые в широченные шины, именно из-за которых, KRAZ 255 и получил свое прозвище, — Лаптежник.
Купить подержанный Kraz 255 Лаптежник можно за 7 000, и даже за 4 000$. Как для машины, с такой беспрецедентной проходимостью, — это очень привлекательная цена. Но конечно, стоит учитывать, возможную, значительную изношенность всех агрегатов.
- Деревянная кабина Лаптежника обшита металлом, а машины выпущенные с 69-ого,
можно узнать по фарам, установленным в прямоугольные коробы, на крыльях.
- KRAZ 255 выпускался в различных модификациях: — седельный тягач обозначается как 255В, полуприцеп этой машины рассчитан на грузоподъемность 26т.
- Лесовоз, выполненный на базе 255-ого, рассчитан на перевозку 40-ока кубов леса.
- Абсолютное большинство Лаптежников красились в зеленый цвет,
но машины предназначенные для дружественных — СССР, Африканских стран, были окрашены в песочный цвет.
Кстати, система контроля давления в шинах, способна варьировать давление в диапазоне, от 1.0, до 3.8атм. Что очень кстати как и на песке, так и на грязи, так и в снегу.
Снаряженная масса базового KRAZ 255, составляет 11 550кг.
- О салоне:
Здесь нет абсолютно никакой обшивки передней панели, но ГУР здесь конечно же есть. Без него, провернуть столь огромные колеса, было бы ну — уж слишком сложно, даже при таком огромном руле, и короткому, грузовому, передаточному отношению, на рулевой.
В огромном, моторном отсеке KRAZ 255, расположен двигатель ЯМЗ-238. Этот, дизельный V8, имеет по 2 клапана на цилиндр, и при объеме в 14.8л, передает на колеса 240л.с мощности, и 880Н.М тяги.
С таким агрегатом, KRAZ способен разогнаться до 70км в час.
В мотор этого, дизельного V8, заливается 32л масла, а система охлаждения вмещает 51л охлаждайки, — просто невероятные цифры, по меркам обычных, легковых автомобилей.
Агрегат ЯМЗ питается с двух, топливных баков, на 165л — каждый.
С 79-ого года, Кременчугская машина стала оснащаться двухконтурными тормозами. Которые с 40-ка км в час, останавливают машину на 20м сухого асфальта. Сами тормоза здесь конечно барабанные, но оснащенные пневмоприводом.
Источник: http://tazinfo.ru/kraz-laptezhnik/
Полвека Лаптежника: КрАЗ-255Б празднует юбилей
Пятьдесят лет назад, в июле 1967 года, началось производство самого известного грузовика марки КрАЗ, модели 255Б. За свои характерные шины ВИ-3 размерности 1300×530 его прозвали Лаптежником. Создан он был по инициативе военных, но широко использовался и в советском народном хозяйстве.
Его конструкция не была совершенно новой. Скорее имела место глубокая модернизация уже устаревшего по тем временам КрАЗ-214. От предка новичок унаследовал общую компоновку с «крокодильим» капотом и знаменитую дерево-металлическую кабину.
Главным отличием стал новый V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238 взамен слабого двухтактного ЯАЗ-206. Мощность мотора возросла со 165 до 235 л.с., что позволило увеличить грузоподъемность (до 7500 кг) и снизить расход солярки со 120 до 70 литров на «сотню».
Через пятиступенчатую «механику» ЯМЗ-236H и двухступенчатую раздатку крутящий момент передавался на все три моста пятью карданными валами. Подвеска — рессорная с амортизаторами спереди и рессорно-балансирная сзади.
В отличие от предшественника, у Лаптежника была централизованная система подкачки воздуха в шинах. При снижении давления пятно контакта увеличивалось почти на 70%. Благодаря этому значительно повышалась и проходимость.
Лучший в мире понтонно-мостовой парк ПМП устанавливался как раз на КрАЗ-255Б. Он состоял на вооружении не только стран Варшавского договора, но и многих других
Лаптежник, как и планировалось, стал основным грузовиком Советской армии на долгие годы. На его шасси устанавливались топливозаправщики и радиолокаторы, экскаваторы и механические мосты. Он служил не только в СССР, но и во многих странах мира, от Анголы до Финляндии.
Однако и на гражданке КрАЗ-255 использовали широко: от лесозаготовок до перевозки тяжелых грузов. Его применение было актуальным в немалой степени благодаря отсутствию нормальных дорог в стране
Первая гражданская модель появилась в 1969 году, поэтому у него фары еще не в «коробах». Это был тягач-лесовоз КрАЗ-255Л. С полуприцепом-роспуском ТМЗ-803 его грузоподъемность составляла 23 тонны, но скорость при этом — всего 40 км/ч
Постоянно модернизируясь, «двести пятьдесят пятый» выпускался до 1994 года. За все это время было произведено более 160000 автомобилей разных модификаций. Что интересно, цена бортовой машины на 1989 год составляла всего 11400 советских рублей — как полтора Жигуленка
Однако именно эта, самая массовая, модель стала символом марки не только у нас, но и за рубежом
Источник: https://autoreview.ru/articles/gruzoviki-i-avtobusy/kraz-255b-prazdnuet-yubiley
Шасси и бортовой КрАЗ-255Б
Этот грузовик, получивший в народе прозвище «Лаптежник», по праву считается одним из лучших советских тяжелых внедорожников. КрАЗ-255Б был запущен в серийное производство Кременчугским автозаводом в 1967 году, придя на смену КрАЗ-214Б.
В 1979 году машина подверглась модернизации и получила название КрАЗ-255Б1, а ее основным отличием стало отсутствие раздельного привода тормозов. С того момента, как автомобиль покинул конвейер, прошло уже более двадцати лет, однако до сих пор большое количество «Лаптежников» находятся в эксплуатации.
КрАЗ-255Б представляет собой тяжелый трехосный автомобиль повышенной проходимости с колесной формулой 6×6 и капотной компоновкой кабины. Автомобиль-шасси использовался для установки различного оборудования, а бортовая модель – для перевозки грузов и людей.
Грузовик чувствует себя уверенно на дорогах с твердым и грунтовым покрытием, а также на бездорожье.
Благодаря 360-миллиметровому дорожному просвету, постоянному полному приводу, широкопрофильным внедорожным шинам с системой централизованной регулировки давления, КрАЗ-255Б способен работать в тяжелых дорожных условиях и передвигаться на сложнейших участках: на болотах, в грязи, по рыхлой почве. Автомобиль может преодолевать подъем 58% и форсировать брод с твердым дном глубиной до 1 метра.
КрАЗ-255Б – представитель капотного семейства автомобилей КрАЗ, где место водителя располагается за двигателем. Несмотря на далеко выпирающий вперед капот и выполненное из нескольких секций лобовое стекло, неплохая обзорность обеспечена высокой посадкой.
Автомобиль оснащен двухдверной трехместной кабиной с каркасом из дерева и металлической обшивкой. Размещение комфортным не назовешь, как водителя, так и пассажиров.
Однако приборная панель проста, понятна и лаконична, все необходимые показания находятся строго перед глазами. Из минусов можно отметить плохую шумоизоляцию и слабый отопитель салона.
Технические характеристики. Под капотом КрАЗа 255Б установлен 14.
86-литровый V-образный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238, выдающий 240 лошадиных сил мощности при 2100 об/минуту и 883 Нм пикового крутящего момента при 1255 – 1400 об/минуту.
Двигатель сочетается с 5-ступенчатой механической коробкой передач ЯМЗ-236Н с двумя рабочими диапазонами и сухим двухдисковым сцеплением ЯМЗ-238.
Грузовик способен разогнаться до 71 км/ч, в среднем расходуя на 100 км пробега 40 литров горючего.
Автомобиль оснащен двумя топливными баками объемом 165 литров каждый.
Источник: https://truck.ironhorse.ru/kraz-255b.html
Лаптежник КрАЗ-255Б: интересные факты к юбилею — Автоцентр.ua
Подія
В честь юбилея легендарного КрАЗ-255Б, в народе просто «лаптежник», расскажем несколько интересных фактов из его истории. Выпуск КрАЗ-255Б стартовал в июле 1967 года и продолжался 26 лет.
За все эти годы с конвейера сошло более 160,7 тыс. автомобилей моделей 255Б и 255Б1. Из них свыше 30 тыс. ед. ушло на экспорт. Наиболее удачными для лаптежника стал период с 1978 по 1987 гг., когда ежегодно производилось по 7,5 – 8 тыс. автомобилей.
КрАЗ-255Б1
Первые опытные образцы КрАЗ-255 появились еще в 1963 году. От предшественника – КрАЗ-214 они отличались экспериментальным двигателем ЯМЗ-238 в 215 л.с. На серийных же машинах (с буквой “Б” в индексе) появились двигатели мощностью уже 240 л.с., к тому же с существенно улучшенной экономичностью.
КрАЗ-255Б также получил 5-ступенчатую коробку передач ЯМЗ-236Н со всеми синхронизированными передачами кроме первой, гидроусилитель руля и централизованную систему подкачки шин. Кроме того, машина отличались бездисковыми колесами от МАЗа и широкопрофильными шинами.
Лаптежник в инженерных частях ВСУ
В 1979 году появился КрАЗ-255 с индексом Б1. Внешне легко отличить по фарам, которые вместе с указателями поворотов интегрированы в металлические короба на крыльях. Основное изменение внутри – раздельный, двухконтурный привод пневматических тормозов.
Снаряженная масса КрАЗ-255Б составляла 11,6 т, а Б1 – 11,95 т. Полная масса была одинаковой для обеих моделей – 19,5 т. Максимальная скорость – 70 км/ч. Машина могла преодолевать подъем крутизной до 30 градусов., штурмовать брод глубиной до 1 м. Кроме того, ей под силу было буксировать прицепы полной массой от 10 т (на местности) до 30 т по шоссе.
Сегодня лаптежник продолжает верой и правдой служить в армии, главным образом в инженерных частях в качестве понтоновозов и мостоукладчиков.
Лаптежник в инженерных частях ВСУ
Источник: https://www.autocentre.ua/ua/kommercheskie/sobytie-kommercheskie/laptezhnik-kraz-255b-interesnye-fakty-k-yubileyu-368654.html
КрАЗ 255
К сожалению, у этой модели нет одноклассников…
КрАЗ 255, 1978 г
Хочу рассказать про КрАЗ 255, в народе «Лаптежник», но не про одну машину, а сразу про несколько, с которыми мне довелось встретиться во время срочной службы в армии. Сперва было Закавказье, автомобильная «учебка» в пгт. Насосный в Азербайджане. На берегу моря, так сказать. Сперва полгода в учебной роте.
Потом — инструктор по вождению в БОУП (батальон обеспечения учебного процесса). Потом — учения «Кавказ-85» по горам. Таскал на «пятке» кабины зенитного комплекса С-75 (система 75, или «75-й комплекс»). По горам. По полигонам. Так вот, значится, про КрАЗ 255 «Лаптежник». Деревянная (оббитая листовым железом) щелястая кабина. Зимой — очень холодно.
Летом — очень жарко. Это когда ездили на стрельбы. Без усилителя руля (огромная баранка). Соляру кушал, как не знаю что. Расход был очень большой, впрочем, меня тогда это вообще никак не волновало. Зимой залезал в подкапотное пространство — грелся и даже спал на теплом моторе (на ватнике). Ремонт — требовал сноровки и знания некоторых нюансов.
«Раздатка» весила около 1 тонны, снимали ее с КрАЗ 255 подъемным краном. Лопались на морозе полуоси колес. Их выдергивали, затыкали тряпкой гнездо, и ехали дальше (все 6 колес — ведущие). Живучесть машины была поразительная. Аккумуляторы на них уже давно были украдены прапорщиками.
Поэтому в парке оставляли дежурной одну машину, чтобы «с толкача» заводить остальные. Или парковали машину на склоне, тронулся с уклона — считай, завелся. Никогда не помню, чтобы подкачивали или меняли шины. Как будто их никто не трогал прямо с завода. Водители любили воровать друг у друга зеркала (это такой распространенный вид «спорта» в армии).
Больше ничего особо с КрАЗ 255 не сопрешь — кабина внутри вообще голая, и из дырок в полу педали торчат. В целом, об этой машине у меня остались теплые воспоминания (молодость).
Достоинства: «неубиваемый».
Недостатки: в управлении очень тяжелый. Комфорта ноль. Негабарит. Расход.
- Руслан, Рязань
- КрАЗ 255, 1980 г
Опишу первые впечатления. Не так давно перегоняли КрАЗ 255 «Лаптежник». Ощущения очень впечатляющие. Еще никогда я не чувствовал себя так на трассе. Впечатления — крейсер, каким-то образом очутившийся на суше.
Первые негативы — двигатель ест масло (синий дым, не сказать что сильный, но и не сказать, что слабый). Скорее всего, поршневая, равномерный износ. И самое главное — развалившийся подшипник в левом поворотном кулаке/шаровой опоре.
Пока ехали — скрипело, увод вправо и значительный нагрев ступицы. Даже солидол вытек. Это из крупного. Ну, еще конечно надо ржу на кабине, крыльях, платформе убирать, на платформе есть пара сквозных дырок — значит вырезать и наваривать Остальное — мелочи (надеюсь) и косметика.
КрАЗ 255 – монстр, в ночи мне показалось, что его радиатор размером с целую «морду» 157-го, когда рядом поставили.
Достоинства: огромный. Тяжелый. Мощный.
- Недостатки: неповоротливый.
- Александр, Москва
- КрАЗ 255, 1978 г
Рассказываю от первого лица, ибо сам работал на КрАЗ 255. Все достоинство этой машины в моторе. Двигатель почти «неубиваемый». Увезти может столько тонн, сколько нагрузишь. Сам лично таскал 47 тонн на трале, весом 12 тонн и плюс 6-тонный «пригруз» на седле. Мосты не перебирал ни разу, а вот «раздатку» самое редкое раз в полгода, самое частое — два раза за день.
В кабине КрАЗ 255 на ходу разговаривать с пассажиром можно только переходя на крик. НШ 10 с ГУРом не справляется — машина тяжелая, «лапти» огромные. По прямой еще можно ехать, в поворотах, куда ни шло, но попробуйте загнать полуприцеп задним ходом в узкое место, да еще в грязи, а ведь эта машина придумана для грязи. У нас тоже был один любитель этой машины, правда, он ездил на «одиночке», т.
е. без прицепа. Умер он прямо в ней. Сердце не выдержало. Надеюсь, что машина здесь не причем. На арктическом исполнении КрАЗ 255 не ездил, но на штатной печке далеко не уедешь. У меня стояли две дополнительные от системы смазки. В грязи, как я уже говорил, едет КрАЗ 255 плохо.
Урал с прицепом едет сам и КрАЗа с прицепом тянет за собой (пока работал на Кразе, меня таскали постоянно, пересел на Урал — сам его таскал).
- Достоинства: надежный двигатель.
- Недостатки: проходимость.
- Валентин, Екатеринбург
Обои КрАЗ 255
Источник: https://avto-russia.ru/autos/kraz/kraz_255.html