Дизелинг: что это такое?

Иногда при работе мотора с карбюратором или системой впрыска появляется жесткий ритмичный стук. Причин, по которым дизелит бензиновый двигатель, много. Источниками посторонних звуков являются изношенные детали агрегата. Некоторые бензиновые двигатели конструктивно склонны работать со звуками, напоминающими дизель.

Под понятием дизеления подразумевают работу бензинового мотора с равномерным стуком или рокотом, напоминающим действие дизеля.

Бензиновые силовые установки отличаются низким уровнем шума. Моторы с воспламенением от сжатия имеют повышенную степень сжатия и при работе издают характерный рокот. Стук указывает на неисправность агрегата, эксплуатацию которого следует прекратить.

Некоторые бензиновые двигатели склонны к посторонним стукам из-за особенностей конструкции:

  1. Мотор CFNA от концерна Volkswagen дизелит при холодном старте из-за контакта юбки поршня о зеркало цилиндра.
  2. Агрегаты G4FA и G4FC от концерна Hyundai—KIA жестко работают после холодного старта из-за специфики привода клапанов. По мере прогрева двигатель не дизелит, но становится слышен стрекот электромагнитных форсунок.
  3. Моторы производства GM объемом от 1,4 до 1,8 л после пробега 100-150 тыс. км работают шумнее из-за конструкции муфт регуляторов фаз газораспределения.
  4. Моторы Renault Logan с механической коробкой передач шумят из-за выжимного подшипника. При размыкании муфты сцепления педалью звук пропадает.

Дизелинг: что это такое?Двигатель Volkswagen CFNA Дизелинг: что это такое?Двигатель Hyundai G4FC

Понятие «дизеление» является достаточно размытым. Многие автовладельцы подразумевают под термином любое отклонение звука работающего бензинового двигателя от нормальной тональности.

Водителю сложно понять причину посторонних шумов. Зачастую дефект находят только в сервисе. Важно помнить, что по мере износа двигателя меняется звук его работы.

Дизелинг: что это такое?Бензиновый двигатель

Если бензиновый двигатель работает как дизель, то причиной является:

использование низкокачественного топлива; повреждение деталей ременного или цепного привода распределительных валов; износ поршневой группы или вкладышей; попадание посторонних предметов на защиту двигателя.

В ролике перечислены основные причины, по которым дизелит бензиновый мотор. Любой посторонний шум при работе двигателя может указывать на серьезную поломку. Водитель должен самостоятельно проверить мотор или обратиться в сервис.

Качество моторного масла не влияет на тональность работы исправного бензинового двигателя. Мотор дизелит из-за износа деталей или недостаточного октанового числа топлива.

А скорость истирания сопрягаемых элементов зависит от качества моторного масла, работы насоса и регулярности технического обслуживания двигателя. Стук шатунов возможен при падении уровня масла (например, проблема встречается на Infiniti G37).

Дизелинг: что это такое?Infiniti G37

Чаще всего мотор дизелит из-за применения горючего низкого качества:

  1. Заправка бака бензином с пониженным октановым числом приводит к детонации при сгорании. Электронный блок управления корректирует угол опережения зажигания, что сокращает время детонации. Бензиновые двигатели с карбюратором не способны подстраиваться под качество топлива и более склонны к детонации. Двигатель дизелит и при резком нажатии на педаль газа при движении со скоростью 50-60 км/ч на прямой передаче. Кратковременная детонация в этом случае допустима.
  2. Оседание нагара на распылителях форсунок, приводящего к падению подачи топлива. В этом случае цилиндры работают неравномерно, двигатель дизелит в переходных режимах или под высокой нагрузкой. Проблема возможна и при отказе свечей зажигания. Пропуски вспышек приводят к жесткой работе мотора с вибрацией.

Чтобы исключить причину детонации, важно заправлять автомобиль бензином с октановым числом, соответствующим требованиям производителя.

Дизелинг: что это такое?АИ-92, АИ-95, АИ-98 и АИ-100

Рекомендуется исключить покупку топлива на мелких станциях, поскольку, помимо некачественного топлива, в бак может попасть вода или ржавчина от давно не обсуживавшихся резервуаров.

Дизельный звук или постоянный шелест появляется при растяжении цепи привода распределительных валов. Имеющийся в механизме натяжитель не в состоянии компенсировать удлинение цепи, что приводит к колебаниям участков между шестернями.

При дальнейшей эксплуатации цепь перескакивает на 1-2 зуба или рвется, что приводит к столкновению тарелок клапанов с поршнями (на некоторых моторах контакт не происходит).

Дизелинг: что это такое?Цепной механизм привода ГРМ

Ремень привода распределительных валов оснащается роликом для натяжения, при износе которого может появиться цокот или монотонный шум. Бензиновый двигатель редко дизелит по причине выхода из строя ременного привода. Да и посторонний звук мало напоминает работу дизеля.

Ролик необходимо заменить вместе с ремнем, при заклинивании возможно столкновение тарелок клапанов с поршнями.

Дизелинг: что это такое?Ремень ГРМ

Иногда бензиновый мотор дизелит из-за некорректной работы клапанов, кромки тарелок которых стучат о поверхности седел. Проблема возможна после ремонта головки из-за некачественной механической обработки сопрягаемых поверхностей. Одновременно падает компрессия и мощность бензинового двигателя, поскольку между клапаном и седлом остается щель.

Притирка клапанов решает проблему, но может потребоваться установка новых седел или клапанов.

Дизелинг: что это такое?Клапан EGR Дизелинг: что это такое?Впускной и выпускной клапан двигателя Дизелинг: что это такое?Клапан vvti

Для автоматического поддержания зазоров в бензиновых двигателях ряда моделей установлены гидравлические компенсаторы. При недостаточном давлении масла (например, в момент пуска при низкой температуре воздуха) возможно появление стука. Мотор дизелит несколько минут, после прогрева рокот от гидрокомпенсаторов пропадает.

Постоянный шум указывает на поломку деталей и необходимость ревизии газораспределительного механизма. Стук компенсаторов иногда путают с шумом от некорректно работающих заслонок системы изменения геометрии впуска.

Гидрокомпенсаторы

Бензиновый мотор с пробегом свыше 200-250 тыс. км дизелит из-за износа рабочих поверхностей на кулачках распределительных валов и деталей, обеспечивающих передачу усилия к клапанам. По мере прогрева шум или рокот пропадает, поскольку из-за термического расширения зазоры уменьшаются. Но при критическом износе после прогрева стук не пропадает, а только меняет тональность.

Распредвал

Стук клапанов возможен при неправильной регулировке зазоров или выработке сопрягаемых поверхностей. В ролике показан алгоритм поиска стучащего клапана при снятой крышке механизма. Ремонт заключается в проверке и корректировке зазоров либо замене деталей.

Бензиновый двигатель иногда дизелит из-за люфта распределительного или коленчатого вала во вкладышах опор. По мере повышения температуры деталей зазор выбирается до нормы, стук становится тихим или пропадает.

Проблема встречается на моторах с большими пробегами и является предвестником капитального ремонта. Зазоры в опорах присутствуют всегда (иначе вал не сможет вращаться во вкладышах), но при нормальном значении не могут стать причиной стука.

Коленчатый вал двигателя

Двигатель иногда дизелит из-за некорректной работы компонентов системы зажигания. Зазор между электродами должен находиться в пределах, указанных производителем автомобиля.

При появлении пропусков зажигания бензиновый двигатель вибрирует, несколько напоминая работающий дизель.

Одновременно включается контрольная лампа Check Engine, а в памяти блока управления записываются коды ошибок с указанием номера цилиндра.

Читайте также:  Дроссельная заслонка ВАЗ 2110: устройство, особенности и чистка дросселя

Ремонт заключается в установке новых свечей (ресурс зависит от покрытия электродов и не превышает 100 тыс. км).

Иногда может потребоваться установка новых катушек, пробой изолятора нарушает работу системы зажигания. На моторах с механическими распределителями причиной сбоев являются поврежденные высоковольтные провода.

Свечи зажигания Катушка зажигания

Система выпуска отработавших газов состоит из резонатора, глушителя и соединительных труб с прокладками для обеспечения герметичности (начиная с 90-х гг. прошлого века ставится нейтрализатор и датчики кислорода). Детали изготовлены из стали со специальным покрытием, выдерживающим не менее 10 лет эксплуатации.

Утечка газов возможна через прокладки или в случае механического повреждения деталей, коррозионное разрушение распространено только на дешевых выпускных системах (например, на «классических» ВАЗ).

Износ прокладок двигателя

При утечке газов бензиновый двигатель работает с повышенной громкостью, но не дизелит. Дефект можно устранить сваркой или заменой прокладки либо части выпускной системы.

Рокот возможен и при удалении катализатора либо установке коллектора «спортивного» типа. Частым местом утечки газов является гофрированная секция, расположенная на стыке выпускного коллектора бензинового двигателя и приемной трубы выпускной системы.

Двигатель дизелит и из-за нарушения зазоров в деталях шатунно-поршневой группы вследствие естественного износа. Явление сопровождается потерей мощности, увеличением расхода масла или появлением сизого дыма в потоке выхлопных газов.

Возможно включение лампы Check Engine, поскольку выброшенное из цилиндров масло нарушает нормальную работу системы снижения токсичности выхлопа. Выход из ситуации один – проведение капитального ремонта.

Мотор дизелит и при износе поршневых пальцев, избыточный зазор является причиной стука после прохождения поршнем мертвых точек.

При износе поршневой группы поршни стучат юбками о зеркала, интенсивность и тональность шума зависят от оборотов и температуры системы охлаждения бензинового двигателя. Любые стуки поршневой группы указывают на необходимость капитального ремонта мотора.

Поршневая группа

В ролике слышен рокот двигателя из-за изношенных втулок в головках шатунов.

Бензиновый двигатель дизелит по другим причинам:

При попадании камней или комьев замерзшей грязи в зазор между поддоном и защитой силового агрегата. При работе мотора появляется посторонний стук. Некорректной работе термостата, не позволяющего прогреть мотор до рабочей температуры. Двигатель дизелит из-за избыточных зазоров в газораспределительном механизме. При попадании влажного грунта или песка в зазор между поддоном и защитой, который замерзает после стоянки при отрицательной температуре воздуха. После пуска бензинового двигателя появляется рокот из-за вибрации защиты. При повреждении или нарушении балансировки вентилятора системы охлаждения появляется гул и вибрация. Поскольку вентилятор работает периодически, то обнаружить источник шума достаточно просто. Да, топливо низкого качества Да, износ поршневой группы Да, повреждение деталей ГРМ Да, попадание посторонних предметов на защиту двигателя Да, расскажу в х.

Основные последствия дизеления для мотора:

Если бензиновый двигатель дизелит из-за кратковременной детонации, то никаких последствий не будет. Длительная детонация из-за некачественного топлива приводит к разрушению перемычек между кольцами, попаданию обломков в поддон и повреждению зеркал цилиндров и клапанов. Посторонние звуки из-за изношенных деталей указывают на предаварийное состояние мотора. При продолжении эксплуатации увеличивается риск необратимого повреждения двигателя.

Утрата герметичности выхлопной системы или попадание грязи на защиту никак не влияют на ресурс двигателя. Водителю придется потерпеть шум несколько дней до ремонта или очистить экран от камней либо грязи на эстакаде или мойке.

Причин, по которым дизелит бензиновый двигатель, много. Посторонний шум часто указывает на необходимость диагностики и ремонта силового агрегата. При появлении нехарактерных звуков при работе мотора следует обратиться в сервис, в противном случае существует риск необратимой поломки двигателя.

Сохраните статью в закладках, чтобы полезная информация была всегда доступной.

Детонация двигателя при выключении зажигания?

Довольно часто можно услышать или прочитать такое выражение — детонация двигателя после выключения зажигания. Что при этом имеют в виду? Нередки ситуации, в основном на карбюраторных двигателях (почему именно на них — будет рассказано ниже), когда по окончании поездки водитель поворачивает ключ зажигания, а двигатель не глохнет, или начинает дергаться, словно в припадке.

Дизелинг: что это такое?

Вот это явление некоторые и называют детонацией. Правомерность этого термина рассматривается в предлагаемой статье.

Что такое детонация?

Для протекания рабочего процесса в двигателях внутреннего сгорания требуются 2 условия:

  1. создание и подача в цилиндры горючей топливно-воздушной смеси;
  2. последующее ее поджигание.

На дизелях смесь воспламеняется самостоятельно за счет высокой температуры, возникающей в камере сгорания в конце хода сжатия. В бензиновом двигателе ее нужно поджечь. Для этой цели используются свечи зажигания. Как происходит процесс воспламенения в нормальных условиях?

После подачи высокого напряжения между электродами свечи образуется искра, от которой загорается горючая смесь. Если посмотреть процесс сгорания в замедленной съемке, будет видно, что факел пламени проходит последовательно весь объем камеры сгорания от свечи до наиболее удаленных стенок со скоростью около 50 метров в секунду.

Однако в некоторых случаях процесс горения происходит по-другому. После того как фронт пламени начал распространяться, из-за высокой температуры происходит самопроизвольное воспламенение смеси в сжатом объеме. Возникает волна давления, еще более ускоряющая процесс воспламенения, в результате чего процесс горения разгоняется до сверхзвуковых скоростей (от 1 до 2-х километров в секунду).

Дизелинг: что это такое?

Это похоже на взрыв, отсюда и металлические звуки, вызываемые ударной волной. Причем последняя вызывает механические повреждения деталей (поршни, кольца, клапаны).

Причины, вызывающие детонацию:

  • высокая степень сжатия в цилиндрах;
  • неподходящий сорт бензина или его низкое качество (недостаточное октановое число);
  • слишком большой угол опережения зажигания;
  • движение на низких оборотах двигателя;
  • увеличение нагрузки;
  • повышенный нагрев мотора;
  • высокая температура атмосферного воздуха.

Детонация проявляется только в движении, отсюда можно сделать вывод: при выключении зажигания происходит не детонация двигателя, а что-то другое.

Дизелинг

Так называют рабочий процесс в цилиндрах бензинового двигателя, протекающий подобно дизельному циклу. Как было сказано выше, детонация проявляется на работающем двигателе под нагрузкой. Значит, ее не может быть даже на холостых оборотах. Почему же не глохнет мотор с выключенным зажиганием?

Одна из причин этого феномена — чрезмерный нагрев двигателя при высокой степени сжатия в цилиндрах. После отключения зажигания коленчатый вал до полной остановки еще несколько секунд вращается по инерции, и время каждого такта увеличивается. Поскольку зажигание выключено, новых вспышек сначала нет.

Дизелинг: что это такое?

В какой-то момент высокая температура воздушной смеси в течение увеличившегося промежутка времени приводит к такому нагреву смеси, что она самопроизвольно, при отсутствии искры, воспламеняется. То есть, воспламенение осуществилось по-дизельному. Коленчатый вал получил крутящий импульс и начал вращаться.

Однако с увеличением частоты вращения продолжительность такта сжатия сократилась, и смесь не успевает нагреться до температуры воспламенения. Вспышки прекращаются, и двигатель останавливается. Но тут снова увеличивается длительность времени сжатия, нагревшаяся смесь снова начинает воспламеняться, и так может продолжаться какое-то время.

Читайте также:  Характеристики прицепов и полуприцепов нефаз

Чаще всего двигатель все-таки останавливается сам. Если же этого не происходит, его нужно заглушить принудительно. Для этого достаточно включить передачу и отпустить педаль сцепления. При увеличившейся нагрузке мотор наконец заглохнет.

Дизелинг в общем-то — безобидный процесс. Вреда двигателю не приносит никакого, притом что случается довольно редко. Более того, это явление свидетельствует, что компрессия двигателя — отличная, — значит износа деталей шатунно-поршневой группы нет.

Калильное зажигание

Есть еще одно явление, приводящее к тому, что отключаемый двигатель продолжает работать. Это так называемое калильное зажигание, или «калилка», как говорят водители.

Суть его в том, что в рабочей камере некоторые детали (свечные электроды, кромка камеры сгорания в поршне, кромки выпускных клапанов) перегреваются до такой температуры, что играют роль запальной свечи. Двигатель с выключенным зажиганием продолжает работать как ни в чем не бывало.

Дизелинг: что это такое?

Объясняется это тем, что воспламенение смеси происходит не от запальной свечи, а от наиболее горячей детали в камере сгорания. Вместо детали эту функцию может выполнять раскаленный слой нагара.

Есть некая аналогия со свечой накаливания в дизельном двигателе, однако в целом рабочий процесс происходит как и положено бензиновому мотору.

В отличие от дизелинга, калильное зажигание весьма опасно тем, что его трудно заметить при движении, поскольку сопровождающие стуки заглушаются ревом мотора.

А поскольку вызывается оно перегревом деталей двигателя, что само по себе должно насторожить, процесс этот, не будучи вовремя остановлен, приведет к еще худшим последствиям.

Результатом незамеченного калильного зажигания может быть: прогар или оплавление поршней, клапанных тарелок. Наименее опасный случай — оплавление свечных электродов.

Поэтому при подозрениях на «калилку» в первую очередь следует проверить свечи зажигания.

Дизелинг или калилка?

После теории можно «вернуться к нашим баранам». В начале статьи было сказано, что остановленный двигатель может работать только на карбюраторных движках.

Объясняется это тем, что на дизельных и впрысковых моторах, как правило, имеется электромагнитный клапан отключения подачи топлива, работающий от ключа зажигания.

После поворота ключа горючее в цилиндры не поступает, и «детонировать» больше нечему.

Дизелинг: что это такое?

Как же узнать, в чем заключается причина, что двигатель после остановки якобы детонирует. Хотя, как было показано выше, термин «детонация» к этому случаю не подходит. На самом деле имеет место калильное зажигание, или дизелинг. Но что конкретно?

Уже было сказано, что «калилка» возможна как на работающем моторе, так и при выключенном зажигании. Что касается дизелинга, то он существует только на выключенном двигателе. Основные признаки двух явлений:

  • Если после остановки мотора он работает словно в конвульсиях, то есть: схватит — заглохнет, схватит — заглохнет, — значит, имеет место дизелинг. Переменный характер вспышек обьясняется изменяющимся временем нагрева рабочей смеси для ее самовоспламенения.
  • Признаком калильного зажигания является спокойная, ровная работа двигателя при выключенном зажигании. В этом случае вспышки инициируются раскаленными деталями двигателя, играющими роль свечей зажигания.

Выводы

  1. Детонация в цилиндрах двигателя при его глушении — не что иное, как дизелинг, либо калильное зажигание.
  2. Дизелинг — всего лишь курьезный момент, способный вызвать некоторое удивление водителя и свидетелей происходящего.

  3. Что касается калильного зажигания — явление это опасное. Хорошо еще, если оно проявило себя при попытке остановки двигателя, и, заметив это, можно (и нужно!) принять меры к его недопущению в дальнейшем.

Дизелинг двигателя автомобиля, как с ним бороться и победить?

Дизелинг: что это такое?Дизелинг — это термин (от англ. dieseling) обозначающий самопроизвольную работу двигателя автомобиля на малых оборотах холостого хода после выключения зажигания.

При чем эта работа крайне нестабильная, продолжающаяся несколько секунд (иногда больше). Двигатель дергается и глохнет.

Вот немного информации по дизелингу, которая поможет с успехом бороться с ним и в итоге победить.

Причины дизелинга двигателя автомобиля

Чтобы возник дизелинг, необходимо совпадение нескольких условий в работе двигателя и его систем.

1. Подача топлива в камеры сгорания не прекращается после выключения зажигания.

Это основное условие, так как нет топлива, нет и дизелинга. В большинстве случаев такая проблема возникает на карбюраторных двигателях, где сложно уследить за непроизвольным подтеканием бензина.

2. Низкое качество топлива.

Применяется бензин с низкой стойкостью к самовопламенению при сжатии. Он, в отличие от высокооктанового топлива более склонен к вступлению в химические реакции, частности с кислородом.

3. Форма камеры сгорания.

Дизелинг больше «любит» вытянутые (клиновая или полуклиновая форма), но не сферические камеры сгорания. На рассматриваемых карбюраторных двигателях ВАЗ они как раз вытянутые.

4. Увеличение степени сжатия.

Если, например, при тюнинге или ремонте головки блока ее ощутимо «шлифанули» и уменьшили объем камер сгорания.
5. Постоянный перегрев двигателя.

Превышение выше нормы температурного режима работы двигателя, наряду с давлением и подтеканием бензина способствуют возникновению дизелинга.

Как следствие, движущийся вверх поршень, сжимает над собой горючую смесь (хотя ее там быть уже не должно) и та самовоспламеняется (без участия искры на свечах) от давления и роста температуры в камере сгорания.

Самовоспламенение происходит около хорошо прогретых деталей камеры сгорания — тарелок клапанов, электродов свечей (то есть в местах где смесь более прогревается).

За схожесть такой работы с работой дизеля ее и назвали дизелингом.

Так как подача топлива и состав горючей смеси в камерах при таких условиях нестабильны, воспламенение смеси происходит не при каждом такте сжатия. В результате двигатель то «схватывает», то пытается заглохнуть и так дергается пока не остановится окончательно.

Последствия дизелинга для двигателя

— Негативных последствий, как например при детонации, от дизелинга практически нет. Если конечно не учитывать ухудшение настроение водителя, ждущего пока двигатель его автомобиля прекратит дергаться после выключения зажигания. Хотя тот, по его ожиданиям, должен остановиться как вкопанный.

Но, следует отметить, что так как топливная смесь при дизелинге сгорает не полностью, ее остатки активно оседают черным нагаром на поршнях, клапанах, стенках камер сгорания и свечах зажигания.

Как победить дизелинг двигателя?

— Необходимо привести в порядок электромагнитный клапан карбюратора (ЭМК) и связанную с ним систему ЭПХХ.

Игла клапана, после выключения зажигания, должна полностью перекрывать топливный жиклер холостого хода, что бы бензин из СХХ не попадал в двигатель и не провоцировал дизелинг. Пример такой проверки: «Проверка электромагнитного клапана (ЭМК) карбюратора 21073 Солекс».

Дизелинг: что это такое?Обломанная игла клапана ЭМК — частая причина дизелинга

— Необходимо устранить «перелив» карбюратора (если он имеется). 

Чаще всего причина «перелива» слишком высокий уровень топлива в его поплавковой камере.

Дизелинг: что это такое?Измерение зазора между поплавком и прокладкой «крышки» карбюратора — один из способов установки правильного уровня топлива

  • — Необходимо заменить бензин в топливном баке на более качественный (с более высоким октановым числом).
  • Можно периодически постепенно доливать хороший бензин в бак пока он не заместит плохой.
  • — Необходимо привести в порядок систему охлаждения двигателя автомобиля.
  • В первую очередь проверяется термостат, потом — наличие воздуха в системе, далее крышку расширительного бачка, чистоту радиатора, вентилятор и пр.
Читайте также:  Когда нужно менять воздушный фильтр двигателя автомобиля

Дизелинг: что это такое?Если СО исправна — верхняя часть термостата начинает греться сразу после пуска двигателя, нижняя только после начала открытия его термоклапана

См. «Проверка системы охлаждения двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099».

Примечания и дополнения

— Помимо дизелинга к ненормальной работе двигателя относят калильное зажигание (самовоспламенение рабочей смеси от нагретых частей камеры сгорания) и детонацию (аномальное горение рабочей смеси при определенных условиях).

Еще статьи по неисправностям двигателя автомобилей ВАЗ

  1. — Почему не работает один цилиндр в двигателе автомобиля?
  2. — Проверка исправности двигателя автомобиля резиновой перчаткой
  3. — Стоит ли бояться гидроудара в двигателе автомобиля?
  4. — Проверка исправности двигателя автомобиля листом бумаги
  5. — Почему моторное масло попадает в свечные колодцы двигателя?
  6. — Что такое степень сжатия в двигателе и от чего она зависит?

Подписывайтесь на нас!

Двигатель не глохнет после выключения зажигания: дизелинг

В процессе эксплуатации ДВС можно столкнуться с явлением, когда мотор после выключения зажигания продолжает работать. Двигатель дергается определенное время, обороты в этот момент повышаются и падают.

Отметим, что данные симптомы ошибочно понимают как детонацию или КЗ (калильное зажигание). Необходимо добавить, что малые нагрузки на мотор в режиме холостого хода означают низкое давление и температуру в цилиндрах силового агрегата.

Отсюда следует вывод, что детонация на холостых оборотах является невозможным явлением.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое детонация двигателя. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах возникновения детонации, а также о последствиях детонационного сгорания топливно-воздушной смеси в цилиндрах ДВС.

В то же самое время проблема кратковременной работы двигателя после выключения зажигания и прекращения подачи искры продолжает встречаться достаточно часто. Далее мы рассмотрим, что заставляет бензин воспламеняться самостоятельно без участия внешнего источника, исключив из списка неисправностей детонацию и КЗ.

Воспламенение топлива и степень сжатия

Для лучшего понимания данной проблемы бензинового ДВС необходимо обратить внимание на принцип воспламенения смеси в дизельном агрегате. Как известно, у моторов на солярке нет свечей зажигания, а также в дизельных ДВС степень сжатия намного выше по сравнению с бензиновыми аналогами. Дизтопливо нагревается от сжатия и самостоятельно воспламеняется от такого нагрева.

Что касается бензиновых моторов, степень сжатия у них меньше. По этой причине температура сжатой смеси в цилиндрах оказывается не такой высокой, как в дизелях. Для нормальной работы бензинового агрегата смесь своевременно поджигается от внешнего источника (искра свечи зажигания).

Сам бензин менее склонен к воспламенению, особенно на относительно высоких оборотах коленвала. Но это не значит, что данный вид топлива абсолютно не способен самостоятельно воспламениться при определенных условиях.

Как проявляется дизелинг

После отключения зажигания происходит закономерное снижение частоты вращения коленвала. В этот момент бензин, в случае его проникновения в цилиндры, успевает прогреться и воспламениться самостоятельно, то есть без участия искры от свечи. Далее происходит отдача энергии на поршень, что заставляет коленчатый вал увеличить обороты.

После увеличения частоты вращения коленчатого вала бензину снова не достаточно времени для самостоятельного воспламенения, в результате чего коленвал замедляется. Так может повторяться несколько раз. Водитель ощущает подобную работу мотора в виде рывков, тряски и дерганий двигателя после отключения зажигания.

Указанные рывки вызваны хаотично увеличивающейся и затем снижающейся частотой вращения коленвала. Примечательно то, что процесс самовоспламенения бензина в этот момент аналогичен дизельному, а само явление получило название «дизелинг».

Вполне очевидно, что дизелинг не является детонацией, а также отличается от калильного зажигания.

Дизелинг и калильное зажигания

В списке основных причин, по которым мотор может не глохнуть после отключения зажигания, отмечены КЗ и дизелинг. Дизелинг бензинового мотора по своей природе отличается от калильного зажигания и возникает в результате:

  • использования низкооктанового топлива;
  • увеличения степени сжатия двигателя;

КЗ представляет собой самостоятельное воспламенение топливно-воздушной смеси от раскаленных поверхностей (свеча зажигания, выпускной клапан, тлеющий нагар).

Дизелинг также является самопроизвольным воспламенением бензина, но данное явление происходит в большей мере от сжатия, а уже затем от контакта с нагретыми поверхностями.

Калильное зажигание предполагает нарушения процесса сгорания смеси в тот момент, когда свечи подают искру.

Результатом становится несвоевременное воспламенение смеси, формирование фронта пламени в непредусмотренном конструкцией месте, рост нагрузок на ЦПГ и КШМ, нарушение теплообмена в цилиндрах и т.д. Калильное зажигание менее разрушительно сравнительно с детонацией, но также может привести к перегревам поршней, оплавлению свечей зажигания, прогарам клапанов и т.д.

Если же двигатель не останавливается после выключения зажигания и продолжает неустойчиво работать, тогда подобное явление никак не является КЗ. Более того, эксперты в области двигателей, которые конструктивно основаны на принципе калильного зажигания, отмечают устойчивость работы подобных ДВС на любых режимах.

Моторы с калильным зажиганием имеют отличительную особенность, которая заключается в усиленном нагреве источника такого зажигания уже после воспламенения смеси. Благодаря такому свойству калильный двигатель всегда работает «ровно».

 В случае с дизелингом силовой агрегат сильно дергается, то есть такая работа мотора предельно неустойчива.

Что в итоге

Дизелинг является неисправностью, которая в большей мере присуща двигателям с высокой степенью сжатия. Вторым по значимости фактором является исправность работы системы охлаждения и расчетная рабочая температура конкретного мотора. 

Менее технологичные силовые агрегаты имеют низкую компрессию и степень сжатия, предполагая работу на бензине с низким октановым числом. Давление и температура в цилиндрах указанных ДВС зачастую не достигает таких показателей, при которых может проявиться дизелинг после остановки двигателя.

Напоследок добавим, что большинство двигателей сегодня работают по такому принципу, когда выключение зажигания означает одновременное прекращение топливоподачи. Если на новой машине двигатель «дергается» после отключения зажигания, тогда высока вероятность выхода из строя блокирующих систем или возникновения проблем в отдельных элементах системы питания двигателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector