Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто «домиком», при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими рукамиПри отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно «сходясь навстречу» друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение). 

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими рукамиПоложительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, «смотрит вперёд». 

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими рукамиОтрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой. 

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта. 

Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Как регулируются углы установки колес? 

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

https://www.youtube.com/watch?v=lFBum36M91s\u0026pp=ygWPAdCn0YLQviDRgtCw0LrQvtC1INGA0LDQt9Cy0LDQuy3RgdGF0L7QttC00LXQvdC40LUg0LrQvtC70LXRgSDQuCDQutCw0Log0YHQtNC10LvQsNGC0Ywg0YDQsNC30LLQsNC7LdGB0YXQvtC20LTQtdC90LjQtSDRgdCy0L7QuNC80Lgg0YDRg9C60LDQvNC4

Однако так было не всегда — на той же «восьмерке», с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30', схождение = 0°15' ± 10' и кастер = 0°20±30'0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может «гулять» в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти «плюсовых» минут имеет законное право «уходить в минус».

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими рукамиПередняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамникаЧто такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими рукамиДопуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек). 

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими рукамиКастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими рукамиЧто такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Продольные растяжки подвески ВАЗ-2108 спереди крепятся к кронштейнам, сзади – к поперечным рычагам. Именно поэтому они влияют на кастер

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера.

В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими рукамиТак выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылуЭто уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям. 

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки.

Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера.

Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

https://www.youtube.com/watch?v=lFBum36M91s\u0026pp=YAHIAQE%3D

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы? 

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика».

И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50' для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65').

Свои углы» могут выглядеть примерно такУдивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более.

Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!).

Читайте также:  Работа вентилятора охлаждения двигателя: принцип работы, причины неполадок

Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10' на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

Регулировка схождения на Самаре – процесс довольно хлопотный (особенно со стороны водителя), поэтому некоторые развальщики даже самостоятельно (!) изготавливают подобный специнструмент

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле. 

Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)

Перед регулировкой схождения руль нужно выставить строго горизонтально и зафиксировать, для чего на СТО используются специальные приспособления

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется.

Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость.

Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение. 

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории.

Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно. 

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда регулировка углов установки колес не помогает?

Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты.

Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное.

Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение.

Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.

Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.

https://www.youtube.com/watch?v=JCNayroGS9c\u0026pp=ygWPAdCn0YLQviDRgtCw0LrQvtC1INGA0LDQt9Cy0LDQuy3RgdGF0L7QttC00LXQvdC40LUg0LrQvtC70LXRgSDQuCDQutCw0Log0YHQtNC10LvQsNGC0Ywg0YDQsNC30LLQsNC7LdGB0YXQvtC20LTQtdC90LjQtSDRgdCy0L7QuNC80Lgg0YDRg9C60LDQvNC4

Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»

Опрос

Давно делали «развал-схождение»?

Как отрегулировать развал схождение колес автомобиля своими руками в домашних условиях

Ходовая часть авто — это сложный компонент с множеством параметров. Любое вмешательство в неё приведёт к изменению углов установки колёс.

В результате поведение машины на дороге меняется в худшую сторону: затрудняется прохождение поворотов, авто может вилять при торможении и разгоне, становится трудно направлять его в определённую сторону, возникают заносы.

Чтобы исправить проблему, прибегают к развал-схождению. Можно ли сделать его своими руками и что для этого нужно?

Что такое развал-схождение

Развалом колеса именуют угол между его центральной плоскостью и поверхностью дороги. Он напрямую влияет на качество сцепления и точность контроля авто. Если всё настроено правильно, колёса будут поворачивать именно туда, куда вы его направите.

Схождение — разница в расстояниях между крайними передними и задними точками колёсных дисков. Она измеряется в миллиметрах или градусах. Схождение влияет на срок службы покрышек. Если оно неправильное, шины быстро придут в негодность.

Ещё одним важным параметром колеса является кастер, т. е. продольный наклон шкворня. Он влияет на точность контроля авто и способность колёс к самобалансировке. Если кастер отрегулировать неправильно, возникнут трудности с рулевым управлением.

Развал-схождение — это регулировка перечисленных параметров для обеспечения управляемости и снижения износа покрышек.

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Регулирование развал-схождения на стенде в автосервисе

Когда и зачем это вам нужно

Производители рекомендуют владельцам иномарок проводить процедуру каждые 30 000 км пробега, а обладателям отечественных авто — каждые 15 000 км. Срок может уменьшаться, если машина эксплуатируется в сложных условиях и часто ездит по плохим дорогам. В ряде случаев может потребоваться внеплановая процедура:

  • если диск смялся при въезде в яму на высокой скорости;
  • если проводился ремонт ходовой;
  • если на машину поставили укороченные пружины или клиренс менялся по другим причинам, были установлены автобаферы;
  • если при езде ясно чувствуется «увод» авто в сторону;
  • если покрышки начали изнашиваться гораздо быстрее;
  • если руль плохо возвращается после преодоления поворота.

Что вы получите по результатам развал-схождения?

  1. Улучшится курсовая устойчивость машины. При езде по прямой транспорт будет двигаться только вперёд, без смещения в сторону.
  2. Автомобиль станет более манёвренным, пропадут сильные заносы, упростится управление.
  3. Снизится расход топлива, возрастёт срок эксплуатации покрышек.

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

В зависимости от назначения может быть выбран тот или иной вид развала колёс

Признаки необходимости проведения таких работ на автомобиле

Есть несколько признаков и симптомов, по которым можно понять, что клёса пора регулировать.

  • При езде руль находится в центральном положении, а автомобиль отклоняется в сторону.
  • Руль повернут в одну из сторон, но машина всё равно едет по прямой.
  • Если вы только что купили автомобиль, обязательно обратитесь в автосервис за развал-схождением. Мастера на внутренней СТО магазина должны проводить процедуру перед продажей, но на практике так бывает не всегда. В идеале лучше спросить об этом перед покупкой.
  • При смене резины загляните на станцию технического обслуживания чтобы проверить развал-схождение. Возможно, делать его не придётся, но вероятность имеется.
  • Кроме того, обратите внимание на расход топлива и скорость износа покрышек. Если эти параметры увеличились, возможно, проблема именно в состоянии колёс.

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Неравномерный износ покрышек — один из признаков необходимости развал-схождения

Читайте также:  Когда нужно заправлять кондиционер в автомобиле и как часто нужна заправка

Развал-схождение задних колёс

Нужно ли выполнять развал-схождение задних колёс в переднеприводном автомобиле? Да, но надо иметь в виду небольшой нюанс. Если заднее колесо вывернуто наружу, задняя ось будет уводиться на обочину, что приведёт к появлению сильных заносов на поворотах.

Если же колесо развёрнуто к центру поворота, машина будет с трудом поворачивать.

Однако незначительное сведение этих частей авто одно к другому идёт только на пользу водителю, поскольку можно будет проще двигаться по прямой, а подвеска сможет лучше «подруливать» в определённую сторону даже при сильных порывах бокового ветра, что является несмоненной помощью водителю-новчику.

Итак, если нижние стороны задних колёс слегка повёрнуты друг к другу — это нормально. А вот их расхождение нуждается в устранении.

Проблемы ходовой и настройка параметров колёс

Обязательно выполняйте развал-схождение, если ходовая часть транспорта подвергалась ремонту. Особенно важно сделать это при замене следующих деталей:

  • сайлентблоков;
  • наконечников рулевых тяг;
  • рычагов подвески.

Теоретически при замене верхних и нижних шаровых, пружин и амортизаторов прибегать к процедуре не надо, но некоторые специалисты рекомендуют выполнять её при работах с абсолютно любым компонентом ходовой. На всякий случай.

Какими должны быть углы установки: отрицательные и положиельные величины

Оптимальное значение для легкового автомобиля — либо нулевое, либо слегка отрицательное (т. е. колёса должны быть немного направлены наружу нижней частью).

Возможна установка положительного значения — от 0 до 4,5 градусов. В спортивных автомобилях используется отрицательное значение от -0,5 до -5,5 градусов.

Благодаря этому достигается высокий уровень сцепления, повышается стабильность на поворотах.

У отрицательных углов есть минусы. Так, при езде по прямой внутренняя кромка покрышки будет быстрее изнашиваться, возможна нестабильность при разгоне и торможении на прямом пути. Оптимальным вариантом является установка показателя на уровне в -0,5 градусов.

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Положительный и отрицательный развал

Регулировка развала и схождения без визита в автосервис

Подготовка

Приготовьте следующие предметы:

  • телескопическую линейку для проверки сход-развала;
  • мел;
  • шнур с отвесом;
  • стандартный набор ключей автомобилиста.

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Линейка для измерения схождения. Когда-то ей комплектовался каждый автомобиль

Работы следует выполнять на площадке без неровностей. Желательно, чтобы на ней располагался подъёмник, но подойдёт и яма.

Сначала надо определить, насколько точен имеющийся показатель развал-схождения. Для этого ставим машину на ровную площадку, поворачиваем руль в одну сторону, пока он не упрётся в преграду, и делаем метку мелом на его середине.

Затем вращаем рулевое колесо в обратную сторону (тоже максимально), считая количество понадобившихся для этого оборотов и окружностей. Результат делим на 2 и поворачиваем руль обратно на полученное число оборотов.

Если в результате руль установлен в привычное вам положение, всё в порядке. Если нет — придётся заняться настройкой рейки.

Регулирование рулевой рейки своими руками

  1. Снимите руль, отвинтив гайку.
  2. Зафиксируйте управляющий элемент в определённом ранее оптимальном положении.
  3. Найдите гайки на наконечниках рулевых тяг и ослабьте их.

    Немного выкрутите одну из них, подсчитав количество нужных для этого оборотов. Затем закрутите вторую гайку на такое же количество оборотов.

Всё, автомобиль готов к настройке развал-схождения.

Схождение (со схемой)

  1. Авто должно стоять на ровной площадке. Колёса направлены вперёд. Лучше всего выполнять работу в яме.
  2. Нанесите на внутреннюю часть левого и правого колеса по метке — они должны располагаться рядом с дисками.
  3. Создайте в линейке предварительное натяжение.

    Поставьте её между колёсами так, чтобы измерительный прибор упирался в метки, но не касался других деталей автомобиля.

  4. Встряхните линейку. Совместите указатель с делением «0» (ноль).
  5. Оставив линейку на колёсах, немного прокатите автомобиль вперёд. Измерительный прибор должен повернуться вместе с колёсами без соприкосновения с элементами кузова и подвески.

  6. Посмотрите на линейку. Изменились ли показания? Если нет или изменились незначительно (до 1 деления), то со схождением всё в порядке. Если разница больше — нужна регулировка.
  7. Ослабьте контргайки на рулевых тягах. Поверните муфту, чтобы изменить длину тяги.
  8. Затяните контргайку и снова измерьте показания. Повторяйте, пока не получите нужный результат (т.е.

    от нуля до ± 1).

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Вращаем контргайку для установки оптимального схождения

Развал: советы по самостоятельному проведению

Этот процесс труднее, чем регулировка схождения.

  1. Поднимите автомобиль, чтобы его колёса не касались земли.
  2. Установите колёса в положение для езды по прямой.
  3. Мелом сделайте пометки в максимально верхней и самой нижней частях обода колеса.
  4. Разместите на крыле шнур с грузом — таким образом, чтобы он и ваши пометки располагались в одной плоскости. Измерьте расстояние от шнура до каждой метки (мерить надо расстояние от шнура до диска, т.е. ориентируйтесь по нижней части метки). Запишите результат.
  5. Немного прокатите машину вперёд, чтобы колёса провернулись на 90 градусов. Сделайте новые метки в верхней и нижней частях, повторите процедуру с грузом и линейкой. Опять запишите результат.

Что такое развал-схождение колес и как сделать развал-схождение своими руками

Так надо мерить расстояние от колеса до шнура с отвесом

Разница в расстояниях между шнуром каждой из меток должна составлять ± 1 мм для машин с передним приводом и ± 3 мм в авто с задними ведущими колёсами. Если это так — с развалом всё в порядке. Если нет — выполните следующие действия.

  1. Домкратом приподнимите авто. Снимите колесо. Открутите 2 болта, которые присоединяют кронштейн амортизаторной стойки к поворотному кулаку.
  2. На поворотном кулаке расположен специальный болт. При его повороте деталь будет двигаться внутрь или наружу. Ваша задача на этом этапе — разместить кулак таким образом, чтобы колёса заняли правильное положение.
  3. Подтяните болты и поставьте колесо на место. Прокатите автомобиль вперёд на пару метров. Опять подвесьте шнур и измерьте расстояние от него до меток. Если расстояние нормализовалось, вы справились с регулировкой развала. Если нет — снимите колесо и повторяйте действия с поворотным кулаком до победного.

Видео: Как можно сделать проверку и отрегулировать развал-схождение на ВАЗ 2110

Главное, что требуется для самостоятельного развала-схождения — это точность и аккуратность. Внимательно следите за каждым показателем, от правильности замеров зависит успех всей работы.

  • Дмитрий Буймистров
  • Распечатать

Как делают сход-развал своими руками: пошаговая инструкция

Управляемость автомобиля во многом зависит от параметров настроек элементов подвески, которые определяют положение колес во время стоянки и движения транспортного средства. Поэтому каждому водителю приходится регулярно задавать себе вопросы о том, как делают сход развал на СТО и можно ли провести эту регулировку собственными руками.

Что это такое

Сначала разберемся с тем, что скрывается под термином «сход-развал». Чаще всего оба этих параметра объединяются, так как они совместно отвечают за правильное положение колес транспортного средства. Однако на самом деле это даже не две, а три совершенно разные настройки, периодичность проведения которых зависит от условий эксплуатации автомобиля:

  1. Развал – отвечает за максимальное сцепление шины с дорожным покрытием во время движения транспортного средства и за устойчивость машины в поворотах. Угол между вертикалью и плоскостью вращения колеса в современном легковом автомобиле стремится к нулю (колеса располагаются перпендикулярно дороге). Однако у спортивных автомобилей часто выставляется отрицательный развал (верхние части автомобильных скатов смещены внутрь относительно перпендикулярной оси) для лучшей управляемости в поворотах, а у грузовиков устанавливается положительный развал (верхние части колес направлены наружу) для лучшей управляемости при полной загрузке. Эта характеристика может автоматически меняться при езде с грузом и изменении крена автомобиля.
  2. Схождение – от этого параметра во многом зависит скорость износа шин. Показывает угол между направлением движения автомобиля и плоскостью вращения колес, расположенных на одной оси.
  3. Кастр (кастер или кастор) – отвечает за автоматическое выравнивание колес при выходе из поворота, которое происходит за счет скорости автомобиля. Определяется углом между вертикалью и проекцией продольного наклона колеса во время поворота.

Чем грозят неправильные или «сбитые» регулировки

Правильно отрегулированный сход-развал избавит владельца автомобиля:

  • от быстрого и неравномерного износа резины;
  • серьезных проблем с управляемостью транспортного средства;
  • дорогостоящего ремонта подвески, в том числе замены разбитых ступичных подшипников.

Кроме того, при неправильных регулировках автомобиль начинает сильно крениться в поворотах, а во время разгона и движения по прямой появляются другие проблемы – от «биения» руля до ухода машины в сторону. Все это создает реальную угрозу безопасности не только для водителей и пассажиров транспортного средства, но и для всех остальных участников дорожного движения.

Поэтому каждый владелец автомобиля должен регулярно и очень ответственно проводить проверку настроек и регулировку (при необходимости) сход-развала в автосервисе или, при наличии определенных навыков, собственными руками.

Как часто делать

Подавляющее большинство водителей считают, что регулировку колес делают только после ремонта подвески или при появлении явных признаков «неадекватного» поведения машины на трассе. Однако специалисты с этим мнением не согласны и советуют производить настройку сход-развал:

  • через каждые 15-20 тысяч километров пробега или при каждой сезонной замене покрышек;
  • при появлении быстрого или ярко выраженного неравномерного износа шин;
  • сразу после покупки нового или подержанного автомобиля;
  • при различных радиусах поворота налево и направо;
  • после регулировки высоты посадки автомобиля («занижающего» тюнинга) при помощи специальных вкладок или утолщенных резинок;
  • после внезапного изменения положения руля;
  • при появлении серьезных проблем во время управления транспортным средством (постоянный уход в сторону, запоздалое реагированием, «плавание» по колее и т.д.);
  • из-за отказа автомобиля возвращаться к прямолинейному движению после выхода из поворота;
  • после любого ремонта подвески (замена маятникового рычага, шаровых опор, наконечников, рулевых тяг и т.д.).

Периодичность здесь может быть самая разная. Ведь каждая из этих причин может свидетельствовать о «сбитых» регулировках, которые желательно как можно быстрей настроить под конкретный автомобиль, а не гадать о том, как понять, что его надо делать. Сделать это можно не только на СТО, но и самостоятельно при помощи одного из способов, которые будут подробно рассмотрены в этой статье.

Как именно надо делать сход развал своими руками

Существует, как минимум, три доступных варианта по самостоятельной регулировке схода-развала, позволяющих автовладельцам сэкономить на визите в СТО.

Способ №1

Эта методика подскажет владельцам автомобилей, как делают сход развал собственными руками после ремонта подвески. Однако для начала будущему настройщику придется изготовить измерительный инструмент:

  • берем полутораметровую трубу, на одном конце которой делаем небольшой разрез по форме кромки колесного диска, а на другой стороне устанавливаем самодельный фиксатор – сверлим отверстие и привариваем к нему гайку, в которую закручиваем подходящий болт;
  • подбираем стальной штырь таким образом, чтобы он свободно передвигался в трубе;
  • слегка изгибаем собранный инструмент, чтобы обойти подрамник транспортного средства.

Подготовительные работы проведены. Переходим к непосредственной регулировке, тщательно выполняя следующие пошаговые действия:

  • загоняем автомобиль на яму или устанавливаем на эстакаду;
  • берем в руки самодельное измерительное устройство, и упираем его край с прорезью в кромку на середине одного из дисков с задней стороны колеса;
  • выдвигаем из трубки штырь до тех пор, пока он не будет слегка касаться аналогичной точки на диске противоположного колеса;
  • закрепляем полученный результат при помощи фиксатора;
  • проходим вперед и измеряем расстояние между серединами той же пары автомобильных дисков с передней стороны.

Если во время второго замера штырь снова едва касается кромки диска, то угол схождения считается «нулевым» и дальнейшей настройки не требует. В противном случае (между штырем и диском остается просвет, или инструмент сильно упирается в кромку) придется провести регулировку, которая осуществляется с той стороны подвески, где проводился ремонт или замена деталей:

  • ослабляем контргайку;
  • выкручиваем рулевую тягу из наконечника на один оборот;
  • несколько раз проворачиваем руль в разные стороны;
  • снова – по прежней схеме – замеряем расстояние между серединами дисков с обеих сторон;
  • повторяем эту операцию до тех пор, пока угол схождения установится в «нулевое» положение.

Совет!!! Во время настройки внимательно наблюдайте за тем, чтобы случайно не открутить пыльник.

Именно этот способ лучше всего подходит для тех случаев, когда ремонт подвески проводился только с одной стороны. Если же детали менялись с обеих сторон, то действовать придется немного иначе:

  • откручиваем контргайку на одной стороне и выкручиваем рейку из наконечника на один оборот;
  • переходим на другую сторону, где ослабляем другую контргайку и уже наоборот закручиваем рейку в наконечник на один оборот;
  • снова измеряем расстояние между серединами дисков парных колес спереди и сзади.

Внимание!!! Противоположные рулевые рейки закручиваются и выкручиваются во время такой настройки на одинаковое значение (полуоборота против полуоборота, оборот против оборота и т.д.).

Вот так, методом проб и ошибок, устанавливаем «нулевой» угол схождения. Как долго делать сход развал таким способом, ответить трудно, но по его окончании придется провести дополнительную проверку на прямолинейность руля:

  1. Заводим автомобиль и выезжаем на ровную дорогу.
  2. Ищем прямой участок пути и наблюдаем за положение руля.

Если руль при этом не смещается ни в одну из сторон, то настройку можно считать завершенной. Однако при его смещении вправо или влево придется провести дополнительную регулировку.

К примеру, при смещении обода рулевого колеса на четверть оборота вправо от прямолинейного положения, придется снова загнать автомобиль на яму или установить на эстакаду, чтобы ослабить обе контргайки и сначала завернуть на один оборот рулевую тягу правого колеса, а затем на тот же оборот выкрутить тягу у левого колеса. Практически аналогичным способом проводится настройка схода-развала и при левом смещении руля. Только в этом случае сначала на один оборот закручивается левая тяга, а затем ослабляется правая тяга.

Последним этапом регулировки будет фиксация элементов подвески контргайками и новое испытание руля на прямолинейность во время движения по ровному и прямому участку дороги.

Более подробно с этим способом настройки схода-развала своими руками и тем, как его правильно делают, поможет разобраться наглядное видео:

Способ №2

Этот вариант является слегка модернизированной версией предыдущего метода. В целом настройка в этом случае идет аналогичным образом, но перед ее началом нужно провести несколько дополнительных действий:

  1. Сначала считаем количество оборотов руля, которые нужно сделать для его перевода из одного крайнего положения в другое. Делим эту цифру на два, и устанавливаем рулевое колесо ровно посередине.
  2. Выравниваем передние и задние колеса при помощи длинной рейки/нитки.
  3. Проводим регулировку по описанному выше способу, добиваясь того, чтобы разность положения колес, размещенных на одной оси, составляла от 0 до 2 мм. При этом у переднеприводных автомобилей угол может отклоняться от нормы только с положительным, а у заднеприводных машин – отрицательным значением.

Подробности найдете тут

Способ №3

Для реализации этого очень простого варианта потребуются: ровная поверхность, рулетка и ровный прямоугольный металлический профиль (чем длиннее, тем точнее измерение).

Действуем в этом случае следующим образом:

  • загоняем автомобиль на участок с ровной поверхностью, удерживая руль в среднем положении.
  • прикладываем один конец прямой рейки сначала к задней поверхности переднего колеса, а затем и к передней поверхности покрышки таким образом, чтобы профиль проходил ровно через центр диска, а его второй конец соприкасался с землей/полом;
  • делаем отметки в обеих точках соприкосновения;
  • аналогичным образом действуем со вторым передним колесом;
  • берем рулетку и замеряем расстояния сначала между передними, а затем и задними отметками, чтобы вычислить угол схождения;
  • ищем в инструкции по эксплуатации рекомендуемые характеристики и при необходимости проводим регулировку положения колес при помощи вывинчивания/закручивания рулевых реек в наконечники (смотри выше).

Подробная информация расположена здесь

Каждый из этих способов настолько прост, что позволяет даже начинающему водителю при первых признаках проверить и отрегулировать сход-развал транспортного средства своими руками, а не гадать, как часто его делают, и не переплачивать за эту услугу мастерам из СТО. Попробуйте и убедитесь в этом сами.   

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector