Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Автомобилисты, особенно новички, не всегда точно знают, как проверить уровень масла в двигателе. Проще всего отправить машину на СТО. Но если необходимо справиться с задачей самостоятельно, рекомендуем прочитать эту статью до конца.

Правила проверки уровня масла в двигателе

Перед началом работы автомобиль необходимо поместить на ровную площадку и прогреть мотор. После чего выждать несколько минут, чтобы масло успело стечь в картер, и приступать к делу.

Необходимые инструменты

Основной инструмент для проверки уровня масла в двигателе – щуп. Он представляет собой небольшой прут с нанесенными отметками «Min» и «Max».

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Щуп для проверки уровня масла в двигателе

Обычно приспособление расположено под капотом рядом с головкой блока. Рукоятка окрашена в яркий цвет, чтобы ее легко было заметить.

Кроме щупа нужно запастись чистой ветошью, которая не оставляет ворсинки, и чистыми бумажными полотенцами.

Этапы проверки

Процедура проверки уровня масла пройдет легко и быстро, если придерживаться  приведенной ниже инструкции.

  1. Часто затруднение вызывает вопрос — при горячем или холодном двигателе делать проверку? Поэтому читаем руководство к авто. Соответствующие указания должны быть упомянуты там. Хотя считается, что эффективнее делать это после езды, на разогретом моторе, так как при этом масло будет менее вязким.
  2. Жидкость в моторе должна быть равномерно распределена, поэтому после прогрева двигателя нужно дать машине постоять 10-15 минут.
  3. Открываем капот и фиксируем его в открытом положении с помощью опоры, если в модели авто не предусмотрена автоматическая фиксация.
  4. Извлекаем щуп. Ручка будет окрашена в красный, желтый либо оранжевый цвет. Иногда на место расположения щупа указывает специальный значок в виде старинной масляной лампы.
  5. После извлечения щупа нужно оценить цвет и консистенцию масляной жидкости. Если у него желто-зеленый оттенок, состояние удовлетворительное и не требует замены. Когда смазка становится темно-коричневой или черной, ее пора менять. Как выбирать подходящее масло, читайте в этой статье.
  6. Уровень масла лучше проверять два раза. Перед повторным погружением щупа, его нужно протереть ветошью.
  7. Оцениваем уровень жидкости. При нормальном объеме масла отпечаток его пленки будет находиться примерно посередине между отметками «Min» и «Max» на щупе. Если отметка вышла за пределы рисок, требуется вмешательство во избежание неприятностей.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Оценка цвета и консистенции масла в двигателе

Последствия неверного уровня масла в двигателе

За уровнем масла нужно следить постоянно независимо от того, новый агрегат или с внушительным пробегом. Не стоит думать, что в новом моторе уровень держится постоянно на нужном уровне.

Нехватка масла в двигателе

Любой мотор во время эксплуатации расходует масло. Если расход остается в допустимых границах (значение указано в руководстве по эксплуатации авто), это неисправностью не считается.

Но при определенных ситуациях жидкости становится недостаточно. Многие современные двигатели форсированные, то есть оснащенный турбонаддувом. Если при средних и малых нагрузках масло может не расходоваться, то при больших нагрузках ситуация изменится.

Также уровень жидкости падает, если водитель агрессивно перемещается по городу с частым чередованием режимов «старт» и «стоп». Длительные поездки на высоких оборотах также приводит к усиленному расходу смазки.

При попадании в камеру сгорания масло с увеличением нагрузок выгорает вместе с топливом. Поэтому и необходимо вовремя следить за уровнем жидкости. Ее недостаток грозит так называемым масляным голоданием, из-за которого возникает сухое трение деталей мотора и, соответственно, их быстрый износ. Первыми выходят из строя КШМ и ГРМ.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Изношенный ГРМ, как последствие нехватки масла в двигателе

Избыток масла в двигателе

Избыток масла также не сулит ничего хорошего. Излишки жидкости проникают в вентиляцию картера, что приводит к неисправности катализатора. При использовании минеральных масел портятся и выдавливаются сальники коленчатого вала, поскольку при избытке масла возникает лишнее давление.

С использованием синтетических масел проблемы с сальниками встречаются реже, но происходит закоксовка двигателя и залегание колец.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Залегание поршневых колец, как последствие избытка масла в моторе

Когда надо проверять масло в двигателе. Периодичность проверки

Проверять масло в двигателе внутреннего сгорания необходимо в случаях:

  • Временного интервала. Даже если машиной не пользовались долгое время, нельзя исключить вероятность протечки из-за износа прокладок, шлангов, сальников. Поэтому лучше просматривать уровень жидкости каждую неделю.
  • Преодоления больших дистанции. В среднем автоэксперты рекомендуют следить за уровнем смазочной жидкости в моторе каждые 1-2 тыс. км пробега. Однако этот показатель корректируется каждым производителем индивидуально.
  • Если предстоит путешествие. Важно проверить не только масло в моторе, но и работоспособность всех узлов авто.
  • При покупки машины с рук.
  • Если обнаружены проблемы в работе агрегата. Тревожными сигналами могут быть посторонние шумы, снижение тяги, запах в салоне, изменение давления.
  • Если под стоящим автомобилем образовалось масляное пятно. Это говорит о том, что есть протечка. Следовательно, масло нуждается в доливке.

Чем машина старше, тем с большей ответственностью надо подходить к проверке смазочных материалов. Раньше проверка технических жидкостей была неотъемлемой частью ежедневного обслуживания. В современных моторах это излишне, но лучше не откладывать проверки надолго.

Правила доливки масла в двигатель

Если при очередной проверке выяснилось, что масла не хватает, необходимо восполнить его в нужном объеме. Подробнее об объемах масла в двигателе рассказано в этой статье.

Процедуру можно выполнить самостоятельно, следуя нашей инструкции:

  • Ознакомьтесь с руководством для определения подходящей марки масла;
  • Крышка для заливки обозначается надписью «Oil Fill» или маркировкой подходящего масла.
  • Заливайте жидкость порционно с небольшими перерывами, так как масло стекает постепенно в силу вязкости.
  • Проверьте уровень масла щупом, доливайте жидкость, пока ее уровень не дойдет до приемлемых значений.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Отверстие для заливки масла в ДВС

Как правильно заливать масло – на холодную или горячую

Каждый производитель авто дает свои рекомендации по этому вопросу. Однако стоит понимать, что проверка на холодную покажет меньший результат. Поэтому лучше проехать несколько километров, чтобы мотор прогрелся, а масло стало более текучим и равномерно разошлось по всем узлам мотора. Так картина будет более информативной.

Проверка уровня масла – один из важнейших этапов технического обслуживания автомобиля. Ее вполне можно выполнять самостоятельно, если придерживаться приведенным здесь рекомендациям.

Контролируем уровень моторного масла

Двигатель автомобиля требует постоянного контроля за работой всех механизмов и систем, а также контроль за уровнем рабочих жидкостей, в первую очередь – масла.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Периодичность проверки. Особенности выполнения операции

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Система смазки двигателя

Ранее, среди профессиональных водителей, проверка технических жидкостей входила в перечень работ так называемого ежедневного обслуживания (ЕО). Перед первым выездом водитель обязан был удостовериться, что количество масла в силовой установке в норме, при недостатке – провести доливку.

Современные моторы не требуют ежедневной проверки уровня смазки, достаточно выполнять эту операцию каждые 1000 км пробега. Но отметим, что это – условное значение.

В идеале необходимо хотя бы раз на 1000 км заглядывать под капот и проверять уровень масла, а ещё лучше два раза в месяц. Не будет лишней и более частая проверка уровня смазки.

Процедура эта несложная, но поможет избежать серьезных поломок и выявить возникновение проблем с мотором на ранних стадиях.

Несмотря на то, что проверка количества смазки – операция несложная, но в ней есть несколько нюансов. И первый из них – на каком двигателе выполнять работы – горячем или холодном? В регламенте ЕО, который использовался раньше, указывалось, что проверка проводится «на холодную», то есть перед первым запуском мотора после ночного отстоя.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Но многие выполняют эту работу на горячем моторе, что не является нарушением или неправильным действием. Но в этом случае результат проверки будет несколько иным, чем при определении уровня «на холодную». Масло, как и любая жидкость, после нагрева расширяется, что приводит к увеличению объема.

К тому же, даже если дать время после остановки мотора на стекание смазки, она все равно не успеет полностью стечь в поддон и часть останется в каналах.

По этой причине ни один автопроизводитель и не указывает точный уровень масла в двигателе, он просто должен находиться в определенном диапазоне – между отметками на щупе.

Чем и как делается проверка уровня?

Замер делается щупом для проверки уровня масла в двигателе – это специальный прут с двумя отметками на конце – «мин» и «макс». Рукоятка масляного щупа на всех двигателях выведена в хорошо просматриваемое место (обычно возле головки блока) и окрашена в яркий цвет, поэтому не заметить её сложно.

Технология проверки уровня смазочного материала в моторе на «холодную» и «горячую» — практически идентична и включает в себя один и тот же алгоритм действий.

Все, что потребуется для того, чтобы правильно проверить уровень – это чистая ветошь, не оставляющая ворсинки. Алгоритм работ рассмотрим на примере проверки на холодном моторе:

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

  1. Ставим автомобиль на ровную горизонтальную площадку.
  2. Открываем капот и находим рукоятку щупа.
  3. Вытаскиваем полностью масляный щуп.
  4. Кончик прута вытираем ветошью от смазки.
  5. Устанавливаем щуп до упора.
  6. Через 3-5 сек. вытаскиваем пруток снова и по следу смазки оцениваем  уровень.

Что касается проверки «на горячую», то алгоритм действий тот же, но после постановки авто на ровную площадку, нужно выждать время (5-10 минут), чтобы смазка стекла в поддон и только после этого проверять уровень.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Нормальным считается уровень масла на щупе, когда он находится между отметками «мин» и «макс», лучше всего на 2/3 от минимальной . Если уровень на щупе приближен к одной из меток, это не проблема и можно спокойно эксплуатировать авто. Хотя если замечено, что уровень приближается к отметке «мин», то стоит сделать доливку масла.

Уровень масла нужно проверять либо только на «холодную», либо «на горячую». Использование обеих методик одновременно может запутать с определением количества масла и тогда доливка будет выполнена неправильно.

Почему уровень падает?

В любом, даже исправном и новом двигателе, часть масла в процессе работы уходит «на угар» (сгорает в цилиндрах), и этот фактор является нормой. Сильная нагрузка на мотор, резкие смены режима работ приводят к тому, что масло проникает в цилиндр, где и сгорает.

Читайте также:  Двигатель греется, радиатор холодный: в чем причина

Количество масла, уходящего «на угар» принято считать в гр/1000 км. Для различных типов двигателей этот показатель разный. К примеру, в исправном бензиновом двигателе нормой считается расход до 100 гр/1000 км.

Уход же масла более 400 гр/1000 км указывает на сильный износ мотора или неисправность. А вот в дизеле нормой считается уход масла на «угар» до 500 гр/1000 км.

Повышение расхода более 1000 гр/1000 км указывает на неисправность дизеля.

По «угару» смазочного материала и установлена периодичность проверки уровня масла – каждые 1000 км.

Как восполнить масляный объем до нормы

Доливка осуществляется в случае, когда уровень масла приближается к отметке «мин», находится на этой метке или ниже. В тех. документации к некоторым машинам указывается, какой объем масла перекрывает диапазон между отметками на щупе. То есть, сообщается, сколько точно нужно залить масла, чтобы уровень повысился от «мин» до «макс». На одних моделях это 1 литр, на других – 1,5 литра.

Если такая информация есть, то определить, сколько долить масла – несложно. К примеру, замечено, что масло на «минимуме». Если диапазон перекрывается 1 литром масла, то для доведения до нормального уровня (между отметками) нужно залить 500 гр.

В случае, когда этой информации нет, то доливка выполняется порционно. То есть, сначала заливаем 250-300 гр., выжидаем время, чтобы смазка опустилась в поддон, проверяем уровень, если нужно – еще доливаем порцию и снова замеряем. Главное добиться, чтобы масляный щуп показал уровень посредине между отметками. Если будет чуть выше (ближе к метке «макс») – ничего страшного.

Доливка выполняется по той же методике, что и  проверка. То есть, если замерялось на «горячую», то и заливать смазочный материал нужно в прогретый мотор. В противном случае из-за разницы в показаниях на «холодную» и «горячую» высока вероятность перелива.

  • Ещё кое-что полезное для Вас:
  • Почему двигатель ест масло? Большой расход масла на новых автомобилях и меры по устранению повышенного расхода масла
  • Об интервалах замены масла: почему нужна регулярная замена моторного масла?
  • Как проявляет себя ошибка P0172, при каких условиях возникает эта ошибка

Мало или много масла. Чем грозит?

Недостаток смазки приводит к «масляному голоданию» двигателя, в результате чего в некоторых узлах возникает трение «на сухую», что приводит к их интенсивному износу. Чаще всего от недостатка смазки «страдают» ГРМ и КШМ.

Избыток же масла тоже ничего хорошего не несет. Излишки масла попадут в систему вентиляции картера, что опасно для катализатора. Ранее, когда в двигатели заливалось минеральное масло, лишняя смазка приводила к выдавливанию сальников коленвала. Происходило это из-за того, что при запуске мотора из-за высокой вязкости масла резко возрастало давление внутри системы.

В современных моторах сальники выдавливает редко, поскольку полусинтетические и синтетические масла не так загустевают при охлаждении.

Но лишнее масло в больших количествах проникает в цилиндры (из-за того же повышенного давления), что со временем становится причиной залегания колец и  закоксовки мотора. Поэтому допускать перелива смазки тоже не стоит.

Но если это произошло, то лишнее масло можно откачать через отверстие для щупа при помощи трубки от капельницы и шприца.

Видео: Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Как правильно проверить уровень масла

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Казалось бы, простейшая вещь, а сколько бед произошло из-за этого самого визуального контроля уровня масла. Вернее, от отсутствия или несвоевременности этого самого контроля. Мы выходим из дома в чистой одежде, возвращаемся усталыми, под капотом грязно. Надо бы проверить уровень масла щупом, но может не сегодня? С другой стороны, современный автомобиль напичкан датчиками всего и вся, все данные выводятся на бортовой компьютер, а если лампочка не горит, то и нечего волноваться. Вот только с маслом это работает далеко не всегда, и примеров, когда “движок стуканул” на фоне кажущегося полного благополучия не так уж и мало. Поэтому, большинство дилеров настоятельно рекомендуют заглядывать под капот раз в 1000 км пробега, даже у нового автомобиля. Не будем пренебрегать этими рекомендациями и поговорим о том, как правильно проверить уровень масла в автомобиле.

Как проверять масло в двигателе

Первый закономерный вопрос для новичка — на холодном или горячем двигателе надо проверять уровень масла? У нас это не слишком популярно, но следует прочесть инструкцию именно к вашему автомобилю.

Дело в том, что даже на одной модели, двигатели разных мощностей и конструктивных решений имеют свои особенности по расходу масла и нюансам его распределения в процессе работы. Но не ошибемся, если скажем, что на совсем уж горячем двигателе, проверять уровень масла точно не стоит.

Во-первых, это неинформативно, а во-вторых — небезопасно. В большинстве ситуаций, двигатель должен быть “тёплым”. После ночной стоянки нужно прогреть мотор, заглушить его, выждать минут 15 для стекания масла в картер и уже после этого проверять уровень смазки.

Естественно, если машина простояла несколько месяцев в боксе, то лучше убедиться в наличии уровня масла перед его запуском, ну так — на всякий случай.

  • Для корректной проверки уровня масла в двигателе, надо выставить автомобиль на ровную поверхность и запасись чистой ветошью.
  • Далее, даём маслу стечь в картер, и открываем капот. Находим масляный щуп. Его рукоятка, как правило, окрашена в яркий цвет и находится в районе головки блока цилиндров. На рукоятке может быть пиктограмма в виде маслёнки, а может и не быть.
  • Вынимаем щуп и визуально оцениваем качество масла. Настораживающим будет чёрный, как дёготь, цвет смазывающей жидкости. А вот если масло имеет близкие к изначальным зелёно — жёлтые оттенки, и равномерно стекает по щупу, то всё хорошо.
  • Не дожидаясь, пока масло равномерно или не очень, стечёт по поверхности щупа и что-нибудь испачкает, вытираем этот незатейливый инструмент чистой и не ворсистой тряпкой, затем погружаем его обратно до “упора”.
  • Повторно вынимаем и смотрим на положение отпечатка масляной плёнки. В норме, он должен находиться посередине или немного выше между уровнями «Min» и «Max» на щупе.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Кашу маслом не испортишь?

Ну и в вопросе с кашей — это “на любителя”, а в двигатель переливать масло точно не стоит. При избыточном уровне масла “убиваются” катализатор, сальники коленвала, маслосъёмные кольца и происходит закоксовка мотора.

Ещё хуже последствия, так называемого, масляного голодания двигателя. Этапы цепочки неисправностей, вызванных недостатком смазывающей жидкости, затрагивают поначалу кривошипно — шатунный и газораспределительный механизмы, далеко не всегда явно проявляются, а в результате — капремонт, а то и замена двигателя.

Напоследок — несколько лайфхаков

С маслом главный принцип — “доверяй, но проверяй”. Это касается как качества масла, которое вам заливают на сервисе (известны прецеденты заливки контрафакта и отработки), так и доверия датчикам и системам оповещения о неполадках. Проверка щупом — самый надёжный метод.

Разумно всегда иметь в багажнике литр — другой именно того масла, которое у вас в моторе.

Причины “ухода” масла могут быть разные, а вот доливать масло в пути стоит малыми порциями, контролируя ситуацию щупом и на “тёплом” двигателе (в том же режиме, что и проверка уровня масла).

На подержанных автомобилях, имеет смысл проверять уровень масла в ручном режиме, чем чаще, тем лучше. Новый автомобиль также нуждается в достаточно частом визуальном контроле уровня моторного масла.

Производители современных моторов компенсируют заниженный рабочий объём турбонаддувом, что не способствует экономии смазки, хотя позволяет сэкономить на налогах и снизить токсичность выхлопных газов. Также есть двигатели, конструктивно “любящие кушать масло”.

При этом такие моторы могут иметь ряд других преимуществ, при специфических манерах езды. Это не хорошо и не плохо, просто надо помнить об этой их особенности и следить за техническим состоянием автомобиля во всех аспектах.

Здоровья вам и вашему автомобилю. Удачи на дорогах.

На холодном или прогретом моторе нужно проверять масло

Проверка уровня масла в моторе является очень важной процедурой контроля состояния автомобиля. Оптимальный объем смазывающей жидкости гарантирует исправную работу агрегата. Каждый водитель должен это понимать и уметь проверять количество масла, учитывая особенности его состояния в холодном и горячем двигателе.

Содержание

  1. Правильная проверка масла в моторе
  2. Какие моторные масла нужно использовать

Правильная проверка масла в моторе

Любой водитель сталкивался с таким понятием как «проверка уровня масла в двигателе». Но не все знают, как ее проводить: на прогретом или холодном моторе.

Сама процедура осуществляется с помощью специального щупа, который измеряет уровень скопившегося масла в поддоне под двигателем.

Этот факт и является объяснением того, что измерить реальный объем масла можно только при неработающем какое-то время двигателе.

Если измерять масло в холодном двигателе, уровень может быть занижен по причине загустения смазки. Особенно это заметно в зимнее время года. В разогретом двигателе масло имеет рабочую температуру и определенную вязкость. В таком случае измерение уровня будет более точным.

Подробный алгоритм действий по проверке масла должен быть указан в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля.

Если инструкции нет под рукой, следует придерживаться следующего способа проверки уровня масла в двигателе:

  • устанавливают автомобиль на ровную поверхность и после прогрева глушат двигатель;
  • ждут, пока стечет масло около 10 минут;
  • вынимают щуп и протирают его насухо ветошью или специальными полотенцами (например, универсальные полотенца марки Lecar или AVS);
  • чистый щуп вставляют обратно до упора;
  • снова вынимают и проверяют, где находится след от уровня масла относительно рисок максимума и минимума.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Оптимальным количеством моторной смазки считается среднее положение отметки между рисками. В случае переизбытка или недостатка масла необходимо откорректировать его уровень.

Во многих современных автомобилях иностранного производства контроль состояния масла полностью возложили на электронику, с помощью которой можно проверить температуру масла и его уровень. Датчики, установленные в поддоне двигателя, отображают всю информацию по запросу водителя.

Как правильно проверить уровень масла в двигателе

Какие моторные масла нужно использовать

От выбора масла зависит срок службы двигателя и его рабочие характеристики, поэтому не стоит брать первое попавшееся моторное масло. При выборе смазки нужно учитывать многие факторы:

  • климатические условия, в которых будет эксплуатироваться автомобиль;
  • стиль вождения водителя;
  • степень изношенности агрегата;
  • пробег автомобиля;
  • особенности конструкции мотора.

Основные параметры смазывающей жидкости указаны в инструкции по эксплуатации конкретного автомобиля. Ориентируясь на данные из мануала и советы специалистов, в интернет-магазине TopDetal.ru можно купить моторное масло, которое будет максимально подходить для автомобиля.

Читайте также:  Чистка и настройка дроссельной заслонки

Порядок проверки уровня масла

Про важность масла слышали все — оно защищает двигатель от износа, смазывая его детали. Для стабильной работы мотора нужно не только подобрать масло подходящей вязкости, но и следить за его количеством. Недостаток или избыток масла могут создать большие проблемы.

Низкий уровень моторного масла ведет к масляному голоданию: детали либо получают недостаточно смазки для корректной работы, либо не смазываются вообще. Растёт температура, увеличивается износ двигателя, возникает риск заклинивания поршней и клапанов.

Слишком высокий уровень масла тоже опасен. Многие автолюбители считают, что переизбыток смазки не вредит двигателю — кашу маслом не испортишь. Это не так. Масло выше уровня быстрее вспенивается и образует нагар в цилиндрах. Разрушаются прокладки и сальники, появляются течи, растёт нагрузка на масляный насос.

Вот почему важно следить за маслом в двигателе и регулярно проверять его уровень.

Датчик давления и красная лампа

Уровень масла влияет на его давление, которое измеряет специальный датчик в блоке цилиндров. По давлению можно косвенно судить и об уровне: при опасных значениях на приборной панели загорается лампа давления масла, знакомая каждому водителю — красная маслёнка.

Всегда проверяйте, работает ли масляный индикатор: он должен загораться вместе с другими лампами при включении зажигания и быстро гаснуть после запуска двигателя. Если маслёнки на панели нет, нужно искать причину — перегоревшую лампочку или неисправный датчик.

Если лампа давления масла зажглась на ходу, нужно немедленно остановиться и заглушить мотор. А лучше даже наоборот: заглушить двигатель сразу, включив нейтраль, и накатом ехать к обочине. Проверьте уровень масла — возможно, его недостаточно. Ехать дальше нельзя: придётся либо долить масло до нормы, либо вызывать эвакуатор.

Но полагаться только на лампочку не стоит, ведь с ней связан датчик давления масла, а не уровня.

Исправный масляный насос способен поддерживать давление даже при опасно низком уровне, и индикатор будет предательски молчать.

Или наоборот: маслёнка может моргать из-за изношенного насоса или некачественного фильтра при нормальном количестве масла. Поэтому нужно регулярно замерять его уровень вручную с помощью щупа.

Масляный щуп

«Моя машина не ест масло. Просто я часто его проверяю и вычерпываю щупом» (Автомобильный юмор)

Масляный щуп — простой и проверенный временем инструмент для проверки уровня масла, который есть в любом двигателе. Он не зависит от датчиков и лампочек, а результат видно сразу.

Желательно проверять уровень масла щупом перед каждой поездкой — правда, мало кто из водителей так делает. Но заглядывать под капот хотя бы раз в неделю нужно. Не стоит ждать, пока загорится красная лампочка — может быть слишком поздно.

Как проверить уровень масла

Проверка уровня масла возможна двумя способами. В обоих автомобиль должен стоять на ровной поверхности с выключенным двигателем.

Проверка масла на холодном двигателе. Обычно масло замеряют именно так, до поездки. Это логично: проверил уровень с утра, и ездишь весь день спокойно. Но вот воспользоваться автозапуском, заведя машину из дома, не получится, что неудобно зимой. На этот случай есть второй способ проверки.

Проверка масла на горячем двигателе. Для замера после поездки нужно заглушить мотор и подождать 10–15 минут, чтобы масло стекло в картер. Так проверка будет более точной. 

Открыв крышку масляной горловины (обычно на ней красуется маслёнка, цифра вязкости или надпись Engine Oil), вставьте воронку и заливайте масло маленькими порциями, регулярно проверяя уровень с помощью щупа. От верхней до нижней риски примерно 0,5–1 л масла, в зависимости от автомобиля.

Как правильно слить лишнее масло из двигателя

Чтобы откачать излишек масла, нужно посетить ближайшую аптеку — понадобится капельница и большой шприц. Шланг капельницы нужно отрезать по длине масляного щупа и надеть на носик шприца.

Достаньте щуп, вставьте в его горловину сделанный «специнструмент» и аккуратно откачивайте масло с помощью шприца. Не увлекайтесь: регулярно вытаскивайте шланг и проверяйте уровень с помощью щупа. Удаляйте масло до тех пор, пока в двигателе не останется нужное количество.

Только не выливайте масло из шприца на землю — слейте его в отдельную бутылку, чтобы утилизировать при следующем визите в сервис.

Масло может не только сгореть в процессе работы, но и вытечь наружу, причём очень быстро. Поэтому, кроме замеров щупом, нужно обращать внимание на масляные пятна и подтёки.

Полезная привычка — бросить взгляд под переднюю часть машины перед поездкой. Если на асфальте чернеют свежие масляные пятна — убедитесь, что они не ваши. Откройте капот и внимательно осмотрите двигатель. Подтёки могут быть глубоко: на датчике давления масла, сальниках коленвала (переднем и заднем) или на самом блоке. Лучше вооружиться фонариком.

При малейших подозрениях проверьте масло щупом, прежде чем заводить машину. Долейте его до нужного уровня при необходимости. И срочно обратитесь в сервис, если нашли утечку — она может усилиться.

Вечный миф водителей: на холодном или прогретом моторе проверять масло? — журнал За рулем

Масло в моторе должно быть! Вот это неоспоримый факт. А количество даже производитель позволяет варьировать с погрешностью 25%. Ведь при емкости системы около четырех литров разница между верхней и нижней метками на щупе составляет целый литр.

Когда проверять уровень масла в двигателе?

Масло следует проверять после длительной стоянки автомобиля. Причем уровень может быть как ниже нормы, так и выше. Ниже, если масло сильно подтекает через какое-то соединение и незаметно стекает на землю. Выше, если в масло просачивается охлаждающая жидкость. А еще зимой уровень масла может быть больше из-за попадания в него большого количества несгоревшего топлива. Так бывает, если поездки на автомобиле очень короткие и мотор постоянно непрогрет, работая на обогащенной топливо-воздушной смеси.

https://www.youtube.com/watch?v=JmbMTTA5HT8\u0026pp=ygVc0JrQsNC6INC_0YDQsNCy0LjQu9GM0L3QviDQv9GA0L7QstC10YDQuNGC0Ywg0YPRgNC-0LLQtdC90Ywg0LzQsNGB0LvQsCDQsiDQtNCy0LjQs9Cw0YLQtdC70LU%3D

Кроме того, уровень стоит проверять после интенсивного движения с высокими скоростями в течение длительного времени. В этом случае мотор может начать подъедать масло, хотя в обычных поездках по городу вел себя паинькой.

Уровень масла советую проверять почаще, если вы много ездите по горным дорогам. Угар масла будет расти как из-за высоких нагрузок, так и от постоянного расплескивания масла на стенки блока цилиндров.

Как проверять уровень масла?

Проверять можно и на холодную, и на горячую — особой разницы вы не заметите.

Для эксперимента мы выбрали бензиновый двигатель серии QR25 рабочим объемом 2,5 л и емкостью системы смазки 5 л. Такой мотор можно встретить, к примеру, под капотом кроссовера Nissan X-Trail.

Разница в уровнях масла на постоявшем длительное время автомобиле и на горячем двигателе не превышает пары миллиметров. На других моторах разница будет того же порядка.

Но все же существует несколько правил.

Главное, помните:

  • Проверяете на холодную – увидите все то масло, что уже успело стечь в поддон после остановки двигателя. При этом уровень будет максимальным.
  • Примерно такой же результат будет, если проверяете масло на раскаленном моторе сразу после его остановки, – разогретое масло стекает в поддон довольно быстро. Достаточно пары минут.
  • Проверяете сразу после того, как мотор проработал пару минут после холодного пуска – уровень минимален. Холодное масло поднялось в верхнюю часть двигателя насосом, а стекает неохотно.
  • Никогда не проверяйте масло на заведенном моторе. Физиономию забрызгает маслом через патрубок для щупа.

А еще при замере уровня масла важно, чтобы автомобиль стоял на горизонтальной площадке. Любой уклон может сильно повлиять на результаты замера.

  • О том, какое масло облегчает холодный пуск мотора, читайте тут.

depositphotos.com

Как правильно проверить уровень масла в двигателе: полное руководство

Ежедневное ТО автомобиля — это как взгляд в зеркало перед выходом из дома. Посмотрел. Убедился, что всё ок, и уверенно пошёл. Многие поначалу так и делают. Если двигатель в исправном состоянии, то со временем эта процедура надоедает, начинает казаться бесполезной. Мол, чего туда постоянно заглядывать, если каждый раз там всё в порядке…

  • Моторное масло — это рабочая жидкость системы смазки ДВС, которая выполняет несколько функций:
  • ●        предотвращает перегрев трущихся деталей;
  • ●        значительно повышает их ресурс;
  • ●        отводит частично избыточную теплоту;
  • ●        уменьшает силу трения, повышая КПД мотора;
  • ●        повышает компрессию в камерах сгорания образованием тонкой плёнки между поршневыми кольцами и цилиндрами (особенно если они порядком изношены).

Чтобы все эти функции выполнялись, в системе смазки должен быть достаточный объём рабочей жидкости. Правильный способ убедиться в этом — регулярная проверка уровня масла в двигателе.

Периодичность проверки уровня масла

На этот счёт есть несколько мнений. Одни проверяют каждый день перед первым выездом. Другие ориентируются на пробег (например, каждые 1000 км).

Третьи выполняют эту процедуру хаотично — когда есть настроение. Есть и такие, которые ориентируются на новизну машины и её техническое состояние.

Более того, об аппетите некоторых машин к маслу ходят легенды. Их владельцы смотрят на щуп чаще, чем в зеркало.

Кто из них делает правильно?

Проверка уровня моторного масла — один из пунктов ежедневного ТО.

Так было раньше, и сегодня это правило никто не отменял. Помимо этой процедуры водитель обязан перед каждым выездом убедиться в работоспособности тормозов, дворников и всего, что должно светиться. Открыв капот, просто невозможно не глянуть на уровень двух других важных жидкостей — охлаждающей и тормозной.

В Интернете гуляет мнение, что новые машины более надёжные, чем старые. А значит и ежедневное ТО выполнять бессмысленно. К сожалению, это ошибочное мнение.

Что новые, что старые машины ломаются чаще всего по одному и тому же принципу — внезапно, неожиданно, в самое неподходящее время.

Глупо надеяться, что масло будет «ждать» проверки 1000 км или пока у вас появится настроение, если у него появится причина для изменения уровня.

Причины изменения уровня масла

Объём моторного масла может изменяться в силу следующих факторов:

  1. Температурные условия — при нагреве объём жидкости увеличивается, при охлаждении уменьшается.
  2. Некорректные замеры уровня — неправильное использование щупа, постановка автомобиля на площадки с разным уклоном.
  3. Утечка — через повреждённые прокладки, сальники, уплотнения, трещины, ослабленные крепежи.
  4. Неработоспособность маслосъёмных колец — часть масла оказывается в камере сгорания на такте воспламенения топливной смеси, и вылетает в выхлопную трубу (признак — сизый дым).
  5. Попадание в систему смазки охлаждающей жидкости — чаще всего происходит из-за прогорания прокладки между блоком цилиндров и головкой (масло превращается в эмульсию, похожую на кофе с молоком).
  6. Попадание в систему смазки топлива — частая езда на непрогретом двигателе и износ цилиндропоршневой группы (признак — масло становится чрезмерно текучим).
  7. Естественный расход — часть смазки неизбежно попадает в камеры сгорания (норма — до 1 л на 10 000 км).
Читайте также:  Гидроник или Вебасто: что лучше?

Часто непонятки с уровнем масла возникают после его замены. Чтобы избежать их, необходимо проверять уровень корректно.

Инструменты и оборудование для проверки уровня масла

На всех серийных автомобилях есть два инструмента для оценки объёма рабочей жидкости в системе смазки — щуп и датчик.

Масляный щуп

Представляет собой плоский пруток, для которого в двигателе есть только одно правильное положение. На конце нанесены метки, позволяющие определить максимальный и минимальный допустимый уровень смазки. На некоторых щупах есть разметка для проверки на холодном и горячем двигателе. Как правило, расстояние между крайними метками на щупе соответствует разнице в объёме около 1 литра.

Если уровень находится ниже минимума или выше максимума — дальнейшая эксплуатация двигателя категорически запрещена.

Датчик уровня масла

На самом деле это название не совсем корректное. Датчик, который показывает именно уровень, есть далеко не на всех автомобилях. Зато абсолютно на всех имеется датчик давления масла. Это важно различать, поскольку уровень и давление — это разные показатели, влияющие друг на друга крайне нелинейно.

https://www.youtube.com/watch?v=JmbMTTA5HT8\u0026pp=YAHIAQE%3D

Показания датчика давления выведены на приборную панель в виде контрольной лампы с пиктограммой маслёнки. Она загорается каждый раз при включении зажигания. Это сделано для того, чтобы водитель мог убедиться в её работоспособности.

Если контрольная лампа давления масла при включении зажигания не засветилась — запуск двигателя до выяснения и устранения причины запрещён.

Через несколько мгновений после запуска двигателя контрольная лампа гаснет. Это свидетельствует о том, что давление в системе смазки достигло нормы.

Если после запуска лампа не погасла, либо загорелась во время работы — двигатель следует немедленно заглушить.

О датчике давления масла надо знать крайне важную вещь — она далеко не всегда срабатывает, когда уровень падает ниже минимально допустимого. Для этого обычно нужна более серьёзная проблема. Соответственно, надеяться только на этот инструмент нельзя.

Техника проверки уровня масла

Несмотря на кажущуюся простоту процедуры, многими она выполняется некорректно. Грубые ошибки и сильно искажённые показатели получить, конечно, довольно сложно. Однако для точного замера нужно соблюдать ряд простых правил.

Подготовка к проверке

Перед тем, как проверять уровень масла в двигателе автомобиля, надо приготовить чистую салфетку или ветошь, которая не оставит ворса и прочего мусора на щупе. Автомобиль должен находиться на ровной поверхности. А вы должны точно знать, какие действия вы выполняете, и какие выводы после этого должны последовать.

Выбор ровной поверхности

Когда машина стоит на неровной поверхности, двигатель отклоняется от правильного положения вместе с ней. Это приводит к тому, что жидкость в поддоне перетекает в сторону уклона, из-за чего погружённый в неё щуп может показывать неправильно.

К данному вопросу не стоит относиться с излишним фанатизмом. Измерять ровность площадки при помощи строительного уровня, приложения в смартфоне, катающегося яйца и прочих приспособлений — нет надобности. Вполне достаточно оценки на глаз. Если машина стоит на поверхности с небольшим уклоном, сильно на показания щупа это не повлияет.

Температура двигателя: холодный или горячий?

На некоторых щупах для ответа на этот вопрос нанесены соответствующие метки. Если у вас они есть, вам крупно повезло. Пропустите этот пункт.

Если же меток всего две — минимум и максимум, то вопрос температуры двигателя для вас усложняется. Особенно если вы начитались противоречивых мнений в Интернете и окончательно запутались.

В рамках ежедневного ТО проверять уровень масла можно как на холодную, так и на горячую.

Сразу после замены масла смотреть на щуп бесполезно. Сначала необходимо запустить двигатель, дать ему поработать, затем дать время маслу стечь в поддон, и только после этого измерять уровень. Это правило нужно соблюдать потому, что часть смазки осядет в фильтре и некоторых местах двигателя.

Почему на холодную и горячую показатели на щупе разные?

Основная причина заключается в тепловом расширении. С изменением температуры на 1 градус по Цельсию объём увеличивается в 0,0008 раз. На первый взгляд цифра ни о чём. Но если взять нагрев от 0 градусов до 90, то 5,5 литров жидкости увеличится в объёме до 5,9 литра.

С другой стороны, если заглушить мотор, и тут же произвести замер, уровень, наоборот, может оказаться ниже реального. Это связано с тем, что смазке нужно время, чтобы полностью собраться в поддоне.

А теперь ответ на извечный вопрос. Представьте, что вы измерили уровень масла на горячем двигателе, и оно оставило след чуть выше минимальной метки. Раз выше минимальной отметки, значит можно ехать.

Однако это значит также и то, что при холодном двигателе уровень масла будет значительно ниже минимально допустимого. Получается, что ехать нельзя, а замер на холодную в данном случае более корректный.

И другая сторона медали. Если на холодную уровень на щупе возле верхней метки, это означает, что на горячую в вашем двигателе будет переизбыток масла. Чем это плохо, вкратце рассказано ниже.

Замерять уровень масла можно что на холодную, что на горячую. Но при этом надо стремиться к следующим результатам:

  1. На холодную. Уровень масла должен быть не ниже минимальной отметки и чуть ниже максимальной.
  2. На горячую. Уровень должен быть как можно ближе к верхней отметке, но не ниже половины (между крайними метками).

Только при выполнении этих условий уровень масла будет точно в норме.

Алгоритм проверки уровня масла с использованием щупа

В рамках ежедневного ТО контроль уровня моторного масла выполняется по следующему алгоритму:

  1. Установите автомобиль на ровную поверхность или убедитесь, что он не стоит со значительным наклоном.
  2. Если двигатель работал, подождите 2-5 минут.
  3. Извлеките щуп.
  4. Протрите его насухо.
  5. Установите обратно, добившись единственно правильного положения (до упора).
  6. Аккуратно извлеките щуп.
  7. Оцените уровень масла по его следу и меткам.

Сделайте выводы, ориентируясь на представленную выше информацию.

Если след размазанный, посмотрите на щуп с другой стороны. В некоторых двигателях это особенность конструкции трубки для щупа — он скользит по ней одной стороной при извлечении, смазывая след. Тогда как с другой стороны он остаётся чётким.

Последствия эксплуатации мотора с неправильным уровнем масла

Вкратце рассмотрим, что бывает при эксплуатации двигателя с недостатком или переизбытком смазки в системе.

Вред от недостатка масла

  1. Возможны такие последствия:
  2. ●        ускоренный износ трущихся деталей;
  3. ●        резкий перегрев, с которым не справится система охлаждения;
  4. ●        неправильная работа гидрокомпенсаторов клапанов;
  5. ●        проворачивание вкладышей между шатунами и коленвалом;
  6. ●        разрушение компрессионных колец;
  7. ●        заклинивание поршней в цилиндрах.
  8. Итоговый результат — дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.

Вред от избытка масла

  • Избыток смазки хоть и не такой страшный, как недостаток, но негативные последствия, всё же, возможны:
  • ●        попадание смазки в систему вентиляции картера;
  • ●        отложение нагара на деталях цилиндропоршневой группы и клапанах;
  • ●        засорение свечей зажигания и топливных форсунок;
  • ●        ухудшение свойств или выход из строя катализатора и лямбда-зонда;
  • ●        выдавливание уплотнительных материалов — прокладок, сальников.
  • Итоговый результат — ухудшение динамических параметров двигателя, повышение расхода топлива, сокращение ресурса, утечка.

Как правильно добавить или удалить масло из двигателя

Если контроль уровня при помощи щупа указывает на недостаток или избыток, важно сразу же предпринять правильные действия. До коррекции эксплуатация двигателя запрещена.

Доливка

Доливать рекомендуется такое же масло, какое находится в системе смазки. Для этого при замене оно покупается с небольшим запасом. Смешивание смазок разных марок и, тем более, происхождений, сулит непредсказуемыми результатами. Например, обильным пенообразованием.

Доливку следует выполнять через предназначенную для этого горловину на крышке двигателя. Для удобства рекомендуется использовать воронку. Доливать нужно небольшими порциями по 100-150 мл, проверяя уровень после каждого раза. При должном опыте можно ориентироваться на показания щупа. Например, если надо поднять уровень с нижней метки до верхней, то для этого нужно долить около 1 л.

После каждой доливки есть смысл подождать минутку, пока вся жидкость стечёт в поддон. Особенно это резонно при выполнении процедуры в мороз, когда масло очень вязкое и стекает неохотно.

Удаление избытка

Откачать лишнее удобнее всего через трубку для щупа при помощи капельницы подходящей длины и шприца. Из соображений безопасности делать эту процедуру нужно на остывшем двигателе. Не стоит пытаться сунуть приспособление для откачивания в горловину на крышке двигателя.

Если трубка внезапно отвалится и останется внутри, машину придётся ставить на ремонт. Другой способ удаления избытка масла через сливное отверстие.

Нанесите универсальную смазку BIG D-40 на сливной болт картера, отверните его и слейте часть масла, после чего проверьте уровень масла.

Устранение утечек и других проблем

В случае появления проблем с уровнем масла в двигателе первым делом необходимо установить наличие утечек. Чаще всего они связаны с серьёзными поломками, устранить которые можно только на специализированных сервисах.

Выявление и устранение утечек

Самостоятельный поиск утечки масла выполняется по следующему алгоритму:

  1. Осмотрите двигатель на предмет наличия масляных пятен или подтёков. Чаще всего их причиной служит износ уплотнительных элементов — прокладок и сальников.
  2. Обратите внимание на цвет и вязкость масла на щупе. Если оно мутное, похожее на кофе с молоком, скорее всего в него попала охлаждающая жидкость. Если не держится на щупе, значит либо в него попало топливо, либо его пора просто заменить.
  3. Подложите на ночь под двигатель лист светлого картона (например, развёрнутую коробку от посылки или бытовой техники). На нём утечку видно гораздо лучше, чем на траве, земле или не очень чистом полу гаража.
  4. Осмотрите пробку, через которое сливается масло при замене. Через неё часто образовывается утечка из-за забытой или изношенной прокладки, а также при недостаточной затяжке.
  5. Обратите внимание на цвет дыма из выхлопной трубы. Сизый оттенок указывает на то, что с топливом сгорает чрезмерно много смазки.

В случае обнаружения утечки, которую в гаражных условиях устранить не представляется возможным, обратитесь за помощью к специалистам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector