Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Раньше постоянная доливка дистиллированной воды, периодическое добавление электролита, проверка уровня и плотности электролита были естественными задачами, стоящими перед автомобилистами.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Это необходимо было делать для того, чтобы поддерживать аккумулятор в исправном и работоспособном состоянии. То есть обслуживание велось полным ходом.

Но время идёт, технологии совершенствуются. Сейчас большинство АКБ, предлагаемых на рынке, относятся к необслуживаемому типу. И тут возникает вопрос, зачем же тогда говорить о работе с такими батареями, если обслуживать их не нужно.

В действительности всё не совсем так. В теории, как задумывали разработчики, за счёт применения новой конструкции и технологий удалось избавиться от проблемы активного испарения воды из состава электролита.

Уровень жидкости практически не меняется в течение всего срока эксплуатации. А вот степень заряженности постоянно падает и растёт.

Причём в определённых условиях генератор не успевает восполнить утраченную ёмкость, и приходится заряжать АКБ специальным оборудованием.

Именно зарядка необслуживаемых АКБ и является тем самым пунктом, позволяющих называть такие батареи скорее малообслуживаемыми. Хотя такого понятия официально не существует.

Преимущества и недостатки

Чтобы объективно взглянуть на необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи, стоит изучить их достоинства и недостатки.

Классические АКБ с жидким электролитом и пробками для доступа к банкам знают и могут себе представить все. При работе с ними водителям приходится проверять уровень электролита, делать замеры его плотности. Также требуется доливать дистиллированную воду, реже заливается свежая порция готового электролита.

Минус здесь в том, что получить ожог кислотой было довольно просто, если не соблюдать элементарную технику безопасности.

Казалось бы, глядя на необслуживаемые аккумуляторные батареи, изучая их достоинства и недостатки, сильные стороны должны существенно превосходить слабые.

Необслуживаемыми АКБ называют батареи, у которых нет доступа к банкам (секциям) в виде специальных крышек. Их корпус полностью герметичный.

Это даёт чётко понять, что же значит необслуживаемый автомобильный аккумулятор. Но не совсем понятно, в чём его достоинства и недостатки.

К преимуществам относят такие факторы:

  • длительное сохранение накопленного заряда;
  • усовершенствованные пластины;
  • герметичный корпус;
  • наличие специальных клапанов для сброса избыточного давления;
  • минимальная испаряемость рабочей жидкости;
  • увеличенный срок эксплуатации;
  • адаптированность к требованиям современных автомобилей.

Нельзя сказать, что срок службы у рассматриваемого необслуживаемого аккумулятора будет значительно выше, нежели у автомобильного открытого вида АКБ. Всё зависит от качества батареи, а также от соблюдения правил эксплуатации и содержания.

Хотя конструктивные особенности и практически полное отсутствие испарений воды позволяют производителям устанавливать более продолжительный срок службы, указанный на корпусе.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Выделить какие-то явные недостатки здесь сложно. Тот факт, что к банкам нельзя получить доступ, очень спорный. В этом зачастую просто нет необходимости. Доливать воду не нужно. Некоторые вскрывают корпус, затем путём пайки его восстанавливают. Но это крайняя мера, прибегать к которой не рекомендуется.

Также минусом можно считать стоимость. Необслуживаемые АКБ по объективным причинам стоят дороже своих обслуживаемых аналогов. Но опять же, повышение цены обусловлено соответствующими достоинствами и превосходством новой технологии.

Каждый сам для себя может теперь сделать выводы и решить, стоит переходить на необслуживаемые батареи, либо остаться верным старым добрым обслуживаемым АКБ.

Для чего их нужно заряжать

Теперь к вопросу о том, можно ли на деле заряжать необслуживаемые аккумуляторы, зачем и когда такая необходимость возникает.

https://www.youtube.com/watch?v=OukMx8l7JvQ\u0026pp=ygVi0JrQsNC6INC30LDRgNGP0LTQuNGC0Ywg0L3QtdC-0LHRgdC70YPQttC40LLQsNC10LzRi9C5INCw0LrQutGD0LzRg9C70Y_RgtC-0YAg0LDQstGC0L7QvNC-0LHQuNC70Y8%3D

В идеальных условиях заряжать такие АКБ не нужно. В теории, когда аккумулятор отдаёт свой заряд на стартер и способствует запуску двигателя, в работу включается генератор.

Он питает всех потребителей бортовой сети, и АКБ тоже становится одним из них. То есть теперь уже батарея забирает энергию от генератора.

За счёт этого удаётся компенсировать те потери, которые АКБ понесла при запуске мотора.

В действительности всё несколько иначе. Очень часто генератору не хватает времени, чтобы восполнить заряд в аккумуляторе.

На это влияет сразу несколько факторов.

  1. Условия эксплуатации. Большинство автомобилистов эксплуатируют машины примерно по одинаковой схеме. Это городская езда, когда в день редко преодолевается расстояние более 100 км. Причём поездки сопровождаются частыми остановками, повторными запусками двигателя. Чтобы АКБ зарядилась от генератора, нужно без остановки на средних оборотах проехать около 40–50 км. Зимой дистанция увеличивается до 80–100 км. Если не выполнять это условие, батарея не будет полностью заряжена. Последующие запуски и небольшие подзарядки приведут к тому, что АКБ полностью сядет. Приходится задействовать зарядное устройство.
  2. Неисправность генератора и его компонентов. Генератор может выдавать слишком большой ток заряда, либо же недостаточный. Чаще всего вина лежит на реле-регуляторе. С помощью этого устройства от генератора к АКБ подаётся необходимое стабильное напряжение. Если это условие не соблюдается, может возникнуть недозаряд.
  3. Погодные условия. Жара пагубно влияет на состояние батареи. Но разряд усиливается именно при отрицательных температурах. Это способствует ускорению саморазряда. Нередко после ночной стоянки зимой утром машина попросту не заводится.

Для необслуживаемых АКБ полный разряд недопустим, поскольку восстановить после этого батарею будет почти невозможно.

Если бы это была обслуживаемая батарея, в неё можно было бы залить электролит нужной плотности, дать аккумулятору постоять, и шансы на реанимацию повысились бы. Здесь всё иначе. Доступа к секциям нет.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Из-за этого следить за уровнем заряда приходится достаточно тщательно, чтобы не допустить глубокий разряд. Многие автомобилисты, зная эту особенность, берут за правило проводить профилактическую зарядку по 1–2 раза в месяц. Кто-то делает это реже, кто-то чаще. Всё зависит от состояния источника питания и условий эксплуатации.

Как выполняется зарядка

Теперь к вопросу о том, как правильно зарядить свой необслуживаемый аккумулятор.

Всего есть 2 метода. Это зарядка постоянным током либо постоянным напряжением.

В обоих случаях вы можете заряжать дома с помощью постоянного тока либо же напряжения, севший необслуживаемый аккумулятор.

Каждый вариант стоит рассмотреть отдельно.

Постоянным током

Для начала стоит поговорить о том, как нужно правильно заряжать необслуживаемые аккумуляторы методом постоянного тока.

Применять такой метод рекомендуется, если АКБ сильно разряжена.

Недостаток метода в его продолжительности. В остальном же это позволяет компенсировать утраченный заряд и вернуть АКБ её работоспособность.

Чтобы зарядить свой необслуживаемый АКБ самым обычным зарядным устройством, придётся тщательно контролировать все параметры. Потому лучше задействовать автоматические ЗУ.

Сам процесс выглядит следующим образом:

  1. На первом этапе нужно выбрать ток номиналом 10% от ёмкости батареи. Если АКБ на 70 Ач, тогда ток заряда будет 7 А.
  2. При таком токе нужно заряжать батарею, пока на выводах при измерении напряжения не будет отображаться около 14,4 В.
  3. Когда напряжение достигнет 14,4 В, в электролите начнётся процесс электролиза. То есть вода будет распадаться на водород и кислород. Такое выделение газов опасно для герметичного корпуса. Важно снизить ток заряда в 2 раза, чтобы уменьшить интенсивность бурления. Ток снижается до 3,5 А.
  4. На третьем этапе напряжение будет уже 15 В. В этот момент следует снизить ток ещё в 2 раза. То есть примерно до 1,75–2 Ампер.
  5. Затем с интервалом 10–15 минут проверяйте напряжение и силу тока. Если они остаются неизменными, зарядка закончилась.

Таким вот методом подзарядить дома любой необслуживаемый аккумулятор от своего автомобиля может каждый водитель.

Постоянным напряжением

Также в домашних условиях нередко выполняется зарядка необслуживаемого севшего аккумулятора от автомобиля методом постоянного напряжения.

При заряде напряжение выставляется на уровне 14,4 В. Но лучше сопоставить напряжение заряда с используемым типом АКБ.

Здесь можно привести несколько примеров:

  • сурьмянистые АКБ заряжаются напряжением 14,4–14,6 В;
  • у серебряных это 14,7–15,5 В;
  • для кальциевых актуально 15,6–16,2 В;
  • зарядка EFB выполняется при 14,5–15 В;
  • если это AGM, тогда 14,2–14,8 В;
  • для GEL нужно от 13,8 до 14,4 В.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Выставив необходимое напряжение, нужно следить за постепенно падающим током. Когда значения упадут примерно до 200 мА, зарядка считается завершённой.

Проверка уровня электролита

Что же касается того, как можно обслужить необслуживаемые аккумуляторы, то здесь стоит акцентировать внимание на некоторых нюансах.

Проверить уровень электролита можно 2 способами:

  1. С помощью отметок на корпусе. На многих АКБ такого типа есть прозрачные участки, через которые просматривается жидкость. На корпусе нанесены метки «Min» и «Max».
  2. Через индикатор. Уровень жидкости он отображает, но не совсем точно. Зато показывает степень заряда. Если глазок зелёный, всё хорошо. Если красный или чёрный, нужно заряжать. Если белый, тогда жидкости мало.
Читайте также:  До какой температуры нужно прогревать двигатель?

В теории долить дистиллированную воду даже в необслуживаемый аккумулятор можно. Но для этого придётся нарушить целостность корпуса. Делают это с помощью шила либо тонкого сверла. Применяется строго дистиллированная вода. Лучше брать в аптеках, а не на АЗС или в автомагазинах. Слишком много подделок. По факту там обычная водопроводная или просто очищенная фильтрами вода.

Не рекомендуется прибегать к таким мерам. Если уровень электролита опустился до критической отметки, самым верным решением станет утилизация и покупка новой АКБ.

Расчёт времени заряда

Если работать с автоматическими ЗУ, ничего рассчитывать не придётся. Аппарат сам отключится, когда зарядка закончится.

Но автомобилистам потенциально интересно знать, сколько времени потребуется на заряд. Тут нужно исходить из того, сколько ёмкости потеряла батарея.

Предположим, что напряжение упало до 12,1 В. Это соответствует заряду на 50%. Поскольку батарею ёмкостью 50 Ач нужно заряжать в течение 10 часов, подавая по 5 А в час, тогда для компенсации 50% ёмкости потребуется только 5 часов.

Последствия перезаряда

Перезарядить батарею современными автоматическими ЗУ сложно. Но если у вас старое зарядное устройство с ручным управлением, тогда это вполне вероятно.

Из-за перезаряда начинается процесс электролиза. То есть электролит кипит, выделяя газы водорода и кислорода. Если бы корпус был полностью герметичным, от внутреннего давления его бы разорвало. Но инженеры в необслуживаемых АКБ предусмотрели предохранительный клапан, открывающийся для сброса избыточного давления.

Да, если не прекратить зарядку, электролит начнёт испаряться, и восполнить его уже будет проблематично. Потому лучше следить за процессом заряда и своевременно отключать ЗУ.

Заряжать такие АКБ дома даже проще и безопаснее, нежели обслуживаемые аналоги. Важно лишь придерживаться инструкций и соблюдать технику безопасности.

Как заряжать необслуживаемый аккумулятор обычным зарядным устройством

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Устройства этого типа характеризуются следующими особенностями:

  • Конструкция корпуса полностью исключает необходимость проверки уровня электролита, так как вода не испаряется после установки и во время работы благодаря полной герметичности.
  • Длительный срок службы. В 1,5-1,7 раза дольше, чем обычные модели.
  • Длительное сохранение заряда даже при длительном неиспользовании.
  • Хорошо работает в любом положении — можно перевернуть вверх ногами или положить на бок.

Следует также отметить несколько не очень приятных особенностей:

  • Цена выше, чем у обычных батарей.
  • Они не переносят сильного холода.
  • Они не терпят завышенных тарифов.

Последние две характеристики раскрывают два требования: зарядка зимой не реже двух раз в месяц и полная исправность электрической системы самого автомобиля.

Необслуживаемый аккумулятор: вредные советы и реальность

Вокруг варианта АВ с беспилотным типом уже накопилось много сомнительной информации. Вот основные «ужастики», чтобы вы могли составить собственное мнение, стоит оно того или нет.

  1. Просто установите необслуживаемую батарею и забудьте о ней. Процесс эксплуатации автомобиля сопровождается постоянной разрядкой и подзарядкой аккумуляторов каждого типа. Поскольку восстановление использованного заряда в большинстве случаев не составляет 100 процентов, необходимо периодическое пополнение заряда. Кроме того, клеммы необходимо содержать в чистоте, очищая их от накопившихся солей и окислов.
  2. Необслуживаемые батареи умирают быстрее из-за отсутствия доступа к электролиту. Батареи выходят из строя преждевременно не потому, что в этом заинтересован производитель (мало найдется желающих повторно покупать некачественный продукт), а потому, что их неправильно используют. Необслуживаемый аккумулятор необходимо время от времени подзаряжать рекомендованным способом.
  3. Уровень электролита не может быть проверен. Это заблуждение, поскольку, во-первых, существуют модели с оптическим индикатором, а во-вторых, во многих типах батарей объем можно увидеть через свет.
  4. Батареи необслуживаемого типа можно менять местами. Это относится только к моделям со связанным электролитом, т.е. гелевым и AGM. Если вы не будете осторожны с вариантами с жидким электролитом, такая неосторожность ускорит конец батареи. Информация о правилах использования приведена в инструкции, так что в данном случае производители не пытаются ничего скрыть.
  5. Процесс зарядки необслуживаемой батареи непредсказуем. Устойчивое мнение исходит от пользователей, которые не до конца понимают процесс и поэтому придумывают ужасные истории, которых не существует. Например, герметичный корпус препятствует выходу пара и газов, поэтому, если за устройством не следить, в какой-то момент оно просто взорвется. Действительно, система разгерметизации есть, и она работает. Если же аккумулятор вздулся во время зарядки, то это результат вопиющего нарушения рекомендованного цикла из-за перегрева, вызвавшего деформацию пластин.
  6. Пробки для долива электролита умело спрятаны. В некоторых моделях на глазковом отверстии можно увидеть заглушку. Это не то, чем кажется, а вышеупомянутая система сброса избыточного давления — без встроенных прибамбасов.
  7. Вы все еще можете долить рабочую жидкость через контрольный индикатор. Необслуживаемая батарея имеет шесть камер, в одной из которых имеется окно с контрольным индикатором. Если вы можете снять его, а затем установить обратно без катастрофических последствий, вы действительно можете долить электролит в эту камеру. Остальные пять отделены друг от друга перегородками.

Читайте по теме:  Замкнула банка аккумулятора, что делать

Необслуживаемая батарея не требует ничего, кроме соблюдения инструкций. Эксперименты и неосторожность приведут к необратимому разрушению устройства.

Нюансы при зарядке необслуживаемого аккумулятора автомобиля

При восстановлении емкости источников питания Varta или других необслуживаемых батарей необходимо учитывать следующие нюансы:

  1. Невозможно измерить плотность электролита в батарее.
  2. Герметичный корпус предотвращает зарядку аккумулятора высоким током.
  3. Зарядите аккумулятор, положив его на ровную поверхность. Это помогает предотвратить опрокидывание корпуса во время лечения.
  4. Измерьте остаточное напряжение перед подачей тока. Зарядите потерявшую заряд батарею стабильным напряжением. Отрегулируйте ток, подаваемый на зарядное устройство. Напряжение, подаваемое на клеммы, должно составлять от 14 до 14,5 вольт. Рекомендуемый пусковой ток составляет 2A.
  5. Если используются неавтоматические зарядные устройства, процесс зарядки должен контролироваться. Если мощность зарядки падает ниже 0,2A, отключите устройство.
  6. Не используйте ток более 15 A. Не допускайте повышения напряжения до 15,5 В.
  7. Заряжайте глубоко разряженный аккумулятор не менее 24 часов.
  8. Не допускайте длительного кипения электролита. Выброс большого количества газа может привести к взрыву или пожару. При возникновении кипения немедленно прекратите зарядку. Нельзя заливать необслуживаемые батареи водой.
  9. Перед зарядкой аккумулятор должен быть демонтирован. Пользователь должен иметь доступ к источнику питания. Это позволяет быстро отключить источник питания. Если необходимо зарядить аккумулятор без демонтажа, необходимо отсоединить бортовую сеть от аккумулятора.
  10. Зарядка должна производиться в отапливаемом помещении. Не рекомендуется подключать зарядное устройство на улице.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Каким зарядным устройством заряжать

Процесс зарядки требует соблюдения правил по току и напряжению и возможности контроля процесса зарядки. Поэтому зарядное устройство должно соответствовать следующим параметрам:

  • Возможность ограничивать и изменять параметры напряжения.
  • Возможность регулировки текущих параметров.
  • Каждый параметр имеет промежуточные пределы для мониторинга.

Примечание: Третий вариант может отсутствовать в зарядном устройстве, но его можно контролировать с помощью простого мультиметра. Однако если вы не умеете работать с электронными счетчиками, лучше потратить деньги и купить полностью укомплектованное зарядное устройство.

Каким током заряжать

  • Сначала установите ток зарядки на 0,1Fa (номинальная емкость батареи). Например, 6 ампер для батареи емкостью 60 Ач. 
  • Если напряжение повышается до 14,4 вольт, активируется электролиз воды, и электролит начинает «кипеть». Чтобы уменьшить интенсивность этого процесса, уменьшите зарядный ток в 2 раза и продолжайте процесс зарядки;
  • Когда напряжение достигает 15 В, ток уменьшается еще в 2 раза. 

Читайте по теме:  Лучшие аккумуляторы для эхолота — как и какой выбрать

Если параметры на дисплее перестают меняться, аккумулятор можно считать заряженным.

Как определить длительность зарядки

Используя прибор с амперметром для индикации, необходимо определить, как долго будет длиться процесс зарядки. Наиболее распространенные батареи имеют емкость 55-62Ah. Если взять средний, то полная емкость составит 60 Ач. Учитывая, что он заряжается наполовину в автомобиле, его емкость составит 30 Ач.

Ток, необходимый для этой мощности, составляет 6 А. Поэтому необходимое время рассчитывается по формуле:

T=30/6=5 часов.

Как рассчитать время заряда необслуживаемого аккумулятора

Сначала может показаться, что это занятие сложное и лучше использовать специальные индикаторы и измерительные приборы, но напомним — обоснованность их применения подходит только для исправных батарей.

Читайте также:  Tdi двигатель: что это такое?

Итак, чтобы рассчитать время зарядки, необходимо выполнить следующую пошаговую процедуру:

  • Поймите, что напряжение разряженной батареи находится в диапазоне от 11 В до 11,7 В. Значение даже 0,7 В повлияет на время зарядки. Разряженная батарея достигает значения 12,7 В
  • 12,7 — 11,7 = 1 В. Это получается 10% от общего заряда.
  • Емкость для этих типов батарей различна: 55 — 60 — 75 и т.д. ампер-часов. Это значение, которое аккумулятор выдает за час непрерывной работы. Грубо говоря, за полчаса работы емкость упадет с 75 до 60. Можно выдать 30 А за час (в нашем примере), но это убьет батарею. То есть, для восполнения 30 А потребуется шесть часов.

Аккумулятор 18650: как его заряжать и каким током

Можно ли заряжать необслуживаемый аккумулятор обычным зарядным устройством дома?

Не каждый автомобилист может позволить себе каждые полгода заменять аккумулятор на новый источник питания. К сожалению, заряда от генератора переменного тока не всегда достаточно для успешного запуска двигателя. Особенно если вы постоянно ездите на короткие расстояния.

Возможно, вы случайно оставили включенными фары в автомобиле, долго слушали музыку или под капотом произошла утечка заряда. Также возможно, что аккумулятор в вашем автомобиле разряжается из-за того, что система сигнализации просто неправильно установлена. В любом случае, без аккумулятора вы никуда не поедете. Поэтому его необходимо время от времени подзаряжать.

Если севший аккумулятор не является результатом вашей халатности, стоит найти хорошего электрика, который тщательно проверит автомобиль на предмет утечки электроэнергии, правильно определит и устранит проблему. В противном случае проблема вернется снова.

Если вам пообещали, что реле и генератор будут работать для поддержания надлежащей зарядки аккумулятора до конца жизни автомобиля, это не значит, что так и будет. Поэтому рано или поздно вам потребуется зарядить аккумулятор, и это можно сделать самостоятельно, имея дома простое зарядное устройство.

Читайте по теме:  Как проверить аккумулятор автомобиля: все способы

Любой аккумулятор можно заряжать от любого источника, а не только от генератора переменного тока автомобиля. Большинство производителей аккумуляторов включают рекомендации по использованию своей продукции, поэтому не лишним будет изучить и их инструкции.

Я чайник, мне не охота вычислять всякие амперы, что делать?

Я понимаю вас, не всегда легко зарядить необслуживаемую батарею — необходимы расчеты времени и силы тока.

Но и здесь производители позаботились о вас, они создали батареи с зелеными стеклами (или многие называют их лампами) именно для таких людей, как вы.

Принцип работы прост: при нормальном заряде индикатор светится зеленым цветом, при разряде — черным, а при низком уровне электролита — белым. Почитайте здесь о зеленом окне, там все очень подробно описано.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

Техника безопасности и меры предосторожности

Заряжать необслуживаемую батарею несложно, но делать это нужно безопасно. При переноске аккумулятора всегда есть риск уронить его на твердую поверхность. Падение батареи может не только повредить внутренние пластины, но и привести к разгерметизации пластикового корпуса.

Внутри каждой банки находится не менее полулитра едкого вещества, которое может вызвать сильные ожоги при контакте с кожей. Раствор серной кислоты также может повредить другие металлические и неметаллические предметы.

  • Помимо аккуратной переноски изделия к месту зарядки и обратно, нельзя ронять на аккумулятор тяжелые предметы всех видов и металлические предметы, независимо от их веса.
  • В первом случае также возможен разрыв корпуса и вытекание электролита; во втором случае короткое замыкание с проводником низкого сопротивления может привести к возгоранию или даже взрыву батареи.
  • Перед зарядкой следует вытереть влагу и грязь с корпуса во избежание короткого замыкания, при необходимости очистить клеммы.

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля

  • https://onlineelektrik.ru/eoborudovanie/blokpitaniya/kak-zaryazhat-neobsluzhivaemyj-akkumulyator-obychnym-zaryadnym-ustrojstvom.html
  • https://akb-sales.ru/zaryadka/kak_zaryazhat_neobsluzhivaemyi_akkumulyator.html
  • https://AutoTopik.ru/sovet/892-kak-zaryadit-neobsluzhivaemyy-akkumulyator.html
  • https://remam.ru/elektrik/kak-zaryazhat-neobsluzhivaemyj-akkumulyator-pravilno.html
  • https://BatteryZone.ru/accumulator/kak-zarjazhat-neobsluzhivaemyj-akkumuljator
  • https://instanko.ru/elektroinstrument/zaryadnoe-ustrojstvo-dlya-neobsluzhivaemogo-avtomobilnogo-akkumulyatora.html
  • https://store.fubag.ru/tips/kak-zaryadit-neobsluzhivaemyy-akkumulyator-avtomobilya-voprosy-i-otvety/
  • https://3batareiki.ru/akkumulyatory/avtomobilnye-akkumulyatory/zaryadka-neobsluzhivaemogo-akkumulyatora
  • https://VmyatynNet.ru/na-zametku/kak-zaryazhat-neobsluzhivaemyj-akkumulyator.html
  • https://a6s.info/ru/elektrooborudovanie/95-zaryadka-neobsluzhivayemogo-akb
  • https://LivePosts.ru/articles/avto-at/remont/kak-pravilno-zaryadit-na-avtomobile-neobsluzhivaemyj-akkumulyator
  • https://auto-pos.ru/176-kak-zaryadit-neobsluzhivaemyj-akkumulyator-avtomobilya.html
  • https://prometey96.ru/ustrojstvo-avto/kak-zaryazhat-neobsluzhivaemyj-akkumulyator.html

Вам также может понравиться

Как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля: Правила и Ошибки

Содержание:

1. Типы необслуживаемых аккумуляторов 2. Вредные советы от «бывалых» и реальность 3. Когда заряжать необслуживаемый аккумулятор 4. Технологические способы зарядки 5. Сколько времени заряжать АКБ 6. Как зарядить акб гибридного типа 7. Как зарядить акб кальциевого типа 8. Стоит ли кипятить электролит 9. Как зарядить акб гелевого и AGM типа 10. Оптимальные зарядные устройства для необслуживаемых аккумуляторов

Необслуживаемый аккумулятор автомобиля отличается от обслуживаемого конструкцией. Вы не можете заглянуть внутрь и отрегулировать плотность — устройство работает полностью автономно и не требует вашего вмешательства. Почти. Для того чтобы продлить ресурс, а в некоторых случаях с целью восстановления ресурса необходимо периодически выполнять несложные технические действия.

В этой статье расскажем, как зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля правильно.

Необслуживаемые аккумуляторы делятся на следующие типы:

  • Кальциевые (часто обозначают Ca или Ca/Ca): оба электрода изготавливают из материала, в составе которого присутствует кальций.
  • Гибридные (маркируют значком Ca+ либо Hybrid): в составе отрицательного электрода есть кальций, положительные пластины производят по технологии обслуживаемых аккумуляторных батарей с применением свинца и сурьмы.
  • Гелевые (GEL): электроды изготавливают из свинца с повышенной степенью чистоты. В качестве рабочей среды — электролита — применяют гель.
  • AGM: электролит заполняет капиллярную сеть абсорбирующей прокладки из стекловолокна.

Все варианты вышеперечисленных устройств можно подзаряжать. Восстановление заряда выполняется определённым способом в зависимости от конструкции аккумуляторной батареи (с реанимацией батареи с легкостью справится зарядное устройство MICRO).

Обратите внимание! Если применять неподходящий режим зарядки, высока вероятность прикончить вполне рабочую АКБ.

Вокруг варианта АКБ с необслуживаемым типом работы успело накопиться немало сомнительной информации. Приведём главные «страшилки», благодаря котором можно сформировать собственное мнение, стоит или нет связываться с этим устройством.

  • Необслуживаемую аккумуляторную батарею достаточно поставить и забыть. Процесс эксплуатации автомобиля сопровождается непрерывной разрядкой и подзарядкой АКБ любого типа. Поскольку восстановление потраченного заряда в большинстве случаев не происходит на 100%, требуется периодически пополнять заряд. Помимо этого придётся следить за чистотой контактов, зачищая клеммы от накапливающихся солей и оксидов.
  • АКБ необслуживаемого типа быстрее умирают, поскольку доступ к электролиту закрыт. Аккумуляторы выходят из строя раньше времени не потому, что это выгодно производителям (согласитесь, немного найдётся желающих купить повторно некондиционный товар), а по причине нарушения условий эксплуатации. Необслуживаемый аккумулятор необходимо периодически подзаряжать в рекомендованном режиме.
  • Уровень электролита невозможно контролировать. Это ошибочное мнение, так как, во–первых, есть модели с визуальным индикатором, а во–вторых, во многих типах АКБ можно увидеть объём на просвет.
  • Аккумуляторные батареи необслуживаемого типа можно переворачивать. Это верно только для моделей со связанным электролитом, то есть для гелевых и AGM. Если же неосторожно обращаться с вариантами, где электролитом служит жидкость, такие вольности ускорят конец АКБ. Информация о правилах пользования приведена в инструкции, то есть и в этом случае производители ничего не пытаются утаить.
  • Процесс зарядки необслуживаемой аккумуляторной батареи непредсказуем. Устойчивое мнение возникает у пользователей, которые не до конца понимают процесс, а потому выдумывают ужасы, которых нет. Например, герметичный корпус препятствует отведению пара и газов, поэтому если за устройством не уследить, в определённый момент оно просто взорвётся. На самом деле система сброса избыточного давления есть, и она работает. Если же в процессе подзарядки АКБ раздувает, то это происходит в результате грубого нарушения рекомендованного цикла по причине перегрева, вызвавшего деформацию пластин.
  • Пробки для доливки электролита хитро спрятаны. В некоторых моделях на просвет действительно можно увидеть некое подобие пробок. На самом деле это не то, что кажется, а вышеупомянутая система сброса избыточного давления — никаких встроенных хитростей.
  • Долить рабочую жидкость всё–таки можно через контрольный индикатор. Необслуживаемый аккумулятор имеет 6 отсеков, у одного из которых есть окошко с контрольным индикатором. При условии, что вам удастся его снять, а потом вернуть на место без катастрофических последствий, в этот отсек долить электролит действительно получится. Остальные пять отделены друг от друга перегородками.

АКБ необслуживаемого типа требуют только соблюдения инструкции и ничего больше. Эксперименты и небрежность приводят к необратимому разрушению устройства. Любой и обслуживаемый, и необслуживаемый аккумулятор работает по одному принципу: после пуска устройство передаёт энергию в систему зажигания, от которой стартер приводит в действие двигатель. Далее включается в работу генератор, благодаря которому начинает вырабатываться электричество — эта энергия подзаряжает АКБ. Таким образом, то, что было потеряно при пуске, восстанавливается. Подзарядка всегда должна вестись в нормальной фазе — это залог долговременной работы аккумуляторной батареи.

Читайте также:  Замена чехла на рычаге коробки передач: как поменять чехол КПП своими руками

Обратите внимание! Если необслуживаемый автомобильный аккумулятор несколько раз разрядить практически до нуля, то есть использовать в режиме глубокого разряда, устройство выйдет из строя.

Реальная эксплуатация автомобиля далека от идеальных условий, поэтому часто АКБ не получают зарядки до нужных 100%. Недозаряд может происходить в следующих случаях:

  • Редкие поездки или передвижения на малые расстояния оказываются недостаточными по времени, чтобы генератор успел зарядить необслуживаемый аккумулятор автомобиля полностью.
  • В зимний период времени, когда устанавливаются затяжные холода, заряд аккумулятора падает, и его не хватает для прокрутки стартера.
  • Значение напряжения на клеммах отличается от номинального. Для нормальной зарядки необходимы 12,7 В, если показатель упал ниже указанной отметки, требуется срочно восполнить заряд.

Во всех перечисленных случаях необходима подзарядка с помощью специального устройства. Существуют два способа пополнения заряда для АКБ любого типа:

  • Постоянным напряжением: регулировка процесса осуществляется изменением подачи тока по убывающей, при этом напряжение выставляется на одном уровне.
  • Постоянным током: в данном случае происходит всё наоборот. Выставляют постоянный показатель по току, а напряжение снижается в процессе зарядки.

Рекомендация! Обычно производители рекомендуют раз в 3-4 месяца производить зарядку аккумулятора внешними зарядными устройствами!

Как оценить время на восстановление потерянного заряда

У аккумуляторной батареи необслуживаемого типа на время восстановления влияют несколько факторов:

  • Реальная ёмкость.
  • Степень разряженности.
  • Применяемый ток для зарядки.
  • Окружающая температура.

Поскольку факторов слишком много, то само время можно оценить только приблизительно, тем не менее, для удобства его полезно знать.

Для того чтобы понять, насколько просела ёмкость, необходимо выполнить несложный расчёт. Напряжение на клеммах на уровне 12,7 В равно 100% зарядке. Если показатель упал до 11,7 В, значит, ваш АКБ практически полностью разряжен. Промежуточные значения соответствует определённому проценту от полного заряда.

Разница между 12,7 и 11,7 составляет 1 В, то есть каждые 0,1 В равны 10%. Серединный показатель в 12,2 В (11,7 В+0,5 В) считается за 50% разряд аккумуляторной батареи.

Ёмкость АКБ учитывается в Ампер–часах и показывает, сколько Ампер АКБ передаёт в единицу времени. Таким образом, если в вашем распоряжении есть 60–Амперный аккумулятор, у которого напряжение на клеммах показывает 12,3 В, значит, что ушло 40% заряда и осталось 40 Ампер.

Если попытаться восстановить ёмкость за короткий промежуток времени, то есть подать 20 недостающих Ампер за час, АКБ выйдет из строя. Для того чтобы сохранять работоспособность устройства, следует подавать не более 10% от номинальной ёмкости или 6 Ампер в нашем случае. Таким образом, на восстановление заряда уйдёт 20:6 или около 3,5 часов.

Обратите внимание! Если на вашей аккумуляторной батарее указана ёмкость в 60 Ампер–часов, но вы её уже эксплуатируете пару лет, не торопитесь выставлять ток зарядки в 6 Ампер (10%). Скорее всего, такой ёмкости больше нет, поэтому лучше выбрать ток зарядки немного меньше.

Для того чтобы понять величину этого «немного», если не представляется возможным измерить реальную ёмкость, можно ориентироваться на усреднённые показатели: за каждый год службы после первого АКБ снимайте по 10% с номинальной ёмкости. Так, АКБ на 60 Ампер–часов в первый год эксплуатации заряжают током 6 А, а на следующий лучше брать 5,4–5,5 А.

О завершении процесса восстановления заряда можно узнать, наблюдая за показаниями по току. Если при пороговом значении напряжения в 14,4 В ток не меняется 2 часа подряд, АКБ необслуживаемого типа полностью заряжена.

У необслуживаемого автомобильного аккумулятора лучшее соотношение цены и качества, благодаря чему этот тип устройств наиболее распространён. Для того чтобы восполнить ёмкость, необходимо выполнить практически ту же процедуру, которую проделывают владельцы авто со стандартными АКБ.

  • Подключить ЗУ к клеммам.
  • Выставить напряжение в интервале от 14,4 до 13,8 В.
  • Выбрать подаваемый ток (напоминаем, его значение не должно превышать 10% от ёмкости вашей аккумуляторной батареи).
  • Начать зарядку.

Обратите внимание! Важно ограничивать напряжение на отметке 14,4 В без превышения. Если показатель уйдёт за эту отметку, электролит начнёт кипеть и испаряться. В случае необслуживаемого аккумулятора восстановить исходный баланс не удастся, поэтому вы испортите АКБ безвозвратно.

Перед началом процесса нужно проверить чистоту клапанов, через которые отводится избыточное давление. Зарядку ведут при напряжении не выше 14,4 В до тех пор, пока падение по току будет оставаться неизменным в течение 2–х часов.

Принцип работы АКБ типа Ca/Ca основан на снижении интенсивности процесса электролиза. Для того чтобы вывести плотность электролита на необходимый уровень в 1,27 г/см3, на одном из этапов подзарядки следует поднимать напряжение до 16,2–16,5 В.

Обратите внимание! Если проигнорировать эту процедуру и оставить напряжение на уровне 14,4 В на протяжении всей процедуры, восполнить заряд до 100% отметки не получится — необслуживаемый аккумулятор Ca/Ca хоть и пополнит заряд, но останется недозаряженным.

Чтобы выбрать зарядное устройство правильно, следите, чтобы его опционал был рассчитан на кальциевый тип устройств. В этом случае останется только выбрать нужный режим, всю остальную работу выполнит зарядник, чередуя нужные этапы. Он же вовремя остановит процесс, предотвратив закипание электролита.

Значения выше 16 В могут показаться чрезмерными и вообще недостижимыми для нормальной эксплуатации АКБ необслуживаемого типа с кальциевыми электродами, поскольку автомобильный генератор выдаёт не больше 15 В.

Здесь нет противоречия. Если эксплуатировать авто практически в ежедневном режиме, напряжения генератора достаточно, чтобы подзаряжать АКБ Ca/Ca до полной ёмкости.

Если пользоваться редко, понадобиться дозаряжать в указанном алгоритме.

АКБ с жидким электролитом подвержен стратификации. Явление заключается в расслоении рабочей жидкости, когда кислота, имеющая большую плотность, опускается ко дну, а вода уходит вверх. Кипячение приводит к выравниванию состава по всему объёму, но и ускоряет разрушение пластин.

В данном случае, как и во всех остальных, правильнее положиться на мнение производителя: если рекомендуется кипятить, то это и следует делать. Если информация не содержит подобных инструкций, самодеятельностью заниматься не нужно.

Данный тип устройств отличается от предыдущих типов свойствами электролита — рабочая жидкость находится в так называемом связанном виде, благодаря чему полностью меняется алгоритм восстановления заряда. Заряжая необслуживаемый аккумулятор автомобиля, следует выполнить следующие действия:

  • Первоначально ток устанавливают на уровне 20% от номинальной ёмкости. Процесс зарядки приводит к росту напряжения до предельных значений. Для каждого типа аккумуляторных батарей устанавливают собственные ограничения: 14,4–14,8 В для AGM и 14,2–14,5 для гелевых.
  • Процесс зарядки ведут, поддерживая напряжение в рекомендованном интервале. В результате ток начинает постепенно уменьшаться и доходит до значений, близких к 0.
  • После этого напряжение снижают до интервала 13,6–13,8, что помогает предотвратить саморазряд АКБ.

Обратите внимание! Для гелевых и AGM–батарей важно выставлять напряжение в указанных пределах. Выход за рекомендованный уровень приводит к необратимому разрушению электролита и выходу АКБ из строя.

Желательно применять специальные ЗУ группы Smart с предустановленными алгоритмами работы. Устройство само определяет длительность каждого из периодов на основании сбора и анализа информации о состоянии аккумуляторной батареи.

Поскольку режим зарядки любой модели необслуживаемых аккумуляторов требует точного выставления параметров по напряжению и току, в целом нужно ориентироваться на следующие условия:

  • Система имеет опцию ограничения и регулировки напряжения.
  • Ток заряда настраивается.
  • Промежуточные отсечки по регулируемым параметрам контролируются.

Можно немного сэкономить и взять ЗУ без третьей функции, но тогда нужно контролировать текущие значения самостоятельно с помощью мультиметра, что не так уж и сложно. Для тех, кто желает облегчить себе жизнь, лучше купить специальный умный зарядник для необслуживаемых АКБ. Он дороже, но и проще в обслуживании.

Для того чтобы необслуживаемая аккумуляторная батарея прослужила свой срок, необходимо следить за её состоянием и при необходимости пополнять заряд указанным для вашего типа способом. Никаких секретов — только следование инструкции!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector