Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

06.07.2020 | 55495 просмотров

На многих моделях премиум-сегмента ручные коробки исчезли уже много лет назад, но в среднем ценовом диапазоне и тем более среди недорогих автомобилей версии с тремя педалями по-прежнему пользуются высоким спросом. Давайте разберемся, какие аргументы заставляют покупателя выбирать «механику»?

Тонкости терминологии

Для начала несколько вводных по терминологии. Правильно, конечно, говорить не «механическая коробка», а «ручная коробка» — почему? Сегодня широко используются два критерия группировки коробок передач. Первый — по типу трансформации крутящего момента.

По этому принципу трансмиссии легковых автомобилей делятся на механические и гидромеханические — по наличию или отсутствию гидротрансформатора. Второй критерий — участие водителя в выборе и переключении передачи. По этому признаку трансмиссии (точнее — по виду рычага КПП) и подразделяются на ручные и автоматические.

Если водитель не выбирает передачу и не включает ее, значит, мы имеем дело с коробкой-«автоматом». У автомобиля с «автоматом» всегда две педали — газ и тормоз.

Читатель наверняка обратил внимание, что одна и та же коробка может быть и механической — по типу трансформации момента, и «автоматом», в том смысле, что водителю не придется дергать за рычаг и выжимать сцепление.

Но есть ли примеры этого? Сколько угодно — любая коробка с двумя автоматическими сцеплениями, то есть типа Double Clutch Transmission (DCT). Или — любая трансмиссия на базе вариатора с пакетами фрикционов вместо гидротрансформатора.

Как правило, лишь подкованные автомобилисты в курсе этих тонкостей, но чтобы убедиться в правдивости наших слов, не нужно погружаться в техническую литературу — достаточно открыть любое «Одобрение типа транспортного средства» на сайте Росстандарта, выданное на машину с коробкой типа DCT, например, на Haval F7.

В строке «Трансмиссия» указано «механическая», в строке «сцепление» — «две многодисковые муфты, работающие в масляной ванне» и ниже как тип коробки идет: «автоматическая с возможностью ручного управления», хотя обычно эту третью строчку вообще не дают.

Собственно, все ручные КП тоже могут делиться на свои группы, например, по типу кинематической схемы — двух- или трехвальные, то есть по количеству пар шестерен, которые трансформируют момент в пределах одной ступени, но сегодня мы не станем вдаваться во все эти подробности и будем считать, что «механика» — это когда на машине три педали, а «автомат» — когда их две. Обывателю этого вполне достаточно.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Три педали и «палка» — вариант для тех, кто умеет и, конечно, любит управлять автомобилем, а не просто ездить на нем

Итак, плюсы механической КПП:

1. Экономия при покупке

С одним из преимуществ ручной КПП покупатель сталкивается уже в автосалоне при покупке автомобиля. Есть случаи, когда «автомат» обходится относительно дешево, но это скорее исключение.

На нашем рынке такое, пожалуй, одно — речь о доморощенной тольяттинской коробке АМТ, которую переделали из ручной, снабдив управляющей электроникой и исполнительными механизмами ZF.

Несмотря на то, что соленоиды привозят из немецкого Швайнфурта, разница в цене между Granta АМТ в кузове седан и «ручной Грантой» всего 25 000 рублей.

Вроде бы немного? А вот полноценный, хотя и устаревший 4-ступенчатый «автомат» японской фирмы Jatco, который поставляют из-за границы, добавляет к цене Гранты уже 60 000 рублей, или в данном случае больше десяти процентов от цены «ручной» версии. В эконом-сегменте такая надбавка весьма ощутима. Неудивительно, что на 15 проданных Lada Granta с «механикой» приходится только одна машина с таким «автоматом».

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

АКПП на Грантах слишком ощутимо для покупателей увеличивает стоимость автомобиля

Однако же чем в более высокий сегмент мы будем заглядывать, тем доля «автоматов» будет выше, и это логично: чем меньше покупатель думает о цене машины, тем с большей радостью потратится на комфорт, не говоря уже о том, что нынче многие автомобилисты просто не в состоянии управиться с рычагом и тремя педалями… Далеко ходить не нужно: среди покупателей Kia Rio «автоматы» предпочитают 78%, притом что здесь двухпедальная версия стоит всего лишь на 40 000 рублей дороже, хотя, в отличие от «Жигулей», речь идет уже о 6-ступенчатом «автомате», и в данном случае это уже менее пяти процентов от цены машины, причем не в самой дорогой версии.

2. Экономия на смазке

Конечно, ценовая выгода не ограничивается только покупкой. В ручной коробке масло залито на весь срок службы, и опытный водитель вспоминает об этом агрегате только проехав около 150 000 км, когда нужно менять сцепление.

А вот в любом «автомате» — какой из типов ни возьми, масло обязательно нужно менять даже в том случае, если это не предусмотрено регламентом. Зачем? Возьмем для примера вариатор Jatco JF016E — весьма популярный в России, который устанавливают на нескольких моделях Nissan и Renault.

Недавно он нашел свое место и под капотом рестайлингового Kaptur в паре с мотором 1.3 Turbo Н5Н.

Так вот, в отличие от младшей модели CVT (JF015E), у него нет планетарного ряда, позволяющего сократить диапазон работы бесступенчатой передачи, и это значит, что фрикционной пылью масло будет засоряться меньше, однако из-за большей нагруженности наборного ремня ATF сильнее загрязняется металлической стружкой.

В общем, если вы хотите ездить на этом вариаторе и не знать бед, не останавливая себя, когда хочется разогнаться с педалью в полу или форсировать небольшую лужу в поле, смена масла, причем полная, обязательна на пробегах в 40 000—50 000 км. И даже по меркам профильного, а не официального ремонтника, это выльется в 20 000 рублей.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Замена жидкости в АКПП — недешевое удовольствие. Однако замена самого «автомата» — много дороже

На сложных современных гидромеханических «автоматах» классической конструкции, то есть состоящих из набора планетарных рядов и гидротрансформатора, также придется задуматься о смене масла, все-таки на многих трансмиссиях включение передачи осуществляется сейчас двумя фрикционами.

Другое дело, что на премиум-брендах не нужно делать это часто, скажем, на текущем поколении Range Rover Sport (L494) первую процедуру перенесли с 48 000 км на 130 000, однако кулуарно даже мастер официального сервиса порекомендует сливать старую ATF не реже, чем раз в 80 000 км, что со всеми расходниками и попутными работами тянет на 60 000 рублей.

Интересно, что некоторые производители, которые не предусматривают регламентом замену масла, просто-напросто запрещают официальным дилерам проводить эту процедуру, если автомобиль находится еще на гарантийном обслуживании, да и самим дилерам выгодно, чтобы владелец дотянул до переборки агрегата — это несоизмеримо более выгодно. Не забудем, что дилеры в большей степени зарабатывают не с продаж автомобилей, а именно с сервиса. Наконец, АКП чаще выходят из строя в силу естественных причин: чем узел сложнее, тем вероятность его поломки выше. Не говоря уже о том, что бывают и просто неудачные трансмиссии вроде печально знаменитой DP0, стоявшей на французских машинах, в их конструкции дефекты оказались просто запроектированы. Более поздние механизмы тоже не подарок — вспомним, сколько хлебнули с коробками DSG владельцы Фольксвагенов…

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Инженеры VAGа так долго проводили «работу над ошибками», что для многих покупателей аббревиатура DSG до сих пор является стоп-фактором при выборе автомобиля

Еще один момент, о котором многие забывают: ручные коробки не требуют прогрева, а вот все «автоматы», вне зависимости от типа, требуют — и отсутствие полноценного прогрева также ведет к преждевременным поломкам.

3. Экономия топлива

Главным аргументом «за механику» остается все же расход топлива, правда, речь идет лишь о городских режимах, где «ручка» действительно экономит 10–20% бензина, а вот на трассе эта разница сокращается почти до нуля.

4. Меньшее падение цены в процессе эксплуатации

Свое «ценовое» преимущество ручная коробка демонстрирует и при перепродаже автомобиля: за счет простоты и надежности она меньше влияет на остаточную стоимость, при том, что при покупке подержанной машины с двумя педалями нужно первым делом озаботиться диагностикой «автомата» и попросить у владельца документы, подтверждающие смену масла, наличие которых, конечно, не гарантирует отсутствие неисправностей, ведь «автоматы очень чувствительны к манере езды!

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

С какой коробкой подержанный автомобиль ценится больше? С надежной!

5. Экономия на тормозных колодках и дисках

При правильном обращении владелец машины с «механикой» меняет тормозные колодки по крайней мере в два раза реже. Разница тем выше, чем чаще при повседневной езде он разгоняется и тормозит.

Дело в том, что даже не беря во внимание агрессивное торможение ступенями, чем владеет далеко не всякий владелец «ручной» версии, простой сброс газа при сохранении выбранной ступени уже дает ощутимое замедление.

А теперь вспомним, что каждая вторая смена колодок сопровождается сменой тормозных дисков, после которой нужно заново выставлять сход-развал, а все «лишние» операции сильно увеличивают стоимость эксплуатации.

6. Экономия на эксплуатационных расходах

Само собой, «механика» сокращает эксплуатационные расходы на автомобиль только квалифицированному водителю, ведь если вы постоянно сбрасываете на нейтраль и подкатываете к светофору на тормозах, никакой экономии не ждите, в том числе и по топливу. А вот если вы включаете нейтраль только при остановке, тогда другое дело.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Неопытный водитель не получит всех плюсов «механики»

Конечно, при активном понижении может вылететь синхронизатор, однако если это не врожденный дефект конструкции, с этим вы, скорее всего, не столкнетесь. Кроме того, «автомат» будет требовать и внимания водителя.

Скажем, если радиатор АКП вынесен наружу и размещается, например, перед радиатором двигателя в верхней части, нужно следить за его чистотой особо. Далее.

Не следует парковать машину на большом уклоне, поскольку «автоматы» некоторых производителей в этом случае начинают страдать масляным голоданием при последующем начале движения.

7. Безопасность

Перенесемся в Европу. Доля ручных коробок здесь все еще велика, например, по последнему отчету Международного комитета экологичного транспорта (ICCT) в странах Евросоюза на конец 2018 года «автоматы» не завоевали и 40% рынка новых легковых машин. В связи с этим в Европе во множестве представлены углубленные курсы по вождению с «механикой».

Читайте также:  Замок зажигания ВАЗ: устройство, диагностика, замена замка зажигания

Они учат в первую очередь экономичной езде — после них среднестатический выпускник сокращает расход топлива как минимум на 10%, при этом средняя скорость движения, наоборот, растет. Еще одна задача таких курсов — раскрыть владельцу весь потенциал «механики», особенно в плане безопасности.

Автомобилистов учат, как правильно «понижаться» и при этом не допустить перегрузок, ведущих к поломкам. Не менее важен и другой навык — спуск с горы на передаче.

Понятно, что в Европе он востребован куда больше, потому что изрядная часть населения ежедневно ездит по горным дорогам, однако и для наших широт этот навык будет нелишним, ведь тормоза, особенно у моделей азиатских производителей, прямо скажем, нестойкие.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Умение тормозить двигателем не просто полезно: в ряде случаев оно позволит избежать аварии

К слову, многие водители «автоматов» не просто не понимают, зачем при спуске нужно ограничивать режим работы АКП первой ступенью, но даже не знают, как это делать! Наконец, далеко не все «автоматы» честно держат выбранную передачу. Представим себе, что девушка-водитель все же смогла переключить селектор в положение, соответствующее первой ступени, и начать спуск.

Однако постепенно обороты двигателя начинают расти, и в какой-то момент электроника повышает ступень. А если это случается перед поворотом? Что будет делать неопытный водитель, видя, как «умный» автомат ускоряет его автомобиль при входе в вираж?..

«Механика» в этом смысле несоизмеримо надежнее, она будет держать ступень что бы ни случилось, хоть стрелка на тахометре в «красную зону» заползет, а то и совсем ляжет.

При съезде с асфальта в поля оказывается, что преимущества ручной коробки меркнут. С одной стороны, считается, что из «застрявшего» положения легче выбраться именно на «механике», скажем, враскачку.

Да, верно, однако для этого опять же нужно обладать соответствующим навыком, уметь со скоростью иголки в швейной машинке чередовать первую ступень и реверс, не забывая при этом быстро, но аккуратно работать сцеплением.

Однако есть и обратный аргумент: с «автоматом», по крайней мере оснащенным гидротрансформатором, труднее застрять — у водителя просто меньше возможностей сорвать колеса в пробуксовку.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Автоматическая трансмиссия облегчает езду по бездорожью. Однако если все же застрянете — выбраться будет сложнее

8. Преимущества при буксировке

Вернемся на асфальт и предположим, что забарахлил двигатель — машину нужно отбуксировать в сервис.

Здесь у «механики» снова появляется преимущество, потому что достаточно включить нейтраль — и можно ехать «на галстуке» хоть вокруг экватора.

А вот машину с АКП даже на нейтрали лучше буксировать медленно и недолго, поскольку насос в этом случае не работает, и при буксировке АКП может выйти из строя. Собственно, многие производители вообще не допускают этой процедуры.

9. Преимущества в комфорте — главный аргумент в пользу АКПП

Короче говоря, мы видим, что плюсов у «механики» как будто бы больше, однако почему даже в Европе ее доля постепенно падает, оставаясь устойчивой только в недорогих сегментах автомобилей А- и В-классов? Все дело в стремлении человека к комфорту. Так что высокая доля «механики» будет сохраняться в обозримом будущем только в России, Индии и других развивающихся странах, где население едва сводит концы с концами и, конечно, при случае с радостью сэкономит на «автомате».

Что выбрать водителю: автомат или механику?

При выборе автомобиля многие водители в первую очередь обращают внимание на тип установленной коробки передач.

Это может быть «механика», при использовании которой скорости переключаются вручную, или «автомат», повышающий удобство управления за счёт автоматического выбора передаточного числа. У каждой трансмиссии есть множество особенностей, как при вождении, так и при обучении.

И водителю, особенно начинающему и ещё не определившемуся с выбором, стоит познакомиться с плюсами и минусами АКПП и МКПП, а также отличиями в водительских правах.

Плюсы вождения на МКПП

Список причин для выбора транспортного средства с механической коробкой передач включает такие особенности вождения:

  • самостоятельный выбор стиля езды водителем, выбирающим момент перехода на пониженные или повышенные обороты;
  • возможность получить достаточно большие обороты даже на автомобилях с маломощными силовыми агрегатами;
  • отсутствие проблем при случайном сбое в работе автомобильной электроники;
  • улучшение динамики разгона за счёт высокого КПД при передаче крутящего момента;
  • отличная маневренность при спуске или подъёме, в сложных дорожных ситуациях и во время спортивной езды.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Есть несколько важных для начинающего водителя плюсов и при обучении на автомобиле с механической коробкой передач.

В первую очередь, это возможность получить универсальные водительские права, с которыми получится водить машину и с АКПП, и с МКПП, независимо от количества ступеней.

Кроме того, у освоившего «механику» водителя в будущем вряд ли появятся проблемы при поездке по обледеневшей и заснеженной дороге.

Стоит отметить и более простую конструкцию механической коробки передач. Потому достаточно опытный водитель может самостоятельно выполнять мелкий ремонт такой трансмиссии, не обращаясь к специалистам. Ресурс МКПП в среднем выше, а потребление топлива ниже примерно на 10–15%, что приводит к дополнительной экономии для автовладельца.

Минусы вождения на МКПП

Список недостатков вождения автомобилей с механическими коробками передач включает:

  • значительные промежутки между переключением скоростей из-за того, что при изменении передаточного числа двигатель временно теряет мощность;
  • быстрая утомляемость водителя из-за специфики управления машиной с «автоматом» – особенно при поездке в городских условиях;
  • возможность забыть, что передачи обязательно переключать при снижении или увеличении скорости – такую ошибку чаще всего допускают начинающие водители.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Недостатки обучения на авто с «механикой» заключаются в сложности управления. Новичкам непросто одновременно переключать скорости и следить за ситуацией на дороге. Иногда они, пытаясь выбрать нужную передачу и нажимать педаль сцепления, отвлекаются, что приводит к снижению уровня безопасности. Кроме того, привыкать к МКПП придётся дольше, чем к «автомату».

Плюсы вождения на АКПП

Несмотря на множество преимуществ механических коробок передач, у «автоматов» тоже достаточно плюсов. Главный – высокий комфорт управления, который отмечают и начинающие водители, и те, кто выбрал машину с АКПП после «механики».

Заметнее всего это на дорогах крупного города, когда приходится часто снижать скорость и стоять в автомобильных пробках. Благодаря АКПП, водитель не дёргает всё время за рычаг и избегает постоянных нажатий на педаль сцепления.

А ещё – не переживает из-за того, что такой режим движения может привести к быстрому износу коробки передач. Снижается усталость и уровень стресса, что заметно повышает безопасность поездки.

Машины с «автоматом» позволяют водителям допускать небольшие ошибки и неточности управления. Отсутствует риск включения неправильной передачи, из-за которой могут выйти из строя элементы трансмиссии.

Водитель-новичок быстрее осваивается, уделяет больше внимания дороге, не отвлекаясь на ручное переключение передаточного числа.

Нажимать приходится на одну педаль меньше, а стартовать с места, особенно при движении в гору, становится намного проще.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

У некоторых автомобилей с АКПП есть специальный спортивный режим. При переключении на него водитель увеличивает динамику транспортного средства до уровня, сравнимого с механической коробкой.

Это позволяет ускоряться в нужный момент, в том числе, при необходимости обогнать другое транспортное средство.

Правда, выбор режима Sport заметно увеличивает потребление топлива и нагрузку на двигатель, потому использовать его слишком часто не рекомендуется.

Учиться вождению на машине с автоматической КПП намного проще. Во время такой учёбы не приходится знакомиться с информацией о ручном переключении скоростей. Не нужно учиться трогаться с места и выбирать подходящие передачи на поворотах. Новичок быстрее осваивается, уделяя больше внимания непосредственно управлению во время движения, манёвров и парковки.

Минусы вождения на АКПП

Главный недостаток поездки на автомобиле с автоматической коробкой передач – ухудшение динамики. Частично компенсировать его помогает спортивный режим, но использовать его постоянно не получится.

Хуже всего динамика у вариаторов – зато такой «автомат» отличается максимальной плавностью переключения скоростей. Более динамичными являются автомобили с гидротрансформаторный и роботизированными трансмиссиями.

Хотя динамика таких машин может намеренно ограничиваться производителем для снижения потребления топлива.

Среди других недостатков вождения автомобилей с «автоматом» стоит отметить:

  • повышение риска застрять в снегу или грязи – хотя у некоторых авто с АКПП, особенно внедорожников, для этого есть специальные режимы L и Snow; Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки
  • невозможность выполнения некоторых манёвров – в том числе, силового скольжения и прохождения поворотов в управляемом заносе;
  • проблемы с переходом от «автомата» на «механику» для начинающего водителя, который обучался вождению на машинах с АКПП.

После обучения вождению на транспортном средстве с автоматической коробкой передач водитель получает права со специальной отметкой.

Водить машину с МКПП он может только после того, как переучится и сдаст дополнительный экзамен.

Небольшой КПД при передаче крутящего момента приводит к повышению расхода топлива, а особенности конструкции автоматических коробок увеличивают частоту и стоимость ремонта.

Насколько обучение на автомате дороже механики?

Перед началом обучения в автошколе начинающий водитель может обратить внимание на разницу в ценниках между машинами с АКПП и МКПП. Возникает она по таким причинам:

  • стоимость транспортных средств с автоматической коробкой передач и их ремонта выше, чем машин с «механикой»;
  • наличие «автомата» увеличивает потребление топлива – иногда до 10–15% по сравнению с МКПП;
  • чтобы компенсировать разницу в расходах на содержание авто с АКПП, автошколы увеличивают стоимость.

Стоимость обучения на машине с «автоматом» выше примерно на 8–10%, в зависимости от города и автошколы. В среднем, разница составляет 2,5–3 тыс. рублей. И это добавляет ещё одну причину для выбора обучения на авто с механической коробкой передач.

Читайте также:  Распространенные неполадки и ремонт бензинового ДВС -

Отличаются ли права на машины с АКПП и МКПП?

Раньше водительское удостоверение было одинаковым, независимо от того, проходил водитель обучение на машине с МКПП и АКПП.

В 2014 году вступили в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, в соответствии с которыми на обороте водительских прав, в левом нижнем углу, появилась отметка «AT».

Это показывает, что владелец удостоверения обучался на машине с автоматической коробкой передач. Лицевая сторона удостоверения осталась без изменений.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки

Причины наличия такой отметки можно легко объяснить. После установки коробок-«автоматов» на большинстве современных легковых авто, от седанов до минивэнов, требования к учащимся автошкол смягчились.

И, если будущий водитель не хочет учиться на машине с МКПП, теория и практика вождения касаются только автоматических коробок.

Привыкнуть к управлению будет проще, но водить машину с «механикой» запрещается – даже если тип ТС соответствует категории прав.

Для того, чтобы водитель, на удостоверении которого есть отметка «AT», смог управлять автомобилем с «механикой», он должен будет переучиться. Кроме обращения в автошколу, понадобится ещё и переэкзаменовка в ГИБДД.

Права без отметки «AT» являются универсальными. Их владелец, который проходил обучение в автошколе на машине с МКПП, может управлять любыми соответствующими категории удостоверения авто.

В том числе, моделями с любыми видами «автоматов».

Подведение итогов

Подводя итоги, стоит отметить, что обучение в автошколе на машинах с «автоматом» стоит выбирать только тем водителям, которые в будущем собираются пользоваться только такими авто. Это позволит ему быстрее пройти обучение и проще сдать экзамен.

Но, если нет уверенности в том, что 100% всех автомобилей будут оборудованы автоматической КПП, лучше учиться вождению на машине с «механикой». Права без отметки «АТ» дают возможность управления автомобилями с любыми коробками и даже сэкономить на обучении.

В будущем водитель, который научился управлять МКПП, может легко перейти на машины с автоматической трансмиссией.

«Автомат» или «механика»: плюсы и минусы коробок передач

Когда приходит пора выбирать новый автомобиль, мы, как правило, думаем о том, с каким типом двигателя и коробки передач будет наша будущая машина.

Если раньше выбор состоял из двух вариантов – механическая или автоматическая трансмиссия, то сегодня наряду с обычной «механикой» можно избрать автоматическую, роботизированную или бесступенчатую коробку передач.

В этой статье мы рассмотрим плюсы и минусы перечисленных выше трансмиссий.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостаткиАКПП vs МКПП

Простая сложная «механика»

По своему устройству механическая коробка передач – просто устроенный агрегат, если, конечно, сравнивать ее с автоматическими и роботизированными трансмиссиями. Эта простота обусловливает невысокую стоимость автомобиля, оснащенного такой коробкой, и простоту в обслуживании и эксплуатации.

Впрочем, на счет последнего можно поспорить: принцип работы механической КПП предполагает активное участие водителя, и потому роль человеческого фактора в эксплуатации «механики» весьма велика.

Одно дело, если машину с МКПП водит опытный водитель, знающий, на каких скоростях нужно переключаться на ту или иную передачу, и владеющий приемами эксплуатации в сложных условиях (например, если авто застряло в снегу или песке). Совсем другое дело, когда машину с таким типом трансмиссии водит новичок.

Здесь есть большой риск того, что по банальному незнанию правил эксплуатации МКПП начинающий водитель может, что называется, угробить коробку за относительно короткий срок (в то время как максимальный ресурс такого агрегата может исчисляться сотнями тысяч километров пробега).

Тем, кто все же решил выбрать автомобиль с механической КПП, стоит знать все о положительных и отрицательных сторонах этого типа трансмиссии.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостаткиСхема мкпп

  • Плюсы МКПП:
  • 1) Простота конструкции, относительная дешевизна ремонта и обслуживания.
  • 2) Большой ресурс эксплуатации (некоторые коробки передач данного типа могут использоваться даже после того, как выйдет из строя «родной» двигатель автомобиля).
  • 3) Экономия топлива (по сравнению с автоматической КПП, автомобиль на «механике» потребляет на 10-15% меньше горючего) и высокая динамика разгона.
  • 4) Высокий процент коэффициента полезного действия (механическая КПП позволяет использовать всю мощность двигателя и его крутящего момента).
  • 5) Хорошая приемистость автомобиля (быстрота увеличения оборотов двигателя) при которой водитель сам избирает стиль вождения, регулируя момент переключения скоростей.
  • 6) Меньший, чем у автоматической КПП, вес.
  • 7) Возможность запуска двигателя при вышедших из строя зажигании и аккумуляторной батареи.
  • 8) Возможность буксировки автомобиля без использования эвакуатора, на жесткой или гибкой сцепке на любые расстояния.
  • Минусы МКПП:
  • 1) Сложность эксплуатации для новичков (начинающие водители из-за необходимости использовать сцепление могут повредить как само сцепление, так и узлы коробки – например, включив вместо передней передачи заднюю или не включив полностью сцепление).
  • 2) Перегрузка мотора при некорректном включении передач (тоже касается неопытных водителей, которые могут забыть вовремя переключиться на высшую или низшую ступень, заставляя, тем самым, работать мотор на повышенных оборотах).
  • 3) Увеличенный, по сравнению с АКПП, промежуток переключения передач (во время переключения с низшей на высшую ступень и обратно двигатель на определенный промежуток времени разобщается с трансмиссией, что ведет к потере мощности).
  • 4) Усталость водителя при эксплуатации «механики» при езде в городском режиме (приходится постоянно включать/выключать передачи).
  • Удобный, но дорогой в обслуживании «автомат»
  • Если механическая коробка передач отличается простотой конструкции, то у автоматической количество узлов и агрегатов больше, что, в свою очередь, влияет на дороговизну ее изготовления, ремонта и эксплуатации.

Однако такая коробка более удобна в пользовании, особенно при езде в городе, так как здесь не требуется постоянное включение/выключение сцепления – это придется по вкусу водителям-новичкам. Таким образом участие человека в работе автоматической трансмиссии сведено к минимуму.

К тому же, сегодня покупатель может выбирать из нескольких видов автоматических коробок передач: гидромеханической КПП (обычный «автомат»), механической КПП с двумя сцеплениями, роботизированной КПП и бесступенчатого вариатора.

У каждого из этих типов трансмиссий есть свои плюсы и минусы, на которых мы остановимся подробнее, но сначала укажем на общие положительные и отрицательные черты автоматических КПП.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостаткиАвтоматическая коробка передач

  1. Плюсы АКПП:
  2. 1) Легкость эксплуатации (нет необходимости постоянно включать сцепление).
  3. 2) Отсутствие риска перегрузить двигатель (коробка-«автомат» сама выбирает оптимальный момент для переключения на повышенную или пониженную передачу).
  4. 3) Сокращенный промежуток времени между переходами с низшей ступени на высшую и обратно без потери мощности двигателя.
  5. Минусы АКПП:
  6. 1) Дорогой ремонт и обслуживание.
  7. 2) Большой вес агрегата (по сравнению с механической КПП).
  8. 3) Относительно невысокая приемистость автомобиля (наиболее характерно для гидромеханических АКПП).
  9. 4) Более высокий, по сравнению с «механикой», расход топлива (характерно для гидромеханических, роботизированных КПП и вариатора).
  10. 5) Невозможность буксировки автомобиля на гибкой или жесткой сцепке (только при помощи эвакуатора).
  11. 6) Отсутствие торможения двигателем в режиме Drive (для такого типа торможения приходится переключаться в режим пониженной передачи).
  12. 7) Небольшой по сравнению с механической КПП ресурс эксплуатации до капремонта (максимально — до 200 тысяч километров пробега).
  13. Теперь остановимся на негативных и позитивных качествах каждого вида указанных здесь АКПП.

Итак, к плюсам гидромеханической КПП можно отнести возможность передачи большого крутящего момента от двигателя к колесам, надежность и долговечность конструкции. К минусам — провалы при переключении передач, невозможность буксировки.

Что лучше, АКПП или МКПП: преимущества и недостатки5-ступенчатая АКПП ZF 5HP19

К положительным сторонам роботизированной КПП отнесем относительную дешевизну (по сравнению с другими «автоматами») производства и эксплуатации, а к минусам – рывки при переключении скоростей.

Коробка передач с двумя сцеплениями позволяет передавать максимальный крутящий момент на уровне механической трансмиссии, без потери мощности двигателя. А вот негативным моментом в эксплуатации такой коробки является ее ненадежная конструкция и дорогостоящий ремонт.

Наконец, к плюсам бесступенчатого вариатора относится самое плавное из всех перечисленных КПП переключение передач и возможность использования максимального коэффициента полезного действия двигателя.

А к минусам – сравнительно короткий срок службы до капитального ремонта (как показывает практика, зачастую проводить капитальный ремонт вариаторов приходится на пробеге 100-110 тысяч километров) и отсутствие возможности передачи максимального крутящего момента от двигателя к колесам.

Итог

Пока что наиболее практичной во многих отношениях является механическая трансмиссия. Но прогресс не стоит на месте, и современные автоматические коробки передач становятся все более надежными, долговечными и, что главное, экономичными.

Такой вид трансмиссии как коробка с двумя сцеплениями уже «научили» расходовать меньше топлива, чем обычная механическая КПП.

Но сложность конструкции и следующая из этого дороговизна ремонта и обслуживания таких трансмиссий пока что говорит не в пользу «автоматов».

14 плюсов механики и столько же минусов автомата — журнал За рулем

Есть водители, которые ни за что не променяют МКП на автоматическую коробку передач. И вот почему…

Кстати! Если мы что-то пропустили в списке ниже, отметьте это в х.

1. Цена вопроса

Машина с механической коробкой всегда дешевле при наличии альтернативы с автоматом. Правда, многие автомобили, начиная с C-класса, даже не предполагают механику. А вот в бюджетном классе на версии с механикой можно сэкономить при покупке 100-150 тысяч рублей.

2. Разгон

Автомобиль с МКП разгоняется всегда быстрее, чем с автоматом. У дорогих высокотехнологичных машин разница почти незаметна, но в бюджетном классе — ощутима.

3. Расход топлива

Расход топлива в автомобиле с механической коробкой передач, как правило, меньше. Если речь не идет, правда, о высокотехнологичных роботизированных коробках с двойным сцеплением.

4. Выбор передачи

В случае с МКП водитель сам выбирает передачу, а автомат в зависимости от настроек или режима работы может их то и дело менять. А это влечет опять же повышенный расход топлива, постоянно меняющуюся нагрузку на двигатель и кратковременную потерю тяги, которой водитель может не ожидать.

Читайте также:  Технические характеристики хино 500

5. Обгон

При обгоне поведение машины с механической коробкой передач более предсказуемо, а автомат, даже если перейти в ручной режим, все равно способен взять да и затеять переключение в неподходящий момент.

6. Если машина не заводится

Если разрядился аккумулятор или сломался стартер, автомобиль с механикой запустить просто – с толкача. Для машины с автоматом, если откажет стартер, придется вызывать эвакуатор. Если сел аккумулятор, помогут провода для прикуривания, с толкача завести тоже не получится.

7. Ресурс

У механики ресурс гораздо больше — как правило, одной коробки хватает на весь жизненный цикл автомобиля. Автомат служит, в среднем, 200-250 тыс. км пробега, а каких-то хватает лишь на 100 тыс. км.

8. Прогрев на морозе

В морозы механическая коробка практически не нуждается в прогреве, автоматическая капризнее — требует прогрева рабочей жидкости.

9. Замена масла

Масло в МКП меняют гораздо реже, чем в АКП. Кроме того, в автоматах ее требуется гораздо больше.

10. Выбраться из снега и грязи

Вылезать из снежного или грязевого плена на машине с механической коробкой передач проще, чем с автоматом любого типа. Можно и раскачку применить, и побуксовать. А автомат в таких условиях не позволит быстро сменить передачу переднего хода на заднюю, да и перегреться может.

11. Прочность трансмиссии

Тащить прицеп или буксировать другой автомобиль на машине с механикой куда безопаснее с точки зрения сохранности трансмиссии. Достаточно поберечь сцепление во время старта с места и переключений, а уж остальное простая механика выдержит. Автомату придется тяжелее.

12. Буксировка

Тащить машину с механикой на сцепке можно хоть через всю страну, в случае с автоматом действует правило 50 на 50: не быстрее 50 км/ч и не далее чем на 50 км, некоторые производители позволяют и того меньше.

13. Ремонт

Если уж коробка сломалась, ремонт механической обойдется гораздо дешевле, чем автоматической.

14. Удовольствие от вождения

Удовольствие от полного контроля над автомобилем можно ощутить, только если он оснащен механической коробкой передач.

Подробнее о каждом пункте читайте в материале нашего автора

Коллаж: «За рулем»

  • Прагматичный способ улучшить комплектацию автомобиля — рейлинги на крышу. Рейлинги на крышу и другие полезные автомобильные аксессуары на лучших условиях предлагает наш интернет-магазин.
  • Продлить срок службы узлов и агрегатов автомобиля можно при помощи специальных присадок. Лучше всего себя зарекомендовали продукты от SUPROTEC и VALENA.

Механика или автомат: какая коробка передач лучше? — Транспорт на vc.ru

Выбор типа коробки передач часто становится дилеммой не только для водителей-новичков, но и для опытных автолюбителей. Какой вариант лучше: автомат или механика? А если выбирать автоматическую трансмиссию, на чем лучше остановиться: на роботе, вариаторе или гидротрансформаторе? Мы подготовили материал, который поможет вам выбрать тип коробки передач.

{«id»:675354,»gtm»:null}

Прежде чем рассказывать о преимуществах и недостатках той или иной коробки передач, стоит разобраться, какими они бывают. И начнём мы с механики. Её полное название МКПП (механическая коробка переключения передач).

Такой тип трансмиссии обладает простым устройством. Двигатель передаёт ей мощность при помощи сцепления. А несколько шестерен внутри коробки определяют скорость вращения колёс. Эти шестерни переключаются вручную при помощи рычага в салоне автомобиля.

Перед переключением необходимо нажимать педаль сцепления.

У автомата или АКПП (автоматической коробки переключения передач) может быть несколько типов устройства, но их объединяет один принцип работы. Водитель при помощи рычага выбирает только режим движения: вперёд, назад, паркинг или нейтраль. Остальное автомобиль сделает сам. А теперь углубимся в виды автоматических коробок передач.

Начнём с гидротрансформатора. Это один из древнейших типов коробок передач, появившийся более 100 лет назад. Он представляет собой камеру, заполненную специальной жидкостью.

В ней друг напротив друга расположены несколько колёс с лопастями. Одно колесо соединено с двигателем напрямую и осуществляет вращение, при этом колёса друг с другом не соприкасаются, а в движение их приводит циркуляция жидкости.

Среди всех автоматических трансмиссий этот вариант самый надёжный.

Второй вид коробки передач – робот, также известный как РКПП (роботизированная коробка переключения передач). Он представляет собой сильно переработанную механику.

Ей добавили устройство выжима сцепления, а также механизм выбора и переключения скоростей. В итоге система сама переключает передачи при помощи электроники. Иногда такой коробке добавляют подрулевые лепестки переключения передач.

С их помощью водитель может принудительно менять передачу, в каком-то смысле имитируя механическую коробку.

Последний тип автоматической трансмиссии – вариатор. Он сильно отличается от других коробок своим устройством. Он представляет собой два шкива и соединяющий их клиновидный ремень.

У вариатора нет ступеней, а скорость вращения регулируется при помощи изменения диаметра шкивов, состоящих из двух конусовидных элементов. Вариатор – самая плавная коробка передач, так как у неё отсутствуют скорости.

Единственный уязвимый элемент его конструкции – клиновидный ремень.

Первый и самый главный плюс механической коробки передач – простое устройство и высокая надёжность. Механика практически не ломается, её ресурса хватает на долгое время из-за минимального количества электроники. А если поломка всё же произошла, МКПП лучше поддаётся ремонту.

Да и обслуживать механику проще, и опытные автолюбители справляются с этой задачей самостоятельно. Другой плюс, вытекающий из простой конструкции, – низкая цена. Автомобили, оснащённые МКПП, стоят примерно на 10% меньше аналога с автоматом.

При этом такой автомобиль дешевле обслуживать.

Также стоит отметить, что в умелых руках плюсами механической трансмиссии станут низкий расход топлива, лучшая динамика и больший потенциал на бездорожье. А если у автомобиля с механикой сел аккумулятор, его можно запустить «с толкача».

К тому же часто механической трансмиссией оснащают высокопроизводительные спортивные автомобили с мощными моторами. Дело в том, что МКПП вызывает больше интереса у любителей высокоскоростного вождения. При этом у механики есть и обратная сторона.

Пришло время познакомиться с её минусами.

Прежде всего, МКПП сложнее в эксплуатации: необходимо ловко управлять сцеплением и выбирать нужную передачу. При этом механическую трансмиссию невозможно оснастить современными функциями помощи водителю, например, экстренным торможением, адаптивным круиз-контролем. А функции, которые можно установить на такие автомобили, часто ограничены.

Так, при активации автоматической парковки, водитель всё равно самостоятельно выжимает сцепление, переключает скорости и осуществляет рулевое управление автомобилем. Также при управлении механикой сильнее устают ноги, особенно при езде в пробках.

Дело в том, что педаль придётся часто нажимать, отчего к концу поездки ноги могут наливаться свинцом.

Преимущества автоматической коробки передач вполне очевидны. Прежде всего, это высокий комфорт во время движения. Так, водителю не нужно переключать передачи и «орудовать» сцеплением.

Такой тип коробки передач оптимален для крупных городов с частыми пробками и неспешным ритмом движения.

А вот во время движения по трассе автоматическая коробка и механика практически не различаются, ведь движение, в основном, происходит на одной скорости без переключений.

У отдельных видов автоматов есть свои особенные плюсы. Как мы уже отметили ранее, вариатор признан самой плавной коробкой передач, лучше всего подходящей для неспешного ритма движения.

Роботизированная коробка, напротив, подойдёт для динамичного движения за счёт более быстрых переключений. А меньшая скорость переключения передач и небольшая масса самого робота позволят снизить расход топлива.

Что касается гидротрансформатора, то он лёгок в обслуживании и обеспечивает довольно высокую плавность хода.

Среди минусов автоматов отметим повышенную стоимость обслуживания, меньшую надёжность и необходимость прогрева. Гидротрансформаторы и вариаторы медлительны при переключении, что может стать неприятным сюрпризом на трассе.

А робот отличается более резкими переключениями, которые могут показаться некомфортными. Автомобили с АКПП нельзя возить на буксире. Пробуксовки и перегазовки могут привести к перегреву и повреждению коробки. Такой же эффект может иметь и выезд на бездорожье.

А ещё один значительный минус касается водителя: если он обучался ездить на автомате, то не сможет управлять машинами с МКПП.

Так что же лучше выбрать: механику или автомат? Однозначный ответ на этот вопрос дать тяжело. Если вы начинающий водитель, то лучше остановиться на автоматической коробке передач.

В этом случае поездки будут проходить более комфортно, а вы сможете не отвлекаться на переключение передач, уделяя больше внимания ситуации на дороге.

К тому же, отдельные модели АКПП по надёжности могут сравниться с механикой.

А если вы опытный водитель, и заинтересованы в снижении затрат на владение автомобилем, рациональнее остановиться на механической трансмиссии. МКПП стоит рассмотреть и в том случае, если вы любитель активного вождения и хотите получать максимум эмоций от поездки. При этом учиться в автошколе лучше на механике, такое решение будет более универсальным.

Тут же стоит отметить, что механическая трансмиссия – это «вымирающий вид» коробок передач. Как показывает опыт стран с развитой автомобильной промышленностью, от механики постепенно отказываются, замещая её автоматами. Эта тенденция характерна и для китайских автомобилей, широко представленных на нашем рынке.

Так как в Поднебесной автомобили, в основном, предназначены для движения в мегаполисах, механика там считается крайне дискомфортной. Поэтому большая часть китайских автомобилей, за исключением доступного сегмента, комплектуется автоматами. Чаще всего это вариаторы и роботы. Таким образом, механика постепенно уходит из мирового автопрома.

Но в России данный тип коробки широко распространён и пользуется популярностью.

Итак, выбор коробки передач и автомобиля зависит только от предпочтений покупателя. Очевидно, что автоматы – более современное и комфортное решение. А через несколько десятков лет такие коробки и вовсе могут вытеснить механику. Но сейчас и у того и у другого вида есть как значительные преимущества, так и досадные недостатки. Изучив их, автолюбитель может сделать окончательный выбор.

А что выберете вы?

  • Показать результаты
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector