Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Все виды автоматических трансмиссий требуют более деликатного обращения при эксплуатации, чем простая механика. Но особенно к этому чувствителен вариатор, где используется скользящий по конусным шкивам металлический наборной ремень.

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Свойства масла тут играют наиважнейшую роль. Но они сильно зависят от температуры, становясь оптимально приемлемыми только в довольно узком диапазоне температур.

Опасен как перегрев, так и чрезмерное охлаждение, чего зимой избежать сложно. Остаётся лишь внимательно относиться к предварительному прогреву.

Как ведет себя вариатор на морозе

Масло в вариаторе выполняет несколько важных функций:

  • создание управляющего давления для работы конусов и прочих механизмов с гидравликой;
  • обеспечение строго определённых коэффициентов трения в ответственных парах, если смазка теоретически будет идеальной, сила трения обнулится, и автомобиль даже с места не сможет тронуться;
  • образование масляной плёнки для предотвращения износа деталей;
  • передача тепла от нагруженных элементов в окружающее пространство;
  • защита от коррозии и прочие многочисленные задачи.

Изменение температуры повлияет на выполнение каждой из этих ролей. Сложность химического состава продукта такова, что он уже и маслом не именуется, это специальная вариаторная жидкость типа CVT. В предельных условиях она перестаёт нормально работать.

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

При высоких температурах для приведения ситуации в норму используются масляные радиаторы и теплообменники, а при низких – предварительный прогрев.

Можно не сомневаться, что исправный вариатор позволит движение, даже если его не греть, но ничего хорошего в этом нет. Он быстро придёт в состояние не совсем исправного, после чего начнёт вести себя в разной степени неадекватно, а затем и окончательно разрушится.

По теме: Как правильно буксировать автомобиль с АКПП и МКПП

Все поломки обусловлены долгой эксплуатацией, нарушениями её правил, как правило, в результате спешки. Как на дороге, так и при подготовке к поездке.

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

По отношению к режиму прогрева можно выделить несколько пунктов насилия над маслом и механизмами зимой:

  • сложности с регулировкой давления, вязкость масла растёт, особенно если его давно не меняли, и оно утеряло качество, не справляется даже специально на то предназначенный клапан;
  • сила трения между ремнём и коническими шкивами медленно возрастает, под нагрузкой происходит проскальзывание и усиленный износ;
  • все детали из резины и пластика твердеют, теряют прочность и сопротивляемость к перепадам масляного давления.

Очевидно, что такую работу холодного вариатора нельзя считать нормой в плане сбережения его ресурса. Ремонт обходится очень дорого, желательно максимально оттянуть его сроки.

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Сколько надо времени для нормальной работы CVT

Длительность прогрева зависит от температуры воздуха и режима работы. Можно примерно разграничить ситуации:

  • до нуля градусов и даже чуть ниже специальных мер не требуется, масло и механизмы своим качеством обеспечат нормальную работу, разве что не стоит сразу развивать предельные нагрузки после старта;
  • от -5 до -15 градусов требуется предварительный прогрев около 10 минут, то есть параллельно с двигателем;
  • ниже -15 многое зависит от режима прогрева, особенностей конкретного автомобиля и наличия свободного времени, иногда гораздо дешевле отказаться от поездки.

Даже после предварительного прогрева нельзя считать работу коробки полностью нормальной. Нагружать её надо постепенно, в режим она войдёт даже позже, чем двигатель.

Методика прогрева вариатора зимой

Различаются две стадии повышения температуры – на месте и на ходу. Греть до рабочей температуры без движения бесполезно и вредно как двигатель, так и трансмиссию.

Это надо знать: Нужно ли прогревать двигатель перед поездкой и до какой температуры

Нагревать жидкость, а значит и все механизмы, на месте есть смысл до температуры примерно 10 градусов. То есть чуть выше, чем тот порог, за которым можно вообще сразу начинать движение.

На парковке

Вариатор прогреется и без проведения каких-либо манипуляций с его органами управления. Но это займёт примерно вдвое больше времени.

Поэтому есть смысл через минуту после пуска двигателя включить на несколько секунд задний ход, разумеется, удерживая машину тормозом, а затем перевести селектор в положение «D».

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Далее всё зависит от конструкции конкретной трансмиссии. Большинство позволяет, удерживая тормоз, продолжать работу мотора на холостых в режиме Drive. До 10 минут и более, в зависимости от холодов.

Работает гидротрансформатор, интенсивно перемешивая и прогревая масло. Но если он отсутствует, то лучше поберечь коробку и греть её в парковочном положении селектора. Чуть дольше, но безопаснее.

В движении

Когда температура масла стала с небольшим запасом положительной, можно начинать движение. Прогрев сразу ускорится, что позволит не терять время и не загрязнять атмосферу ненужной работой на холостых оборотах.

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Вариатору это никак не повредит, если не злоупотреблять нагрузками, скоростью и резкими разгонами. Двигатель и трансмиссия одновременно войдут в оптимальный тепловой режим. Хватит десятка километров.

Чего не стоит делать при прогреве CVT

Про резкие старты, разгоны, высокие скорости и полный дроссель уже было сказано. Но можно добавить, что не стоит циклически повторять перевод селектора в разные положения, это не имеет смысла, а только нагружает механотроник и гидравлику.

Важно именно зимой использовать свежую жидкость в коробке. Если срок её работы близок к предельному, а это для заботливого хозяина примерно 30 тысяч километров пробега, то масло в вариаторе обязательно надо заменить в ожидании холодов.

Не надо раскручивать двигатель до высоких оборотов, даже если коробка позволит это сделать. Это и с точки зрения дорожной ситуации добавляет безопасности.

Если выезд с парковки сопряжён с буксованием или пробиванием сугробов, лучше подождать до гарантированного прогрева. То есть примерно вдвое от рекомендованного.

Крутые подъёмы непрогретому вариатору категорически противопоказаны. Как и длительные спуски, где есть риск перегрева рабочих тормозов.

Если же температура ниже -25-30 градусов, то машину с вариатором лучше вообще не эксплуатировать. Вред ей будет нанесён даже при самом правильном прогреве. Или потребуется тёплое место для хранения автомобиля.

Что будет с вариатором или «роботом», если ездить зимой без прогрева?

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Из первой части серии про эксплуатацию автоматических коробок зимой мы выяснили, что прогрев АКП в минусовую температуру – необходимость, и делать это нужно правильно, а во второй разобрались в отличиях поведения более старых и более новых гидромеханических автоматов. Теперь рассмотрим ситуацию с вариаторами и роботизированными коробками. То, что греть необходимо и те, и другие – бесспорно. Но что с ними будет происходить, если игнорировать это правило?

Все вариаторы (continuously variable transmission, CVT) можно разделить на четыре группы по типу передачи момента между конусами – цепью или ремнем, и по типу сцепления – с гидротрансформатором (ГДТ) или фрикционными дисками. 

Сочетание цепи с фрикционным сцеплением характерно в основном для вариаторов Audi, Subaru также ставят цепь, но уже с ГДТ, а вот массовые конструкции Jatco для японских машин сочетают гидротрансформатор с ремнем. В теории есть еще варианты со сцеплением и ремнём, но в основном на старых и неактуальных конструкциях.

У наиболее популярных вариаторов с ремнем и ГДТ имеется линейный клапан регулирования давления (про его решающую роль в адаптации коробки к маслу разной вязкости мы говорили во второй части, но сама простая конструкция гидравлики и механики делает вариатор мало зависящим от давления и вязкости масла за одним важным исключением. 

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знатьВариатор 0AW / Multitronic VL-381

Дело в том, что трение ремня о конусы – процесс достаточно сложный.

Ремень неизбежно чуть-чуть проскальзывает в момент соприкосновения, хотя для его нормальной работы полного проскальзывания быть не должно: срыв ремня в пробуксовку – это ЧП с точки зрения конструкции.

При проскальзывании конусы и ремень изнашиваются в тысячи раз более интенсивно, чем при нормальной работе. Масло вариатора учитывает этот момент: при большом контактном давлении присадки делают его «нескользким», чтобы ремень лишний раз не изнашивался. 

Проблема в том, что если слой масла становится толще (что и происходит при повышении его вязкости в десятки раз на морозе), то ремень не «цепляется» нормально за конусы, зона контакта сокращается, и растёт риск пробуксовки.

В этой ситуации ремень перекашивает, и он вибрирует, возникают зоны с трением пар металл-металл, где интенсивно изнашиваются контактные поверхности ремня и конусов. И чем больше нагрузка на ремень, тем выше вероятность «пробоя».

 

До момента достижения маслом в вариаторе температуры 60 градусов он не может работать с полным моментом мотора, а при температурах около нуля даже очень малая нагрузка приводит к проскальзыванию ремня. 

Конечно, электроника старается предотвратить такого рода проблемы, блокируя до полного прогрева диапазон передаточных чисел CVT и не позволяя ремню переходить на малый радиус шкивов.

Для этого блок управления максимально поджимает их, растягивая ремень с максимальной нагрузкой и задействует ГДТ для изменения передаточного числа.

Но все эти меры полностью не спасают от повышенного износа самой главной рабочей пары конструкции. 

В общем, для «здоровья» ремня и конусов вариатора прогрев масла до рабочей температуры и вязкости важен максимально. 

Читайте также:  Трактор втз 2048 а

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знатьSubaru Forester '2019 с вариатором Lineartronic

Износ ремня и конусов приводит к появлению в масле повышенного количества металлического мусора и активному износу маслонасоса и гидравлики в целом. Так что непрогретый вариатор с ремнем буквально разрушает себя на ходу с каждым оборотом колеса.

Вариаторы с цепным приводом не так зависят от вязкости масла, поскольку в зоне контакта цепи и конусов у них давление намного выше, и пробуксовки из-за вязкого масла попросту не возникают. Конструкция действительно очень вынослива.

Правда, при работе на холодном масле у этого типа трансмиссий сильнее нагружены маслонасос, лопатки ГДТ и клапан регулирования линейного давления. Износ последнего тянет за собой массу проблем – мы говорили о них подробно во второй части серии.

Конструкции вариаторов с фрикционным сцеплением вместо гидтротрансформатора в целом по характеру проблем «на холодную» мало отличаются от вариаторов с ГДТ, но есть существенный в наших условиях фактор: они не прогреваются за счет работы ГДТ, зависят только от теплообмена с двигателем.

Роботы

Очень распространенные сейчас АКП с двумя фрикционными сцеплениями (DSG, S-Tronic, PowerShift и другие) тоже имеют целый ряд нюансов при эксплуатации в непрогретом состоянии. Тут речь пойдет о конкретных конструкциях самых ходовых моделей.  

Варианты коробки DQ200 с электрогидравлическим блоком «мехатроники», полностью независимым блоком механики и сухими сцеплениями прогрева, по большому счёту, вообще не требуют.

Проблемы с давлением гидроаккумулятора и системы не связаны с температурой и вязкостью масла – насос тут электрический.

На морозе чуть выше нагрузка на электродвигатель, что в теории может привести к раннему выходу его из строя или перегоранию проводников, но на практике эти проблемы характерны только для утечек давления при трещинах корпуса блока или гидроаккумулятора. 

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знатьАКП DQ200

  • В механической части коробки все работает точно так же, как в обычной МКП: «на холодную» чуть хуже работают синхронизаторы, но электроника это учитывает и проблем не возникает.
  • Коробки Getrag 6DCT250, более известные у нас как PowerShift на Ford, во многом схожи с DQ200: тут масло есть только в механической части коробки, а вместо мехатроника используется полностью под электрический TCM-модуль, в котором масло присутствует только для смазки, а не как рабочая жидкость. 

Коробка от прогрева также практически не зависит, в ней и греться нечему. Правда, TCM-модуль при низких температурах чуть чаще выходит из строя, чем при умеренных, но вряд ли это можно считать проблемой недостаточного прогрева, ведь еще больше он не любит повышенных температур.

Вот преселективным коробкам со сцеплениями в масляной ванне и работающим с этим же маслом блоком мехатроника прогрев для оптимальной работы нужен.

В данном случае мы говорим, например, о DQ250, DQ380/381,DQ500, DL501, DL800, ZF 7DT45HL, Getrag 6DCT450 и многих других.

При этом ГДТ по понятным причинам здесь нет (принцип прогрева гидротрансформатором подробно описан в первой части), и прогрев идёт медленно.

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать6-ступенчатый вариант коробки DSG

Стоит признать, правда, что разрушительного влияния на состояние «мокрых роботов» холодное масло не оказывает.

Масло хуже очищается, загрязнения из картера идут в обход фильтра (особенно на высоких оборотах), а повышенная нагрузка на маслонасос заставляет работать в большем диапазоне линейный соленоид регулировки давления, что ускоряет его износ.

Передаваемый через основной фрикцион сцепления момент от двигателя до прогрева будет ниже максимального, а диапазон скольжения больше, но это компенсируется настройками, электроника просто не даст перегрузить этот узел.

Резюме

Если подвести краткий итог, то наиболее чувствительны к температуре масла ременные вариаторы. Их регулярная езда «на холодную» может попросту разрушить. Вариаторы с цепью и преселективные роботы с «мокрым» сцеплением греть тоже желательно, но работа без прогрева для них не критична. И хоть где-то хорошие новости для обладателей машин с «сухими» роботами: их греть вообще не нужно. 

Как прогревать вариатор перед поездкой зимой

 24 января 2023  Лада.Онлайн    4 086         

Вариатор (CVT) конструктивно отличается от других трансмиссий (например, классического «автомата» или «робота»), поэтому в ходе эксплуатации автомобиля с этой трансмиссией следует помнить о ряде правил, которые позволят продлить срок службы этой трансмиссии. Разбираемся, нужно ли прогревать вариатор перед поездкой при минусовых температурах окружающего воздуха.

Рекомендации завода производителя

  • В руководстве по эксплуатации автомобилем Lada Vesta/XRAY указывается, что на автомобиле с вариатором не рекомендуется начинать движение сразу после пуска двигателя, особенно в зимний период.
  • Для предотвращения интенсивного износа комплектующих коробки передач рекомендуется после пуска двигателя дать время (не менее 30 секунд), чтобы масло в вариаторе под давлением попало на все смазывающиеся поверхности.
  • В течение нескольких минут после начала движения следует избегать резких ускорений.

ВНИМАНИЕ! При движении на автомобиле с вариатором рекомендуется избегать пробуксовки, резкого ускорения и торможения, это небезопасно для агрегата и обеспечивает повышенный износ коробки передач.

В очень холодную погоду система может блокировать переключение передач вручную, пока коробка передач не прогреется до рабочей температуры.

Советы экспертов и блогеров

Блогер «Энергетик» советует прогревать вариатор зимой так: На холоде ниже чем -15oC градусов запускать двигатель и дать поработать 10 минут в режиме «паркинг». Затем переключить в «драйв» и начать движение накатом. Так трансмиссия прогреется правильно и быстро. Прогревать машину на месте более 10 минут нет смысла, масло и так успевает разогреться.

Эксперт «За рулем» рассказал про три способа, как прогреть вариатор зимой:

  1. Чуть прогрев мотор, начинать движение медленно и плавно, не допуская чрезмерных нагрузок на трансмиссию. Через 10–15 км пути в таком режиме вариатор можно считать прогретым. Недостатки этого способа очевидны: нельзя форсировать снежную преграду на старте или влиться в быстро движущийся поток машин. Ведь в обоих случаях вариатор испытает большую нагрузку, а он еще не прогрет.
  2. Греть вариатор от двигателя. Двигатель работает на холостом ходу и прогревает вариатор. Недостаток: ждать можно сколь угодно долго, но все равно температура рабочей жидкости вариатора будет далека от оптимума.
  3. Прогревать вариатор, обеспечив ему нагрузку на стоянке. Для этого можно затянуть ручник и включить вскоре после пуска двигателя режим D или R.  

Разницу между двумя последними способами эксперты проверили на кроссовере Nissan X-Trail второго поколения. На нем установлены двигатель QR25 рабочим объемом 2,5 литра и вариатор JF011E.

Данные получены с помощью программы на андроид-планшете и диагностического адаптера ELM327 (версии 1.5). В обоих случаях прогрев проводился на неподвижном автомобиле.

Начальная температура агрегатов составила —10˚С.

Температура в системе охлаждения двигателя и вариатора при разных положениях селектора коробки передач:

Главный вывод: температура вариатора растет примерно в два раза быстрее, если включить режим D или R на стоянке. Аналогичная зависимость сохранится и в условиях более низких температур за бортом.

:

Ключевые слова: вариатор

А вы греете вариатор? нет? зря — ремонт встанет дороже — журнал за рулем

Все агрегаты автомобиля лучше всего работают при расчетной температуре. Вариатор не исключение. В его конструкции использованы разные материалы: сталь и алюминий, резина и пластик, и у всех свои ограничения по температуре использования. Впрочем, даже при пуске двигателя в —35°C все эти материалы остаются работоспособными.

Другое дело – рабочая жидкость вариатора. В мороз ей приходится плохо, настолько плохо, что она способна погубить детали вариатора.

В чем опасность?

  • Растет вязкость рабочей жидкости. В результате увеличивается нагрузка на привод насоса, а он, в свою очередь, нагнетает излишнее давление в системе. Причем даже полностью открытый редукционный клапан не может компенсировать слишком большое давление. В результате могут выйти из строя клапаны гидроблока или резиновые уплотнения.
  • Там, где взаимодействуют конусы и ремень вариатора, жидкость начинает нормально функционировать только при температуре, близкой к рабочей. Оптимальная температура для вариатора от 60 до 100°C. Если жидкость холодная, то трения будет недостаточно для передачи больших крутящих моментов. Начнется проскальзывание, которое спровоцирует задиры на поверхности конусов и ремня.

Торцевые поверхности ремня вариатора при холодной рабочей жидкости агрегата интенсивно изнашиваются. Это заметно сокращает ресурс вариатора.

Теплообменники вариатора, которые летом помогают охладить рабочую жидкость, зимой будут замедлять ее прогрев.

Причем не важно, какой они конструкции: встроены в основной радиатор системы охлаждения двигателя или установлены за решеткой радиатора. Вокруг – или холодный антифриз, или холодный воздух.

Способы прогрева вариатора

Эти рассуждения приводят нас к выводу, что вариатор нужно прогревать до того, как он испытает большую нагрузку при езде. Сделать это можно тремя способами:

Разницу между двумя последними способами мы проверили на кроссовере Nissan X-Trail второго поколения. На нем установлены двигатель QR25 рабочим объемом 2,5 литра и вариатор JF011E.

Читайте также:  Фото маз-6303, характеристики

Данные получены с помощью программы на андроид-планшете и диагностического адаптера ELM327 (версии 1.5). В обоих случаях прогрев проводился на неподвижном автомобиле.

Начальная температура агрегатов составила –10˚С.

Программа позволяет оценивать температуры двух важнейших агрегатов – двигателя и коробки передач, и сообщает еще множество диагностических параметров.

Температура в системе охлаждения двигателя и вариатора при разных положениях селектора коробки передач

На графике видно, что прогрев вариатора от двигателя в режиме P или N идет крайне медленно. Двигатель уже прогрет, а температура вариатора всего 20˚С. По прошествии пятнадцати минут прогрева вариатор не готов к интенсивным нагрузкам.

https://www.youtube.com/watch?v=8AnWyQbHvig\u0026pp=ygVV0JrQsNC6INC_0YDQvtCz0YDQtdCy0LDRgtGMINCy0LDRgNC40LDRgtC-0YAg0LfQuNC80L7QuTog0YfRgtC-INC90YPQttC90L4g0LfQvdCw0YLRjA%3D%3D

Совсем другое дело, если почти сразу после пуска двигателя мы переведем селектор вариатора в положение D или R. Выбор положения зависит от того, как автомобиль припаркован.

Если колеса уперты в бордюр, да еще и ручник полностью исправен, то можно стоять даже не нажимая педаль тормоза. В ином случае педаль тормоза лучше не отпускать. При этом мы получим более быстрый прогрев двигателя и вариатора.

Примерно через 10 минут вполне можно начинать движение в обычном режиме. А через километр пути — ехать на полную катушку, если, конечно, в этом есть потребность.

Главный вывод: температура вариатора растет примерно в два раза быстрее, если включить режим D или R на стоянке. Аналогичная зависимость сохранится и в условиях более низких температур за бортом.

За счет чего прогрев происходит быстрее?

Откуда вообще взялся гидротрансформатор, спросите вы? Он есть практически у всех современных вариаторов и, по сути, выполняет роль сцепления, позволяя остановить автомобиль, в то время как селектор коробки передач остается в режиме drive.

К слову, аналогичный эксперимент мы провели и на классическом автомате. О том, как прогревается гидромеханическая коробка, читайте здесь.

Устройство гидротрансформатора: 1 – блокировочная муфта; 2 – турбинное колесо; 3 – насосное колесо; 4 – реакторное колесо; 5 – механизм свободного хода.

Берегите свои вариаторы, старайтесь прогревать их хоть немного перед началом движения, не забывайте регулярно менять рабочую жидкость, и они прослужат долго.

  • Что не так с самым популярным в России вариатором, узнайте тут.

Как прогревать вариатор зимой: что нужно знать

Японские CVT коробки передач компании Ниссан требуют правильной эксплуатации для нормального и продолжительного функционирования. Необходимо своевременно обслуживать, а также придерживаться правильных режимов работы. Рассмотрим, как правильно пользоваться вариатором Ниссан, а также обозначим возможные проблемы.

Вариатор Jatco JF15

Самое важное для вариатора — хорошее масло

Масло для вариатора Ниссан, есть еще NS-3 и NS-1

Главные неисправности вариатора Ниссан проявляются из-за слабого контроля за уровнем и качеством масла в коробке передач. Правильне масло и его своевременная замена увеличат период беспроблемного использования CVT. Масло обладает свойствами, которые обеспечивают смазку и предотвращает проскальзывание трущихся элементов.

При замене масла лучше использовать оригинальные смазочные материалы, которые допускаются заводом изготовителем вариатора Ниссан конкретной модификации. Менять масло требуется каждые шестьдесят тысяч километров пробега.

Внедорожье и вариатор несовместимы

Сегодня многие европейские, корейские и японские кроссоверы оснащаются вариатором, что позволяет с максимальным удобством использовать эти автомобили в условиях города.

А вот на бездорожье, где колёса могут буксовать или же на привод приходятся повышенные нагрузки, вариатор не столь эффективен, может отмечаться его перегрев и преждевременный выход из строя.

Именно поэтому, если вы являетесь поклонником активного образа жизни и часто выезжаете на бездорожье, то приобретать машину с вариатором в данном случае не рекомендуется.

То же самое касается и активного использования автомобиля в зимнее время года. В снежной каше, когда колёса могут активно пробуксовывать, на трансмиссию приходится повышенная нагрузка, что неизменно приводит к ее преждевременному выходу из строя.

Поэтому если предстоит эксплуатация автомобиля в зимнее время года, то необходимо позаботиться о наличии качественных шипованных покрышек, и выбирать соответственно такие дороги, где автомобили бы не буксовали, что может привести к серьезным поломкам.

  Что же такое ТВС и какой она должна быть

Как продлить жизнь вариатору Ниссан?

В этом разделе разберемся, как ездить на вариаторе Ниссан для предотвращения развития проблем и увеличения ресурса.

https://www.youtube.com/watch?v=8AnWyQbHvig\u0026pp=YAHIAQE%3D

Вариатор Ниссан

CVT Ниссан проблемно переносят резко увеличивающиеся нагрузки. Они приводят к выходу устройства из строя, поэтому избегайте такие режимы работы. Также вариаторные коробки Ниссан прихотливы к качеству дорожного полотна. Эксплуатировать их в условиях бездорожья крайне опасно. Причиной поломки может стать обыкновенная выбоина или яма на дороге.

Буксировка не желательна

Следует отказаться от буксировки, при проблемах с самостоятельным движением машины. В противном случае может потребоваться дорогой ремонт бесступенчатой коробки. Буксировка не желательна, но возможна в следующих случаях:

  • Автомобиль тянется с включенным мотором. Этот фактор обеспечивает подачу смазки на детали вариатора;
  • С предварительным демонтажем полуосей от ведущих колес. Указанная методика требует наличия соответствующих навыков, в противном случае могут возникнуть более серьезные проблемы.

Буксировка указанными способами небезопасна для CVT Ниссан с большим пробегом. Надо иметь в виду, что стоимость услуг эвакуатора гораздо дешевле, чем капитального ремонта коробки передач.

Буксировать прицеп на вариаторе не желательно

Не стоит также использовать автомобиль в качестве тягача и буксовать в случае просадки в грязи или снегу. Пробуксовка может привести к износу шлицевых соединений вариатора из-за постоянного перемещения селектора между позициями R и D. Тянуть можно только прицепы с допустимой массой, которая указана в заводских инструкциях.

Рекомендации по правильному прогреву

Прогревать вариатор нужно на устойчивом минусе. При нуле нет такой необходимости, вариатор чувствует себя уверенно. Зато при минус одном градусе уже нужно переходить к прогреву коробки передач во время движения. А на стоянке прогрев начинают при минус пяти градусах.

Примерное время прогрева стартует от 3 минут до часа в зависимости от температуры наружного или внутреннего воздуха. Гораздо быстрее прогрев произойдёт в отапливаемом гараже. Возможно, он даже и не понадобится. Но при сильных морозах желательна эксплуатация в щадящем режиме без резких толчков.

Ездить при температуре ниже 35 градусов на вариаторе можно, однако это связано с очень высоким риском.

В последнее время все больше автолюбителей выбирают транспортные средства, оборудованные вариаторной коробкой передач. Об эксплуатации этого типа КПП мы рассказывали ранее, но многих автовладельцев сегодня интересует вопрос, как прогревать вариатор зимой. В этой статье мы постараемся как можно более развернуто ответить на него.

Не очевидные, но важные датчики

Правильная работа CVT обеспечивается комплексом датчиков. Главными из которых являются датчики уровня и давления масла. Проблемы вариатора часто связаны с выходом из строя датчика скорости.

Это сопровождается автоматическим переводом ремня трансмиссии в среднее аварийное положение, что приводит к экстренному торможению силового агрегата. Указанная процедура осуществляется электронным блоком управления.

В результате торможения, в особенности при поломке датчика скорости на больших скоростях, велика вероятность деформации и даже разрыва ремня.

Датчик скорости Ниссан

  Почему жрет резину с внутренней стороны

Всем автолюбителям, приобретающим машину Ниссан с пробегом и CVT, рекомендуется осуществить замену датчика скорости. При этом лучше купить оригинальную запчасть.

Молодо — зелено

Роботизированная коробка одна из самых молодых и родилась вместе с эпохой дешевой электроники. Создается она на основе механической ручной трансмиссии путем добавления исполнительных механизмов активации кулис и блока управления. Такие устройства выпускает немецкая ZF, японский Aisin и другие. Один из электроприводов заменяет педаль сцепления.

Ну а управляет всем хозяйством электроника. Конструкция получается относительно надежная, но в морозы за двадцать непрогретая коробка, бывает, сходит с ума. Замерзают тяги электроприводов и начинаются сбои. Как этого избежать? Только дополнительным прогреванием машины.

На роботе лучше не отправляться в путь сразу, как на механике, а дать возможность датчикам и электроприводам немного оттаять. Нельзя стоять и в режиме «D». Иначе на приборной панели появятся ошибки, и трансмиссия перейдет в аварийный режим, то есть на нейтраль. А на ней далеко не уедешь.

Кроме того, лучше запастись специальным чехлом на радиатор, чтобы избежать чрезмерного охлаждения. В общем, роботизированная трансмиссия — самая капризная из всех.

https://www.youtube.com/watch?v=BV_pXDCWZ5E\u0026pp=ygVV0JrQsNC6INC_0YDQvtCz0YDQtdCy0LDRgtGMINCy0LDRgNC40LDRgtC-0YAg0LfQuNC80L7QuTog0YfRgtC-INC90YPQttC90L4g0LfQvdCw0YLRjA%3D%3D

Снеговик на колёсах. Как реанимировать машину в морозы? Подробнее

Греть или не греть вариатор?

Для того, чтобы разобраться в вопросе прогрева CVT Ниссан, надо понимать, что происходит с агрегатом при отрицательных температурах. Указанный узел состоит из комплекса металлических деталей, резиновых, пластиковых сальников и прокладок, а также смазочного материала.

Если температура опустилась ниже 0, вариатор необходимо греть

При значительном снижении температуры смазочный материал будет более густым.

Как итог, произойдет снижение эффективности смазки при запуске вариатора, что будет сопровождаться повышением нагрузки на все механизмы устройства.

Также происходит сжимание металла, пластика и резины во всём агрегате. При температуре менее пятнадцати градусов ниже нуля, отмечается работа CVT Ниссан с толчками до момента полного прогревания.

Можно сделать вывод, что проблемы с вариатором Ниссан без предварительного прогрева зимой неизбежны. Правильная эксплуатация CVT подразумевает запрет эксплуатации CVT без применения предпускового обогревателя при температуре ниже минус тридцати пяти градусов.

Читайте также:  Шампунь для автомобиля: как правильно выбрать автошампунь

Правильный прогрев вариатора Ниссан

В предыдущем пункте стало понятно, что прогревать CVT необходимо. Теперь разберемся, как прогревать вариатор Ниссан зимой правильно. Ни в коем случае нельзя использовать методики по аналогии с автоматической коробкой передач, это будет сопровождаться с проявлением новых проблем. Доступны несколько правильных вариантов по прогреву вариатора Ниссан. Далее рассмотрим каждый в отдельности.

Конструкция вариатора

Первый вариант – это прогрев в движении. Он предполагает старт автомобиля сразу после запуска. При этом необходимо ограничить обороты двигателя, а также избегать резких ускорений и торможений. После разогрева можно эксплуатировать вариатор Ниссан в стандартном режиме.

Второй вариант предполагает прогрев CVT на стоянке. В этом случае понадобится запустить силовой агрегат и ожидать от пяти до двадцати минут, в зависимости от температуры окружающей среды. Ждать следует до набора двигателем рабочей температуры.

Дело в том, что вариатор Ниссан обогревается непосредственно от работающего мотора до момента начала движения автомобиля.

Указанный способ будет удобен владельцам машин с установленным автозапуском, так как не возникает проблем с затратой дополнительного времени.

Если температура регулярно опускается ниже -10, лучше установить предпусковой обогреватель

Третий способ считается самым рациональным и правильным среди экспертов. Правильным подходом является комплексное прогревание автомобиля, которое предполагает использование стояночного набора температуры и в процессе движения.

Данные прогрева вариатора в зависимости от температуры

  • 0 и выше – прогревание не требуется;
  • 0 – 5 – в течение 3-4 минут на движущемся автомобиле;
  • 5 – 10 – порядка пяти минут как на стоянке, так и в движении;
  • 10 – 15 – в пределах от 5 до 10 минут не трогаясь с места и от 10 до 15 минут после старта машины;
  • 15 – 23 – разогрев мотора на стоянке на протяжении 10-15 минут с последующим набором температуры в движении в течение 15-20 минут;
  • 23 – 30 – от 15 до 20 и от 20 до 30 минут соответственно на стоянке и в движении;
  • 30 – 35 – эксплуатации CVT осуществляется только при наличии необходимости, с предварительным прогревом на стоянке в течение получаса и дальнейшим набором температуры после старта с места на протяжении сорока минут;
  • менее 35 – эксплуатация не рекомендуется.

Разобранный вариатор

В Финляндии используется альтернативный способ прогрева вариатора Ниссан. Для этого агрегат оснащается электрическим подогревом, который записывается непосредственно от электросети через стандартную вилку. Набор температуры происходит в автоматическом режиме, с поддержанием рабочих параметров. Указанные модели автомобилей Ниссан отличаются характерными прорезями на бампере.

  Хендай Крета с коробкой автомат (АКПП)

Методики прогрева

Прогрев в движении

Движение можно начинать сразу без разогрева. Но важно соблюдать определённые правила. Трогаться и тормозить нужно плавно, не разгоняясь на большие обороты. Тогда вариатор разогреется быстрее и более плавно. Подобную тактику можно применить при выезде со двора.

За отрезок пути от гаража до свободной улицы вариатор успеет прогреться. Также плюс у жителей населённых пунктов с железнодорожными и авиационными переездами (есть и такие, но это редкость. Самый известный – Гибралтарский. Прим. авт.).

Главное – вклиниться в поток на небольшой скорости непосредственно перед закрытием или сразу после открытия.

Прогрев на стоянке

Запуск двигателя от 5 до 20 минут до выезда – классическая схема разогрева мотора и вариатора. Данное время можно провести с пользой. Большинство машин с вариатором оснащено штатной бортовой системой и навигацией. Пока мотор прогревается, рекомендуем посмотреть пробки на маршруте или отсмотреть запись с регистратора при его наличии.

https://www.youtube.com/watch?v=BV_pXDCWZ5E\u0026pp=YAHIAQE%3D

Отдельные источники указывают такой способ невозможным, ссылаясь на конструктивные особенности прибора. Главное — в любом случае не спорить с электроникой, чтобы избежать повышенного износа механизмов.

Типичная ошибка многих шоферов

Те, кто сталкивается с этим типом коробки передач впервые, переносят методологию прогрева с прежних поколений. Автоматчики в первую очередь перебирают все режимы от остановки до драйва. На АКПП эта тактика работает, разгоняя масло по всем каналам и цилиндрам.

Устройство вариатора кардинально отличается от автоматов, механики и даже роботизированных вариаций. Тактика АКПП не работает из-за отсутствия кардинальных изменений в распределительной структуре.

Как нужно прогревать вариатор зимой? Обзор момента

06 август 2019 Лада.Онлайн 10 475 4

Вариатор (CVT JATCO) в настоящее время устанавливается на Lada XRAY. В дальнейшем эта автоматическая бесступенчатая коробка передач будет устанавливаться на Lada Vesta.

Вариатор конструктивно отличается от АМТ (автоматизированной трансмиссии) и АКПП, поэтому в ходе эксплуатации автомобиля с этой трансмиссией следует помнить о ряде правил, которые позволят продлить срок службы этой трансмиссии.

В этой трансмиссии работает и клиноременная передача, так и двухступенчатый планетарный редуктор с шестернями, а еще гидротрансформатор. Учитывая это сочетание, АвтоВАЗ называет эту коробку: бесступенчатая автоматическая трансмиссия, но далее по тексту мы будем использовать слово «вариатор».

Инструкция по эксплуатации вариатором есть в руководстве автомобилем. Вот что там пишется:

Что происходит с вариатором на морозе?

Вариатор — это достаточно сложный механизм. В его составе присутствуют несколько десятков металлических, пластиковых и резиновых компонентов. Внутрь вариатора заливается примерно 5-7 литров специальной жидкости. Всем этим механизмом управляет микрокомпьютер.

  Замена масла в автоматической КПП автомобиля «Ауди А4»

Подробнее о том, что такое вариатор, читайте в нашей .

Так что же происходит с вариаторной КПП при опускании стобика термометра ниже нуля?

    Густеет жидкость залитая в вариатор. Правда, это наблюдается только при достаточно низких температурах. Это ухудшает смазывающие свойства и повышает нагрузку на все узля вариатора.

  • «Дубеют» все резиновые компоненты, а это приводит к их меньшей эластичности. Прокладки и сальники хуже выполняют роль герметизации. На экстремальных морозах это приводит вплоть до выдавливания сальников.
  • Металл на морозе сжимается, что в некоторых случаях может изменять регулировочные зазоры и другие точно заданные параметры.

Все вышеописанное проявляет себя тем сильнее, чем ниже температура на улице. Уже при минус 15 градусах владелец авто с вариатором может заметить появление толчков при переключении КПП в режим «Drive » до тех пор, пока коробка не прогрелась.

При температуре минус 35 и ниже вообще крайне нежелательно эксплуатировать вариатор. Исключение составляют те автомобили, которые хранятся в гараже (там температура обычно выше, чем уличная), и те, которые оборудованы предпусковым обогревателем.

Обслуживание вариатора

Если говорить об обслуживании, в вариаторе следует постоянно проверять масло, его уровень и состояние. При этом для бесступенчатой трансмиссии вопрос масла предельно важен, трансмиссионная жидкость меняется чаще, чем в АКПП, заливать нужно только рекомендуемые по свойствам и допускам продукты.

Масло для CVT особое, так как должно обеспечивать смазку взаимодействующих поверхностей, при этом предотвращать проскальзывание. Менять масло в коробке вариатор по мануалу зачастую нужно один раз в 60 тыс. км., однако на практике желательно проводить данную процедуру каждые 30-35 тыс. км пробега, причем замена каждые 30 тыс. считается оптимальной.

Если же говорить о возможных сбоях и диагностике, нужно следить за поведением коробки. Дело в том, что выход из строя отдельных датчиков ЭСУД может привести к тому, что чувствительный к нагрузкам вариатор выходит из строя, причем достаточно быстро.

Например, выход из строя датчика скорости приводит к тому, что ЭБУ коробкой переводит коробку в аварийный режим. Езда в таком режиме может привести к повреждениям ремня вариатора, проблемам с конусами вариатора и т.д.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как устроена и работает коробка вариатор. Из этой статьи вы узнаете о конструкции и принципах работы вариатора CVT.

Становится понятно, что любые отклонения от нормы и сбои в работе вариатора являются поводом для немедленного прекращения эксплуатации авто и доставки автомобиля на СТО для проведения диагностики CVT.

Мы рекомендуем прогревать вариатор. Как это правильно делать?

Итак эксплуатация холодного вариатора, особенно при очень низких температурах, вредна. Прогревать его желательно.

Но среди владельцев автомобилей с вариатором нет единого мнения о том, как правильно прогревать авто с такой коробкой. На специализированных форумах постоянно идут споры о способах прогрева.

При этом многие автовладельцы пытаются применять правила прогрева классической АКПП к вариаторам, а это в корне не правильно.

Прогрев в движении

Один из вариантов прогрева — это прогрев в движении. Смысл в том, что вы сразу начинаете движение без прогрева, но определенное время не «насилуете» авто. То есть передвигаетесь аккуратно, без резких разгонов и торможений, педаль газа нажимаете плавно, до высоких оборотов двигатель не разгоняете, на большой скорости не передвигаетесь. Кто-то ездит так всегда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector