Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Как известно, трансмиссионное масло бывает минеральное, полусинтетическое или синтетическое. В связи с этим автомобилистов часто интересует, какое из них лучше и можно ли смешивать эти жидкости. В данной статье рассказывается о типах смазок для коробки передач, их свойствах и возможности смешивания разных типов.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Виды трансмиссионных жидкостей

По своему составу трансмиссионные масла бывают минеральные, полусинтетические и синтетические. Минеральное масло для трансмиссии создаётся из натуральных нефтепродуктов без добавления каких – либо иных веществ.

В основе полусинтетической смазки сочетание минеральной и синтетической основ, а также всевозможные добавки. Синтетическую создают с помощью особой технологии химического синтеза.

При этом обычно добавляют различные присадки.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Также масла для коробки передач различаются по вязкости и некоторым иным параметрам. Для различных условий эксплуатации и автомобилей разных марок и моделей подходят смазки с определёнными свойствами. Точная и подробная информация об этом обычно есть в руководстве к каждой конкретной машине.

Применение присадок и добавок позволяет создавать жидкости не только для механических коробок передач, но и для автоматов, роботов и вариаторов разных типов и модификаций. Смазки для CVT, РКПП или АКПП преимущественно синтетические. Минеральные сегодня используются обычно только в механических трансмиссиях, и то чаще всего старого образца.

Характеристики эксплуатационных свойств

Минеральные масла для КПП отличаются довольно высокой степенью вязкости. Они могут быстро и сильно густеть на морозе. Это несколько ограничивает их область применения, смазывающие свойства.

Полусинтетические считаются средними по степени вязкости. Синтетические – самые жидкие.

Их отличает слабая восприимчивость к крайне низким или высоким температурам окружающей среды, прекрасные смазывающие свойства и множество дополнительных качеств, достигаемых за счёт специальных добавок.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Также трансмиссионные смазки различаются по своей вязкости. В связи с этим выделяют следующие типы жидкостей:

  • SAE 70W — смазка, созданная для работы при крайне низкой температуре от-55°C, подходит для применения в северных странах и регионах с очень сильными морозами.
  • SAE 75W – подходит для применения при температуре от-40°C и рекомендуется для зимнего использования.
  • SAE 80W – масло для зимы, имеющее рабочую температуру от -26°C.
  • SAE 85W – жидкость для зимы, применяется при температуре от -12°C.
  • SAE 90 – летняя смазка.
  • SAE 140, SAE 250 – летние жидкости для особого применения в некоторых моделях авто.
  • SAE75W-90, SAE 75W-140, SAE 80W-90 – всесезонные трансмиссионные масла. Нередко бывают минеральными, но могут быть и иных типов.
  • SAE 85W-140 – жидкость для летнего или всесезонного применения.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

В большинстве регионов России обычно используются всесезонные смазки для трансмиссии. Но в отдельных районах целесообразно заливать различные жидкости в зависимости от сезона. Это характерно для мест с очень жарким летом или морозными зимами.

Большинство указанных типов масел по вязкости может быть как синтетическим, так и полусинтетическим. Минеральные смазки обычно являются более вязкими и плохо подходят для зимнего применения, так как быстро густеют даже при не очень сильном морозе.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Типы смазок – их плюсы и минусы

Автомобилисты нередко задумываются, какое трансмиссионное масло лучше: минеральное, полусинтетика или синтетика. Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно, ведь для каждой модели автомобиля и особенностей его эксплуатации подходит своя смазка. При этом у всех типов есть свои достоинства и недостатки.

Минеральное трансмиссионное масло – самое старое и известное. Оно было изобретено первым и до сих пор не утратило своей актуальности. Такая смазка по-прежнему имеет немало преимуществ и является отличным вариантом для многих автовладельцев.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Плюсы:

  • Низкая цена.
  • Слабая текучесть.
  • Снижение шумности работы трансмиссии.
  • Подходит для сильно изношенных КПП.

Минусы:

  • Быстрая потеря положительных свойств.
  • Густеет даже при незначительном морозе.
  • Малый срок службы.
  • Слабые моющие свойства.
  • Оставляет отложения на резиновых деталях трансмиссии.
  • Подходит не для всех типов коробок передач.
  • Преимущественно только для механики.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Полусинтетические жидкости для трансмиссии по своим качествам являются промежуточными между минералкой и синтетикой. Их область применения довольно обширна. Такие смазки могут использоваться не только в МКПП, но и в некоторых иных типах коробок передач, но не во всех.

Плюсы:

  • Доступная цена.
  • Распространённость.
  • Оптимальны как для низких, так и для высоких температур.
  • Продолжительный срок эксплуатации.
  • Долго сохраняют свои качества.
  • Могут иметь дополнительные присадки для улучшения характеристик.
  • Неплохие моющие и чистящие способности.
  • Защита коробки передач от быстрого износа и старения.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Минусы:

  • Возможны отложения на резиновых элементах трансмиссии.
  • Может не подходить для современных моделей МКПП.
  • Не всегда возможно применение в других типах трансмиссий, кроме механических.
  • Может загустевать при сильном морозе.

Синтетические смазки считаются самыми современными и прогрессивными. Они используются во всех типах трансмиссий и могут обладать различными дополнительными качествами, благодаря активному применению всевозможных присадок и добавок. Но и у таких жидкостей отмечаются недостатки.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Плюсы:

  • Широкая область применения.
  • Выпускаются многими знаменитыми брендами.
  • Отличные моющие свойства.
  • Прекрасные антикоррозийные и иные защитные качества.
  • Текучесть.
  • Длительный срок службы.
  • Продолжительное сохранение свойств.

Минусы:

  • Высокая стоимость.
  • Множество подделок на российском рынке, особенно среди смазок известных брендов.
  • Могут не подходить для коробок старого образца или сильно изношенных.
  • Возможна быстрая утечка при некоторых неисправностях трансмиссии.
  • Велика вероятность появления гула и шума на старых КПП или механических коробках отдельных моделей.

Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Эксперты считают, что лучше использовать тот тип трансмиссионной смазки, который рекомендован заводом-изготовителем автомобиля. В руководстве по его эксплуатации написаны необходимые параметры и оптимальные бренды жидкости.

Отступать от этих рекомендаций можно только после диагностики авто и консультации квалифицированных механиков. Покупать более дешёвые и низкокачественные масла не стоит.

Это принесёт лишь повышенный износ трансмиссии и увеличит затраты на более частые замены жидкости и ремонт КПП.

Иногда замена синтетической смазки на полусинтетическую или минеральную целесообразна, если при использовании синтетики коробка сильно гудит или отмечается быстрый уход масла. При решении о смене типа жидкости рекомендуется посетить СТО для диагностики транспортного средства.

Возможно, присутствует течь или требуется иной ремонт трансмиссии. Порой специалисты рекомендуют использовать полусинтетические или минеральные трансмиссионные жидкости для МКПП автомобилей с большим пробегом. Но это оправданно только при заметном износе коробки передач.

Зачастую лучше не переходить на другое масло, а выполнить профессиональный ремонт узла.

https://www.youtube.com/watch?v=qaYfyn8PxFE\u0026pp=ygVn0KfRgtC-INGC0LDQutC-0LUg0YLRgNCw0L3RgdC80LjRgdGB0LjQvtC90L3QvtC1INC80LDRgdC70L46INGB0LLQvtC50YHRgtCy0LAg0Lgg0L7RgdC-0LHQtdC90L3QvtGB0YLQuA%3D%3D

Многие автолюбители и мастера считают оптимальными полусинтетические масла. Они отлично подходят для большинства механических коробок переключения передач и имеют доступную стоимость. Но такие смазки могут оказаться неэффективными и вредными для современных трансмиссий некоторых относительно дорогих и последних моделей авто.

В некоторых случаях переход с минералки на полусинтетику или синтетику оправдан при эксплуатации машины в очень холодном и суровом климате. Но порой достаточно лить такую жидкость только на зиму. Если автомобиль неплохо работает на минеральной смазке и является сравнительно старым, нет смысла её менять.

Но некоторые автомеханики утверждают, что можно заменить её полусинтетической, что снизит количество отложений на резиновых деталях. Переход на минералку со смазки иных типов может быть оправдан только в исключительных случаях при сильном износе коробки передач.

Да и то данная мера обычно является временной и применяется до полноценного ремонта механизма.

Можно ли в минеральное масло долить полусинтетику

Автолюбители нередко задаются вопросом: можно ли смешивать синтетическое и минеральное или полусинтетическое масло. Необходимость смешивания может возникнуть, когда срочно требуется долить смазку, а нужной жидкости не оказалось под рукой. Иногда такая потребность возникает и в иных случаях.

Опытные автомобилисты и механики утверждают, что смешивать трансмиссионные жидкости различных видов строго запрещено! Если смешать их, причём неважно, какие и с чем, может образоваться твёрдый осадок. Он приведёт к повышенному трению деталей трансмиссии и их быстрому и сильному износу, поэтому вскоре потребуется дорогостоящий ремонт или замена коробки передач.

Читайте также:  Делаем впрыск воды в двигатель своими руками

Характеристики трансмиссионных масел

В этой статье мы поговорим о характеристиках трансмиссионных масел, позволяющих им выполнять свои функции.

Для начала нужно определиться с этими самыми функциями, наметить «цели и задачи», так сказать. Масло в коробке передач в первую очередь должно хорошо смазывать (как и моторное масло, в общем-то).

Банальность, конечно, но это отправная точка в определении основных характеристик трансмиссионки.

Смазывающие свойства – это способность масла принимать на себя и «гасить» за счёт вязкостных свойств усилия, которые в противном случае воздействовали бы на твёрдую поверхность деталей механизмов, разрушая её и вызывая тем самым износ этих деталей.

Исходя из этого определения, в первую очередь трансмиссионные масла должны иметь достаточно хорошие вязкостные свойства, плюс противоизносные и противозадирные присадки.

В отличие от моторных трансмиссионные масла не контактируют с горячими зонами цилиндропоршневой группы и с продуктами сгорания топлива, на борьбу с которыми тратится основной объём антиокислительных и диспергирующих присадок.

Соответственно, в трансмиссионке они не нужны, по крайней мере в больших количествах. С другой стороны, температуры в узлах трансмиссии иной раз доходят до 150°C, плюс присутствует вода и кислород из атмосферы, что требует наличия какого-то количества антиокислителей.

Ниже перечислим основные характеристики трансмиссионных масел:

  • смазывающие свойства
  • вязкостные и антифрикционные характеристики
  • термоокислительная стабильность
  • антикоррозионные свойства
  • антипенные свойства
  • совместимость с материалом уплотнений
  • стабильность при длительном хранении

Теперь подробнее о каждом из них.

Смазывающие свойства трансмиссионного масла

Как я уже писал в начале статьи, главная функция моторного – это снижение износа деталей и предотвращение задира на них. Это и называется смазывающей способностью масла. Из статьи о свойствах моторного масла мы помним, что эта способность напрямую зависит от вязкости.Что такое трансмиссионное масло: свойства и особенности

Чем выше вязкость, тем лучше смазывание. Это справедливо для гидродинамического режима трения, то есть там, где отсутствует непосредственный контакт металлических поверхностей.

Однако в трансмиссии гораздо чаще, чем в двигателе, возникают смешанный и граничный режимы трения, при которых металл деталей входит в непосредственный контакт при высокой температуре и большой нагрузке.

В этом случае детали предохраняют противоизносные и противозадирные присадки, в качестве которых используются содержащие серу и фосфор соединения.

Вкратце механизм их действия таков: при взаимодействии двух деталей (например, шестерёнок) с высокой нагрузкой в зоне микроконтакта возрастает температура, порой до порога плавления металла.

В этот момент вещество присадки вступает в химическую реакцию с металлом поверхности, образуя так называемые модифицированные слои (или «эвтектические смеси») с меньшим напряжением сдвига. Сродни тонкой наледи вместо микролужи на асфальте после заморозков.

Такая «наледь» может и сдвинуться вслед за контактирующей поверхностью, которая «проскользит» по ней без вреда для деталей (особенно если учесть, что такие зоны образуются на обеих соприкасающихся деталях).

И даже если этот модифицированные слой разрушится, то в момент следующего напряжённого контакта он образуется вновь, и так далее, до полного срабатывания противозадирной присадки.

Таков механизм действия противозадирных и противоизносных присадок в трансмиссионном масле.

В этих условиях вязкость не имеет особого значения для достижения защитного эффекта, однако при малой вязкости слой масла может быть слишком тонким, соответственно, в нём будет недостаточно этих присадок.

Поэтому в маловязких маслах концентрацию серо-фосфорсодержащих присадок увеличивают примерно в полтора раза.

Вязкость и потери энергии на трение

В отношении вязкостных характеристик трансмиссионных масел предъявляются противоречивые требования.

С одной стороны (и мы отметили это выше) при доминировании граничных и смешанных гранично-гидродинамических режимах трения вязкость не имеет принципиального значения для достижения большей сохранности деталей. А потери энергии на трение тем меньше, чем меньше вязкость масла.

Надо сказать, что в трансмиссии они довольно высоки, около 50%. То есть, если двигатель выдаёт КПД 25%, то до колёс доходит примерно 12-13%. При использовании маловязких масел и антифрикционных присадок можно достигнуть экономии топлива порядка 2-3%. Немного, но в масштабах автопарка чувствительно.

Ещё один плюс от малой вязкости – облегчённый пуск (особенно зимой) и работа трансмиссии в холодном состоянии. В этой связи понятно стремление производителей сделать трансмиссионные масла как можно менее вязкими.

С другой стороны, большая вязкость позволяет маслу лучше удерживаться на смазываемой поверхности, и её уменьшение может привести к увеличению износа, возникновению задиров и питтинга (микровыемки, выкрошенные в металле, снижающие прочность детали в целом). Ведь противоизносные присадки в этом случае не смогут помочь, они просто стекут вместе с маловязким маслом с детали. Помимо этого, слишком низкая вязкость может увеличить утечку масла через уплотнения трансмиссии.

Выход из этой ситуации с противоречивыми требованиями найден благодаря улучшению технологии изготовления агрегатов трансмиссии.

Качественные уплотнения, преобладание граничных режимов трения и минимизация свободного пространства позволяют-таки использовать маловязкие масла.

 (Если вдруг захотелось подробностей по термину вязкости, можно почитать статью о вязкости моторных масел, там всё разложено по полочкам).

Антиокислительные свойства

В процессе работы в агрегате трансмиссионное масло нагревается в следствие трения. Вместе с кислородом воздуха и каталитическим воздействием металлов деталей возникают условия для активного окисления.

В этом случае начинают окисляться и выпадать в осадок нерастворимыми соединениями все компоненты масла, включая противозадирные присадки, недостаток которых может вызвать поломку узла трансмиссии. Наибольшее значение для ускорения процесса окисления имеет температура.

Надо отметить, что синтетическая основа более термостабильна, нежели минералка (ещё один довод в пользу синтетики в трансмиссии).

В общем, понятно, что окисление – это очень плохо. Для борьбы с ним добавляют антиокислительные присадки.

Они реагируют со свободными радикалами и другими химически активными компонентами, превращаясь вместе с ними в растворимые неактивные вещества, то есть попросту в безвредный и бесполезный балласт, либо разлагают эти компоненты на менее активные. Это позволяет снизить степень окисления до приемлемых значений.

Антикоррозионные свойства

В узлах трансмиссии используются детали из цветных металлов, таких как алюминий, медь, свинец, различные сплавы с оловом и другим цветметом. Цветные металлы достаточно легко корродируют, взаимодействуя с продуктами окисления масла.

Соответственно, чем быстрее масло окисляется, тем интенсивнее подвергаются коррозии эти детали. Поэтому у антикор-присадок задача нейтрализовать продукты окисления до их реакции с металлами.

От антиокислителей они отличаются тем, что одним из механизмов работы антикоров является покрытие поверхности тонкой плёнкой, устойчивой к воздействию кислот и воды (которая тоже добавляет свои пять копеек в дело коррозии металла).

Помимо собственно защиты детали эта плёнка «пассивирует» металл, то есть снижает его каталитическую способность в отношении окисления масла. Так что многие антикоррозионные присадки являются дезактиваторами металла, а значит добавляют антиокислительных свойств продукту.

Антипенные свойства

В процессе функционирования трансмиссионные масла активно перемешиваются с воздухом, что приводит к образованию пены.

На способность к пенообразованию в значительной мере влияет фракционный состав масла, степень и глубина его очистки, свойства функциональных присадок, давление и температура.

У парафиновой составляющей стойкость к вспениванию выше, чем у нафтеновой, поэтому маловязкие масла (в которых количество парафинов сведено к минимуму) лучше пенятся.

Загрязняющие примеси, как и некоторые присадки в трансмиссионное масло увеличивают прочность плёнки пузырьков, в результате образуется стойкая пена. Процесс пенообразования проходит активнее с повышением температуры. В случае образования стойкой пены смазывание трансмиссии проходит масловоздушной смесью, в которой недостаточно непосредственно масла, поэтому детали быстро выходят из строя.

Антипенные присадки снижают поверхностное натяжение маленьких пузырьков воздуха, в результате чего они объединяются в более крупные и легко лопаются, не успевая образовать устойчивую пену.

Читайте также:  Противотуманные фары ВАЗ 2110: как выбрать и какие лучше

Совместимость с материалами уплотнений

Помимо прочего композиционный состав трансмиссионных масел проверяют на взаимодействие с уплотнениями агрегатов, стараясь снизить его до минимума.

Основная цель – не допустить набухания эластомеров, которые изменят при этом свои физические свойства, а значит и способность к герметизации соединения.

Современные масла могут даже оказывать положительное воздействие на материал уплотнений, восстанавливая их первоначальную структуру.

Стабильность при длительном хранении

И наконец, полученный состав трансмиссионного масла должен быть стабилен при длительном хранении, поскольку иногда в состоянии покоя происходит выпадение присадок в осадок. В результате масло лишается части своих свойств и не обеспечивает должную защиту узлов и агрегатов трансмиссии.

Кстати, в этой связи встречал я любопытный случай, когда производитель масел заявлял о приемлемости выпадения осадка при длительном хранении и рекомендовали применять такое масло после энергичного взбалтывания до растворения выпавшего осадка. Видимо, какая-то часть присадок может менять своё состояние без потери качества конечного продукта.

Но это ни в коем случае не совет применять масла не взирая на наличие осадка, поскольку никто кроме специалистов производителя доподлинно не знает, какие именно присадки входят в то или иное масло и могут ли они безнаказанно выпадать в осадок, затем вновь растворяться в масле.

Да и как-то не солидно это, «после сборки доработать напильником», навроде того…

Вот и все основные характеристики трансмиссионных масел, помогающие агрегатам работать безотказно в штатных режимах.

Напоследок отмечу, что основную долю всех присадок в трансмиссионных маслах занимают противоизносные/противозадирные присадки, поскольку они в основном и срабатываются в процессе, в отличие, например, от моторных масел, в которых основной объём присадочного пакета, не считая модификаторов вязкости занимают детергенты и дисперсанты (эти непонятные слова можно «опонятить» в статье о составе моторного масла, если кому интересно). В линейках многих маслопроизводителей есть трансмиссионные продукты, имеющие в названии латинские буквы EP, от английских слов Extreme Pressure, то есть экстремальное давление. Пишутся они на маслах категории качества GL-4 по стандарту API (что это такое, прочитать можно в статье о классификации трансмиссионных масел), и говорят как раз о превалирующем наличии противоизносных и противозадирных присадок в продукте. Практические рекомендации по заливке можно посмотреть в статье о том, какое масло лить в МКПП.

Колонка тех.эксперта

Эксплуатационные свойства трансмиссионных масел согласно условиям эксплуатации и конструкции агрегатов устанавливает наиболее распространенный в мире стандарт, разработанный American Petroleum Institute (API).

Указателем класса API для трансмиссионных масел является аббревиатура GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 6. В современных легковых автомобилях различных типов используются масла GL-4 и GL-5.

GL 1 – GL-3 применяются только в трансмиссиях старых автомобилей.

Группа GL-6 в настоящее время не используется, так как считается, что класс GL-5 отвечает наиболее строгим требованиям. В 1998 г.

API, работая в контакте с SAE (Society of Automotive Engineers – Американская Ассоциация Автомобильных Инженеров) и ASTM (American Society for Testing and Materials – Американское общество испытаний материалов), предложил две новые категории оценки качества трансмиссионных масел: PG-1 и PG-2 (PG-1 – для ручных коробок передач тяжелых грузовых автомобилей и автобусов; PG-2 – для ведущих осей грузовых автомобилей и автобусов). Особое внимание уделялось высокотемпературным свойствам этих масел. В технической литературе категорию PG-2 иногда обозначают группой GL-7.

Классификация API предусматривает деление трансмиссионных масел в основном по уровню противозадирных свойств. Чем больше номер группы GL, тем эффективнее присадки, обеспечивающие эти свойства.

В них содержатся сернистые соединения, что в критических режимах работы зубчатых пар приводит к химическим изменениям поверхностного слоя металла, который преобразуется в тонкую модифицированную пленку – продукт износа.

Несмотря на то, что металл при этом химически разъедается, суммарный ущерб в тяжелых условиях работы оказывается меньше.

Но такая химическая модификация масла позволяет снизить износ стали или чугуна. Цветные же металлы, из которых изготавливают синхронизаторы механических КПП, не всегда уживаются с сернистыми соединениями, поэтому изнашиваются быстрее.

Именно поэтому на переднеприводных ВАЗах, пока российскими заводами не было налажено производство соответствующей «трансмиссионки», применялось обычное моторное масло.

В этом случае при отличной сохранности синхронизаторов повышался износ шестерен.

Использование в механических КПП масла класса GL-5 может стать причиной затрудненного включения передач, так как принцип работы синхронизаторов основан на использовании такого явления как трение.

Чем выше коэффициент трения рабочих поверхностей механизма синхронизации, тем легче включаются передачи.

А так как эффективные противоизносные присадки этого масла снижают коэффициент трения, для включения передачи к рычагу КПП необходимо прикладывать большие усилия.

Эти примеры показывают, что классификация API во многом не отражает важных свойств масел, необходимых для эффективной работы агрегатов трансмиссий. В связи с этим автопроизводители выдвигают дополнительные требования к трансмиссионным маслам, используя классификацию API лишь как основу.

Свои спецификации имеют такие фирмы-производители автомобилей и агрегатов как Chrysler, Ford, General Motors, Mack, MAN, Mercedes, Volvo. Подводя итоги, можно сказать, что масло уровня GL-4 предназначено для работы в синхронизированных коробках передач легковых заднеприводных и переднеприводных автомобилей.

Масло этого класса обеспечивает надежную защиту КПП и в то же время не агрессивно по отношению к синхронизаторам.

Масло GL-5 рекомендуется для работы в тех агрегатах трансмиссии, где имеются гипоидные зацепления. Одна из наиболее часто допускаемых ошибок – заправка маслом класса GL-4 редукторов заднеприводных автомобилей – ведет к более быстрому износу и, как следствие, быстрому выходу из строя шестерен главной пары.

Оптимальным выбором можно считать трансмиссионное масло, получившее спецификацию производителя данного автомобиля. Как правило, ведущие производители масел указывают эти данные на канистре.

Следует знать, что некоторые производители выпускают универсальные масла, предназначенные как для коробки передач с синхронизаторами, так и для нагруженных гипоидных передач.

Уровень противоизносных и противозадирных свойств трансмиссионного масла определяется не только составом и концентрацией присадок, но и вязкостью.

Масла должны, с одной стороны, сохранять высокую вязкость при рабочих температурах, чтобы не разрушалась масляная пленка и нормально уплотнялись зазоры, с другой – не становиться слишком вязкими при минусовых температурах окружающей среды, чтобы на «холодную» не препятствовать вращению шестерен агрегатов. Слишком высокая вязкость усложняет работу синхронизаторов, ведь лишнее очень вязкое масло при переключении передач необходимо постоянно выдавливать из зазоров между контактирующими рабочими поверхностями. В сильные морозы из-за этого на «холодную» также затрудняется включение передач, а автомобиль может двигаться даже на нейтральной передаче (при включенном сцеплении).

SAE J 306 C классифицирует трансмиссионные масла следующим образом: 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250 (см. таблицы 3.3. и 3.4). Буква W (winter) означает, как и в маслах моторной группы, что вязкость определена при низких температурах, т.е. масло предназначено для эксплуатации в зимнее время.

При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел должна быть в пределах 150000 сП (Санти-пуазов). Кроме того, масло должно соответствовать определенным минимальным требованиям при 1000С. Маркировка вязкости без буквы W – 85, 90 и т.д. говорит о принадлежности к летнему сорту.

Читайте также:  Газель «Некст» АКПП: особенности

Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости в Санти-стоксах (сСт) определены при температуре 1000С. Довольно широкое признание получили всесезонные трансмиссионные масла, в маркировку которых введены два обозначения – зимнее 75W, 80W и т.д. и летнее 85, 90 – например, 75W-90 или 80W-90.

Чтобы исключить нецелесообразную процедуру замены масел каждые полгода, автопроизводители рекомендуют использовать трансмиссионную «всесезонку».

Трансмиссионное масло должно выбираться с учетом максимальных и минимальных температур, при которых планируется эксплуатация автомобиля. Исходя из этих соображений, классификация SAE основана на показателях низкотемпературной и высокотемпературной вязкостей.

Как показано в таблице 2, чтобы исключить большие потери энергии на трение, оптимальная «зимняя» вязкость в нашей климатической зоне должна соответствовать классу 80W.

«Летнюю» вязкость лучше подбирать в соответствии с требованиями автопроизводителя, которые указаны в руководстве по эксплуатации машины.

Таблица 1. Классификация трансмиссионных масел по уровню эксплуатационных свойств (API)

Группа Область применения
GL-1 Предназначены для спирально-конусных, червячных передач и механических коробок передач (без синхронизаторов) грузовых автомобилей и сельскохозяйственных машин
GL-2 Червячные передачи, работающие при низких скоростях и нагрузках. Обычно применяются для смазывания трансмиссии тракторов и сельскохозяйственных машин
GL-3 Спирально-конические передачи, работающие в умеренно жестких условиях. Предназначены для смазывания конусных и других передач грузовых автомобилей. Не предназначены для гипоидных передач
GL-4 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и малых скоростей при больших крутящих моментах. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач
GL-5 Гипоидные передачи, работающие в условиях высоких скоростей при малых крутящих моментах и ударных нагрузках на зубья шестерен. Основное предназначение – для гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин. гипоидных передач, имеющих смещение осей. Для синхронизированной механической коробки передач применяются только масла, имеющие специальное подтверждение о соответствии требованиям производителей машин
GL-6 Гипоидные передачи с увеличенным смещением, работающие в условиях высоких скоростей, больших крутящих моментов и ударных нагрузок. В настоящее время класс GL-6 больше не применяется, так как считается, что класс API GL-5 достаточно хорошо удовлетворяет наиболее строгие требования

Таблица 2. Классификация трансмиссионных масел по вязкости (SAE)

Класс вязкости Минимальная температура, 0C Вязкость, сСт
70W -55 4,1 / –
75W -40 4,1 / –
80W -26 7,0 / –
85W -12 11,0 / –
80 7,0 / < 11,0
85 11,0 / < 13,5
90 13,5 / 24,0
140 24,0 / 41,0
250 41,0 / –

Трансмиссионные масла. Маркировка и классификация

Трансмиссионные масла — это масла, которые применяются для смазки таких высоконагруженных узлов автомобиля, как коробка передач и ведущий мост, раздаточная коробка, рулевое управление, с целью уменьшения потерь на трение, отвода тепла от зоны контакта, предохранения деталей трансмиссии от коррозии.

Для обеспечения надежной и длительной работы агрегатов трансмиссий смазочные масла должны:

  • иметь достаточные противозадирные, противоизносные и противопиттинговые, вязкостно-температурные, антипенные свойства
  • обладать высокой антиокислительной стабильностью
  • не оказывать коррозийного воздействия на детали трансмиссии
  • иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой
  • обладать достаточной совместимостью с резиновыми уплотнителями
  • иметь хорошую физическую стабильность в условиях длительного хранения

Доля трансмиссионных масел в общем объеме смазочных материалов, потребляемых автомобилем за весь срок эксплуатации, всего лишь 0,3..0,5 %, потому что сроки замены масла составляют 60…150 тыс. км пробега (или, если автомобиль эксплуатируется нерегулярно, через 3…7 лет независимо от пробега).

Несмотря на то, что трансмиссионные масла используются в более легких условиях, чем моторные, они испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта цилиндрических, конических и червячных передач может составлять от 500 до 2000 МПа, а гипоидных – до 4000 МПа. Скорость скольжения зубьев относительно друг друга на входе в зацепление изменяется в диапазоне 1.

5…12 м/с в конических и цилиндрических передачах, 20…25 м/с в червячных и 15 м/с и более в гипоидных. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется от температуры окружающего воздуха до 200 °С, однако в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный нагрев до 300 °С, а иногда и выше.

В результате этого могут происходить усиленный износ, задиры, питтинг (точечное выкрашивание зубьев шестерен) и др.

К маслам, используемым в автоматических коробках передач, предъявляются гораздо более высокие требования по вязкости, антифрикционным, противоизносным и антиокислительным свойствам, чем к применяемым в других агрегатах.

Поскольку автоматические коробки включают несколько совершенно разнородных агрегатов (гидротрансформатор, шестеренчатую коробку передач и сложную систему управления), спектр функций масла весьма широк.

Такое масло кроме смазки и охлаждения должно передавать крутящий момент.

В основном трансмиссионные масла имеют минеральную (нефтяную) основу. Однако в последнее время появляется все большее количество масел на синтетической и полусинтетической основах. Для придания маслам функциональных и специфических свойств в основу вводят различные присадки: противозадирные, защищающие, антикоррозионные и др.

Самым важным свойством трансмиссионных масел является вязкость, которая обусловливает противоизносные характеристики масла, сопротивление проворачиванию (что особенно важно в зимнее время), потери энергии при передаче мощности. Данный показатель имеет большое значение для обеспечения нормальной работы сальников.

Основным сортом трансмиссионного масла для легковых автомобилей российского производства является универсальное масло ТМ-5-18 (более распространенное обозначение ТАД-17И), которое применяется для коробок передач, главной передачи и рулевого управления. Его можно использовать как всесезонное при эксплуатации автомобилей в зоне с умеренным климатом.

Данное масло получают смешением остаточного и дистиллятного масла с введением многофункциональной и депрессорной присадки.

Маркировка и классификация трансмиссионных масел

Маркировка масла ТМ-5-18 обозначает:

  • ТМ – трансмиссионное масло
  • 18 – класс вязкости, т.е. при температуре 100 «С данное масло имеет вязкость около 18 сСт
  • 5 – группа масла, которое имеет противозадирные и многофункциональные присадки.

Международная классификация по вязкости SAE делит масла на семь классов: четыре – зимних и три летних. Если масло всесезонное, применяется двойная маркировка, например SAE 80W-90, SAE75W-90 и т. д.

Классификация по эксплуатационным свойствам API предусматривает деление масел на шесть групп GL в зависимости от области применения, которая определяется типом зубчатой передачи, удельными контактными нагрузками в зонах зацепления и рабочей температурой.

Масла GL-4 и GL-5, применяемые для легковых автомобилей, составляют группу так называемых универсальных трансмиссионных масел, которые используются в главных передачах ведущих мостов.

Кроме того, их применяют в коробках передачах и раздаточных коробках, хотя для этого не всегда требуются масла, содержащие эффективные противозадирные присадки.

Тем не менее, использование одного масла в главной передаче и других агрегатах трансмиссии автомобилей целесообразно, так как сокращается ассортимент применяемых масел и исключается возможность заправки узла маслом неподходящего сорта.

Применяемое в агрегатах трансмиссии автомобилей России масло ТМ-5-18 соответствует по классификации SAE маслу 80W-90, а по классификации API – группе GL-5. Аналогами данного масла являются зарубежные масла, имеющие в соответствии с международной классификацией API маркировку CL-5, например масла «Spirax ND90» (фирма «Shell»), «Mobilube ND90» (фирма «Mobil») и др.

Для автоматических коробок передач применяются масла «Туре F», «Dexron», «Мercon» или по заводской спецификации «Mersedes-Benz», «Toyota» и др.

Различаются они в основном фрикционными характеристиками и представляют минеральные масла с хорошей низкотемпературной текучестью.

Для того чтобы не перепутать масла, применяемые в автоматических коробках передач, с маслами механических коробок передач, первые окрашивают в красный цвет.

Видео: Трансмиссионное масло. Разновидности. Масло для коробки передач. Как выбрать?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector