Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Прежде чем покупать новый автомобильный аккумулятор, важно знать как много времени он прослужит.

Каждая модель от кальциевого до продвинутого AGM имеет свой минимальный и максимальный срок эксплуатации, который заранее предусмотрен изготовителем.

Год, месяц и день выпуска легко найти на корпусе производства – далее от автолюбителя потребуется лишь определиться, аккумулятор с какой долговечностью нужен на замену родному.

В статье пойдет речь о том, на долго ли рассчитан тот или иной тип аккумулятора, а приведем пару советов о том, как продлить срок службы и избежать поломок.

Сколько может служить автомобильный аккумулятор?

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Эксплуатационный период зависит от вида устройства, но средний срок службы для большинства аккумулятора, за который он будет стабильно вырабатывать и отдавать электроэнергию, составляет 3-5 лет. Однако это не означает, что он не может служит меньше или дольше – все определяют условия использования.

По ГОСТу большинство производителей дают гарантию стабильной работы в 1-2 года. Качество же дальнейшего использования полностью ложится на плечи владельца, и ни одна фирма не сможет дать точных гарантий. Если же АКБ попал на полку магазина уже бракованным, то проблема заявит о себе в первые месяц-два после установки на автомобиль.

Если это оригинальный продукт, а не подделка, то на него распространяются гарантия. Дешевые китайские устройства, если и имеют гарантийные обязательства, то они, как правило, не превышает одного года, а служат такие устройства немногим дольше.

Соответственно на поддельные аккумуляторы никакой ГОСТ или положения иного нормативного документа вообще не распространяются, и вы покупаете их на свой страх и риск.

Всего существует семь основных разновидностей авто аккумуляторов:

  • Сурьмянистые (Sn) – самые слабые свинцово-кислотные батареи, имеющие наименьший срок эксплуатации в 2-4 года.
  • Малосурьмянистые – их мощность и емкость чуть больше, и соответственно долговечность может доходить до 5 лет.
  • Кальциевые (Ca/Ca) – по своим показателям емкости и пускового тока они превосходят своих сурьмянистых собратьев, а также намного дольше и стабильнее способны сохранять свои полезные свойства. Их средний срок службы 5-6 лет.
  • Гибридные (Sn/Ca, Ca+) – по своим свойствам промежуточный вариант между малосурьмянистыми и кальциевыми свинцово-кислотными АКБ. Служат в среднем 4 года.
  • EFB – улучшенная разновидность гибридного аккумулятора со сроком службы в 6-7 лет.
  • Гелевые – новая технология, которая существенно улучшает показатели пускового тока, емкости и продолжительности работы, которая может доходить до 15 лет;
  • AGM – подтип гелевых аккумуляторов, они служат чуть меньше, – 8-10 лет, – что все равно существенно дольше чем, у кальциевых и гибридных аккумуляторов.

Все эти цифры достаточно условны, так как ни один производитель или эксперт специального теста не сможет предсказать в каких условиях и с какой интенсивностью будет использоваться аккумулятор. О том, что оказывает влияние на реальный (именно реальный, а не гарантийный) срок эксплуатации, речь ниже.

Сигналом о том, что жизнь АКБ уже подходит к концу, служит низкое напряжение под нагрузкой, быстрый заряд и быстрый разряд. Если устройство показывает меньше 8,5 В во время запуска двигателя, то уже очевидно, что половина емкости уже потеряна.

Что влияет на срок службы?

Как долго будет служить аккумулятор, зависит от ряда причин, и не все автовладельцы могут самостоятельно определить, почему у них «летит» одно устройство за другим. Чаще всего это именно человеческий фактор, или по-простому халатность водителя.

Если у человека под капотом стоит необслуживаемый кальциевый аккумулятор, то большинство водителей сразу же о нем забывает, а вспомнить о том, что аккумулятор – это тоже устройство со своими требованиями, его заставит отказавший стартер или короткое замыкание.

Заряд

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Уровень заряда выступает одним из частых причин быстрого выхода из строя аккумуляторов. Иногда устройство с неподходящими автомобилю характеристиками вызывает как нестабильность в работе, так и быстрое «выгорание». Прежде чем покупать новую модель, обязательно посмотрите технический паспорт автомобиля и сравните с характеристиками АКБ на его поверхности.

Частые полные разряды также ухудшают полезные свойства и являются распространенной причиной ухудшения долговечности вне зависимости от вида. Есть типы, которые хорошо сопротивляются разрядам, есть такие для которых полный разряд почти смертелен, но в любом случае полная разрядка АКБ обязательно принесет вред.

Еще одна проблема – это перезаряд, который случается если в цепи слишком высокое напряжение. Для гелевых аккумуляторов сильный перезаряд очень опасен.

Особенно тщательно следить за уровнем заряда следует автовладельцам, у которых на борту установлено большое количество разнообразной электроники (сигнализация, бортовой компьютер, кондиционер и т.д.

) Такие машины обладает повышенной электропотребляемостью и включение несколько «прожорливых» приборов во время короткой поездки не даст энергии быстро восстановиться и возникнет недозаряд.

Эта проблема актуальна для жителей больших городов, где поездки часто продолжаются не более 30 минут.

Короткое замыкание

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Оно может привести к тому, что аккумулятор полностью выйдет из строя – окончательно и бесповоротно. Но если АКБ «повезет» и он переживет короткое замыкание, долгие годы он прослужит очень вряд ли.

Основная причина КЗ – это бракованные или запущенные детали – например, сильно ржавые или сульфированные.

Со старой батареи часто осыпается паста, что вызовет замыкание разноименно заряженных частиц, так что поломка или в лучшем случае снижение срока службы вам обеспечены.

Температурный режим

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Мороз, жара, резкие перепады температур всегда негативно воздействуют на работу любого устройства и аккумулятор здесь не исключение. Порой зимой они работают на пределе своих возможностей, короткие поездки в это время года особенно губительны для них.

Сильный холод заставляет электролит (вещество, которое омывает пластины АКБ) кристаллизоваться – вязнуть, что начнет сильно мешать прохождению заряда и способствовать уменьшению долговечности.

Есть специальные аккумуляторы с повышенной емкостью и пусковыми токами – такие больше приспособлены для работы суровой зимой.

Наоборот, сильная жара приводит к ускоренному выкипанию жидкости и оголению пластин, а значит, и к их осыпанию, а это чревато короткими замыканиями и даже возгоранием. Особенно это опасно для устройств, содержащих сурьму, так как они принадлежат к классу обслуживающих аккумуляторов, в которых расход жидкости происходит постоянно, пока устройство работает.

Любые крайние температуры и городская среда приводят к сокращению долговечности АКБ. Из-за действия особо низких или особо высоких температур происходит понижения емкости, порча электродов, деформация корпуса и коррозия.

Сульфатация

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Налет, или окисление пластин АКБ, возникает из-за недостатка напряжения на электродах даже в том случае, если оно пропускается довольно долго. Это может быть вызвано резким повышением температуры и, как следствие, увеличением плотности электролита. Проблемы начинаются если напряжение падает ниже 10,8 В. Пока батарея разряжается, падает плотность, а пластины покрываются налетом.

Полезные советы: как увеличить срок эксплуатации аккумулятора

Если говорить об увеличении периода годности, то есть несколько принципов правильного использования АКБ. Для этого придется на регулярной основе заняться диагностикой, как аккумуляторной батареи, так и самой машины.

Чтобы аккумулятор работал дольше, важно постоянно следить за уровнем электролита и не давать ему выкипать.

Большинство кальциевых и высокотехнологичных гелевых устройств лишены необходимости обслуживать устройство – у них даже нет специального отверстия и возможности открыть крышку.

Это не решает проблему выкипания – постепенно этот процесс все же идет, но из-за герметичной крышки водитель просто лишен возможности исправить положение и хотя бы долить дистиллированную воду.

Так что особенно это актуально для сурьмянистых, малосурьмянистых и гибридных аккумуляторов, в сам принцип использования которых заложен принцип обслуживаемости – определения уровня жидкости, плотности и своевременного восполнения его уровня и т.д. Если пренебречь этим, то очень скоро пластины оголятся и начнут перегреваться, что спровоцирует сульфатацию.

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Есть хороший способ повысить долговечность аккумулятора, как минимум, на год или даже больше. Нужно хотя бы раз в месяц подзаряжать аккумулятор на небольших токах (1-2 А), даже если он полностью заряжен.

Заряжать аккумулятор нужно сугубо от стационарного зарядного устройства. Так вы не только позаботитесь о его долговечности, но еще и предотвратите возникновение сульфатов на пластинах АКБ. Оптимальным считается напряжение аккумулятора без нагрузки в 12,7 В. Если оно падает ниже, до 12,4, то батарею придется снять с автомобиля и зарядить внешним устройством.

Если оставляете легковой автомобиль в гараже на зиму, то обязательно отсоедините клеммы, и никогда не оставляйте машину надолго на морозе – так разряд произойдет быстрее и жидкость внутри замерзнет, что приведет к необратимому разрушению пластин.

Читайте также:  Новый двигатель Поло седан: особенности мотора

Правильно отрегулированное реле – еще один принцип, по которому можно продлить срок службы устройства. Грамотный уровень напряжения должен быть настроен в пределе 13,8-14,4 В.

Автомобиль тоже придется наладить таким образом, чтобы стартер производил зажигание с «пол-оборота».

Это уменьшит нагрузку на аккумулятор, ведь при запуске стартер и так потребляет мощность в несколько сотен ампер, что сильно нагружает его. Одна бесплодная попытка зажигания только подвергает АКБ дополнительной нагрузке.

Если стартер не запускает мотор после третьего раза, то автомобилю срочно требуется ремонт или даже замена аккумулятора.

Ни в коем случае не переворачивайте устройство и не трясите его – это приведет к осыпанию пластин, короткому замыканию и поломке батареи. Специальные модели, выдерживающие тряску и вращение, существуют для использования на специальной технике для езды по бездорожью, но и их не стоит переворачивать без особой необходимости.

Заключение

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Резюмируя все вышесказанное, еще раз отметим: важнее не увеличить, а сохранить гарантированный срок службы. Чтобы быть уверенным в его бесперебойной работе, придется тщательно следить за работой и знать все особенности и слабые места, которые могут даже «убить» аккумулятор на месте.

Неплохо бы для начала знать, к какому типу принадлежит АКБ, какие у него характеристики и в каких погодных условиях его допускается использовать. В прошлых статьях уже назывались принципы правильного подбора аккумулятора по его характеристикам и освещалась тема года производства.

Освоить все это крайне важно, чтобы точно купить хорошую модель и не тратиться потом на ремонт автомобиля или покупку нового источника энергии.

Определиться с выбором качественного аккумулятора можно в специальном разделе сайта BlackTyres. Заходите в каталог и выбирайте устройство, которое подойдет нуждам вашего автомобиля.

Срок службы АКБ: как продлить жизнь аккумулятора автомобиля

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Вы действительно можете самостоятельно продлить жизнь АКБ (кислотной батареи в автомобиле). Узнайте, что влияет на срок службы и как его увеличить.

Сразу после покупки первым делом зарядите аккумулятор и в дальнейшем заряжайте как можно чаще.

Вот и весь секрет. Аспирин, добавление кислоты и прочие экзотические способы оживления от «автожурналистов» пусть остаются на долю поклонников чудес. Информация будет полезна и автовладельцам, и пользователям ИБП (источников бесперебойного питания).

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБМожно пользоваться АКБ сразу после покупки, но для сохранения длительного срока службы лучше зарядить перед использованием.

Я установил новый аккумулятор, он прекрасно работает — зачем заряжать?

Производители допускают, что АКБ будет использоваться сразу же после покупки. Они предусмотрели этот сценарий эксплуатации как штатный и готовят изделие именно к такому режиму.

Автомобильные кислотные батареи с завода обладают номинальной разрядной нагрузкой в амперах (CCP, Cold Cranking Performance).

Срок службы АКБ выглядит следующим образом в циклах* зарядки и разрядки.

  • 0 циклов. Аккумулятор свинцово-кислотного типа с максимальной мощностью, необходимой, например, для запуска двигателя автомобиля (при условии, что он всё-таки заряжен).
  • 0-20 циклов. На первых порах батарее не хватает ёмкости (фактически сейчас она меньше номинальной на ~5%-15%), хотя это и временно.
  • 20-50 циклов. Свинцово-кислотному аккумулятору требуется около 50 циклов, чтобы набрать ёмкость.
  • 50-200 циклов. Характеристики соответствуют номинальным заводским значениям. Основной период жизни АКБ.
  • 200-300 циклов. После 200 циклов ёмкость батареи начинает постепенно деградировать с плавным ускорением процесса.
  • 300 циклов. К этому моменту обычная свинцово-кислотная батарея теряет до 30% ёмкости по исследованиям BSI 2010-го года и до 39% ёмкости по исследованиям BSI 2019-го года.

* — Указанные цифры (число циклов) могут быть значительно меньше при воздействии на аккумулятор негативных факторов (например, хранение в разряженном состоянии или регулярная глубина разряда более 50%). Но также могут быть и немного выше (качественные модели, должный уход).

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБГрафик фаз службы аккумулятора свинцово-кислотного типа по ёмкости и циклам.

Простыми словами о сроке службы АКБ автомобиля

Все указанные выше этапы цикла жизни аккумулятора свинцово-кислотного типа объединены в три фазы по динамике изменения ёмкости:

  • 1. набор («обкатка»);
  • 2. кульминация (номинальное состояние);
  • 3. спад ёмкости (старение).

Производители рекомендуют бережно относиться к эксплуатации аккумулятора в период набора ёмкости — «обкатки»:

  • • не допускать глубокой разрядки;
  • • не перегревать;
  • • не переохлаждать;
  • • не перегружать пусками;
  • • не перезаряжать.

Третья фаза длится потерей ёмкости до 70% от номинальной. Допускается использование свинцово-кислотных аккумуляторов с 50% остаточной ёмкости.

Фаза старения ускоряется со временем. С ёмкостью менее половины от номинальной аккумулятор практически бесполезен на низких пороговых значениях заряда.

Срок службы АКБ автомобиля (пускового аккумулятора) — от первой фазы до последней в среднем 300 циклов заряда-разряда, что во временном исчислении обычно соответствуют 5 годам регулярного использования. Но это сугубо приблизительный расчёт для свинцово-кислотного типа батарей.

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБПомимо естественных негативных факторов играет роль и человеческий фактор: без окислов ли контакты, чистый ли корпус АКБ и так далее.

Почему срок службы АКБ такой маленький?

Аккумуляторы свинцово-кислотного типа коррозируют, текут, сильно подвержены короткому замыканию. Помимо этих базовых негативных явлений, неизбежны процессы сульфатирования (сульфатации), высыхания, расслоения кислоты, поверхностный саморазряд и так далее.

Сульфатация — это когда поры пластин закупориваются сульфатом. Активный материал истощается (его выдавливает из решёток). Пластины при этом искривляются.

Главная причина маленького срока служба АКБ — истощение активного материала.

Процесс деградации свинцово-кислотных батарей хорошо изучен. Производители точно рассчитывают момент критического состояния и готовят наиболее оптимальные химические компоненты [источник].

При этом учитывается прогресс. Например, рост нагрузки со стороны современного оборудования (на ИБП) и автомобилей (пусковые АКБ).

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБИспользуйте надёжные заведомо исправные зарядные устройства.

Пошаговая инструкция, как продлить жизнь АКБ

Это краткий свод правил и рекомендаций, обоснованных научным методом (в испытаниях и исследованиях, ссылки на которые вы найдёте в конце статьи).

Новый свинцово-кислотный аккумулятор (автомобильный или для ИБП) удастся подольше сохранить в хорошем состоянии, если после покупки зарядить его перед первым использованием.

2. Продолжительный заряд — хотя бы раз в жизни АКБ

Любой аккумулятор следует хотя бы раз зарядить продолжительным зарядом от 14 до 16 часов (автоматическим зарядным устройством, например).

3. Профилактический заряд — иногда

Полностью заряжайте аккумулятор хотя бы иногда (раз в несколько месяцев). Чем чаще, тем лучше для срока службы аккумулятора.

4. Хранить АКБ нужно заряженным

По возможности храните заряженным при умеренной температуре.

5. Глубокого разряда лучше избегать

Избегайте глубоких разрядов и тем более не заводите автомобиль и не используйте оборудование на севшей батарее.

Вы можете не выполнять рекомендации — аккумулятор будет так или иначе работать и верно служить своему владельцу. Однако придерживаясь их или хотя бы понимая, можно заметно увеличить срок службы АКБ.

У свинцово-кислотных батарей есть альтернативные решения. Помимо широко известных гелевых АКБ, гибридных, AGM, EFB есть ещё, например, литий-железо-фосфатные (LiFePO4) с 10-летним сроком службы.

В определении научного метода мы опираемся на исследования:

  • BSI — Battery Council International [источник],
  • • заметки сообщества BatteryUniversity из-под крыла канадского производителя Cadex [источник]
  • • и публикации в ScienceDirect [источник] (материалы из научных сообществ по теме свинцово-кислотных АКБ).

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Пишите вопросы в комментарии. Мы ждём ваши сообщения и ВКонтакте @NeovoltRu.

Когда менять аккумулятор в автомобиле: средний срок службы АКБ

Ресурс автомобильной батареи – характеристика вольная. У одних источник питания бодро работает, старательно отмотав шесть полных лет.

У других он кончается чуть ли не в разгаре второй зимы, не оставляя надежд на восстановление. Край недоумения в том, что подобные заключения могут относиться к одной и той же модели.

Откуда такой диссонанс в сроке службы, когда стоит планировать смену АКБ и как продлить ее жизненный цикл – отвечает редакция Autobann.su.

Сколько в среднем служит автомобильный аккумулятор

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

  Поводом приговорить АКБ к утилизации или, иными словами, сдать в магазин, может служить низкое напряжение под нагрузкой, быстрый заряд и быстрый разряд. Менее 8,5 В во время работы стартера свидетельствует о потере львиной доли заложенной с завода емкости, а быстрая подзарядка лишь подтверждает это. Внутренней причиной отмирания источника питания в 80% случаев является критическая сульфатация пластин, реже – осыпание активной массы, и очень редко – коррозия токоотводов.

Когда случится та или иная неприятность, мы можем судить только по опыту эксплуатации батареи. Никакие тесты ускоренного характера не позволят спрогнозировать реальный срок службы.

Читайте также:  Стартер Лада Калина: как проверить реле стартера на Калине

Это подтверждаем не только мы, но и коллеги из журнала «За рулем». В качестве примера можем процитировать слова зарулевцев: «Первый год интенсивных испытаний не позволил выявить явных лидеров и аутсайдеров.

Все аккумуляторы ведут себя примерно одинаково».

Цифры из опыта

Указывать средний эксплуатационный срок двенадцативольтовых изделий технически не грамотно.

В основном потому, что в современном представлении АКБ, говоря простыми словами, может быть простой, навороченной и не очень продвинутой.

Ссылаясь на виды и разновидности аккумуляторных батарей для автомобилей, мы имеем в виду обычный «гибрид», EFB, AGM и AGM TPPL. Так вот, у каждой из них свой средний срок службы:

  • Гибридный вариант с открытым доступом к банкам (Sb/Ca): 5-6 лет.
  • Та же гибридная версия, только с пластинами, окутанными конвертами (EFB): 6-7 лет.
  • Гибридная модификация с абсорбированным электролитом (AGM): 8-10 лет.
  • Очищенный вариант AGM (TPPL – без примеси кальция в активной массе): 10-12 лет.

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Внимание! Цифры актуальны при соблюдении правил ухода за источником питания, в числе которых основным пунктом значится своевременная подзарядка от сетевого зарядника и недопущение глубокого разряда.

Такая градация по сроку годности не выдумана, а подтверждена годами. Да и теория вполне может объяснить полученные различия. Все помнят, как кальциевые батареи навсегда выходили из строя после первого глубокого разряда.

В результате их вытеснили «гибриды», в легирующем пакете присадок которых наряду с кальцием присутствует серебро.

Выкипание воды в таких источниках питания – явление редкое, основная проблема – осыпание активной массы и сульфатация.

С погружением пластин в конверты (EFB) ушла еще одна проблема – осыпавшаяся масса и крупные хлопья сульфатов свинца скапливаются внутри конвертов и не замыкают банки со временем.

На примере AGM производители показали, как с одной единицы объема получить еще больше емкости. С появлением породистых Absorbent Glass Mat (TPPL) емкий AGM стал меньше боятся глубоких разрядов и, как результат, отслуживает солидный промежуток времени.

Сульфатация – главный бич любого свинцово-кислотника, она непреодолима даже современными конструкциями АКБ.

Что говорят ГОСТы

За стартерные аккумуляторные батареи для автотехники отвечает ГОСТ Р 53165-2008. Особый интерес в этом документе могут представлять разве что нормативы испытаний. Часть из них включены «зарулевцами» в программу тестирования новых изделий. Это строгие пробы тока прокрутки в условиях холодного климата (-18°C) и суровых морозов (-29°C).

Другое дело прежний государственный стандарт ГОСТ 959-2002, который ныне утратил силу. Ценность этого документа по сравнению с настоящей версией в том, что в нем подробно раскрыты гарантии изготовителя АКБ:

  1. Гарантийный срок годности обслуживаемой версии (с крышечками в корпусе) – 18 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. В эквиваленте – это 60 тыс. км пробега или 2 500 моточасов.
  2. Гарантия на необслуживаемую модификацию – 24 месяца с момента установки под капот, что эквивалентно 75 тыс. км или 2 500 моточасам.

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Как продлить срок службы аккумуляторной батареи автомобиля

Почему-то 5-7 лет полноценной службы самого простого обслуживаемого аккумулятора на борту автомобиля приравниваются к аномальному явлению. В таких случаях принято говорить, что владельцу изделия повезло, и никак иначе.

Вместе с тем, из фокуса выпадает самый главный аспект – этот самый владелец, кроме всего прочего, ухаживал за АКБ.

можно констатировать факт, что широко распространённая в кругу советских автомобилистов культура обслуживания бортовых источников питания ныне находится в забвении.

Сухое перечисление фактов, влияющих на срок службы АКБ, можно найти в любой статье интернет-источника, принадлежащего к аккумуляторной тематике. Мы же решили привязаться к устройству источника питания, и показать, что будет, если не соблюдать то или иное правило.

Определенный тон нашей дискуссии задал главред Autobann.su Василий Теркин, держа в руках распечатку из архивного номера «За рулем». Экземплярчик, необходимо признаться, отменный – 15-й номер, год 1934. Оказывается, в довоенное время аккумулятор был на одной полке с редкими и драгоценными вещами, и продлить ему жизнь считалось делом чести.

  Прочитав выдержку из журнала, мы сошлись в едином мнении. Потрясающе, практика ухода за аккумуляторными батареями, разработанная практически 100 лет назад, актуальна и сейчас.

И даже более того, она применима к прогрессивным моделям из класса AGM, которые маркетологи возводят в ранг «поставил и забыл».

Мы пройдемся по всем правилам эксплуатации и покажем, что технология обслуживания современных АКБ на фоне их прародителей стала проще, и требует минимум времени:

  • Не допускать сильных вибраций и ударов. Дело в том, что известные всем пластины аккумулятора, расположенные в каждой из шести банок, состоят из металлической решетки и намазки (активной массы). Различные встряски – лишний повод для осыпания активной массы на дно банки, отчего теряется емкость, и многократно возрастает риск замыкания банок.

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

  • Следить за уровнем электролита в банках. При понижении уровня электролитической жидкости открываются пластины. Сухая часть работать не будет, и засульфатируется до критической степени. Падает емкость, батарея начинает быстро заряжаться и разряжаться. Проблема на самом деле стоит остро, особенно для необслуживаемых моделей, в числе которых все прогрессивные конструкции. Суть в том, что часть воды при перезаряде и на некоторых стадиях зарядки, переходит в газ и улетучивается. Пластины оголяются не сразу, процесс носит накопительный характер. Со временем неплохо бы долить воду или смочить стекловолоконные маты (касается AGM), но как это сделать, если конструкция попросту герметична. Каждый находит выход по-разному: кто вскрывает крышку и проводит старомодное обслуживание банок, кто считает необходимым проверить генератор, не снимая с автомобиля с помощью мультиметра, кто покупает программируемое зарядное устройство. Так или иначе, необходимо стремиться не вгонять батарею в режим кипения, и она уж точно прослужит дольше.

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

  • Избегать понижения напряжения до 10,8 В и ниже. По мере разрядки падает плотность и прогрессирует сульфатация пластин. К тому же электролит пониженной плотности замерзает уже на небольшом морозе. Допустим, AGM-конструкциям замерзание нипочем, но от сульфатации они никак не застрахованы.
  • Не допускать сильного разрядного и зарядного тока. От этого коробятся пластины, осыпается активная масса со всеми вытекающими последствиями.
  • Дать выход гремучим газам из внутренностей аккумулятора. В завершение зарядки ток разлагает воду на кислород и водород. Эту смесь принято называть гремучим газом. К слову, смесь эта взрывоопасная и если не найдет выхода наружу, то разорвет корпус источника питания. Исходя из этого примите к сведению следующие советы: откручивайте крышки на обслуживаемых моделях и чистите в них отверстия, очищайте клапан VRLA на необслуживаемых изделиях, не курите вблизи заряжаемой батареи, и хорошо вентилируйте помещение.

  Что мы хотим порекомендовать от себя, так это две вещи:

  • Заряжайте АКБ до 100% уже при 12,4 В на выводах (при температуре 20…25°C). Для этих целей необходимо выбирать не автоматические зарядные устройства или, как их принято называть в среде аккумуляторщиков, «кипятильники», а программируемые ЗУ. Важно, чтобы зарядник вел «добивку» заряда до 100% с минимальными потерями воды (в импульсном режиме). Да, с программируемым ЗУ необходимо разбираться, и хорошо знать, как заряжать необслуживаемый аккумулятор зарядным устройством, но срок службы от этого возрастает в 1,5-2 раза.
  • Проводите десульфатацию, но не чаще 1 раза в год. Этот сложный процесс иначе называется «восстановление емкости батареи», и представляет собой набор контрольно-тренировочных циклов «разряд-заряд». Процесс требует углубленного знания аккумуляторной тематики и специального зарядного устройства с функцией десульфатации. Например, АКБ типа Ca/Ca нельзя разряжать даже до напряжения 10,8 В, максимум – до 11,5 В.

Какой срок службы аккумулятора автомобиля: от чего зависит ресурс АКБ

Если не соблюдать эти простые правила, то обычного аккумулятора хватит на две с лишним зимы. Всякие перспективные технологии никак не аннулируют общие требования к обслуживанию АКБ. В качестве аргументов служат отзывы на форумах, когда владельцы уже на четвертую зиму испытывают трудности с AGM-изделиями.  

⌚???? Средний срок службы АКБ автомобиля и как его продлить

Средний срок службы автомобильного аккумулятора — 5 лет. На 20% это зависит от марки, стоимости, качества и типа. На 80% — от условий эксплуатации. На практике полно примеров, когда недорогие АКБ «живут» 7-10 лет.

Хотя больше таких, которые «умирают» всего за 2-3 года.

Из этого материала на сайте Авто без СТО вы узнаете: какие факторы и как влияют на ресурс автомобильного аккумулятора; как определить непригодность АКБ к дальнейшей эксплуатации; как продлить срок службы батареи.

Факторы, влияющие на ресурс АКБ

Всего на 20% срок службы автомобильного стартёрного аккумулятора зависит от трёх факторов:

Читайте также:  Ремонт коробки передач дт 75

Марка АКБ

Аккумуляторные батареи известных брендов служат дольше. Это доказывает реальная практика. Несмотря на то, что многие европейские бренды делают свои АКБ в Китае, качество конечного продукта — высокое. Причина очевидна.

Крупные компании вкладывают много средств в развитие технологий, дорожат своим именем, и жёстко контролируют качество производства. Где бы оно не находилось. У брендов «однодневок», не задерживающихся долго на рынке, задачи иные.

Они пытаются заработать побольше, максимально экономя на всех составляющих качества — сырье, технологиях, квалифицированных сотрудниках.

Стоимость

В теории цена должна чётко зависеть от качества АКБ. Однако на практике это не так.

С одной стороны, в стоимость продукции известных брендов около 30% — это имя компании. Частично из-за этого аккумуляторы Bosch, Varta и подобные стоят так дорого. Тем не менее, они изготовлены с соблюдением технологии и без фанатичной экономии на сырье.

С другой стороны, дешёвые АКБ поголовно не соответствуют заявленным характеристикам. Сегодня это умеет проверить буквально каждый. Даже без специальных приборов. Понадобятся только весы и статистика. Простое взвешивание бюджетной АКБ часто показывает, что «не хватает» 1…3 кг свинца. А это напрямую влияет на ёмкость, силу пускового тока и ресурс.

Также следует понимать, что в мире автомобильных аккумуляторов «вдвое дороже» вовсе не означает, что срок службы удваивается.

Тип

Среди опытных автолюбителей бытует неоднократно подтверждённое мнение, что необслуживаемые АКБ служат в среднем меньше, чем обслуживаемые. Почему так происходит, можно долго рассказывать и спорить.

Но факт остаётся фактом. Однако он распространяется только на классические АКБ с жидким «наливным» электролитом.

Те же самые AGM и GEL относятся к необслуживаемым АКБ, но при правильной эксплуатации способны служить очень долго.

На 80% срок службы автомобильного аккумулятора зависит от таких факторов, как:

  1. Система зарядки на автомобиле.
  2. Режим эксплуатации.
  3. Обслуживание аккумулятора.
  4. Температура окружающей среды.
  5. Место расположения батареи.
  6. Ток утечки.
  7. Глубокие разряды.

Система зарядки на автомобиле

Состоит из генератора и реле-регулятора напряжения. Неисправностей здесь бывает масса. От критических до незначительных. К последним относится заниженное напряжение бортовой сети, при котором АКБ заряжается, но дольше и неполностью.

К критическим поломкам относится полный отказ системы зарядки, из-за чего машина заводится и ездит некоторое время за счёт энергии АКБ, а потом останавливается.

Дольше всего аккумуляторные батареи служат на автомобилях с бортовым напряжением 14,3-14,6 В.

Режим эксплуатации

Для любой АКБ важно «жить» как можно более заряженной. Если машина эксплуатируется редко, ездит немного, то аккумулятор систематически недозаряжается.

В результате он часто находится в полуразряженном состоянии, из-за чего происходит сульфатация. Пластины из свинца обрастают нерастворимым сульфатом, их площадь уменьшается, а с этим снижается ёмкость и пусковой ток.

Дольше служат АКБ в машинах, которые ездят каждый день не менее 1-2 часов.

Обслуживание аккумулятора

В регулярном обслуживании нуждаются даже необслуживаемые аккумуляторные батареи. В чём оно заключается — рассказано ниже. Если вы установили новую АКБ, и больше не обращаете на неё внимания, повышается вероятность, что её «смерть» наступит через 2-3 зимы. Регулярное обслуживание — это ключевой фактор. Он влияет на срок службы АКБ больше других.

Температура окружающей среды

Часто об этом факторе даже не задумываются. А зря. Почти все аккумуляторы в мире не любят ни морозов, ни адской жары. Летом они перегреваются, деформируются, теряют воду из электролита, пересыхают (гелевые), лопаются, трескаются. Зима — отдельная тема со своими проблемами.

Если аккумуляторная батарея нормально заряжена, то отрицательных температур она «не боится». Хотя работает хуже. Например, в хороший мороз аккумулятор первые 20 минут почти не заряжается от генератора.

Он также неохотно крутит стартер, что усугубляется холодными густыми маслами в двигателе и трансмиссии.

Место расположения АКБ

Очередной значимый фактор, о котором мало кто задумывается. Аккумуляторы дольше живут в тех автомобилях, где их не трясёт во время езды, на них не попадает вода, и они не страдают от тепла двигателя. Если в автомобиле для АКБ предусмотрен свой отсек, и она надёжно прикреплена — это потенциальный долгожитель.

Ток утечки

О токе утечки на этом сайте есть отдельный материал. Если кратко, то этот фактор влияет на ресурс АКБ следующим образом. Когда машина стоит на месте, некоторые её системы продолжают потреблять энергию из АКБ. Это принято называть током утечки.

Если он в пределах 120 мА, то даже дешёвый аккумулятор при прочих равных будет служить долго. Когда ток утечки большой (и другие факторы тоже не исключены) — срок службы автоматически уменьшается.

Происходит это потому, что батарея часто «живёт» в полуразряженном состоянии.

Глубокие разряды

Глубокий разряд — это закономерное следствие плохого обслуживания и некорректной работы системы зарядки. Практически для любого современного аккумулятора глубокие разряды — вредны. В меньшей степени, если АКБ была разряженной несколько часов. В большей, если глубокий разряд продлился несколько дней.

Если батарея падала, её переворачивали, ударяли, перегружали, вмешивались в конструкцию, пытались восстановить неадекватными способами — срок службы может сократиться до нуля мгновенно. Это очевидно, и в подробном объяснении не нуждается.

Признаки непригодного для эксплуатации аккумулятора

Стартёрная АКБ считается непригодной для эксплуатации в автомобиле, если её ёмкость ниже 40% от номинала. При выборе аккумулятора номинальная ёмкость — ключевой критерий. Она указана на этикетке большими цифрами. Например, 60 А*h. Если у такой АКБ из 60 А*ч осталось только 24 А*ч (или меньше) — она не пригодна для дальнейшей эксплуатации на автомобиле.

Чтобы измерить реальную ёмкость аккумулятора, есть много недорогих приборов. Дополнительно пригодность АКБ можно оценить по времени зарядки. Если батарея на 60 А*ч заряжается всего за пару часов — значит она «мёртвая».

Как продлить срок службы аккумуляторной батареи?

Даже если у вас недорогой аккумулятор, вы легко можете увеличить его ресурс до 5 лет. Для этого старайтесь соблюдать как можно больше правил из этого списка:

  1. Сразу после покупки проверьте реальную ёмкость аккумулятора, чтобы не питать излишних иллюзий.
  2. Сделайте тест нагрузочной вилкой — откровенный брак вы уже не купите.
  3. Надёжно закрепите аккумулятор.
  4. Проверьте бортовое напряжение — если оно ниже или выше 14,4 В на 0,4 В (или больше), найдите и устраните причину.
  5. Если двигатель не запустился с первой попытки, не повторяйте её сразу же — дайте АКБ «отдохнуть» несколько секунд.
  6. Если на АКБ есть индикатор уровня заряда и электролита, смотрите на него почаще (здесь рассказано, почему он не зеленеет).
  7. Если нет бортового вольтметра, периодически (раз в месяц) перед запуском холодного двигателя измеряйте мультиметром напряжение на выводах АКБ. Ниже 12,40 В? Подзарядите батарею от стационарного зарядного устройства.
  8. Не используйте дешёвые китайские зарядные устройства.
  9. При глубоком разряде зарядите АКБ как можно быстрее.
  10. Берегите АКБ зимой — если плохо крутит стартер, значит есть проблема, которую желательно найти устранить. На сайте Авто без СТО есть отдельная статья об этом.
  11. Регулярно проверяйте ток утечки.
  12. Не забывайте проверять и корректировать уровень электролита, если к нему есть доступ.
  13. Поддерживайте АКБ в чистоте.
  14. Зимой старайтесь «облегчить жизнь» АКБ — при запуске двигателя выжмите сцепление, выключите свет, габариты, вентилятор, музыку.
  15. Если автомобиль ездит мало, редко и на короткие дистанции, почаще контролируйте уровень заряда АКБ по напряжению на выводах. Подзаряжайте при необходимости.
  16. Своевременно устраняйте окислы, соли, сульфаты и прочую грязь на клеммах и выводах АКБ.
  17. Избегайте просьб «прикурить» машину от вашего аккумулятора.
  18. При установке в машину прожорливых потребителей (холодильник, инвертор, сабвуфер и прочее) убедитесь, что для их питания мощности штатного генератора будет достаточно.
  19. На зиму поместите АКБ в термокейс с подогревом. Это позволит батарее раньше принимать заряд от генератора, а не через 30 минут.
  20. Если вы хотите постоянно пользоваться мощными потребителями энергии при выключенном двигателе, не используйте для этого основную стартёрную батарею. Для питания холодильника, музыки, инвертора — установите второй (тяговый) аккумулятор.

Итоги

В крайне неблагоприятных условиях самый дешёвый аккумулятор прослужит не менее 2 лет. Если придерживаться перечисленных в статье правил, можно смело рассчитывать на 5 лет. Аккумулятор качественный и от известного производителя? Это плюс 3-5 лет. Итого — срок службы аккумулятора вполне может достигать 7-10 лет.

ВИДЕО: о сроке службы АКБ

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector