Как снять головку блока цилиндров на двигателе

Головка блока цилиндров (ГБЦ) – один из самых важных узлов автомобильного двигателя. От того, как она установлена и отрегулирована, зависит работа мотора, его стабильность, надежность и экономичность.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

В нашей статье мы расскажем, как быстро и без особых трат самостоятельно установить головку блока цилиндров на автомобили семейства ВАЗ.

Установка ГБЦ: порядок действий и общие рекомендации

Первое условие правильной и надежной установки ГБЦ – это чистота посадочного места. Тщательно очистите плоскость блока, на которую ставится ГБЦ. Очистка вначале осуществляется острым предметом, а потом специальными автомобильными чистящими средствами, которые помогут убрать остатки тосола, масла.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

Обратите особое внимание на отверстия, в которые вкручиваются шпильки. В них попадает масло, вода, мусор. И потом, когда ГБЦ притягивается по шпилькам к блоку, они могут сделать микротрещины в блоке цилиндров из-за того, что при вкручивании шпилек образуется избыточное давление.

При нагреве мотора через эти микротрещины продавит газы, газы пробьют прокладку между ГБЦ и блоком, и вода из охладительной системы пойдет в масло. Капитальный ремонт двигателя вам обеспечен! И это в лучшем случае.

Поэтому рекомендуется тщательно проверить отверстия перед вкручиванием шпилек и обязательно промокнуть их, взяв чистую ветошь и воспользовавшись отверткой, чтобы добраться до самого дна.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

Когда место под головку блока цилиндров очищено, приступайте к установке. Монтаж ГБЦ начинается с правильной установки прокладки, которая расположена между ГБЦ и блоком цилиндров.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

Отверстия блока должны четко совпасть с отверстиями прокладки, только в этом случае ее установка считается правильной.

И головка блока цилиндров должна быть хорошо очищена от нагара, грязи, масла, тосола. Если есть подозрения, что ГБЦ подверглась перегреву или иному воздействию, которое привело к деформации, то она проверяется на специальном устройстве и потом, если нужно, шлифуется.

При установке ГБЦ на место бывает, что прокладка «съезжает», поэтому следите за ней.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

ГБЦ считается установленным на место, когда она «устаканилась» на направляющих, и ей не мешают шланги, провода. После этого начинайте процедуру прикручивания. Чтобы не перепутать болты, их нужно заранее пометить. Внутренние болты измазаны маслом, так что их трудно перепутать с наружными, это и будет своеобразной меткой.

Если у вас нет пневмо- или электроинструмента, прикрутить болты ГБЦ можно старым, добрым коловоротом.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

Коловоротом болты только наживляются, но не затягиваются окончательно, для этого существует специальный, динамометрический ключ. Только с его помощью проконтролируете правильный момент затяжки, который рекомендуется производителем.

Первый момент затяжки рекомендуют выставлять на 2 кг. Главное – обязательно придерживайтесь определенного порядка затяжки болтов, попарно от центра к краю. В этом случае головку не перекосит.

Второй момент затяжки не должен превышать 8 кг. Порядок затяжки остается неизменным, от центра к краям, попарно. После того, как болты затянуты на 8 кг, проводим два доворота, оба по 90°. Сначала проходим болты первый раз, проворачивая динамометрический ключ на 90 °, потом второй раз.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

После окончательной затяжки головка блока цилиндров считается механически установленной, но еще не рабочей. Чтобы она оказалась рабочей, необходимо подсоединить всю «перифирию», т.е. шланги, патрубки, и прочее. Рекомендуется сразу, чтобы потом к этому не возвращаться, подсоединить провод датчика температуры и выставить метку ГРМ.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

После приступаем к установке стаканов клапанов. Перед установкой они обязательно очищаются от грязи и смазываются. Чистые и смазанные стаканы должны легко становиться на место.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

Чтобы не перепутать последовательность установки стаканов, извлекая, их располагают в определенном порядке. После установки стаканов обязательно смажьте  «постель», на которую потом ляжет распредвал.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Смазанный и чистый распредвал ставится на место. Закреплять его можно сразу с сальником. Опытные слесари, для того чтобы упростить процесс выставления меток распредвала, до сих пор используют иногда дедовский метод. Во время установки распредвала первая и третья шейки распредвала должны смотреть на вас.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

Затем мы устанавливаем на место крышку распредвала. Смажьте места, где будет лежать распредвал (постель), и не забудьте об одном нюансе. На торцах надо убрать старый герметик, и нанести новый, тогда он будет хорошо держать масло.

Устанавливая вторую часть крышки, процесс повторяем. Теперь наживляем гайки, и не забудьте о шайбах, которые должны быть под каждой гайкой.

Момент затяжки гаек крышки распредвала не должен превышать трех килограмм. Опытные ремонтники со временем могут производить процесс затяжки без динамометрического ключа. Затем ставится жестяная защитная крышка.

  • Затем надеваем шестеренку распредвала, но перед этим убедитесь, что вы не забыли поставить на распредвал шпонку, которая удерживает шестерню от прокручивания.

Болтом крепко фиксируем шестерню на своем месте. Обязательно следите за тем, чтобы метки на шестерне и ГБЦ совпали.

Потом накидываем ремень ГРМ, но предварительно рекомендуется поставить натяжной ролик. Перед роликом на шток установите специальную шайбу. Не стоит забывать, что ролик до «безумия» затягивать не стоит, он должен свободно проворачиваться на штоке.

При одевании ремня ГРМ не забывайте проверять совпадения меток на шестерне распредвала и на коленчатом валу. Когда ремень ГРМ одет, путем подкручивания натяжного ролика добиваемся нужной натяжки ремня.

После натяжения до нужного показателя (ремень проворачивается вокруг своей оси на 90°), затягиваем плавно контрольную гайку.

Следующим примеряется  трамблер, который нужно правильно установить в пазы. Нужно, чтобы после установки трамблера в пазы соблюдалась соосность валов. Между трамблером и ГБЦ монтируем бензонасос, не забыв смазать его герметиком. Чтобы шток не уперся в распредвал, его нужно отжать отверткой. Затягивается корпус привода бензонасоса шестигранником.

Прижав несильно шестигранником корпус, наживляем гайки и равномерно притягиваем. Затем уже затягиваем «серьезно» шестигранник. Устанавливаем окончательно трамблер, который мы до этого только примерили.

Не забываем о герметике, который исключит подтекания масла. Не забываем и о планке, на которой есть шкала опережения зажигания, потому что после пуска мотора возможно понадобиться регулировка трамблера.

Еще раз проверяем подсоединение проводов и патрубков, что забыли, подсоединяем.

Последний штрих — установка клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ. После окончания всех работ и проверок не забываем прикрутить на место тросик дроссельной заслонки. ГБЦ установлена и готова к работе.

Видео: Установка ГБЦ ВАЗ. Пошаговая инструкция

Снятие и установка головки блока цилиндров двигателей 1,6-I и 1,8-I (Силовой агрегат / Ремонт двигателя / Volkswagen Passat 1996-2005)

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

  • 1 — крышка маслозаливной горловины,
  • 2 — гайка крепления крышки головки блока цилиндров, 10 Нм,
  • 3 — крышка головки блока цилиндров,
  • 4 — прокладка. При установке прокладки нанесите на ее поверхности тонкий слой герметика D2.
  • 5 — дефлектор масла,
  • 6 — головка блока цилиндров,
  • 7 — прокладка впускного коллектора. При установке необходимо использовать только новую прокладку.
  • 8 — прокладка головки блока цилиндров. При установке необходимо использовать только новую прокладку. После установки головки блока цилиндров необходимо залить свежую охлаждающую жидкость.
  • 9 — болт для крепления натяжного ролика, 25 Нм,
  • 10 — прокладка выпускного коллектора. При установке необходимо использовать новую прокладку.
  • 11 — болты крепления головки блока цилиндров. При установке необходимо использовать только новые болты.
  • 12 — термозащитный экран,
  • 13 — винт, 25 Нм,
  • 14 — винт, 10 Нм.

В этом подразделе изложены операции по снятию головки блока цилиндров на четырехцилиндровом бензиновом двигателе 1,6-I и 1,8-I.

Предупреждение: Перед снятием головки блока цилиндров проверьте, что все шланги, трубопроводы и электрические разъемы отсоединены от головки блока цилиндров.

Снятие головки блока цилиндров производите на холодном двигателе. Снятие головки блока цилиндров производится вместе с выпускным коллектором. При этом впускной коллектор необходимо предварительно снять с головки блока цилиндров. Прогоревшая или дефектная прокладка головки блока цилиндров определяется по следующим признакам:

  • уменьшение мощности двигателя;
  • уменьшение уровня охлаждающей жидкости. При этом из выхлопной трубы выходит белый пар;
  • уменьшение уровня моторного масла;
  • наличие в моторном масле охлаждающей жидкости. При этом уровень масла увеличивается. При наличии в моторном масле охлаждающей жидкости моторное масло приобретает серый цвет и имеет пузырьки пены;
  • наличие моторного масла в охлаждающей жидкости;
  • интенсивное выделение пузырей из охлаждающей жидкости;
  • уменьшение компрессии в двух соседних цилиндрах двигателя.
Читайте также:  Хендай hd 120 (hyundai hd 120)

Как снять головку блока цилиндров на двигателе Как снять головку блока цилиндров на двигателе

1. Проверьте, что двигатель холодный. В противном случае дайте время для остывания двигателя.

2. Выключите зажигание и снимите провод массы с аккумулятора.

3. Слейте из системы охлаждения двигателя охлаждающую жидкость.

4. Промаркируйте высоковольтные провода цифрами и снимите высоковольтные провода со свечей зажигания.

5. Очистите свечи, используя щетку, пылесос или струю сжатого воздуха, что исключит попадание грязи в цилиндры двигателя после вывинчивания свечей зажигания. Вывинтите свечи зажигания, используя свечной ключ.

6. Снимите давление в топливной системе. Для снятия давления в топливной системе оберните место соединения топливных шлангов и, соблюдая осторожность, медленно ослабьте соединение, при этом постепенно давление в топливной системе уменьшится.

7. Промаркируйте и отсоедините подающий и возвратный топливные шланги от распределителя топлива. Перед отсоединением шлангов ослабьте хомут и переместите его на шланг.

8. После отсоединения закройте концы трубопроводов подходящими пробками.

9. Отсоедините электрические разъемы от топливных форсунок и переместите топливную магистраль вниз. Промаркируйте и отсоедините от головки блока цилиндров все электрические разъемы.

10. Отвинтите от головки блока цилиндров кронштейн, поддерживающий впускной коллектор около регулятора давления топлива.

11. Отвинтите впускной коллектор от головки блока цилиндров, см. рис. Расположение болтов крепления впускного коллектора на двигателе 125 л. с.).

12. Отвинтите впускной коллектор от двух резинометаллических опор и переместите в сторону от головки блока цилиндров.

13. Промаркируйте и отсоедините от головки блока цилиндров шланги системы охлаждения.

14. Отвинтите приемную выхлопную трубу с катализатором от выпускного коллектора.

15. Снимите верхний кожух зубчатого ремня. За болт крепления шкива коленчатого вала проверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке до совмещения установочных меток на шкивах с указателя ми. При этом поршень первого цилиндра будет находиться в ВМТ в такте сжатия.

16. Используя краску или маркер, отметьте положение шкива коленчатого вала по отношению к блоку цилиндров и поверните коленчатый вал двигателя на 90° по часовой стрелке для того, чтобы ни один поршень не находился в верхней мертвой точке.

Перед установкой зубчатого ремня установите коленчатый вал в положение, в котором поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте сжатия.

17. В последовательности, показанной на рис. Последовательность отвинчивания болтов крепления головки блока цилиндров, постепенно и равномерно отвинтите болты крепления головки блока цилиндров.

18. Проверьте, что от головки блока цилиндров отсоединены все трубопроводы, шланги и электрические разъемы.

19. Снимите головку блока цилиндров с двигателя и установите ее на два деревянных бруска.

20. Снимите прокладку головки блока цилиндров.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

  • А = 139,2 мм для двигателей 1,8 л
  • А = 132,6 мм для двигателей 1,6 л

1. Снимите пластиковые заглушки, предназначенные для защиты открытых клапанов головки блока цилиндров.

2. Сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров должны быть совершенно чистыми. Для их очистки используйте твердый пластиковый или деревянный скребок.

Предупреждение: При очистке соблюдайте осторожность, так как алюминиевый сплав очень легко повредить.

3. Проверьте, чтобы нагар не попал в масляные и водяные каналы. Это особенно важно для системы смазки, поскольку нагар может блокировать подачу масла к компонентам двигателя. При необходимости очистите каналы.

4. Проверьте сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров на наличие зарубок, глубоких царапин и других повреждений. Если дефекты небольшие, они могут быть удалены механической обработкой.

Предупреждение: Высота головки блока цилиндров после механической обработки должна составлять для двигателя 1,8 л = 139,2 мм, а для двигателя 1,6 л = 132,6 мм.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе

5. Используя металлическую линейку и щуп, проверьте плоскостность сопрягаемых поверхностей.

Отклонение от плоскостности должно быть не более 0,1 мм.

6. Очистите отверстия под болты в блоке цилиндров. Завинчивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать блок из-за гидравлического давления.

Предупреждение: При установке головки блока цилиндров необходимо использовать новые болты крепления головки блока цилиндров и новую прокладку головки блока цилиндров.

Как снять головку блока цилиндров на двигателе Как снять головку блока цилиндров на двигателе Как снять головку блока цилиндров на двигателе

1. Для правильной установки головки блока цилиндров и прокладки головки блока цилиндров ввинтите в крайнее отверстие блока цилиндров, предназначенные для болтов крепления головки блока цилиндров, направляющие штифты VW-3070 (для двигателя AHL VW-3450).

При отсутствии направляющих штифтов их можно изготовить самостоятельно, для чего необходимо использовать два старых болта крепления головки блока цилиндров. Срежьте с болтов головки и вместо них прорежьте паз для отвертки. После установки головки блока цилиндров, используя отвертку, вывинтите направляющие штифты, см. рис.

Места ввинчивания направляющих штифтов VW-3070 или VW-3450 в блок цилиндров двигателя.

Предупреждение: При установке головки блока цилиндров необходимо использовать новую прокладку. Извлекайте прокладку из герметичной упаковки непосредственно перед установкой на блок цилиндров.

2. Проверьте, что новая прокладка головки блока цилиндров имеет тот же самый тип, что и оригинал, и что маркировка ТОР или OBEN направлена вверх. Расположите новую прокладку головки блока цилиндров на поверхность блока цилиндров на направляющие штифты. Проверьте, что отверстия правильно совместились с каналами системы охлаждения и смазки.

3. Соблюдая осторожность, установите головку на блок цилиндров.

4. Вставьте и затяните вручную 8 болтов с шайбами крепления головки блока цилиндров.

5. Отверткой вывинтите два направляющих штифта и на их место ввинтите два болта крепления головки блока цилиндров.

6. Постепенно в последовательности, показанной на рис. Последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров на четырехцилиндровых двигателях, затяните в несколько этапов болты крепления головки блока цилиндров.

Предупреждение: Не подтягивайте болты крепления головки блока цилиндров на прогретом двигателе. При установке новой головки блока цилиндров с распределительным валом после установки головки блока цилиндров смажьте тонким слоем смазки сопрягаемые поверхности гидравлических толкателей и кулачков распределительного вала.

7. Проверните коленчатый и распредели тельный валы в такое положение, чтобы они соответствовали установке поршня первого цилиндра в ВМТ в такте сжатия.

8. Перед установкой внутренней прокладки крышки головки блока цилиндров смажьте поверхности, сопрягаемые с прокладкой, тонким слоем герметика D2 (см. рис. Места нанесения герметика D2 перед установкой прокладки крышки головки блока цилиндров). Установите прокладку крышки головки блока цилиндров.

9. Установите крышку головки блока цилиндров и постепенно и последовательно накрест затяните гайки крепления крышки.

10. Установите зубчатый ремень на шкив распределительного вала и отрегулируйте его натяжение.

11. Привинтите приемную выхлопную трубу.

12. Установите впускной коллектор с новой прокладкой на головку блока цилиндров и закрепите его болтами, затянув их требуемым моментом.

13. Привинтите нижнюю часть впускного коллектора к резинометаллическим опорам.

14. Установите кронштейн между головки блока цилиндров и впускным коллектором.

15. Подсоедините подающий и возвратный топливопроводы к топливной магистрали.

16. В соответствии с ранее сделанной маркировкой подсоедините к головке блока цилиндров все электрические разъемы.

17. Установите кожухи зубчатого ремня.

18. Проверьте, что все шланги, трубопроводы и электрические разъемы подсоединены в соответствии с ранее сделанной маркировкой.

19. Проверьте уровень моторного масла и, при необходимости, доведите его до нормы. Если в старой прокладке головки блока цилиндров имелись дефекты, замените моторное масло.

20. Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

21. Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.

22. Подсоедините провод массы к аккумулятору.

23. Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры. Выключите двигатель и проверьте уровень моторного масла и охлаждающей жидкости, а также герметичность всех соединений.

Читайте также:  Как проверить помпу не снимая с двигателя своими руками

Как снять ГБЦ ВАЗ-2112 16 клапанов: фото, видео

Основными симптомами того, что придётся демонтировать ГБЦ, будет течь масла, которая наблюдается в месте соединения «головы» с блоком цилиндров, либо, когда она имеет механические повреждения и просто нуждается в замене. Также подобные работы вам обеспечены, когда на крышке расширительного бачка вами будут обнаружены следы эмульсии-смеси тосола с маслом, что будет свидетельствовать о наличии масла в системе охлаждения.

Видео с разборкой и снятием ГБЦ на ВАЗ-2112 — всё просто, всё своими руками:

Работы по снятию ГБЦ на ВАЗ-2112 вполне можно провести своими руками, достаточно лишь следовать нашей инструкции.

Инструмент для работы

Перед тем как приступить непосредственно к замене, необходимо собрать весь необходимый инструмент и материалы:

  • Набор ключей различного диаметра «10», «13», «17», «21».
  • Отвертку.
  • Плоскогубцы.
  • Новая охлаждающая жидкость.
  • Тара под ОЖ.
  • Чистую ветошь.
  • Новый расходный материал (в зависимости от назначения выполняемых работ – прим.).
  • Противооткатные башмаки.

Для удобства проведения работ лучше всего использовать смотровую яму или подъёмник.

Снятие ГБЦ на ваз-2112 — порядок работ

Перед тем как приступить к работе, убедитесь в том, что автомобиль находится на ровной поверхности, поставлен на ручной тормоз, а под задние колёса остановлены противооткатные упоры.

Внимание! Работы необходимо производить только на холодном двигателе.

  1. Первым делом отключаем минусовую клемму от аккумуляторной батареи.
  2. В заранее подготовленную тару, сливаем тосол через сливное отверстие на радиаторе отопителя.
  3. При помощи ключа на «10» отворачиваем четыре болта крепления декоративного кожуха двигателя.

    Места крепления декоративной крышки 124 мотора. Автомобиль редакции на фото!

  4. После чего снимите его и уберите в сторону.
  5. Следующим шагом убираем все высоковольтные провода, отсоединяя их от свечей и модуля зажигания, также отсоединяем их от фиксатора на ресивере.

    По очереди отключаем каждый провод от свечи.

  6. Модуль зажигания также необходимо демонтировать, открутив два фиксирующих болта, при помощи ключа на «10».
  7. Затем переходим к приёмной трубе от которой следует открутить шесть гаек соединяющую её с выпускным коллектором.
  8. Демонтируем накладку кронштейна, фиксирующую приёмную трубу.
  9. Когда все элементы сняты, отсоединяем трубу от коллектора.
  10. После отсоединяем провода от датчика давления масла.
  11. Переходим к датчику температуры охлаждающей жидкости и отключаем от него клемму.

    Обратите внимание на количество следов коррозии

  12. Откручиваем гайку, которая крепит провод «массы» на шпильке впускного патрубка на системе охлаждения.
  13. Не забываем и про два минусовых провода, расположенных на ГБЦ.
  14. Ослабляем хомуты, после чего демонтируем все шланги от дроссельного узла, а также подхода охлаждающей жидкости.
  15. Демонтируем патрубки системы вентиляции картера (малой – прим.), воздуховода, а также шланг продувки адсорбера.
  16. Убираем все колодки датчиков, включая ДПДЗ (датчик положения дроссельной заслонки – прим.) и регулятора холостого хода.

    Датчик холостого хода вблизи на редакционной ВАЗ-2112

  17. От ресивера отключаем шланг вакуумного усилителя тормозов и регулирующий давление топлива.
  18. Ослабьте, а затем достаньте с посадочного места трос регулирующий положение дроссельной заслонки.

    Доставайте трос согласно обозначением стрелок.

  19. Уберите окончание троса на дроссельной заслоне, после чего уберите её в сторону.
  20. Выверните 2 болта, которые фиксируют моторный жгут у ресивера, и уберите его.
  21. Еще 2 гайки следует открутить на крышке ГБЦ.
  22. Далее ослабляем, а затем демонтируем четыре хомута, которые держат ресивер и впускную трубу, после чего сам ресивер снимаем, а в полости трубы во избежание попадания грязи кладём чистую ветошь.

    Убираем ресивер в сторону (он будет либо стальной, либо пластмассовый. Например, на 124 двигателе ресивер сделан из пластика). На фото двигатель 21120

  23. Следующим шагом отключаем систему питания топливом от топливопровода. Для этого откручиваем топливные шланги от соединительных трубок при помощи ключа на «13».

    При помощи двух ключей отворачиваем топливопровод

  24. В надёжном месте сохраните небольшие шайбы от трубок.
  25. Снимите винт, который фиксирует кронштейн трубок к ГБЦ.

    Уберите открученные болты в надёжное место

  26. Разъедините колодки питания форсунок и открутите болты, их фиксирующие к ГБЦ.
  27. При помощи отвёртки ослабьте соединение хомута патрубка системы вентиляции картера от крышки расположенной на головке блока цилиндров.
  28. Открутите один болт, который крепит направляющую уровня масла вместе с со щупом, после чего снимите их.
  29. Также необходимо произвести демонтаж всех гаек которые фиксируют термоэкран, после чего снять их.
  30. Ослабляем хомут от патрубка системы вентиляции картера от патрубка воздушного фильтра.

    Осмотрите патрубок на наличие повреждений и при необходимости замените

  31. Заключительным шагом перед работой непосредственно с головкой блока цилиндров, будет ослабление 5 хомутов от термостата и выпускного патрубка.

    Обратите внимание, что в термостате есть охлаждающая жидкость, поэтому, не ошпарьтесь

  32. Когда они ослаблены, по порядку отсоединяем их.
  33. Далее приступаем к демонтажу крышки ГБЦ, для этого при помощи ключа на «10» демонтируем 15 болтов, расположенных на его верхней части.

    Расположение болтов указано маркером.

Следующим шагом вам будет необходимо снять ремень ГРМ. О том, как правильно провести эти работы вы можете прочитать в этой статье. О натяжении ремня ГРМ рассказано здесь.

  1. Когда ремень демонтирован, необходимо снять 2 шкива распределительных валов. Во избежание их проворачивания, придерживаем их, откручиваем болты крепления и затем сами шкивы можно снять. (Не забудьте извлечь шпонки на пазах хвостовиков на валах – прим.).

    Демонтированные шкивы, аккуратно убираем в сторону.

  2. Далее снимаем натяжной ролик, просто открутив болт, который его держит.
  3. Также поступаем и с опорным роликом.
  4. Выворачиваем пять болтов, которые крепят защиту ремня и валов от корпуса двигателя, после чего демонтируем её.

    Болты отмечены красным маркером.

  5. Заключительным этапом в работе будет выкручивание последних десяти болтов, которые фиксируют непосредственно саму головку блока цилиндров. Обратите внимание, что порядок откручивания следует проводить строго в обратном порядке закручивания. Выполнять эту рекомендацию крайне важно и необходимо.

    Откручиваем так, как указано стрелками.

  6. Когда болты откручены, можно снимать ГБЦ и выполнять все дальнейшие работы в зависимости от поставленных перед вами целями.

При сборке ГБЦ соблюдайте порядок и момент затяжки болтов!

Основные признаки для демонтажа ГБЦ

Никакого регламента в замене вспомогательных частей ГБЦ завод производитель не дал, однако существуют некоторые признаки по которым всё же придётся произвести её демонтаж.

  • Наличие следов механического вида на ГБЦ.
  • Наличие протечек моторного масла или тосола в местах соединения ГБЦ с блоком.
  • Если из выхлопной трубы идёт белый пар, это будет обозначать, что тосол попал в цилиндры и без снятия ГБЦ тут не обойтись.
  • Пена-эмульсия на крышке расширительного бачка, свидетельствует о попадании отработанных газов в систему охлаждения.
  • В бачке с охлаждающей жидкость масляные следы — говорят о не герметичности системы.
  • На масляном щупе двигателя наблюдается белый налёт, говорит нам о том, что в масле есть следы тосола (антифриза). Работы потребуют снятие ГБЦ.

Выводы

Обратите внимание, что по окончании работ, необходимо поставить новую прокладку блока цилиндров, произвести все работы в строго аналогичном порядке снятию, а также залить новую охлаждающую жидкость в систему и проверить все соединения на наличие протечек.

Не смотря на то, что эта работа достаточно трудна ввиду демонтажа многочисленных патрубков, колодок и резьбовых соединений, однако очень даже выполнима своими руками, достаточно лишь очень внимательно прочитать нашу статью и можно не опасаясь приступать к работе.

Головка блока цилиндров / Снятие и установка

Головку
цилиндров можно снять только на холодном
двигателе. Снятие производится совместно
с выпускным коллектором, однако выпускной
коллектор отделяется от головки перед
ее выниманием.

Читайте также:  Датчик АКПП: какие датчики используются в устройстве автоматической коробки

Новые
прокладки головки блока запечатаны в
пластик и должны доставаться оттуда
только непосредственно перед установкой.
Снятие и установка головки блока могут
быть проведены при установленном
двигателе.

Следует отметить, что в
зависимости от исполнения и оснащения
автомобиля некоторые операции могут
отличаться. Последующее описание
относится ко всем двигателям.»
Установить капот в вертикальное
положение.»
Отсоединить отрицательный провод от
аккумуляторной батареи.

»
Слить охлаждающую жидкость и снять
радиатор.»
Полностью снять воздушный фильтр.»
Снять приводные ремни с торцевой стороны
двигателя. Для этого ослабить фланцевую
гайку (4) и вставить стержень в натяжной
пружинный рычаг (1) (лучше всего подходит
ключ для гаек колес).

Ослабить усилие
шестигранного болта (6), пока не станет
возможным сдвинуть пружину (5) в направлении
выпускного коллектора. Открутить болт
(2) амортизатора подвески.

1.
Натяжной пружинный рычаг2.
Болт крепления3.
Скоба крепления4.
Гайка крепления5.
Удлинительная пружина6.
Болт крепления»
Снять уголок крепления направляющей
трубки для маслоизмерительного щупа
(один болт).»
Отсоединить шланг для слива охлаждающей
жидкости из системы охлаждения и снять
провод от датчика температуры для
указателя наружной температуры.

»
Отсоединить трос привода «газа».»
Снять топливопроводы с помощью подходящих
зажимов (тисков) и снять соединения на
топливном фильтре.»
Открутить два болта и снять топливный
фильтр.»
У двигателей с клапаном рециркуляции
выхлопных газов отсоединить трубопровод
между клапаном и выпускным коллектором.»
Отсоединить фланец выхлопной трубы.

»
У автомобилей с автоматической КПП
снять болт крепления щупа для измерения
уровня смазки в КПП.»
Отсоединить топливопроводы высокого
давления и защитить их от попадания
грязи.»
Снять впускной коллектор.»
Снять клапанную крышку. Она крепится
шестью болтами на верхней стороне
двигателя.

По два болта находятся на
обеих продольных сторонах, а два болта
— на стороне газораспределительного
механизма. Предварительно снять шланг
вентиляции картера двигателя. У
автомобилей с автоматической КПП нужно
кроме этого снять тягу привода «газа»,
идущую поперек через клапанную крышку
с одной стороны от шарикового шарнира.

»
Снять крепление шланга отопителя с
помощью проволочного крючка.»
Ослабить штуцер подводящей трубки на
масляном фильтре и снять с соединения.
»
Отсоединить провод от накальных свечей.»
Провернуть двигатель, пока поршень
первого цилиндра не встанет в положение
ВМТ, т.е. нулевая метка должна находиться
напротив указателя.

»
Для этого надеть головку на 27 мм с
трещеткой на болт шкива коленчатого
вала. Ни в коем случае не проворачивать
двигатель, надев головку на болт звездочки
распределительного вала. Всегда
проворачивать двигатель только в
направлении вращения. В обратном
направлении проворачивать нельзя.»
Полностью снять натяжитель цепи.

Выкрутить заглушку натяжителя только
за большой шестигранник. Заглушка
находится над водяным насосом и крышкой
термостата рядом с большой трубой.»
Пометить взаимное расположение цепи и
звездочки распределительного вала. Для
этого нанести краской два штриха в
противолежащих местах (1).

png» width=»300″>»
Снять болт крепления звездочки
распределительного вала. Чтобы
предотвратить проворачивание вала,
нужно вставить мощную отвертку или
стальной стержень в отверстие звездочки.»
Стянуть звездочку распределительного
вала с вала, не выводя из зацепления с
ней приводную цепь, т.е. хорошо натянуть
цепь и каким-нибудь способом закрепить.

»
Снять распределительный вал. Равномерно
снять крышки подшипников.»
Снять успокоитель из головки блока
цилиндров.»
В верхней части кожуха цепи открутить
два болта М8 с внутренним шестигранником
с помощью шестигранного ключа на 8 мм.
Возможно, на ключ для доступа к болту
будет нужно надеть удлинитель.

Последовательность
затяжки болтов головки блока цилиндров
двигателя OM 602 (объемом 2.5 л.)

Последовательность
затяжки болтов головки блока цилиндров
двигателя OM 603 (объемом 3.0 л.)

ЗАМЕЧАНИЕ: Определенные болты проводятся через опоры распределительного вала. Так как болты головки блока цилиндров имеют различную длину, то их нужно как-то пометить, чтобы при установке поставить на свои места.

»
Снять головку блока цилиндров. Если
имеется подъемник, то это облегчит
работу.»
Сразу же после снятия головок тщательно
очистить поверхности блока и головки
блока.»
В случае ремонта головки, если заменяется
только прокладка, то нужно установить
головку согласно приведенным далее
указаниям.

При
установке головки выполнить следующие
операции:

»
Установить головку. Обратить внимание
на точное совмещение установочных
втулок.»
Смазать резьбу и поверхности болтов
моторным маслом. Предполагается, что
болты уже измерены. »
Вставить болты по очереди и затянуть
их специальным ключом в последовательности,
показанной на рисунках моментом 25 Нм.

Дотянуть болты в той же последовательности
моментом 40 Нм и подождать 10 мин. Болты
имеют различную длину и должны затягиваться
соответствующим образом.»
Установить ключ на болт, помеченный
цифрой «1» и дотянуть его на 90°,
воспользовавшись рукояткой ключа как
ориентиром.

»
Дотянуть все остальные болты таким же
образом в последовательности, показанной
на рисунках. »
Дотянуть все болты на 90° еще один раз.»
Затянуть оба болта М8 с внутренним
шестигранником моментом 25 Нм.

Болты
головки после определенного пробега
не нужно дотягивать, как было нужно
ранее для других двигателей фирмы
Mercedes.

УКАЗАНИЕ:
Головки двигателей ОМ 602 и ОМ 603 после
октября 1994 г. были изменены, и нужно
указать, что изменились различные каналы
для масла и охлаждающей жидкости, и
изменилась прокладка головки. По этой
причине неновые головки нужно устанавливать
только после того как будет установлена
идентичность этой головки стоявшей на
двигателе головке.

»
Установить успокоитель в головку
цилиндров.»
Надеть звездочку распределительного
вала с цепью на конец распределительного
вала, обратив внимание на то, чтобы
сделанные ранее метки были совмещены.
Надеть звездочку так, чтобы установочный
штифт на валу вошел в отверстие на
звездочке.

»
Вставить болт в звездочку и затянуть
его моментом 45 Нм, удерживая при этом
распределительный вал мошной отверткой
или стальным стержнем, вставленным в
отверстие звездочки.»
Установить натяжитель цепи и затянуть
его моментом 80 Нм.

»
Проверить метки распределительного
вала и убедиться в том, что они находятся
в правильном положении, когда поршень
первого цилиндра находятся в ВМТ. В
распределительном валу находится
насечка (1), которая при правильном
положении должна быть совмещена с
указателем (2) в крышке подшипника.

Это
положение можно увидеть, если смотреть
на верхнюю часть.»
Подсоединить привод накальных свечей.»
Установить колено трубы с новым
уплотнитедьным кольцом.»
Установить впускной коллектор.»
Установить топливопроводы высокого
давления.

»
Подсоединить выхлопную трубу к выпускному
коллектору.»
Установить топливный фильтр и подсоединить
топливопроводы.»
Установить уголок крепления направляющей
трубки для маслоизмерительного щупа.»
Установить натяжное устройство для
приводных ремней в порядке, обратном
снятию.»
Установить клапанную крышку.

»
Установить трос привода «газа» и
отрегулировать в соответствии с
указаниями в главе «Система впрыска
дизельного двигателя».»
Установить провод на датчик температуры
для указателя наружной температуры.»
Все остальные работы проводятся в
порядке, обратном снятию.Разборка
головки блока цилиндров

В
последующем тексте предполагается, что
головка блока цилиндров должна быть
заменена. Если необходим только ремонт
клапанов, то дополнительные операции
можно пропустить. В последующем
рассмотрении считается, что головка
блока цилиндров снята. Сальники стержней
клапанов могут быть заменены при
установленном двигателе.

Признаками
износа сальников являются: голубоватый
дым когда происходит торможение
двигателем (т.е. режим принудительного
холостого хода), при подаче «газа» после
работы двигателя на холостом ходу,
голубоватый дым после запуска холодного
двигателя или если расход масла в
двигателе приближается к 1л на 1000 км.

Замена сальников стержней клапанов на
установленном двигателе описано
отдельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector